Верховный суд отменил штраф за отсутствие урн возле подъездов МКД
Источник фото: https://www.pexels.com/ Как уже, наверное, многие убеждались и не раз, что зачастую муниципальные Правила благоустройства идут вразрез с федеральными нормами закона, а то и прямо им противоречат. И самое интересное, что и суды часто идут на поводу у органов муниципального самоуправления (ОМСУ), также основывая свои решения только на муниципальных правовых актах, забывая о юридической силе нормативно-правовых актов и не находя противоречий между ними (или просто не ищут их?) В этой статье мы рассмотрим дело о привлечении управляющей организации (УО) города Твери к административной ответственности по закону субъекта РФ за нарушение Правил благоустройства муниципального образования (МО), которое дошло до Верховного суда РФ. Поначалу, увидев в новостных лентах об этом решении Верховного суда, я порадовалась, что есть положительные сдвиги в практике привлечение к административной ответственности, что суды стали вставать на сторону управляющих организаций. Однако на деле оказалось все совсем не так. Суды не признавали УО невиновной (было бы чудом, не так ли?), а просто прекратили дело за малозначительностью, отменив штраф.
Обычная практика судов, чтоб уж не казалось народу, что все привлекаемые 100% виновны всегда, но не в пользу управляющих организаций все равно. Один плюс — штрафа не будет, но вину УО все равно суды признали, «подсластив пилюлю» малозначительностью. Административная комиссия города Твери провела проверку в отношении управляющей организации и обнаружила нарушения: графические изображения на фасадах домов и отсутствие урн возле подъездов, за что и вынесла постановление о привлечении УО к административной ответственности на основании областного закона об административных правонарушениях. Управляющая организация не согласилась с этим и обжаловала постановление комиссии в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции признал нарушения, вмененные управляющей организации, малозначительными. При этом обоснованием обязанности установки урн возле подъездов МКД суд посчитал все те же Правила благоустройства. В Правилах имеется пункт, согласно которому у подъездов МКД должны быть установлены урны для мусора (с согласия собственников).
Однако собственники спорного дома на своем общем собрании в начале 2019 года приняли решение об отказе установки урн возле подъездов, которое УО и исполнила в дальнейшем, что как раз и послужило основанием для штрафа. В результате суд установил вину УО только в отношении исписанного фасада МКД, что и послужило основанием считать данное правонарушение малозначительным, не представляющим общественной опасности и не причинившим никому вреда. Самое интересное, что обжаловали решение обе стороны. УО считала, что отсутствует ее вина вообще по двум составам правонарушений, а административный орган был недоволен прекращением производства и исключением одного из составов (об урнах), в которых суд не усмотрел вины УО.
В Постановлении Четырнадцатого апелляционного арбитражного суда от 02 октября 2019 года г. по делу № А66-9606/2019 суд практически продублировал полностью все решение суда первой инстанции. Однако посчитал неверным вывод суда об отсутствии состава правонарушения по урнам. Независимо от решения собственников УО должна была выполнить Правила благоустройства и урны установить. За чей только счет?
Ведь федеральными нормами жилищного законодательства РФ говорится об обязательном финансировании приобретения какого-либо общего имущества МКД, а также его содержания. Не за собственный же счет УО это должно быть сделано. Но ни одной ссылки на федеральные нормы закона в решениях суда нет. Административная комиссия обжаловала постановление апелляционной инстанции, в результате ВС РФ вынес отказное Определение от 9 декабря 2019 г. № 307-ЭС19-22574: «..
.Переоценка выводов судов о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит. При изложенных обстоятельствах доводы административного органа о неверном применении судом апелляционной инстанции нормы части 2 статьи 4.4 КоАП РФ о назначении наказания правового значения не имеют. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено».
Однако управляющая организация также обжаловала апелляционное постановление, 05 февраля 2020 года жалоба оставлена без удовлетворения, что неудивительно после выводов ВС РФ по делу. Постановление 13 АСС от 17 декабря 2013 г. по делу № А21-6855/2013: вменялось также нарушение Правил благоустройства, правда, кроме урн, нарушений было несколько. УО оштрафована на 50 тыс. рублей, суды признали вину УО. Постановление 13 ААС от 23 декабря 2014 г. по делу № А21-6040/2014: также вменялось отсутствие урн у многоквартирных домов, суды 2х инстанций признали УО виновной. Таким образом, независимо от того, что решили собственники МКД насчет урн возле своих подъездов, управляющие организации обязаны их там установить (при отсутствии) и содержать, если это закреплено в Правилах благоустройства муниципалитета.
Иначе ожидайте проверок административных комиссий и наложения штрафов за их отсутствие. Не все суды считают правонарушения УО малозначительными. Вернее, очень редко они так считают. А выкладывать несколько десятков тысяч рублей штрафов намного дороже, чем поставить урны возле подъездов МКД под Вашим управлением.
С уважением, Снежана Соболевская. Компания «Бурмистр.ру» разработала сервис « Тестирование ». Здесь любой тест можно пройти без учета времени и после ответа пользователь может сразу проверить, правильно ли он ответил, а также посмотреть норму законодательства, откуда взят ответ. Это позволит не бездумно выучить ответы, а вдумчиво подготовиться и значительно расширить или «обновить» свои знания.
На каком расстоянии от окон МКД можно устанавливать скамейки и урны
Собственница квартиры в МКД неоднократно обращалась в организацию с досудебными жалобами на то, что скамейка и урна установлены почти вплотную к стене дома, их разделяет всего 7 см. Компания на жалобы не реагировала, поэтому владелица помещения пошла в суд.
Установленные не по нормативу скамья и урна нарушали права жителей МКД
Суд определил, что осенью 2017 года в рамках реализации муниципальной программы по формированию современной городской среды муниципальное казённое учреждение «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» выполнило работы по благоустройству придомовой территории. Подрядчик установил во дворе у подъездов скамьи с урнами.
- действующим строительным нормам и правилам СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»,
- дизайн-проекту «Городская среда».
Жильцы квартир на первых этажах вынуждены держать окна зашторенными и, из-за шума и запахов, доносящихся от отдыхающих на скамейках, не могут открывать их в тёплое время года.
Скамьи и урны – часть общедомового имущества
Исходя из свидетельских показаний, при осуществлении работ по благоустройству дворовой территории перенос скамеек никто не согласовывал с жителями дома. Между тем, скамейка с урной, установленные рядом с подъездом, примыкающие к стене дома, относятся к элементам благоустройства придомового земельного участка, который находится в общедолевой собственности владельцев помещений МКД.
Суд отметил: изначально решение об установке элементов благоустройства должно было принять общее собрание, согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. В рассматриваемом деле этого не сделано.
Общедомовое имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства
В проекте жилой застройки следует предусматривать площадки для досуга взрослых граждан, это сказано в п. 2.13 СНиП 2.07.01-89. Там же прописано, что при удельном размере 0.1 кв.м такие площадки располагаются на расстоянии 10 м до окон жилых и общественных зданий.
Настоящие нормы и правила относятся к проектированию новых и реконструкции существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке. Действие этого СНиПа не распространяется на случаи, когда объект установлен по проекту при строительстве здания и входит в состав общедомового имущества. При этом, действие таких норм и правил в силу закона обязаны исполнять собственники общего имущества МКД.
- надёжность и безопасность многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья людей, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, земельным участком под домом;
- соблюдение прав и интересов собственников помещений и иных лиц (п. 10 Правил № 491).
Необходимо соблюдать нормативы размещения скамеек у дома
- 12 м для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- 10 м для отдыха взрослого населения;
- 10–40 м для занятий физкультурой, расстояние зависит от уровня шума;
- 20 м для хозяйственных целей;
- 40 м для выгула собак;
- 11.34 м для стоянки автомобилей.
Как видим, в рассматриваемом случае эти нормативы не были соблюдены, урны и скамейки были расположены на расстоянии 7 сантиметров от дома.
Что решил суд
Исходя из всего вышеперечисленного, суд установил факт нарушения прав жительницы дома как собственника жилого помещения и полностью удовлетворил исковые требования к организации.
Компанию обязали демонтировать спорные скамью и урну и возместить собственнице расходы по оплате госпошлины и почтовые расходы.
УО и благоустройство дворовой территории
Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.
Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.
Земельный участок в составе общего имущества
Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.
Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.
Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.
Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (
Кто отвечает за благоустройство придомовой территории
- убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
- собирает и вывозит ТКО и ТБО,
- ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.
Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.
Благоустройство дворовой территории
- нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
- не хватает парковочных мест,
- не настроено освещение,
- не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
- не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
- климатический дискомфорт.
Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.
Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.
Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.
Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками.
Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.
- у входа в дом (5–7 метров),
- на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
- у проездов (7 метров).
Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.
- урны,
- информационный стенд,
- живая изгородь,
- мягкие покрытия,
- места для сидения,
- навес,
- настольные игры,
- тематические игровые комплексы,
- элементы для активных игр и т.д.
Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.
Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.
На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.
Экологизация городского пространства
Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.
- шума и ветра,
- солнца,
- выхлопных газов.
Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.
Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.
- вначале определяется тип двора,
- проводится зонирование площадки,
- вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
- совместно разрабатывается и утверждается проект,
- проект реализуется также совместными силами.
Установка урн на земельном участке МКД
На сформированном земельном участке МКД работы по установке урн выполняются через общее собрание собственников помещений или все же это обязанность управляющей компании?
Ответ:
Управляющая организация обязана установить урны на придомовой территории (сформированном земельном участке МКД) по решению общего собрания во исполнении действующего санитарного законодательства и договора управления МКД.
Региональным законодательством может быть предусмотрена прямая обязанность по установке урн на территории МКД. В таком случае решение общего собрания не требуется.
Обоснование:
Согласно требованиям федерального законодательства на территориях общего пользования населенных пунктов (в том числе на придомовых территориях) владельцами (собственниками) этих территорий должны быть установлены урны, расстояние между которыми — не более 100 м (п. 29 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий).
Таким образом, санитарное законодательство закрепляет за собственниками территорий (в том числе придомовых) обязанность по установке урн.
Следует отменить, что управляющая организация (далее — УО) обязана выполнять те виды работ, которые (пп.»д» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416):
- указаны в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее — Минимальный перечень);
- предусмотрены договором управления многоквартирным домом (далее — МКД).
К обязательным видам работ по содержанию придомовой территории относятся среди прочего (п.24 Минимального перечня):
- очистка от мусора урн, установленных возле подъездов МКД;
- их промывка.
При этом установка мусорных урн не является закрепленной жилищным законодательством обязанностью УО, так как такая обязанность не входит в Минимальный перечень.
Вместе с тем, по договору управления МКД УО в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, исполняя тем самым обязанности собственников помещений в МКД (ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ)).
Следовательно, если на придомовой территории МКД (сформированном земельном участке МКД) не установлены урны, то УО во исполнении действующего санитарного законодательства и договора управления МКД необходимо инициировать общее собрание собственников помещений в МКД для принятия решения по установке урн (ч. 2 ст. 44, ч. 2 ст.
162 ЖК РФ).
За отсутствие урн на придомовой территории МКД (сформированном земельном участке МКД) УО может быть привлечена к ответственности в виде штрафа (ст. 6.4 КоАП РФ), если не докажет, что предприняла все меры по надлежащему исполнению договора управления МКД и действующего санитарного законодательства (инициировала общее собрание собственников помещений по вопросу установки урн).
Также обращаем внимание, что региональным законодательством может быть прямо урегулирован вопрос установки урн на придомовой территории МКД (сформированном земельном участке МКД). Например, пп. «а» п. 3.10.11 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа «Город Калининград», установленных Решением городского Совета депутатов города Калининграда Калининградской области N 346 от 24.12.2008, закреплена прямая обязанность УО по установке урн около подъездов МКД.
В таком случае решение общего собрания для установки урн не требуется.
Дополнительно сообщаем, что установка урн для мусора выполняется в рамках текущего ремонта (абзац десятый п. 6.1 ГОСТ Р 56195-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования).
Поскольку данный вид работ не входит в установленный договором управления МКД перечень работ по содержанию и ремонту дома, то плата за установку урн выставляется жителям дома дополнительно.
Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Эксперт Качалина Мария Александровна
Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.
Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.