Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны 2024

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 354 УК РФ

1. Объект преступления аналогичен объекту, предусмотренному ст. 353 УК.

2. В ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. указано, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом.
———————————
БВС РФ. 1994. N 12.

3. Объективная сторона характеризуется действиями — совершением публичных призывов к развязыванию агрессивной войны.

Под призывами понимаются как устные высказывания, так и обращения в письменной или иной форме к развязыванию агрессивной войны, к совершению вооруженной агрессии против другого государства, в которых обосновываются целесообразность таких действий, их необходимость, допустимость.

Под публичными понимаются такие призывы, которые высказываются или в присутствии людей, например на митингах, собраниях, лекциях и т.д., или в их отсутствие, но с расчетом ознакомления людей с такими призывами в дальнейшем, например распространение такого содержания листовок, вывешивание плакатов, лозунгов, размещение в сети Интернет, демонстрация видеозаписей, фильмов, иной наглядной продукции и т.п.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

4. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны отличаются от подстрекательства тем, что они хотя и открытые, но носят общий характер, обращены к неопределенному кругу лиц, не связаны с воздействием на определенное лицо с целью склонения его к совершению каких-либо подготовительных действий или к ведению самой агрессивной войны. Соучастие в виде подстрекательства в данном случае отсутствует. Поэтому, если под воздействием таких призывов и была развязана агрессии, то ответственность несет лицо, непосредственно ее совершившее.

5. Преступление признается оконченным с момента совершения призывов к развязыванию агрессии, независимо от того, повлекли ли такие призывы в дальнейшем такие последствия.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

8. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены квалифицирующие признаки призывов к развязыванию агрессивной войны: с использованием средств массовой информации, либо лицом, занимающим государственную должность РФ и государственную должность субъекта РФ.

9. Понятие СМИ определено ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 14.06.2011 ), под которыми понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
———————————
РГ. 1992. 8 февр.; СЗ РФ. 2011. N 25.

Ст. 3535.

Согласно ст. 4 этого Закона, определяющей недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным СМИ, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 25.12.2012) , без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30.

Ст. 3031; 2006. N 31 (ч.

1). Ст. 3447, 3452; 2007. N 21. Ст.

2457; N 31. Ст. 4008; 2008. N 18. Ст.

1939; РГ. 2012. N 301.

Запрещаются распространение в СМИ, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.

При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в СМИ сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами РФ о государственной тайне и персональных данных.

10. Ответственность за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны с использованием СМИ несут также лица, которые подготовили такие материалы, и лицо, разрешившее их использование для призывов.

11. О понятии лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, см. комментарий к ст. 285.

Статья 353 УК РФ (действующая редакция). Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Ст. 353 УК РФ

1. Основной объект преступления — отношения по обеспечению мира и мирного существования государств и народов, построенные на общепризнанных международных принципах, обеспечивающих суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, мирное разрешение, урегулирование споров и конфликтов, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности и нерушимость границ, территориальной целостности государств. Дополнительным объектом выступают жизнь, здоровье, собственность.

Определение агрессии дано в ст. 1 Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 14 декабря 1974 г. , под которой понимается применение вооруженной силы государства против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН. Агрессивная война является преступлением против международного мира, влечет за собой международную ответственность.

Согласно ст. 2 применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности ООН может в соответствии с Уставом ООН сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 199 — 202.

В Конвенции об определении агрессии, заключенной в Лондоне 4 июля 1933 г. , говорится о том, что нападающим признается государство, которое совершит одно из указанных в документе действий, в частности объявление войны другому государству, нападение, вторжение на территорию другого государства без объявления войны, морская блокада, поддержка вооруженных банд, организованных на его территории, вторгнувшихся на территорию другого государства.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1935. Вып. VIII.

С. 31 — 34.

Под войной понимается вооруженная борьба между государствами или группами для достижения определенных целей насильственными способами.

Рекомендация  Статья 172.2. Организация деятельности по привлечению денежных средств и или иного имущества 2024

Устав ООН и IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г. требуют от конфликтующих государств принятия всех мер по предотвращению войны. Если стороны не пришли к мирному соглашению, то должны быть предъявлены ультиматум или объявление войны.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 — 587 (извлечения).

Согласно ст. 18 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 23.

Ст. 2750.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

В ст. 6 Устава Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, принятого в Лондоне 8 августа 1945 г. , определено, что влекут индивидуальную ответственность любые действия, связанные с планированием, подготовкой, развязыванием или ведением агрессивной войны или войны с нарушением международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 763 — 770.

Такие преступления наказываются как международно-правовые преступления, о чем говорится и в Принципах международного права, признанных Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедших выражение в решении этого Трибунала, принятых в 1950 г. .
———————————
Международное публичное право: Сб. док. М.: БЕК, 1996. Т. 2. С. 101 — 102.

3. Объективная сторона преступления, указанного в ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется альтернативными действиями: 1) планирование; 2) подготовка; 3) или развязывание агрессивной войны.

Под планированием войны понимаются действия по разработке стратегических, тактических, оперативных планов, каких-либо инструкций, наставлений и других, определяющих начало вооруженного нападения, порядок ведения агрессивной войны, например установление сроков начала и окончания агрессии, количества войск, их дислокацию, использование наемников, последовательность агрессивных действий, направление ударов, определение территорий для захвата, материальных ресурсов, финансовых расходов и т.д.

Под подготовкой агрессивной войны понимаются действия, связанные с непосредственным обеспечением разработанных планов такой войны. Такие действия не определяются интересами мира и обороны государства. Например, увеличение численности войск, призыв резервистов, создание новых подразделений, их передислокацию и сосредоточение у границ иностранного государства, инициирование пограничных конфликтов, провокаций, засылка вооруженных банд, диверсионных групп, наращивание военной техники, оружия массового уничтожения людей, ведение пропаганды, разрыв дипломатических отношений и т.д.

Под развязыванием агрессивной войны понимаются конкретные действия по началу акта агрессии, вооруженного нападения на другое государство, независимо от того, было ли объявлено о начале войны. В ст. 3 Резолюции 3314 перечислены действия, которые квалифицируются в качестве акта агрессии: вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, любая аннексия территории; бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства; блокада портов и берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы и флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или продолжение пребывания по прекращению действий соглашения; предоставление государством территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства; засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, равносильные вооруженной агрессии.

4. Перечень актов агрессии не является исчерпывающим, и Совет Безопасности ООН может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН.

Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии, никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.

5. Преступление признается оконченным с момента начала совершения любого из указанных действий, направленных на планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

7. Субъект преступления специальный, им может быть только лицо, занимающее высшую государственную должность РФ, в компетенцию которого в соответствии с Конституцией входит решение таких военных вопросов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2012) государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ — должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31.

Ст. 3215; 2006. N 6. Ст.

636; 2007. N 10. Ст. 1151; N 16.

Ст. 1828; N 49. Ст. 6070; 2008. N 13.

Ст. 1186; N 30 (ч. 2).

Ст. 3616; N 52 (ч. 1).

Ст. 6235; 2009. N 19. Ст.

3597; N 29. Ст. 3624; N 48. Ст.

5719; N 51. Ст. 6150, 6159; 2010. N 5. Ст. 459; N 7. Ст.

704; 2010. N 49. Ст.

6413; N 51 (ч. 3). Ст. 6810; 2011.

N 1. Ст. 31; РГ. 2011.

N 139, 153; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст.

6730; N 49 (ч. 5). Ст.

7333; N 50. Ст. 7337; 2012.

N 48. Ст. 6744; РГ.

2012. N 283.

Система государственной службы, перечень высших государственных должностей определены Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) , Указами Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012) , от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (в ред. от 01.12.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 22. Ст.

2063; N 46 (ч. 1). Ст.

4437; 2006. N 29. Ст.

3123; 2007. N 49. Ст. 6070; 2011. N 1. Ст.

31; N 50. Ст. 7337.

РГ. 1995. 17 янв.; СЗ РФ. 1996.

N 52. Ст. 5912; 1998. N 43. Ст.

5337; 2006. N 13. Ст.

1360; 2007. N 23. Ст.

2752; 2008. N 20. Ст. 2290; N 43.

Ст. 4919; N 49. Ст. 5763; 2011. N 4. Ст.

572; 2012. N 29. Ст.

4071.

СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10.

Ст. 1091; N 13. Ст.

1360; N 38. Ст. 3975; N 43. Ст.

4480; 2007. N 13. Ст.

1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст.

2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40.

Ст. 4712; N 50. Ст.

6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825; N 17.

Ст. 1818; N 21. Ст. 2430; N 25.

Ст. 2961; N 31. Ст. 3701; N 49. Ст.

5763; N 52 (ч. 1). Ст. 6363; 2009. N 16.

Ст. 1901; N 20. Ст.

2445; N 34. Ст. 4171; N 36. Ст.

4312; N 52 (ч. 1). Ст. 6534; 2010. N 3. Ст.

276; N 4. Ст. 371; N 12. Ст. 1314; N 15. Ст.

1777; N 16. Ст. 1874; 2011.

N 5. Ст. 711; N 48. Ст. 6878; 2012.

N 4. Ст. 471; N 8. Ст. 992; N 15. Ст. 1731; N 22.

Ст. 2754; N 27. Ст. 3681; N 29.

Ст. 4071; N 35. Ст.

4783, 4787; N 44. Ст. 5995; N 47.

Ст. 6460.

8. В ч. 2 комментируемой статьи установлена ответственность за ведение агрессивной войны.

Данное преступление является самостоятельным составом в отношении лиц, которые только ведут агрессивную войну, а квалифицирующим признаком — в отношении лиц, ранее планировавших, подготовивших либо развязавших агрессивную войну.

Под ведением агрессивной войны понимаются действия по продолжению ранее развязанной агрессивной войны, которые характеризуются непрерывностью осуществления преступных действий. Преступление считается оконченным с момента начала ведения агрессивной войны. Окончанием ведения агрессивной войны признается фактическое прекращение государством такой войны против другого государства, вывода своих войск, отзыва засланных вооруженных банд, наемников. Если Советом Безопасности ООН вторжение признано актом агрессии, то государство-агрессор обязано прекратить агрессию, в противном случае агрессивная война считается неоконченной.

Рекомендация  Сроки на предъявление исполнительного листа 2024

Допускается применение вооруженной силы против государства-агрессора.

9. Право на установление факта совершенного акта агрессии, факта применения вооруженной силы государства в отношении другого государства в нарушение Устава ООН принадлежит Совету Безопасности ООН. Если такое будет установлено, то решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, совершивших это преступление, и их уголовной ответственности.

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
  • Статья 354.1. Реабилитация нацизма

Объектом преступления является состояние мира между государствами и народами. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны также относятся к числу преступлений, непосредственным объектом которых является мир. Общественная опасность этого преступления состоит в том, что оно способствует формированию в обществе милитаристских тенденций, росту агрессивных настроений по отношению к другим государствам или народам, создает основу для политического, морального и нравственного оправдания агрессивных войн и, наконец, провоцирует или создает условия лицам, занимающим высшие государственные должности, для принятия решения о развязывании агрессивной войны.

Призывы к войне являются одной из форм пропагандистской деятельности, способствующей формированию в обществе ее идеологических основ, причем эти основы создаются не только по отношению к народу страны, готовящейся к войне, но и являются способом влияния на позиции других стран. Практика, в том числе и последних лет, показывает, что, как правило, агрессивным войнам предшествуют мощные пропагандистские кампании, имеющие целью обосновать необходимость войны в глазах собственного народа и мирового сообщества. Пропаганда войны — это мощное оружие, используемое для обеспечения поддержки агрессии, осуждаемое международным сообществом. Так, например, осуждение пропаганды войны содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (СССР подписал Пакт 18 марта 1968 г.).

В ст. 20 этого документа говорится о том, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом .

Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 470 — 482.

Объективная сторона публичных призывов к развязыванию агрессивной войны выражается в письменных призывах или устных обращениях, доводимых до сведения более чем одного лица. При этом призывы могут сопровождаться обоснованием необходимости или целесообразности проведения военных действий против другого государства (государств), обращением к представителям власти с призывом объявления войны. Вместе с тем призывы к развязыванию агрессивной войны могут и не содержать в себе обоснований, аргументации.

Их формой могут быть лозунги, плакаты, иная наглядная агитация. Для установления факта наличия призыва важно лишь то, что обращения в той или иной форме к аудитории по своему содержанию были прямо направлены на возбуждение или укрепление желания у субъектов к развязыванию агрессивной войны. Таким образом, призывы должны носить открытый характер. Завуалированное, подспудное воздействие на сознание населения, его отдельных групп не может расцениваться как рассматриваемые призывы к развязыванию агрессивной войны именно потому, что последние должны иметь открытый и явный характер.

Например, выпуск кинофильма, где противная сторона показана в негативном плане, с правовых позиций не может быть квалифицирован как призыв к войне, хотя и способствует формированию у населения отрицательного отношения к какому-либо государству, национальности и т.п.

Публичность призывов означает их направленность, оказание воздействия как минимум на двух лиц. Но с позиции практики публичность зачастую характеризуется оказанием воздействия на неопределенно большой круг лиц.

Под развязыванием войны, как отмечалось выше, следует понимать совершение конкретных действий, таких как объявление войны, начало ведения военных операций, разрыв дипломатических отношений, провокация пограничных конфликтов и т.п. Таким образом, призывы к развязыванию войны означают призывы к совершению действий, ведущих к изменению мирных отношений между государствами или народами и решению вопросов с позиции военной силы.

Формы совершения деяния могут быть разнообразны: выпуск листовок, распространение писем, распространение и воспроизведение аудио- и видеозаписей, развешивание плакатов, выступления на собраниях, митингах, лекциях и т.п.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны будут считаться оконченным преступлением с момента совершения любого из указанных выше действий. С позиции объективной стороны состав этого преступления является формальным. Приготовительные действия к совершению рассматриваемого преступления (изготовление листовок, тиражирование писем, видеозапись и др.) не влекут за собой уголовной ответственности, поскольку преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст.

354 УК РФ, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Они могут быть самыми различными: расистские убеждения, религиозная неприязнь, корыстные и т.д. Вместе с тем для наличия состава преступления необходимо осознание виновным, во-первых, того факта, что его деяние направлено на возбуждение или укрепление желания развязывания агрессивной войны, и, во-вторых, сознанием виновного должно охватываться то обстоятельство, что война, к развязыванию которой он призывает, будет носить агрессивный характер.

Поэтому, если призывы направлены, например, на ведение освободительной войны, состав рассматриваемого преступления будет отсутствовать.

Субъектом преступления является любое физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 ст. 354 УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступления при отягчающих обстоятельствах. Применительно к публичным призывам к развязыванию агрессивной войны квалифицирующими обстоятельствами являются использование средств массовой информации, а также совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.

Понятие массовой информации дано в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» .

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст.

300.

В соответствии с этой статьей под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

— под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

— под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

— под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

— под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

К специализированным средствам информации относятся такие средства, для которых законом установлены специальные правила регистрации или распространения информации.

Средства массовой информации не должны быть использованы как средства совершения преступлений. Прямое указание об этом содержится в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», в которой говорится о запрете использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Рекомендация  Правомерность оплаты общедомовых нужд водоканалу 2024

Использование средств массовой информации для призывов к развязыванию агрессивной войны придает этому преступлению повышенную общественную опасность, поскольку в этом случае негативному воздействию подвергается значительное число лиц, воздействие носит интенсивный, нередко регулярный характер. Нельзя при этом не учитывать и менталитет населения, которое во многом привыкло с доверием относиться к информации, предлагаемой СМИ. Поэтому призывы к агрессивной войне с использованием СМИ существенно влияют на формирование отношения населения к ней.

В этой связи публичные призывы к развязыванию агрессивной войны с использованием любого из перечисленных средств массовой информации образуют квалифицированный состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 354 УК РФ. Следует отметить, что рассматриваемый состав преступления будет иметь место как в действиях лица, подготовившего материалы, содержащие призывы к развязыванию агрессивной войны, так и в действиях лица, принявшего решение о публикации или ином распространении таких материалов.

Их авторство не влияет на наличие состава преступления.

Квалифицированный состав преступления будет иметь место и в случае, если призывы к развязыванию агрессивной войны осуществлены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 354 УК РФ). Отнесение должностного положения субъекта к числу квалифицирующих обстоятельств обусловлено тем, что, во-первых, подобные субъекты наносят больший ущерб государственным интересам, поскольку дискредитируют те или иные государственные органы. Это объясняется тем, что авторитет государственной должности обусловливает восприятие действий субъекта не только как его собственную позицию, но и позицию соответствующей государственной структуры. Во-вторых, призывы лиц, занимающих государственные должности, могут оказать более сильное воздействие на общественное мнение, чем призывы со стороны лиц, неизвестных или малоизвестных населению.

Именно в этой связи совершение преступления лицом, занимающим государственную должность, влечет за собой более строгую уголовную ответственность.

При наличии соответствующих признаков действия субъекта, занимающего государственную должность и осуществляющего публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, следует квалифицировать и как злоупотребление должностными полномочиями, т.е. по совокупности преступлений.

осужден по ч. 2 ст. 280 УК РФ к одному году девяти месяцам принудительных работ с удержанием 10% заработной платы в доход государства, перечисляемых на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы; по ч. 1 ст. 354-1 УК РФ к девяти месяцам принудительных работ с удержанием 10% заработной платы в доход государства, перечисляемых на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы; по ч. 3 ст.

354-1 УК РФ к двумстам часам обязательных работ; по ч. 1 ст. 282 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 февраля 2014 года) к одному году шести месяцам принудительных работ с удержанием 10% заработной платы в доход государства, перечисляемых на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы.

Статья 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.11.2012 N 26 (ред. от 27.06.2023) «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 14 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Законы Российской Федерации по ст. 354 УК РФ

Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О гражданстве Российской Федерации»

Законы Российской Федерации по УК РФ

Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 31.07.2023 N 390-ФЗ «О внесении изменений в статьи 171.3 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон от 31.07.2023 N 395-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 (ред. от 26.06.2023) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы»

Указ Президента РФ от 10.11. от 31.07.2022) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)

Указ Президента РФ от 17.05.2021 N 286 «Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге»)

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УК РФ

Распоряжение Правительства РФ от 23.08.2023 N 2275-р «О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»»

Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2022 N 4112-р (ред. от 16.08.2023) «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2024 год»

Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1506 (ред. от 04.08.2023) «Об утверждении Положения об официальных и о специальных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 354 УК РФ

Приказ Генпрокуратуры России от 13.01.2022 N 3 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 «Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е «Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях», а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е»

Приказ Генпрокуратуры России от 16.06.2017 N 402 (ред. от 13.01.2022) «Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е «Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях», а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е»

Приказ Генпрокуратуры России от 23.12.2019 N 890 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 «Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е «Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях», а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е»

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УК РФ

Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/373@ (ред. от 16.08.2023) «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»