1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 377 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции при условии, что лицами, указанными в абзаце первом настоящей части, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
2. Право на обращение в кассационный суд общей юрисдикции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в части третьей статьи 377 настоящего Кодекса.
Комментарий к Статье 376 ГПК РФ
1. Следуя рекомендациям ЕСПЧ, российский законодатель кассационному производству отвел иную роль, нежели на него возлагалось до принятия ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ.
Несмотря на прежнюю редакцию названия главы, устанавливающей порядок рассмотрения гражданских дел в суде кассационной инстанции, предназначение последней существенно изменилось. Если предшествующая ей стадия апелляционного производства ставит своей целью проверку законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных решений и определений, то сущностью производства в суде кассационной инстанции является пересмотр уже вступивших в законную силу судебных постановлений. Таким образом, согласно ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ с 1 января 2012 г. произошла фактическая отмена кассационного порядка обжалования судебных постановлений в прежнем его понимании.
В ч. 1 ст. 376 ГПК РФ законодатель употребляет термин «судебные постановления». Этот термин является родовым понятием, объединяющим все акты, выносимые судами при производстве по гражданским делам, аналогично как он это делает в арбитражном процессе, употребляя термин «судебные акты».
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции. Следовательно, все они могут быть объектом обжалования, включая их разновидности, например заочное решение, частное определение, дополнительное решение и т.п.
Единственным исключением для обжалования являются постановления ВС РФ, что стало новым для процессуального законодательства.
2. Часть 2 ст. 376 ГПК РФ статьи предъявляет особые условия для обжалования судебных постановлений:
а) установление срока для обращения с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке, который равен шести месяцам со дня их вступления в законную силу. Шестимесячный срок начинает отсчет на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу. Поэтому принципиальным является вопрос о моменте вступления последних в законную силу.
При определении даты отсчета срока для обращения в суд кассационной инстанции следует руководствоваться правилами, закрепляющими порядок вступления судебных постановлений в законную силу, например ст. 209, 237, 335 ГПК.
Окончание срока на обращение с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке приходится на соответствующее число месяца, т.е. то, с которого начал свой отсчет обозначенный срок соответствующего числа соответствующего месяца. По общему правилу если последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока на обращение с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке является следующий за ним рабочий день.
Срок на обращение с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке относится к процессуальным срокам и на него распространяются правила гл. 9 ГПК;
б) заинтересованными лицами должны быть реализованы всевозможные иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, но в рамках процессуального законодательства, т.е., например, посредством обращения в суд апелляционной инстанции. Невыполнение этого условия на основании п. 5 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ влечет для лица, его подавшего, неблагоприятное последствие в виде возвращения кассационной жалобы (представления) без рассмотрения ее по существу.
Как разъяснил Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 11.12.2012 N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», под иными способами обжалования судебного постановления суда первой инстанции в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном порядке. При этом иные способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по существу и вынесено апелляционное определение;
в) распространяется на субъектов, которые полномочны обратиться в суд кассационной инстанции с обращением о пересмотре судебного постановления, вступившего в законную силу. Право на обжалование обозначенных судебных постановлений принадлежит только тем лицам, права и законные интересы которых нарушены обжалуемым судебным постановлением. Важно отметить, что такое право распространяется не только на тех лиц, которые непосредственно обращались и использовали всевозможные способы обжалования судебного постановления, но и на тех, кто не обращался в судебные органы до вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.
В этом случае главным признаком выступает юридическая заинтересованность.
3. Правом обращения в судебные органы кассационной инстанции наделены наравне с лицами, участвующими в деле, и другими юридически заинтересованными лицами должностные лица органов прокуратуры. Такое обращение последние должны адресовать в соответствующие суды кассационной инстанции в виде подачи представления. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться Генеральный прокурор РФ и его заместители в любой суд кассационной инстанции, а также прокуроры республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота).
Норма ст. 376 ГПК РФ делает оговорку в части возможностей должностных лиц органов прокуратуры принесения представления в судебные органы кассационных инстанций. Таким правом обладают только такие лица органов прокуратуры, которые участвовали в рассмотрении гражданского дела.
Однако, учитывая цели и задачи прокуратуры, а также руководствуясь Постановлением Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2, прокурор должен признаваться лицом, участвующим в деле, имеющим юридическую заинтересованность в оспаривании вступившего в законную силу судебного постановления независимо от факта его явки непосредственно в зал судебных заседаний (см. комментарий к ст. 45).
Другой комментарий к Ст. 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1. Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений в суде надзорной инстанции является стадией гражданского процесса. В данной стадии могут быть пересмотрены решения и определения всех судов Российской Федерации, за исключением Президиума Верховного Суда РФ.
Институт пересмотра судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора основан на положениях Конституции РФ, а именно ст. 46, которая во взаимосвязи с ч. 4 ст. 15 и ч. ч. 1 и 3 ст.
17 предполагает общепринятую в правовом государстве возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, а также ст. 126, согласно которой Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Пересмотр в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, возможен лишь как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих ее правовой природе и предназначению.
Акт суда, который уже вступил в законную силу, может быть изменен или отменен в порядке надзора лишь в исключительных случаях, когда в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта.
Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений как дополнительный способ обеспечения правосудности судебных постановлений предполагает возможность его использования только в случае, если заинтересованным лицом были исчерпаны все обычные (ординарные) способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу.
Поскольку проверка вступивших в законную силу судебных актов означает по существу возможность преодоления окончательности этих судебных актов, законодатель устанавливает различные институциональные и процедурные условия их пересмотра в порядке надзора, которые должны отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты, прозрачности осуществления правосудия, исключать возможность затягивания или необоснованного возобновления судебного разбирательства и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения и вместе с тем — правовую определенность, включая признание законной силы судебных решений, их неопровержимости.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
Данное положение являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.
Часть 1 комментируемой статьи, предусматривающая возможность обжалования в суд надзорной инстанции вступивших в законную силу судебных постановлений, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку предусмотренное ею право обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений в суд надзорной инстанции, предоставленное лицам, участвующим в деле, и другим лицам, права и законные интересы которых нарушены этими судебными постановлениями, в системе действующего правового регулирования гражданского судопроизводства выступает в качестве дополнительной гарантии обеспечения правосудности судебных постановлений, если исчерпаны все имеющиеся возможности их проверки в обычных (ординарных) судебных процедурах (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан»).
2. Право на обращение в суд надзорной инстанции принадлежит:
— лицам, участвующим в деле;
— лицам, если их права и законные интересы нарушены обжалуемыми судебными постановлениями.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 г. N 2 «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», если дело рассматривалось в апелляционном или кассационном порядке, то судебные постановления по делу могут быть обжалованы в порядке надзора не только лицом, по жалобе которого дело проверялось судом второй инстанции, но и другими лицами, участвующими в деле, а также лицами, не принимавшими участия в деле, но чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вступившим в законную силу.
Однако надзорная жалоба и представление прокурора на судебные постановления, не прошедшие стадию апелляционного или кассационного обжалования, подлежат возвращению без рассмотрения по существу на основании п. 5 ч. 1 ст. 379.1 ГПК как поданные с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК.
Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ч. 4 ст. 377 ГПК.
Статья 34 ГПК относит прокурора к лицам, участвующим в деле, а ст. 35 ГПК предоставляет данным лицам право обжаловать судебные постановления. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» правом обращения в суд для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений надзорной инстанции обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.
3. Частью 2 комментируемой статьи установлен срок обжалования судебных постановлений в суде надзорной инстанции — в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
При исчислении данного срока не учитывается время рассмотрения надзорной жалобы (представления) или истребованного по надзорной жалобе (представлению) дела в суде надзорной инстанции.
Комментируемая норма являлась предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Из Конституции РФ вытекает необходимость законодательного закрепления оснований, условий, порядка и сроков пересмотра вступивших в законную силу судебных актов: иное приводило бы, так же как чрезмерные или неопределенные сроки, нечеткие и неясные основания пересмотра, к нестабильности правовых отношений, произвольному изменению установленного судебными актами правового статуса их участников, создавало бы неопределенность как в спорных материальных правоотношениях, так и в возникших в связи с судебным спором процессуальных правоотношениях.
Устанавливая продолжительность совершения процессуальных действий и внося тем самым определенность в процессуальные правоотношения, федеральный законодатель одновременно должен обеспечить и реализацию прав участвующих в деле лиц на основе баланса между правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим возможность исправления посредством надзорного производства существенных нарушений, повлиявших на исход дела, с одной стороны, и принципом правовой определенности — с другой .
———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 104-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аветяна Вельмира Арамаисовича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N 1054-О-П «По жалобам граждан Борисовой Татьяны Рафаиловны, Василенко Сергея Дмитриевича и других на нарушение их конституционных прав положениями части второй статьи 376, части второй статьи 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 1, 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 13.
Ст. 1574; Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан»; Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N 471-О-П «По жалобам граждан Гендриковой Натальи Владимировны, Горбатка Константина Леонидовича и других на нарушение их конституционных прав положениями статей 112, 376 и 3791 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 1, 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».
Кроме того, следует учитывать, что комментируемая статья по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает возвращения судом надзорной инстанции без рассмотрения по существу надзорной жалобы лица, не принимавшего участия в деле, чьи права нарушены вступившим в законную силу постановлением мирового судьи, по мотиву несоблюдения апелляционного порядка обжалования этого постановления (см. Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 2009 г. N 848-О-П «По жалобе гражданки Румянцевой Юлии Германовны на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым части первой статьи 209, частью второй статьи 376, статьей 377 и пунктом 5 части первой статьи 3791 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» ).
———————————
Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. N 1.
Статья 376 Право на обращение в кассационный суд общей юрисдикции
Статья 376 ГПК РФ, действующая редакция гражданского процессуального кодекса на 2024 год с комментариями
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 377 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции при условии, что лицами, указанными в абзаце первом настоящей части, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
2. Право на обращение в кассационный суд общей юрисдикции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в части третьей статьи 377 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье.
1. История развития российского законодательства о кассационном производстве в гражданском процессе насчитывает более сотни лет. В результате революции 1917 г. на смену апелляционному производству пришла так называемая советская кассация. До 1917 г. в кассационном порядке проверялись вступившие в законную силу судебные постановления, а после 1917 г. — те постановления суда, которые в законную силу не вступили. Статьей 4 Декрета от 7 марта 1918 г. N 2 «О суде» было отменено обжалование в апелляционном порядке.
На смену апелляционного обжалования пришло кассационное.
В то время кассационное обжалование определялось как совершенно новый, специфичный для советского судебного процесса способ пересмотра постановлений судов. Причем при обжаловании в кассационном порядке суд имел право отменить решение не только по формальным нарушениям, признанным им существенными, но и в том случае, если было признано, что обжалованное решение явно несправедливо.
После революции кассационные инстанции затронули и структурные изменения. Декретом от 24 ноября 1917 г. N 1 «О суде» была предусмотрена децентрализация кассационных инстанций. Дела в кассационной инстанции рассматривались уездными и столичными съездами местных судов.
Постановление суда первой инстанции могло быть обжаловано и пересмотрено не только по формальным основаниям, т.е. с точки зрения наличия нарушений норм материального или процессуального права, но и по существу дела. Суд был обязан рассмотреть дело в полном объеме как в обжалованной, так и в необжалованной части, а равным образом и в отношении стороны, не подавшей жалобы. Обязанность суда кассационной инстанции проверять постановления суда первой инстанции в полном объеме и право суда проверять фактическую сторону дела отличали советскую кассацию от кассации зарубежных стран.
Институт советской кассации существовал достаточно долгое время, вплоть до 1991 г. После 1991 г. апелляционное производство было восстановлено и в соответствии с ГПК РФ не вступившие в законную силу судебные постановления могли быть обжалованы в суд вышестоящей инстанции в апелляционном (гл. 39 ГПК РФ) и кассационном порядке (гл. 40 ГПК РФ).
2. Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» с 1 января 2012 г. введен новый порядок проверки судебных постановлений. До принятия указанного Закона судебные постановления, не вступившие в законную силу, принятые мировыми судьями, проверялись в апелляционном порядке, а судебные постановления, принятые судами общей юрисдикции, — в кассационном порядке. С 1 января 2012 г. судебные постановления, вступившие в законную силу, будут проверяться в кассационном порядке. Причем основной целью кассационного производства является проверка постановлений по вопросам права. Обязательным требованием для проверки судебного постановления в кассационном порядке является исчерпание иных установленных ГПК РФ способов обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Имеется в виду апелляционное обжалование судебных постановлений.
Объектами обжалования в кассационном порядке выступают вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда РФ. Невозможность обжалования в кассационном порядке судебных постановлений Верховного Суда РФ обусловлена тем, что этот Суд является последней инстанцией, в которой рассматриваются дела в кассационном порядке. По этой причине постановления самого Верховного Суда РФ не могут быть обжалованы в кассационном порядке.
Объектами кассационного обжалования могут быть исключительно вступившие в законную силу постановления суда. К постановлениям суда отнесены судебные приказы, решения и определения суда (ч. 1 ст.
13 ГПК РФ).
3. Помимо сторон и других лиц, участвующих в деле, норма ч. 1 комментируемой статьи предоставляет право обратиться с кассационной жалобой другим лицам, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Из сказанного следует, что названные лица не выступали в процессе в качестве лиц, участвующих в деле, но судебным постановлением нарушены их права и законные интересы. Данное положение является новеллой ГПК РФ.
Полномочиями суда кассационной инстанции наделены президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, судебные коллегии Верховного Суда РФ.
В качестве оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке ст. 387 ГПК РФ предусматривает существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Данное основание тоже является новеллой ГПК РФ для кассационного производства, в прежней редакции ГПК РФ оно рассматривалось в качестве основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.
Необходимо отметить, что понятие «существенные нарушения» не имеет однозначного толкования и не вносит полной ясности в содержание принципа правовой определенности, закрепленной в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подробнее см. комментарий к ст. 387 ГПК РФ). Под данную формулировку можно подвести любое нарушение норм материального права, так как практически все дела, рассматриваемые в порядке гражданского судопроизводства, связаны с защитой прав, гарантированных Конституцией РФ и нормами международного права.
4. Срок подачи кассационной жалобы составляет шесть месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу, раньше этот срок составлял 10 дней и исчислялся со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Обязательным условием является, как было отмечено выше, исчерпание установленных ГПК РФ способов обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Указанный шестимесячный срок начинает течь на следующий день после вступления судебного постановления в законную силу и истекает в соответствующее число последнего месяца.
Комментируемый Кодекс предусматривает возможность восстановления пропущенного срока на подачу кассационной жалобы, но для решения этого вопроса необходимо ходатайство лица, обратившегося с кассационной жалобой. С ходатайством о восстановлении пропущенного срока могут обратиться только лица, имеющие право на подачу кассационной жалобы.
Срок на подачу кассационной жалобы может быть восстановлен, если судья признает причины пропуска уважительными. Таким образом, ГПК РФ решение этого вопроса отнес на усмотрение судьи. Некоторые общие подходы к определению характера причин пропуска сроков, оценке их уважительности выработаны судебной практикой.
5. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи право кассационного обжалования принадлежит также должностным лицам органов прокуратуры, если прокурор участвовал в рассмотрении дела. Фактическое присутствие прокурора в судебном заседании значения не имеет. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:
1) Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд кассационной инстанции;
2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Комментируемая статья предусматривает право на обращение в суд кассационной инстанции для обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений, за исключением судебных постановлений Верховного Суда РФ.
Указанное право имеют лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, при этом должны быть исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры: Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции; прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда (ч. 2 ст. 377 ГПК РФ).
Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 3, 4, 8 Постановления от 11 декабря 2012 г. N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» разъяснил, что «под иными способами обжалования судебного постановления суда первой инстанции в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном порядке. При этом иные способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по существу и вынесено апелляционное определение (п. 3).
В случае когда суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции и вынес апелляционное определение, судебные постановления по делу могут быть обжалованы в кассационном порядке не только лицом, по жалобе (представлению) которого дело проверялось судом апелляционной инстанции, но и другими лицами, участвующими в деле, не подававшими апелляционную жалобу, а также лицами, не привлеченными к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, если вступившими в законную силу судебными постановлениями разрешен вопрос об их правах или обязанностях.
Лица, не привлеченные к участию в деле, если судебным постановлением разрешен вопрос об их правах или обязанностях, не лишены возможности обратиться с кассационной жалобой в суд кассационной инстанции и в том случае, если постановление суда первой инстанции не обжаловалось в апелляционном порядке и вступило в законную силу (п. 4).
Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока (часть 3 статьи 107, часть 5 статьи 329, статья 335 ГПК РФ). При этом объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок не более чем пять дней (статья 199 ГПК РФ) не продлевают дату его вступления в законную силу.
Если после вынесения апелляционного определения суд апелляционной инстанции рассмотрит апелляционные жалобу, представление, поступившие от других лиц, которым был восстановлен срок на подачу апелляционных жалобы, представления, шестимесячный срок для обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений следует исчислять со дня, следующего за днем принятия последнего апелляционного определения (п. 8)» .
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 2.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 25 февраля 2016 г. N 383-О, «суд кассационной инстанции при поступлении кассационной жалобы в силу части первой статьи 376 ГПК Российской Федерации обязан проверить, имеет ли лицо, подавшее кассационную жалобу на судебные акты, право на кассационное обжалование этих судебных актов. Такая проверка осуществляется судом кассационной инстанции при решении вопроса о принятии кассационной жалобы к своему производству на основании содержания обжалуемых судебных постановлений и других прилагаемых к кассационной жалобе документов, а потому не требует проведения судебного заседания и заслушивания мнения сторон» .
Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. N 383-О.
Кассационная жалоба: порядок составления и образец
Кассационная жалоба — это процессуальный документ, на основании которого принятые ранее решения подлежат проверке на законность в вышестоящей судебной инстанции.
Причины обжалования
Причиной обжалования судебного акта является несогласие с ним участника процесса либо иного лица, чьи интересы и права затронуты принятым решением. Обжалование предусмотрено процессуальными кодексами РФ: ГПК РФ (глава 41), АПК РФ (глава 35), КАС РФ (глава 35), УПК РФ (глава 47.1).
Кассационная инстанция — это проверка законности вступившего в силу судебного акта. Для его отмены требуются веские доводы и основания, так как неправильное применение или нарушение норм материального или процессуального права не позволяет восстановить нарушенное право иначе, кроме как отменой принятых решений.
Форма и содержание кассационной жалобы
Требования к форме и содержанию процессуального документа установлены процессуальным законодательством (ст. 378 ГПК РФ, ст. 277 АПК РФ, ст. 320 КАС РФ, ст.
401.4 УПК РФ). Форма — простая письменная, в гражданском, арбитражном или административном судопроизводстве предусмотрена возможность подачи в электронном виде с помощью официального сайта суда в сети Интернет.
Обязательная информация, которая указывается вне зависимости от вида процесса:
- название судебного органа, куда подается жалоба;
- данные лица, подающего заявление на обжалование, его процессуальный статус и данные других участников процесса;
- указание на судебные инстанции, которые рассматривали дело ранее, с обозначением предмета спора, принятых ими решений, номера дела;
- основания, по которым принятые решения подлежат отмене, со ссылками на нормы права, обстоятельства дела;
- просьба лица, которое обжалует решение, его подпись либо подпись его представителя;
- прилагаемые документы.
Образец документа
Для примера — образец кассационной жалобы в суд общей юрисдикции, в котором содержатся необходимые реквизиты для этого вида процессуального документа.
В ____________ кассационный суд общей юрисдикции
Заявитель по жалобе: _____________________________
Иные лица, участвующие в деле: ___________________
«___»_________ ____ г. судом _________ (наименование суда первой инстанции) было вынесено решение по гражданскому делу по иску _________ (данные истца) к _________ (данные ответчика) о _________ (указать суть иска). Решением суда _________ в исковых требованиях отказано в полном объеме.
Указанное решение было обжаловано в ______________________ (наименование суда апелляционной инстанции). Определением суда апелляционной инстанции решение _________________ суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба — без удовлетворения.
Считаю, что при вынесении указанных судебных актов были существенно нарушены нормы материального права (указать, в чем именно: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона) и нормы процессуального права (указать, какие нормы нарушены).
Кроме этого, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела: __________________________ (указать, как это выражается).
1. Отменить решение суда ________________ и определение суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в _________ (указать наименование суда).
Перечень прилагаемых документов:
- Документы, подтверждающие направление кассационной жалобы иным лицам, участвующим в деле.
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Куда и в какие сроки обжаловать судебные акты
Действующим законодательством установлен порядок и сроки подачи процессуального документа. В гражданском процессе (ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ) предусмотрено, что право обращения в кассационную инстанцию возникает при условии использования иных способов обжалования до вступления судебного акта в силу. Исключением являются случаи, когда апелляционная инстанция для обжалования не предусмотрена законом (п.
3 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 29).
Общие сроки и место для подачи:
- ГПК РФ: 3 месяца, подается через судебный орган первой инстанции (ст. 376.1, 377);
- АПК РФ: 2 месяца, подается через судебный орган, принявший решение (ст. 275, 276 АПК РФ);
- КАС РФ: 6 месяцев, подается через судебный орган, принявший решение (ст. 318, 319 КАС РФ).
Срок для подачи начинает течь со дня вступления в силу обжалуемого акта.
Сомневаетесь в справедливости судебного решения? Посмотрите, чем заканчивались другие суды по аналогичным делам — найти эту информацию поможет база судебных решений КонсультантПлюс. Искать по ней так же просто, как в Яндексе.
А если решитесь обжаловать обжаловать решения суда, то помогут инструкции и образцы от экспертов КонсультантПлюс.
Законом установлены специальные сроки в некоторых случаях. Так, например, обжаловать определение об утверждении мирового соглашения заинтересованное лицо вправе в течение одного месяца со дня его вынесения (ст. 141 АПК РФ).
Есть особенности обращения в Верховный Суд РФ, установленные § 2 гл. 41 ГПК РФ. Например, жалоба направляется непосредственно в судебную коллегию ВС РФ, и к ней обязательно прикладываются ее копии по количеству лиц в деле и обжалуемые судебные акты.
Статья 376 ГПК РФ. Право на обращение в суд кассационной инстанции
1. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
2. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части первой настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
2.1. Срок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации по заявлению лица, обратившегося с такими жалобой, представлением.
2.2. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации рассматривается судьей Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 настоящего Кодекса, без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного заявления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении.
2.3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, указанным в части второй.2 настоящей статьи, и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или о его восстановлении.
3. Право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 377 настоящего Кодекса.
Комментарии к ст. 376 ГПК РФ
1. В комментируемой статье понятие «судебное постановление» понимается в широком смысле этого слова . Таковым может быть и решение (судебный приказ мирового судьи), и определение любого суда общей юрисдикции, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ.
В этом же значение термин «судебное постановление» будет применяться и в настоящем комментарии.
2. Гражданский процесс предусматривает пересмотр судебных постановлений в порядке надзора как средство исправления возможных судебных ошибок. Закон устанавливает при этом исключительный порядок надзорного производства : вступившее в законную силу судебное решение может быть пересмотрено только в случаях принесения жалобы лицами, указанными в ч. 1 комментируемой статьи, или представления — должностными лицами, о которых идет речь в ч. 4 ст. 377 и ст.
389 ГПК РФ, причем исключительно когда заявителем были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О проверке конституционности правоприменительной практики по делам о восстановлении на работе, сложившейся на основании части четвертой статьи 90 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, части пятой статьи 211 КЗоТ Российской Федерации и пункта 27.1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 3 «О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора»: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июня 1992 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. 1993. N 2 — 3.
3. Правом обжалования судебных постановлений в порядке надзора обладают только лица, указанные в ч. 1 и 3 комментируемой статьи. Судье, участвующему в рассмотрении и разрешении дела, и должностному лицу соответствующего суда ГПК РФ такое право не предоставлено, в связи с чем он лишен возможности обращаться с представлением о пересмотре судебного постановления в порядке надзора. Так, президиум областного суда не вправе рассматривать дело по существу по представлению председателя районного суда, не согласного с определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда .
См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 7. [Электронный ресурс].
М., 2004.
4. Ходатайство обращающегося в суд надзорной инстанции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о проверке вступившего в законную силу судебного постановления является самостоятельным предметом рассмотрения в суде надзорной инстанции в соответствии с правилами гл. 41 ГПК РФ. Несмотря на это, данное ходатайство также оформляется с учетом требований, установленных ст. 376 — 378 ГПК РФ .
См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года. [Электронный ресурс]. М., 2009.
5. Если дело рассматривалось в апелляционном или кассационном порядке, то судебные постановления по делу могут быть обжалованы в порядке надзора не только лицом, по жалобе которого дело проверялось судом второй инстанции, но и другим участвующим в деле лицом, не подававшим апелляционную или кассационную жалобу. Это положение относится и к лицам, не принимавшим участия в деле, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
6. Надзорная жалоба и представление прокурора на судебные постановления, не прошедшие стадию апелляционного или кассационного обжалования, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи на основании п. 5 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ как поданные с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК РФ .
См.: О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 года N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 4.
7. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу. При определении даты начала течения срока на подачу надзорной жалобы необходимо учитывать, что решения судов первой инстанции вступают в законную силу по правилам, установленным ст. 209 и 237 ГПК РФ, а постановления судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций вступают в законную силу со дня их вынесения (ст. 329, 335, 367, 375, 391 ГПК РФ) .
См.: О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 3.
8. Решение суда по делу о признании нормативного правового акта недействующим при соблюдении предусмотренных законом обязательных условий может быть обжаловано в порядке надзора в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу лицами, не участвующими в деле, правоотношения с участием которых регулируются данным актом, в том случае, если лицо считает, что указанным решением нарушаются его права и законные интересы. Обжалование допустимо и по основаниям, которые не указаны заявителем. Срок, установленный ч. 2 комментируемой статьи, следует исчислять с момента официального опубликования решения суда об оспаривании нормативного правового акта, а если решение не опубликовано, то с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии судебного решения по данному вопросу .
См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 10. [Электронный ресурс].
М., 2005.
9. Исходя из текста ч. 2 комментируемой статьи, а также ст. 379.1, 382 и п. 6 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ указанный в ч. 2 ст.
376 ГПК РФ срок установлен для обжалования судебных постановлений во всех судах надзорной инстанции и подача надзорной жалобы или представления прокурора в вышестоящий суд надзорной инстанции после получения определения об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не влечет за собой его исчисления заново.
10. Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. При этом если последний месяц срока такого числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца. В том случае, если последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Срок не считается пропущенным, если надзорная жалоба или представление прокурора были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока (ч. 3 ст.
107, ст. 108 ГПК РФ).
11. Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные по истечении шестимесячного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи подавшему их лицу (п. 3 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ).
12. Время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в суде надзорной инстанции при исчислении названного срока учитываться не должно, так как оно не зависит от лица, подавшего надзорную жалобу, или прокурора, подавшего представление . При исчислении срока, указанного в ч. 2 комментируемой статьи, не учитывается также время истребованного по надзорной жалобе (представлению) дела в суде надзорной инстанции .
См.: О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 года N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 4.
См.: Об исчислении срока, установленного для обжалования судебных постановлений в порядке надзора: письмо Верховного Суда РФ от 21 июля 2004 года N 52-код-2004. [Электронный ресурс]. М., 2004.
13. Для правильного исчисления срока, указанного в ч. 2 комментируемой статьи, при вынесении определений в порядке ст. 381, 382 ГПК РФ судье необходимо указывать дату поступления жалобы (представления) или дела в суд надзорной инстанции .
См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1. [Электронный ресурс].
М., 2005.
14. Часть вторая комментируемой статьи по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает возвращение судом надзорной инстанции без рассмотрения по существу надзорной жалобы лица, не принимавшего участия в деле, чьи права нарушены вступившим в законную силу постановлением мирового судьи, по мотиву несоблюдения апелляционного порядка обжалования этого постановления .
См.: По жалобе гражданки Румянцевой Юлии Германовны на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым части первой статьи 209, частью второй статьи 376, статьей 377 и пунктом 5 части первой статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 2009 года N 848-О-П // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2010. N 1.
15. См. также комментарии к ст. 34, 35, 45, 336, 377, 379.1, 381, 383 ГПК РФ.