Как и в городе, в многоквартирных домах, вывоз мусора в частном секторе – это отдельная коммунальная услуга. Собственники жилых домов обязаны побеспокоиться о заключении договора с региональным оператором, в соответствии с которым будет своевременно осуществляться вывоз твердых коммунальных (или бытовых) отходов (ТКО/ТБО). А дальше придется оплачивать выставленные счета за предоставленную услугу.
Особенности вывоза мусора в частном секторе
Главная особенность, которая отличает собственников частных домов от владельцев квартир – они сами должны позаботиться о том, чтобы своевременно заключить соглашение с региональным оператором. В отличие от них, владельцы квартир автоматически получают счет в квитанции по оплате услуг. На сайте регионального оператора они смогут убедиться, что договор на эту услугу составлен и заключен автоматически.
Некоторые важные моменты сложившейся ситуации для собственников частного сектора:
- Нельзя игнорировать требование по заключение договора с региональным оператором, сделать это – обязанность домовладельцев;
- По условиям соглашения оператор обязуется принимать и вывозить ТКО, обрабатывать и обезвреживать их, проводить захоронение на специально предназначенных для этого полигонах отходов;
- На собственнике дома лежит обязанность своевременно оплачивать выставленные оператором счета;
- Оплата вывоза мусора в частном секторе определяется на основании действующего единого тарифа;
- При не заключении договора собственник частного дома привлекается к административной ответственности.
Ответственность определяется на основании ст. 8.2 КоАП РФ, на нарушителя накладывается штраф в размере до 2 т.р. При этом в субъектах РФ могут вводиться дополнительные или усиленные меры воздействия на таких владельцев.
Например, в Московской области размер штрафа за аналогичное нарушение увеличен до 5 т.р.
Почему нужно заключить договор с оператором?
Дело даже не в угрозе понести административное наказание. Правительство утвердило типовую форму договора и предусмотрело, что он будет считаться заключенным даже в том случае, если собственник не предпринял никак действий (письмо Минстроя от 16.10.18 № 41963-АЧ/04).
О том, что соглашение заключено автоматически, собственник сможет узнать по квитанции. В ней будет отдельной строкой указана новая коммунальная услуга – вывоз отходов. Собственнику остается узнать график вывоза мусора в частном секторе, который устанавливается индивидуально в каждом случае.
Для справки! Изначально договор оформляется в электронном виде, получить его на бумажном носителе можно по официальному письменному запросу на имя регионального оператора.
Из этого следует, что собственнику необязательно беспокоиться и самостоятельно обращаться за заключением соглашения. Тезис ошибочный. Указанный механизм далек от совершенства, некоторые регионы так и не стали работать по правилам, предусмотренным мусорной реформой.
Проявляется это в том, что региональные операторы еще не назначены, либо их мощностей недостаточно. Результат – услуги по сбору и вывозу ТКО/ТБО оказывают частные компании. И в этом случае:
- Не предусмотрена процедура автоматического заключения соглашения;
- Административная ответственность за отсутствие такого договора продолжает лежать на собственнике жилья.
От ответственности освобождаются только те лица, которые не заключали соглашение на сбор мусора в частном секторе, но в получаемых ими квитанции есть упоминание о начислении оплаты за обращение ТКО. Это документальное свидетельство того, что договор по факту заключен.
Алгоритм вывоза мусора в частном секторе по закону
Вопрос с организацией обращения ТКО из частного сектора законодательством урегулирован слабо. В самом законе об отходах есть положение, предусматривающее самостоятельные действия со стороны местных органов власти. Поэтому владельцам частных домов нужно обращаться именно к ним.
Пути решения проблемы:
- Договор заключается с частной компанией;
- Он может быть не только индивидуальным, но и коллективным;
- В последнем случае жильцам частного сектора предстоит создать ТСЖ – товарищество собственников жилья.
При создании ТСЖ уведомляются органы местной власти. Затем выбирается специализированная компания, с которой заключается договор. Предварительно выбираются и определяются приказом по ТСЖ представители товарищества.
Именно они и подписывают соглашение на обращение ТКО.
Альтернативный вариант – подача в специализированную компанию уже готового и подписанного в одностороннем порядке соглашения. Если в квитанциях об оплате появилась строка о вывозе мусора, значит компания его подписала.
А если откажут в заключении договора?
Основная проблема – региональным операторам и специализированным фирмам не выгодно вывозить мусор из частного сектора. Пробег, а в связи с этим и расходы существенно больше, чем в городе, а доход меньше. Поэтому могут отказать в заключении договора.
Такие действия оператора или компании незаконны. Юридическая практика указывает, что суд становится на сторону собственников жилья. Пример можно посмотреть в решение Верховного Суда по делу №АКПИ19-128.
Жалоба подается в местные органы власти, контролирующие органа (Роспотребнадзор) или суд.
Что указывается в условиях соглашения?
Типовая форма договора представлена в правительственном постановлении от 12.11.16 № 1156. Для этого выбираются предложенные варианты текста. Автоматически определены следующие условия:
- Права и обязанности подписантов;
- Сроки оплаты, каким образом осуществляется;
- Ответственность обеих сторон за нарушение условий договора;
- Формы и методы фиксации нарушений.
Собственнику нужно определить место, в котором происходит накопление отходов. Также он указывает нормы вывоза мусора в частном секторе с учетом установленных по региону. Смотреть нужно на правительственные акты конкретного субъекта федерации, в которых утверждаются нормативы накопления ТКО/ТБО.
На кого ложится обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО?
Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.
ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО
Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.
Для справки! Под обращением ТКО понимается их вывоз, переработка, утилизация. Постановлением Правительства (ПП) №1156 о договоре с региональным оператором введены соответствующие правила.
Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:
- Своими действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
- У него нет лицензии на осуществление такой деятельности.
В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.
Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного лица этого нет.
Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.
Для справки! Автомобили региональных операторов ТКО подключены к системе ГЛОНАСС, можно отследить их маршрут движения, установить их местонахождение в конкретный промежуток времени.
Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р. (и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте.
Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.
Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.
Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО заключается в том, что потребителю необходимо:
- Найти регионального оператора– через официальный сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации. Нами также составлен перечень региональных операторов по обращению с отходами;
- Направить письменную заявку на заключение соглашения.
Для справки! Предусмотрено, что оператор размещает предложение о заключении договора, а потребитель обязан направить заявку в пятнадцатидневный срок.
К заявке нужно приложить следующее:
- Паспорт или другое удостоверение личности заявителя;
- Правоустанавливающие документы;
- Технический паспорт недвижимости;
- Справку о количестве проживающих лиц.
Это актуально для собственников частных домов, которые заключают договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор заключают:
- Управляющая компания (УК);
- Товарищество собственников жилья (ТСЖ);
- Жилищный кооператив (ЖК).
Эти организации к заявке должны приложить:
- Договор с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО;
- Лицензии, на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирным домом;
- Документы, в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество жильцов.
На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом заключения договора занимается доверенное лицо.
После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.
В каких случаях сроки рассмотрения продлеваются?
Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он обязан:
- Выявить недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения;
- Направить письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения;
- Приостановить рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.
После получения письма от регионального оператора, потребитель обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано, заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по которым заявка не рассмотрена.
Региональный оператор может получить заявку на заключение договора на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного владельца. С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10 рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН.
В документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена. Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.
Отсутствие заявки от потребителя
Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора с региональным оператором ТКО:
- Он размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения;
- С этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать заявку;
- Если они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз ТКО региональным оператором.
По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.
Что должно содержать соглашение?
Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:
- Месторасположение дома, для которого требуется услуга;
- Ее содержание: требование, периодичность, порядок и размер расчета;
- Порядок решения спорных вопросов, в том числе и по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий договора;
- Права и обязанности сторон;
- Случаи, в которых услуга не предоставляется или ограничивается;
- Основания для изменения условия или расторжения соглашения;
- Срок его действия.
Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь, осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них граждан.
Для справки! Расчеты предоставления услуги привязываются к количеству жильцов.
Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например, региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с 110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:
- Обращение в суд с иском о перерасчете стоимости;
- Истребование от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности граждан дома;
- На основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый период, когда менялась численность граждан.
Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого определяется условиями договора, и начисляется неустойка.
Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует финансовые потери.
Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором
За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.
Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к административной ответственности.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм ( ст.8.2 КоАП РФ ). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.
Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм. Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и другие нормы.
Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.
Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а индивидуальные предприниматели на 50 т.р.
Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора, его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р. То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны привлекаются к административной ответственности.
ВС РФ: Хозяин участка без жилья не должен платить за вывоз отходов
Очень интересное, а главное — полезное толкование закона сделал Верховный суд РФ, когда изучил спор об оплате за вывоз мусора на даче. Точнее, о начислении оплаты за вывоз мусора. Или как он официально сейчас называется — твердых коммунальных отходов.
Главный вывод ВС должен обрадовать многих садоводов и дачников, а также владельцев участков, на которых жилья еще нет, а счета от оператора по вывозу мусора уже приходят. По этому поводу конфликты совсем нередки.
ВС заявил, что владелец участка, на котором еще нет пригодных для проживания строений, не должен платить за вывоз мусора. И у регионального оператора нет оснований для начисления хозяину платы за такую коммунальную услугу, если на его сотках нет зарегистрированных жилых помещений, а факт образования бытовых отходов региональным оператором дополнительно не подтвержден.
Спор начался с того, что гражданин, к которому стали приходить счета от регионального оператора по вывозу мусора, пошел жаловаться в прокуратуру. Человек не зря возмущался — за что платить, если дом он еще не построил? Прокуратура ситуацию изучила и встала на сторону заявителя.
Она вынесла представление — потребовала от оператора пересчитать плату за вывоз мусора собственнику участка в деревне, на котором нет ни зарегистрированных, ни незарегистрированных строений.
Региональный оператор возмутился и отправился в суд оспаривать предписание прокуроров. Он был уверен, что отсутствие дома, зарегистрированного или нет, не имеет значения — отходы же могут образовываться и на самом участке — «в процессе его использования». Тем более что некое хозяйство у этого гражданина на участке было — теплица без фундамента, бытовка и автовагончик.
Как назвали последний — «бортовой кузов на раме». Выходит, хозяин там бывает, что-то делает. Значит, и мусор может производить.
Аргумент оператора — по Земельному кодексу (статья 13) собственник обязан поддерживать свой участок в «надлежащем состоянии». И вероятный мусор должен утилизировать с помощью регионального оператора. Тем более что он отправляет счета хозяину только в дачный сезон.
Но суды согласились с прокуратурой. Они сказали, что отдельного договора на вывоз мусора между потребителем и регоператором нет. Есть Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Но они распространяются только на жилые дома. А в этом случае дома нет.
Прокуратура потребовала от оператора пересчитать плату за вывоз мусора собственнику
Аргумент оператора о том, что на участке может появляться мусор, — ошибочен. Действительно, сказал суд, образование мусора — закономерный результат жизнедеятельности человека. Поэтому отсутствие на участке помещений «не свидетельствует о ненакоплении ТКО владельцами». Но это только в том случае, если доказано, что на участке есть объекты, пригодные для проживания.
Пусть и незарегистрированные. Конкретно в этом случае проверка показала, что образование мусора на этом участке не происходит, а расположенные на нем теплица без фундамента, бытовка и кузов на раме «не предоставляют в проверяемом периоде возможности проживания, в том числе временного». Да и у регоператора нет никаких документов, что есть факты производства мусора на этом участке.
Последним аргументом оператора было заявление о том, что за электричество, проведенное на участок человек же платит. Но все суды, включая Верховный, на это сказали, что владелец земли проводил время на своем участке — электроприборы ведь работали, но возможности образования мусора все же не было, так как на земле нет условий для проживания.
Наталья Козлова
Российская газета — Федеральный выпуск: №178(8826)