Лимит остатка кассы на 2024 год по-прежнему обязателен к установлению для лиц, имеющих в обороте наличные деньги, проходящие через операционную кассу. Рассмотрим, есть ли особенности в определении его размера для 2024 года.
Вам помогут документы и бланки:
- Документ, содержащий порядок расчета лимита остатка кассы
- Зачем нужен лимит денежных средств и как он устанавливается?
- Как рассчитать величину лимита остатка кассы на 2024 год?
- Итоги
Документ, содержащий порядок расчета лимита остатка кассы
Правила для расчета предельной величины остатка наличных денег в операционной кассе лица, имеющего в обороте наличные деньги, установлены указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, посвященным порядку ведения кассовых операций. С 30 ноября 2020 года этот документ применяется в редакции, ставшей следствием изменений, внесенных в него указанием Банка России от 05.10.2020 № 5587-У.
Какие изменения были приняты:
- Установлены требования к приему и выдаче денежной наличности.
- Обновлены правила работы с подотчетными суммами. Теперь их можно выдавать по одному распрядительному документу нескольким лицам и не одной суммой. Также отменено требование о 3-х дневном сроке представления авансового отчета и т.д.
Прочие правила порядка ведения кассовых операций остались неизменными. В том числе обновления не коснулись порядка, в котором устанавливается лимит остатка денежных средств в кассе. То есть расчет лимита остатка кассы на 2024 год следует осуществлять в тех же ситуациях и по тем же алгоритмам, что и в предшествующих годах.
Об изменениях, внесенных в исходный текст закона № 290-ФЗ, читайте в этом материале.
Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Нарушение правил работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций — это нарушение кассовой дисциплины.
В чем оно выражается и какие за это предусмотрены санкции, смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Зачем нужен лимит денежных средств и как он устанавливается?
Установление лимита ограничивает ту сумму наличных денег, которая может находиться в операционной кассе на конец рабочего дня (п. 2 указания Банка России № 3210-У). Лимит может быть превышен в дни выдачи работникам зарплаты, стипендий, соцвыплат и в выходные дни, если юрлицо в них осуществляет операции по кассе.
Определение величины лимита обязательно для юрлиц и обособленных подразделений, самостоятельно сдающих деньги в банк. Если обособленные подразделения сдают деньги в кассу юрлица, то общая сумма устанавливаемого организацией лимита учитывает и те лимиты, которые предусмотрены для подразделений. ИП и юрлица, относящиеся к числу субъектов малого предпринимательства, вправе такой лимит не устанавливать.
О том, в каких случаях юрлицо может быть отнесено к числу субъектов малого предпринимательства, читайте здесь.
Юрлицо самостоятельно осуществляет расчет лимита остатка кассы (для подразделений и общей его величины) и утверждает его размер распорядительным документом.Один из экземпляров этого документа направляется в подразделение.
Как рассчитать величину лимита остатка кассы на 2024 год?
Как рассчитать лимит остатка кассы? Указание Банка России № 3210-У приводит для такого расчета 2 внешне одинаковые формулы, принципиально различающиеся только характеристикой объема оборота (реального или планируемого) денежных средств, задействованных в расчете:
- Объем поступлений от продаж. В нем не учитываются средства, принимаемые платежным агентом (субагентом).
- Объем выдач наличных денег. В него не включают средства на выдачу работникам зарплаты, стипендий, соцвыплат.
Первый объем в указании Банка России № 3210-У обозначен буквой V, а второй — R. И формулы расчета лимита (L) с этими буквами выглядят так:
где оставшиеся 2 показателя (P и N) весьма сходны по смыслу, но характеризуют, соответственно, тот процесс, к которому относится один из определяющих формулу расчета показатель (V либо R):
- Р — расчетный период (определяемый в рабочих днях с условием, что их число не превысит 92), за который происходит либо получение объема V, либо выдача объема R;
- N — число рабочих дней между днями сдачи денег в банк (для показателя V) или получения из банка (для показателя R).
При определении количества дней, составляющих величину показателя N, не учитывают факты принятия и выдачи средств, не включаемых в объемы (V и R). Установлено, что число дней, составляющих показатель N, не должно превышать 7, а если в населенном пункте, где располагается юрлицо, нет банка, то 14. Хотя допускается зависимость значения этого показателя от таких вещей, как:
- обстоятельства непреодолимой силы;
- местонахождение, структура и особенности деятельности юрлица.
Пример расчета лимита кассы с учетом объемов поступлений от КонсультантПлюс:
Наличная выручка ООО «Рассвет» от продажи товаров за расчетный период с 01.03.2022 по 31.05.2022 (61 рабочий день) составила 2 385 648 руб. Выручка сдается ежедневно (один раз в день).
Пример расчета лимита кассы с учетом объемов выдач от КонсультантПлюс:
В ООО «Календула» сумма выплат наличных денег за расчетный период с 01.07.2022 по 30.09.2022 (66 рабочих дней) составила 166 000 руб., из них сумма выплаченной заработной платы — 100 000 руб.
Периодичность получения в банке наличных денег по чеку на расходы — один раз в пять рабочих дней.
Смотрите продолжение примеров в К+. А если у вас нет доступа к К+, получите пробный доступ бесплатно.
Итоги
Цифру, отвечающую той сумме, выше которой не может оказаться остаток наличных денежных средств в операционной кассе юрлица на конец рабочего дня, следует определять самому юрлицу, используя для этого законодательно установленную формулу. Формула имеет 2 внешне одинаковых варианта, принципиально различающихся по характеристикам объемов наличной денежной массы, задействованной в расчете: это либо объем продаж, либо объем выплат за определенный период. Прочие показатели, входящие в формулу, похожи по смыслу, но значения их зависят от того, какой именно (продаж или выплат) объем наличных денежных средств взят за основу расчета.
Энциклопедия решений. Определение лимита остатка наличных денег в кассе (для бюджетной сферы) (июнь 2024)
При ведении кассовых операций казенными учреждениями применяется Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», далее — Указание N 3210-У (см., в частности, п. 167 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
В силу п. 2 Указания N 3210-У юридическое лицо самостоятельно устанавливает лимит остатка наличных денег в кассе, издавая при этом соответствующий распорядительный документ. При этом размер лимита определяется в соответствии с приложением к Указанию N 3210-У, исходя из характера деятельности учреждения с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Указание N 3210-У не содержит каких-либо специальных ограничений, связанных с порядком определения лимита остатка наличных денег в кассе казенными учреждениями — получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций руководствуются Указанием N 3210-У, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств (п. 1 Указания N 3210-У).
На практике публично-правовые образования при установлении порядка ведения кассовых операций получателями бюджетных средств, как правило, не предусматривают каких-либо особых требований к порядку определения лимита остатка наличных денег в кассе казенными учреждениями, вследствие чего расчет данного лимита осуществляется казенными учреждениями самостоятельно в общеустановленном порядке.
При этом требование о согласовании лимита остатка наличных денег казенным учреждением с каким либо органом власти (местного самоуправления), например, с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, не предусмотрено ни нормами бюджетного и гражданского законодательства, ни положениями нормативных документов, регулирующих вопросы ведения бюджетного учета (см., в частности, ст. 158 БК РФ, а также Правила, утв. приказом Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н). Вместе с тем в отдельных публично-правовых образованиях существует практика определения (согласования) лимитов остатка наличных денег в кассах организаций госсектора финансовыми органами или главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств (см., например, п. 6 раздела 5.9 Плана, утв. приказом Департамента бюджета и финансов Смоленской области от 03.02.2014 N 20; п. 3.1.5 Договора на обслуживание лицевых счетов — Приложения N 3 к Порядку, утв. приказом Министерства финансов Пензенской области от 27.12.2010 N 106).
Лимит остатка наличных денег в кассе может определяться казенными учреждениями исходя из фактического (а для вновь созданных учреждений — из ожидаемого) объема:
1) поступлений наличных денег за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги);
2) выдач наличных денег*(1).
Как правило, у казенного учреждения отсутствуют поступления наличных денег в кассу за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Следовательно, в большинстве случаев при определении лимита такие учреждения руководствуются формулой расчета, приведенной в п. 2 приложения к Указанию N 3210-У, то есть исходят из объема выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.
Под «заработной платой, стипендиями и другими выплатами работникам» при определении лимита остатка наличных денег, следует понимать:
— выплаты, включенные в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы;
— выплаты социального характера (другие выплаты).
Такой вывод следует, в частности, из содержания п. 2 Указания N 3210-У.
Пример
Для расчета лимита остатка наличных денег казенное учреждение располагает следующими данными:
— период пиковых объемов выдач наличных денег приходится на декабрь 2013 года;
— денежные средства, за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в кассу учреждения в декабре 2013 года получались 8, 14 и 22 числа;
— объем выплат в декабре, за исключением заработной платы, составил 33 880, 70 руб., в том числе: 14 400 руб. — компенсационные выплаты учащимся; 2 960 руб. — суточные; 15 840, 70 — оплата проезда в командировки; 680 руб. — закупки для хозяйственных нужд.
Определим лимит остатка наличных денег в кассе на 2014 год для данного учреждения.
L = R / P x Nn, где:
L — лимит остатка наличных денег в рублях;
R — объем выдачи наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях;
Р — расчетный период (не более 92 рабочих дней), определяемый учреждением, за который учитывается объем выдачи наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдачи наличных денег, а также динамика объемов выдачи наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет);
Nn — период времени (не более 7 рабочих дней, а при расположении учреждения в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — 14 рабочих дней) между днями получения по денежному чеку в банке учреждением наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях.
Компенсационные выплаты учащимся, являются выплатами социального характера и, следовательно, не должны учитываться при определении лимита остатка наличных денег.
Суточные, выплачиваемые работникам за время нахождения в командировках, напротив, вышеуказанным критериям не соответствуют и, соответственно, учитываются в расчете лимита в полном объеме.
Лимит остатка наличных денег определяем следующим образом:
(33 880, 70 — 14 400, 00) / 22 х 6 = 5 312, 92 руб.,
где: 33 880, 70 — общая сумма выплат;
14 400, 00 — сумма компенсационных выплат воспитанникам;
22 — количество рабочих дней в декабре 2013 года;
6 — количество рабочих дней между днями получения денежных средств по чеку.
*(1) До 1 июня 2014 г. согласно приложению к Положению Банка России от 12.10.2011 N 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» рассчитывать лимит с учетом объема выдач наличных денег можно было только при отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (выручки). Указание N 3210-У подобного требования не содержит. Каких-либо разъяснений Банка России и иных государственных органов по данному вопросу нет.
Следовательно, в настоящее время учреждение вправе самостоятельно выбрать способ расчета лимита.
Установление лимита кассы 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес У коммерческой организации нет наличных поступлений в кассу от выручки. Организация является малым предприятием (62 человека). Как установить лимит остатка наличных денег в кассе, для того чтобы были денежные средства, например, для выдачи на расходы сотрудникам, направленным в командировку?
У коммерческой организации нет наличных поступлений в кассу от выручки. Организация является малым предприятием (62 человека).
Как установить лимит остатка наличных денег в кассе, для того чтобы были денежные средства, например, для выдачи на расходы сотрудникам, направленным в командировку?
22 мая 2024
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Организация и ИП могут использовать два варианта расчета лимита остатков наличных денег в кассе: с учетом показателя объема поступлений наличности или с учетом показателя объема выдач наличности.
2. Если ООО отвечает условиям для признания его субъектом малого предпринимательства, лимит остатка наличных денег в кассе оно может не устанавливать. Аналогичное право не устанавливать данный лимит относится и к ИП.
Обоснование позиции:
1. Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У) предусматривает два варианта расчета кассового лимита остатков наличных денег (п. 1, п. 2 приложения к Указанию N 3210-У):
- с учетом показателя объема поступлений наличности (п. 1 приложения к Указанию N 3210-У);
- с учетом показателя объема выдач наличности (п. 2 приложения к Указанию N 3210-У).
Юридическое лицо праве самостоятельно выбрать формулу расчета кассового лимита остатка наличных денег; выбранный показатель нужно зафиксировать в распорядительном документе (приказе, распоряжении и т.п.) об установленном лимита остатка наличных денег в кассе. Аналогично и в отношении ИП.
Как следует из вопроса, у организации отсутствует поступление наличных денег в кассу, поэтому организация, в случае установления лимита остатка наличных денег в кассе, расчет такого лимита будет производить с учетом показателя объема выдач наличности. Отметим, что выдача денежных средств под отчет не является выплатой работнику, поэтому такую можно учитывать в расчете лимита остатка наличных денег в кассе (при использовании показателя объема выдач наличности).
ИП, с учетом наличия факта поступления наличных денег или отсутствия такового, также применяет один из указанных вариантов установления данного лимита.
2. В свою очередь, в силу абзаца 10 п. 2 Указания N 3210-У субъекты малого предпринимательства и ИП лимит остатка наличных денег могут не устанавливать. Смотрите дополнительно письмо ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются юридические лица, отвечающие условиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Субъект малого предпринимательства, не установивший лимит, самостоятельно определяет сумму наличных денег, хранящуюся в кассе по завершении рабочего дня. При этом руководителем должны быть определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег (письмо Банка России от 08.12.2014 N 29-1-1-6/9698 «О лимите остатка наличных денег», постановление Первого ААС от 04.03.2020 N 01АП-1187/20).
Все остальные нормы Указания N 3210-У, включая обязанность оформлять кассовые документы и вести кассовую книгу, а также иные обязанности и ограничения, связанные с оборотом денежной наличности, для юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, сохраняются. В частности, они вправе расходовать наличную выручку только на цели, предусмотренные указанием Банка России от 09.12.2019 N 5348-У «О правилах наличных расчетов», и обязаны соблюдать предельный размер расчетов наличными деньгами, установленный в п. 4 этого Указания (предельный размер расчетов наличными деньгами ИП также обязан соблюдать).
Но при этом если субъект малого предпринимательства или ИП все-таки установит лимит остатка наличных денег в кассе (поскольку возможность не устанавливать лимит является его правом, но не обязанностью), он должен будет соблюдать требование п. 2 Указания N 3210-У о недопущении накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 8 п. 2 Указания N 3210-У (письмо Банка России от 08.12.2014 N 29-1-1-6/9698, постановление Девятого ААС от 21.04.2015 N 09АП-11459/15).
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляет ФНС России (ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Упрощенный порядок ведения кассовых операций субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами (апрель 2024 г.);
- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства (апрель 2024 г.);
- Вопрос: Установление лимита остатка наличных денег в кассе при отсутствии выручки (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шайхутдинов Газинур
Ответ прошел контроль качества
17 апреля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение
Кассовая дисциплина в 2022-2023 годах предусматривает строгое соблюдение правил ведения кассовых операций, установленных для фирм и ИП, имеющих дело с наличными расчетами. Какие правила и нюансы нужно знать при работе с ККМ? Кто, как и когда проводит контроль за соблюдением кассовой дисциплины? Какая ответственность возникает за нарушение ведения кассовых операций?
Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы в материале далее.
- Контрольно-кассовая дисциплина в 2022-2023 годах
- В чем состоит соблюдение кассовой дисциплины
- Что надо знать о работе с ККТ
- На чем базируется знание порядка оформления кассовых документов
- Кто осуществляет контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Как проводится проверка кассовой дисциплины
- Ответственность за ведение кассовых операций с нарушениями
- Итоги
Контрольно-кассовая дисциплина в 2022-2023 годах
Контрольно-кассовая (или кассовая) дисциплина — это соблюдение юрлицами и ИП законодательно установленных в РФ правил осуществления наличных денежных расчетов. Расчеты наличными деньгами включают в себя все виды приходно-расходных операций, осуществляемых фирмой или ИП с наличными денежными средствами.
Наиболее широким в целях наличных расчетов является понятие кассы (операционной кассы), через которую фирма или ИП производит расчеты наличными деньгами. Чаще всего это такие операции, как выплата зарплаты, получение-сдача денег в банк, расчеты с подотчетными лицами, выдача-возврат займов. В кассу также может поступать наличная выручка.
Получение наличной выручки обязывает к применению контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 1.2 закона «О ККТ. » от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Хотя в ряде случаев допускается ее неприменение, в частности:
- Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности определенных видов (п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
- Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности в условиях, затрудняющих применение ККТ (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
Полный перечень случаев, когда разрешено работать без ККТ, с разъяснениями по неоднозначным моментам, смотрите в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Количество используемых кассовых аппаратов или иных пунктов получения денег способами, допускающими неприменение ККТ, не ограничено. Но в конце рабочего дня поступившая выручка должна быть оприходована в кассу фирмы или ИП.
Таким образом, соблюдение кассовой дисциплины в 2022-2023 годах предполагает выполнение правил ведения приходно-расходных операций, проводимых по кассе юрлица или ИП, и правил работы с ККТ или документами, которые оформляются при неприменении ККТ.
Кассовая дисциплина обязательна для всех.
В чем состоит соблюдение кассовой дисциплины
Соблюдение кассовой дисциплины сводится к исполнению правил, установленных следующими документами:
- Указанием Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У, которое определяет правила ведения кассовых операций для юрлиц и ИП. Последняя редакция указания, вступившая в действие с 30.11.2020, внесла ряд изменений.
- Указанием ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У, которое содержит условия расчетов наличными деньгами.
- Законом РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, устанавливающим правила применения ККТ.
- Законом РФ от 03.07.2016 № 290-ФЗ или законом об онлайн-кассах, внесшим существенные изменения в правила закона № 54-ФЗ.
В отношении операционной кассы основные правила таковы:
- Назначается лицо, выполняющее функции кассира, с которым обязательно заключается договор о полной матответственности. Исключением будут ситуации, когда кассу ведет сам руководитель юрлица или ИП, работающий в одиночестве.
- Деньги и кассовые документы хранятся в условиях, обеспечивающих их сохранность.
- Операции, проводимые по кассе, оформляются документами установленной формы с соблюдением определенного порядка их заполнения. Оформление документов производится непосредственно при совершении операции, а по оприходованию наличной выручки, полученной вне операционной кассы, — ежедневно в конце рабочего дня. Кассовая дисциплина в 2022 году для ИП, которые ведут упрощенный учет своих операций, допускает, что документы по кассе можно не оформлять.
- Если в операционную кассу поступает наличная выручка, то должен присутствовать кассовый аппарат. Выдача кассового чека при получении наличной выручки обязательна (ст. 5 закона № 54-ФЗ).
- Деньги, принимаемые кассиром, проверяются на подлинность. Соблюдается определенный порядок проверки их количества и качества при приеме и выдаче, поименованный в указании ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У действующий с 30.11.2020:
- Поступившая в операционную кассу наличная выручка должна расходоваться только на определенные цели: выплата зарплаты, расчеты с поставщиками и покупателями, выдача под отчет. ИП могут брать деньги на личные нужды.
Можно ли расходовать из кассы (минуя расчетный счет) остаток аванса, неиспользованного подотчетником, см. здесь.
- Предельная сумма расчетов наличными деньгами между юрлицами, между ИП, между юрлицами и ИП ограничена величиной 100 000 руб. по одному договору. При этом расчеты с физлицами не лимитируются, а ИП для личных нужд из кассы вправе брать любые суммы.
Подробнее о лимите расчетов между юрлицами читайте здесь.
- Выдача под отчет осуществляется по распоряжению руководителя либо по завизированному им заявлению подотчетного лица. Для отчета по выданным суммам предоставляется то количество рабочих дней, которое установлено в локальных актах работодателя, от даты истечения срока, на который выдавались деньги (в том числе командировочные). Неизрасходованные суммы должны быть возвращены в кассу или будут удержаны из заработной платы подотчетного лица (ст. 137 ТК РФ).
- Устанавливается лимит остатка денег в кассе на конец рабочего дня. Порядок его расчета фирма или ИП выбирают самостоятельно из двух способов, предлагаемых указанием Банка РФ № 3210-У. Излишек должен быть сдан в банк. Наличие сверхлимитного остатка допускается только в дни выдачи зарплаты (не более 5 рабочих дней). Кассовая дисциплина в 2022 году для ООО, относящихся к СМП, и для ИП, предполагает, что эти лица могут не устанавливать данный лимит. Для обособленных подразделений он устанавливается либо головным офисом (если у подразделения нет своего расчетного счета), либо самостоятельно (если свой расчетный счет у подразделения есть).
Об определении величины лимита остатка кассы читайте в этом материале.
Примеры расчета лимита остатка наличных денег в кассе от КонсультантПлюс
5.1. Пример расчета лимита кассы с учетом объемов поступлений
Наличная выручка ООО «Рассвет» от продажи товаров за расчетный период с 01.03.2022 по 31.05.2022 (61 рабочий день) составила 2 385 648 руб. Выручка сдается ежедневно (один раз в день).
Для расчета лимита остатка наличных денег в кассе с учетом объемов поступлений воспользуйтесь формулой.
Все примеры расчета кассового лимита и образцы оформляемых при этом документов смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
- Через кассу могут осуществляться операции с наличной валютой. Чаще всего они связаны с выдачей денег на зарубежные командировки и сдачей-получением валюты в банке. В некоторых случаях могут иметь место расчеты с резидентами (ст. 9 закона РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
Что надо знать о работе с ККТ
Требования к применяемой в 2022-2023 годах ККТ определяет обновленный закон № 54-ФЗ.
С 01.02.2017 на учет в ИФНС начали ставиться только кассы нового образца (онлайн-кассы). С 01.07.2019 такой вид касс стал обязательным для использования практически всеми хозсубъектами.
Онлайн-кассы принципиально отличаются от применявшихся ранее касс с фискальным накопителем. Соответственно, и требования к ним предъявляются совершенно другие.
Об общих требованиях, которым должны удовлетворять онлайн-кассы, читайте в статье «Где и по какой цене можно купить онлайн-кассу?».
Иными стали и проблемы, возникающие при их работе.
Ответы на многие вопросы, связанные с применением онлайн-касс, вы найдете в нашей рубрике «Онлайн-кассы ККТ ККМ».
На чем базируется знание порядка оформления кассовых документов
Изменения, внесенные в закон № 54-ФЗ законом № 290-ФЗ, не только отразились на требованиях к применяемой кассовой технике, но и привели к обновлению требований к формируемым этой техникой документам: кассовым чекам и БСО. При этом БСО стал документом, при оформлении которого должны применяться устройства, аналогичные онлайн-кассам. Соответственно, одинаковым оказался и перечень реквизитов для документов, формируемых новыми кассами (ст.
4. 7 закона № 54-ФЗ).
О том, что изменилось для БСО с появлением онлайн-касс, читайте в статье «Закон об онлайн-кассах — как применять БСО (нюансы)».
В операционной кассе оформляются 2 вида действий:
- Приходные с использованием приходного кассового ордера (ПКО) формы КО-1, к которому, по возможности, прилагаются документы, подтверждающие величину поступающей суммы. Отрывная часть ПКО (квитанция), содержащая подписи уполномоченных лиц и печать, передается вносителю.
- Расходные с использованием расходного кассового ордера (РКО) формы КО-2, к которому, как правило, прилагаются документы, подтверждающие величину выдаваемой суммы (платежные ведомости, служебные записки, копии приказов, чеки, квитанции). В РКО отражаются реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя. Если получение осуществляется по доверенности, то к РКО прилагается ее оригинал (если доверенность разовая) или копия (если доверенность не является однократной).
Формы ПКО и РКО установлены постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 и обязательны к применению в РФ при оформлении приходно-расходных операций. На каждую операцию оформляется свой отдельный документ.
Все ПКО и РКО, выписанные в течение дня, фиксируются в кассовой книге формы КО-4, в которой подводятся итоги работы за день (обороты по приходу и расходу) и выводится сумма остатка на конец дня.
ПКО, РКО и кассовая книга содержат отсылку к счетам бухучета, указание которых обязательно для фирм и необязательно для ИП, которые не должны вести бухучет (подп. 1 п. 2 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Дополнительно могут также заполняться такие формы кассовых документов, как журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов формы КО-3 и книга учета принятых и выданных другим кассирам денежных средств формы КО-5.
Порядок заполнения кассовых документов приведен в постановлении Госкомстата № 88 и указании Банка РФ № 3210-У.
О правилах заполнения кассовых ордеров читайте в материалах:
Кто осуществляет контроль за соблюдением кассовой дисциплины
Контролировать правильность действий по осуществлении кассовых операций должны все работники, связанные с их выполнением. Если в организации есть главный бухгалтер, то за контроль работы бухгалтерии и входящей в ее состав операционной кассы отвечает он. Общую ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель, а за деятельность ИП отвечает сам ИП.
Проверку кассовой дисциплины, которая может закончиться для проверяемого лица административным штрафом или последующей выездной проверкой, осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.03.1991 № 943-I).
Цели этой проверки заключаются в выявлении фактов:
- неполноты и несвоевременности оприходования выручки;
- превышения лимита расчетов наличными;
- превышения лимита остатка кассы;
- использования запрещенной, неисправной или не соответствующей установленным требованиям ККТ;
- невыдачи кассовых чеков или БСО;
- несоответствия фактических денежных остатков в кассе суммам, указанным в документах;
- выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки.
Как проводится проверка кассовой дисциплины
Проверка кассовой дисциплины в 2022-2023 годах проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н. В процессе проверки изучаются:
- Все документы, которые имеют отношение к оформлению кассовых операций.
- Отчеты фискальной памяти.
- Документы на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.
- Документы, связанные с приобретением, учетом и уничтожением БСО.
- Учетные регистры бухгалтерских или хозопераций.
- Приказ на лимит кассового остатка.
- Авансовые отчеты.
При этом проверяющим предоставляется неограниченный доступ к ККТ, в том числе к ее паролям и к наличным денежным средствам.
При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.
Отметим, что мораторий на проверки ККТ заканчивается 1 января 2024 г.
Как проверяет кассовую дисциплину банк, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Ответственность за ведение кассовых операций с нарушениями
Ответственность за нарушение кассовой дисциплины является административной. Сроки привлечения к ней (ст. 4.5 КоАП РФ):
- 2 месяца — за правонарушения, не связанные с ККТ;
- 1 год — за нарушения в работе с ККТ.
Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Под длящимся правонарушением следует понимать.
Подробнее о нюансах течения срока давности по штрафам за ККТ читайте в К+. Это можно сделать бесплатно.
Своевременно выявленное нарушение приведет к достаточно высоким штрафам, поскольку законом № 290-ФЗ с 2016 года штрафы за нарушение кассовой дисциплины, а точнее ответственность за неприменение ККТ, серьезно увеличены. Административная ответственность за неприменение ККТ влечет за собой:
- штраф для должностных лиц в размере от 25 до 50% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
- штраф для юрлиц в размере от 75 до 100% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП).
Если организация или ИП попадется вторично на неприменении ККТ, то в случае, когда сумма расчетов без применения ККТ составит (в том числе в совокупности) 1 млн руб. и более, это повлечет:
- дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;
- приостановление деятельности до 90 суток для ИП и организаций (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).
Ответственность за нарушения в ведении кассовой дисциплины в 2022 году в виде применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, применения контрольно-кассовой техники, используемой с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и перерегистрации предусматривается ответственность в виде:
- предупреждения или штрафа в размере от 1500 до 3 000 руб. для должностных лиц;
- предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. для юрлиц (ст. 14.5 КоАП РФ, п. 15 ст. 7 закона № 290-ФЗ).
Закон № 290-ФЗ внес и другие основания для привлечения к ответственности за нарушения в применении ККТ. Например:
- за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронном виде или за непередачу этих документов на бумажном носителе по требованию покупателя;
- введена ответственность фискальных операторов, изготовителей ККТ, экспертных организаций.
Но даже если в момент проведения проверки кассовой дисциплины ИНФС не сможет привлечь нарушителя к ответственности в виде административного штрафа (из-за истечения срока давности), радоваться не стоит. Обнаружение нарушений в применении ККТ послужит поводом для более пристального внимания к налогоплательщику и при выявлении еще каких-либо проблем в его работе может привести к досрочной выездной проверке. Однозначный интерес налоговиков вызовут неполнота и несвоевременность оприходования выручки, а также выявление несоответствий документальных и фактических остатков денег в кассе.
О том, как можно избежать ответственности за совершенное правонарушение или снизить размер штрафа, вы можете узнать из Готового решения от КонсультантПлюс. Переходите по ссылке и получите пробный доступ к К+ бесплатно.
Факт выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки может привести к доначислению НДФЛ с этих сумм (постановление президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12).
Итоги
Принятие наличной денежной выручки, как правило, обязывает ее получателя иметь кассовый аппарат, выдающий документ о принятии соответствующей суммы. В настоящее время обязательными для применения стали ККТ нового типа — онлайн-кассы. На них формируются не только кассовые чеки, но и БСО.
Соответственно, поменялись требования к новым ККМ и документам, выдаваемым ими.
В части документов, формируемых по операционной кассе, изменений в 2022-2023 годах нет. Как нет и перемен в инстанции, проверяющей состояние кассовой дисциплины (т. е. соблюдение правил работы с наличными деньгами), — ею остается ИФНС. Несмотря на ограниченность срока привлечения к ответственности за совершение нарушений при работе с кассой, выявление таких нарушений чревато последствиями в виде выездной налоговой проверки.
Сама же административная ответственность с 2016 года существенно увеличена: выросли размеры штрафов, расширены виды ответственности за неприменение ККТ, в связи с началом работы с кассовой техникой нового типа введены новые основания для привлечения к ответственности.