Оплата вывоза мусора в квартире где никто не зарегистрирован 2024

С весны 2024 года жильцы всех многоквартирных и частных домов смогут сэкономить на оплате коммунальных услуг — получить перерасчёт за вывоз мусора, если отсутствовали больше пяти дней. Подробнее о том, что для этого нужно, рассказываем в статье.

Что изменилось с весны 2024 года

На самом деле возможность запросить перерасчёт за оплату вывоза мусора по причине временного отсутствия была и раньше. Правда, только в тех регионах, где плату рассчитывают по количеству людей, прописанных в квартире. К примеру, в Тюмени .

В других регионах, например в Санкт-Петербурге , плату за вывоз мусора считают не по числу людей, а по площади жилого помещения. В таких городах перерасчёт платы за вывоз мусора не делали. Неважно, надолго ли жилец уезжал в командировку или на дачу, платить за мусор ему всё равно было нужно.

Весной 2024 года всех жильцов уравняли в правах. Вступили в силу единые правила с новым алгоритмом расчёта. Теперь можно проводить перерасчёт услуг, независимо от того, как списывается плата — по количеству жильцов или квадратной площади.

Как оформить перерасчёт за вывоз мусора в 2024 году

Итак, чтобы получить перерасчёт, нужно:

  • Не позднее чем через 30 дней с момента возвращения из поездки подать заявление в компанию, которая вывозит мусор (оператор по обращению с ТКО). Если вы не знаете, к какой именно организации обращаться напрямую, подайте заявление через управляющую компанию или расчётный центр. Их реквизиты можно узнать в платёжке за коммунальные услуги. Заявление составляется в свободной форме и отправляется на электронную почту.
  • К заявлению нужно приложить фотографии или скан-копии документов, подтверждающие временное отсутствие, то есть что вы действительно не находились дома в дни, за которые положена компенсация. Подойдут любые билеты, справки из больницы, корешки путёвок, командировочные удостоверения и так далее. С полным перечнем подходящих документов можно ознакомиться по ссылке .
  • Оператор рассматривает обращение пять рабочих дней. Если всё в порядке, организация проведёт перерасчёт, и в платёжке за следующий месяц сумма платы за вывоз мусора уменьшится

Обратите внимание: деньги возвращают только за дни полного отсутствия жильца. День отъезда и день возвращения в формулу для перерасчёта не включаются.

Перерасчёт положен только в том случае, если период отсутствия жильца составил от пяти дней до шести месяцев подряд. При этом, если вообще не жить в квартире, перестать платить за вывоз мусора нельзя: по закону собственники недвижимости всё равно должны оплачивать счета каждый месяц.

Материал по теме

Почему может прийти отказ в перерасчёте

Оператор по обращению с ТКО может отказать в перерасчёте, если:

  • посчитает, что документы, подтверждающие отсутствие, поддельные;
  • с момента возвращения жильца домой прошло больше 30 дней;
  • заявитель не проживал в квартире более полугода и пытается получить компенсацию за весь срок.

Об отказе компания должна уведомить заявителя — отправить ему письмо с обоснованием на электронную почту. Если вы посчитаете решение неправильным, то можете отправить жалобу в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ).

Оставляете жильё без присмотра на дни или даже недели? Вам обязательно нужно обезопасить его и себя от бытовых мини-катастроф, которые могут произойти в ваше отсутствие. Кстати, в МТС Страховании можно сравнить предложения разных компаний и оформить нужную страховку буквально за пять минут и без наценки.

Оплата вывоза мусора в квартире где никто не зарегистрирован 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Вправе ли гражданин, не проживающий в квартире, не платить за вывоз мусора (расчет за вывоз мусора производится из расчета за квадратный метр)?

Вправе ли гражданин, не проживающий в квартире, не платить за вывоз мусора (расчет за вывоз мусора производится из расчета за квадратный метр)?

7 апреля 2024

1. Пунктом 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ определено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Согласно п. 148.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Рекомендация  Объезд припаркованной машины через сплошную будет ли штраф 2024

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более пяти дней подряд.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 148.36 Правил N 354). В этом случае в качестве расчетной единицы принимается норматив накопления ТКО на одного проживающего в жилом помещении (смотрите формулу 9.1 приложения N 2 к Правилам N 354).

Таким образом, непроживание в жилом помещении формально не освобождает его собственника от внесения платы за вывоз ТКО. Данное положение согласуется с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, в силу которой неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п.

37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22).

Исключение из этого правила установлено лишь для лиц, временно (более пяти полных календарных дней подряд) отсутствующих в жилом помещении (п. 148.44 Правил N 354)*(1). В этом случае осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (п.

90 Правил N 354). По смыслу приведенных норм постоянное проживание гражданина по иному месту жительства не является временным отсутствием, а потому такой гражданин под исключение не подпадает и от оплаты коммунальных услуг, коим является и обращение с ТКО, не освобождается (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03 марта 2022 г. по делу N 8Г-2967/2022[88-4743/2022], определение СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2024 г. по делу N 8Г-27476/2022[88-365/2023-(88-32293/2022)], определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2022 г. по делу N 8Г-23404/2022[88-23113/2022], решение Дзержинского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 01 июля 2019 г. по делу N 2-2080/2019, решение Арбитражного суда Камчатского края от 07 мая 2019 г. по делу N А24-1512/2019, определение СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2024 г. по делу N 8Г-27476/2022[88-365/2023-(88-32293/2022)]).

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления*(2) потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя (п. 91 Правил N 354). В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя (п.

92 Правил N 354). В п. 93 Правил N 354 приведен примерный перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства. Подчеркнем, если потребитель не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере и вправе применить предусмотренные ч. 14 ст.

155 ЖК РФ санкции.

2. Орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (п. 16 ст. 12 ЖК РФ, п. 148.30 Правил N 354). При таком решении размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО, а в качестве расчетной единицы принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. метр общей площади жилого помещения (смотрите формулу 9 2 приложения N 2 к Правилам N 354).

В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения законодательством РФ не установлен порядок перерасчета данной платы. Данная позиция также отражена в определении Верховного Суда РФ от 04 августа 2022 г. N 301-ЭС20-4119.

Рекомендация  Назначение ежемесячной денежной компенсации 2024

В определении Конституционного Суда РФ от 12 июля 2022 года N 1714-О отмечено, что подобное правовое регулирование, наделяющее органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принятия решения об избрании иного — отличного от установленного Правительством Российской Федерации в качестве общего правила — способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемую потребителям в жилых помещениях многоквартирных домов, а именно исходя из общей площади жилого помещения, не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями, поскольку предполагает, что принятие региональными органами государственной власти такого рода решения во всяком случае не должно осуществляться произвольно, без учета сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной и трудовой миграции населения, проживающего на соответствующей территории, и прочих объективных факторов.

Таким образом, непроживание собственника жилого помещения в этом помещении — при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан — не освобождает его по общему правилу от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из количества собственников такого помещения или площади жилого помещения (смотрите определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2022 г. по делу N 8Г-16781/2022[88-17175/2022], определение СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08 апреля 2021 г. по делу N 8Г-4749/2021[88-6719/2021], определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 марта 2022 г. по делу N 8Г-3611/2022[88-7276/2022]).

Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 декабря 2022 г. N 52-П указал, что полное освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает, от внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО — с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера — не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду (преамбула; статья 7; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 20, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 58 Конституции РФ).

А в другом определении Конституционный Суд РФ подчеркнул, что коммунальная услуга по обращению с ТКО фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме с определенной периодичностью, обусловленной установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, и независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем указанная услуга направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений (создании комфортных условий для проживания в них), но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни и свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны (статья 7, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 75.1 Конституции РФ). Учитывая данное обстоятельство, а также невозможность установления как самого факта потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами конкретным собственником или пользователем жилого помещения в многоквартирном доме, так и точного объема такого индивидуального потребления (по крайней мере в современных условиях становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий по общему правилу недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в многоквартирном доме от оплаты данной коммунальной услуги (смотрите определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2022 г. N 3212-О).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

16 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Решением Верховного Суда РФ от 23 апреля 2021 г. N АКПИ21-129, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 августа 2021 г. N АПЛ21-289, данный пункт признан не противоречащим действующему законодательству.

Рекомендация  Нарушение условий договора аренды 2024

*(2) Смотрите Энциклопедию решений. Заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении.

Платеж за обращение с ТКО нужно платить и за ту квартиру, в которой никто не живет и даже не прописан

Верховный Суд РФ отказал в признании недействующими пунктов 93 и 148.44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354.

Законность спорных пунктов Правил N 354 интересовала административного истца в той мере, в которой они не разрешают мусорному оператору пересчитывать (точнее, вовсе не начислять) плату за комуслугу по обращению с ТКО собственнику помещения, которым собственник владеет, но не пользуется, — и сам не проживает, и внаем не сдает . В таком случае, по мнению административного истца, плата за услугу начисляется, хотя сама услуга фактически не потребляется.

Обращению в ВС РФ предшествовала судебная тяжба истца с регоператором «Хартия» — сначала истец (72 года, пенсионерка) просила регоператора не начислять платеж за обращение с ТКО в отношении ее домика, в котором никто не проживает, при том, что по месту жительства в том же населенном пункте она исправно оплачивает все ЖКУ. Регоператор отказал в перерасчете, а затем и выиграл по этому поводу во всех судебных инстанциях, потому что «непроживание собственника в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, не является основанием для освобождения от внесения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги».

При этом суды не всегда занимают сторону региональных операторов, — имеется и прямо противоположная судебная практика, и такие «пропотребительские» решения даже были приложены к иску в ВС РФ.

Верховный Суд РФ, однако, не счел возможным признать спорные пункты Правил N 354 недействительными:

— Правила N 354 изданы в пределах полномочий Правительства РФ и надлежащим образом опубликованы, являются ясными и определенными;

— соответствуют нормам жилищного законодательства, законодательства в области обращения с отходами и не нарушают прав административного истца как собственника, поскольку в силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором;

— при этом ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ;

— какого-либо иного НПА, имеющего большую юридическую силу, который бы определял порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не имеется;

— что касается ссылок на судебную практику, то приведенные доводы не свидетельствуют о неправильном истолковании оспариваемых положений НПА, поскольку проверка законности и обоснованности судебных решений осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Отметим, что тем самым истцу открыт путь в Конституционный Суд РФ, поскольку налицо ситуация, когда две категории потребителей — временно отсутствующие в месте проживания, с одной стороны, — и никогда там не появляющиеся (постоянно отсутствующие), с другой стороны, — имеют разный объем прав и обязанностей, причем различие их положения не имеет объективного и разумного оправдания, а Верховный Суд РФ не нашел причин признать это (хотя ВС РФ решился на подобный шаг, например, по делу об оспаривании запрета использовать — для расчета платы за отопление — показания ИПУ тепла при отсутствии централизованной системы теплоснабжения и если при этом не во всех помещениях есть исправные ИПУ тепла, дело АКПИ21-247, решение пока не опубликовано).

При этом в отличие от ВС РФ, Конституционный Суд РФ сможет, в том числе, сформулировать какой-то критерий, доказывающий фактическое неиспользование жилого помещения, например, «нулевые» показания электросчетчика или ИПУ воды.