Замена неотбытой части наказания 2024

В соответствии с требованиями Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации осужденному, отбывающему наказание в виде лишения свободы, суд может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания.

Статьей 80 УК РФ закреплено, что лицу, отбывающему лишение свободы, возместившему вред (полностью или частично), причиненный преступлением, суд с учетом его поведения в течение всего периода отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с частью второй настоящей статьи. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение:

— преступления небольшой или средней тяжести — не менее одной трети срока наказания либо не менее одной четвертой срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;

— тяжкого преступления — не менее половины срока наказания либо не менее одной трети срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;

— особо тяжкого преступления — не менее двух третей срока наказания либо не менее половины срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;

— преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступлений, предусмотренных статьей 210 настоящего Кодекса, — не менее трех четвертей срока наказания;

— преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, — не менее четырех пятых срока наказания.

Таким образом, законодатель предоставляет только суду право в каждом конкретном случае решать, достаточны ли содержащиеся в ходатайстве о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и в иных материалах сведения для признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания и подлежащим замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Вывод о наличии или отсутствии оснований для применения замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, к которому придет суд в своем решении, должен быть обоснован ссылками на конкретные фактические обстоятельства, исследованные в судебном заседании. Возможность же либо невозможность применения замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания определяется в том числе обстоятельствами, характеризующими поведение осужденного за все время отбывания наказания.

Неотбытая часть наказания может быть заменена судом более мягким видом наказания, указанным в статье 44 УК РФ. При этом в соответствии с частью 2 статьи 72 УК РФ срок более мягкого вида наказания должен определяться с учетом положений части 1 статьи 71 УК РФ. Например, в случае замены лишения свободы исправительными работами, если неотбытая часть наказания в виде лишения свободы составляет 6 месяцев, то срок исправительных работ не должен превышать 1 год 6 месяцев.

Таким образом, в настоящее время при замене наказания в виде лишения свободы на более мягкий вид, применяется кратность, то есть одному дню лишения свободы соответствуют один день принудительных работ, два дня ограничения свободы, три дня исправительных работ.

Кроме того, согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания», при рассмотрении судом ходатайства о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении иностранного гражданина, не имеющего постоянного места жительства на территории Российской Федерации, наряду с другими сведениями, характеризующими осужденного, подлежат также оценке данные, свидетельствующие о наличии либо отсутствии со стороны осужденного или иностранного государства гарантий исполнения приговора в части гражданского иска, достигнутого соглашения о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации для осуществления контроля за поведением осужденного и возможности возложения на него дополнительных обязанностей, подлежащих исполнению в период условно-досрочного освобождения на территории иностранного государства.

Рекомендация  Группы здоровья детей при усыновлении что означают перечень заболеваний препятствующих усыновлению

Вопросы замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания разрешаются районным (городским) судом по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьей 81 УИК РФ, а также гарнизонным военным судом независимо от подсудности уголовного дела.

При этом исключительно судом решается вопрос об удовлетворении, либо отказе в удовлетворении ходатайства о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В случае несогласия с решением суда, осужденный вправе обжаловать его в установленном законом порядке.

Информация подготовлена по материалам, предоставленным Пензенской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ внесены изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, закрепляющей порядок замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Изменения коснулись минимального срока отбытого осуждёнными наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, дающего право на возможность замены данного наказания принудительными работами.

Так, ранее лица, совершившие особо тяжкие преступления, могли претендовать на замену судом неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами при отбытии ими не менее 1/2 от назначенного наказания.

После внесенных изменений перед подачей соответствующего ходатайства в суд необходимо отбыть не менее 2/3 срока.

Собственно, данными изменениями положения совершивших особо тяжкие преступления в части срока замены неотбытой части наказания принудительными работами значительно ухудшается.

В то же время, согласно ст. 10 Уголовного кодекса, уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающие наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Также в самом тексте закона дополнительно по поводу применения изменений к уже осужденным и отбывающим наказание ничего не указано.

Таким образом, действие поправок об увеличении срока, который необходимо отбыть для замены неотбытого срока наказания принудительными работами, не распространяется на совершивших особо тяжкое преступление до 24 сентября 2022 года.

То есть для них действует старая норма закона и замена, неотбытого срока наказания принудительными работами возможна после отбытия половины срока наказания. Данный закон, ухудшающий положение, применяется только к лицам, совершившим особо тяжкое преступление, начиная с 24 сентября 2022 года.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

Дата публикации:

13 декабря 2022, 09:00

Увеличены сроки для замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы на принудительные работы

Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ внесены изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, закрепляющей порядок замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Изменения коснулись минимального срока отбытого осуждёнными наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, дающего право на возможность замены данного наказания принудительными работами.

Рекомендация  Если ооо ликвидировано кто отвечает по долгам 2024

Так, ранее лица, совершившие особо тяжкие преступления, могли претендовать на замену судом неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами при отбытии ими не менее 1/2 от назначенного наказания.

После внесенных изменений перед подачей соответствующего ходатайства в суд необходимо отбыть не менее 2/3 срока.

Собственно, данными изменениями положения совершивших особо тяжкие преступления в части срока замены неотбытой части наказания принудительными работами значительно ухудшается.

В то же время, согласно ст. 10 Уголовного кодекса, уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающие наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Также в самом тексте закона дополнительно по поводу применения изменений к уже осужденным и отбывающим наказание ничего не указано.

Таким образом, действие поправок об увеличении срока, который необходимо отбыть для замены неотбытого срока наказания принудительными работами, не распространяется на совершивших особо тяжкое преступление до 24 сентября 2022 года.

То есть для них действует старая норма закона и замена, неотбытого срока наказания принудительными работами возможна после отбытия половины срока наказания. Данный закон, ухудшающий положение, применяется только к лицам, совершившим особо тяжкое преступление, начиная с 24 сентября 2022 года.

Адрес: 600025, город Владимир, Октябрьский проспект, дом 9
Телефон: +7 (4922) 32-55-53
Телефон: +7 (4922) 32-71-25

Неотбытый срок лишения свободы теперь можно заменить принудительными работами

Эксперты «АГ» отметили, что принятие закона, повышающего эффективность системы мер социальной адаптации осужденных, было ожидаемым для юридического сообщества. Однако то, как новые нормы будут применяться судами на практике, прогнозировать невозможно.

Вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации». Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект был разработан Минюстом России с целью повысить эффективность системы мер социальной адаптации осужденных. В Госдуму он был внесен в мае 2017 г.

Читайте также
Вариации ресоциализации

Минюст планирует предоставить заключенным возможность замены лишения свободы на принудительные работы с последующим УДО

11 мая 2017 Новости

Закон позволяет уменьшать сроки фактически отбытого наказания в виде лишения свободы, после которого возможна замена наказания принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены наказания более мягким или для применения условно-досрочного освобождения.

Так, для осужденных к лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести наказание может быть заменено более мягким после отбытия не менее трети срока либо же не менее четверти при замене его на принудительные работы.

Для совершивших тяжкое преступление – не менее половины срока лишения свободы либо не менее одной трети срока наказания при его замене принудительными работами. В случае совершения особо тяжкого преступления осужденный должен отбыть не менее двух третей срока наказания для замены его более мягким или же не менее половины в случае замены принудительными работами.

Согласно закону при замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК, в пределах, предусмотренных для каждого вида наказания, за исключением случаев замены лишения свободы принудительными работами в соответствии с ч. 2 ст. 80 УК.

Рекомендация  Договор подряда с физическим лицом 2024 скачать образец какие налоги платить 2024

Читайте также
Судьи не хотят экспериментировать

Несмотря на то что наказание в виде принудительных работ предусмотрено в немалом количестве статей Уголовного кодекса РФ, назначают его редко

31 августа 2017 Мнения

Комментируя «АГ» принятые поправки, директор юридической компании «ООО “Центр Правосудия”» Армен Восканян отметил, что подписание президентом данного закона было ожидаемым для юридического сообщества. «Принятие закона обусловлено необходимостью повышения эффективности системы мер социальной адаптации осужденных к наказанию в виде лишения свободы, и наше мнение полностью совпадает с законодателем и Президентом РФ, что замена лишения свободы при определенных условиях принудительными работами в установленных законом пределах и порядке – это именно та необходимая и ожидаемая мера», – подчеркнул он, добавив, что о достаточности принятых мер можно будет судить по оценке их результатов.

Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Михаил Колесников, который комментировал документ на стадии разработки законопроекта, отмечал, что воспринимает предложенные изменения неоднозначно. В целом он поддержал гуманизацию уголовного законодательства и выразил убеждение, что рядовому гражданину, совершившему преступление, достаточно нескольких месяцев в исправительной колонии, чтобы у него сложилось стойкое нежелание туда вернуться. В то же время, по мнению эксперта, лиц, систематически нарушающих закон, от новых преступлений не удержит и 20-летний срок лишения свободы.

Из плюсов поправок он также отмечал возможность снижения нагрузки на исправительные колонии.

В отношении принятого закона Михаил Колесников по-прежнему считает, что расширение возможности применения такого вида наказания, как принудительные работы, является преждевременным, поскольку он применяется ФСИН России только с 1 января 2017 г. По мнению адвоката, к данному вопросу будет возможно вернуться только через несколько лет, когда в России появится достаточное количество исправительных центров, а исполнение принудительных работ будет отлажено системой ФСИН России.

В то же время, по данным ФСИН России, за минувшие два года исправительные центры и изолированные участки исправительных учреждений, функционирующие как исправительные центры, созданы в 56 субъектах Федерации, и в будущем сеть таких исправительных центров расширится. «За два года существования в них уже отбыли наказание более 2500 человек. Сейчас же наказание в виде принудительных работ отбывают свыше 1100 осужденных. В текущем году из заработной платы осужденных удержано более 3,5 млн руб. в доход государства, возмещено более 1,8 млн руб. исковых обязательств», – сообщается на сайте ведомства.

Адвокат Омской областной коллегии адвокатов Евгений Забуга отметил, что принятый закон продолжил цикл законотворческой деятельности по гуманизации уголовного законодательства. «Как ранее отмечалось, государство тем самым создает возможность для движения осужденных по системе так называемых “социальных лифтов”», – пояснил он.

По мнению эксперта, единственное, что на данный момент невозможно прогнозировать, – применение новых норм судами, поскольку даже имеющаяся практика рассмотрения ходатайств осужденных на стадии исполнения приговоров является неоднородной и зачастую зависит от позиции высшего суда конкретного региона.