1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Комментарии к ст. 4.2 КОАП РФ
1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения.
2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.
3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.
4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой статьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение — это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик.
Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.
5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п.
Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.
6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8).
7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.
8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними в соответствии со ст.
28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.
9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.
10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).
Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
- Статья 4.1.2. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям
- Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
1. До момента привлечения лица к административной ответственности основополагающей гарантией выступает выявление обстоятельств, смягчающих ответственность за данное конкретное административное правонарушение с учетом степени общественной опасности.
Важным признаком является раскаяние лица, совершившего правонарушение, что характеризует негативную оценку им факта правонарушения и причиненного вреда. При этом раскаяние лица под воздействием мер какого-либо морального или физического воздействия, принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.
Кроме основополагающего признака раскаяния к смягчающим обстоятельствам КоАП РФ относит и предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Результатом анализа перечисленных обстоятельств является наличие доброй воли лица в предотвращении причинения вредных последствий или возмещения, устранения общественно опасных последствий, это означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.
В данной ситуации применяется вариант признания лица виновным ввиду отсутствия события и состава административного проступка, что исключает производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к п. п. 1, 2 ст. 24.5 КоАП РФ).
Состояние сильного душевного волнения, то есть аффект, либо стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств учитывается только в отношении лиц, признанных вменяемыми. В том же случае, если речь идет о невменяемости, слабоумии или ином болезненном состоянии, применяются положения действующего законодательства в виде обстоятельств, исключающих административную ответственность (см. комментарий к статье 2.8 КоАП РФ). Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства.
В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.
Перечень смягчающих обстоятельств фигурирует и, например, в ст. 112 Налогового кодекса РФ, где с п. 3 п. 1 ст. 4.2 КоАП РФ корреспондирует только в совершении правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а остальные не совпадают с перечнем ст.
4.2 КоАП РФ. Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами по общему правилу понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является совершение административного правонарушения.
Так как несовершеннолетний, совершивший административный проступок, в целом не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния либо действовал под влиянием других лиц и т.д., оно классифицируется в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (см. комментарий к статье 2.3 КоАП РФ). К несовершеннолетним возможно применение специфических административных мер воспитательного воздействия, не связанных с административным наказанием, в рамках действия Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». К мерам воспитательного воздействия относятся: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает половины минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, или общественной организации с их согласия и др.
В отношении рассмотрения административного правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности, которые не всегда позволяют в необходимом объеме предвидеть общественную опасность или степень вреда, причиняемого совершением соответствующего проступка. Важным моментом является определение категории «малолетний ребенок», которая регулируется, в частности, статьей 28 Гражданского кодекса РФ, к ней относятся несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (малолетние).
2. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, так как судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о проступке, могут по собственному усмотрению решить вопрос о наличии смягчающих обстоятельств, не указанных в комментируемой статье или в законах субъектов Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, и установив, что являясь владельцем постоянной зоны таможенного контроля (ПЗТК), общество представило в таможенный орган отчет по форме ДО-1, в котором количество ввезенного товара (460 штук шин новых) не совпадает с количеством грузовых мест товара (230 грузовых мест), руководствуясь положениями статей 27, 95, 168 Таможенного кодекса Таможенного союза, положениями Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Порядком представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах», утвержденным приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688, положениями статей 1.5, 2.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 4.6, 16.15 КоАП РФ, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Манакову А.С. с учетом обстоятельств совершения правонарушения, данных о личности, имущественного и семейного положения, положений статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 12.26 названного Кодекса, поэтому оснований для снижения назначенного наказания не имеется.
Административное наказание назначено ООО «СВС-СЕРВИС» с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 12.21.1 названного Кодекса.
Данных о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, не установлено, оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, оснований для освобождения арбитражного управляющего от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения не имеется. При этом в соответствии с положениями статей 4.1, 4.2 КоАП РФ арбитражному управляющему назначено наименее строгое из наказаний, предусмотренных санкцией нормы части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Аникину А.Е. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 12.27 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.12.2016, принятым в порядке упрощенного производства, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017, размер назначенного штрафа, с учетом положений части 2 статьи 4.1, статьи 4.2 КоАП РФ, снижен до 20 000 рублей; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Вместе с тем, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам совершенного обществом правонарушения и наказанию, подлежащему применению. То обстоятельство, что назначенный обществу административный штраф был рассчитан исходя из алгоритма, установленного примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ с учетом наличия смягчающего обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, не свидетельствует о невозможности применения судом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в целях установления той меры наказания, которая, не утрачивая своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности — законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности наказания. Учитывая, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было прекращено в связи с добровольным устранением обществом допущенных нарушений и предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства обществу не выдавалось, суды пришли к выводу о наличии в данном случае возможности применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в том числе, предусмотренных пунктами 1, 7 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, равно как и данные о личности и имущественном положении лица, привлеченного к ответственности, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, на что прямо указано в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5. Такие обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания. Должностным лицом при назначении наказания требования этих норм соблюдены.
Административное наказание назначено Киселеву В.А. с учетом требований статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции части 1 статьи 12.26 указанного Кодекса.
Постановление о привлечении Киселева В.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 4.1, 4.2, 4.5, 14.1 КоАП РФ, статьями 11.2, 12 Закона о частной охранной деятельности, статьями 2, 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», пунктом 2 (1) «г» Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498, суды нашли, что в действиях ООО «Альфа-Дефт» имеется состав вменяемого административного правонарушения. Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 2.9, 4.1, 4.2, 4.5, 7.23 КоАП РФ, статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 6, 8, 14, 17, 31, 149 Правил предоставления коммунальных услуг, пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», суды нашли, что в действиях общества имеется состав вмененного административного правонарушения, административным органом соблюдены срок давности и процедура привлечения к административной ответственности, административное наказание назначено с соблюдением установленного порядка в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность согласно КоАП РФ
Статья 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает перечень обстоятельств, которые могут смягчить административную ответственность. Данный перечень предусматривает возможность учета некоторых объективных и субъективных факторов, способных повлиять на характер и меру наказания, а также устанавливает порядок применения этих обстоятельств.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут быть различными и зависят от характера совершенного правонарушения. Они могут связываться с личностью нарушителя, условиями совершения правонарушения, его последствиями или другими обстоятельствами, которые важны для оценки содеянного.
Среди обстоятельств, смягчающих административную ответственность, могут быть следующие: первое совершение административного правонарушения, добровольное признание вины, возмещение причиненного ущерба, способность дополнительных обязательств, связанных с исправлением содеянного, показания, способствующие раскрытию других нарушений, и другие обстоятельства, которые смягчают характер и меру ответственности.
Важно отметить, что наличие этих обстоятельств не освобождает от наказания, но может существенно смягчить его. Окончательное решение об использовании этих обстоятельств принимает суд или другой компетентный орган в зависимости от конкретной ситуации и установок закона.
Природа административной ответственности
Административная ответственность представляет собой юридическую форму ответственности, применяемую в случаях нарушения административных правил и норм. Она отличается от уголовной и гражданской ответственности и является инструментом привлечения граждан и юридических лиц к ответственности за административные правонарушения.
Главная цель административной ответственности заключается в соблюдении и поддержании порядка и общественной безопасности. Она направлена на сохранение законности и общественного порядка в государстве, а также установление и поддержание социальных и экономических норм и правил.
Административная ответственность выполняет функции предупреждения и наказания. Она способствует формированию у граждан и юридических лиц сознательного отношения к соблюдению законов и норм общественной жизни. Кроме того, она служит средством обеспечения общественной безопасности и защиты прав и интересов граждан.
Статья по теме: Алименты в фиксированной денежной сумме: учет судебной практики
Административная ответственность находится под властью закона и может быть применена только в случаях, определенных законом. Она отличается от уголовной ответственности именно тем, что наказание за административные правонарушения является менее строгим, но в то же время имеет под собой определенное законодательное основание.
При определении административного наказания, суд учитывает как само правонарушение, так и обстоятельства, смягчающие ответственность. Среди таких обстоятельств могут быть наличие обстоятельств оправдывающих поступок или смягчающих его незначительность, а также наличие окружающих обстоятельств и личностных качеств виновного.
Роль КоАП РФ
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) играет важную роль в сфере административной ответственности. Он устанавливает правила и нормы, которые регулируют административные правонарушения и их возможные последствия.
Статья 4.2 КоАП РФ описывает обстоятельства, которые могут смягчить административную ответственность. Такие обстоятельства позволяют судам принимать во внимание различные факторы при определении меры наказания.
Смягчающие обстоятельства могут быть разными, например, своевременное раскаяние в содеянном, выражение сожаления за содеянное и возмещение причиненного ущерба. Также, суд может учесть характер и степень общественной опасности административного правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств в личности правонарушителя.
Роль КоАП РФ состоит не только в определении наказания, но и в содействии установлению справедливости и общественной безопасности. Кодекс закрепляет принципы, которые должны лежать в основе административной ответственности, такие как презумпция невиновности, обязательность судебного разбирательства и т.д.
КоАП РФ также определяет компетенцию судов и органов, которые имеют право применять административные наказания. Благодаря этому, кодекс обеспечивает правовую охрану интересов граждан и общественный порядок, а также способствует предотвращению правонарушений и укреплению правового государства в целом.
Статья 4.2 КоАП РФ
Статья 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) регулирует обстоятельства, которые могут смягчить административную ответственность за совершение правонарушения.
Статья по теме: Как не стать жертвой интернет-мошенников: 13 способов проверить подлинность сайта
В соответствии с нормами статьи 4.2 КоАП РФ суд при рассмотрении дела о правонарушении обязан учитывать обстоятельства, которые смягчают ответственность нарушителя. К таким обстоятельствам относятся, например, отсутствие ранее совершенных аналогичных правонарушений, причинение незначительного ущерба, наличие добровольного возмещения причиненного вреда и другие.
Оценка судом таких обстоятельств проводится с учетом их характера, тяжести, степени вины нарушителя. При наличии смягчающих обстоятельств суд может применить более мягкую меру наказания.
Важно отметить, что смягчающие обстоятельства не являются основанием для полного освобождения от административной ответственности. Они лишь могут привести к снижению наказания или его замене на менее строгий вид меры воздействия.
Таким образом, статья 4.2 КоАП РФ призвана обеспечить справедливость и учитывать индивидуальные обстоятельства каждого правонарушителя при применении административного взыскания.
Обстоятельства, влияющие на меру наказания
Когда рассматривается административное правонарушение, одним из важнейших аспектов является учет обстоятельств, влияющих на меру наказания. При принятии решения о применении санкции, суд или представитель уполномоченного органа обязаны учесть все смягчающие обстоятельства, которые могут оказать влияние на меру наказания.
Во-первых, важным фактором, учитываемым при определении наказания, является личность правонарушителя. Если лицо впервые совершает административное правонарушение и имеет хорошую репутацию, суд может принять решение о назначении более мягкой санкции.
Далее, важное значение имеет степень общественной опасности деяния, совершенного правонарушителем. Если правонарушение не повлекло за собой серьезных последствий и не нанесло вред другому лицу или обществу в целом, суд может решить назначить менее строгую меру наказания.
Также суд учитывает обстоятельства содеянного, такие как особые условия, в которых правонарушение было совершено. Если лицо находилось в состоянии, исключающем вменение ответственности или если правонарушение было совершено в состоянии психического расстройства, следствием которого является ограничение способности осознавать и контролировать свои действия, суд может решить назначить более мягкую меру наказания.
Статья по теме: Справки БК 2024: где скачать программу 2.5.2 бесплатно с официального сайта
Примеры обстоятельств, смягчающих административную ответственность
Статья 4.2 КоАП РФ определяет обстоятельства, которые могут смягчить административную ответственность. Вот несколько примеров таких обстоятельств:
- Добровольное раскаяние. Если лицо, совершившее административное правонарушение, признает свою вину и раскаивается в содеянном, это может смягчить его административную ответственность.
- Зависимость от обстоятельств. Если лицо совершило правонарушение из-за наличия существенных обстоятельств, на которые оно не могло повлиять, такие как непредвиденные обстоятельства или форс-мажорные события, его ответственность может быть смягчена.
- Содействие в исследовании дела. Если лицо, совершившее административное правонарушение, предоставляет информацию или содействует следствию в расследовании дела, его ответственность может быть смягчена. Это особенно важно в случаях, связанных с нарушением общественного порядка или безопасности.
- Малозначительность правонарушения. Если совершенное лицом правонарушение имеет незначительное значение и не вызывает серьезных последствий, его ответственность может быть смягчена.
- Отсутствие негативной мотивации. Если совершение правонарушения не было обусловлено злым умыслом или негативной мотивацией, а было результатом непредвиденных обстоятельств или неосторожности, административная ответственность может быть смягчена.
Указанные примеры обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не являются исчерпывающими. Каждое дело рассматривается индивидуально, и суд имеет право принять во внимание любые другие обстоятельства, способные смягчить ответственность лица.
Советуем также:
- Образец апелляционной жалобы на приговор суда — Адвокат в Самаре и Москве — представительство в суде и юридические услуги — дата актуальности: 06.07.2021
- Образец заполнения акта посещения семьи учащегося
- Преимущества и особенности брачного договора при оформлении ипотеки: советы юридического центра «Арбитр»
- Как умно ответить на оскорбление и перехитрить собеседника словами
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность по статье 4.2 КоАП РФ
Статья 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает список обстоятельств, которые влекут за собой смягчение административной ответственности. Такие обстоятельства могут оказывать влияние на применение мер административного воздействия к лицу, совершившему правонарушение.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся, например, добровольное доведение повреждений до наименьшей степени, покаяние и возмещение причиненного ущерба. Если лицо, совершившее правонарушение, добровольно исправляет последствия своего деяния и принимает меры к прекращению противоправного поведения, это может учитываться при назначении административного наказания.
Также, смягчающими обстоятельствами признаются добровольная помощь в раскрытии преступления или властям в целях предотвращения или пресечения преступления, особое достоинство и нравственное поведение, а также отсутствие судимости. Эти обстоятельства могут служить основанием для снижения меры наказания или отмены его вообще.
Статья 4.2 КоАП РФ
Статья 4.2 КоАП РФ устанавливает основные обстоятельства, которые могут считаться смягчающими административную ответственность.
Согласно данной статье, смягчение наказания возможно в случае, когда лицо, совершившее административное правонарушение, добровольно возместило причиненный ущерб или иным образом устранило его последствия.
Кроме того, учитывается информация о характере и степени общественной опасности совершенного правонарушения, а также о совершенном нарушителем общественном порядке до или после совершения административного правонарушения.
Статья также предусматривает учет смягчающих обстоятельств, связанных с возрастом нарушителя, его физическим или психическим состоянием, а также его имущественным положением.
Важно отметить, что смягчение административной ответственности может применяться только в случаях, предусмотренных законом. Законодательство также может устанавливать дополнительные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
Статья 4.2 КоАП РФ предусматривает возможность смягчения административной ответственности в случае наличия определенных обстоятельств. Эти обстоятельства позволяют компетентным органам применять меньшие санкции или даже освободить лицо от административной ответственности.
Одним из таких обстоятельств является совершение правонарушения впервые. Если лицо впервые нарушило законодательство, то оно может рассчитывать на более мягкую меру наказания. Это связано с тем, что считается, что лицо может не знать о действующих правилах или законах и получает «первый шанс» исправиться.
Другим обстоятельством смягчения административной ответственности является добровольное признание вины. Если лицо сразу же признает свою вину в совершении правонарушения, то это может быть учтено при назначении меры наказания. Считается, что признание своей вины указывает на осознание неправомерности своих действий и готовность исправиться в будущем.
Также обстоятельством, способствующим смягчению административной ответственности, может быть совершение правонарушения по неосторожности. Если лицо случайно или по небрежности нарушило закон, то это может рассматриваться как менее тяжкое обстоятельство, чем преднамеренные действия.
Кроме того, суд может принять во внимание и другие обстоятельства, которые могут смягчить административную ответственность. Для этого необходимо доказать, что эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к совершенному правонарушению и являются существенными для принятия решения о мере наказания.
Рекомендуем прочитать: Принципы работы финансовой пирамиды: советы для экспертов от Александра Охрименко
Возраст несовершеннолетнего нарушителя
Один из обстоятельств, которые могут смягчить административную ответственность нарушителя, включает учет его возраста. В случае, если нарушителю не достигло 16 лет, применение административного наказания может быть заменено на применение мер административного воспитания.
Важно отметить, что меры административного воспитания направлены на коррекцию поведения несовершеннолетнего нарушителя и направлены на его социализацию. Такие меры могут включать различные виды работы, обучение или участие в общественных мероприятиях.
Суд при рассмотрении дела, связанного с административным правонарушением несовершеннолетнего, обязан учитывать его возрастные характеристики, психологическое развитие и обстановку семьи, в которой он вырос. Такой подход позволяет учесть особенности несовершеннолетнего нарушителя и найти наиболее эффективное воздействие для предотвращения повторения подобных правонарушений в будущем.
Недостаточная осведомленность о нормах закона
Одной из обстоятельств, которые могут смягчать административную ответственность, является недостаточная осведомленность о нормах закона. В современном обществе сотни законов и подзаконных актов устанавливают правила поведения и требования, которые должны соблюдать все граждане.
Однако не всегда граждане могут быть достаточно информированы о всех действующих нормах. Объем законодательства огромен, и иногда сложно даже для специалистов сориентироваться во всех его деталях. В такой ситуации человек может совершить административное правонарушение не по своей вине, а потому, что не был достаточно осведомлен о действующих правилах.
Например, человек может случайно нарушить правила парковки, не зная о том, что в данной местности действуют ограничения или запреты. Это может быть вызвано тем, что информация о действующих нормах была плохо доступна, недостаточно разъяснена или отсутствовала вовсе. В таких случаях суд может принять во внимание недостаточную осведомленность о нормах закона и смягчить административную ответственность.
Однако, следует учитывать, что недостаточная осведомленность о нормах закона не всегда является основанием для полного освобождения от ответственности. Возможны случаи, когда осведомление о действующих нормах возлагается на граждан, и недостаточная осведомленность может рассматриваться как небрежность или сознательное игнорирование закона.
Зависимость от других лиц
В процессе анализа обстоятельств, смягчающих административную ответственность, особое внимание следует уделить зависимости нарушителя от других лиц. Зависимость может проявляться в различных формах, как экономической, так и социальной. Этот фактор может оказывать влияние на поведение человека и являться основной причиной совершения правонарушений.
Экономическая зависимость от других лиц может выражаться в том, что нарушитель находится в тяжелом финансовом положении и вынужден искать дополнительный доход, сталкиваясь с искушением совершать правонарушения. Например, человек может быть вынужден украсть товары, чтобы продать их и получить средства для удовлетворения своих основных потребностей.
Социальная зависимость от других лиц также может оказывать существенное влияние на поведение человека. Например, нарушитель может поддаваться давлению своей семьи или окружающей среды, что приводит к совершению правонарушений. Это может быть связано с негативным влиянием близких людей, вовлеченных в преступные действия, либо с необходимостью приспосабливаться к антиобщественным нормам.
Рекомендуем прочитать: Компенсация в делах о защите прав потребителей: куда обращаться и как получить возмещение
Таким образом, зависимость от других лиц является значимым обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Она позволяет лучше понять мотивы и поведение нарушителя и может служить основанием для применения более щадящих мер воздействия со стороны суда или других органов, рассматривающих дело.
Совершение преступления под воздействием эмоционального стресса
Эмоциональный стресс является фактором, способным существенно повлиять на поведение человека. В некоторых случаях он может стать причиной совершения преступления. В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ совершение административного правонарушения под воздействием эмоционального стресса рассматривается как одно из обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Под воздействием эмоционального стресса человек может испытывать повышенную гневность, тревожность и неуравновешенность. Это может приводить к неверным решениям и поступкам, включая совершение преступлений. Однако в соответствии с законом, наличие эмоционального стресса может смягчить ответственность перед законом.
В случае причинения вреда или ущерба другим людям под воздействием эмоционального стресса, человек может быть привлечен к административной ответственности. Однако, суд может принять во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность, такие как высокая эмоциональная нагрузка, возникающая в результате стрессовой ситуации.
Решение суда по применению обстоятельств смягчающих административную ответственность под воздействием эмоционального стресса принимается с учетом серьезности правонарушения, наличия доказательств смягчающего эффекта стресса и других сопутствующих обстоятельств.
Эмоциональный стресс может оказывать сильное воздействие на психику человека и снижать его способность контролировать свои действия. Поэтому, чтобы избежать воздействия эмоционального стресса на поведение и совершение преступлений, важно научиться справляться с негативными эмоциями и развивать стратегии преодоления стресса.
Содействие в раскрытии преступления
Статья 4.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за отказ или уклонение от содействия в раскрытии преступления. Такое поведение препятствует работе правоохранительных органов и затрудняет проведение следственных мероприятий.
Несодействие в раскрытии преступления может выражаться в отказе предоставить информацию, свидетельство или материалы, которые могут помочь раскрыть преступление или найти преступника. Также административную ответственность несут лица, которые уклоняются от назначенных им свидетельских показаний или от отзыва уже предоставленных показаний.
Сотрудничество граждан и организаций с правоохранительными органами в раскрытии преступлений играет важную роль в борьбе с преступностью. Предоставление информации, включая свидетельства, факты или документы, может помочь в установлении обстоятельств преступления и привлечении виновных лиц к ответственности.
Смягчающие обстоятельства, предусмотренные статьей 4.2 КоАП РФ, могут включать добровольное признание содеянного с просьбой о прощении, активное сотрудничество с правоохранительными органами и помощь в выявлении преступников. Также суд может учесть факторы, свидетельствующие о положительной социальной активности нарушителя и его содействии в раскрытии других преступлений.
Совершение преступления по настойчивому нарушению субъектом
Согласно статье 4.2 КоАП РФ, субъект может быть признан виновным в совершении административного правонарушения в случае настойчивого нарушения, которое продолжается несмотря на предупреждения или иные меры со стороны компетентных органов.
Настойчивое нарушение представляет собой систематическое или упорное совершение правонарушений несколько раз или на протяжении длительного периода времени. Такое поведение свидетельствует о нежелании субъекта соблюдать установленные правила и нормы.
К примеру, если лицо неоднократно выполняет действия, которые являются грубым нарушением общественного порядка или представляют опасность для окружающих, оно может быть привлечено к ответственности за настойчивое нарушение.
Компетентные органы, прежде чем применить меры ответственности, должны обеспечить соблюдение процедуры предупреждения субъекта. Если, несмотря на предупреждение, субъект продолжает совершать настойчивые нарушения, может быть принято решение о привлечении к административной ответственности.
Рекомендуем прочитать: ВУС: расшифровка, описание, группы должностей и примеры
В случае совершения правонарушений по настойчивому нарушению субъект может быть оштрафован или наказан иными административными мерами, предусмотренными законодательством. Это имеет непосредственное отношение к обеспечению общественного порядка и защите прав и интересов граждан.
Проявление покаяния и возмещение ущерба потерпевшему
Проявление покаяния – одно из условий, которое может смягчить административную ответственность за совершение правонарушения. Если лицо, совершившее правонарушение, осознает свою ошибку и проявляет искреннее раскаяние, оно может рассчитывать на более мягкие меры наказания или даже освобождение от ответственности. Проявление покаяния может проявляться через содействие следствию, сотрудничество с правоохранительными органами или иные действия, направленные на восстановление правопорядка или предотвращение ущерба.
Возмещение ущерба потерпевшему также является одним из обстоятельств, которые способны смягчить административную ответственность. Лицо, виновное в совершении правонарушения, может внести полное или частичное возмещение ущерба потерпевшему в качестве проявления своей ответственности и желания восполнить причиненный вред. Возмещение ущерба может быть произведено в денежной форме или в виде иных материальных благ, которые компенсируют потери потерпевшего.
Это позволяет судам и правоохранительным органам принять во внимание добросовестное поведение лица в процессе рассмотрения дела и принять меры по смягчению наказания или освобождению от ответственности.
Добровольная передача предметов, использованных для совершения преступления
Статья 4.2 КоАП РФ предусматривает возможность смягчения административной ответственности при добровольной передаче предметов, использованных для совершения преступления, компетентным органам. Эта норма государственного регулирования направлена на поощрение граждан, активно содействующих правоохранительным органам в раскрытии и расследовании преступлений.
Добровольная передача таких предметов является признаком содействия правосудию и гражданской ответственности, что может подтверждаться инициативными действиями, собственной инициативой граждан в отношении передачи предметов, имеющих ценность для расследования преступлений. Это может включать в себя предоставление полной информации о местонахождении и использовании этих предметов, их передачу для проведения экспертиз или использования в следственных действиях.
Порядок добровольной передачи предметов, использованных для совершения преступления, устанавливается отдельными законодательными актами. Такая передача может осуществляться посредством предоставления информации о предметах и их местонахождении, а также через передачу самого предмета государственным органам. Граждане, осуществляющие добровольную передачу, могут быть ограждены от административной или уголовной ответственности в случае, если их деяние предусмотрено в амнистией или имеет иные законодательные механизмы смягчения наказания.
Таким образом, добровольная передача предметов, использованных для совершения преступления, является актом активного сотрудничества граждан с правоохранительными органами, способствующим раскрытию и расследованию преступлений, а также смягчению административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.