Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ статья 8.7 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 8.7 КоАП РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ в часть 1 статьи 8.7 настоящего Кодекса внесены изменения
1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ в часть 2 статьи 8.7 настоящего Кодекса внесены изменения
2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Информация об изменениях:
Статья 8.7 дополнена частью 3 с 17 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ
3. Неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Информация об изменениях:
Статья 8.7 дополнена частью 4 с 17 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ
4. Применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Насколько обосновано привлечение гражданина к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ?
Мне принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: производство сельскохозяйственной продукции. Я использую его под сенокос. В 2015 году в Иркутской области была засуха, был объявлен режим чрезвычайной ситуации.
В связи с засухой, так как кормовая трава не выросла, я не обрабатывал участок. В апреле 2016 года инспектор Россельхознадзора, проведя проверку, привлекает меня к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Часть 1 ст. 8.7 КоАП говорит об ответственности за невыполнение рекультивации земель после добычи полезных ископаемых, ч. 2 указанной статьи говорит о предотвращении качественного ухудшения земель. Насколько обосновано привлекается гражданин к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП, если проверка качественных показателей (содержание фосфора и органических веществ) проводилась в зимний период, сравнение делалось с агротехническим паспортом от февраля 2016 года?
Прошу при ответе учесть, что в наших широтах вегетационный период начинается в мае и заканчивается в конце сентября.
Владимир Кузьмин
Консультаций: 53
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 50 тыс. руб.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 13 ЗК РФ (в редакции, действующей в спорный период) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в том числе по следующим основным направлениям:проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинг а плодородия земель сельскохозяйственного назначения; разработка планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 11 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» ).
Так, например, ГОСТом 17.4.2.03-86 «Охрана природы. Почвы. Паспорт почв» установлены требования по составлению паспорта почв, который позволяет определить и контролировать загрязненность и деградацию почв, устанавливать мероприятия по их охране, повышению плодородия и рациональному использованию.
Так, паспорт почв необходим для целей:
рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, а именно обеспечения в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами;
охраны земель сельскохозяйственного назначения, а именно выполнения комплекса организационно-хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями;
определения и контроля загрязненности (загрязнение почв — содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения) и деградации земель сельскохозяйственного назначения (деградация земель — ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий);
установления мероприятий по охране земель сельскохозяйственного назначения из перечня мероприятий (организационно-хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических, правовых или иных);
повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (способности почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений).
Вышеуказанные цели корреспондируют обязанностям правообладателей земельных участков по охране, рациональному использованию и повышению плодородия земель сель с кохозяйственного назначения.
В некоторых актах судебной практики отмечается, что без наличия паспорта почв правообладатель земельного участка сельскохозяйственного назначения лишен возможности выполнять возложенные на него обязанности (п остановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 № 1АП-1704/2016 по делу N А83-1857/2016 ).
Таким образом, на землепользователе лежит обязанность предпринимать все необходимые меры для сохранения плодородия земель, а также обязанность предоставить агрохимический паспорт почв или иной документ, отражающий агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные показатели почв.
Объективной стороной вмененного вам состава административного правонарушения является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий.
Д ля оценки обоснованности привлечения вас к административной ответственности необходимо изучение всех доказательств по делу (протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении; материалов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного земельного надзора, и др.), на основании которых можно устан о в ить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Так, следует иметь в виду, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ ).
Вы имеете право подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (ст. 30.1-30.3 КоАП РФ ).
Постановление Верховного Суда РФ от 05.05.2017 N 41-АД17-16
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу главы администрации Кировского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области Мышакина С.В. на постановление от 02.10.2015 N 08/1-44-698/2015, вынесенное заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 27.11.2015 N 12-187/2015, решение судьи Ростовского областного суда от 01.02.2016 N 11-221/16 и постановление председателя Ростовского областного суда от 30.06.2016 N 4-а-573, состоявшиеся в отношении администрации Кировского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области (далее — администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением от 02.10.2015 N 08/1-44-698/2015, вынесенным заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее — постановление должностного лица), администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 27.11.2015 N 12-187/2015 постановление должностного лица изменено: применительно к одному из земельных участков, перечисленных в постановлении должностного лица, исключено указание на то, что администрацией совершены вменяемые ей нарушения. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Ростовского областного суда от 01.02.2016 N 11-221/16 и постановлением председателя Ростовского областного суда от 30.06.2016 N 4-а-573 принятые по делу акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Мышакин С.В. просит об отмене вынесенных в отношении администрации актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, при проведении должностными лицами Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия плановой выездной проверки администрации 16.07.2015 выявлены факты нарушения ведения муниципального земельного контроля и организации свалок твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения без разграничения права собственности, расположенных в границах Кировского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области, свидетельствующие о невыполнении администрацией установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель и о ненадлежащем контроле администрации за защитой земель от негативного воздействия.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия администрации, не выполнившей установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, несмотря на имевшуюся возможность для соблюдения законодательства в области природопользования, квалифицированы по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступившей в силу с 01.03.2015, предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных в данной статье.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, и сославшись на положения данной нормы, судебные инстанции отметили, что спорные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения без разграничения права собственности, расположены на территории Кировского сельского поселения, что администрацией не оспаривалось.
Поскольку на спорных земельных участках, перечисленных в обжалуемых актах (с учетом внесенных решением судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 27.11.2015 N 12-187/2015 изменений) требования законодательных норм в области природопользования администрацией не выполнялись, должностное лицо административного органа и согласившиеся с ним судебные инстанции пришли к выводу о том, что совершенное администрацией деяние образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия и судами установлено, что администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Ссылка заявителя на судебный акт, принятый по другому делу, является несостоятельной, так как в данном деле рассматривалась иная совокупность конкретных обстоятельств.
Срок давности и порядок привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено администрации в виде административного штрафа в размере, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановление от 02.10.2015 N 08/1-44-698/2015, вынесенное заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 27.11.2015 N 12-187/2015, решение судьи Ростовского областного суда от 01.02.2016 N 11-221/16 и постановление председателя Ростовского областного суда от 30.06.2016 N 4-а-573, состоявшиеся в отношении администрации Кировского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу главы администрации Кировского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области Мышакина С.В. — без удовлетворения.