Право беспрепятственного доступа адвоката 2024

Статья 6. Полномочия адвоката

1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также — соглашение) для вступления адвоката в дело.

3. Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

4. Адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6) отказаться от принятой на себя защиты.

5. Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.

В закон об адвокатской деятельности и адвокатуре внесут комплексные поправки

Текст соответствующего обширного законопроекта на прошлой неделе был внесен Правительством РФ в Госдуму (Проект федерального закона № 301952-8).

В пояснительной записке к нему указывается, что поправки направлены на повышение гарантий реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, на оптимизацию взаимодействия органов юстиции, ФПА и региональных адвокатских палат, а также на совершенствование регулирования адвокатской деятельности и организации адвокатуры исходя из задач современного этапа развития института адвокатуры в Российской Федерации.

Отметим некоторые из проектируемых новелл.

Поправки, касающиеся адвокатского запроса. Предлагается:

  • предусмотреть, что направление адвокатского запроса (запросов) не может являться самостоятельным предметом соглашения об оказании юридической помощи;
  • закрепить еще один случай, когда в представлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано, – если в запросе содержатся просьба о разъяснении правовых норм, представлении позиции по вопросам правового характера, а также явное или скрытое обжалование решений уполномоченных органов (организаций) и должностных лиц, для которого предусмотрен специальный порядок;
  • возвращать адвокатский запрос в течение 10 календарных дней со дня его получения адвокату, направившему такой запрос в орган государственной власти, орган местного самоуправления, общественное объединение, иные организации или должностному лицу, в случае если решение вопросов, поставленных в запросе, не входит в их компетенцию;

Поправки, касающиеся создания Единого государственного реестра адвокатов Российской Федерации.

Как следует из законопроекта, данный реестр станет единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим сведения об адвокатах. Вести его будет Минюст России.

В Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре появится положение о том, что право осуществлять адвокатскую деятельность возникает у адвоката только с момента внесения сведений о нем в Единый государственный реестр адвокатов РФ. В этот же реестр будут включать информацию о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что создание Единого реестра позволит в круглосуточном режиме всем заинтересованным лицам получать информацию о статусе адвоката, его удостоверении, членстве в региональной адвокатской палате.

Поправки, касающиеся получения статуса адвоката.

В частности, планируется уточнить требования к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката. Согласно поправкам, претендовать на получение статуса адвоката смогут лица, получившие по имеющим госаккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» или «Правоведение» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» или «Правоведение» или диплома бакалавра по направлению подготовки «Обеспечение законности и правопорядка», или высшее образование по специальности «Правоведение» или по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист», либо лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.

Рекомендация  Правила платежа через терминал 2024

Помимо этого планируется закрепить в законе обязанность претендентов на получение статуса адвоката представлять в квалификационную комиссию справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также справки из психоневрологического и наркологического диспансеров.

И еще одно новшество – в состав квалификационной комиссии, принимающей экзамен (а также квалификационной комиссии, создаваемой для рассмотрения жалоб на действия / бездействие адвокатов), будет дополнительно входить представитель научного сообщества. Таким образом, комиссия будет состоять из 14 членов (сейчас – из 13).

Также отметим, что планируется установить срок принесения присяги претендентом, которому решением квалификационной комиссии присвоен статус адвоката, – 3 месяца со дня сдачи квалификационного экзамена. Если в него не уложиться, решение квалификационной комиссии о присвоении статуса адвоката будет аннулировано. В случае, когда срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен по решению совета адвокатской палаты.

Поправки, касающиеся удостоверения адвоката.

В Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре планируется закрепить, что удостоверение адвоката выдается сроком на 15 лет с последующей его заменой в порядке, установленном Минюстом России. Выданные ранее удостоверения, срок действия которых превышает 15 лет, нужно будет заменить в течение 3 лет со дня вступления поправок в силу. Если же срок действия удостоверения не превышает 15 лет, оно подлежат замене по истечении указанного срока.

Кроме того, будет закреплена обязанность адвокатов в случае приостановления и прекращения статуса в течение 3 рабочих дней сдавать удостоверения в территориальный орган Минюста России либо в совет адвокатской палаты субъекта РФ, членом которой он является или являлся, для последующей передачи в территориальный орган Минюста России.

Еще одно важное новшество – в ст. 15 Закона предлагается конкретизировать, что на основании удостоверения адвокаты имеют право доступа (прохода) в здания кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, городских судов, межрайонных судов, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, специализированных арбитражных судов, в здания, в которых правосудие осуществляется мировыми судьями, в здания прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности. Ожидается, что данные уточнения позволят исключить сложившуюся разрозненную практику допуска адвокатов в здания судов.

Поправки затрагивают и многие другие положения Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. В частности, планируется уточнить, что:

  • адвокатские палаты действуют на основании устава, утверждаемого собранием (конференцией) адвокатов (сейчас – на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных данным законом). Адвокатские палаты субъектов РФ будут обязаны утвердить свои уставы или привести их в соответствие с законодательством по истечении 180 дней после дня официального опубликования рассматриваемых поправок;
  • конференция адвокатов является высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ в случае, если численность адвокатской палаты превышает 100 человек (сейчас – 300);
  • дополнить Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре новой главой «Комплексная информационная система адвокатуры России». В ней будут определены цели создания КИС АР, ее состав и функциональные возможности, пользователи и поставщики информации, состав сведений, которые передаются в КИС АР и предоставляются из нее и др.

Федеральный закон от 02.06.2016 г. № 160-ФЗ

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2007, № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; 2010, № 23, ст. 2790; 2011, № 50, ст.

7345; 2015, № 51, ст. 7250) следующие изменения:

1) абзац первый статьи 5.39 изложить в следующей редакции:

«Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации -«;

2) статью 13.14 дополнить примечанием следующего содержания:

«Примечание. Адвокаты, совершившие административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.».

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2102; 2003, № 44, ст. 4262; 2004, № 35, ст. 3607; № 52, ст. 5267; 2007, № 31, ст.

4011; 2011, № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6727; 2015, № 29, ст. 4394) следующие изменения:

1) подпункт 1 пункта 3 статьи 6 изложить в следующей редакции:

«1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии;»;

2) дополнить статьей 61 следующего содержания:

«Статья 61. Адвокатский запрос

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Рекомендация  Свидетельства о государственной регистрации юридического лица назначение получение реквизиты 2024

3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.»;

3) в пункте 1 статьи 7:

а) подпункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации;»;

б) в подпункте 5 слова «за счет получаемого вознаграждения» исключить;

а) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

«1. Квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

2. Форма удостоверения и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом юстиции. В удостоверении указываются фамилия, имя, отчество адвоката, его регистрационный номер в региональном реестре. В удостоверении должна быть фотография адвоката, заверенная в порядке, установленном федеральным органом юстиции.»;

б) абзац первый пункта 3 дополнить предложением следующего содержания: «Удостоверение подтверждает право беспрепятственного доступа адвоката в здания районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в здания, в которых правосудие осуществляется мировыми судьями, в здания прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в связи с осуществлением профессиональной деятельности.»;

а) пункт 2 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:

«21) незаконном использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическом несоблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований к адвокатскому запросу;»;

б) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Представление о возбуждении дисциплинарного производства, внесенное в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации территориальным органом юстиции, рассматривается квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката.»;

6) пункт 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«1. Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, вправе учредить адвокатский кабинет.»;

7) пункт 1 статьи 22 дополнить предложением следующего содержания: «В числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет.»;

а) абзац первый пункта 7 изложить в следующей редакции:

«7. Адвокат осуществляет профессиональные расходы на:»;

б) пункт 10 после слов «в гражданском» дополнить словами «или административном»;

9) в пункте 2 статьи 30:

а) в подпункте 1 слова «членов совета, а» заменить словами «совета в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 31 настоящего Федерального закона, а»;

б) подпункт 11 изложить в следующей редакции:

«11) установление мер поощрения адвокатов;»;

подпункт 6 после слов «в гражданском» дополнить словами «или административном»;

подпункт 8 изложить в следующей редакции:

«8) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов по направлениям, определяемым советом Федеральной палаты адвокатов, организует профессиональное обучение по этим программам в соответствии с порядком и единой методикой, утвержденными советом Федеральной палаты адвокатов;»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. В случае неисполнения советом адвокатской палаты требований настоящего Федерального закона либо решений Всероссийского съезда адвокатов или совета Федеральной палаты адвокатов, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе в случае принятия решения, противоречащего указанным требованиям или решениям, неуплаты более шести месяцев обязательных отчислений на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, совет Федеральной палаты адвокатов по представлению не менее половины членов адвокатской палаты, представлению территориального органа юстиции или по собственной инициативе направляет совету адвокатской палаты предписание об отмене решения, нарушающего требования настоящего Федерального закона или противоречащего решениям органов Федеральной палаты адвокатов, либо об исполнении требований настоящего Федерального закона или решений органов Федеральной палаты адвокатов.»;

в) дополнить пунктами 41 — 43 следующего содержания:

«41. Совет Федеральной палаты адвокатов отменяет решение, нарушающее требования настоящего Федерального закона или противоречащее решениям органов Федеральной палаты адвокатов, в случае неисполнения в течение двух месяцев советом адвокатской палаты предписания, содержащего требование об отмене этого решения, и вправе по представлению не менее половины членов адвокатской палаты, представлению территориального органа юстиции или по собственной инициативе созвать внеочередное собрание (конференцию) адвокатов для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты, а также приостановить полномочия президента адвокатской палаты и назначить исполняющего его обязанности до принятия внеочередным собранием (конференцией) адвокатов соответствующих решений.

42. В случае неисполнения в течение двух месяцев советом адвокатской палаты предписания об исполнении требований настоящего Федерального закона или решений органов Федеральной палаты адвокатов совет Федеральной палаты адвокатов вправе по представлению не менее половины членов адвокатской палаты, представлению территориального органа юстиции или по собственной инициативе созвать внеочередное собрание (конференцию) адвокатов для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты, а также приостановить полномочия президента адвокатской палаты и назначить исполняющего его обязанности до принятия внеочередным собранием (конференцией) адвокатов соответствующих решений.

Рекомендация  Статья 298 ГПК РФ. Действия суда после поступления заявления держателя документа 2024

43. В решении совета Федеральной палаты адвокатов должны быть указаны основания для созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов и приостановления полномочий президента адвокатской палаты, время и место проведения собрания (конференции) адвокатов, норма представительства и порядок избрания делегатов на конференцию.»;

11) абзац первый пункта 2 статьи 35 дополнить словами «, а также реализации иных задач, возложенных на адвокатуру в соответствии с законодательством Российской Федерации», дополнить предложением следующего содержания: «Для достижения указанных целей Федеральная палата адвокатов вправе обращаться в суд в порядке, предусмотренном статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества.»;

12) в пункте 2 статьи 36:

а) дополнить подпунктом 21 следующего содержания:

«21) утверждает обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности;»;

б) в подпункте 3 слова «принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета,» исключить;

подпункт 4 после слов «в гражданском» дополнить словами «или административном»;

подпункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает и утверждает порядок и единую методику профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов;»;

подпункт 9 изложить в следующей редакции:

«9) утверждает рекомендации по вопросам дисциплинарной практики, существующей в адвокатских палатах;»;

подпункт 14 после слов «регламент совета Федеральной палаты адвокатов» дополнить словами «, регламент комиссии Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам (далее — комиссия по этике и стандартам)»;

подпункт 15 после слов «других членов совета Федеральной палаты адвокатов,» дополнить словами «адвокатов — членов комиссии по этике и стандартам,»;

подпункт 16 изложить в следующей редакции:

«16) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом Федеральной палаты адвокатов, а также направленные на достижение целей деятельности Федеральной палаты адвокатов, предусмотренных пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.»;

б) дополнить пунктом 71 следующего содержания:

«71. В исключительных случаях в целях обеспечения единообразного применения норм настоящего Федерального закона, кодекса профессиональной этики адвоката и единства дисциплинарной практики, а также соблюдения решений Федеральной палаты адвокатов и ее органов президент Федеральной палаты адвокатов по собственной инициативе или по представлению вице-президента возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката при получении сведений о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм настоящего Федерального закона, кодекса профессиональной этики адвоката, неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей и направляет дисциплинарное дело в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат, для рассмотрения квалификационной комиссией и советом в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката.»;

14) дополнить статьей 371 следующего содержания:

«Статья 371. Комиссия по этике и стандартам

1. Комиссия по этике и стандартам является коллегиальным органом Федеральной палаты адвокатов, разрабатывающим стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности, дающим обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения кодекса профессиональной этики адвоката, а также осуществляющим в соответствии с кодексом профессиональной этики адвоката и регламентом комиссии по этике и стандартам иные полномочия.

2. Порядок деятельности комиссии по этике и стандартам определяется настоящим Федеральным законом, кодексом профессиональной этики адвоката и регламентом комиссии по этике и стандартам.

3. Комиссия по этике и стандартам формируется на четыре года в количестве шестнадцати членов по следующим нормам представительства:

1) от адвокатов — президент Федеральной палаты адвокатов, а также девять адвокатов, избираемых Всероссийским съездом адвокатов;

2) от федерального органа юстиции — два представителя;

3) от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — два представителя;

4) от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — два представителя.

4. Председателем комиссии по этике и стандартам является президент Федеральной палаты адвокатов по должности.

5. Комиссия по этике и стандартам:

1) разрабатывает для утверждения Всероссийским съездом адвокатов обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности;

2) по запросу президента Федеральной палаты адвокатов, совета Федеральной палаты адвокатов, совета адвокатской палаты дает обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов и утверждаемые советом Федеральной палаты адвокатов разъяснения по вопросам применения кодекса профессиональной этики адвоката и положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов;

3) обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и в связи с этим разрабатывает для утверждения советом Федеральной палаты адвокатов необходимые рекомендации;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные регламентом комиссии по этике и стандартам.».

Удостоверения адвокатов, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, являются действительными при предъявлении адвокатами на всей территории Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В.Путин