1. Государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в гражданском процессе не только посредством возбуждения дел, но и в форме дачи заключения. Законодательством предусматривается немало примеров того, когда необходимо заключение государственных органов или органов местного самоуправления. Типичным примером является привлечение органов опеки и попечительства для дачи заключения. Так, например, если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (п. 2 ст.
37, п. 4 ст. 292 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» ). Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных . Обязательно участие органов опеки и попечительства по делам об усыновлении, по другим делам, затрагивающим интересы несовершеннолетних детей либо недееспособных граждан, и т.п.
Основанием для привлечения органов опеки и попечительства к рассмотрению спора, связанного с воспитанием ребенка, служит определение суда, которым в обязанность этих органов вменяется дача заключения по делу. Если суд сочтет необходимым ограничить представление такого заключения определенным сроком, то этот срок должен быть определен. В случаях, когда иск предъявляется органами опеки и попечительства, они одновременно по собственной инициативе приобщают к исковому заявлению такое заключение.
Когда же его нет, суд, принимая исковое заявление, дает этим органам соответствующее поручение.
Подп. «е» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
2. Участие указанных в комментируемой статье лиц в форме дачи заключения возможно:
— по их собственной инициативе;
— по инициативе лиц, участвующих в деле;
— по инициативе суда.
Участие по своей инициативе и по инициативе лиц, участвующих в деле, допускается в случаях, прямо предусмотренных законом. Суд по своей инициативе может привлечь к участию названных лиц по любым категориям дел. Лица, участвующие в деле, могут лишь ходатайствовать перед судом об этом.
В некоторых случаях суд обязан привлечь к участию в деле соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления.
3. Заключение государственных и муниципальных органов относится к числу доказательств по делу и оценивается судом наравне с другими доказательствами. Однако, если суд сочтет его неубедительным, не согласится с выводами этих органов, он должен мотивировать свой отказ в решении по делу.
4. В соответствии со ст. 189 ГПК РФ представителю государственного органа или органа местного самоуправления, участвующему в процессе, после исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения.
Статья 47 ГПК РФ (действующая редакция). Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу
1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.
Комментарий к Ст. 47 ГПК РФ
1. Анализ правил ст. 47 показывает, что:
а) они применяются лишь в тех случаях, когда речь идет о госорганах и органах МСУ;
б) они исходят из того, что госорганы и органы МСУ:
вправе (по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле) вступить в процесс после начала рассмотрения дела по существу (см. коммент. к ст. 160, 172 ГПК). В последующих стадиях процесса (после дачи заключения) участие в деле также возможно (вплоть до вынесения решения судом первой инстанции);
могут быть привлечены к участию в деле по определению суда (см. коммент. к ст. 169);
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
в) участие этих органов возможно, если:
это прямо предусмотрено в законе (например, ст. 70 СК обязывает органы опеки и попечительства участвовать в делах о лишении родительских прав; ст. 73 СК — в делах об ограничении родительских прав);
это связано с осуществлением возложенных на них обязанностей (например, по охране природы, по опеке и попечительству);
это необходимо для защиты прав граждан (например, на охрану здоровья, на образование, родительских прав);
это вызвано интересами государства (например, в спорах о земле, по авторским делам, в налоговых спорах).
В новом ГПК нет правил, которые были предусмотрены в ст. 182 ГПК 1964 г. (о праве суда получить заключение этих органов по делу. Оно подавалось в письменной форме и оглашалось в зале судебного заседания), однако это возможно в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
2. О реализации прав, предоставленных органам, организациям и гражданам нормами ст. 47, см. также коммент. к ст. 4, 35, 165, 166, 173, 174, 181, 183, 187, 190 ГПК.
О судебной практике см. п. 20 Постановления от 02.07.09.
Альтернативный комментарий к ст.47 ГПК
Статьей 47 ГПК РФ установлено участие государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу в целях защиты интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Самым распространенным случаем участия таких органов является участие органов опеки в делах, касающихся прав и законных интересов несовершеннолетних, что предусмотрено Семейным кодексом РФ. Кроме того, органы опеки и попечительства участвуют в делах об усыновлении (статья 273 ГПК РФ), в делах об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (статья 284 ГПК РФ), в делах об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (статья 288 ГПК РФ).
Участие государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения допускается:
- по ходатайству лиц, участвующих в деле;
- по ходатайству этих органов;
- по инициативе суда.
Суд разрешает вопрос о привлечении соответствующих органов для дачи заключения по делу определением. Обычным случаем является решение этого вопроса в определении о подготовке по делу (статья 147 ГПК РФ).
Слово для заключения, в соответствии со статьей 189 ГПК РФ после исследования доказательств по делу, перед судебными прениями. Заключение может быть дано устно или оформлено в письменной форме. В случае письменного заключения оно оглашается представителем соответствующего органа и приобщается судом к материалам дела.
Заключения государственных и муниципальных органов закон относит к числу доказательств. Соответственно заключения, как и другие доказательства не имеют для суда какой-то особенной силы, оценивается наравне с другими доказательствами по делу. Как правило, решение суда всегда совпадает с заключениями, в этом случае в решении просто делается ссылка на существо заключения.
Если суд примет решение, не совпадающее с заключением, он должен мотивировать свою позицию, указав, почему не принимает заключение.
Статья 47 ГПК РФ (последняя редакция с комментариями). Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу
1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.
Комментарий к Статье 47 Гражданского процессуального кодекса
Комментируемая статья предусматривает порядок участия в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК РФ.
Заключение представляется в письменной форме и оглашается в судебном заседании. Заключение может быть представлено в суд до удаления суда в совещательную комнату.
Согласно разъяснениям, данным в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», «уполномоченные органы, осуществляющие возложенные на них обязанности по защите прав и охраняемых законом интересов потребителей, и органы местного самоуправления до принятия судом решения по делу могут вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, а также привлекаются к участию в деле судом в качестве уполномоченных органов, вступающих в процесс в целях дачи заключения по делу (статьи 34, 47 ГПК РФ). В данном случае привлечение указанных органов в процесс в качестве третьих лиц не допускается.
Заключение указанных органов (статьи 35, 47 ГПК РФ) может быть дано как в устной, так и в письменной форме. Такое заключение доказательством по делу не является, однако в мотивировочной части решения суд высказывает суждение по этому заключению» .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.
В Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г.), указано, что «органы опеки и попечительства, участвующие в деле в качестве органа, дающего заключения по делу, нередко привлекаются судами в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)
Представляется, что такая практика является неправильной по следующим основаниям. В указанном случае в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора. Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы.
При этом процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными» .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 7.
Глава 5. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ
Статья 47 Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу
Статья 47 ГПК РФ, действующая редакция гражданского процессуального кодекса на 2024 год с комментариями
1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.
Комментарий к статье.
Комментируемая статья предусматривает порядок участия в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК РФ.
Заключение представляется в письменной форме и оглашается в судебном заседании. Заключение может быть представлено в суд до удаления суда в совещательную комнату.
Согласно разъяснениям, данным в п. 27Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», «уполномоченные органы, осуществляющие возложенные на них обязанности по защите прав и охраняемых законом интересов потребителей, и органы местного самоуправления до принятия судом решения по делу могут вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, а также привлекаются к участию в деле судом в качестве уполномоченных органов, вступающих в процесс в целях дачи заключения по делу (статьи 34, 47 ГПК РФ). В данном случае привлечение указанных органов в процесс в качестве третьих лиц не допускается.
Заключение указанных органов (статьи 35, 47 ГПК РФ) может быть дано как в устной, так и в письменной форме. Такое заключение доказательством по делу не является, однако в мотивировочной части решения суд высказывает суждение по этому заключению» .
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.
В Обзорепрактики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г.), указано, что «органы опеки и попечительства, участвующие в деле в качестве органа, дающего заключения по делу, нередко привлекаются судами в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представляется, что такая практика является неправильной по следующим основаниям. В указанном случае в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора.
Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы. При этом процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными» .
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 7.