Подборка наиболее важных документов по запросу Восстановление в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Наем социальный:
- Договор найма специализированного жилого помещения для детей сирот
- Договор социального найма
- Жилье ветеранам
- Жилье сиротам
- Изменение договора социального найма
- Показать все
- Наем социальный:
- Договор найма специализированного жилого помещения для детей сирот
- Договор социального найма
- Жилье ветеранам
- Жилье сиротам
- Изменение договора социального найма
- Показать все
- Жилье:
- Акт приема передачи квартиры по договору дарения
- Акт приема передачи квартиры после ремонта
- Амортизация жилого фонда
- Амортизация квартир в бухгалтерском учете
- Апартаменты это
- Показать все
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практическая реализация жилищных прав инвалидов
(Митрахович А.)
(«Жилищное право», 2021, N 9) Так, гражданка обратилась в Железнодорожный городской суд Московской области с иском о признании решения незаконным, обязании восстановить в очереди на предоставление жилья по договору социального найма. Из решения суда следует, что она по причине инвалидности ее ребенка была включена в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Семье предоставлена вне очереди 1-комн. квартира общей площадью 36 кв. м, при этом она была исключена из общего списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в который была также включена по признаку «Малоимущие».
Нормативные акты
«Обзор практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015) Доводы заявителя о том, что Н., проживающий совместно с заявителем, не является членом ее семьи, суд первой инстанции признал противоречащими установленным по делу доказательствам. При подаче в 2013 году документов в связи с прохождением ежегодной перерегистрации, предусмотренной для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявитель собственноручно указала Н. в качестве члена своей семьи и подала соответствующее заявление об изменении состава семьи.
При обращении в суд К. также не оспаривала включение Н. в состав своей семьи, о чем свидетельствуют заявленные ею требования о возложении обязанности признать ее семью малоимущей и восстановить в списке нуждающихся в жилых помещениях в прежней очереди в составе четырех человек.
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022) При этом суды исходили из того, что оспариваемое постановление не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку Ш. и Х. впервые были поставлены на учет в 2005 году после введения в действие ЖК РФ, в связи с чем подлежали выяснению обстоятельства, связанные с их нуждаемостью в жилом помещении в соответствии с положениями статей 49 и 52 названного кодекса. Кроме того, Ш. и Х. в порядке, установленном ЖК РФ, малоимущими не признавались.
Суды также указали на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Ш. и Х. до 1 марта 2005 г. были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Справку о постановке Ш. в 1992 году на учет граждан, пострадавших от пожара, суды оценили критически.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Как нуждающимся получить жилье бесплатно?
В ст. 40 Конституции РФ закреплено право малоимущих и других категорий граждан получить жилище бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Такая процедура юридически обозначается как «предоставление жилого помещения по договору социального найма».
Категории нуждающихся граждан и правила предоставления жилья определены Жилищным кодексом РФ. Так, в ст. 49 ЖК РФ конкретизировали, кто может получить жилье по договору соцнайма – малоимущие и иные категории граждан, которых признали нуждающимися в жилых помещениях.
Эти иные категории могут быть определены в федеральном, региональном законе или указе президента (например, военные, ветераны, инвалиды-чернобыльцы и др.).
В каком случае малоимущего гражданина поставят в очередь на жилье?
Чтобы гражданин мог претендовать на жилье по договору соцнайма, его сначала должны признать малоимущим, а затем – нуждающимся в жилом помещении.
Шаг 1: признание граждан малоимущими.
Орган местного самоуправления признает гражданина малоимущим на основе сведений о доходах и стоимости имущества гражданина и членов его семьи (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Перечень учитываемых доходов и методика подсчета стоимости имущества установлены законами субъектов РФ.
Подходы в этом вопросе у регионов похожи. Для примера приведу правила, действующие в Брянской обрасти. Граждан признают малоимущими, если они не могут приобрести жилье, площадь которого будет не меньше минимальной площади жилого помещения, предоставляемого по договору соцнайма. Для оценки такой возможности учитываются: размер среднемесячного совокупного дохода на семью; собственные средства, в том числе накопления; заемные средства, которые могут предоставить члену семьи на покупку жилья; средства, которые можно выручить от продажи имущества семьи (по оценке органов местного самоуправления) 1 .
Шаг 2: признание граждан нуждающимися в жилье.
Признаки, по которым граждан признают нуждающимися в жилых помещениях, закреплены в ст. 51 ЖК РФ. Человек может претендовать на жилье, если:
- не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или членом семьи того, кому предоставлено такое помещение (далее – наниматель);
- не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
- проживает в помещении, которое не соответствует установленным для жилых помещений требованиям.
Читайте также
Право на выбор получит не каждый собственник аварийного жильяОдни жильцы смогут попросить новое жилье взамен старого, а другим придется согласиться на компенсацию
14 декабря 2022 Советы
Но есть и исключения. Собственника или нанимателя жилого помещения и членов их семей признают нуждающимися в жилье в одном из двух случаев.
1. Член семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно 2 .
2. Общая площадь жилого помещения на члена семьи менее учетной нормы.
Чтобы определить, обеспечен ли гражданин необходимой жилой площадью или же его нужно признать нуждающимся, органы местного самоуправления используют учетную норму площади жилого помещения – это минимально допустимая площадь жилья на одного человека.
Учетную норму устанавливает орган местного самоуправления. Например, в Брянской области она составляет 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи 3 .
Если у гражданина или членов его семьи есть несколько жилых помещений, уровень их обеспеченности определяют исходя из суммарной общей площади этих помещений. При этом неважно, на каком основании эти граждане занимают жилье: по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или по праву собственности. Скажем, если родители ютятся в маленькой квартирке, а их ребенок живет в просторном доме, встать в очередь на жилье они не смогут.
То же произойдет, если гражданин намеренно совершил действия, из-за которых он стал нуждающимся. Классический пример: семья проживает в квартире, площадь которой больше учетной нормы на человека. У них есть родственник, также с жильем.
Он его продает и регистрируется в квартире семьи. Теперь площади квартиры по учетной норме не хватает, и они решают получить жилье по договору соцнайма. Однако их поведение будет расценено как намеренное ухудшение жилищных условий. В таком случае встать в очередь на жилье можно только через пять лет с даты совершения указанных действий (п.
3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Кстати, с очереди могут и снять, если орган местного самоуправления сочтет, что граждане намеренно совершили действия для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как встать в очередь на жилье?
Чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нужно подать заявление через МФЦ или в орган местного самоуправления по месту своего жительства (обычно это районная администрация). К заявлению прикладываются документы, подтверждающие право состоять на учете, – их перечень зависит от ситуации. Часть документов гражданин предоставляет обязательно, часть – по желанию, так как орган может запросить сведения у других ведомств (ст.
52 ЖК РФ).
Обязательно нужно предоставить 4 :
- сведения о доходах, полученных гражданином-заявителем и каждым членом его семьи в денежной и натуральной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи;
- справки с места работы или учебы для всех членов семьи;
- копии паспортов несовершеннолетних членов семьи;
- заявление о признании малоимущим;
- копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, которое занимают заявитель и члены его семьи (для проживающих в квартирах и общежитиях);
- выписку из домовой книги (для проживающих в частных жилых домах);
- справку об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества (квартиры, дома, дачи, гаража) – ее выдаст орган, осуществляющий техническую инвентаризацию;
- копии судебных решений о признании гражданина членом семьи (если такие решения принимались);
- копии документов на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
- заключение независимого оценщика (на транспортные средства);
- справку, подтверждающую диагноз, – для страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. Такие справки выдают федеральные государственные учреждения медико-социальной поддержки.
А вот если гражданин не передаст сведения из списка ниже, орган местного самоуправления самостоятельно запросит их в других органах и подведомственных им организациях:
- выписка из налоговой инспекции о наличии или отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- копии налоговых деклараций о доходах за год или документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи за год (справки о заработной плате по форме 2-НДФЛ, справки о получении пенсий, всех видов пособий, стипендий и компенсаций);
- копии свидетельств о заключении или расторжении брака, рождении детей;
- справка о составе семьи;
- заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания (гражданам, жилые помещения которых являются непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат) 5 ;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах каждого дееспособного члена семьи на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества или уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений;
- справки об имуществе – о недвижимости (доме, квартире, комнате), земельных участках, транспортных средствах, маломерных судах.
Орган местного самоуправления должен рассмотреть документы в течение 30 дней со дня их предоставления заявителем и принять решение о постановке его на учет или об отказе в этом. Далее в течение трех рабочих дней администрация направит гражданину решение. Если он подавал документы через МФЦ, решение ему передадут также через центр.
Отказ в постановке на учет должен быть мотивирован и содержать ссылки на законодательство. Положительное решение органа местного самоуправления будет основанием для заключения договора социального найма в срок, установленный данным решением. Обычно ждать приходится долго: срок зависит от наличия в распоряжении органа местного самоуправления свободного жилья, а оно появляется редко. Время от времени администрация приобретает квартиры в новостройках и передает их очередникам.
Также может освободиться квартира, которая уже была в соцнайме.
Сколько «квадратов» можно получить по договору соцнайма?
Гражданину должны предоставить жилое помещение по месту его жительства (в границах его населенного пункта). Площадь жилья на одного человека не должна быть менее нормы предоставления площади помещения по договору соцнайма.
Эта норма зависит от состава семьи и региона. Например, в Брянске она составляет:
- 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек;
- 42 кв. м – на семью из двух человек;
- 33 кв. м – на одиноко проживающего человека.
Превысить эту норму можно не более чем на 10 кв. м. Если речь идет об одной комнате или однокомнатной квартире либо жилье предназначено для вселения гражданина с тяжелой формой хронического заболевания, норму предоставления на одного человека можно превысить не более чем в два раза 6 .
Можно ли получить жилье вне очереди?
Жилье предоставляют гражданам в порядке очередности с учетом даты их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляют:
- гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (в частности, туберкулез; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; заболевания, осложненные гангреной; тяжелые хронические заболевания кожи и т.д.).
Почему возникают споры о получении жилья по договору соцнайма?
Государство уделяет особое внимание вопросам социального найма жилья, поэтому актов и разъяснений для регулирования этих отношений выпущено с избытком. Однако уполномоченные органы и суды применяют их не всегда верно. Если вы не согласны с решением органов власти, вы можете его оспорить.
Споры из-за отказов муниципальных органов принять граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье
Решение муниципального органа оспаривается в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ. В таком случае гражданину при подаче иска в суд необходимо лишь указать на нарушение своих прав принятым решением. А уже муниципалитету придется доказывать законность своих действий.
Сделать это не всегда просто, поэтому шансы гражданина на победу повышаются.
Споры из-за незаконных попыток граждан встать на учет
Нередко граждане пытаются попасть в очередь на жилье обманным путем. Например, вселяют в квартиру посторонних в качестве членов своей семьи, продают жилье или идут на неравноценный обмен своего помещения, пригодного для проживания. В подобных случаях граждане могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
Споры из-за длительного ожидания в очереди
Иногда органы местного самоуправления уклоняются от признания аварийными помещений, где проживают малоимущие граждане, и не предоставляют им жилье по договору социального найма вне очереди.
Споры о месте расположения жилых помещений
Жилье по договору соцнайма должны предоставить в пределах того населенного пункта, где проживает гражданин. Однако случаются ошибки. В моей практике был такой случай: женщина родилась в поселке области – этот адрес учли при постановке ее на учет. Но на момент предоставления квартиры она была зарегистрирована у родственников в областном центре – там женщина и должна была получить квартиру. Тем не менее ей пытались предоставить жилье по месту ее рождения – в 30 км от областного центра.
Пришлось обратиться в суд.
Споры о площади жилья
Обычно эти споры связаны с вопросом о том, кого считать членом семьи. Приведу пример из практики: трехкомнатную квартиру получила семья из четырех человек (жена, муж и двое совершеннолетних детей). Дочь рассорилась с матерью и оспорила включение ее в состав семьи.
В дальнейшем она сама планировала встать на учет и получить отдельное жилье по договору соцнайма. В итоге трехкомнатную квартиру у семьи забрали и предоставили двухкомнатную.
Кто защитит права граждан в спорах о соцнайме?
Почти в любой из перечисленных выше ситуаций правильнее обратиться за помощью к юристу или адвокату.
Также в спорах о соцнайме права граждан может защитить прокуратура. Прокурор обращается в суд только в случае, если гражданин не может сделать это сам по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности или другим уважительным причинам. Но данное ограничение не распространяется на те случаи, когда обращения граждан к прокурору касаются сферы социальной защиты или обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах (ст.
45 ГПК РФ).
1 Пункт 1 ст. 5 Закона Брянской области от 24 июля 2006 г. № 66-З «О порядке признания граждан Брянской области малоимущими с учетом размера доходов и стоимости их имущества в целях постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
2 Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
3 Постановление Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. №1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска».
4 Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
5 Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
6 Постановление Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. № 1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска».
Фото: фотобанк Freepik/@studiogstock
Восстановление на учете нуждающихся в жилом помещении 2024
Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г.
1. Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.
2. Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё
При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.
Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.
Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:
Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.
К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).
Таким образом, для признания других родственников членами семьи собственника жилищный орган обязан доказать факт их вселения собственником как членов своей семьи (пункты 11, 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ»).
На жилищный учёт вставал муж заявителя, указав, что относится к категории граждан «молодая семья», членами которой являются также его супруга и несовершеннолетняя дочь. В это время малолетний брат заявителя, не претендующий на улучшение жилищных условий совместно с сестрой, с рождения проживал у матери.
При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.
Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.
Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).
3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника
При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.
Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.
Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.
Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.
Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).
4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.
Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.
Буквально толкуя фразу о «проживании в квартире, занятой разными семьями», суды удовлетворяют иски жителей лишь если они проживают в коммуналке, т.е. имеют разные договоры соцнайма.
Верховный суд РФ занял другую позицию и указал, что не обязательно, чтобы квартира была коммунальной. Нужны лишь доказательства отсутствия семейных отношений между проживающими, что они разные семьи ( определения Судебной коллегии по гражданским делам от 5 июня 2020 г. № 78-КА20-10, от 19 ноября 2019 г. № 78-КГ19-48).
Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.
Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к. оно предусмотрено другим пунктом статьи — пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п. 3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)
5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним
По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).
В старой квартире сироты проживала её сестра, страдающая заболеванием из Перечня Минздрава № 987н, исключающем совместное с ней проживание (сестра фактически временно проживала у опекуна по другому адресу). Сирота также была зарегистрирована по месту пребывания у родственника в другом субъекте РФ.
Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.
Суды признали отказ законным.
Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).
6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.
7. Совместно зарегистрированный с очередниками по месту жительства, но проживающий отдельно гражданин не признаётся членом семьи очередников
При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).
ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.
Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.
— у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3 );
— прописанный, но не вселявшийся в квартиру своей матери очередник, не имеет права на эту квартиру и в уровне его жилищной обеспеченности она не учитывается ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14 мая 2020 г. № 228-КА20-3);
8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме
Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ).
В Москве это от 18 кв. м на чел.
Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).
Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).
В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.
Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).
9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).
10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает
Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.
Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.
Суды согласились с законностью отказа.
Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.
Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.
Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст. 83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 г. № 14-КАД20-9–К1 .
МОО «Правозащитная организация «Восход»