Решение о прямых договорах 2024

Правительство РФ внесло изменения в текст трех важных «коммунальных» документов (Постановление Правительства РФ от 13 июля 2019 г. N 897):

  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,
  • Правила заключения договоров ресурсоснабжения между РСО и УК, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124,
  • Требований к организации расчетов за коммунальные ресурсы, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253.

Почти все эти изменения продиктованы необходимостью детализировать нормы, связанные с оказанием коммунальных услуг жителям МКД напрямую ресурсоснабжающими организациями, (РСО) – по так называемым «прямым договорам». Еще часть поправок связана с усилением правового статуса реестра лицензий по управлению МКД, а большинство остальных – носит технико-юридический характер.

  • утвержден типовой «прямой договор» – договор между собственником жилого помещения в МКД и РСО о предоставлении коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании и использовании общего имущества в МКД. Заключение именно таких типовых договоров между собственниками квартир и РСО прямо предусмотрено ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ. Напомним, что собственники нежилых помещений (кроме машино-мест) давно обязаны заключать с РСО индивидуальные письменные договоры ресурсоснабжения, а с регоператором по обращению с ТКО – отдельные договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кстати, типовой «прямой договор» по обращению с ТКО тоже упомянут в рассматриваемых поправках – он будет частью Правил № 1156 от 12.11.2016;
  • если уж переход на «прямые договоры» в конкретном МКД свершился – по воле жителей или РСО, неважно – УК обязана передать РСО большой объем данных о собственниках помещений не позднее чем за 5 рабочих дней до дня, с которого РСО начнет предоставлять коммунальную услугу (если переход на «прямые договоры» произошел из-за долгов УК, она также обязана передать эти данные в течение 5 рабочих дней со дня расторжения своего договора с РСО). Эти данные нужны для начисления платы за коммунальные услуги; среди них – ФИО, паспортные данные, телефон, E-mail каждого собственника и пользователя жилых помещений, адреса жилых помещений с указанием общей площади и количества проживающих, реквизиты или копия документа о праве собственности, все сведения об ИПУ и другая информация, в том числе о «должниках».

Аналогичное правило вводится в отношении данных, передаваемых региональному оператору по обращению с ТКО.

На передачу этих сведений получать согласие субъекта персональных данных не нужно.

  • если УК эти сведения не передаст или не передаст вовремя, и из-за этого потребителю будут ошибочно начислены платежи, а РСО заплатит за эту ошибку штраф, то УК возместит РСО сумму этого штрафа. Кстати, в своих заявлениях о выплате штрафа потребители теперь должны указывать свой ИНН;
  • УК обязана предоставлять РСО и регоператору по обращению с ТКО не только указанную выше информацию, но и сведения из реестра собственников (ФИО с указанием размера долей в общем имуществе МКД), причем еще и постоянно актуализировать эти сведения в дальнейшем;
  • и сведения из реестра собственников, и все остальные сведения, необходимые РСО для начисления платы, УК должна передавать одновременно на бумаге и в электронном виде;
  • срок проверки запроса потребителя о правильности начисленных ему сумм платежей можно рассмотреть в течение месяца. Это в равной степени относится и к УК, и к РСО, и к регоператору;
  • уточняется (в полном соответствии с ЖК РФ) процедура перехода на «прямые договоры», при этом особенно акцентируется внимание на обязанность РСО распространять перед своими «прямыми» потребителями ту информацию, которую исполнитель коммунальных услуг и должен предоставлять (в последнее время участились случаи наказаний РСО за несоблюдение этой обязанности);
  • предусматривается обязанность инициатора общего собрания собственников помещений в МКД, которое решило перейти на «прямые договоры», также сообщать своим соседям по дому информацию, полученную от РСО (даты заключения и начала исполнения «прямых договоров», сроки и способы передачи показаний ИПУ и т.п.). Донести эту информацию нужно путем размещения на досках объявлений во всех подъездах МКД или придомовом земельном участке, в течение 5 календарных дней со дня ее получения от РСО;
  • за содержание внутридомовых инженерных систем отвечают УК, даже если жители находятся на «прямых договорах» с РСО/регоператором, – это прямо предусматривается новой редакцией Правил № 354. РСО всегда отвечает только за подачу ресурса к границе с внутридомовыми инженерными системами;
  • принимать сообщения потребителей о некачественной коммунальной услуге – даже в случае «прямых договоров» – должна УК. Проверять это сообщение и составлять акт нужно совместно с РСО/регоператором. Аварийно-диспетчерская служба – тоже «вотчина» УК;
  • прямо прописывается обязанность УК ставить ОДПУ даже в доме на «прямых договорах», но только в том случае, если собственники помещений в МКД приняли решение о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в плату за содержание жилого помещения;
  • предупреждать должников об ограничении/приостановлении коммунальной услуги теперь не обязательно в письменном виде – можно и устно. А сумма расходов на ограничение/приостановление комуслуг, которую можно взыскать с потребителя-должника, ограничивается 3 000 руб.;
  • если УК не может подтвердить, что управляемый ею МКД внесен в региональный реестр лицензий на управление МКД, то РСО вправе отказаться заключать с УК договор ресурсоснабжения в части обеспечения ресурсами этого спорного МКД.

Отметим также, что в Правилах № 354 теперь закреплен и запрет на размещение в платежном документе рекламы, за исключением социальной. Напомним, что размещать рекламу на платежках запретили еще в прошлом году – см. ч. 10.2. ст. 5 Закона о рекламе.

Теперь данный запрет прямо предусмотрен и Правилами № 354.

Поправки вступят в силу 31 июля 2019 года.

Изменение Жилищного кодекса РФ с 1 ноября 2021 года

Изменены правила и нормы технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, определен новый порядок установления платы за содержание жилья и уточнены полномочия общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Редакцию Жилищного кодекса РФ изменил Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ , который вступил в силу с отсрочкой в 3,5 года. В Кодексе закреплена возможность заключения прямых договоров между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, уточнены права общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и порядок эксплуатации общего имущества.

Рекомендация  Статья 232.2 ГПК РФ. Дела рассматриваемые в порядке упрощенного производства 2024

Прямые договоры

В Жилищном кодексе РФ появилась новая статья 157.2 ЖК РФ «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» , которая устанавливает для потребителей коммунальных услуг возможность прямого заключения договоров:

  • холодного и горячего водоснабжения;
  • водоотведения;
  • электроснабжения;
  • газоснабжения;
  • отопления;
  • на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами —

непосредственно с организациями, оказывающими соответствующие услуги.

Для этого должны быть выполнены два условия:

  • общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение, предусмотренное пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ ;
  • разрыв общих договоров, заключенных в соответствии с требованиями, установленными правительством РФ, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающими организациями.

Пунктом 2 новой статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация имеет право в одностороннем порядке прекратить договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор в этом случае разрывается независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. О таком прекращении договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомлять как саму управляющую организацию, так и всех собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим заключается «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме.

Такие «прямые» договоры не обязательно должны быть в письменной форме. В пункте 6 данной статьи об этом сказано так:

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Договор заключается со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно. По нормам новой редакции статьи 161 ЖК РФ, в случае заключения таких «прямых» договоров постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг обеспечивают все равно управляющие организации, которые обязаны, в том числе, обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в предусмотренных законом случаях. Также на управляющие организации и ТСЖ возложена обязанность осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников

Статья 44 ЖК РФ «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме» дополнена новым пунктом 4.4. В нем сказано, что общее собрание имеет право принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с ресурсоснабжающей организацией и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с новой редакцией статьи 46 ЖК РФ, копия протокола собрания, а также принятого на нем решения подлежат направлению в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут, в соответствии с принятым решением, заключены договоры.

Плата за за жилое помещение и коммунальные услуги

Изменился пункт 16 статьи 12 ЖК РФ , регулирующей полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений. Теперь в их полномочия также входит:

  • установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • определение порядка расчета и внесения такой платы;
  • разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом;
  • решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения;
  • установление порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы.

По нормам новой редакции статьи 20 ЖК РФ, в функции Государственного жилищного надзора, в том числе, входит проверка обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также надзор за соблюдением предельных индексов изменения размера такой платы.

В статье 155 ЖК РФ «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» пункты 6.3 и 7.1 утратили силу.

2021-11-01 13:51:37

Прямые договоры позволят собственникам квартир избежать наценок от управляющих организаций. Это выгоднее, чем платить за все по одной квитанции, хоть и более хлопотно.

2021-11-02 05:23:10
Дидух Юлия, Наценки на что?
2021-11-02 05:26:32

Дидух Юлия, С 2005 г. на прямых Договорах! Но это Фейковые Договора, т.к. ни УО, ни РСО не несут ни какой ответственности за качество КУ!

2021-11-02 07:04:56
Иван, В смысле фейковые? их подделали?
2021-11-02 18:25:46

Дидух Юлия, С 2020 года на прямых договорах с РСО, платить приходится еще больше на 10-20%, чем по общей квитанции. В старых домах где не стоят индивидуальные счетчики на тепло, совсем не выгодно. Не понятно чье тепло оплачиваем и как оно распределяется.

2021-11-18 13:30:22

управляющие организации под ЛЮБЫМ предлогом, в т. ч. и шантаж, бандитизм, подкуп, будут препятствовать переходу собственников жилья на прямые договора — это-же потеря отличной «кормушки»!

Изменения в прямых контрактах по 44 ФЗ в 2024 году: новые ограничения и возможности

Прямые контракты по 44 ФЗ — это механизм заключения госконтрактов без проведения торгов. В новом образце договора, который будет применяться с 2024 года, появились некоторые изменения и особенности. Теперь прямые контракты можно заключать в случаях, когда заказчик «с вправе» проводить торги, но по определенным условиям и порядку.

Рекомендация  Прекращение уголовного дела по амнистии на этапе следствия 2024

Прямые контракты могут быть применять в случаях, когда заказчик считает, что проведение открытого аукциона или конкурса затруднено по объективным причинам. Например, такой порядок может применяться в случае если объект строительства или закупаемые товары имеют уникальные характеристики и не могут быть заменены аналогами на рынке.

В новом образце договора по 44-ФЗ были также внесены изменения в порядок заключения прямых контрактов. Теперь заказчик может заключать контракты на сумму не более 01% от суммы, указанной в извещении о проведении торгов. Однако, для некоторых категорий заказчиков, например для организаций малого и среднего предпринимательства, порог для прямых контрактов может быть повышен.

Прямые контракты по 44 ФЗ в 2024 году

В 2024 году в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом №44-ФЗ, будет применяться новый механизм заключения госконтрактов, а именно прямые контракты.

Прямой контракт – это особый вид госконтракта, который заключается без проведения торгов в случаях, предусмотренных законодательством. Одним из примеров, когда можно применять прямой контракт, является необходимость срочного приобретения товаров, работ или услуг по обеспечению функционирования органа исполнительной власти либо других государственных органов.

Прямые контракты по 44 ФЗ в 2024 году заключаются в соответствии с образцом, утвержденным Минэкономразвития России, и определяются особенными условиями и порядком их заключения.

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о контрактной системе, прямые контракты по 44 ФЗ в 2024 году могут заключаться на сумму не более 500 000 рублей (для контрактов, заключенных с субъектами МСП), либо на сумму не более 1 000 000 рублей (для контрактов, заключенных с остальными организациями).

В правом поле прямого контракта может быть предусмотрена возможность заключения контракта без проведения конкурса или аукциона, а также определены сроки и условий его исполнения.

Особенности прямых контрактов по 44 ФЗ в 2024 году также заключаются в возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае, если организация или индивидуальный предприниматель является единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) товаров, работ, услуг, необходимых для решения поставленных государством задач.

Сумма прямых договоров по 44-ФЗ в 2024 году

Механизм заключения прямых договоров по 44-ФЗ в 2024 году определен в соответствии с законодательством о госзакупках. Право на заключение прямых договоров имеют организации, выполняющие госконтракты и подряды, а также участники этих госконтрактов и подрядов.

Статья по теме: Преамбула договора: что это такое, образец преамбулы и как внести изменения

В особенности прямые договоры по 44-ФЗ применяются в случаях, когда для исполнения госконтракта требуются дополнительные работы, поставки или услуги, которые не были предусмотрены в исходном контракте.

Прямые договоры по 44-ФЗ проводятся в порядке, установленном Федеральным законом. Заказчик имеет право применять механизм прямых договоров только в случаях, когда сумма дополнительных работ, поставок или услуг не превышает 50% от начальной (максимальной) цены госконтракта.

В случаях, когда сумма прямых договоров превышает 50% от начальной цены госконтракта, необходимо проведение торгов или аукциона. Правила проведения торгов и аукционов определяются в соответствии с Федеральными законами о госзакупках.

Заключение прямого договора является исключением из общего порядка заключения госконтракта, установленного законодательством о госзакупках. При заключении прямого договора необходимо соблюдать определенный порядок и использовать образцы документов, которые утверждаются Федеральной антимонопольной службой и Министерством жилищной и коммунальной политики Российской Федерации.

Организация Максимальная сумма прямого договора
ООО «Рога и Копыта» 100 000 рублей
ИП «Иванова» 50 000 рублей
АО «Синергия» 500 000 рублей

В случае превышения указанных сумм, организация должна применить полки контракта и провести торги или аукцион в соответствии с законодательством о госзакупках.

Механизм ЗМО и его применение в определенных случаях

Механизм Закрытого Метода Определения поставщика (ЗМО) является одним из способов заключения прямых контрактов по 44-ФЗ. Он предусматривает возможность заключения госконтрактов без проведения торгов. Такой механизм может быть использован, например, когда существуют особенности или ограничения в проведении конкурсных процедур.

Прямое заключение контракта по ЗМО может быть вправе осуществить только организация, находящаяся в армии и состоящая в ведении Министерства обороны Российской Федерации. В таких случаях организации, находящиеся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации или Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также ГПК РФ, вправе заключать прямые контракты с учетом особенностей, предусмотренных 44-ФЗ.

При использовании механизма ЗМО есть определенные условия и ограничения. Например, в случае закупки имущества у организаций-единственных поставщиков, адресованных к организации, прямой контракт может быть заключен без проведения торгов. Также возможно заключение прямых контрактов согласно определенному образцу, утвержденному Правительством Российской Федерации.

Важно отметить, что сумма прямых контрактов, заключаемых по ЗМО, ограничена. Начиная с 1 января 2024 года, сумма таких контрактов не может превышать 10% от общего объема госконтрактов, заключенных организацией в течение года. Это сделано для обеспечения прозрачности и снижения рисков коррупционных схем.

Особенности заключения прямых госконтрактов

Заключение прямых госконтрактов является одним из механизмов осуществления государственных закупок в России согласно 44-ФЗ. В новом порядке, действующем с 2024 года, прямые контракты могут быть заключены на сумму не более 1 000 000 рублей.

Процедура заключения прямых госконтрактов проводится без проведения торгов, и любое юридическое или физическое лицо, включая бюджетные учреждения и государственные компании, вправе заключить такой контракт с исполнителем в случаях, предусмотренных законом.

Статья по теме: Увольнение по инвалидности в 2024 году: особенности для групп 1, 2 и 3 и статьи Трудового Кодекса РФ

Особенности заключения прямых госконтрактов состоят в том, что они выполняются в простой и быстрый способ. Исполнитель, желающий заключить прямой контракт, должен представить заявку на участие в процедуре и складывает все документы для участия в госзакупках. Сроки рассмотрения такой заявки гораздо короче, чем при проведении полноценных торгов.

В некоторых случаях должен применяться особый порядок проведения прямых госконтрактов. Например, в случаях, когда имеется один возможный исполнитель, имеются технические или экономические особенности, которые не позволяют провести конкурсные торги, или если организация намерена заключить контракт со СМИ для размещения рекламы. Также прямые договоры могут применяться, когда речь идет о закупке лекарственных препаратов.

Рекомендация  Привлечение к ответственности 2024

В общем случае, прямые госконтракты занимают важное место в системе госзакупок, позволяя государственным учреждениям и компаниям быстро и эффективно закупать необходимое оборудование, услуги или товары без длительных процедур проведения полноценных торгов.

Торги «с полки»: особенности проведения

Проведение торгов «с полки» предусматривает возможность заключения прямых контрактов по 44-ФЗ без проведения открытого конкурса или аукциона. В каких случаях и какие контракты могут быть заключены таким образом?

  1. Кто вправе проводить торги «с полки»? Возможность заключения прямых контрактов без проведения торгов с полкой предоставлена государственным организациям, учреждениям и предприятиям, подведомственным Министерству Здравоохранения (МЗ).
  2. Какие контракты могут быть заключены «с полки» по 44-ФЗ? Основная категория контрактов, которые могут быть заключены по этому механизму, это товары, работы и услуги, непосредственно связанные с выполнением задач в области государственного обеспечения медицинской помощи.
  3. Какие особенности имеет проведение торгов «с полки»? В отличие от обычных госконтрактов, при проведении торгов «с полки» применяется новый порядок заключения договоров. Вместо обязательного применения образца госконтракта, участники могут применять любой образец договора, который отражает существенные условия контракта.
  4. Какие преимущества дает механизм торгов «с полки»? Основное преимущество заключения прямых контрактов по данной процедуре — сокращение времени, необходимого для заключения контракта. Кроме того, данный механизм дает возможность государственным организациям быстро реагировать на текущие потребности в медицинских товарах, работах и услугах.

Образец прямого контракта по 44-ФЗ

Прямые контракты по 44-ФЗ – это механизм заключения госконтрактов без проведения торгов. В новом порядке заключения госконтрактов, который будет применяться в 2024 году, прямые контракты играют особенно важную роль.

В случаях, когда в образце госконтракта по 44-ФЗ не указана возможность заключения прямого контракта или сумма контракта превышает порог для прямого контракта, применяются полки «с» и «змо». При этом возникает вопрос о порядке заключения таких контрактов.

Образец прямого контракта по 44-ФЗ содержит особенности, которые отличают его от образца госконтракта, заключаемого через торги. В таком контракте указывается наименование заказчика и поставщика, а также информация о выполнении работ или оказании услуг. Также образец прямого контракта может содержать информацию о цене, выплате и сроках выполнения работ или оказания услуг.

Статья по теме: Как снять автомобиль с учета в ГИБДД при его утрате

В случаях, когда возникает необходимость заключения прямого контракта, заказчик вправе самостоятельно определить поставщика и условия выполнения работ или оказания услуг. Однако необходимо учитывать, что для заключения прямого контракта сумма должна быть не выше порога, установленного для данного вида контрактов.

Прямые контракты по 44-ФЗ проводятся в исключительных случаях, когда участие в торгах невозможно по определенным причинам. Это может быть связано как с обстоятельствами, которые не позволяют провести полноценные торги, так и с ситуацией, когда заказчик государственного или муниципального уровня не имеет достаточного времени для проведения торгов.

Порядок заключения контракта по 44 ФЗ

Порядок заключения контракта по 44 ФЗ (Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») определяет правила и условия прямого проведения госконтрактов без проведения торгов. В новом механизме заключения контракта существует возможность применять контрактные отношения на основе прямого заключения в случаях, когда заказчик вправе применять порядок заключения контракта по 44 ФЗ.

Для заключения прямого контракта по 44 ФЗ требуется соблюдение определенных условий и процедур. Во-первых, заказчик должен иметь право заключать прямые контракты в соответствии с законодательством. Во-вторых, необходимо проведение процедуры открытого конкурса на участие всех заинтересованных поставщиков, которые подали предложения на участие в проведении признаваемые участниками открытого конкурса.

Новый порядок заключения контракта по 44 ФЗ включает в себя такие этапы, как составление проекта договора, подписание договора, подготовка и размещение итогового документа, осуществление контроля за исполнением договора. При этом для определения суммы контракта используется механизм формирования стоимости контракта на основе сметной документации и иных документов, установленных в соответствии со статьей методов прямого заключения госконтракта по 44-ФЗ

Одним из существенных элементов заключения контракта является подписание договора заказчиком и поставщиком. При этом обязательно применение таких форм, как «сметной документации», «образца договора» и «условий договора». Кроме того, в случаях, когда контракт заключается на поставку товаров, работы и услуг, подлежащих определенной процедуре технического контроля, заказчик вправе применять технические условия, определяющие требования, которым должны соответствовать товары, работы и услуги, а также порядок проведения контроля.

Таким образом, порядок заключения контракта по 44 ФЗ подразумевает применение нового механизма прямого заключения госконтракта в соответствии с определенными условиями и процедурами. Он определяет порядок проведения открытого конкурса, формирования итогового документа, осуществления контроля за исполнением договора и применение различных форм и условий договора в зависимости от конкретных требований.

Советуем также:

  1. Алкогольный калькулятор онлайн: расчет промилле и мг/л, расшифровка показаний анализатора
  2. Образец заполнения ДКП авто — Договор купли продажи (Бланк 2021 г.)
  3. Как найти судебный приказ по номеру дела или фамилии?
  4. Отрицательный миграционный прирост в России сохранится в 2024 году: половина уехавших россиян вернулась