Применение повышающих коэффициентов при расчёте платы за коммунальные услуги регламентировано ПП РФ № 354. Наш постоянный эксперт Елена Шерешовец рассказала, в каких случаях такие коэффициенты влияют на объём коммунальных ресурсов, потреблённых на содержание общего имущества в МКД.
Повышающие коэффициенты условно делятся на две группы
Наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец посвятила новый выпуск онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» теме применения повышающих коэффициентов при расчёте платы за коммунальные ресурсы и разбору случаев, когда такие расчёты влияют на плату КР на СОИ, которую управляющая организация вносит поставщику ресурсов при прямых договорах:
- Применяемые в соответствии с п. 60 ПП РФ № 354 по истечении трёх расчётных периодов в случаях, перечисленных в пп. «а», «г» п. 59 ПП РФ № 354:
- индивидуальный прибор учёта, принятый к расчётам, вышел из строя или утрачен;
- истёк срок эксплуатации индивидуального прибора учёта.
- собственник отказался предоставить исполнителю КУ допуск к счётчику.
- Применяемые при составлении акта о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ (п. 81(11) ПП РФ № 354).
Группы коэффициентов различны не только по случаям их применения, но и по влиянию на объём КР на СОИ. Существуют два варианта: в одном случае размер платы управляющей организации снижается, а в другом – нет. Разберёмся, от чего это зависит.
Повышающий коэффициент 1,5 не изменяет объём КР на СОИ
Если в жилом помещении собственника индивидуальный прибор учёта вышел из строя или утрачен, истёк срок его эксплуатации, то исполнитель КУ в течение трёх расчётных периодов производит начисление платы исходя из среднемесячного объёма потребления (п. 59 ПП РФ № 354).
После истечения указанного срока исполнитель КУ в соответствии с п. 60 ПП РФ № 354 рассчитывает плату исходя из установленного норматива и применяет повышающий коэффициент 1,5.
Елена Шерешовец заострила внимание на том факте, что при этом объём ресурса, потреблённый собственником в помещении, не меняется – он равен нормативу. Ведь при расчёте платы норматив умножается на тариф, и лишь потом полученный размер платы умножается на коэффициент 1,5. То есть увеличивается сумма, а не объём ресурса, который должен оплатить собственник.
Это важно, поскольку расчёт платы, которую вносит УО в РСО за коммунальные ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества, привязан к данным об объёмах потребления. Он производится в соответствии с п. 21.1 ПП РФ № 124: из объёма, определённого по показаниям общедомового прибора учёта, отнимается объём, подлежащий оплате потребителями.
– объём КР, определённый по ОДПУ
– объём КР, подлежащий оплате потребителями
Поскольку коэффициент 1,5 применяется к сумме оплаты, а не к нормативу, взятому за основу при расчётах, то в данном случае он никак не влияет на объём КР на СОИ.
Коэффициент 10 увеличивает объём индивидуального потребления и уменьшает объём КР на СОИ
Второй случай применения повышающего коэффициента – если составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. Коэффициент значительно выше: не 1,5, а уже 10 (п. 81(11) ПП РФ № 354).
Несанкционированным вмешательством в работу ИПУ признаются любые действия, которые могли повлиять на его работу и исказить фиксируемые счётчиком данные: механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.
Если при проверке ИПУ исполнитель коммунальных услуг установит факт такого вмешательства, то составляется акт и плата за коммунальный ресурс рассчитывается в соответствии с п. 62, абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354: исходя из объёма, рассчитанного на основании нормативов с применением повышающего коэффициента 10.
То есть в основу расчётов ложится не норматив, а объём потребления, который рассчитывается как норматив*10. Затем на такой повышенный объём начисляется плата за коммунальную услугу по утверждённому тарифу.
Получается, что коэффициент за несанкционированное вмешательство в работу ИПУ, в отличии от коэффициента предыдущей группы, увеличивает объём коммунальных услуг, израсходованных потребителем. Тогда объём, подлежащий оплате управляющей организацией за КР на СОИ, уменьшается.
Следовательно, когда ресурсоснабжающая организация выставляет УО плату за коммунальный ресурс на содержание общего имущества, такой размер платы уменьшается за счёт коэффициента.
Запомнить
ПП РФ № 354 регламентирует случаи, когда исполнитель коммунальной услуги имеет право применять повышающие коэффициенты при расчётах платы за индивидуальное потребление ресурсов. Их применение по-разному отражается на объёмах КР на СОИ, что должны учитывать управляющие организации в своей работе.
Что такое подогрев воды для ГВС в квитанции?
В начале августа жители городов РФ получили квитанции, в которых появились две строки за оплату горячей воды: «вода» и «подогрев».
Это вызвало многочисленные вопросы среди владельцев квартир. Что такое подогрев воды для ГВС в квитанции? Законно ли это в 2024 году?
Расскажем об этом далее.
Нововведения в законодательстве
В августе 2024 года жители городов РФ заметили, что в квитанции ЖКХ появилась новая строка — «подогрев воды». На самом деле, согласно ПП № 406 от 13 мая 2013 г., такая строка должна была появиться в квитанциях ЖКХ ещё в 2013 году.
В данном постановлении правительство рекомендует централизованно подаваемую горячую воду разделять на 2 компонента: собственно воду (холодную) и подогрев воды.
В связи с тем, что нормативы расхода тепла на подогрев холодной воды были утверждены только 18.04.2018 г., а решение вступило в силу ещё позже — с 1 июля 2024 года, именно с августа 2024 года появилась отдельная строка оплаты за подогрев воды.
Что значит подогрев горячей воды в квитанции? В соответствии с ПП РФ № 406 от 13.05.2013 г. «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», при использовании централизованной закрытой системы горячего водоснабжения во всех регионах устанавливается двухкомпонентный тариф на ГВС, состоящий из компонента «на холодную воду» ( руб./м 3 ) и компонента »на тепловую энергию» ( руб./Гкал).
Таким образом, тариф разделили на 2 составляющие:
- Использование холодной воды.
- Подача теплоэнергии.
Соответственно, и расчёт теперь производится отдельно за 2 ресурса: вода для горячего водоснабжения и оплата за тепловую энергию, расходуемую на подогрев воды.
Такое разделение вполне логично, ведь этими двумя ресурсами обеспечивают потребителя разные поставщики: холодную воду поставляет водоканал, а тепло для подогрева воды вырабатывает компания «Теплоэнерго».
Первая строка — ГВС
В первой строке квитанции «горячее водоснабжение/вода» фиксируется расход количества холодной воды в кубометрах, которая идёт на приготовление горячей.
Объём потребляемой воды определяется по показаниям прибора учёта горячей воды (счётчика) либо исходя из установленного норматива потребления горячей воды на человека, помноженного на тариф на холодную воду.
Вторая строка — подогрев
Во второй строке «горячее водоснабжение/подогрев» указывается тепловая энергия, которая была затрачена на подогрев воды. Как рассчитывается подогрев воды в квитанциях? Исчисляется данный показатель следующим образом: норматив умножается на подогрев холодной воды, затем на тариф за тепловую энергию.
Многие потребители интересуются, от чего зависят региональные нормативы за подогрев воды? Отвечаем: утверждённые нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды применяются в зависимости от:
Всё это должно быть зафиксировано в техническом проекте многоквартирного дома.
Кроме того, в норматив включены:
- расходы на содержание централизованных систем ГВС на участке от центральных тепловых пунктов, на которых подогревается вода, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя;
- стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на всех участках, ведущих до конечного потребителя;
- расходы на транспортировку горячей воды.
Если в ванной комнате потребителя установлен теплосушитель, значит потребление тепла (следовательно, и оплата) происходит даже в летнюю жару. Подогрев воды в теплосушителях осуществляется за счёт остывающей горячей воды в трубах ГВС.
Сумма оплаты за ГВС не зависит от температуры воды, прошедшей через счётчик, а зависит только от тарифа на горячее водоснабжение.
Как рассчитать расход горячей воды в квартире?
Почти все современные приборы учёта расхода воды имеют шкалу, на которой обозначено минимум 8 цифр. Первые 5 цифр окрашены в чёрный цвет, последние 3 цифры — в красный.
В квитанции отображаются только первые 3 чёрные цифры, потому что это данные кубических метров, по которым рассчитывается стоимость воды. А те данные, которые окрашены в красный цвет, обозначают количество литров.
Они не указываются в квитанциях, хотя эти данные показывают, сколько литров воды потребляет семья за определённый отчетный период, нужно ли экономить на данном благе жильцам или же горячая вода расходуется в пределах нормы.
При расчёте потребления горячей воды следует помнить, что в квитанциях указываются цифры на начало отчётного периода (т.е. показания, снятые в прошлом месяце) и на конец (т.е. те, которые снимаются сейчас). Данный регламент прописан в ПП РФ № 354 от 06.05.2011 г.
Плата за подогрев воды в коммунальных платежах складывается из следующих составляющих:
- показатели водомерного счётчика в помещении, контролирующего расход холодной воды;
- показатели прибора учёта, показывающего расход горячей воды в определённой квартире;
- показатели общего счётчика, который исчисляет расход холодной воды всех жильцов дома (установлен в подвале дома);
- доля квартиры в общем расходе;
- доля, которой соответствует квартира в МКД.
Если в квартире не установлен водомерный счётчик, то расчёт производится на основе нормативов, установленных органами местного самоуправления на 1 человека. Месячные нормы расхода необходимо умножить на число зарегистрированных в квартире жильцов.
Получаются нормативные кубометры, которые затем умножаются на тарифы, действующие в конкретном населённом пункте. К полученному значению добавляется ещё повышающий коэффициент (1,5) — и расчёт за потребление горячей воды готов.
Стоит понести небольшие расходы на покупку и установку квартирных водомерных счётчиков, чтобы оплачивать только фактически потреблённый ресурс, который действительно истрачен самими жильцами. Применение повышающего коэффициента существенно увеличивает плату за горячую воду (на 30-50 %).
Правомерна ли оплата подогрева воды по квитанции в 2024 году?
Многие полагают, что плата за подогрев взимается Управляющими компаниями незаконно, и пишут жалобы на исполнительные организации, не желая вносить «двойную оплату за поставку горячей воды».
Однако появление такой строки в квитанции совершенно законно, и основанием для введения оплаты за тепловую энергию, расходуемую на подогрев воды, является вышеуказанное ПП № 406.
Почему правительство приняло такое решение, разделив оплату за горячую воду на 2 компонента? Дело в том, что стояки и полотенцесушители, подключённые к системе горячего водоснабжения, расходуют тепловую энергию, однако этот расход не учитывался ранее в расчётах оплаты за коммунальные услуги.
Поскольку оплата за теплоснабжение взимается только в отопительный период, нагрев воздуха за счёт использования полотенцесушителя не оплачивался как коммунальная услуга. Эти неучтённые расходы ложились на плечи ресурсоснабжающей организации. Правительство нашло выход из этой ситуации, разделив тариф на 2 компонента.
Что касается нестандартных ситуаций, при которых жильцы по каким-то причинам не получают горячую воду, но при этом вынуждены платить за эту услугу, потому что она есть в квитанции, то этот вопрос решается путём написания претензии в Управляющую компанию. Ответ с объяснениями сотрудники УК обязаны предоставить в течение 30 дней.
В случае отказа в объяснении потребителям со стороны УК, подаётся жалоба в Жилищную инспекцию, затем можно обратиться в прокуратуру с иском в суд на основании ст. 395 ГК РФ.
Если услуга подогрева воды вовсе не предоставляется, подавайте иск об исключении данной строки из квитанции, ссылаясь на ст. 16 закона «О защите прав потребителей».
Возникшие вопросы по предоставлению некачественных услуг ЖКХ можно решить также, обратившись в Роспотребнадзор по факту нарушения прав потребителя. Если собственника не устраивают тарифы, установленные на тепловую энергию, он может обратиться с жалобой в ФСТ (Федеральная служба по тарифам).
Таким образом, оплата за подогрев воды в квитанции является законной в 2024 году, если такая услуга вам действительно предоставляется. Что ж, за удобства и комфорт, приходится платить.
Применение повышающего коэффициента
Правомерно ли УК применяет повышающий коэффициент при расчете платы за водоотведение (сточные воды) при отсутствии ИПУ на ХВС и ГВС?
Дмитрий Духовский
Консультаций: 46
Решение УК не правомерно. Так, с 1 июля 2016 г. повышающий коэффициент утвержден Правительством РФ, что не требует подтверждения на местах. С 1 июля 2016 г. РСО (ресурсоснабжающая организация) и исполнители коммунальных услуг обязаны применять повышающий коэффициент при расчете платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению (С 1 января 2017 г. исключена коммунальная услуга по отоплению). С 1 января 2017 г. величина повышающего коэффициента установлена на уровне 1,5.
То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50%.
Но согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном ИПУ сточных бытовых вод, рассчитывается:
— исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленной в таком жилом помещении, определенных по показаниям ИПУ холодной и (или) горячей воды за расчетный период;
— исходя из норматива водоотведения (путем умножения норматива на количество проживающих в помещении граждан и тариф) при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды.
Действующее законодательство не обязывает собственников помещений оснащать МКД приборами учета сточных вод ни в помещении, ни в целом по дому. Соответственно, и в приложении 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, не упоминается о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению.
Точно так же в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ говорится о применении коэффициентов к нормативу потребления только коммунальных услуг по водо- и электроснабжению. Однако норматив водоотведения в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (п.
25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Органы власти должны утверждать как базовый, так и повышенный нормативы потребления, учитывающие повышающие коэффициенты. Самовольно исполнитель не вправе умножать базовый норматив на коэффициент. Об этом сообщил Минстрой России в письме от 18.03.2015 № 7288-ач/04. В некоторых регионах власти ограничиваются утверждением базовых и повышенных нормативов потребления услуг по холодному и горячему водоснабжению.
В этом случае при выполнении всех необходимых условий применения повышенных нормативов по водоснабжению норматив по водоотведению исчисляется как сумма повышенных нормативов по водоснабжению. Фактически выходит, что плата за водоотведение также увеличивается. Об этом же упомянул Минстрой России в указанном письме: при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой возможности для расчета платы за водоотведение применяются повышенные нормативы. В других регионах уполномоченные органы власти предусматривают базовые и повышенные нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению (путем суммирования соответствующих видов нормативов потребления холодной и горячей воды).
Это удобно, если помещение не оснащено индивидуальными счетчиками горячей и холодной воды.