Доли в офшоре 2024

05.06.2023 Минфин России утвердил Приказ № 86н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (далее – «Приказ»), которым утвержден новый перечень офшорных зон (далее – «Перечень»). Документ, зарегистрированный в Минюсте России 15 июня 2024 года, вступит в силу с 1 июля 2024 года и заменит собой действующий в настоящее время перечень офшорных зон, который был утвержден Приказом Минфина России №108 еще в ноябре 2007 года.

Основное отличие нового Перечня от того, который действует в данный момент – увеличение количества государств и территорий, признаваемых офшорными зонами, более чем в два раза (с 42 до 91), главным образом за счет включения в него «недружественных» юрисдикций (Великобритании, стран — членов ЕС, Канады, США, Украины, Южной Кореи, Японии и др.). Какие-то из этих стран (например, Кипр, Мальта) первоначально входили в «черный» список Минфина России, но потом были из него исключены. Однако основная масса вновь приобретенных офшорных зон оказалась в этом списке впервые.

Помимо сугубо декларативного (читай – политического) значения существенное расширение «черного» списка будет иметь существенные негативные практические последствия для российских налогоплательщиков, так или иначе связанных с вновь включенными в список юрисдикциями. В чем же они будут проявляться?

(1) Во-первых, в отношении налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (далее – «КИК»), постоянным местом нахождения (местом налогового резидентства[1]) которых является юрисдикция, внесенная в Перечень, перестанут применяться освобождения, установленные НК РФ для активных холдинговых и субхолдинговых компаний (п.п. 5 и 6 ст. 25-13.1 НК РФ).

Поскольку определение соблюдения условий для применения указанных выше освобождений прибыли КИК осуществляется применительно к финансовому году иностранных компаний, полагаем, что в отсутствие специального регулирования на этот счет прибыль активных холдинговых и субхолдинговых компаний из юрисдикций, попавших в новый Перечень, перестанет освобождаться от налогообложения в рамках российских правил КИК применительно к финансовым годам таких компаний, которые начались или закончились после 1 июля 2024 года.

(2) Кроме того, попадание государства налогового резидентства КИК в Перечень приведет к невозможности для контролирующего лица такой компании, являющегося российской организацией, применять корректировку облагаемой прибыли КИК, установленную п. 1.2 ст. 25.15 НК РФ для случаев невозможности распределения КИК полученной прибыли в связи с установлением в отношении самой КИК, ее акционера (участника) или непосредственно контролирующей КИК российской организации санкций, результатом применения которых является запрет или ограничение на проведение расчетов и (или) осуществление (исполнение) операций (сделок) и препятствующих принятию решений о распределении прибыли, объявлению и (или) осуществлению выплаты дивидендов (распределенной прибыли) КИК или ее иностранным акционером (участником). Поскольку, исходя из содержания пп. 1 п. 1.2 и п. 1.3 ст.

25.15 НК РФ, определение условий для применения указанной корректировки осуществляется по состоянию на конец календарного года, следующего за годом, за который составляется финансовая отчетность КИК (иными словами – на конец налогового периода для контролирующего КИК лица по прибыли, полученной в финансовом году КИК, окончившемся в календарном году, предшествующем данному налоговому периоду), негативный эффект от попадания страны налогового резидентства КИК в новый Перечень должен будет проявиться уже по итогам налогового периода 2024 года, то есть применительно к прибыли КИК, полученной в 2022 году.

Применительно к контролирующим КИК физическим лицам невозможность применения освобождений от налогообложения прибыли КИК, предусмотренных в п.п. 5 и 6 ст. 25-13.1 НК РФ, будет в какой-то мере смягчаться возможностью перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК (пресловутых 5 млн руб.).

А вот российским организациям не позавидуешь: режим уплаты налога с фиксированной прибыли КИК на них не распространяется.

Для международных холдинговых компаний предусмотрена специальная льгота – освобождение прибыли КИК в отношении налоговых периодов 2024 – 2028 гг. (пп. 58 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Остальным же придется довольствоваться тем, что обложенная в настоящем прибыль КИК при последующем ее распределении в адрес организации дополнительно облагаться не будет (пп. 53 п. 1 ст. 251 НК РФ). Здесь, однако, следует заметить, что уровень налогообложения нераспределенной прибыли КИК налогом на прибыль организаций существенно выше (20%), чем уровень налогообложения распределенной прибыли (максимум 13%).

Кроме того, исходя из новой формулировки абзаца четвертого пп. 53 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2022 №565-ФЗ) явным образом следует, что данное освобождение применимо только к прибыли тех КИК, которые уплачивают налог за рубежом либо в РФ (если получают доходы от источников в РФ или их деятельность на территории РФ образует постоянное представительство).

В иных случаях российская организация будет обложена дважды: первый раз – в отношении заблокированной за рубежом прибыли КИК, второй раз – если когда-нибудь данная прибыль будет все же распределена в Россию. Поэтому утешение это сомнительное.

(3) Сделки с физическими или юридическими лицами, проживающими, зарегистрированными или являющимися налоговыми резидентами в одной из стран, попавших в Перечень, автоматически станут контролируемыми (вне зависимости от фактической взаимозависимости их сторон), (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). А это, в свою очередь, повлечет существенное увеличение расходов российских организаций на комплаенс и увеличение рисков возникновения споров с российскими налоговыми органами относительно принятия условий данных сделок для целей налогообложения.

В конечном итоге, учитывая большую вероятность приостановления в недалеком будущем положений международных налоговых договоров с теми странами, которые попали в новый Перечень, а также учитывая тот факт, что лишь некоторые из этих соглашений предусматривают возможность проведения зеркальных корректировок в процессе применения договаривающимися государствами законодательства о трансфертном ценообразовании, можно с уверенностью ожидать значительного увеличения количества случаев двойного экономического налогообложения в результате несогласованности подходов налоговых и компетентных органов РФ и попавших в Перечень государств относительно расчета налогооблагаемой прибыли сторон по таким сделкам.

Рекомендация  Доля в квартире недееспособного 2024

(4) В отношении безвозмездной передачи в адрес российской организации имущества и имущественных прав от дочерней иностранной организации, являющейся налоговым резидентом государства, включенного в Перечень, перестанет применяться освобождение от налога на прибыль, даже если российская материнская компания прямо или косвенно владеет не менее 50% капитала иностранной организации (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

(5) К дивидендам (прибыли), распределяемым в адрес российской организации иностранной дочерней организацией – налоговым резидентом попавшего в Перечень государства, перестанет применяться ставка налога на прибыль 0%, даже если соблюдены иные условия, установленные пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ: не менее чем 50% участие в капитале на протяжении не менее 365 календарных дней на момент принятия решения о распределении дивидендов (прибыли).

Льготная ставка прекратит применяться к дивидендам, решение о распределении которых будет принято 1 июля 2024 года и позднее.

Аналогичная льгота перестанет применяться и в отношении дивидендов (прибыли), получаемых международными холдинговыми компаниями (пп. 1.1 п. 3 ст. 284 НК РФ), а также дивидендов (прибыли), получаемых иностранными организациями, добровольно признавшими себя налоговыми резидентами РФ (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 23.11.2020 №374-ФЗ).

При этом, в отличие от применения 0% ставки обычными российскими организациями и международными холдинговыми компаниями, прекращение применения 0% ставки в отношении дивидендов (прибыли), получаемых иностранными организациями – налоговыми резидентами РФ от дочерних иностранных организаций, не являющихся налоговыми резидентами РФ, будет определяться не по критерию налогового резидентства, а по критерию страны государственной регистрации (учреждения) обеих иностранных организаций – плательщика дивидендов (распределяемой прибыли) и их получателя.

Указанное выше прекращение права на применение 0% ставки налога на прибыль коснется не только обычных дивидендов, но и выплат при ликвидации или выходе российских организаций или приравненных к ним иностранных организаций из дочерних иностранных организаций в части, превышающей фактически оплаченной акционером (участником) стоимости акций (долей, паев) покидаемой им или ликвидируемой дочерней организации и величины внесенного им вклада в имущество в виде денежных средств (п. 1 ст. 250 НК РФ).

(6) Иностранные организации – налоговые резиденты попавших в Перечень государств утратят право на применение 10% ставки налога на прибыль в отношении дивидендов (прибыли), выплачиваемых (распределяемых) после 1 июля 2024 года международными холдинговыми компаниями, не являющимися публичными компаниями, а также процентов и роялти, выплачиваемых международными холдинговыми компаниями после вступления Приказа в силу (пп. 1.3 п. 3, пп. 4 п. 4 и п. 4.3 ст.

284 НК РФ).

(7) Наконец, перестанет применяться 0% ставка налога на прибыль к доходам российских организаций и иностранных организаций, признанных налоговыми резидентами РФ, от продажи, погашения или иного выбытия после 1 июля 2024 года долей в капитале (акций) в иностранных компаниях – налоговых резидентах попавших в Перечень государств, которые принадлежат им непрерывно на праве собственности или на ином вещном праве в течение более 5 лет (п. 4.1 ст. 284 и ст.

284.2 НК РФ). Аналогичная проблема возникнет у международных холдинговых компаний (ст. 284.7 НК РФ).

Не обойдет стороной нововведение и физических лиц – налоговых резидентов РФ (в отношении применения освобождения от уплаты НДФЛ доходов от реализации акций иностранных компаний, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве более 5 лет), поскольку в соответствии со сложившейся практикой содержащееся в п. 4 ст. 284.2 НК РФ требование о том, что иностранная организация, чьи акции являются предметом продажи, погашения или иного выбытия, не должна быть налоговым резидентом офшорной зоны, распространено и на физических лиц.[2]

Очевидно, что внесенные в перечень офшорных зон изменения по большей части затронут именно российских налогоплательщиков, а не резидентов этих зон. В этой связи нельзя не вспомнить прозвучавшую ранее в СМИ информацию о том, что в свете планируемого приостановления действия международных договоров по вопросам налогообложения с рядом государств (как раз с теми, которые были внесены в список офшорных зон) и возможных ответных действий со стороны этих государств (прекращение применения налоговых льгот, предусмотренных приостановленными договорами, или даже денонсация договоров) рассматривается необходимость создания на уровне российского законодательства о налогах и сборах компенсационных механизмов снижения налогового бремени и устранения двойного налогообложения для российских организаций и физических лиц в отношении доходов, полученных из «недружественных» государств.[3]

Возникает закономерный вопрос: а надо ли было одним росчерком пера разрушать (применительно к доходам российских организаций и физических лиц, полученным из «недружественных» стран) уже существующие в российском налоговом законодательстве механизмы снижения налогового бремени и устранения двойного налогообложения, чтобы затем героически пытаться конструировать что-то взамен?

Специалисты налоговой практики Некстонс, имеющие богатый опыт консультирования налогоплательщиков и защиты интересов налогоплательщиков в судах по вопросам, связанным с применением положений российского законодательства о налоге на доходы физических лиц и налоге на прибыль организаций, а также положений международных договоров по вопросам налогообложения, будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.

[1] Несмотря на то, что ни законодательство о налогах и сборах, ни сами приказы Минфина России не содержат определение понятия «постоянное местонахождение», из содержания некоторых норм НК РФ, в частности, пп. 2 п. 1 ст. 25.13-1 («она образована в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве»), пп. 3 п. 1 ст. 105.4 НК РФ («местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса») и пп.

2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 23.11.2020 №374-ФЗ («государство (территория) государственной регистрации иностранной организации, получающей дивиденды, и иностранной организации, выплачивающей дивиденды (если применимо), не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)») можно сделать вывод, что под постоянным местонахождением должно пониматься именно налоговое резидентство и, если иное специально не указано в соответствующей норме, «черный» список Минфина России отсылает именно к стране налогового резидентства иностранной организации, а не к стране ее учреждения. Вывод о том, что под постоянным местонахождением следует понимать налоговое резидентство также неоднократно подтверждался как разъяснениями самого Минфина России (см., например, Письма от 29.11.2022 № 03-08-05/116603, от 09.09.2016 № 03-01-23/53050, от 26.02.2016 № 03-08-05/11128), так и разъяснениями ФНС России (см., например, Письмо от 22.06.2022 № ШЮ-4-13/7682@ и п. 1.1 Письма от 20.02.2021 № ШЮ-4-13/2243@).

Рекомендация  Доверенность на приватизацию квартиры жилья 2024

[2] См., например, Письма Минфина России от 26.10. 2022 № 03-04-06/103898, от 30.03.2022 № 03-04-05/25669 и др.

Владельцам офшоров продлят право перевести активы в личную собственность без налога

Правительство готовит еще один шаг для деофшоризации, стало известно Forbes. Бизнесмены, которые не успели перевести активы из-за рубежа в личную собственность в 2022 году, смогут сделать это без налоговых последствий до конца 2024 года

Правительство намерено продлить до конца 2024 года освобождение от НДФЛ для бизнесменов, которые перепишут активы с зарубежных структур в личную собственность, выяснил Forbes. Такая мера предусмотрена поправками ко второму чтению масштабного законопроекта о поправках к налоговому законодательству, которые подготовил Минфин. Текст поправок есть у Forbes, подлинность документа подтвердил источник, знакомый с процессом его подготовки.

Forbes направил запрос в Минфин.

Льгота для тех, кто переводит свои активы с офшорных структур в личную собственность, была в числе первых мер защиты от санкций, наряду с очередным этапом амнистии капитала, и закончилась в 2022 году. Она освобождает от налога доходы от перевода в личную собственность ценных бумаг и долей в уставном капитале российских компаний, прав требования, опционов, залогов, паев инвестфондов российских управляющих компаний и т. д.

Право предусмотрено для всех физлиц — резидентов России независимо от гражданства. Ограничений по «чистоте» юрисдикции нет — льготой смогут воспользоваться в том числе владельцы контролируемых иностранных компаний (КИК) в офшорах и налоговых гаванях, следует из текста законопроекта.

Для освобождения от налога нужно было подать в налоговую инспекцию заявление и документы, подтверждающие стоимость активов по данным учета передающей иностранной структуры на дату переоформления.

Материал по теме

«Пряник» для бизнесменов

После ужесточения санкций в 2022 году бенефициары активно реструктурируют владение активами, которые записаны на юрлица в ЕС, говорит Forbes управляющий партнер Nevskaya Consulting Дарья Невская. В 2022 году льгота, которую предлагает продлить Минфин, была одной из наиболее востребованных. «По ней деофшоризировали много структур», — рассказала Forbes партнер налоговой практики «Технологий доверия» Галина Науменко. Льготой воспользовалось больше бизнесменов, чем амнистией капиталов, оценил на практике партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Донат Подниек.

Продление актуально, потому что «не все желающие успели перевести активы в прямое владение», отмечает партнер Б1 Марина Белякова. Виной тому проволочки со стороны иностранных банков, клиринговых систем, директоров или провайдеров услуг, пояснил Подниек. «Сделать что-то с иностранной структурой в 2022 году было сложно — многие иностранные юристы и регистраторы просто замерли, и то, что раньше было можно сделать за месяц, теперь тянется год», — констатировал налоговый консультант Михаил Филинов.

«Поскольку для передачи активов теперь существует целый ряд препятствий со стороны зарубежных стран, аналогичные льготы имеет смысл ввести и в отношении иных форм передачи», — считает Марина Белякова. В частности, Минэкономразвития планирует разрешить бизнесменам, которые владеют активами в России через иностранную прослойку, получить полноценные права акционеров российских компаний, обратившись в суд.

«Перекладывание из кармана в карман»

По действующему законодательству при получении в собственность активов от иностранной компании НДФЛ облагается стоимость переданного имущества за вычетом расходов на их приобретение или взноса в уставный капитал. Условно, если бизнесмен приобрел акции на 1 млрд рублей, а на момент их переоформления в личную собственность они подорожали до 1,5 млрд рублей, то налогом облагается 0,5 млрд рублей.

Передача активов с иностранной структуры ее владельцу — это своего рода «перекладывание из кармана в карман». Поэтому налог удивляет и вызывает отторжение налогоплательщиков, подчеркивает Михаил Филинов.

«При этом взносы в имущество компании, не сопровождающиеся увеличением уставного капитала или номинальной стоимости акций/доли, в расходы не включаются», — отмечает Донат Подниек. Еще один важный нюанс, что в большинстве случаев расходы были в иностранной валюте или иностранных активах, а для налогообложения их стоимость пересчитывают в рубли по курсу ЦБ на дату, когда акционер понес расходы. «Соответственно, ослабление рубля за период владения «съедает» часть расходов», — констатировал эксперт.

Больше контроля, меньше льгот: что значит расширение черного списка офшоров Минфина

Минфин более чем вдвое расширил черный список офшорных юрисдикций, включив туда «недружественные» страны, в том числе страны Евросоюза. В результате российские компании со структурами на Кипре, в Люксембурге и Нидерландах лишатся основных налоговых льгот, а вынужденный «переезд» российского бизнеса из некогда популярных холдинговых стран станет дороже, говорят налоговые консультанты

Российскому бизнесу с холдингами за рубежом дали очередной сигнал к возвращению активов. Минфин 15 июня более чем вдвое расширил свой черный список офшоров, включив туда «недружественные» страны. В список попадают государства, которые предоставляют льготные режимы налогообложения, но не раскрывают и не предоставляют информацию при проведении финансовых операций при запросах налоговиков из других государств.

В результате перечень расширился с 40 до 91 юрисдикции. Новая редакция перечня вступит в силу с 1 июля. Помимо всех стран Евросоюза, в списке оказались Великобритания, Швейцария, США, Канада, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Австралия и Новая Зеландия.

Это означает, что бизнес с дочерними и материнскими компаниями в таких некогда популярных странах для регистрации, как Кипр, Люксембург, Нидерланды и Сингапур, лишится основных налоговых льгот.

Рекомендация  Действие налогового закона во времени 2024

Материал по теме

Мода на черный

Внесение «недружественных» стран в черный список Минфина — логичная ответная мера на то, что в феврале ЕС включил Россию в свой аналогичный список, говорит руководитель практики налоговых и юридических услуг Б1 Ирина Быховская.

У решения две главные причины — контрольная и мотивирующая, пояснил Forbes налоговый консультант Михаил Филинов. Федеральная налоговая служба (ФНС) испытывает практические трудности в диалоге с налоговыми органами стран списка. «Но и правительство хочет развернуть налогоплательщиков в сторону дружественных, по его мнению, стран», — пояснил Филинов. Наиболее болезненно внесение в черный список Кипра, Нидерландов, Люксембурга и Сингапура, отмечает ассоциированный партнер налоговой практики МЭФ Legal Анна Зеленская.

Негативный эффект, по ее словам, скорее затрагивает российскую сторону, чем повлияет на иностранные компании из «недружественных» стран.

В первую очередь пострадают российские холдинговые компании со структурами в странах из списка, отмечает партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Александр Токарев. Компании, которые напрямую не затронуты санкциями, продолжали работать через холдинги в «недружественных» странах, несмотря на проблемы с банками и провайдерами, рассказала Ирина Быховская.

Материал по теме

«Переезд» с Запада станет дороже

Многие компании, чьи собственники попали под санкции (даже если те покинули совет директоров), сейчас в процессе реструктуризации — ликвидируют субхолдинги на Кипре, в Швейцарии, Люксембурге, Нидерландах, переводя активы напрямую на российский холдинг. В результате расширения черного списка такие компании не смогут применять нулевые ставки налогов при продаже активов в «недружественных» странах, отмечает Зеленская. Не сработает и освобождение при безвозмездном получении имущества и имущественных прав.

Эта льгота обычно использовалась при внутренних реструктуризациях. «Компаниям стоит быть внимательными», — подчеркивает эксперт.

С 1 июля перевести активы с субхолдинга в «недружественной» стране без налоговых последствий может не получиться, указывает Токарев. Решением может стать, например, «переезд» в специальные административные районы (САР) в Калининграде и Владивостоке или в дружественные страны. В то же время стоит помнить, что в списке Минфина, помимо «классических» офшоров и «недружественных» стран, присутствуют, например, Объединенные Арабские Эмираты.

Также для российских холдингов не будет работать освобождение от налогообложения при продаже акций иностранных «дочек». Исчезнут и льготы по дивидендам. Сейчас выплата дивидендов российскому бизнесу от «дочек» в странах, не входящих в черный список, не облагается налогом, если компания владеет акциями более 365 дней.

С 1 июля дивиденды из «недружественных» стран будут облагаться по полной ставке 13%. «Если, конечно, на практике будет возможность распределить дивиденды из данных стран в Россию в свете санкционных ограничений», — отмечает Токарев.

«Безналоговая выплата дивидендов с Кипра в Россию и так уже была достаточно редкой операцией, — подчеркивает Филинов. — Ведь для выплаты надо было заработать прибыль, причем не в России, а на Кипре, и уговорить банки провести все расчеты, а это не так просто».

Материал по теме

Контроль над сделками и последствия

Если компании зарегистрированы в странах из офшорного списка, ФНС следит за тем, чтобы сделки с ними проходили по рыночным ценам. В поле зрения налоговиков попадают сделки на сумму от 120 млн рублей — государство хочет убедиться, что бизнес не выводит прибыль путем завышение цен через сделки в рамках одного холдинга. Теперь проверяться будут сделки со всеми структурами из «недружественных» стран, объясняет Быховская из Б1.

Кроме того, компаниям с холдингами на Западе придется сдавать ежегодную отчетность с подробной информацией о внутригрупповых сделках, добавила Зеленская из МЭФ Legal.

Еще одно последствие — отмена послаблений по порядку определения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Бизнес лишится возможности не включать в прибыль КИК «застрявшие» дивиденды из «недружественных» стран — то, что не выплачено из-за санкционных запретов. «Из-за того, что ФНС стало сложнее получить информацию от коллег из европейских стран, им сложнее проверить, насколько полно российские бенефициары раскрывают информацию о своих КИК. Поэтому ряд налоговых послаблений по КИК с 1 июля будут не применимы к резидентам в «недружественных» странах», — рассказала Быховская.

Эффект на «недружественные» страны

Расширение черного списка может затронуть и исходящие из России дивиденды и проценты в адрес компаний из «недружественных» стран. Например, не будет применяться льготная 10%-ная ставка, если дивиденды платит международная холдинговая компания, зарегистрированная в российских специальных административных районах.

Однако пока не отменили международные налоговые соглашения, продолжат действовать пониженные ставки или полное освобождение от налогов на выплаты из России. Международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством, пояснила Зеленская. Ущерб для «недружественных» стран ограничен, потому что выплаты из России в их пользу практически заблокированы — они проходят только по решению правительственной комиссии.

Что дальше?

Помимо Минфина, отдельные списки офшоров ведут ЦБ и ФНС. Налоговая служба вносит в черный список страны, которые не обмениваются информацией для целей налогообложения. Минфин заявлял о необходимости обновить список, потому что многие страны игнорируют запросы ФНС о счетах и активах россиян.

«Насколько мы понимаем, в части ФНС данная работа уже ведется и стоит ожидать появление обновленного черного списка», — уверен Токарев. У «недружественных» стран не так много желания обмениваться данными с Россией, поэтому они вполне могут попасть и в списки ЦБ и ФНС, считает Филинов.