Статья 12. Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12
1. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган регистрации прав. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у муниципального округа, городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 13.06.2023 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
3. Предусмотренные настоящей статьей сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.
4. В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)
5. В случае перехода права собственности на земельную долю к другому лицу внесение изменений в договор аренды земельного участка, в составе которого находится такая земельная доля, не требуется.
(п. 5 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)
Кадастровые работы по выделу земельного участка из общей долевой собственности (в индивидуальном порядке)
Здравствуйте! Как произвести выдел доли из общей долевой собственности?
Ответ: Ерёмина Ю.В. (Главный инженер)
Здравствуйте! Порядок образования земельных участков путем выдела в счет земельной доли или земельных долей регламентирован ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (Далее – Закон об обороте).
Собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Проект межевания выполняется в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2011 №388.
Проект межевания земельного участка подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Извещение должно содержать сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания ЗУ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона, сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания ЗУ, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона, кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка, порядок ознакомления с проектом межевания ЗУ, место или адрес, где с проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
В случае, если в течение тридцати дней со дня извещения о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер составляет заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка. Проект межевания земельного участка утверждается собственником земельной доли или земельных долей (пая).
После чего, кадастровый инженер выполняет кадастровые работы и осуществляет подготовку межевого плана для последующего его предоставления в орган регистрации прав с заявлением и иными документами для постановки на кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В случае наличия обоснованных возражений, кадастровый инженер проводит работы по их снятию, и только после этого осуществляет подготовку межевого плана.
Для оформления прав собственнику земельной доли либо его представителю необходимо обратиться в любой офис «Многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг», а потом в скобках сокращение «(Далее – МФЦ)», либо подать заявление через портал Росреестра в электронном виде. Помимо межевого плана для постановки на кадастровый учет и регистрации права земельного участка необходимо также предоставить:
– заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав, составленное по форме приложения № 1 к приказу Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 N 920, поданное лицом или лицами, являющимися собственниками земельной доли (долей) и образующими земельный участок путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 — 6 статьи 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
– документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю,
– проект межевания земельного участка, утвержденный решением собственника земельной доли или земельных долей, и заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка;
а также оплатить государственную пошлину за регистрацию права.
Размер госпошлины за регистрацию права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с действующим налоговым законодательством составляет 350 рублей.
Этапы оформления земельных участков путем выдела в индивидуальном порядке:
- Подготовка проекта межевания земельного участка;
- Согласование проекта межевания земельного участка с участниками долевой собственности посредством направления извещения участникам долевой собственности или опубликования извещения в средствах массовой информации по месту расположения земельного участка;
- Утверждения проекта межевания;
- Проведение кадастровых работ и подготовка межевого плана;
- Постановка на кадастровый учет и одновременная регистрация права.
- Заключение договора о подготовке проекта межевания земельного участка и выполнении кадастровых работ на подготовку межевого плана в связи с образованием земельного участка в счет выдела земельной доли из земель сельхозназначения;
- Подготовка проекта межевания;
- Направление извещения о согласовании проекта межевания дольщикам или публикация в СМИ;
- Подготовка межевого плана;
- Подача заявления о постановке на кадастровый учет и государственную регистрацию прав выделяемого земельного участка.
Отметим также, что при выделе в индивидуальном порядке общее собрание пайщиков может не проводится.
Подготовка межевого плана осуществляется с учетом требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921.
Что такое земельный пай (земельная доля).
В далекие девяностые годы, в период проведения земельной реформы, сельскохозяйственные угодья приватизировались путем передачи в собственность трудовым коллективам колхозов и совхозов. Так появилось понятие «земельный пай».
В этой публикации я расскажу главные моменты, которые нужно знать и понимать о правовом статусе земельных паев (долей).
Имейте ввиду, что такого термина как «земельный пай» современное законодательство не содержит. Во всех законодательных актах используется термин «земельная доля». Но по смыслу эти понятия — это одно и то же.
1. Понятие земельного пая (доли).
Колхозы и совхозы в своем пользовании имели массив сельскохозяйственных угодий.
Когда начался переход к рыночной экономике, то на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» угодья передавались в общую долевую собственность работникам этих предприятий. Иногда не только работникам, а всем жителям населенного пункта, к которому предприятие относилось (п. 9 Постановления):
Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.
Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.
Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности.
Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев передаются сельскому (поселковому) Совету народных депутатов.
Таким образом, колхозные и совхозные сельскохозяйственные массивы были условно поделены на паи (земельные доли) и путем передачи их в частную долевую собственность произошла приватизация.
Земельный пай – это доля в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения.
Именно такое определение и дано в п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:
Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Еще раз. Земельный пай – это доля в праве общей долевой собственности. Не самостоятельный земельный участок с границами и местоположением.
А именно доля в праве.
Есть большой, огромный земельный массив, который стоит на кадастровом учете как один земельный участок. В этом большом участке есть много-много маленьких субъективных земельных паев, которые являются не частью участка в физическом смысле, которую можно оградить забором, а долей в праве собственности на него.
Понимать это очень важно.
Я достаточно часто слышу такие высказывания, как «У нас отобрали нашу землю. Мы точно знали где был наш земельный пай, мы его обрабатывали (у нас его арендатор обрабатывал), а теперь там работают другие» или «… построили вышку и качают нефть».
Так вот, если у нас земельный пай (земельная доля), то никакой «нашей земли» с точки зрения закона просто нет. А есть доля в праве общей собственности. И до тех пор, пока земельный пай (земельная доля) не выделен в самостоятельный участок, то его правовой режим регулируется нормами Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту — Закон № 101-ФЗ) как доли в праве общей собственности на земельный участок, в том числе по пользованию, владению и распоряжению.
Нравится это кому-нибудь или нет.
Конечно, на практике собственник пая может выбрать любой кусок исходного земельного участка и начать его обрабатывать. Но законодательного оправдания таким действиям нет и никаких преимущественных прав за собой это не влечет.
2. Как оформлялись земельные паи (земельные доли) на момент приватизации.
В качестве подтверждения прав на земельный пай (земельную долю) выдавались свидетельства о праве собственности установленного образца. Свидетельства в свою очередь выдавались на основании решений уполномоченных органов местного самоуправления (как правило, комитетами по земельным ресурсам, иногда самой администрацией).
Такие первоначальные свидетельства и распоряжения уполномоченных органов в настоящий момент именуются документами, удостоверяющими право на земельную долю (ст. 18 Закона 101-ФЗ).
Так как земельный пай это не отдельный участок, то сведений о его границах в свидетельствах никогда не содержалось, а указывались сведения о площади, собственнике и выдавшем органе.
Площадь могла быть указана по разному: в квадратных метрах, гектарах или в баллогектарах. Пару раз я встречал простую правильную дробь.
В независимости от того, каким образом указан размер земельной доли, такое определение считается юридически действительным (п. 2 ст. 15 Закона 101-ФЗ).
Если в вашем свидетельстве вместо метров или гектаров указаны баллогектары, то это абсолютно не свидетельствует о том, что у вас нет земли, а свидетельство недействительно.
Иногда, помимо размера самого пая, в удостоверяющих документах указывались сведения о пропорциях сельскохозяйственных угодий. Например, всего 19 га, из которых 15 га – пашни, 2 га – сенокосы, 2 га – пастбища.
3. Можно ли использовать земельный пай по назначению до его выдела в натуре.
Однозначного ответа на этот вопрос в законе нет.
Представляется, что если в земельном участке сельскохозяйственного назначения не более пяти пайщиков, то при достижении соглашения между собой они вправе использовать свои паи для сельскохозяйственного производства без их выдела в натуре. Если же пайщиков более пяти, то такой возможности у них нет.
Это следует из взаимосвязанных положений п. 1 и п. 3 ст. 14 Закона 101-ФЗ.
Когда в земельном участке больше пяти паёв, то владение, пользование и распоряжение этим участком осуществляется только в соответствии с решением, принятом на общем собрании пайщиков (п. 1 ст. 14 Закона 101-ФЗ).
Например, если в участке будет 15 паев, а пайщики решат посредством обычного соглашения определить порядок его использования между собой, то такое соглашение юридической силы иметь не будет и никаких правовых последствий за собой не повлечет (к примеру, не будет являться юридическим основанием для преимущественного выдела в конкретном месте).
В этом случае необходимо проводить общее собрание пайщиков, принимать на нем решение и оформлять его в виде протокола общего собрания.
При этом, п. 3 ст. 14 Закона 101-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень вопросов, по которым общее собрание пайщиков вправе принять решение. И среди этого перечня отсутствует порядок использования участка между самими пайщиками.
То есть, закон не относит к компетенции общего собрания пайщиков возможность принять решение о том, кто из пайщиков какую часть земельного участка может использовать без выдела пая в натуре.
Пункт 3 ст. 181.5 ГК РФ прямо указывает, что решение общего собрания, принятое по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания, является недействительным (ничтожным).
Если земельный участок сельскохозяйственного назначения принадлежит более пяти пайщикам, то без выдела долей в натуре у пайщиков нет возможности самим использовать участок. Во всяком случае, юридически. На практике может быть всё, что угодно.
4. Невостребованные земельные доли.
Целью приватизации сельскохозяйственных угодий был переход от государственной к частной собственности и развитие селького хозяйства на базе свободной рыночной конкуренции.
Предполагалось, что земельные паи будут эффективно использоваться их собственниками. Например, выделяться под создание крестьянских (фермерских) хозяйств или передаваться в аренду сельскохозяйственным организациям.
Однако, на практике получилось не совсем так, как планировалось.
- Во-первых, в этот «золотой» период приватизации царил откровенный бардак. Кому-то забывали выделить пай, кого-то забывали в документах.
- Во-вторых, у людей просто не было денег.
- В-третьих, у людей не было необходимых знаний.
Все это привело к тому, что определенная часть земельных паев (долей) зависла где-то в воздухе и своего применения на практике не нашла. Они получили определение «невостребованные земельные доли».
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в статье 12.1 выделяет следующие основания для признания доли невостребованной:
- собственник не передал ее в аренду или не распорядился иным образом в течение трех и более лет подряд (если право на долю зарегистрировано в ЕГРН, то основание не применяется);
- сведения о собственнике не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления;
- собственник умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Положения ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусматривает специальных правовой механизм, в результате реализации которого невостребованные земельные доли признаются муниципальной собственностью, выделяются в натуре и через торги предоставляются заинтересованным лицам в собственность или аренду.
Существует также специальный порядок, предусмотренный п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в рамках которого земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей, могут быть переданы заинтересованным лицам без торгов.
Другие публикации по теме:
- Как продать земельный пай;
- Как выделить земельную долю (земельный пай): правила, документы, особенности;
- Как приобрести выделенный участок из муниципальных земельных долей без торгов по п. 5.1 ст. 10 Закона 101-ФЗ.