Установление в доме оборудования для инвалидов 2024

12 февраля вместе с Ларисой Лапиной, заместителем исполнительного директора Ассоциации управляющих организаций «Новое качество», в рамках онлайн-семинара мы обсудили новые правила доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД.

Эксперт рассказала, каким требованиям должны соответствовать указанные объекты и как управляющие компании участвуют в процессе обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД.

Почему эта тема важна для УО

Тема доступности жилых помещений и общего имущества МКД для инвалидов нова для управляющих организаций. А между тем, в ней нужно разобраться в ближайшее время – с 1 января этого года начались проверки на соблюдение требований к доступности жилого помещения и общего имущества МКД для инвалидов и требований по приспособлению жилого помещения с учётом потребностей инвалида.

Мы заранее настроили участников онлайн-семинара на интенсивную работу. Вначале обсудили законодательство, которое защищает права инвалидов в РФ. Рассмотрели, какие требования предъявляются к ОИ МКД, где живёт инвалид и каким требованиям должно соответствовать жилое помещение инвалида.

Рассказали, зачем нужна и как собрать межведомственную комиссию, кто может войти в её состав и каковы её полномочия.

Вместе мы разобрались в сложном вопросе, кто проводит обследования и проверку экономической целесообразности проведения реконструкции и капитального ремонта дома или части дома, в котором проживает инвалид. Участники онлайн-семинара узнали, что такое минимальный, оптимальный и максимальный перечень, из чего они складываются и на какие средства можно выполнить каждый перечень.

Лариса Лапина объяснила, почему управляющим организациям нужно перестать бояться и войти в состав межведомственной комиссии.

Что нужно знать из законодательства

25 сентября 2008 года Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. Этот документ говорит о необходимости полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества.

Доступность для инвалидов должна обеспечиваться в новых, строящихся объектах и в старых домах. При новом строительстве отдаётся предпочтение универсальному дизайну, который ещё называют инклюзивным. Это такой дизайн, который решает проблемы людей с инвалидностью разных видов.

Старые дома рекомендуется разумно приспосабливать для нужд инвалидов.

Основной закон, гарантирующий права инвалидов в России, в том числе право на доступную среду жизнедеятельности, – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Он определяет государственную политику в социальной области защиты инвалидов.

В связи с принятием конвенции в 2016 году вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ. Он внёс изменения в 25 нормативных актов, в том числе в № 181-ФЗ и в Жилищный кодекс РФ. Существенно расширил обязанности органов власти и органов местного самоуправления в части обеспечения вопросов доступности различных объектов для инвалидов.

На основании статей 12 и 15 Жилищного кодекса РФ были приняты Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД (ПП РФ от 09.07.2016 № 649). В этих Правилах представлен порядок обеспечения доступности и требования к жилому имуществу и общему имуществу МКД, в котором проживает инвалид.

  • проверка состояния и при необходимости восстановление оборудования, предназначенного для доступности помещений в МКД для инвалидов возлагается на организацию, которая управляет этим домом;
  • работы и услуги, которые могут повлиять на обеспечение условий доступности помещений для инвалидов должны выполняться с учётом обеспечения доступа для инвалидов в помещения общего пользования.

Таким образом расширился круг обязанностей управляющих организаций, в состав обязательных работ и услуг теперь включаются работы по надлежащему содержанию оборудования в МКД, предназначенного для обеспечения доступности для инвалидов помещений в МКД.

  • № 837/пр от 23.11.2016 – форма заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения и общего имущества МКД с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;
  • № 836/пр от 23.11.2016 – форма акта обследования жилого помещения и ОИ в МКД;
  • № 583/пр от 28.02.2017 – правила проверки экономической целесообразности или нецелесообразности проведения капитального ремонта или реконструкции дома или части дома, в котором живёт инвалид.

В конце декабря 2017 года в законодательстве, защищающем права инвалидов, произошли важные изменения. 29 декабря вышел Федеральный закон № 462-ФЗ, который внёс изменения в ст. 36 ЖК РФ: теперь приспособление общего имущества МКД для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям МКД допускается без решения ОСС, но только в случае, если средства собственников не были привлечены для этого.

Как обследуются помещения и составляется план мероприятий

  • приспособление жилого помещения инвалида и ОИ в МКД с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для него;
  • возможность их приспособления с учётом потребностей инвалида.

Обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и ОИ в МКД, в которых проживают инвалиды, с учётом их потребностей и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

  1. Рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, ОИ в МКД. Это технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы.
  2. Рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом.
  3. Проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, ОИ в МКД, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания.
  4. Проведение беседы с инвалидом, проживающим в жилом помещении, для выявления его потребностей по приспособлению жилого помещения.
  5. Оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и ОИ в МКД с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Обследования проводят на федеральном и региональном уровнях федеральная и региональная межведомственные комиссии соответственно, на муниципальном – муниципальная комиссия. Лариса Лапина подробно рассказала о работе каждой из них.

Что является результатом проверки

Результатом работы комиссий становится акт обследования.

Если комиссия делает вывод о технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и ОИ в МКД, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, в акте отображается перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в МКД.

Рекомендация  Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров работ услуг для обеспечения государственных

Перечень мероприятий бывает трёх видов: минимальный, оптимальный и максимальный. На онлайн-семинаре Лариса Лапина рассказала, что из себя представляет каждый из них.

Мы обсудили порядок проведения проверки экономической целесообразности реконструкции и капремонта, расчёт потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения, на проведение реконструкции и (или) капремонта, форму заключения комиссии о возможности приспособления жилого помещения или ОИ в МКД и обеспечения условий их доступности.

Чтобы разобраться, на что в первую очередь обратить внимание, кто будет платить штраф, если будут выявлены нарушения, какие есть требования по приспособлению жилого помещения с учётом потребностей инвалида, смотрите видеозапись онлайн-семинара.

Кто платит за установку и содержание пандусов для инвалидов в МКД

Минстрой России опубликовал инструкцию, как маломобильным гражданам добиться установки в доме пандуса или подъёмника. Читайте, какие НПА регулируют такие работы, нужно ли согласие общего собрания собственников на монтаж оборудования в многоквартирном доме и кто в дальнейшем отвечает за его содержание.

Решение об установке пандуса принимают органы соцзащиты, а установка проводится за счёт бюджета

С 2008 года в России действует конвенция о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. В документе прописана необходимость полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества, в том числе за счёт обеспечения доступа в здания и помещения. Гарантии прав инвалидов в России зафиксированы в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ, который определяет государственную политику в этой сфере.

Минстрой России в одном из своих разъяснений рассказал о том, как жителям дома добиться реализации этих документов на практике – установить пандус для маломобильных людей. Ведомство указало, что нужно подать заявление в органы социальной защиты по месту жительства или регистрации инвалида или его представителя.

  • документы, подтверждающие право собственности на жилую площадь;
  • справку об инвалидности;
  • копию паспорта;
  • при наличии инвалидности у ребёнка — свидетельство о рождении;
  • справку о составе семьи.

После рассмотрения обращения орган соцзащиты должен направить в дом специальную комиссию, которая составит заключение о том, возможно ли переоборудовать помещение с учётом потребностей маломобильного человека. В течение 10 дней заключение направят главе муниципалитета, а автор заявления получит копию.

Монтаж пандуса для инвалидов в МКД не требует согласия ОСС, если жители дома не платят за такие работы

Жители не всегда согласны с реализацией в их МКД норм законодательства в отношении защиты прав инвалидов, в частности, на установку и содержание специального оборудования.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ, «приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям» согласно требованиям ч. 3 ст. 15 ЖК РФ допускается без решения общего собрания собственников помещений.

Сделать это можно в случае, если такие работы проводятся без привлечения денег собственников.

За содержание пандусов и подъёмников для инвалидов платят все собственники помещений в МКД

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил № 491, установленные в доме пандусы и подъёмники являются общим имуществом собственников. Жители дома несут бремя его содержания и ремонта. Но из-за того, что таким оборудованием пользуется ограниченное количество человек, а расходы несут все владельцы помещений, жители МКД иногда выступают против его установки или требуют его демонтировать.

Также они отказываются включать элементы в состав общего имущества дома.

В марте 2020 года в Госдуму России был внесён законопроект № 916612-7, которым авторы предложили внести изменения в Жилищный кодекс РФ – прописать, что мероприятия по обеспечению доступности жилых помещений инвалидам финансируется местным властям из бюджета. Жители дома не должны нести расходы на содержание имущества, по установке которого они не принимали решений. Инициатива не нашла поддержки в Госдуме РФ: законопроект был отклонён во втором чтении.

За состояние подъёмников для инвалидов в МКД отвечают управляющие домами организации

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД утверждены постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, которым внесены изменения в Правила № 491 и Минимальный перечень № 290.

Согласно разд. 3 Минимального перечня № 290, УО и ТСЖ обязаны проводить проверку состояния пандусов и подъёмников для инвалидов, установленных в доме, и при необходимости их ремонтировать.

Таким образом, для установки в доме оборудования для инвалидов без привлечения средств собственников, не нужно получать одобрение ОСС. После монтажа платить за его содержание и ремонт обязаны все владельцы помещений в составе размера платы за жилое помещение, что должны учитывать УО и ТСЖ при утверждении перечня работ и услуг и расчёте их стоимости.

Согласно Федеральному закону от 18.07.2019 № 180-ФЗ, ГЖИ вправе привлекать должностных и юрлиц к ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ за отсутствующие или находящиеся в плохом состоянии пандусы и перила в многоквартирных домах (ст. 23.55 КоАП РФ).

За уклонение от исполнения данных требований руководитель УО может получить штраф от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, а юрлицо – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

Больше информации – в материалах онлайн-семинара

  • как проходит проверку экономической целесообразности реконструкции и капремонта дома для этих целей;
  • по какой форме комиссия даёт заключение о возможности приспособить жилое помещение или общее имущество дома для маломобильных жителей;
  • кто заплатит штраф за нарушения требований по обеспечению доступа инвалидов;
  • и другие вопросы.

Материалы с онлайн-семинара, в том числе видеозапись трансляции, размещены под отчётной статьёй.

Постановление Правительства РФ от 9 июля 2016 г. N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (с изменениями и дополнениями)

На основании статей 12 и 15 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Рекомендация  Ответственность школьных педагогов при проведении внешкольных мероприятий 2024

1. Утвердить прилагаемые:

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить:

а) форму акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;

б) правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;

в) форму решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;

г) формы заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. N 649)

С изменениями и дополнениями от:

10 февраля 2020 г.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

2. Настоящие Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее — жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее — многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

3. Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают:

в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений (далее — уполномоченный федеральный орган);

в отношении иных жилых помещений инвалидов — орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).

II. Обеспечение условий доступности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов

4. Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее — обследование), в том числе ограничений, вызванных:

а) стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения;

б) стойкими расстройствами функции слуха, сопряженными с необходимостью использования вспомогательных средств;

в) стойкими расстройствами функции зрения, сопряженными с необходимостью использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств;

г) задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека.

5. Обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее — план мероприятий) и включает в себя:

а) рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы);

Информация об изменениях:

Подпункт «б» изменен с 1 июля 2020 г. — Постановление Правительства России от 10 февраля 2020 г. N 114

б) рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом. Уполномоченный федеральный орган (уполномоченный орган) в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации сведения, подтверждающие факт установления инвалидности. Межведомственный запрос направляется указанными уполномоченными органами в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Указанные сведения предоставляются Пенсионным фондом Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса. Гражданин, признанный инвалидом (семья, имеющая ребенка-инвалида), вправе по собственной инициативе представить в указанные уполномоченные органы в качестве сведений, подтверждающих факт установления инвалидности, документы о признании гражданина (ребенка) инвалидом, в том числе выписку из акта медико-социальной экспертизы гражданина (ребенка), признанного инвалидом;

в) проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания;

г) проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения;

Рекомендация  Сроки расчета с работником при увольнении 2024

д) оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

6. Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, осуществляется федеральной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (далее — федеральная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным уполномоченным федеральным органом.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда субъекта Российской Федерации, осуществляется региональной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой уполномоченным органом (далее — региональная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее — муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

7. В состав федеральной комиссии включаются представители:

а) уполномоченного федерального органа;

б) органов государственного жилищного надзора;

В 2024 году в ЗАО установят 29 платформ для маломобильных граждан

В Ново-Переделкине установят семь подъемных платформ, в Крылатском и Раменках – по четыре, в районах Тропарево-Никулино, Кунцево и Можайский – по три, в Филях-Давыдкове – две, в районах Очаково-Матвеевское, Филевский Парк и Солнцево – по одной.

«В первом квартале этого года в Ново-Переделкине, Филях-Давыдкове и Солнцеве уже установлено шесть подъемных платформ – пять вертикальных и одна наклонная. В настоящее время начаты работы по монтажу еще четырех подъемников – двух наклонных и двух вертикальных. После завершения обследования и проектирования планируется установка платформ еще в 19 подъездах», – рассказал заместитель руководителя Департамента капитального ремонта города Москвы Евгений Адамов.

Дома новой застройки уже приспособлены для маломобильных горожан, а в старых зданиях чаще всего есть лестницы, ведущие от входа в подъезд к лифту. Для инвалидов-колясочников они являются непреодолимым препятствием, а платформы дают возможность подняться или спуститься без посторонней помощи, то есть обеспечивают человеку совершенно другое качество жизни. Это и возможность работать, и посещение различных мероприятий, и прогулки.

При необходимости такими подъемниками могут воспользоваться и другие маломобильные граждане.

Техническую возможность установки платформы определяют межведомственные комиссии, которые созданы в каждом округе столицы. После этого начинается этап проектирования, в процессе которого определяется тип платформы, с учётом действующих ГОСТов, регламентов, строительных норм и правил. Проекты в обязательном порядке проходят государственную экспертизу, которая подтверждает правильность принятых технических решений.

«Если позволяют условия, приоритет отдается вертикальным подъемным платформам, более удобным в использовании. Такие платформы – это своего рода мини-лифт, позволяющий подниматься на высоту до четырех метров.

При отсутствии пространства для установки вертикальной платформы монтируется подъемник наклонного типа. Эта конструкция размещается на стене параллельно лестничному маршу. Она компактна и в сложенном виде не мешает другим людям.

Сам процесс подъема или спуска проходит достаточно быстро и не создает неудобств соседям», – отметил Евгений Адамов.

При технической возможности устраиваются еще и отдельные входы в подъезд с пандусом. Это удобно как для человека на коляске, так и для других жителей.

При установке подъемных платформ проводятся и другие работы по созданию безбарьерной среды: это пандусы и поручни на входе в подъезд, а также двери с доводчиками, которые инвалид может открыть дистанционно. Процесс спуска и подъема для безопасности удаленно контролируется диспетчером. Кроме того, благодаря этому исключается возможность использования платформы не по назначению.

«Чтобы в подъезде дома для инвалида-колясочника установили подъемную платформу, нужно подать заявление в органы социальной защиты по месту жительства. Не требуется никаких документов, кроме постоянной регистрации в Москве и врачебной рекомендации об использовании кресла-коляски. В действующем Жилищном кодексе России оговаривается, что для установки подъемной платформы не требуется ни собрание, ни решение собственников помещений в многоквартирном доме», – добавил Е.Адамов.

В ЗАО с 2015 по 2022 год было установлено 135 подъемных платформ для инвалидов-колясочников, в том числе 64 наклонных и 71 вертикальная. В Ново-Переделкине смонтировали 35 платформ, в Солнцеве – 32, в Раменках и Тропареве-Никулине – по 17, в Крылатском – девять, в Кунцеве – восемь, в Можайском районе и Очакове-Матвеевском – по шесть, в Дорогомилове – две, в районах Проспект Вернадского, Филевский Парк и Фили‑Давыдково – по одной.