Отвечаем на вопросы о правах и обязанностях в период действия режима повышенной готовности: могут ли вводимые ограничения нарушать конституционные права граждан и как правильно самоизолироваться, чтобы не пришлось уплачивать штрафы?
Режим повышенной готовности, самоизоляция и карантин. Что всё это значит?
Режим повышенной готовности вводится в субъекте РФ при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации 1 . Данное понятие законом не определено, но по его смыслу это своего рода промежуточная мера, которая принимается до объявления режима ЧС. Сейчас на территориях большинства регионов действует режим повышенной готовности, поскольку коронавирусная инфекция представляет собой угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. В Москве он введен Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ (далее – Указ мэра).
Самоизоляция как правовое понятие законом не определена. По существу, данная мера принимается в отношении неопределенного круга лиц, подпадающего под определенные критерии, и означает необходимость воздерживаться от контактов с посторонними.
Понятие карантина раскрывается в Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения 2 . Это меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов.
Карантин в Москве может быть введен в отношении отдельных категорий граждан (см. следующий вопрос) на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
В чем отличие самоизоляции от изоляции и как их соблюдать?
В текущих условиях разница между понятиями «самоизоляция» и «изоляция» (карантин) следующая: самоизоляция распространяется на лиц, которые не болеют коронавирусной инфекцией, но подпадают под определенные критерии, а изоляция может применяться только к тем, у кого заболевание выявлено, к лицам с подозрением или высоким риском подозрения на заболевание.
Режим изоляции распространяется на вас, если вы:
- заразились коронавирусной инфекцией, но в связи с легкой формой протекания заболевания по решению медиков оставлены дома;
- проживаете с человеком, заразившимся коронавирусной инфекцией;
- посещали страны с неблагополучной эпидемиологической обстановкой;
- лично в отношении вас принято решение об изоляции, например после контакта с человеком, заболевшим коронавирусной инфекцией.
Срок соблюдения режима изоляции устанавливается санитарными врачами (иными должностными лицами) и указывается в выдаваемом человеку предписании или составляет 14 дней со дня возвращения в Россию из-за границы. Соблюдение этого режима является обязательным: нельзя покидать место жительства и следует строго соблюдать требования, зафиксированные в выданных предписаниях.
Режим самоизоляции распространяется на вас, если вы:
- достигли 65 лет;
- страдаете заболеваниями эндокринной системы, органов дыхания или системы кровообращения, у вас имеются трансплантированные органы или ткани, выявлены злокачественные новообразования и т.д. (полный перечень заболеваний содержится в приложении № 4 к Указу мэра).
Согласно Указу мэра эти категории граждан не должны покидать место самоизоляции даже по уважительным причинам. В случае необходимости им доставят на дом лекарства, продукты и окажут иную социальную помощь.
В настоящее время самоизолироваться должны почти все граждане, проживающие на территории Москвы. Однако для тех, кто младше 65 лет и не страдает перечисленными заболеваниями, установлен «более свободный» режим самоизоляции. Они могут покидать место жительства, чтобы обратиться за экстренной медицинской помощью, сходить в ближайшие аптеку, магазин и вынести мусор, выгуливать домашних животных можно на расстоянии, не превышающем 100 м от дома.
Кроме того, такие граждане могут ездить на работу, если в соответствии с решениями государственных органов они не переведены на режим нерабочего дня или дистанционной работы.
Самоизолироваться не обязаны руководители и ключевые сотрудники предприятий, учреждений и органов власти, чье присутствие на месте работы является критически важным. Режим самоизоляции не распространен на работников медицинских организаций, правоохранительных органов и органов, работающих в сфере защиты прав и свобод человека, органов по делам гражданской обороны и ЧС, организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с Указом мэра, а также на сотрудников организаций, получивших специальное разрешение от работодателя на передвижение в текущих условиях (например, сотрудников грузовых компаний).
Что грозит за нарушение режима изоляции?
За нарушение режима изоляции и несоблюдение выданного предписания человека могут привлечь к административной или уголовной ответственности.
В настоящее время по данному вопросу нет сформировавшейся устойчивой правоприменительной практики. Предположительно, привлечение к уголовной ответственности может быть лишь крайней мерой по отношению к людям, которые, нарушая режим карантина, создают угрозу для окружающих.
Уголовная ответственность
Наказание, предусмотренное ст. 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил», может последовать в случае, если заболевший коронавирусной инфекцией нарушил установленные предписания (например, покинул без разрешения место изоляции), а последствием стало массовое заболевание либо смерть одного или нескольких человек. Если умерло больше двух человек, то наказание может составить до 7 лет лишения свободы.
Эта статья дополнена важным нововведением: даже если массовое заболевание не наступило, но правоохранители сочтут, что была создана реальная угроза заражения граждан, человека также могут привлечь к уголовной ответственности. Максимальное наказание составит до 2 лет лишения свободы.
Однако ответственность могут наложить, только если будет доказано, что на момент нарушения режима изоляции человек болел коронавирусной инфекцией, именно из-за его действий заболели или умерли другие люди либо он создал реальную угрозу массового заболевания граждан.
Административная ответственность
Административная ответственность предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Она последует за несоблюдение режима изоляции, если человек не болеет коронавирусной инфекцией, но все равно должен соблюдать условия карантина и если нарушение не повлекло угрозу массового заболевания и смерть из-за заражения.
То есть человека, обязанного изолироваться, могут наказать уже за то, что он покинул место проживания.
Ответственность за это предусмотрена и «местным» кодексом об административных правонарушениях – ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы. За первое нарушение может быть назначен штраф в размере 4 тыс. руб. При нарушении режима изоляции на личном автомобиле он может быть отправлен на штрафстоянку в целях «пресечения административного правонарушения».
Вернуть его можно будет по общим правилам возвращения задержанного автомобиля, оплатив при этом штраф.
Что будет за нарушение режима самоизоляции?
Уголовная ответственность за нарушение режима самоизоляции в отсутствие иных нарушений для граждан не предусмотрена.
К административной ответственности человека могут привлечь по ст. 20.6.1 КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения». Наказание последует за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, в частности в случае нарушения ограничений, установленных на территории субъекта РФ.
Для Москвы ограничения установлены Указом мэра (см. вопрос 2).
Жители столицы могут быть привлечены к административной ответственности и по ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы за невыполнение требований нормативных правовых актов, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города, т.е. за нарушение ограничений, установленных Указом мэра. За первое нарушение гражданину может быть назначен штраф в размере 4 тыс. руб.
Правда ли, что режим самоизоляции нарушает конституционные права граждан, которые могут быть ограничены только при введении режима ЧС?
Действительно, принимаемые меры больше похожи на те, что предусмотрены на случай возникновения чрезвычайной ситуации, которая вводится указом президента. На текущий момент никакого указа не принято. Разработан законопроект о возможности введения режима чрезвычайной ситуации Правительством РФ, но президент его пока не подписал.
Могут ли вводимые правила ограничивать права граждан на свободу передвижения и на труд? Эти права гарантированы гражданам РФ Конституцией. Однако при введении режима повышенной готовности могут применяться меры, ограничивающие права граждан.
Об этом прямо сказано в п. 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 3 .
Так, при введении режима повышенной готовности уполномоченные органы вправе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. В ряде случаев может быть приостановлена деятельность организаций, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. Могут быть приняты иные меры, необходимые для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Можно предположить, что принятые меры относятся к категории «иных».
Кто и как следит за соблюдением режимов изоляции и самоизоляции?
За их соблюдением следят сотрудники правоохранительных и иных специализированных органов. Фиксация нарушения режимов изоляции и самоизоляции осуществляется по общим правилам фиксации административного правонарушения и преступления. За «изолированными» гражданами осуществляется дополнительный контроль с использованием камер на подъездах и иных систем определения местоположения человека.
Как быть, если в ближайшем магазине или аптеке не продается то, что нужно?
Согласно Указу мэра «самоизолированные» могут следовать к ближайшему месту приобретения товаров, работ и услуг, реализация которых не была ограничена. Представляется, что можно пройти «чуть дальше», если в ближайшем магазине нет товара, который вам требуется. В таком случае ближайшим будет тот магазин, где этот товар есть. Однако здесь следует соблюдать принцип разумности.
Не стоит перемещаться на другой конец города за любимым шоколадом. Такая поездка с высокой степенью вероятности может превратиться в административное правонарушение.
Какие ограничения нужно учитывать во время прогулки с собакой, чтобы не пришлось уплачивать штраф?
Согласно Указу мэра гулять с собакой можно только в 100 м от места проживания. Если вы отойдете на 200 м, например в специально отведенное для выгула собак место, формально это будет являться нарушением установленных ограничений. Однако если вы соблюдаете принцип разумности, маловероятно, что вас за это привлекут к административной ответственности.
За тренировку на улице могут оштрафовать?
Согласно Указу мэра граждане могут покидать место жительства только в исключительных случаях (они описаны выше). За пробежку может быть назначен штраф в размере 4 тыс. руб., а при повторном нарушении – в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст.
3.18.1 КоАП г. Москвы).
Что будет, если ребенок вышел погулять, пока родители на работе, и его остановил полицейский?
Сейчас в Москве на подобные ситуации распространяются общие ограничения и основания привлечения к ответственности. Но, например, депутаты Курганской областной Думы предлагают привлекать родителей к административной ответственности в таких случаях как за отдельное правонарушение – «допущение нахождения несовершеннолетнего без сопровождения родителей или иных ответственных лиц в общественных местах, транспортных средствах, а также в объектах торговли и общественного питания, объектах, предназначенных для развлечения и досуга». Если закон примут, родителей, оставивших несовершеннолетних без присмотра, будут подвергать административному наказанию в виде штрафа в размере от 500 до 1 тыс. руб.
Оштрафуют ли за нарушение режима самоизоляции сотрудника, которого работодатель не перевел на удаленный режим работы?
Ситуация может варьироваться от региона к региону.
Согласно Указу мэра Москвы нарушением режима самоизоляции не является следование к месту работы, которая не приостановлена в соответствии с указом.
Организации и индивидуальные предприниматели в период действия режима повышенной готовности вправе не ограничивать осуществление своей деятельности, если она прямо не приостановлена нормативными актами и перевод сотрудников на «удаленку» невозможен, поскольку в противном случае не будет обеспечено функционирование технологических и иных процессов (п. 4 Указа мэра).
В п. 3.2 Указа мэра определены организации, которые обязаны приостановить свою «очную» работу на период до 1 мая 2020 г. Например, в список попали рестораны, кафе, салоны красоты, СПА-салоны и иные предприятия, предусматривающие непосредственное посещение их гражданами, за исключением случаев доставки.
Таким образом, если вы не работаете в организации, на которую наложена обязанность приостановить «очную» работу, ваша деятельность связана с обеспечением функционирования технологических и иных процессов в организации и работодатель не счел возможным перевести вас на «удаленку», можете посещать место работы. Это не будет признано нарушением. Но работодателю необходимо представить на адрес электронной почты [email protected] сведения о количестве работников, которые будут посещать место работы, а затем он должен выдать вам подтверждение того, что вы значитесь в списке таких работников.
Как отслеживать изменения, касающиеся вводимых мер, и избежать фейковых сообщений?
Новости об изменениях в законодательстве публикуются на официальном сайте Госдумы. При этом следует учитывать, что принимаемый закон вступает в силу после подписания его президентом и официального опубликования.
Об изменениях в законодательстве регионов сообщается на официальных сайтах органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Например, москвичи могут отслеживать информацию на сайте мэра Москвы.
1 Пункт 1 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2 Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3 Пункт 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Конституционный cуд признал ограничения в период пандемии законными
Региональные власти вправе принимать решения об ограничении передвижения граждан в период пандемии. Такая позиция заключена в постановлении Конституционного cуда РФ, которое публикует «Российская газета».
Фото: Сергей Куксин/РГ
КС проверял законность мер, введенных весной прошлого года подмосковным губернатором Андреем Воробьевым. А именно подпункта 3 пункта 5 постановления «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил области, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)». Нормативный акт запрещал гражданам покидать место жительства.
Исключение составляли обращения за медицинской помощью, походы в магазин и некоторые другие. Выходить можно было, предварительно оформив специальный пропуск.
Запрос проверить законность этого документа в КС пришел из Протвинского горсуда. Туда ранее поступило дело об административном правонарушении 52-летнего местного жителя, который в апреле 2020 года в период угрозы распространения коронавируса был задержан в общественном месте. Его оштрафовали за нарушение режима самоизоляции.
Местные полицейские составили в отношении нарушителя протокол об административном правонарушении из-за невыполнения правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения. Гражданин счел, что власти ограничивают его права, и обратился в суд. В заявлении он указал, что такое регулирование осуществлено с превышением полномочий и ограничивает право граждан на свободу передвижения.
Кроме того, заявитель просил разъяснить, какие сферы находятся в ведении Российской Федерации, а какие — субъектов РФ.
В своем решении Конституционный суд сослался на статьи 2, 7 и 41 Основного Закона, утверждающие, что жизнь человека — «высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности». Именно в связи с этими положениями власти берут на себя ответственность обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, отметил КС.
Конституционный суд указал на то, что ситуация с коронавирусом была экстраординарной
Конституционный суд признает право граждан на передвижение, но уточняет, что при реальной общественной угрозе жители должны проявлять «разумную сдержанность», реализуя это право. Кроме того, КС отмечает: ограничение свободы передвижения — не то же самое, что ограничение личной свободы.
Введение же административной ответственности за нарушение самоизоляции в период эпидемии, согласно позиции КС, — это «приемлемый баланс между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина». Более того, введение ограничений в этой ситуации — задача, «уклониться от решения которой государство не вправе», говорит суд.
Суд также сослался на рекомендации Всемирной организации здравоохранения, в которых специалисты советовали ограничивать контакты между гражданами, в том числе вводя карантин и ограничивая передвижение людей.
При этом защита прав человека в условиях пандемии входит в совместное ведение регионов и федерального центра, признал КС. А это значит, что региональные власти могут регулировать вопросы, которые касаются защиты прав человека, а также защищать население и территории от чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов. Суд сослался на 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Когда власти вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности или аналогичное должностное лицо может назначить руководителя для устранения последствий ЧС. Он, в свою очередь, может принимать дополнительные меры по защите населения, указал Конституционный суд. Это должностное лицо — глава региона.
Конституционный суд указал также на то, что ситуация с коронавирусом была экстраординарной. И хотя конкретные федеральные законы о разграничении полномочий центра и регионов в борьбу с пандемией были приняты уже после постановления главы Подмосковья, власти области предприняли экстренные меры по минимизации ущерба здоровью и жизни граждан. А значит, опережающие меры нельзя считать антиконституционными. Суд указал, что разумность мер, принятых подмосковными властями, отражается в установленных исключениях: возможности выйти в магазин, выгулять собаку, сходить к врачу и т.д.
При этом ограничения менялись постольку, поскольку менялась санитарно-эпидемиологическая обстановка. В итоге суд признал соответствующими Конституции ограничения, введенные подмосковными властями.
Оренбургский суд признал режим самоизоляции карантином, а ограничение права на передвижение – временным и согласующимся с конституционно значимыми целями
Оренбургский облсуд вынес отказ в административном иске о признании недействующим некоторых положений указа Губернатора Оренбургской области от 31 марта 2020 г. № 158-ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 г. № 112-ук». Истец указывал, что:
- запрет покидать жилище, за исключением ряда случаев, нарушает свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, нарушает право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности и получение дохода;
- губернатор не может ограничивать эти права, согласно нормам как Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», так и Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;
- при этом ст. 1 Закона о праве на свободу передвижения допускает ограничение этой свободы на основании закона, однако в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ такое ограничение, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может вводиться исключительно федеральным законом, а не региональным, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл;
- ни в одном нормативном правовом акте РФ не установлено понятия «самоизоляция», режим которой может быть введен решением губернатора;
- следовательно, губернатор не имеет права принимать законы, ограничивающие или отменяющие конституционные права граждан РФ, в том числе право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
- осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов (п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), поэтому регионы самостоятельно решают вопросы предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий (подп. 5 п. 2 ст. 26.3 Закона об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ);
- в случае угрозы эпидемии по предложению главных санврачей на территории субъекта РФ решением губернатора вводятся ограничительные мероприятия (карантин);
- а перед тем, как в области были введены режим повышенной готовности и карантин, Главный госсанврач РФ издал ряд постановлений, в том числе постановления № 7 от 18 марта 2020 г. и № 9 от 30 марта 2020 г., в которых губернаторам всех российских регионов предписывалось – с учетом складывающейся эпидситуации – своевременно вводить режим повышенной готовности и карантин (включая режим самоизоляции) , а также организовать контроль за соблюдением карантина. Спорный указ введен как раз в целях борьбы с распространением КОВИД-19, это прямо установлено преамбулой указа;
- кроме того, поправки в Закон о защите от ЧС разрешили губернаторам издавать дополнительные общеобязательные правила поведения при введении режима повышенной готовности, а Президент РФ своим Указом от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» дал губернаторам дополнительные полномочия по введению конкретных оптимальных мер, в их числе – определение границ мероприятий и установление особого порядка передвижения на территории;
- наконец, согласно разъяснениям Президиума ВС РФ (о применении ст. 207.1 Уголовного кодекса), обстоятельства распространения COVID-19 на территории РФ относятся к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан;
- значит, свобода передвижения истца ограничена не в связи с ЧС, а в связи с необходимостью ее предупреждения и распространения КОВИД-19, следовательно, ограничена в соответствии с федеральным законодательством в целях защиты здоровья, прав и законных интересов граждан, проживающих и пребывающих на территорию Оренбургской области;
- согласно правовой позиции КС РФ, право на свободу передвижения не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц;
- спорные ограничения носят временный характер, согласуются с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправданы необходимостью создания условий для предупреждения эпидемии COVID-19 на территории Оренбургской области.
Отметим, что комментируемое решение представляется наиболее качественным из всей «линейки» опубликованных отказных решений региональных судов по искам против режима самоизоляции: мотивировочная часть хорошо проработана, содержит уместные ссылки на законодательство и анализ применяемых норм; кроме того, в ней почти нет процитированных длиннот из норм, лишь отдаленно связанных с предметом рассуждений.
«Решение Оренбургского облсуда по данному вопросу вполне логично – аналогичными, на мой взгляд, будут и решения других российских судов по похожим искам, – отмечает Дмитрий Лесняк, руководитель GR-практики BMS Law Firm. – Губернаторы получили дополнительные полномочия как в силу поправок к закону о защите от чрезвычайных ситуаций, так и в силу Указа Президента РФ. И эти полномочия позволяют вводить ограничения в части особого порядка передвижения по территории субъекта РФ. К тому же обстоятельства распространения COVID-19 были признаны представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, что дает полномочия местным властям на ограничение свободы передвижения уже в соответствии с федеральным законодательством.
Поэтому сколько бы ни было таких исков, шансов в судах у них практически нет».
К сведению: во вторник, 2 июня, Правительство РФ поручило Минюсту России, Минздраву России и Роспотребнадзору проанализировать практику применения нормативных правовых актов (в том числе указов мэра Москвы), принятых в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории России, обратив особое внимание на положения, в наибольшей степени затрагивающие права и интересы граждан. Эта работа должна быть проведена совместно с правительством Москвы и экспертным юридическим сообществом.