Подсчет стажа для пенсии 2024

Льготная пенсия предоставляется гражданам, еще не достигшим общеустановленного пенсионного возраста. Для этого необходимо наличие обозначенного законом стажа по определенной профессии. Список профессий также закреплен законодательно. Сама по себе методика расчета льготной пенсии мало отличается от принятой для расчета пенсии вообще.

Вместе с тем каждая профессия, дающая право на досрочный выход на пенсию, и расчет пенсионных пособий по ней имеют нюансы, связанные прежде всего со стажем. В общем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает ранее достижения пенсионного возраста при определенных условиях, связанных с размером индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительностью страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.
Посмотреть подробнее

Кто имеет право на льготы

Действующее законодательство содержит в общей сложности более 1700 профессий, работники которых, имея соответствующий размер трудового стажа, могут претендовать на досрочное пенсионное обеспечение. Прежде всего, это ФЗ №400 от 28/12/13 г. и его гл. 6 (ст. 30-32), содержащие обширный список «льготников» — от работников горячих цехов и вредных производств до водителей городских автобусов. Указан по каждой категории и стаж выхода на пенсию.

При этом для женщин, как правило, число лет снижено на 5, по сравнению с «мужским» лимитом. Существуют уточняющие списки льготных профессий, принятые еще кабинетом министров СССР, условно называемые «список 1» и «список 2» (приняты пост. №10 от 26/01/91 г.). В них включены особо тяжелые и вредные работы, такие как фармацевтическое производство, работы, связанные с горно-рудным обогащением, химическим и коксо-химическим производством, атомной промышленностью и рядом других. При определении льгот используются и так называемые малые списки профессий: медицинские, педагогические, водительские профессии, всего 19 позиций.

К примеру, правительственное Постановление №781 от 29/10/02 г. содержит информацию о педагогических и медицинских профессиях, дающих право на льготу. Эту информацию в первую очередь необходимо изучить будущим «льготникам».

Что нужно знать для расчета пенсии

  • работы на вредных производствах (под землей, в горячих цехах) со сроком работы «ликвидаторов», работников «чернобыльской» зоны;
  • труд женщин на сельхозмашинах, тракторах, строительных машинах со сроком работы во вредных условиях, горячих цехах, в тяжелых условиях труда, в геологических экспедициях, в железнодорожной отрасли на определенных работах, например, связанных с безопасностью;
  • работа на судах, непосредственно выполняющих работы при выходе из порта, в море суммируется с работой на вредных производствах, подземных работах;
  • труд в условиях Крайнего Севера не исключает стажа работы водителем на городском маршруте, профессионального спасателя, стажа работы с осужденными в системе исполнения наказаний и т.д.

Перед обращением за назначением пенсии важно учесть такой фактор, как стаж.

Совет! Для определения стажа при расчете льготной пенсии в спорных случаях целесообразно обращаться в отделение ПФР. Специалисты смогут определить все нюансы той или иной ситуации, соотнести ее с нормами законодательства, произвести корректный расчет сроков и стажа.

С 2015 года размер пенсии напрямую зависит от количества т.н. пенсионных баллов, и если для получения льготной пенсии необходимы названные выше особые условия, то сама методика подсчета пенсионных накоплений едина для всех. Из этого следует, что претендовать на «особую» пенсию, не имея накопленных баллов от ПФР, невозможно. Для того чтобы подсчитать, сколько баллов накоплено к выходу на пенсию, к примеру, в текущем году, необходимо знать объем отчислений в пенсионный фонд.

Чем он выше, тем на большее число баллов можно рассчитывать. Так, в текущем году необходимое количество баллов — 16,2. Этот показатель достигнет максимума (30) в 2024 году.

Цена одного балла в текущем году — 87,24 руб., размер же накоплений в фонд можно узнать через регистрацию в сервисе Госуслуг, в личном кабинете, либо обратившись с запросом непосредственно к работникам пенсионного фонда. За каждый год, начиная с 2002-го, такой расчет нужно делать отдельно по годам. Не стоит забывать и о нерабочих периодах, за которые согласно ФЗ №400 (ст.

12) тоже начисляются баллы.

Количество баллов умножается на размер одного пенсионного коэффициента, и получается приблизительная величина льготной пенсии.

Точный расчет возможен только при обращении в пенсионный фонд, ведь пересчет пенсий, накопленных до 2002 года, производился специалистами этой организации по особым, переходным условиям. Для самостоятельного подсчета потребуется знать объем страховой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.15 (так или иначе потребуется запрос в ПФР) и ставку одного балла на 01.01. 2015 г. Она составляла 64,10 руб.

Подсчет делается простым делением суммы на ставку.

При подсчете также учитывают и фиксированный размер выплат, который ежегодно изменяется.

Совет! Если вы работаете по профессии, соответствующей «льготному» списку в настоящее время, целесообразно обратить внимание на правильное оформление именно льготного стажа, документов, соответствующих ему, соблюдение норм трудового законодательства, а не на накопление пенсионных баллов как таковых. В противном случае, проработав фактически достаточное количество лет по «льготной» профессии, можно утратить право на получение соответствующей досрочной пенсии.

Пенсионные же баллы при соблюдении прочих законных условий будут накапливаться автоматически.

Обращаться в отделение ПФР за начислением пенсии необходимо заранее, минимум за месяц до наступления пенсионного срока, со всеми документами, подтверждающими личность, сложные или особые условия работы, стаж работы по ним. Следует помнить, что начисления пенсии будут производиться от даты подачи заявления гражданина в ПФР.

Пример расчета

Поясним сказанное на условных примерах.

Предположим, что стоит задача самостоятельно рассчитать годовой пенсионный коэффициент (пенсионные баллы). Максимальную базу для начисления взносов берем по 2018 году – 1021000 руб. Пусть работник имеет заработную плату 22000 в месяц.

Его годовой фонд оплаты труда составит (22000*12) 264000 руб.

Пусть при этом гражданин не формирует накопительную часть пенсии, следовательно, для расчетов используется 16% тариф (в противном случае следует брать 10%). Отчисления работника в ПФР равны (264000 * 16%) 42240 руб. Норматив отчислений равен (1021000 * 16%) 163360 руб. 42240 / 163360 * 10, где 10 – максимальный пенсионный коэффициент (максимально возможное количество баллов в год).

Результат подсчетов — 2,586 балла.

Цена одного балла в 2018 году 81,49 руб. Если к моменту выхода на пенсию гражданин накопил условно 100 баллов, то пенсия составит 81,49 * 100 = 8149 руб. Добавим фиксированную выплату указанного года — 4 982,90 руб. и получим 8149 руб. + 4 982,90 руб. = 13131,90 руб.

Что в будущем?

Льготники в будущем, наравне с другими категориями пенсионеров, могут столкнуться с отменой балльной пенсионной системы. Такой проект существует в правительстве, которое все чаще признает, что «система баллов так и не заработала». Планируется вернуться к используемому ранее простому механизму: «Пенсии должны составлять не менее 40% от заработка гражданина, утраченного им».

Новые правила могут начать применять уже в текущем году, но окончательного решения пока нет.

В то же время, несмотря на возникающие на фоне пенсионных нововведений, опасения, правительство не планирует изменять условий назначения пенсий по вредным и опасным условиям труда (т.н. списки 1,2) против тех, что уже есть.

Еще один важный нюанс: работники Крайнего Севера (и приравненных к ним территорий) испытают повышение пенсионного возраста наравне с другими категориями граждан, однако если они одновременно трудились на опасных и вредных работах (например, шахтерский труд, железнодорожники), никаких изменений и повышений для них не будет.

В рамках проводимой пенсионной реформы произойдет либо фактическое повышение пенсионного возраста, либо отсрочка предоставления льготной пенсии для педагогов, медиков, творческих работников, жителей Крайнего Севера.

Все изменения будут проходить поэтапно.

Рекомендация  Что делать если преподаватель оскорбляет и унижает студента 2024

При каких условиях медработнику, в том числе работающему во вредных условиях труда, пенсия назначается досрочно?

Что в итоге

Для получения льготной пенсии должны соблюдаться такие условия:

  • соответствующая льготе должность;
  • соответствующий должности трудовой стаж;
  • необходимое число накопленных к моменту выхода на льготную пенсию пенсионных баллов.

Чтобы рассчитать льготную пенсию, необходимо проверить наличие вышеназванных условий, затем исчислить самостоятельно либо с помощью сервисов пенсионного фонда число накопленных к моменту выхода на пенсию баллов и, умножив это число на законодательно закрепленное стоимостное значение балла, произвести расчеты на соответствующую дату. Следует учесть в сумме также и фиксированный размер пенсии, в соответствии с законом.

Проконтролировать правильность расчетов можно, обратившись с запросом в пенсионный фонд. Отказать чиновники не имеют права, даже если выход на пенсию гражданин только планирует в будущем.

Заметим также, что в правительстве обсуждается проект, связанный с отменой пенсионных баллов.

Калькулятор выхода на пенсию

Калькулятор выхода на пенсию (пенсионный калькулятор) поможет вам онлайн определить: возраст, в котором вы выйдете на пенсию, дату выхода с указанием количества лет/месяцев/дней от текущей даты, минимальный страховой стаж для получения пенсии. Итоговый результат будет зависеть от введённых вами входных данных.

Сохранить калькулятор:

Как пользоваться калькулятором

Инструкция по использованию калькулятора расчета выхода на пенсию по-новому

  1. Выберите пол и дату рождения.
  2. Если у вас есть стаж, дающий право на досрочную пенсию, то укажите и его.
  3. Нажмите «РАССЧИТАТЬ». Из полученного результата вы узнаете: дату выхода на пенсию, сколько вам будет в этом момент лет и сколько лет вам нужно ещё проработать до пенсии.

О калькуляторе выхода на пенсию

Назначение пенсионного калькулятора – помощь в расчете формирования пенсионного стажа и сроков выхода на пенсию.

ВАЖНО! Наш пенсионный калькулятор создан уже с учетом внесенных поправок в законодательство РФ, известных как Пенсионная реформа, принятая Госдумой РФ и подписанная Президентом 03.10.2018 года.

Сфера применения

С помощью калькулятора можно без затруднений вычислить дату выхода на пенсию любого гражданина. Особенно важен калькулятор лицам предпенсионного возраста, поскольку именно их выход на пенсию будет регулироваться по особой сетке, исходя из поэтапного претворения положений пенсионной реформы в жизнь.

Различные виды пенсионных калькуляторов весьма распространены в Интернете, что объясняется повышенным интересом граждан к вопросам начисления пенсий. Однако следует помнить, что не существует калькулятора, который хотя бы приблизительно достоверно мог рассчитать размер ваших будущих пенсионных выплат. Это связано с множеством причин, основной из которых является крайняя непрозрачность системы расчета пенсионных накоплений, практикуемой ПФР.

Законодательно к факторам, непосредственно влияющим на размер начисления страховой пенсии, относятся:

  1. Заработная плата будущего пенсионера либо задекларированный доход при самозанятости.
  2. Длительность стажа.
  3. Социально значимые периоды жизни, к которым относятся служба в рядах ВС, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за детьми.
  4. Избранный будущим пенсионером способ пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.
  5. Продолжение трудовой деятельности после наступления возраста пенсионирования.

Все эти факторы постоянно претерпевают изменения, а коренная ломка пенсионной системы РФ привносит изменения практически ежедневно.

Поэтому единственные достоверные расчеты калькулятора могут быть предоставлены лишь в части:

  1. прогнозируемого для выхода на пенсию года;
  2. возраста выхода на пенсию;
  3. минимального объема стажа, необходимого для выхода на пенсию.

Пенсионный возраст

Пенсионная реформа, одновременно с поднятием возрастной планки, предусмотрела и поэтапное пенсионирование тех, кто на момент введения реформы либо уже достиг нужного возраста, либо приблизился к нему. В соответствии с этапами реформы, предусмотренное реформой возрастное повышение будет происходить по формуле 1/1, то есть раз в год на год. Общий период введения условий реформирования займет 9 лет.

Подпадают под пенсионные нововведения мужчины, начиная с 1959 года рождения и женщины, начиная с 1963 года. Родившимся ранее этих лет реформа не угрожает, даже если они продолжают работу. Это связано с тем, что реформа не предусматривает ретроспективности, то есть обратной силы.

Предельно упрощенно поэтапность отражена в следующих схемах для мужчин и для женщин.

Мужчины:

Год и месяц рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию
1959 (с 1 по 7 месяцы) 2019 (7-12 месяцы) 60 лет 6 месяцев
1959 (7-12 месяцы) 2020 (1-6 месяцы) 60 лет 6 месяцев
1960 (1-6 месяцы) 2021 (7-12 месяцы) 61 год 6 месяцев
1960 (7-12 месяцы) 2022 (1-6 месяцы) 61 год 6 месяцев
1961 2024 63 года
1962 2026 64 года
1963 2028 65 лет

Женщины:

Год и месяц рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию
1964 (1-6 месяцы) 2019 (7-12 месяцы) 55 лет 6 месяцев
1964 (7-12 месяцы) 2020 (1-6 месяцы) 55 лет 6 месяцев
1965 (1-6 месяцы) 2021 (7-12 месяцы) 56 лет 6 месяцев
1965 (7-12 месяцы) 2022 (1-6 месяцы) 56 лет 6 месяцев
1966 2024 58
1967 2026 59
1968 2028 60

То есть, начиная с 2028 года (разумеется, если все пойдет так, как предполагает Правительство и Госдума), закончится вводный период и россияне станут выходить на заслуженный отдых сразу по достижении ими соответствующего возраста.

Стаж для пенсии

Пенсионное законодательство предусматривает включение в пенсионный стаж не только времени, непосредственно занятого трудовой деятельностью, но и периоды, относимые к так называемым «социально значимым». К последним относятся годы жизни гражданина, занятые делами, важными для социума и государства в целом – служба в ВС, рождение и воспитание детей, уход за больным или престарелым родственником и т.д.

Пенсионная реформа предусматривает увеличение необходимого минимального стажа по мере введения в действие этапов повышения пенсионного возраста. В соответствии с этапами, приведенными в таблицах выше, распределены и этапы повышения размера минимального стажа, необходимого для выхода на пенсию. Несколько неправильным кажется решение российских законодателей об установлении равных требований к женскому и мужскому стажу, и, возможно, со временем будут введены некоторые модификации в этой части, однако на настоящий момент этапы повышения размера стажа выглядят следующим образом:

Этапы по годам 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год
Минимальный размер стажа 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет

Балльная система

Расчет пенсионных баллов – очень трудоемкий процесс, алгоритмы которого, хотя и приведены в пенсионном законодательстве, на самом деле известны только работникам пенсионных фондов.

Рассчитать количество баллов сложно еще и потому, что ежегодно необходимый минимум баллов увеличивается на 2, 4 балла. Если в 2015 году для выхода на пенсию было достаточно около 7 баллов, то к 2025 году потенциальные пенсионеры должны будут обладать как минимум 30-ю баллами.

Более того, различные виды трудовой деятельности и значимых периодов в жизни дают разное количество баллов, регламентированных различными законодательными актами. Сделано ли это умышленно или случайно, но факт остается фактом – точный самостоятельный расчет невозможен.

В настоящее время на уровне Госдумы и Правительства РФ усиленно ведется обсуждение отказа от балльной системы, и следует думать, что за повышением пенсионного возраста будет введен отказ от процедуры накопления баллов. Поэтому, сколько бы прогнозов ни давали калькуляторы, сколько бы таблиц расчетов ни приводилось, скорее всего, они окажутся ненужными.

Исключения

Как и у всякого правила, у пенсионных изменений имеются исключения, то есть те случаи, в которых нововведения применяться не будут, хотя и выглядят некоторые совершенно нелогично. К исключениям относятся:

  1. Накопительные пенсии. Право воспользоваться накопленными средствами возникнет у предпенсионеров с момента достижения ими пенсионного возраста по старому законодательству, то есть с 55 и 60 лет в зависимости от пола. В данном случае имеется небольшое ограничение. Право на использование накоплений может возникнуть лишь при условии наличия минимального стажа 15 лет и количества баллов не менее 30.
  2. Страховые пенсии для льготников, сохранивших право досрочного выхода на пенсию. Помимо занятых на вредных производствах (списки 1, 2), к ним будут относиться также водители большегрузов на рудниках и шахтах, полевые геологи, лесоповальщики, женщины-асфальтоукладчицы и крановщицы, машинисты-железнодорожники (в том числе и метро), осуществлявшие непосредственную транспортировку пассажиров, портовые докеры, водители общественного транспорта, рыбаки, шахтеры, работники гражданской авиации, непосредственно занятые в обеспечении перелетов, оперативные сотрудники МЧС, работники исправительно-трудовых колоний.
  3. Государственные пенсии. Изменения не коснутся лиц, ликвидировавших чернобыльскую аварию, лиц, пострадавших в результате чернобыльской аварии, а также их близких родственников – членов семей.
  4. Пенсии госслужащих. Для этой категории будущих пенсионеров с 2018 года будет введен собственный поэтапный график, предполагающий увеличение возраста пенсионирования на шесть месяцев каждый год до достижения предельных величин.
Рекомендация  Статья 129. Утратила силу 2024

Медицинские и педагогические работники

Существенные изменения ждут работников медицинской и преподавательской сферы. Если до введенных изменений в законодательство эти категории работников могли выйти на пенсию по достижении ими особого преподавательского или медицинского стажа, то, начиная с 2019 года, своим правом на досрочную пенсию они смогут воспользоваться только через 5 лет после накопления ими все тех же 25-30 лет стажа по специальности.

В отношении медиков и педагогов также введен поэтапный режим повышения пенсионного возраста в соответствии с таблицей, приведенной ниже:

Год достижения стажа по специальности Этапы переноса года досрочного выхода на пенсию Год выхода на пенсию
2019 год 6 месяцев со дня достижения стажа по специальности 2020 год
2020 год Полтора года 2022 год
2021 год Три года 2024 год
2022 год Четыре года 2026 год
2023 год Пять лет 2028 год

Таким образом, начиная с 2024 года, все медики и преподаватели смогут заявить о желании выйти на отдых только через 5 лет после наработки для этого стажа.

Северяне

Свои «пятилетку» получили и граждане, осуществлявшие трудовую деятельность в условиях Крайнего Севера или приравненных к ним. Теперь их возраст пенсионирования увеличится именно на эту цифру и составит 55 и 60 лет (в зависимости от пола).

«Этапирование» возраста выхода на пенсию, во избежание шока, предусмотрено и для северян. Оно в общих чертах соответствует этапам для всех других граждан, за исключением того, что выходить на пенсию северяне все же будут на льготных условиях.

Мужчины-северяне:

Год и месяц рождения Возраст выхода на пенсию Год выхода на пенсию
1964 (1-6 месяцы) 55 лет 6 месяцев 2019 год (7-12 месяцы)
1964 (7-12 месяцы) 55 лет 6 месяцев 2020 год (1-6 месяцы)
1965 (1-6 месяцы) 56 лет 6 месяцев 2021 (7-12 месяцы)
1965 (7-12 месяцы) 56 лет и 6 месяцев 2022 (1-6 месяцы)
1966 58 лет 2024
1967 59 лет 2026
1968 60 лет 2028

Женщины-северянки:

Год и месяц рождения Возраст выхода на пенсию Год выхода на пенсию
1969 (1-6) 50 лет 6 месяцев 2019 (7-12 месяцы)
1969 (7-12) 50 лет 6 месяцев 2020 (1-6 месяцы)
1970 (1-6) 51 год 6 месяцев 2021 (7-12 месяцы)
1970 (7-12) 51 год 6 месяцев 2022 (1-6 месяцы)
1971 53 года 2024
1972 54 года 2026
1973 55 лет 2028

Многодетные матери

Пенсионные льготы по новому законодательству будут предоставлены женщинам, относящимся к категории многодетных, вне зависимости от статуса детей – родных или усыновленных. Каждый ребенок, начиная с третьего, подарит своей матери 1 льготный год.

Трое детей дадут матери 3 льготных года, то есть возможность выйти на пенсию в 57 лет, если не имеется других льгот.

Четыре ребенка подарят матери 4 льготных года, которые позволят ей пенсионироваться на четыре года раньше, чем гражданам, не имеющим льгот.

Пенсионирование женщин, родивших либо усыновивших пятерых и более детей, не претерпит каких либо изменений и будет иметь место в возрасте 50 лет.

Стаж по Списку 1 для мужчин и женщин

При наличии такого стажа на пенсию можно выйти досрочно, согласно таблице ниже.

Стаж Количество лет на вычет
Мужчины Женщины
От 3 лет 9 месяцев -3 года
От 4 лет -4 года
От 5 лет -5 лет -5 лет
От 6 лет -6 лет -6 лет
От 7 лет -7 лет -7 лет
От 7 лет 6 месяцев -10 лет
От 8 лет -8 лет
От 9 лет -9 лет
От 10 лет -10 лет

Стаж по Списку 2 для мужчин и женщин

При наличии такого стажа также на пенсию можно выйти досрочно, согласно таблице ниже.

Стаж Количество лет на вычет
Мужчины Женщины
От 5 лет -2 года
От 6 лет -3 года
От 6 лет 3 месяцев -2 года
От 7 лет 6 месяцев -3 года
От 8 лет -4 года
От 10 лет -4 года -5 лет
От 12 лет 6 месяцев -5 лет

Стаж по Крайнему Северу для мужчин и женщин

При наличии «северного» стажа на пенсию можно выйти досрочно, согласно таблице ниже.

Стаж Количество лет и месяцев на вычет
От 7,5 лет -2 года 4 месяца
От 8 лет -2 года 8 месяцев
От 9 лет -3 года
От 10 лет -3 года 4 месяца
От 11 лет -3 года 8 месяцев
От 12 лет -4 года
От 13 лет -4 года 4 месяца
От 14 лет -4 года 8 месяцев
От 15 лет -5 лет

Для педагогов, медиков, артистов и жителей Крайнего Севера

Постепенное повышение пенсионного возраста производится согласно таблице ниже.

Год выхода на пенсию по старому закону Прибавка лет Год выхода на пенсию по новому закону
2019 + 1 год (можно выйти на полгода раньше) 2020
2020 + 2 года (можно выйти на полгода раньше) 2022
2021 + 3 года 2024
2022 + 4 года 2026
2023 + 5 лет 2028

Подсчет стажа для пенсии 2024

Статья 13. Порядок исчисления страхового стажа

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13

1. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

3. При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

Рекомендация  Получение налогового вычета при смене статуса налогового резидента 2024

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

6. При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

7. Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, если общая сумма начисленных страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (до 31 декабря 2022 года включительно), или не менее 80,1078 процента совокупного фиксированного размера страховых взносов, установленного пунктом 1.2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (начиная с 2024 года), в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором начислены страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае, если общая сумма начисленных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально начисленным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с начислением страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).

(часть 7 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Индивидуальным предпринимателям, применяющим специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», в страховой стаж засчитывается период, равный периоду применения специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» в соответствующем календарном году, если общая сумма, учитываемая Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в качестве страховых взносов, сведения о которой переданы налоговыми органами в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», за данный календарный год составила не менее фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (до 31 декабря 2022 года включительно), или не менее 80,1078 процента совокупного фиксированного размера страховых взносов, установленного пунктом 1.2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (начиная с 2024 года), определяемого пропорционально количеству календарных месяцев и дней, приходящихся на период применения специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». В случае, если общая сумма, учитываемая Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в качестве страховых взносов, сведения о которой переданы налоговыми органами в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», за данный календарный год составила менее фиксированного размера страховых взносов, определяемого в соответствии с настоящей частью, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально страховым взносам, но не более продолжительности периода применения индивидуальным предпринимателем специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» в этом календарном году.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 25.02.2022 N 18-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ст. 13 (в ред. ФЗ от 04.11.2022 N 419-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 24.02.2022.

9. При исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При исчислении страхового стажа периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании засчитываются в страховой стаж в двойном размере.

(часть 10 введена Федеральным законом от 04.11.2022 N 419-ФЗ)