Что означает понятие единственный приемный родитель 2024

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 359-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;

(в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2024 в абз. 12 п. 1 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 29.05.2023 N 189-ФЗ).

См. будущую редакцию.

дополнительные гарантии по социальной поддержке — законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные абзацами десятым и двенадцатым пункта 1 настоящей статьи, за исключением предоставления жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предоставляются также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(п. 2 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 294-ФЗ)

Госдума одобрила запрет на усыновление сразу нескольких детей и тестирование опекунов

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о реформе системы опеки и усыновления в России. Депутаты договорились о доработке ко второму чтению документа, который вызвал споры. А именно, решено дать право ближайшим родственникам детей-сирот становиться их опекунами без дополнительных требований к жилищным условиям и без обязательной подготовки к опекунству.

Владимир Песня/РИА Новости

Первый замминистра просвещения Александр Бугаев заявил, что проект разработан по поручению главы государства. Кабмин предложил внести поправки в Семейный кодекс и ряд других законов. Новые нормы связаны со случаями отказа от детей со стороны усыновителей и опекунов. В пояснительной записке говорится, что ежегодно в России отменяется около пяти тысяч решений о передаче детей на усыновление, и сирот-отказников возвращают в детские дома.

Та же тенденция — и при передаче детей в опеку. А ведь бывает, что отказы не единичны — и маленький человек переживает это как катастрофу.

Предлагается разрешить единовременно усыновлять (или брать под опеку) только одного ребенка. В правительстве считают, что новые нормы позволят легче адаптироваться и детям, и родителям, и снизят риск возврата в учреждения опеки. А через год после усыновления одного ребенка разрешат взять второго.

Исключение составят случаи, когда усыновляют братьев и сестер и детей, которые вместе росли в одной семье или не менее года находились в одной группе в детском доме.

Основной причиной отказов от детей в правительстве назвал некачественную подготовку граждан, выразивших желание взять сироту. Дело в том, что не все понимают, как наладить контакт с таким ребенком, а зачастую у приемных родителей даже нет денег на его воспитание. В кабмине предложили тщательно проверять, насколько усыновители психологически и финансово готовы к появлению ребенка в семье.

Ведь возможно мотив состоит в том, чтобы просто получать от государства деньги на воспитание. Проходить подготовку хотели обязать и близких родственников ребенка, желающих взять его на воспитание в свою семью. Кстати, не только будущих приемных родителей, но и детей-сирот перед усыновлением предлагается направлять на социально-психологическое обследование.

Рекомендация  Отсрочка по лишению водительских прав 2024

А у органов опеки и попечительства появится новое обязательство. Они будут не только проверять условия жизни детей в приемных семьях, но и сопровождать такие семьи — помогать адаптироваться как детям, так и родителям. К этой работе привлекут психологов, педагогов, юристов и других специалистов.

Взять приемного ребенка не получится, если с потенциальными усыновителями живут люди с судимостью.

Законопроект сняли с рассмотрения в Госдуме в январе — причиной депутаты назвали получение от граждан множества обращений, которые подтверждают необходимость «более выверенного подхода к такой чувствительной сфере». Критике подвергли тот факт, что родственники ребенка по сути оказались в том же положении, что и другие потенциальные опекуны. «Если посмотреть внесенный правительством законопроект, то он ставит близких родственников — бабушек, дедушек — в общий список лиц, кому для оформления опеки необходимо проходить психологическое тестирование, подготовку к опекунству, иметь соответствующие жилищные условия. В случае, если жилищные условия стесненные, они могут не получить право на опекунство, и ребенок поедет в детский дом. Это недопустимо», — прокомментировал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Глава комитета по делам семьи, женщин и детей Нина Останина тоже назвала неправильным и то, что «бабушка и дедушка обязаны пройти предварительную подготовку, чтобы взять ребенка на воспитание». Одним из критиков стал и председатель думского комитета по информполитике Александр Хинштейн, который подчеркнул, что получил «много обращений» в связи с законопроектом, «усложняющим порядок усыновления и опеки детей, в том числе для родственников».

В итоге депутаты решили прописать, что если ребенок остался без родителей, то его оставят с родными на законных основаниях без дополнительных требований. Соответствующие поправки по предложению Вячеслава Володина будут внесены ко второму чтению инициативы.

Резонанс и критику, в частности, вызвало и ограничение на число усыновляемых, что, по оценке противников проекта, необоснованно ограничивает возможность устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Профильный комитет хоть и вынес в целом положительное заключение, однако отметил, что введение дополнительных требований к потенциальным опекунам, усыновителям и т.п., вероятно, повлечет за собой сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые будут устроены в семьи. Однако это можно устранить ко второму чтению, заявили депутаты. Уберут ли из проекта спорные положения — с этим будут разбираться к основному чтению.

В Минпросвещения обещали учет мнений депутатов.

Депутат Госдумы Сергей Алтухов (ЕР) в комментарии «РГ» заявил, что законопроект не будет ужесточать условия для потенциальных опекунов и усыновителей. По его словам, речь идет о защите прав детей и сохранении их психологического здоровья. Он особенно выделил норму о сопровождении опекающих семей. «Это именно поддержка для людей, решившихся на опеку одинокого ребенка.

Семья не должна оставаться один на один со сложностями на этапе адаптации ребенка в новых обстоятельствах», — заявил парламентарий. По его словам, проект направлен на предотвращение «вторичного сиротства», ведь каждая история с возвращением в детдом — трагедия искалеченной детской судьбы.

В целом проверка готовности граждан стать родителями приемного ребенка, конечно, нужна, отметил его коллега по фракции Никита Чаплин. «Сейчас геополитическая обстановка обязывают усилить меры безопасности абсолютно во всех сферах жизни, в особенности, там, где дело касается безопасности детей, — добавил он. — Считаю целесообразным ужесточить также проверку документов и социальных сетей потенциальных родителей, чтобы исключить вариант проблем с законом в будущем».

Что следует понимать под термином «единственный родитель»?

Введение с 1 января 2009 года новой редакции статьи 218 НК РФ, регулирующей применение стандартного налогового вычета на ребенка в двойном размере, вызвало шквал вопросов как у плательщиков НДФЛ, так и у их налоговых агентов. А все потому, что термин «одинокий родитель» (определявший одну из категорий налогоплательщиков, которым предоставляется право на применение «двойного» вычета), был заменен законодателями на новый — «единственный родитель». Правовую оценку нового понятия и разъяснения по порядку применения стандартных налоговых вычетов в двойном размере единственными родителями уже неоднократно давал в своих письмах Минфин России. В данной статье М.С.

Мухина, президента ООО «Центр налоговых экспертиз и аудита» (Санкт-Петербург), с правовой точки зрения рассмотрен расширенный перечень ситуаций, в которых возможно применение термина «единственный родитель», и приведены практические рекомендации налогоплательщикам.

Вопрос, вынесенный в заголовок данной статьи, стал весьма актуальным после вступления в силу изменений в главу 23 НК РФ, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». После того как законодатель отказался от использования термина «одинокий родитель», заменив его понятием «единственный родитель», налогоплательщики и налоговые агенты вполне резонно задались вопросом о его правовом значении.

Оговоримся сразу: оба термина — и «одинокий родитель», и «единственный родитель» — представляются не слишком удачными. В частности, по нашему глубокому убеждению, быть единственным родителем невозможно по причинам физиологического характера. Тем не менее, данный термин довольно широко используется в целом ряде федеральных законов, что, видимо, и дало основания для его внедрения в НК РФ.

К сожалению, такое внедрение произошло без надлежащего раскрытия значения термина «единственный родитель» в статье 218 НК РФ, что потребовало от Минфина России проведения дополнительной разъяснительной работы.

На наш взгляд, специалисты Минфина России достойно справились с этой задачей, дав правильное толкование термину «единственный родитель». Тем не менее, ряд вопросов в письмах Минфина России остался не раскрытым.

Как следует из положений статьи 218 НК РФ, стандартный налоговый вычет на ребенка предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю.

Рассмотрим ситуации, в которых возможно применение термина «единственный родитель».

Ситуация 1: Второй родитель ребенка умер

Данная ситуация, будучи крайне печальной, вместе с тем, является наиболее простой с точки зрения толкования рассматриваемой нормы статьи 218 НК РФ. Документально удостоверенный факт смерти является основанием для предоставления второму родителю стандартного налогового вычета в двойном размере. Такую же точку зрения высказал и Минфин России в ряде писем (в частности, в письмах от 05.03.2009 № 03-04-06-01/52, от 03.03.2009 № 03-04-05-01/99, от 27.02.2009 № 03-04-05-01/83 и др.).

В письме Минфина России от 27.02.2009 № 03-04-05-01/83 также оговорено, что предоставление стандартного налогового вычета в двойном размере единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

При этом факт наличия или отсутствия усыновления (удочерения) ребенка новым супругом на отмену льготы не влияет (письма Минфина России от 28.02.2009 № 03-04-05-01/76, от 17.12.2008 № 03-04-06-01/374). Данная оговорка полностью соответствует рассматриваемому положению статьи 218 НК РФ.

Следует, однако, заметить, что в приведенном письме Минфин России рассматривает ситуацию, когда умирает один из родителей, являющихся супругами. На практике же возможна ситуация, при которой родители ребенка не состоят в зарегистрированном браке. На наш взгляд, при решении такой проблемы было бы логично исходить из того, обладал ли умерший родитель правом на стандартный налоговый вычет.

Эту проблему мы рассмотрим далее, в ситуации 4.

Ситуация 2: Второй родитель ребенка объявлен умершим

Как следует из целого ряда писем Минфина России, объявление второго родителя умершим является основанием для того, чтобы считать второго родителя единственным (см., в частности, письма Минфина России от 15.04.2009 № 03-04-06-01/94, № 03-04-05-01/218, № 03-04-05-01/219, от 05.03.2009 № 03-04-06-01/52 и др.).

Основания и порядок признания гражданина умершим установлены статьей 45 ГК РФ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал безвести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

Согласно пункту 2 данной статьи военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В соответствии с пунктом 3 данной статьи днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Рекомендация  Расселение нескольких поколений семьи по реновации 2024

Вместе с тем, необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи 46 ГК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим. С момента вступления такого судебного решения в законную силу предоставление стандартного налогового вычета в двойном размере должно быть прекращено. Вопрос же о том, обязан ли родитель, считавшийся единственным, в таком случае доплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, остался неурегулированным, что, на наш взгляд, несмотря на исключительность подобных ситуаций, должно быть устранено законодателем.

Родителям, оказавшимся в такой неопределенной ситуации, на данный момент можно порекомендовать обратиться с письменным запросом в Минфин России.

Ситуация 3: Второй родитель ребенка объявлен безвестно отсутствующим

Данная ситуация аналогична предыдущей. Аналогичным является и мнение Минфина России, соглашающегося с квалификацией первого родителя как единственного (письмо Минфина России от 31.12.2008 № 03-04-06-01/399). В соответствии со статьей 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Согласно статье 44 ГК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение. Вытекающие из этого налоговые проблемы второго родителя также идентичны описанным выше.

Ситуация 4: Запись о втором родителе ребенка (отце) произведена в свидетельстве о рождении со слов матери

Указанная ситуация представляет интерес не только с точки зрения применения стандартных налоговых вычетов. Нередко запись об отце в свидетельстве о рождении ребенка производится со слов матери не только по причине отсутствия человека, признающего или готового признать себя отцом ребенка.

Зачастую отец ребенка, рожденного в так называемом гражданском браке, не признается таковым вопреки своему желанию. Причина банальна: «гражданские супруги» не позаботились заблаговременно об установлении отцовства и наивно полагают, что запись, произведенная в свидетельстве о рождении ребенка со слов матери, имеет какую-либо юридическую силу. Утешением в такой ситуации может стать признание матери ребенка его единственным родителем для целей применения главы 23 НК РФ.

Это, хотя и противоречит фактическому положению дел, тем не менее, признается Минфином России в качестве основания для предоставления стандартного налогового вычета в двойном размере. Так, в письме от 15.04.2009 № 03-04-06-01/94 финансовое ведомство указывает: «Для целей применения пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса понятие «единственный родитель», по нашему мнению, может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено.

В этом случае сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (форма № 25), вносятся на основании заявления матери.

В таких случаях мать ребенка может получать удвоенный налоговый вычет, предоставление которого прекращается с месяца, следующего за месяцем установления в соответствии с действующим законодательством отцовства ребенка или наступления иных оснований, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса.»

Позиция Минфина России вполне обоснованна и полностью соответствует положениям главы 10 СК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 СК РФ, если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке.

В ситуации же, когда родители ребенка в браке между собой не состоят, происхождение ребенка устанавливается по правилам пункта 3 статьи 48 СК РФ, согласно которому отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка.

В отсутствие указанных в пунктах 2 и 3 статьи 48 СК РФ обстоятельств отцовство не может считаться установленным, на что правомерно указал Минфин России.

Рассматриваемая ситуация может иметь и еще одну сторону. Как указано выше, отсутствие юридически подтвержденного факта отцовства может дать «утешение» в виде признания матери ребенка единственным родителем. Однако, фактический отец ребенка в этом случае не получает возможности пользоваться «обычным» стандартным налоговым вычетом.

Поэтому парам, состоящим в так называемых гражданских браках, можно пожелать более ответственно отнестись к своим будущим детям и подать совместное заявление об установлении отцовства (п. 3 ст. 48 СК РФ). При этом важно подчеркнуть, что согласно тому же пункту данное заявление может быть подано будущими родителями во время беременности матери.

Подача такого заявления позволит им юридически подтвердить факт отцовства, а также пользоваться стандартными налоговыми вычетами (пусть и в «обычном» размере).

Выше мы рассмотрели ситуации, которым Минфин России дал правовую оценку. Теперь обратимся к тем, которым такая оценка пока не дана.

Ситуация 5: Второй родитель ребенка признан судом недееспособным

В соответствии со статьей 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

На наш взгляд, признание одного из родителей недееспособным позволяет считать второго родителя единственным. Исходя из общего смысла нормы статьи 218 НК РФ, устанавливающей условия для применения стандартного налогового вычета в двойном размере, она направлена на защиту интересов тех налогоплательщиков, которые воспитывают детей без какого-либо участия второго родителя. Учитывая, что гражданин, признанный судом недееспособным, не способен материально обеспечивать своего ребенка, другой родитель вправе рассчитывать на меры налоговой поддержки со стороны государства.

Ситуация 6: Второй родитель ребенка лишен судом родительских прав

Примечательно, что Минфин России в письме от 17.12.2008 № 03-04-06-01/374 ушел от ответа на вопрос о возможности предоставления в подобной ситуации стандартного налогового вычета в двойном размере. Вместе с тем, в отдельных разъяснениях налоговых органов утверждается, что решение суда о лишении родительских прав в соответствии с законодательством РФ не является основанием для исключения записи о таком родителе из свидетельства о рождении ребенка, в связи с чем второй родитель единственным считаться не может и права на удвоенный стандартный налоговый вычет не имеет.

Подобная трактовка, на наш взгляд, противоречит смыслу закона, который, как сказано выше, направлен на защиту интересов налогоплательщиков, не получающих материальной поддержки от отца (матери) своего ребенка. Несмотря на то, что лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (пункт 2 статьи 71 СК РФ), необходимо учитывать, что в числе оснований лишения родительских прав согласно в статье 69 СК РФ первым названо уклонение от выполнения обязанностей родителей.

Кроме того, необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи 71 СК РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на льготы, установленные для граждан, имеющих детей. Следовательно, лишение гражданина родительских прав влечет за собой и лишение его права на стандартный налоговый вычет на ребенка. Не признавать в такой ситуации за другим родителем права на удвоение данного налогового вычета представляется абсурдным.

К слову, правильную, на наш взгляд, оценку данной ситуации дал Банк России в письме от 27.01.2009 № 9-Т, указавший на возможность предоставления стандартного налогового вычета в двойном размере, если другой родитель лишен родительских прав. Остается надеяться, что Минфин России когда-нибудь вспомнит о том, что разъяснения такого рода находятся в его компетенции, а не Банка России.

Рекомендация  Срок развода через суд 2024

Перечень ситуаций можно продолжать и дальше. Рассматриваемые положения статьи 218 НК РФ имеют много общего с нормативными правовыми актами, относящимися к иным отраслям права, прежде всего — семейного (тождественны исходные ситуации, требующие разрешения: в НК РФ — в плане вычетов, в других отраслях — в плане усыновления, назначения пособий и т. п.). Такие нормативные правовые акты могли бы использоваться как инструменты для разрешения спорных ситуаций, возникающих в связи с применением стандартных налоговых вычетов единственным родителям.

Например, пункт 2 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275) усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

  • умерли;
  • неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
  • признаны судом недееспособными;
  • лишены судом родительских прав;
  • дали в установленном порядке согласие на усыновление;
  • по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания (за исключением случаев усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации).

Вознаграждение приемным родителям в 2024 году: изменения и новые условия

Приемное родительство является одной из форм заботы о детях-сиротах, безнадзорных и оставленных без попечения родителей. Российское законодательство на протяжении многих лет предоставляет право на вознаграждение приемным родителям за воспитание и содержание ребенка, который находится под опекой.

В 2024 году в России планируются изменения в выплатах вознаграждения приемным родителям. Эти изменения коснутся размеров выплат и условий их получения. Помимо этого, изменятся также нормативы, регулирующие социальную защиту детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей.

В данной статье мы рассмотрим детальнее, какие изменения ждут приемных родителей в 2024 году, какие условия для получения вознаграждения будут установлены и как они будут влиять на воспитание детей-сирот и безнадзорных.

Кто может стать приемным родителем

В соответствии с законодательством РФ, для того чтобы стать приемным родителем, необходимо соответствовать определенным требованиям. Основными из них являются:

  • достигнутый возраст 25 лет;
  • гражданство РФ или наличие разрешения на жительство;
  • отсутствие судимости за преступления против личности и здоровья детей;
  • наличие постоянного места жительства и стабильного дохода;
  • состояние здоровья, позволяющее воспитывать и ухаживать за ребенком.

Также существуют дополнительные требования, например, ограничения по количеству приемных детей, которых можно воспитывать в одной семье.

Важно помнить, что приемный родитель должен иметь позитивный опыт общения с детьми, быть терпеливым и любящим, готовым к трудностям и ответственности за воспитание и развитие приемного ребенка.

В чем заключается вознаграждение

Денежное вознаграждение

Одним из способов поощрения приемных родителей является денежное вознаграждение, которое выплачивается за содержание и воспитание ребенка. Размер вознаграждения зависит от ряда факторов, таких как возраст ребенка, категория сложности, а также от финансовых возможностей региона.

Кроме того, приемные родители могут получать жилищные и коммунальные льготы, а также возможность получения материальной помощи для обеспечения ребенка всем необходимым.

Развитие профессиональных навыков

Помимо материальной поддержки, родителям-усыновителям предоставляются возможности для профессионального развития. Например, приемные родители могут проходить курсы повышения квалификации, семинары и тренинги, которые помогают им стать более эффективными в своей роли.

Льготы и привилегии

Приемные родители также имеют право на льготы и привилегии в различных сферах, например, возможность получения льготных путевок в санатории, бесплатное обслуживание на транспорте и другие преимущества.

Изменения в размере вознаграждения

Увеличение ставки вознаграждения

С 1 января 2024 года изменится размер вознаграждения, выплачиваемого приемным родителям за воспитание ребенка. Одним из главных изменений станет увеличение ставки вознаграждения.

Если ранее размер вознаграждения составлял 7 700 рублей, то с 2024 года он будет увеличен до 10 000 рублей.

Условия выплаты вознаграждения

Также изменятся условия выплаты вознаграждения. Теперь оно будет выплачиваться при условии, что ребенок находится в семье приемных родителей более чем половину месяца.

Это означает, что приемные родители будут получать вознаграждение только за те периоды, когда ребенок фактически находится у них в семье.

Количество детей и размер вознаграждения

Также будет учтено количество детей в семье приемных родителей. За воспитание каждого ребенка будет выплачиваться вознаграждение в размере 10 000 рублей.

Однако, при наличии трех и более детей вознаграждение будет выплачиваться в размере 15 000 рублей на каждого ребенка.

Новые условия получения вознаграждения

Стаж работы

С начала 2024 года для получения вознаграждения приемным родителям требуется определенный стаж работы в качестве приемных родителей. Стаж должен быть не менее двух лет.

Количество воспитываемых детей

Также, количество воспитываемых детей теперь также влияет на размер выплаты. Чем больше детей у приемных родителей, тем выше вознаграждение.

Уровень образования

Еще одним условием для получения вознаграждения стал уровень образования. Приемным родителям, имеющим высшее образование, выплаты предоставляются в большем размере, чем приемным родителям с неполным средним образованием.

Оценка качества услуг приемных родителей

Наконец, новым условием получения вознаграждения стала оценка качества услуг, оказываемых приемными родителями. Она проводится раз в год и, в зависимости от результата, размер выплаты может увеличиваться или уменьшаться.

  • Новые условия предъявлены для повышения качества работы приемных родителей
  • Определен стаж работы, количество воспитываемых детей и уровень образования
  • В зависимости от оценки качества услуг, размер выплаты может увеличиваться или уменьшаться

Какой налог будет удерживаться

НДФЛ

Приемные родители, получающие вознаграждение за воспитание ребенка, должны учитывать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В 2024 году ставка НДФЛ составит 13%, но может быть изменена в зависимости от изменений в законодательстве.

ЕСН

Также может быть удержан единый социальный налог (ЕСН), если приемные родители получают вознаграждение не как физические лица, а как индивидуальные предприниматели. Ставка ЕСН составляет 4%, но может быть изменена в соответствии с законодательством.

Как получить вознаграждение

1. Ознакомьтесь с новыми условиями

Перед тем как начать получать вознаграждение, необходимо ознакомиться с новыми условиями, которые будут вводиться в 2024 году. Это поможет избежать недоразумений и проблем с получением денежных средств.

2. Зарегистрируйтесь в соответствующих организациях

Для того, чтобы получать вознаграждение, приемные родители должны зарегистрироваться в соответствующих организациях, которые будут выплачивать денежные средства. Это могут быть муниципальные учреждения, региональные центры по работе с семьей и детьми или другие организации, установленные в вашем регионе.

3. Соблюдайте условия, установленные документами

Для того, чтобы получать вознаграждение, необходимо соблюдать условия, установленные документами. В случае нарушения правил, суммы вознаграждения могут быть снижены, задержаны или вообще не выплачены. Поэтому очень важно тщательно ознакомиться с документами и следовать всем требованиям.

4. Следите за сроками и правильно заполняйте документы

Чтобы получить вознаграждение вовремя, необходимо следить за сроками подачи заявлений и правильно заполнять документы. Лучше обратиться за помощью к специалистам, чтобы избежать ошибок и ускорить процесс получения денежных средств.

Вопрос-ответ:

Какой размер вознаграждения приемным родителям ожидается в 2024 году?

По предварительным данным, рассматривается вопрос о увеличении размера вознаграждения приемным родителям на 15-20%. Точную сумму пока не называют, но обещают выплаты значительно больше, чем сейчас.

Будут ли изменяться условия получения вознаграждения приемным родителям в 2024 году?

Да, специальная комиссия рассматривает вопрос об изменении условий. Обсуждается идея о том, чтобы вознаграждение начислялось не только за усыновление детей-сирот, но и за устройство на воспитание детей из детских домов, отобранных из семей с проблемами или лишенных родительских прав.

Какие сроки выплат вознаграждения приемным родителям будут действительны в 2024 году?

Предполагается, что изменений в сроках выплат вознаграждения приемным родителям не будет. Так как в настоящее время средняя продолжительность выплат составляет 10 лет, то и в новом году предполагается сохранить данный срок.