При движении по дороге наехал на открытый колодец, повредил машину. Вызвали сотрудников ДПС, оформили акты. Имеются: видеозапись наезда, акты ДПС, фотография ямы. Возможно ли самому взыскать ущерб, с чего начать?
Необходима ли помощь адвоката?
Константин Алексеев
Консультаций: 503
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ).
Возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП (наезд на яму), возможно лишь путем подачи соответствующего искового заявления в суд общей юрисдикции.
Важно помнить, что обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые вы будете ссылаться в суде, лежит целиком на вас, а обстоятельства, которые могут быть установлены только определенными средствами доказывания, не могут быть доказаны ничем иным (например, размер ущерба или вина дорожных служб).
При рассмотрении подобного дела в суде будет устанавливаться следующее:
— факт причинения вреда (может быть подтвержден фотографиями, свидетельскими показаниями, справками ГИБДД);
— лицо, причинившее вред (необходимо установить организацию, ответственную за содержание участка дороги, на котором произошло происшествие, – в этом вам поможет юрист или адвокат);
— виновность лица в причинении вреда (виновность дорожной службы в ненадлежащем содержании участка дороги);
— причинно-следственная связь между ненадлежащем содержанием дороги и наступившими последствиями (может быть подтверждена фотографиями, свидетельскими показаниями, заключениями экспертизы, справками ГИБДД);
— размер причиненного вреда (может быть подтвержден квитанциями об оплате заказ-нарядов на ремонт автомобиля или отчетом об оценке стоимости восстановительного ремонта, если ремонт экономически целесообразен).
Для полного возмещения ущерба необходимо, чтобы в справку о ДТП сотрудники ГИБДД внесли все повреждения вашего автомобиля, полученные в результате наезда на яму (пробитые покрышки, колесные диски). Так как часто в подобных случаях повреждаются элементы подвески, а данные повреждения сотрудниками ГИБДД на месте оформления ДТП выявлены быть не могут, в справке о ДТП обязательно должны внести фразу: «Возможны скрытые повреждения». В данном случае при осмотре автомобиля оценщиком на подъемнике в какой-нибудь СТО в акт осмотра будут включены также повреждения элементов подвески, расходы на ремонт которых также можно будет включить в иск.
Согласно п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.
В случае совершения ДТП по причине ненадлежащего состояния дороги необходимо составление Акта обследования дорожных условий. Данный акт составляется сотрудником ГИБДД при участии представителя организации, осуществляющей содержание и текущий ремонт дороги, сразу после ДТП или в течение суток с момента ДТП.
Данный акт является непосредственным доказательством причинно-следственной связи между ненадлежащим содержанием дорог и ДТП (т.е. вины дорожной службы). При рассмотрении подобных дел в суде представители дорожных служб всегда ссылаются на отсутствие подобного акта как на основание для отказа в иске.
В случае если такой акт не был составлен, вы можете составить подобный акт самостоятельно при участии двух посторонних лиц. Желательно снять замер вами ямы рулеткой или линейкой на видео, о чем сделать отметку в самом акте.
Для надлежащего ведения подобного дела и представления ваших интересов в суде вам необходимо обратиться за квалифицированной юридической помощью к юристу или адвокату.
Также следует учесть, что в соответствии с ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Машина попала колесом в люк на дороге – как получить возмещение?
Опасности подстерегают водителей на каждом шагу. Одна из таких неприятностей на дороге в 2024 году – открытые люки канализаций. Наезд на них чреват не только повреждениями колёс, подвески, кузова и других частей автомобиля, но и травмами для водителя и пассажиров. К сожалению, не все автолюбители знают, как быть после попадания колеса в открытый люк. Некоторые даже думают, что взыскивать ущерб не с кого.
Однако это не так! Любые канализационные люки находятся в зоне ответственности водоканала, департамента ЖКХ, в крайнем случае – администрации города или района. Поэтому, материальный ущерб нужно взыскивать с тех, кто допустил халатность при обеспечении безопасного состояния дороги.
В статье расскажем, что делать при наезде на не закрытый люк, считается ли это ДТП, где и как искать виновника, кто им будет, а также как получить компенсацию с причинителя вреда.
Наехали колесом на открытый люк – это ДТП или нет?
Да, в большинстве случаев.
Определить, относится ли наезд колесом на открытый люк к ДТП или нет достаточно просто. Всё что нам нужно знать – критерии ДТП. Их можно найти как в Правилах дорожного движения, так и в ФЗ № 196 О Безопасности дорожного движения.
дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
Из этого определения можно выделить 2 ключевых критерия, по которым одни происшествия относятся к ДТП, а другие – нет. И сразу спроецируем их на нашу ситуацию:
- Движение транспортного средства по дороге – в нашем случае достаточно того, что машина двигалась и попала колесом в канализационный люк без крышки,
- Наличие ущерба – попадание колесом в колодец редко обходится без последствий: чаще всего «летят» колёсные диски, покрышки, бампера, пороги, а зачастую еще и ходовая, плюс машину часто подбрасывает в воздух, от чего травмы могут получить и едущие в салоне люди.
Таким образом, практически во всех случаях 2024 года попадание колесом в открытый люк несёт за собой повреждения, а значит речь здесь идёт о классическом ДТП. И только если материальный ущерб (в том числе канализации) отсутствует, инцидент не будет считаться аварией – но, повторимся, это редкость.
Что делать в первую очередь?
Поскольку наезд колесом на открытый люк отвечает признакам аварии, вы должны предпринять ряд действий после дорожно-транспортного происшествия. А они, в свою очередь, подробно прописаны в пунктах 2.5 – 2.6.1 ПДД.
- Во-первых, выполнить обязанности водителя: остановиться, заглушить мотор, выставить автомобиль на «аварийку», поставить треугольник аварийной остановки, оценить состояние других участников ДТП (при необходимости вызвать скорую или отправить их в больницу на попутном транспорте), а затем сообщить о происшествии в ГИБДД.
- Во-вторых, пока едут полицейские, ваша задача зафиксировать обстоятельства происшествия, а именно: сделать фото с места ДТП, повреждённые транспортные средства, открытый люк, привязку к другим дорожным объектам, светофоры, знаки, вывески и дома. Также следует заснять следы торможения, чтобы впоследствии можно было рассчитать по ним ваш тормозной путь. В идеале иметь запись регистратора и показания свидетелей, также можно поискать уличные камеры.
- В-третьих, дать объяснения прибывшим инспекторам ГИБДД и проследить, чтобы они правильно заполнили акт осмотра и другие документы по обстоятельствам происшествия.
И еще один важный момент. Подобные аварии не получится оформить по упрощённому порядку без вызова сотрудников ГИБДД. Даже если сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей, европротокол здесь не подойдёт, поскольку на люки ОСАГО не оформляется, да и сами колодцы не являются транспортным средством.
Поэтому остаётся только вариант с полицией.
Какие документы нужно взять у ГИБДД?
Не менее важно проконтролировать корректность информации в документах, которые будут составлять инспекторы на месте ДТП.
Они, в частности, должны составить:
- акт выявленных недостатков дорожного покрытия (открытый колодец, отсутствие знаков, освещённость),
- протокол осмотра места происшествия – с перечислением всех повреждений, которые получил ваш автомобиль при наезде на люк + схема ДТП,
- определение об отказе в возбуждении административного дела,
- опционально – протокол о ненадлежащем состоянии дороги в адрес обслуживающей организации по статье 12.34 КоАП.
Также инспектор обычно пишет рапорт начальству, где указывает дополнительные сведения о дорожно-транспортном происшествии.
От вас требуется внимательно читать, что написано в этих документах (кроме рапорта – его водители не подписывают). Особое внимание обратите на текст определения об отказе в возбуждении административного дела. В нём вам могут запросто вменить несоблюдение пункта 10.1 ПДД (неверно выбранная скорость), и если не обжаловать такое определение – то возмещение ущерба с ответственного за открытый люк получить будет сложно.
Но к этому вопросу мы ещё вернёмся чуть позже.
Проверяйте, чтобы инспекторы оформили акт о ненадлежащем состоянии дороги. Если они уклоняются от этого, требуйте от них составить этот документ. Но в любом случае у вас должны быть фото с места ДТП, где будет видно, что на дороге есть незакрытый люк, в который угодило колесо вашей машины.
Также желательно иметь видеозапись наезда на колодец, чтобы у вас были доказательства причинно-следственной связи между состоянием дороги и ДТП.
Могу ли я не сообщать о ДТП с колодезным люком, а просто уехать?
Да, но не всегда.
Как мы отметили выше, наезд на открытый люк при наличии повреждений квалифицируется как ДТП. А при авариях у водителей появляется обязанность оставаться на месте происшествия и никуда не уезжать. Отъезд с места наезда считается грубым нарушением и чреват лишением прав до 1,5 лет или арестом до 15 суток – часть 2 ст.
12.27 КоАП.
Однако здесь есть исключение. Если в ДТП с наездом на люк пострадала только ваша машина, то закон допускает возможность уехать с места такого инцидента. На эту возможность неоднократно указывал Верховный Суд в своих решениях.
Взять хотя бы свежее Постановление №44-АД21-9-К7, где ВС РФ оправдал уехавшего водителя, поскольку имущественный вред был причинён только автомобилю самого потерпевшего и больше никому.
Впрочем, в таких ДТП может пострадать и сам люк, вернее его бетонное кольцо, обод, металлическая круглая крышка. А это по закону автоматически делает невозможным отъезд с места аварии, поскольку тут налицо вред чужому имуществу.
Кто виноват в ДТП с открытым люком в 2024 году?
В любой аварии есть виновник. Исключением не являются и ДТП с попаданием колеса машины в открытый люк. Здесь возможны две ситуации: в одной виновником признают автолюбителя, который неверно выбрал скорость и допустил наезд на колодец, а в другой ответственность понесёт организация, которая отвечает за содержание дорожных люков – обычно это водоканал, арендатор земельного участка или департамент ЖКХ.
Давайте разберём эти ситуации.
Если у люка не было крышки
Водители имеют право на безопасные условия при движении по дорогам, что гарантирует пункт 1 статьи 24 ФЗ О БДД. Эта безопасность выражается в том числе в надлежащем состоянии дорожных участков, по которым ездят автомобили и ходят пешеходы. Люк с незакрытой крышкой – это априори опасная ситуация.
Поэтому в большинстве случаев при наезде на канализационный люк в 2024 году виновником ДТП признают ту организацию или частника, который отвечает за данный участок дороги и обязан следить за безопасностью в её пределах.
Если он был плохо закрыт
Недостаточно закреплённая крышка люка – это тоже нарушение требований безопасности. Из-за такой халатности коммунальщиков при наезде на люк автомобиль часто подбрасывает вверх, что приводит к столкновению с другими машинами, столбами, отбойниками и деревьями. Виновными в таких ДТП также обычно признают ответственных за содержание колодца.
Если велись ремонтные работы и люк был открыт
А вот тут возможны разные варианты.
Проведение дорожно-ремонтных работ сопровождается ограждением участка дороги от проезда автомобилей. Для этого на месте с открытым люком должны быть установлены дорожные знаки, предупредительные таблички, мини-заборы, металлоконструкции, ленточки и прочие элементы. Причём в случае обнаружения открытого люка его собственник должен успеть выставить такие ограждения в течение 2 часов – это предписывает пункт 4.4 ГОСТ 50597-2017.
Отсюда получаем, что если люк не был закрыт, но никаких знаков и ограждений вокруг него не было, виновным в ДТП, опять же, признают ответственное лицо или компанию. И обратная ситуация: когда колодец был огорожен, но вы этого не заметили и въехали в него колесом автомобиля, виновным признают уже вас – и придётся возмещать ущерб сломанным конструкциям.
Инспекторы ГИБДД вменяют мне нарушение пункта 10.1 ПДД – что делать?
Очень часто на месте ДТП инспектор составляет в отношении водителя определение о нарушении последним пункта 10.1 Правил. Это распространённая практика 2024 года, но, к сожалению, не все автомобилисты придают этому значение. А зря!
С точки зрения ПДД пункт 10.1 является общим: он предписывает водителю правильно выбирать скоростной режим, учитывать дорожные и погодные условия, но самое главное – предвидеть опасную ситуацию и суметь её избежать. Принцип очень простой: если вы не успели избежать опасности (затормозить) – значит виноваты. Но поскольку наказания за несоблюдение п. 10.1 Правил в КоАП отсутствует, вместо постановления о привлечении выносится определение об отказе в возбуждении административного дела.
В чём же неприятность? А в том, что при наличии такого определения вы не сможете рассчитывать на взыскание ущерба с настоящего виновника ДТП – водоканала, департамента ЖКХ или иных организаций, отвечающих за содержание люка. Поэтому здесь нужно всеми силами избегать, чтобы инспектор вменил вам несоблюдение пункта 10.1 ПДД.
Сделать это можно лишь одним способом – письменно указав на то, что вы двигались с разрешённой скоростью (на данном участке дороги), ПДД не нарушали, имели возможность контролировать обстановку на дороге, но из-за отсутствия знаков и ограждения в зоне открытого люка не смогли вовремя среагировать и избежать наезда.
Доказывать обратное придётся сотрудникам ГИБДД или той организации, на чьём балансе находился колодец. Сделать это кроме как на основании трасологической экспертизы не получится. А для её проведения нужно иметь данные по тормозному пути, чтобы рассчитать скорость движения ТС и тот факт, сумел бы водитель остановиться после того, как обнаружил опасность или такой возможности у него не было.
Во втором случае виновником признают собственника люка.
Можно ли взыскать ущерб с коммунальных служб?
Основанием для взыскания ущерба является пункт 1 ст. 1064 ГК РФ. Однако, как показывает практика, для взыскания вреда с обслуживающей люк организации придётся потратить немало сил и личного времени.
В большинстве случаев 2024 года дело доходит до суда, который нужно еще и выиграть.
Алгоритм взыскания выглядит следующим образом:
- Прежде всего нужно получить в ГИБДД документы, о которых мы рассказали выше,
- Далее установить ответственное за содержание люка лицо (организация, частник, ЖКХ),
- Вслед за этим провести независимую экспертизу и установить реальный размер ущерба транспортному средству (а также здоровью людей, если в результате наезда на открытый люк кто-то из них пострадал). На саму экспертизу нужно пригласить представителей компании-виновника – достаточно отправить им телеграмму с указанием даты, времени и места процедуры,
- Затем подаётся досудебная претензия с требованием к виновнику возместить вам расходы на восстановление ТС. К претензии нужно будет приложить копию заключения эксперта, документы из ГИБДД и чеки о всех понесённых затратах,
- Если по истечении 7 дней ответа не последовало или вам отказали в возмещении, можно переходить к составлению искового заявления,
- Иск подаётся в мировой (до 50 тысяч рублей) или районный суд (свыше 50 тысяч) в зависимости от суммы ущерба. Документы прикладываются те же, что и выше + квитанция об оплате госпошлины и почтовая опись о направлении ответчику копии документов,
- Суд назначает дату и время заседания, на которое нужно будет явиться (или отправить вместо себя юриста). Таких заседаний скорее всего будет несколько.
- При выигрыше дела вы получите от суда исполнительный лист – его можно сразу передать в банк, где открыт счёт у организации-ответчика, а можно отдать приставам для взыскания вреда.
Что именно можно взыскать? В первую очередь, имущественный вред – ремонт автомобиля, шиномонтаж, утрату товарной стоимости (УТС), а также расходы на проведение независимой экспертизы, юриста, нотариуса, эвакуатор, госпошлину. Главное, чтобы у вас сохранились все эти чеки о понесённых затратах.
Что делать, если не удаётся установить организацию, которая отвечает за содержание люка?
Иногда бывает невозможно сразу установить ответственного за содержание колодца. Обязанность этим заниматься есть у инспекторов ДПС, но на практике и они могут не особо утруждать себя поисками. Но ничего страшного!
Если виновника ДТП установить не удалось, напишите заявление в местную администрацию, приложив к нему копии документов о ДТП. В заявлении просите уточнить, какая организация является ответственной за ненадлежащее состояние дороги на данном участке. Обычно за люки отвечает либо местный водоканал, либо департамент ЖКХ, реже – провайдеры.
Есть ещё один вариант, попроще. Вы можете прямо в иске просить суд установить надлежащего ответчика по делу о взыскании ущерба после наезда на люк. Тогда вопрос с ответственным лицом будет решаться непосредственно на заседании.
Работает ли здесь ОСАГО?
Да, если виновником ДТП признают вас.
Тут обратите внимание, что по ОСАГО страхуется автогражданская ответственность на автомобиль. Поэтому если вдруг виновным в наезде на люк признают именно вас, то ваша страховая оплатит коммунальщикам те расходы, которые вы причинили им в результате наезда (например, за треснувшую крышку колодца или сломанный обод).
А вот если виновником аварии признают водоканал или ЖКХ, то компенсацию придётся получать с них напрямую. Полис ОСАГО в данном случае не работает, поскольку люки в 2024 году не страхуются по аналогии с автомобилями.
А если у меня есть Каско?
Единственное, что вам нужно будет заглянуть в своё Каско и прочитать, на какие страховые случаи распространяется действие договора. Например, у вас может быть застрахован только риск угона – в таком случае за ДТП с люком страховую выплату вы не получите.
Также в договоре бывает условие о франшизе (оплата части ущерба самим водителем). В этом случае страховщик выплатит по Каско лишь часть суммы, а остальные деньги придётся требовать уже с виновника аварии.
Судебная практика по ДТП с открытыми люками
В завершении рассмотрим несколько характерных дел:
- Машина влетела колесом в открытый люк, в результате чего экспертиза насчитала ущерб на сумму 925 тысяч рублей – его орловский водитель и пытался взыскать с местного Водоканала. Однако областной суд посчитал эту сумму завышенной и снизил её почти вдвое. Тогда водитель обратился в ВС РФ, который встал на его сторону – а в разъяснении своих доводов указал, что апелляционная инстанция ошибочно истолковала экспертное заключение по части тормозного пути, взяв расстояние от места наезда на люк до полной остановки машины (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ № 37-КГ19-8 от 03 сентября 2019 года),
- В вологодской области автоледи пыталась взыскать с МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» компенсацию за наезд на не закрытый люк. Изначально истицей заявлялись требования на сумму почти 86 тысяч рублей, но в итоге суд оценил повреждения в данном ДТП с учётом износа в 9 000 рублей,
- Ещё одно дело, где суд удовлетворил почти всё требования истца о взыскании ущерба с водоканала за ненадлежащее содержание канализационных люков (судом была уменьшена лишь сумма на юридические услуги),
- В Иваново водителю удалось взыскать с Управления благоустройства Администрации города практически все понесённые расходы, на общую сумму 81 720 рублей (Решение Ленинского районного суда г. Иваново по делу № 2-751/20 от 29 июля 2020 года).
Как видно, в судебной практике достаточно много положительных решений по взысканию ущерба с организаций и ведомств, которые отвечают за содержание люков (чаще всего это городские водоканалы). Но для этого вас не должны признать нарушителем пункта 10.1 ПДД, иначе вы ничего не получите или сумма ущерба будет сильно урезана.
Наехали на люк – можно ли взыскать ущерб с дорожников и как?
Наезд на дорожное препятствие – это формально всегда ДТП (когда есть ущерб и/или пострадавшие). А в ДТП всегда есть виновные и потерпевшие. Поэтому, если Вы наехали на открытый люк на дороге, то взыскать ущерб можно будет ли Вам, либо с Вас.
Как сделать так, чтобы обстоятельства играли в Вашу пользу и правильно оформить документы, мы и поговорим ниже.
Наезд на люк с точки зрения ПДД
Как мы уже указали выше, это дорожно-транспортное происшествие, потому что по определению последнего, к нему относится любое взаимодействие автомобиля, где причинён материальный ущерб или пострадали люди.
К ДТП, опять же, согласно ПДД, приводит нарушение законодательства одним, несколькими или сразу всеми (обоюдная вина) участниками. В случае наезда на люк возможны следующие нарушения Правил:
- выбранная водителем скорость, которая не позволила вовремя среагировать на открытый люк, в результате чего водитель наехал на него – скорость должна не просто быть ниже ограниченной, но и быть выбрана, исходя из дорожной ситуации, погоды и других условий (пункт 10.1 ПДД),
- ненадлежащее обеспечение в безопасном состоянии участка дороги ответственным лицом; а открытый люк – это априори небезопасная дорожная обстановка.
Как становится понятно, если нарушен первый пункт, то виноват водитель, если второй – то дорожные службы или иные организации, ответственные за этот самый люк. Но нам нужно, что первый пункт нами в документах об аварии не был нарушен, иначе во взыскании ущерба с дорожников легко могут отказать.
Сам характер аварии с участием люка не имеет значение – порядок действий одинаков, будь то:
- открытый люк,
- недостаточно закреплённая крышка, из-за чего колесо её подбросило, и та зацепила машину,
- само углубление в дорожном люке (как если бы это была просто яма на дороге).
Можно ли взыскать с дорожников?
По существу вышеизложенного и на основании судебной практики можно и достаточно легко. Но в этом вопросе есть много тонкостей.
В любом случае (Гражданский кодекс) если кто-либо виноват в том, что водитель наехал колесом в открытый люк и повредил машину, то он несёт материальную ответственность за это – административную и гражданскую. Здесь и кроются последствия для виноватого: они будут заключаться в штрафе в бюджет РФ и в возмещении вреда в гражданском порядке.
Вот только как сделать так, чтобы виновными оказались дорожники, а не сам водитель?
Важное замечание!
Порядок действий при наезде на люк
Итак, если Вы попали колесом или иной частью автомобиля в открытый люк на дороге, то первым делом необходимо произвести все нужные действия, предписанные нам Правилами дорожного движения:
- немедленно остановиться (даже находясь в открытом люке колесом),
- выставить знак аварийно остановки и включить «аварийку»,
- вызвать скорую при необходимости при наличии пострадавших,
- вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП – при этом, указать, что необходимы документы для взыскания ущерба с дорожных служб.
Фотографирование места ДТП
В ожидании сотрудников ГИБДД необходимо правильно сфотографировать место происшествия:
- сам автомобиль общим планом и в деталях – особенно, места повреждения,
- дорожную обстановку в этом месте,
- знаки, разметку, тормозной путь и любые другие предметы и обстоятельства, если есть малейшее подозрение на их отношение к наезду на люк и ДТП в целом.
При детальных фотографиях лучше положить какой-либо предмет с известной длиной (рулетка, линейка – идеальные инструменты). Это может быть и любой предмет, который Вы сможете принести на суд. Это нужно в случае, если в дальнейшем будет проводиться экспертиза – эксперт узнает размеры по фотографиям и измеренной уже потом длине этого предмета.
По приезду ГИБДД
Итак, мы добрались до самого важного фактора, который может повлиять на последствия дела – сможете Вы взыскать ущерб с дорожников за наезд на люк или же ущерб взыщут с Вас.
Главная задача по приезду сотрудников ГИБДД – написать объяснения так, чтобы Вас не признали виновником, и в материалах дела не фигурировал пункт 10.1 ПДД. Ваша задача – доказать, что к ДТП привела не неверно выбранная скорость, а небезопасное состояние дороги в виде открытого люка.
Это единственный возможный пункт, который можно нарушить при наезде на люк. Суть его заключается в том, что водитель обязан выбирать такую скорость, которая не только не превышает установленную на этом участке дороги, но и позволяет безопасно ехать и вовремя среагировать на возникшие опасности, к коим и относится открытый люк, в том числе исходя из погодных условий, времени суток, состояния дороги.
Очень часто приехавшие инспекторы любят «виноватить» самого водителя – не выбрал безопасную скорость, вот и не успел остановиться! Это неправильно. Ваша задача – доказать причинно-следственную связь: незакрытый люк → ДТП, а не неверно выбранная скорость → ДТП.
Для этого лучше прямо написать в объяснении текст примерно такого содержания:
«Ехал с разрешённой скоростью [указать значение скорости], выбранной в соответствии с дорожной обстановкой, погодными условиями и временем суток. Во момент ДТП дорога была [сухая/мокрая/влажная], погода [ясная/туманная/дождливая/снежная], время суток [светлое/тёмное/сумерки]. ПДД не нарушал.»
Но если Вы соврёте с выбранной скоростью, то её может установить техническая и/или трасологическая экспертиза, который по характеру повреждения и тормозному пути определить скорость.
Документы на месте ДТП
По приезду сотрудники обязаны составить следующие обязательные документы:
- схема дорожно-транспортного происшествия с отражённым в ней автомобилем и открытым люком,
- объяснения участника (участников) на отдельном листе.
Также не обязательно могут на месте составляться:
- рапорт,
- акт обследования дорожных условий (или подобное название),
- определение об отказе в возбуждении административного дела в отношении водителя (именно в нём не должно содержаться нарушения пункта 10.1 ПДД).
Ещё одна Ваша задача, ходатайствовать о возбуждении административного расследования. Только таким образом можно будет найти владельца люка, который и понесёт ответственность.
Для этого на чистом листе бумаги напишите на имя инспектора:
«Ходатайствую о проведении административного расследования на основании пункта 289 Административного регламента МВД».
Сотрудник обязан будет удовлетворить ходатайство либо письменно мотивировать причину отказа в удовлетворении. Если откажет, то можно написать это в объяснении. Разница лишь в том, что в объяснении срок рассмотрения может быть месяц, а срок рассмотрения ходатайства – незамедлительно.
На этом пока всё!
Что дальше?
Срок административного расследования может длиться до месяца (и в исключительных случаях продлён до 2 месяцев). Плохая новость заключается в том, что сотрудники ГИБДД очень часто ничем не занимаются в этом время, и их необходимо постоянно «навещать» и опрашивать о ходе расследования.
Если в рамках расследования всё же не удастся установить владельца открытого люка, то ничего страшного. Главное, чтобы по материалам дела фигурировало отсутствие нарушения водителя, а факт ДТП и наличие нарушения в виде открытого или неправильно установленного люка были налицо.
Подаём в суд
Если установить виновника не удалось, то нужно подать заявление в администрацию города о назначении ответственной организации на основании копий документов о ДТП. Если администрация откажет, то иск в суд подаётся на администрацию города, которая сама привлечёт в соответчики нужную организацию.
Либо можно в исковом заявлении указать на необходимость установления надлежащего ответчика по делу.
Можно ли обратиться в страховую при ДТП с открытым люком?
Да. Но только по Каско – этот вид страховки возмещается в случае ущерба. А вот по ОСАГО страхуется автогражданская ответственность, и ущерб возмещается только в случае Вашей вины сломанной крышке люка.