Заработная плата в бюджетной организации 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Когда производить начисление и перечисление НДФЛ за май 2024 года (в каком месяце), если сроки выплаты заработной платы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения за 1 половину месяца — 30 числа текущего месяца (30.05.2023), за вторую половину месяца — 15 числа следующего месяца (15.06.2023)? Как произвести зачет перечисленного ЕНП в счет уплаты НДФЛ, если налоговая инспекция не предоставляет справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, и акт сверки принадлежности сумм денежных средств, так как ведутся доработки процессов?

Когда производить начисление и перечисление НДФЛ за май 2024 года (в каком месяце), если сроки выплаты заработной платы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения за 1 половину месяца — 30 числа текущего месяца (30.05.2023), за вторую половину месяца — 15 числа следующего месяца (15.06.2023)? Как произвести зачет перечисленного ЕНП в счет уплаты НДФЛ, если налоговая инспекция не предоставляет справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, и акт сверки принадлежности сумм денежных средств, так как ведутся доработки процессов?

28 июня 2024

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В 2024 году бухгалтерскую запись по удержанию НДФЛ следует отражать на каждую дату выплаты зарплаты (отдельно при выплате заработной платы за первую половину месяца; отдельно при выплате заработной платы за вторую половину месяца), то есть 30.05.2023 и 15.06.2023. Перечислить удержанный НДФЛ учреждение обязано не позднее 28.06.2023.

Зачет перечисленного ЕНП в счет уплаты НДФЛ осуществляется только на основании Справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, предоставленной налоговым органом, соответственно, бюджетному учреждению необходимо требовать соответствующую информацию у налогового органа.

Обоснование позиции:

С 1 января 2024 года в целях применения гл. 23 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как дата выплаты дохода налогоплательщику, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме (п. 1 ст. 223 НК РФ).

Доход, полученный налогоплательщиками, является объектом обложения НДФЛ (ст. 209 НК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты с 1 января 2024 года обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.

Заработная плата выплачивается работнику не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ). Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (письмо Федеральной налоговой службы от 09.11.2022 N БС-4-11/15099@).

На дату фактического получения дохода работником в виде заработной платы за первую половину месяца, за вторую половину месяца по правилам, установленным НК РФ, производится удержание суммы НДФЛ.

Единые требования к ведению бухгалтерского учета установлены Законом N 402-ФЗ. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Организации бюджетной сферы ведут бухгалтерский (бюджетный) учет в соответствии с требованиями Инструкции N 157н, Инструкциями NN 174н, 183н, 162н.

Согласно нормам п. 129 Инструкции N 174н, п. 157 Инструкции N 183н, п. 102 Инструкции N 162н удержания, произведенные в порядке, установленном законодательством РФ, из начисленной суммы оплаты труда отражаются по дебету счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» и 0 303 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц». Удержание налога является обязанностью учреждения, установленной НК РФ. При отражении на счетах бухгалтерского учета удержания НДФЛ в учете отражается сумма начисленного обязательства.

В отношении бухгалтерского учета обязательство учреждения является самостоятельным объектом бухгалтерского учета (ст. 5 Закона N 402-ФЗ). Обязательства, принимаемые к бухгалтерскому учету, возникают в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения) (ст.

39 Стандарта «Концептуальные основы. «). В рассматриваемом случае обязательство по удержанию из полученного дохода работника сумм НДФЛ возникает в силу норм НК РФ.

Поскольку законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено производить удержание НДФЛ в день фактического получения дохода работником, при этом в качестве налоговой базы для исчисления налога берутся данные бухгалтерского (бюджетного) учета, то считаем, что в 2024 году бухгалтерскую запись по удержанию НДФЛ следует отражать на каждую дату выплаты зарплаты (отдельно при выплате заработной платы за первую половину месяца; отдельно при выплате заработной платы за вторую половину месяца), то есть применительно к рассматриваемой ситуации 30.05.2023 и 15.06.2023 соответственно. При этом перечислить удержанный НДФЛ учреждение должно не позднее 28.06.2023 (п. 6 ст.

226 НК РФ).

Появление нового механизма уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и страховых взносов (а также пеней, штрафов и процентов) в составе единого налогового платежа с 1 января 2024 года вызвало необходимость предусмотреть в Едином плане счетов новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета для ведения расчетов с бюджетом в части уплаты ЕНП — счет 303 14 «Расчеты по единому налоговому платежу» (приказ Минфина России от 21.12.2022 N 192н о внесении изменений в Единый план счетов и Инструкцию N 157н, зарегистрированный в Минюсте 11.04.2023).

Рекомендация  Документы для открытия наследства по закону и завещанию 2024

Уплата практически всех налогов, включая НДФЛ, и страховых взносов производится в качестве ЕНП (п. 1 ст. 11.3, п. 1 ст.

45, п. 1 ст. 58 НК РФ).

Перечисление учреждением — налоговым агентом в качестве ЕНП сумм удержанного НДФЛ в доход бюджета, предназначенных для исполнения совокупной обязанности учреждения, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 14 000 «Расчеты по единому налоговому платежу» и кредиту счета 0 201 11 610. При этом уплата НДФЛ, несмотря на новый механизм ЕНП, осуществляется организациями бюджетной сферы, как и прежде, по соответствующим кодам бюджетной классификации согласно Порядку N 82н и Порядку N 209н (смотрите письмо Минфина России от 19.08.2022 N 02-05-10/81409). В частности, для начисления и уплаты НДФЛ применяется элемент вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» в увязке с подстатьей 211 «Заработная плата» КОСГУ (п.

53.1 Порядка N 82н, п. 10.1.1 Порядка N 209н).

Начисленная задолженность по НДФЛ (кредиторская задолженность, учтенная на счете 303 01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц») и расчеты по ЕНП (дебиторская задолженность на счете 303 14) могут быть закрыты в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения — налогового агента только на основании сведений, предоставленных налоговым органом, о том, что денежные средства плательщика, перечисленные в качестве ЕНП, учтены ФНС в счет погашения налоговой обязанности по конкретным налогам и взносам с соблюдением последовательности, определенной пп. 8-10 ст. 45 НК РФ. В частности, таким документом является Справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП. Информация представляется налоговым органом исключительно по запросу (подп.

10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Данный вывод также согласуется с планируемыми изменениями в действующие инструкции по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета (смотрите, в частности, п. 71 проекта приказа Министерства финансов РФ «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (подготовлен Минфином России 23.12.2022), п. 106 проекта приказа Министерства финансов РФ «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (подготовлен Минфином России 30.12.2022), п. 61 проекта приказа Министерства финансов РФ «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (подготовлен Минфином России 16.12.2022).

Соответственно, основанием для отражения в учете закрытия задолженности по налогам и страховым взносам является документ налогового органа о зачете ЕНП в счет уплаты конкретных обязательств учреждения. Учитывая прямое указание действующих нормативных правовых актов об осуществлении зачета только на основании Справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, бюджетному учреждению необходимо требовать предоставления такого документа у налогового органа. Применение иного порядка зачета перечисленного ЕНП в счет уплаты НДФЛ в ситуации, если налоговая инспекция не предоставляет Справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, и акты сверки принадлежности сумм денежных средств, необходимо согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, ГРБС или финансовым органом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Рекомендации по установлению систем оплаты труда на 2024 год – что изменилось?

Автор: Панина Д. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» Разработаны Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол № 11(далее – Рекомендации по оплате – 2024). Что изменилось по сравнению с Рекомендациями по оплате – 2022 (Единые рекомендации, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол № 11)? Рекомендации по оплате – 2024 учитываются Правительством РФ и органами власти при определении объемов финансового обеспечения деятельности учреждений, а также трехсторонними комиссиями при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда.

В рекомендациях приведены, в частности, принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, перечень норм и условий оплаты труда, а также определены особенности, касающиеся систем оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, работников образовательных учреждений, учреждений в сфере культуры, физической культуры и спорта, учреждений ветеринарии. Также разъяснен порядок оплаты труда при переводе работников физкультуры и спорта на должности педагогических работников с наименованиями «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель».

Рекомендация  Документы для программы переселения соотечественников 2024

Что почти не изменилось?

  • общие положения;
  • принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда;
  • перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
  • системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений;
  • системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров;
  • формирование фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.

Основная корректировка, общая для всех вышеуказанных разделов, состоит в измененной ссылке на НПА при формировании системы оплаты.

Также отметим, что принцип обеспечения повышения уровня реального содержания зарплаты, на основе которого формируется система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях, дополнен новым условием. Повышение уровня зарплаты может быть обеспечено в том числе посредством индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а также в связи с увеличением установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (пп. «е» п. 4) (здесь и далее в скобках ссылка на Рекомендации по оплате – 2024).

В установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений есть небольшие изменения, касающиеся рекомендаций органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Уточнен список методических рекомендаций, которые надо учитывать при разработке показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников. В том числе следует руководствоваться скорректированными приказами Минобрнауки России от 23.06.2021 № 525, Минпросвещения России от 29.09.2021 № 677 (с изменениями, внесенными Приказом Минпросвещения России от 11.05.2022 № 323).

Оплата труда работников сферы образования

С учетом фактического объема учебной нагрузки будет определяться размер стимулирующих выплат педагогическим работникам не только за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, но и за результаты работы (п. 36.5.3).

Если должности педагогических работников замещают лица, имеющие первую или высшую квалификационную категорию, присвоенную на территории бывших республик СССР, то при установлении оплаты их труда имеющиеся квалификационные категории учитываются в течение срока, на который они были присвоены (установлены), но не более чем на пять лет. По истечении этого срока указанные лица имеют право пройти аттестацию, в том числе на высшую квалификационную категорию. Данное правило установлено для организаций, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы и основные и дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования (п.

36.5.7).

Было установлено, что для педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, за единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации соответствующих образовательных программ. В новой редакции данное условие отсутствует. При расчете норм времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, 1 академический час учебной нагрузки принимается за 1 астрономический час рабочего времени (п.

36.6.3).

При применении п. 6.3 приложения 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, в соответствии с которым формируется учебная нагрузка педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, контактная работа обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности определяется согласно п. 25–28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245. Ранее данный раздел содержал ссылки и на другие НПА. В Рекомендациях по оплате – 2024 эти ссылки отсутствуют.

Также убран абзац, указывающий, что нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, самостоятельно определяет организация и утверждает своим локальным нормативным актом (п. 36.6.4).

Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования пополнились новыми положениями.

Так, при переводе работников физкультурно-спортивных организаций с наименованием должности «тренер» на должности педагогических работников с наименованиями должности «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель» применяются соответствующие положения ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 36.9).

Чтобы при оплате труда тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, в том числе переведенных с должностей тренеров, не допустить снижения применяемых ранее по этим должностям выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера, рекомендовано использовать порядок и размеры таких выплат, предусмотренных по должности «тренер» разд. XII Рекомендаций по оплате – 2024. Данный раздел регулирует особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта (п.

36.9.1). Кстати, этот раздел остался практически без изменений. Стоит отметить только одно дополнение: можно устанавливать единовременную стимулирующую выплату тренерам, осуществляющим или осуществлявшим спортивную подготовку спортсмена, в связи с заключением спортсменом договора (профессионального контракта) с профессиональным спортивным клубом и участием в профессиональных спортивных соревнованиях.

Очевидно, речь идет о том, что правом установления выплаты обладают органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководители государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта.

Если при переводе тренеров на должности тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей объем должностных обязанностей остается прежним и сохраняется квалификация выполнения работ, то рекомендовано не допускать снижения общего размера их заработной платы по сравнению с зарплатой по ранее занимаемой должности (п. 36.9.2).

Рекомендация  Долг по налогу на недвижимость 2024

В случае, когда работник замещает должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, рекомендуется устанавливать ему оплату труда на уровне, предусмотренном НПА органов исполнительной власти субъектов РФ по должности «учитель» (п. 36.10).

Оплата труда работников учреждений здравоохранения

При установлении в пределах фонда оплаты труда стимулирующих выплат медработникам следует предусматривать выплаты за наставничество, а также за участие в практической подготовке обучающихся по основным профессиональным образовательным программам медицинского образования. Причем наставничество оплачивается только в отношении специалистов, завершивших обучение по программам высшего образования по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Этот новый пп. ж п. 37Рекомендаций по оплате – 2024должны учитывать органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, руководители государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда.

Уточнено, что установление стимулирующих выплат работникам, оказывающим услуги беременным женщинам и их детям в возрасте до года (в том числе услуги по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), должны быть предусмотрены положением по оплате труда работников учреждения здравоохранения (обратите внимание!) за счет средств, направляемых на оплату указанных услуг, в соответствии с Приказом Минздрава России от 02.04.2020 № 266н (пп. «т» п. 37) Скорректируйте положения об оплате труда, если они составлялись до выхода данного приказа.

Оплата труда работников учреждений в сфере культуры

Остановимся на наиболее существенных корректировках этого направления.

Вот новые рекомендации по установлению и изменению систем оплаты труда работников для органов – учредителей федеральных государственных учреждений культуры, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры.

Увеличение фондов оплаты труда работников (в том числе при проведении индексации зарплаты) преимущественно следует направлять на увеличение размеров окладов (пп. «в» п. 38).

Второе дополнение касается работников, которые считаются творческими в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей таких работников. Перечни утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В ТК РФ внесены изменения (Федеральный закон от 04.11.2022 № 434-ФЗ), согласно которым должно быть оплачено время, в течение которого эти работники по инициативе работодателя либо по причинам, не зависящим от воли сторон, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. Размер и порядок оплаты такого времени могут быть установлены коллективным договором, ЛНА, трудовым договором. Однако такая оплата должна быть не менее тарифной ставки, оклада (должностного оклада) творческого работника с компенсационными и стимулирующими надбавками, не связанными с участием в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступлением, рассчитанными пропорционально указанному времени.

И еще такая оплата должна быть не ниже МРОТ, рассчитанного пропорционально указанному времени.

Если творческий работник не участвует в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступает по своей инициативе, то порядок оплаты такого времени устанавливается внутренними документами организации (пп. «д» п. 38).

Появилось условие об установлении условий оплаты труда руководителю учреждения культуры. Учредителю следует обеспечить непревышение предельного уровня (предусмотрен ч. 2 ст. 145 ТК РФ) соотношения среднемесячной зарплаты(в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности учреждения культуры и работы его руководителя) и получения стимулирующих выплат в максимальном размере (пп. «е» п. 38).

Условие введено в целях недопущения необоснованной дифференциации в зарплате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников.

Оплата труда работников учреждений ветеринарии

Многочисленные изменения в рекомендациях по установлению доли выплат по окладам в структуре зарплаты, по стимулирующим выплатам, по сути, стилистические.

По-прежнему при принятии НПА, регулирующих условия оплаты труда работников госучреждений ветеринарии, органам-учредителям рекомендуется обеспечить долю выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы не ниже 60% (без учета выплат компенсационного характера) (пп. «б» п. 40).

Стимулирующие выплаты рекомендовано производить за достижение работниками конкретных результатов (по итогам календарного периода, а также за выполнение важных и особо важных заданий). Такие выплаты производятся на основе объективных критериев с учетом специфики и условий работы. Критерии отражаются в НПА субъектов РФ, локальных нормативных актах госучреждений, коллективных и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений (пп. «в» п. 40).

Прочие постоянные выплаты, не влияющие на качество и результат работ (кроме выплат компенсационного характера), рекомендуется включать в оклад (должностной оклад) (пп. «е» п. 40).

Также при формировании систем оплаты труда рекомендовано предусмотреть единовременную выплату выпускникам образовательных организаций, трудоустроившимся в государственные учреждения ветеринарии. Обратите внимание на то, что ранее такую выплату устанавливали только выпускникам, устроившимся в госучреждения Дальневосточного федерального округа (пп. «н» п. 40).