Перечисление зарплаты бюджетной организацией 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Когда производить начисление и перечисление НДФЛ за май 2024 года (в каком месяце), если сроки выплаты заработной платы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения за 1 половину месяца — 30 числа текущего месяца (30.05.2023), за вторую половину месяца — 15 числа следующего месяца (15.06.2023)? Как произвести зачет перечисленного ЕНП в счет уплаты НДФЛ, если налоговая инспекция не предоставляет справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, и акт сверки принадлежности сумм денежных средств, так как ведутся доработки процессов?

Когда производить начисление и перечисление НДФЛ за май 2024 года (в каком месяце), если сроки выплаты заработной платы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения за 1 половину месяца — 30 числа текущего месяца (30.05.2023), за вторую половину месяца — 15 числа следующего месяца (15.06.2023)? Как произвести зачет перечисленного ЕНП в счет уплаты НДФЛ, если налоговая инспекция не предоставляет справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, и акт сверки принадлежности сумм денежных средств, так как ведутся доработки процессов?

28 июня 2024

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В 2024 году бухгалтерскую запись по удержанию НДФЛ следует отражать на каждую дату выплаты зарплаты (отдельно при выплате заработной платы за первую половину месяца; отдельно при выплате заработной платы за вторую половину месяца), то есть 30.05.2023 и 15.06.2023. Перечислить удержанный НДФЛ учреждение обязано не позднее 28.06.2023.

Зачет перечисленного ЕНП в счет уплаты НДФЛ осуществляется только на основании Справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, предоставленной налоговым органом, соответственно, бюджетному учреждению необходимо требовать соответствующую информацию у налогового органа.

Обоснование позиции:

С 1 января 2024 года в целях применения гл. 23 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как дата выплаты дохода налогоплательщику, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме (п. 1 ст. 223 НК РФ). Доход, полученный налогоплательщиками, является объектом обложения НДФЛ (ст.

209 НК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты с 1 января 2024 года обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.

Заработная плата выплачивается работнику не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ). Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (письмо Федеральной налоговой службы от 09.11.2022 N БС-4-11/15099@).

На дату фактического получения дохода работником в виде заработной платы за первую половину месяца, за вторую половину месяца по правилам, установленным НК РФ, производится удержание суммы НДФЛ.

Единые требования к ведению бухгалтерского учета установлены Законом N 402-ФЗ. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Организации бюджетной сферы ведут бухгалтерский (бюджетный) учет в соответствии с требованиями Инструкции N 157н, Инструкциями NN 174н, 183н, 162н.

Согласно нормам п. 129 Инструкции N 174н, п. 157 Инструкции N 183н, п. 102 Инструкции N 162н удержания, произведенные в порядке, установленном законодательством РФ, из начисленной суммы оплаты труда отражаются по дебету счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» и 0 303 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц». Удержание налога является обязанностью учреждения, установленной НК РФ. При отражении на счетах бухгалтерского учета удержания НДФЛ в учете отражается сумма начисленного обязательства.

В отношении бухгалтерского учета обязательство учреждения является самостоятельным объектом бухгалтерского учета (ст. 5 Закона N 402-ФЗ). Обязательства, принимаемые к бухгалтерскому учету, возникают в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения) (ст.

39 Стандарта «Концептуальные основы. «). В рассматриваемом случае обязательство по удержанию из полученного дохода работника сумм НДФЛ возникает в силу норм НК РФ.

Поскольку законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено производить удержание НДФЛ в день фактического получения дохода работником, при этом в качестве налоговой базы для исчисления налога берутся данные бухгалтерского (бюджетного) учета, то считаем, что в 2024 году бухгалтерскую запись по удержанию НДФЛ следует отражать на каждую дату выплаты зарплаты (отдельно при выплате заработной платы за первую половину месяца; отдельно при выплате заработной платы за вторую половину месяца), то есть применительно к рассматриваемой ситуации 30.05.2023 и 15.06.2023 соответственно. При этом перечислить удержанный НДФЛ учреждение должно не позднее 28.06.2023 (п. 6 ст.

226 НК РФ).

Появление нового механизма уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и страховых взносов (а также пеней, штрафов и процентов) в составе единого налогового платежа с 1 января 2024 года вызвало необходимость предусмотреть в Едином плане счетов новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета для ведения расчетов с бюджетом в части уплаты ЕНП — счет 303 14 «Расчеты по единому налоговому платежу» (приказ Минфина России от 21.12.2022 N 192н о внесении изменений в Единый план счетов и Инструкцию N 157н, зарегистрированный в Минюсте 11.04.2023).

Уплата практически всех налогов, включая НДФЛ, и страховых взносов производится в качестве ЕНП (п. 1 ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст.

58 НК РФ).

Перечисление учреждением — налоговым агентом в качестве ЕНП сумм удержанного НДФЛ в доход бюджета, предназначенных для исполнения совокупной обязанности учреждения, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 14 000 «Расчеты по единому налоговому платежу» и кредиту счета 0 201 11 610. При этом уплата НДФЛ, несмотря на новый механизм ЕНП, осуществляется организациями бюджетной сферы, как и прежде, по соответствующим кодам бюджетной классификации согласно Порядку N 82н и Порядку N 209н (смотрите письмо Минфина России от 19.08.2022 N 02-05-10/81409). В частности, для начисления и уплаты НДФЛ применяется элемент вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» в увязке с подстатьей 211 «Заработная плата» КОСГУ (п.

53.1 Порядка N 82н, п. 10.1.1 Порядка N 209н).

Начисленная задолженность по НДФЛ (кредиторская задолженность, учтенная на счете 303 01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц») и расчеты по ЕНП (дебиторская задолженность на счете 303 14) могут быть закрыты в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения — налогового агента только на основании сведений, предоставленных налоговым органом, о том, что денежные средства плательщика, перечисленные в качестве ЕНП, учтены ФНС в счет погашения налоговой обязанности по конкретным налогам и взносам с соблюдением последовательности, определенной пп. 8-10 ст. 45 НК РФ. В частности, таким документом является Справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП. Информация представляется налоговым органом исключительно по запросу (подп.

10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Данный вывод также согласуется с планируемыми изменениями в действующие инструкции по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета (смотрите, в частности, п. 71 проекта приказа Министерства финансов РФ «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (подготовлен Минфином России 23.12.2022), п. 106 проекта приказа Министерства финансов РФ «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (подготовлен Минфином России 30.12.2022), п. 61 проекта приказа Министерства финансов РФ «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (подготовлен Минфином России 16.12.2022).

Рекомендация  Статья 103. Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера 2024

Соответственно, основанием для отражения в учете закрытия задолженности по налогам и страховым взносам является документ налогового органа о зачете ЕНП в счет уплаты конкретных обязательств учреждения. Учитывая прямое указание действующих нормативных правовых актов об осуществлении зачета только на основании Справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, бюджетному учреждению необходимо требовать предоставления такого документа у налогового органа. Применение иного порядка зачета перечисленного ЕНП в счет уплаты НДФЛ в ситуации, если налоговая инспекция не предоставляет Справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, и акты сверки принадлежности сумм денежных средств, необходимо согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, ГРБС или финансовым органом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перечисление зарплаты бюджетной организацией 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере С 1 января 2024 года НДФЛ и страховые взносы перечисляются единым налоговым платежом с подачей уведомлений. При этом существует возможность продолжить оформлять распоряжения на перевод денежных средств на уплату конкретного налогового платежа с указанием в них соответствующего КБК. Как правильно оформляются платежные поручения в обоих случаях (КБК, КВР)? Как правильно отразить начисление и уплату НДФЛ и страховых взносов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (проводки) в обоих случаях?

Если есть филиалы, как правильно в этом случае нужно перечислить НДФЛ (в налоговую головной организации или по месту нахождения филиалов)?

С 1 января 2024 года НДФЛ и страховые взносы перечисляются единым налоговым платежом с подачей уведомлений. При этом существует возможность продолжить оформлять распоряжения на перевод денежных средств на уплату конкретного налогового платежа с указанием в них соответствующего КБК. Как правильно оформляются платежные поручения в обоих случаях (КБК, КВР)? Как правильно отразить начисление и уплату НДФЛ и страховых взносов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (проводки) в обоих случаях?

Если есть филиалы, как правильно в этом случае нужно перечислить НДФЛ (в налоговую головной организации или по месту нахождения филиалов)?

31 января 2024

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы НДФЛ и страховых взносов уплачиваются по элементам видов расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» соответственно.
Вне зависимости от сделанного бюджетным учреждением выбора в пользу уведомлений или формирования распоряжений на перевод денежных средств по соответствующим КБК, учитывая разные элементы видов расходов, на суммы НДФЛ и страховых взносов формируются отдельные платежные поручения.
При перечислении ЕНП в платежном поручении указывается код классификации доходов бюджета 000 01 06 12 01 01 0000 510.
При выборе в пользу распоряжений на перевод денежных средств в части НДФЛ указывается код классификации доходов бюджета 000 1 01 02010 01 1000 110. В части страховых взносов по единому страховому тарифу отдельного кода доходов бюджета не предусмотрено, поэтому учреждению необходимо обратиться за соответствующими разъяснениями в налоговый орган.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения по расчетам с бюджетам по единому налоговому платежу и страховым взносам по единому страховому тарифу предполагается применение счета 303 14 «Расчеты по единому налоговому платежу» и 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу» соответственно.
При наличии обособленных подразделений уплата НДФЛ осуществляется по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Обоснование вывода:
С 01.01.2023 в обязанность налогоплательщика (налогового агента), плательщика страховых взносов, помимо представления налоговых деклараций (расчетов), вменяется и новая обязанность — представлять в ФНС уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве ЕНП. Фактически такое уведомление является еще одним отчетным документом, цель формирования которого — предоставить налоговому органу информацию о начислениях для корректного разнесения совокупной обязанности на ЕНС и зачета ЕНП по тем налогам и страховым взносам:
— которые уплачиваются до представления соответствующей налоговой отчетности (к примеру, страховые взносы уплачиваются ежемесячно, а расчет по страховым взносам представляется ежеквартально);
— в отношении которых обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Форма уведомления, формат и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 02.11.2022 N ЕД-7-8/1047@. При оформлении уведомления необходимо указать конкретные КБК (коды доходов), относящиеся к соответствующим налогам, сборам, страховым взносам, ОКТМО, налоговый период, срок уплаты. Фактически по реквизитному составу — это прежняя форма платежного документа.
Срок подачи уведомления — не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (соблюдается единый срок предоставления деклараций и расчетов).
При этом в 2024 году у бюджетного учреждения есть возможность сделать выбор:
— в пользу уведомления;
— или вместо уведомления продолжить оформлять распоряжения на перевод денежных средств, т. е. привычные платежные поручения на уплату конкретного налогового платежа с указанием в них соответствующего КБК.
Воспользоваться вторым вариантом можно только при условии, что ранее налогоплательщик не представлял в налоговый орган предусмотренные НК РФ уведомления (ч. 12 и ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).

Один раз представив уведомление по новой форме, организация утрачивает право предоставлять вместо уведомления платежный документ.
Свой выбор необходимо зафиксировать в учетной политике. При этом исходя из положений Закона N 263-ФЗ, сделав изначально выбор в пользу уведомления, изменить этот вариант уже не получится (ч. 14 ст.

4 Закона N 263-ФЗ).

I. Платежные поручения

I.I В случае, если бюджетное учреждение не будет применять уведомления, то платежные поручения будут формироваться отдельно на сумму НДФЛ и отдельно на сумму страховых взносов с указанием соответствующих КБК.
Если в таком распоряжении будут допущены ошибки, неточности, которые не позволят налоговому органу однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджета, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности, то такое уведомление будет считаться непредставленным, а информация, в нем содержащаяся, не будет отражена в совокупной обязанности налогоплательщика. В этом случае нельзя будет и уточнить такое распоряжение. То есть фактически налогоплательщику придется оформлять уведомление (ч.

16 ст. 4 Закона N 263-ФЗ), которое при единичном направлении должно будет предоставляться в дальнейшем постоянно.
В соответствии с Приказом N 75н при формировании распоряжений на перечисление денежных средств в части НДФЛ указывается код классификации доходов бюджета 000 1 01 02010 01 1000 110 «НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент (в частности, работодатели) (по ставке 13% в отношении доходов, не превышающих 5 млн рублей, или по ставке 30% в отношении доходов, полученных налоговыми нерезидентами)».
При этом в части страховых взносов, которые уплачиваются по единому страховому тарифу, Приказом N 75н не предусмотрен соответствующий код классификации доходов бюджета. Ввиду неурегулированности ситуации по вопросу указания корректного КБК в распоряжении на перевод денежных средств бюджетному учреждению необходимо обратиться за разъяснениями в соответствующий налоговый орган.
I.II При выборе в пользу уведомления в Приказе N 75н для уплаты ЕНП в 2024 году указан код источников финансирования дефицита бюджета 000 01 06 12 01 01 0000 510 «Увеличение финансовых активов за счет операций по единому налоговому платежу организации, индивидуального предпринимателя». Данный КИФ применяется в текущем году для уплаты ЕНП организациями и ИП, применяющими особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) в период с 01.07.2022 по 31.12.2022 (смотрите письмо Федеральной налоговой службы от 02.08.2022 N КЧ-4-8/9976@). Применение КИФ вместо КДБ для перечисления ЕНП соответствует изменениям, внесенным в БК РФ, — с 2024 года операции, связанные с единым налоговым платежом, отражаются на лицевом счете администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, а суммы ЕНП включаются в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета до их распределения между бюджетами по соответствующим КБК на основании распоряжений налогового органа о зачете единого налогового платежа (п.

Рекомендация  Сколько платят за усыновление ребенка в 2024 год 2024

1 ст. 40, п. 1 ст. 94, п. 3 ст. 242.16 БК РФ в ред.

Закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ).
Для организаций государственного сектора порядок применения бюджетной классификации регулируется с 2024 года Порядками N 209н и 82н. Уплата НДФЛ и страховых взносов осуществляется по соответствующим кодам бюджетной классификации, в частности, КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» соответственно (п. 53.1 Приказа N 82н).

Внедрение системы ЕНП не меняет порядок перечислений — кассовое исполнение, как и прежде, отражается по соответствующим КБК (смотрите письмо Минфина России от 19.08.2022 N 02-05-10/81409).
Соответственно, при переходе на уведомления бюджетное учреждение, как и прежде, будет формировать два распоряжения на перевод денежных средств с указанием соответствующего кода вида расходов, однако код классификации доходов бюджета в обоих платежных поручениях будет указываться единый — 000 01 06 12 01 01 0000 510.
II. В части отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисления и уплаты НДФЛ и страховых взносов отметим следующее.
Для учета расчетов по НДФЛ действующими Инструкциями N 157н, N 174н предусмотрен счет 303 01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» (п. 263 Инструкции N 157н).
Поскольку начиная с 1 января 2024 года страховые взносы следует начислять единой суммой, финансовым ведомством предусмотрен новый счет бухгалтерского учета для ведения расчетов с бюджетом в части обязательств по уплате ЕСТ — счет 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу» (смотрите Проект приказа Минфина России от 03.11.2022). Порядок начислений при этом останется как и предусмотренный ранее по страховым взносам, изменится лишь номер счета.
При этом введение нового механизма уплаты налогов, страховых взносов с 1 января 2024 года вызвало необходимость предусмотреть в Едином плане счетов новый счет бухгалтерского учета для ведения расчетов с бюджетом в части уплаты ЕНП — счет 303 14 «Расчеты по единому налоговому платежу» (смотрите Проект приказа Минфина России от 03.11.2022).
Изначально перечисленные в ФНС денежные средства предполагается учитывать именно на счете 303 14, а на основании принятого налоговой службой решения о зачете сумм ЕНП в счет уплаты конкретных налогов и взносов начисленная задолженность по налогам, сборам, страховым взносам и расчеты по ЕНП могут быть закрыты. Такую информацию налоговые органы будут предоставлять только по запросу. А значит, задача бухгалтера — ежемесячно получать необходимую информацию из налоговой службы для своевременного и корректного отражения в учете исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов.

Для получения информации необходимо оформить заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1086@.
Отметим, что согласно ч. 13 ст. 4 Закона N 263-ФЗ денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, также учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ.
Соответственно, вне зависимости от сделанного бюджетным учреждением выбора в пользу уведомлений или распоряжений на перевод денежных средств перечисленные суммы НДФЛ и страховых взносов предполагается отражать с применением счета 303 14.
Таким образом, считаем, что в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть сделаны следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет Х 302 11 837 Кредит Х 301 01 731
— отражено удержание НДФЛ из заработной платы работников;
2. Дебет Х 401 20 213 (Х 109 ХХ 213) Кредит Х 303 15 731
— начислены страховые взносы на заработную плату (ЕСТ);
3. Дебет Х 303 14 831 Кредит Х 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (КВР 111, КОСГУ 211)
— перечислен НДФЛ;
4. Дебет Х 303 14 831 Кредит Х 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (КВР 119, КОСГУ 213)
— перечислены страховые взносы;
5. Дебет Х 303 01 831 Кредит Х 303 14 731
Дебет Х 303 15 831 Кредит Х 303 14 731
— произведен зачет согласно данным, представленным ФНС, НДФЛ и страховых взносов.
III. При наличии обособленных подразделений норма п. 7 ст. 226 НК РФ не изменилась в части уплаты НДФЛ по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Также осталось и возможность при наличии нескольких обособленных подразделений на территории одного муниципального образования перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ.
Считаем необходимым отметить, что при выборе в пользу представления уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве ЕНП, такое уведомление представляется в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика (головного учреждения) (ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— ЕНП и ЕСТ глазами бухгалтера и финансиста бюджетной сферы (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

11 января 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Заработная плата за первую половину месяца: порядок начисления и удержания НДФЛ

Автор: Попова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» Вопрос: Вправе ли бюджетное учреждение спорта производить начисление и выплату заработной платы своим работникам один раз в месяц в сроки, установленные коллективным договором? Ответ: Порядок и сроки выплаты заработной платы работникам бюджетного учреждения спорта регулируются положениями ст. 136 ТК РФ.

Данной статьей определено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. При этом конкретная дата выдачи заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором. Выплата заработной платы производится не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Исключение составляют работники учреждения спорта, с которыми расторгнут трудовой договор. Выплата всех сумм, причитающихся такому работнику, производится в день его увольнения (абз. 1 ст.

140 ТК РФ).

К сведению: выдача заработной платы один раз в месяц недопустима, поскольку является нарушением трудового законодательства РФ.

Отметим, что наличие письменного согласия работника на получение заработной платы один раз в месяц не освобождает работодателя от административной ответственности за нарушение сроков выдачи заработной платы, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Аналогичную позицию по этому вопросу занимают специалисты Роструда (см., например, Письмо от 01.03.2007 № 472-6-0).

Рекомендация  Разрешение на оружие как получить в 2024 году продление стоимость 2024

Также важно отметить, что необходимость соблюдения учреждением спорта требований ст. 136 ТК РФ, установленных к порядку и срокам выплаты заработной платы, распространяется не только на штатных работников учреждения спорта, но и на внешних совместителей (Письмо Роструда от 30.11.2009 № 3528-6-1).

Обратите внимание: при совпадении дня выдачи заработной платы с выходным или нерабочим праздничным днем заработная плата должна быть выплачена накануне этого дня (п. 8 ст. 136 ТК РФ).

Вопрос: Можно ли производить выплату заработной платы работникам бюджетного учреждения спорта за первую половину месяца в виде фиксированной суммы либо в процентном отношении от оклада? Ответ: Трудовое законодательство РФ не содержит прямого указания на методику расчета заработной платы за первую половину месяца. Данные вопросы отнесены к правовому (коллективно-договорному) регулированию на уровне учреждения (Письмо Минтруда России от 20.03.2019 № 14-1/В-178).

Вместе с тем Минтруд указывает на то, что работник имеет право на получение заработной платы за первую половину месяца пропорционально отработанному времени (письма № 14-1/В-178, от 18.09.2018 № 14-1/В-765, от 10.08.2017 № 14-1/В-725, от 03.02.2016 № 14-1/10/В-660). В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Для учета отработанного времени бюджетным учреждением спорта применяется табель учета использования рабочего времени (ф.

0504421) (Письмо Минфина России от 26.02.2021 № 02-06-10/13655).

К сведению: начисление заработной платы за первую половину месяца производится за отработанное время первой половины месяца на основании представленного в бухгалтерскую службу учреждения спорта табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421).

В случае если у работника в первой половине месяца не было отработанных дней (например, он находился в отпуске или отсутствовал из-за болезни), заработная плата за первую половину месяца ему не будет начислена. Отметим, что отсутствие табеля учета использования рабочего времени является нарушением трудового законодательства и основанием для привлечения учреждения спорта к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (решения Пензенского областного суда от 13.08.2015 по делу № 7-328/2015, Самарского областного суда от 27.10.2016 № 21-2128/2016).

  • оклад (тарифная ставка) за отработанное время;
  • надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей).

При окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц производятся выплаты:

  • стимулирующего характера, начисляемые по результатам выполнения показателей эффективности (оценка которых осуществляется по итогам работы за месяц);
  • компенсационного характера, расчет которых зависит от выполнения месячной нормы рабочего времени и возможен только по окончании месяца.

Представим разграничение выплат, учитываемых и не учитываемых при расчете заработной платы работников учреждения спорта за первую половину месяца, в виде таблицы:

Вид выплаты в пользу работника

Включение выплаты в заработную плату за первую половину месяца

Оклад (тарифная ставка)

Включается в расчет заработной платы за первую половину месяца

Компенсационная выплата за работу в ночное время

Надбавки за совмещение должностей

Надбавки за профессиональное мастерство

Надбавки за стаж работы

Выплаты стимулирующего характера

Не включается в расчет заработной платы за первую половину месяца

Выплаты за сверхурочную работу

Выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни

Вопрос:

Обязано ли бюджетное учреждение спорта исчислить и удержать НДФЛ с заработной платы за первую половину месяца?

Ответ:

С 01.01.2023 признан утратившим силу п. 2 ст. 223 НК РФ, в соответствии с которым днем выплаты заработной платы считался последний день месяца, за который работнику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (пп. 12 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

С 01.01.2023 днем выплаты заработной платы является фактическая дата выплаты работникам учреждения спорта дохода в виде оплаты труда.

К сведению: с 01.01.2023 заработная плата за первую половину месяца признается доходом работника учреждения спорта, с которого учреждение обязано исчислить и удержать НДФЛ в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.

Вопрос:

В какие сроки бюджетному учреждению спорта необходимо перечислить в бюджет сумму НДФЛ, удержанного из заработной платы работников за первую половину месяца?

Ответ:

Сроки перечисления налоговым агентом (учреждением спорта) сумм исчисленного и удержанного из доходов налогоплательщиков (работников учреждения спорта, внешних совместителей и иных физических лиц, в пользу которых производились облагаемые НДФЛ выплаты) НДФЛ установлены п. 6 ст. 226 НК РФ. С 01.01.2023 положения данного пункта также изменились. На основании редакции, действующей с 01.01.2023, срок перечисления в бюджет сумм исчисленного и удержанного НДФЛ зависит от того, на какой период приходится дата фактической выплаты дохода, а именно:

Период выплаты дохода

Срок перечисления НДФЛ

С 1 по 22 января

Не позднее 28 января

С 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца

Не позднее 28-го числа текущего месяца

С 23 по 31 декабря

Не позднее последнего рабочего дня календарного года

Таким образом, с 01.01.2023 обязанность уплаты в бюджет сумм исчисленного и уплаченного НДФЛ возникает у учреждения спорта при осуществлении любых выплат в пользу физических лиц – плательщиков НДФЛ. При этом уплата НДФЛ производится в единые сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ.

К сведению: с 01.01.2023 НДФЛ с заработной платы за первую половину месяца перечисляется в сроки, определенные п. 6 ст. 226 НК РФ (так же как и НДФЛ с заработной платы, выплаченной по результатам работы за месяц).

Напомним, что до 01.01.2023 перечисление удержанного из доходов налогоплательщиков НДФЛ осуществлялось налоговым агентом не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ в редакции, действовавшей до 31.12.2022).

В заключение сформулируем основные нормы.

Заработная плата за первую половину месяца штатным работникам учреждения спорта и внешним совместителям начисляется за фактически отработанное время на основании табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421).

При расчете заработной платы работника за первую половину месяца учитываются все установленные трудовым договором выплаты, которые не зависят от оценки итогов работы за месяц и выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей).

С 01.01.2023 из заработной платы за первую половину месяца необходимо удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет.