Суд отметил, что из буквального содержания положений Водного кодекса не следует, что защитные сооружения для предотвращения затопления и подтопления на момент уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС уже должны быть возведены
23 марта 2024
Фотобанк Лори
Одна из экспертов считает, что ВС РФ обоснованно защищает право собственников земельного участка на владение, пользование и распоряжение землей. Другая полагает, что определение вносит ясность в применение ст. 67.1 Водного кодекса и еще раз подчеркивает, что однозначного запрета на строительство на таких землях нет.
Третья указала, что Суд сместил акцент строительного надзора с экспертизы документации, полученной с уведомлением о планируемом строительстве, на документацию, которая будет получена от застройщика уже после возведения объекта.
Верховный Суд в Кассационном определении от 1 марта 2024 г. по делу № 49-КАД22-11-К6 высказался о допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, до возведения защитных сооружений.
10 июня 2016 г. Алене и Александру Буркиным и их несовершеннолетним детям как многодетной семье на основании договора безвозмездной передачи был предоставлен в собственность земельный участок с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, не имеет обременений, располагается в границах сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 января 2013 г. № 22 был утвержден реестр населенных пунктов, попадающих в зоны подтоплений (затоплений), вызванных гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами. В реестр вошло с. Заливной Стерлитамакского района РБ с водным объектом «Юмагузинское водохранилище» с риском катастрофического затопления вследствие аварии на гидротехнических сооружениях. Согласно выписке из ЕГРН предоставленный Буркиным земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.
21 июля 2021 г. уведомлением МКУ «Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан» Буркиным было сообщено о недопустимости размещения объекта ИЖС на принадлежащем им на праве собственности земельном участке в связи с его нахождением в зоне затопления, подтопления. При этом учреждение ссылалось на ч. 6, 7 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.
В связи с этим Алена и Александр Буркины обратились в суд с административным исковым заявлением о признании уведомления незаконным. Суд удовлетворил заявленные требования, на учреждение была возложена обязанность по пересмотру вопроса о выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта ИЖС установленным параметрам. Сославшись на положения ч. 7 ст.
67.1, п. 1 и 17 ст. 24, п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса, первая инстанция пришла к выводу, что отнесение земельного участка к зоне затопления (подтопления) не устанавливает безусловный запрет на ИЖС.
Данные нормы предусматривают обязанность собственника водного объекта осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в том числе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании.
Вместе с тем 6 апреля 2022 г. Верховный Суд РБ отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований. Апелляция установила, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий, и сделала вывод о том, что в силу вышеприведенного правового регулирования установлен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, в связи с чем полагал правомерным оспариваемое уведомление. С такими выводами согласился и кассационный суд.
Впоследствии административные истцы подали кассационную жалобу в Верховный Суд. Рассмотрев дело, Судебная коллегия по административным делам ВС пояснила, что затопление и подтопления согласно п. 16 ст. 1, ч. 1 ст.
67.1 Водного кодекса являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. В целях предотвращения такого воздействия, ликвидации его последствий в соответствии с названным Кодексом принимаются меры по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов.
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. При этом, указал ВС, инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод осуществляется в порядке, предусмотренном российским законодательством о градостроительной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (ч. 4 ст.
67.1 Водного кодекса).
Вместе с тем, как подчеркнула Судебная коллегия, из буквального содержания указанных норм права не следует, что защитные сооружения на момент уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС уже должны быть возведены. ВС уточнил, что в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ застройщик в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции, содержащее сведения, указанные в ч. 1 данной статьи, и прикладывает соответствующие документы.
Однако информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень вышеупомянутых сведений и документов. Более того, добавил Суд, предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на таких земельных участках возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка.
Суд принял во внимание, что Генеральный план Наумовского сельского поселения Стерлитамакского муниципального района РБ, утвержденный решением Совета данного сельского поселения от 7 июня 2017 г., содержит сведения о наличии комплекса мероприятий по инженерной защите территорий от временного затопления и возможного катастрофического затопления, в том числе земель в с. Заливной.
Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что судебные акты апелляции и кассации постановлены с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, в связи с чем отменил их и оставил в силе решение первой инстанции.
Адвокат АП Краснодарского края Алина Шакалова считает, что ВС обоснованно защищает право собственников земельного участка, предусмотренное ч. 3 ст. 209 ГК РФ, на владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. «В моей практике собственники земельных участков, попадающих полностью или частично в зону с особыми условиями использования территорий, часто сталкиваются с проблемой как получения уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, так и постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности дома в “упрощенном порядке”. В первом случае отказ выдает орган местного самоуправления, во втором – Росреестр», – поделилась эксперт.
Алина Шакалова полагает, что ВС РФ верно указал на императивность нормы ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ в части перечня документов, которые прилагаются к документу. Она отметила: в целях обеспечения инженерной защиты объектов от подтопления, затопления необходимо разработать проектную документацию, где должны быть предусмотрены порядок и сроки выполнения инженерных работ, и, таким образом, требования п. 1 ч. 6 ст.
67.1 Водного кодекса будут соблюдены. Однако отсутствие проектной документации не должно влиять на процедуру получения уведомления о планируемом строительстве, постановке на кадастровый учет и регистрации права, уточнила эксперт.
Руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» АК «Сотниковы и Партнеры» Елена Сотникова подчеркнула, что проблема предоставления земельных участков и строительства в границах зон подтопления стала актуальной после изменений Водного кодекса РФ в 2017 г. и в настоящее время в разных регионах много споров, связанных с формированием и использованием земельных участков в таких зонах.
Как пояснила Елена Сотникова, теперь согласно ст. 67.1 Водного кодекса должны быть приняты меры по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления и подтопления, имеются ограничения на создание новых населенных пунктов и строительство без дополнительных мер защиты. «Определение ВС вносит ясность в применение рассматриваемой нормы и еще раз подчеркивает, что однозначного запрета на строительство на таких землях нет. Это сократит количество необоснованных отказов в согласовании строительства.
Выводы суда в очередной раз подчеркивают недопустимость слишком узкого толкования правовых норм», – считает эксперт.
Юрист компании ALTHAUS Legal Юлия Максимкина также указала, что рассмотренная ВС проблема является актуальной, поскольку правоприменительная практика по-разному трактует вопрос о критериях согласования уведомления о размещении объекта ИЖС, который находится в зоне подтопления, затопления.
«Долгое время в судебной практике превалирует подход, согласно которому размещение объекта ИЖС допускается при условии, что застройщик вместе с уведомлением о размещении объекта предоставляет или документацию о планируемых мероприятиях по обеспечению земельного участка инженерной защитой, или предоставляет доказательства проведения защитных мероприятий (кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 г. по делу № 88а-13831/2022; кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 г. № 88а-37067/2022). Лишь в незначительном количестве судебных дел суды толкуют норму ч. 3 ст. 6.1 Водного кодекса иначе, допуская возможность непредоставления вышеуказанных документов до начала строительства объекта ИЖС (кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2024 г. № 88а-861/2023)», – рассказала она.
По мнению эксперта, выводы ВС РФ не отменяют правил о необходимости проведения застройщиком защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в месте нахождения земельного участка. «Суд сместил акцент строительного надзора с экспертизы документации, полученной с уведомлением о планируемом строительстве, на документацию, которая будет получена от застройщика уже после возведения объекта ИЖС, – отметила Юлия Максимкина. – Может быть, такое толкование нормы ч. 3 ст. 6.1 Водного кодекса РФ и открывает застройщику возможность сократить временные и финансовые затраты на начальном этапе, но тем не менее полностью не исключает риск будущих судебных споров, связанных с оспариванием уведомления о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Ведь, вполне вероятно, может возникнуть ситуация, при которой застройщику придется доказывать, что выбор решений по инженерной защите полностью соответствует технико-экономическим показателям в проектной документации».
На участках в зоне затопления теперь можно строить дом
Но есть важное условие: нужно обеспечить инженерной защитой строящийся объект от негативного воздействия вод, получив специальное разрешение на право производства земляных работ.
Где получить разрешение на строительство?
•центр «Мои Документы»
Где получить разрешения на право производства земляных работ?
•центр «Мои Документы»
•МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск
Поделиться:
Читайте нас в:
Читайте дальше
К концу сентября завершат строительство Дома-интерната для престарелых и.
06.09.23 17:28
В якутском поселке Хандыга строят часовню в честь иконы.
06.09.23 15:39
В селе Намцы Якутии забили первую сваю нового лечебного.
06.09.23 14:15
В селе Крест-Хальджай установили первую сваю спортзала
06.09.23 10:07
В селе Крест-Хальджай Якутии забили первую сваю под новый.
04.09.23 17:17
В городе Мирном Якутии до конца года сдадут три.
04.09.23 13:47
Загрузить еще
Популярное
В сети распространили фейковый приказ Шойгу о мобилизации россиян
05.09.23 11:03
Как долгожитель из села Амга Якутии поддерживает форму в 80 лет
05.09.23 12:14
Что ждет жителей и гостей Якутска в День города
01.09.23 15:40
Стали известны подробности схода с рельсов грузового поезда в Якутии
07.09.23 11:52
Следователи устанавливают причины происшествия с паромом на реке Лене в Якутии
01.09.23 17:33
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 — 74585, выдан Роскомнадзором. Периодичность: ежедневно
Дата регистрации: 14.12.2018
Учредитель: Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сахапечать».
Контакты учредителя: г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 31 тел./ факс.: 8 (4112) 34-39-17 E-mail: [email protected]
Генеральный директор: Стручкова Ньургуйаана Михайловна
Главный редактор: Филиппова Юлия Васильевна
Контакты редакции
  8 (924) 171-10-06
  [email protected]
  677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Орджоникидзе, д. 31, каб. 113
При любом использовании текстовых материалов на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Фотографии, видеоматериалы, и иные мультимедийные продукты могут быть использованы только с письменного согласия редакции и учредителя.
Строительство в зоне затопления и подтопления
Подскажите возможно ли построить дом в зоне подтопления и затопления. Ранее было выдано разрешение на строительство, но срок его прошел. В 2014 году была обозначена зона подтопления, которая затрагивает участки! следовательно, сейчас новое разрешение на строительство администрация может и не выдать
Ответ: Горбачёва Л.Р. (Специалист по связям с общественностью)
С зоной затопления и подтопления мы еще не сталкивались, поэтому хотели бы разобраться вместе.
Для начала обратимся к теоретической составляющей.
Подтопление территории — это случаи, в которых грунтовые воды поднимаются из-под земли. При затоплении вода появляется «сверху», то есть в результате выпадения осадков или разлива водоёмов.
Зоны подтопления и затопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и должны отображаться на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий. Необходимо это для того чтобы на данных территориях соблюдался определённый режим в целях предотвращения негативного воздействия на них.
Зоны затопления устанавливаются в отношении территорий прилегающих:
- к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учетом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений;
- к устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности;
- к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности;
- к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища;
- к зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемых при пропуске гидроузлами паводков расчетной обеспеченности.
Зоны подтопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, повышение уровня грунтовых вод которых связано с подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов. В границах зон подтопления устанавливаются территории:
- сильного подтопления — при глубине залегания грунтовых вод менее 0,3 метра;
- умеренного подтопления — при глубине залегания грунтовых вод от 0,3 — 0,7 до 1,2 — 2 метров от поверхности;
- слабого подтопления — при глубине залегания грунтовых вод от 2 до 3 метров.
Рассмотрев Вашу ситуацию, отметим, что на публичной карте зоны подтопления не обозначены.
Мы обратились к градостроительному зонированию, однако на карте не понятно какие именно участки входят в такую зону, а какие нет.
Поэтому мы рекомендовали бы Вам, для начала, обратиться в Администрацию, органы местного самоуправления, и по получении ответа уже предпринимать дальнейшие действия.
В продолжении темы скажем, что в Постановлении № 360 также определяется порядок установления зон затопления и подтопления:
- Орган исполнительной власти субъекта РФ готовит заявление об установлении таких зон. Проект установления границ должен содержать текстовое и графическое описание границ.
- Такое описание должно быть согласовано одним из перечисленных в Постановлении органов.
- После согласования заявления документы утверждаются Россводресурсами. Срок согласования – 15 дней. Далее сведения направляются в Росреестр и МЧС, а сведения об этом вносит в соответствующий реестр.
Зоны подтопления и затопления считаются определёнными с того момента, когда соответствующая запись будет внесена в ЕГРН. Затем также данная информация должна быть отображена в градостроительной документации. Росводресуры может отказать в определении границ таких зон только в случае, если заявление не было согласовано, либо если территория не соответствует установленным в Постановлении требованиям.
Определение границ такой зоны – не простая процедура, требующий учёта многих факторов. Для того чтобы правильно спрогнозировать, какая территория может быть затоплена, необходимо произвести расчёты, используя при этом различные данные и методы. Часто используют картографическое и математическое моделирование.
Подведем итог, Зона затопления и подтопления — особый режим использования территории, на которой запрещено:
- размещать новые населённые пункты и объекты капитального строительства без средств обеспечения защиты от затоплений;
- размещать кладбища, скотомогильники, свалки различных видов отходов;
- использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв;
Кроме того, собственник водного объекта обязан осуществлять меры, препятствующие затоплению территории, а также ликвидации их последствий.
Что делать, в случае если разрешение на строительство выдано, строительство завершено, а земельный участок признали зоной затопление и подтопления?
В данном случае, поставить на государственный кадастровй учет и зарегистрировать право на дом, вероятнее всего, не получится.
Мы бы посоветовали провести мероприятия по укреплению земельного участка, берегоукрепления, подготовить и утвердить проект. Более подробно в статье: «Выдали разрешение на строительство в зоне подтопления, дом построен, что делать?»