Статья 353. Планирование подготовка развязывание или ведение агрессивной войны 2024

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Статье 353 УК РФ

1. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны являются преступлениями против мира. Они приводят к нарушению мирного сосуществования народов и государств, человеческим жертвам и страданиям мирного населения, неоправданным материальным затратам, часто к разрушению или уничтожению народно-хозяйственных объектов, культурных ценностей и архитектурных памятников.

2. Основным объектом преступного посягательства являются мир и мирное сосуществование между народами. Мир в международном праве (или международный мир) трактуется как отношения между народами и государствами, основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами, и отсутствие организованной вооруженной борьбы между государствами.

3. Под мирным сосуществованием понимается тип отношений между государствами, предполагающий отказ от войны, применения силы или угрозы силой как средства решения спорных вопросов, разрешение их путем переговоров; невмешательство во внутренние дела и учет законных интересов друг друга; право народа осуществлять свободный социально-политический выбор; строгое уважение суверенитета государств; сотрудничество на основе полного равноправия и взаимной выгоды; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из норм международного права и международных договоров.

4. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) проявляется в совершении одного или совокупности следующих действий: а) планирование агрессивной войны; б) подготовка такой войны; в) развязывание агрессивной войны.

5. Под войной понимается организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами. В войне используются вооруженные силы как главное и решающее средство, а также экономические, политические и идеологические средства борьбы.

6. Согласно Резолюции 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. агрессией считается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, несовместимое с Уставом ООН. Поэтому война с точки зрения международного права признается агрессивной, если она выразилась в применении в нарушение Устава ООН государством вооруженной силы первым против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа.

7. Состав преступления относится к формальным. Преступление окончено (составами) в момент совершения хотя бы одного из указанных действий.

8. Под планированием войны понимается составление компетентными должностными лицами соответствующих мобилизационных и организационно-технических планов и проектов, разработка расчетов потребностей в материально-технических, людских и иных ресурсах для ведения войны, разработка комплексных планов ведения войны в целом и осуществление отдельных военных кампаний или операций.

9. Подготовка войны — это осуществление организационных, идеологических и иных мер и мероприятий разведывательного, военного и материально-технического характера в целях обеспечения готовности к ведению войны, например ведение разведки на территории государства, с которым готовится война, передислокация или сосредоточение воинских формирований в районе предполагаемых военных действий, сооружение фортификационных объектов и сооружений, создание и реорганизация структур военного управления войсками или предполагаемыми оккупированными территориями.

10. Под развязыванием войны понимается объявление или фактическое начало военных действий.

11. Субъектами преступного посягательства (ч. 1) могут быть лица, занимающие в результате выборов или по назначению, как правило, высшие государственные должности в органах государственной службы, в Вооруженных Силах РФ или исполнительных и представительных органах власти, в компетенцию которых входит решение вопросов военного характера. Перечень и группы таких должностей устанавливаются ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 06.07.2006) , Законом о воинской обязанности, Положением о порядке прохождения военной службы, утв.

Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (в ред. от 12.06.2006) , и иными нормативными правовыми актами РФ.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 22.

Ст. 2063, N 46 (ч. 1). Ст.

4437; 2006. N 29. Ст.

3123.

СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4534, N 42.

Ст. 5008; 2000. N 16.

Ст. 1678, N 27. Ст.

2819; 2003. N 16. Ст. 1508; 2006.

N 25. Ст. 2697.

12. Преступление в любой форме может совершаться только при наличии прямого умысла. Мотивами могут быть ложно понимаемые интересы государства и народа, соображения укрепления своего авторитета в той или иной политической или социально-экономической ситуации, карьеристские устремления.

13. Часть 2 коммент. статьи устанавливает более строгую УО за ведение агрессивной войны.

13.1. Ведение агрессивной войны означает осуществление военных операций против другого государства с применением всех или отдельных видов вооружения или военной техники. Эти действия могут выражаться: а) во вторжении или нападении на территорию другого суверенного государства или в военной оккупации территории другого независимого государства полностью или частично; б) в бомбардировке городов, населенных пунктов, народно-хозяйственных объектов и оборонительных сооружений или в применении любого вида оружия против вооруженных сил и военной техники на территории другого государства; в) в блокаде портов или берегов другого государства; г) в нападении на военно-морские и военно-воздушные флоты другого государства; д) в применении вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством; е) в нарушении условий, оговоренных в подписанном соглашении.

13.2. Ведение агрессивной войны является, как правило, длящимся преступлением, для которого свойственно достаточно длительное осуществление состава преступного деяния. По смыслу п. 1 Постановления 23-го Пленума ВС СССР от 04.03.1929 длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих его совершению.

14. Субъектами преступного посягательства (ч. 2) могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы РФ, в соответствии с Конституцией компетентные осуществлять ведение войны и руководить им.

15. Ведение агрессивной войны может совершаться только при наличии прямого умысла. Мотивами могут быть ложно понимаемые интересы государственной службы, карьеристские побуждения, мотивы мести и др.

16. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 353 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Понятие агрессии (агрессивной войны) дается в определении агрессии, принятом 14 декабря 1974 г. Резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН. Статья 3 указанного определения содержит примерный, неисчерпывающий перечень деяний, квалифицируемых в качестве акта агрессии.

2. Объективная сторона состоит в совершении любого из альтернативно указанных в законе действий.

Планирование агрессивной войны представляет собой разработку планов начала и ведения войны (стратегия наступления, расположения войск, очередность захвата объектов и т.д.). Подготовка агрессивной войны — это совокупность действий, направленных на реализацию соответствующих планов, включая в том числе увеличение объемов производства военной техники, увеличение численного состава вооруженных сил, передислокацию войск и т.д. Развязывание агрессивной войны предполагает совершение конкретных действий по ее началу и осуществление первого акта агрессии.

При этом не имеет значения, была война объявлена или нет.

3. Субъектом преступления является должностное лицо, в компетенцию которого входят объявление войны и решение иных вопросов военного характера.

4. В ч. 2 установлена ответственность за ведение агрессивной войны, т.е. за непосредственное осуществление военных действий.

Ведение войны признается оконченным с момента совершения первого действия, квалифицируемого в качестве акта агрессии.

Статья 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 354 УК РФ

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны представляют опасность для мира потому, что такие действия формируют в обществе и в органах государственной власти атмосферу морального оправдания подготовки к ведению агрессивной (несправедливой) войны и создают соответствующую поддержку со стороны населения (или части его) лицам, занимающим высшие государственные должности и наделенным полномочиями принимать решения о подготовке к ведению войны, развязывании агрессивной войны.

2. С объективной стороны публичные призывы к развязыванию агрессивной войны могут выражаться в устных или письменных публичных обращениях того или иного человека (в том числе в СМИ) к определенной аудитории слушателей (или читателей) с обоснованием целесообразности или необходимости по тем или иным причинам или мотивам ведения военных действий против другого государства, а равно в обращениях с призывом к занимающим соответствующие государственные должности лицам о необходимости или целесообразности ведения агрессивной войны против другого государства.

3. Призывы к развязыванию агрессивной войны следует считать публичными, если они высказывались в устном выступлении перед определенным числом слушателей (на собрании, митинге, научно-практической конференции либо в выступлении по радио, телевидению) или распространены по информационной системе Интернет. Подобные призывы также следует расценивать как публичные, если они изготовлены в письменной форме (в виде листовок, обращений), опущены в почтовые ящики граждан по месту их жительства, направлены по почте соответствующему кругу адресатов, вывешены на стендах или иных сооружениях в местах массового пребывания людей в качестве рукописных или типографским способом изготовленных листовок либо плакатов.

Рекомендация  Статья 104.5. Порядок определения размера судебного штрафа 2024

4. Преступление окончено (составами) в момент устного выступления с такого рода призывами перед определенной аудиторией слушателей либо в момент опубликования содержащего такие призывы произведения, его рассылки, вывешивания на стендах или иных информационных сооружениях или раскладки по почтовым ящикам жителей, а равно в момент раздачи гражданам таких письменных обращений и документов, воспроизведения звукозаписи либо видеозаписи перед аудиторией зрителей или слушателей. Приготовление к публичным призывам к развязыванию агрессивной войны не влечет УО (см. ч. 2 ст. 30).

5. Субъектом преступного посягательства (ч. 1) может быть любое физическое лицо, обладающее вменяемостью и достигшее 16-летнего возраста.

6. С субъективной стороны преступление может совершаться только при наличии прямого умысла. Мотивами могут быть национальная нетерпимость, вражда, месть, религиозные побуждения, карьеристские соображения и др.

Для квалификации содеянного по ч. 1 коммент. статьи мотивы этого деяния значения не имеют, но они должны учитываться при назначении наказания виновному (ч. 1 ст. 63).

7. Квалифицирующими признаками публичных призывов к развязыванию агрессивной войны выступают совершение этого деяния с использованием СМИ, а также совершение данного деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

8. Деяния, описанные в статье, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 354 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона характеризуется публичными призывами к развязыванию агрессивной войны, представляющими собой рассуждения, обращения, развитие идей о необходимости агрессии, адресованные неопределенному кругу лиц и носящие неконкретный характер. Призывы могут быть устными или письменными. Публичность предполагает наличие не менее двух лиц.

2. Призывы признаются оконченным преступлением с момента их осуществления, независимо от дальнейшего развития событий и наступивших последствий.

3. Совершение публичных призывов с использованием средств массовой информации (ч. 2) представляет собой их распространение в периодическом печатном издании, радио-, теле-, видеопрограмме, кинохроникальной программе, с помощью иных форм периодического распространения массовой информации.

Понятие лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, содержится в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК РФ.

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

  • Статья 352.1. Добровольная сдача в плен
  • Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

Объектом этого преступления является мир, т.е. такое состояние взаимоотношений между государствами, при которых отсутствует ведение военных действий. Все же действия, перечисленные в ст. 353 УК РФ, ведут к разрушению нормальных отношений между народами, суверенными государствами, нарушению политического состояния взаимоотношений между субъектами (государствами, народами), при котором отсутствует их вооруженное противостояние, выраженное в ведении военных действий.

Результатом ведения военных действий могут быть многочисленные человеческие жертвы, страдания населения, разрушение экономики государств, невосполнимые материальные потери, причинение значительного вреда национальной и мировой культуре и т.п.

Объективная сторона преступления заключается в совершении одного или нескольких действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 353 УК РФ. При этом состав преступления будет оконченным с момента совершения любого из них.

Поскольку для наличия оконченного состава преступления закон не требует наступления общественно опасных последствий, состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных составов.

Под планированием агрессивной войны понимается разработка системы мер, включающей в себя составление перечня действий, перечня необходимых материальных, финансовых и людских ресурсов, определение порядка и сроков выполнения подготовительных и военных действий, их последовательности, составление схем и т.д. Поэтому к планированию агрессивной войны можно, например, отнести такие действия, как составление мобилизационных планов, планирование передислокации войск, планирование перепрофилирования промышленности для военных нужд, составление стратегических и тактических планов проведения боевых операций и др.

Подготовка войны представляет собой совершение действий, направленных на обеспечение реальной готовности к ведению агрессивной войны. Это могут быть и отдельные действия, и комплекс разработанных мероприятий: проведение мобилизации населения, перевод дополнительных воинских соединений к границе проведения боевых операций, увеличение выпуска продукции военного назначения наступательного характера, проведение пропагандистских компаний, оправдывающих агрессивную войну, создание резервов материальных ресурсов, необходимых для ведения войны. Подготовка войны во многом означает непосредственную реализацию запланированных действий.

Под развязыванием войны следует понимать не только объявление войны, начало ведения широкомасштабных или локального значения военных операций, но и другие действия, создающие повод для начала проведения военных акций: действия дипломатического характера (например, разрыв дипломатических отношений, предъявление ультиматума), провокации пограничных конфликтов и т.п.

Война — это борьба между государствами или народами с использованием вооружения. При этом использоваться может как все имеющееся у сторон вооружение, так и их часть. Так, например, держава, обладающая ядерным оружием, при проведении военных действий использует только обычное вооружение.

В ст. 2 этого же приложения понятие агрессивной войны уточняется путем указания на временной фактор. В соответствии с указанной нормой свидетельством акта агрессии является применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН.

В то же время уточняется, что «Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера».

Статьей 3 приложения определяются виды действий, которые независимо от объявления войны должны квалифицироваться в качестве акта агрессии. К ним относятся следующие действия:

a) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее; b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; c) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства; e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Перечень перечисленных выше действий, относящихся к категории актов агрессии, в соответствии со ст. 4 рассматриваемого международного правового акта не является исчерпывающим. Совет Безопасности к актам агрессии может отнести и иные действия, ведущие к развязыванию войны.

При этом, учитывая опасность рассматриваемых действий для всего мира, в Резолюции подчеркивается, что никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии (ст. 5 приложения).

Рекомендация  Процессуальные сроки подачи в суд частной жалобы 2024

Таким образом, при определении понятия «агрессия» следует учитывать целый ряд позиций: целевую направленность военных действий, их характер, а также временной фактор, т.е. установление государства, первым совершившего нападение.

В то же время необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что согласно Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. к агрессивной войне не относятся действия, вытекающие из реализации права на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права, и в частности борьбы народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства.

Еще одно, но более краткое определение понятия агрессии содержится в Конвенции об определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г.). Согласно этому документу (ст. 2) нападающим в международном конфликте признается государство, которое первое совершит одно из следующих действий:

1) объявление войны другому государству;

2) вторжение своих вооруженных сил, хотя бы без объявления войны, на территорию другого государства;

3) нападение своими сухопутными, морскими или воздушными силами, хотя бы без объявления войны, на территорию суда или воздушные суда другого государства;

4) морскую блокаду берегов или портов другого государства;

5) поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства, или отказ, несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять на своей собственной территории все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

И все же при определении понятия агрессии, думается, следует исходить из понятия, данного Генеральной Ассамблеей ООН, поскольку, во-первых, оно является более полным и, во-вторых, поддержано большим числом государств.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. При этом умыслом виновного должен охватываться не только тот факт, что им осуществляются действия по планированию, подготовке или развязыванию войны, но и то обстоятельство, что война носит агрессивный характер.

Мотивация преступных действий не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления, но учитывается при назначении наказания. Мотивы могут быть самыми различными: стремление к власти или ее укреплению, личные, корыстные мотивы, ложно понятые интересы государства, общества и др.

Формально субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, может быть любое лицо, поскольку в данной норме отсутствует указание на специального субъекта. Вместе с тем реально субъектами планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности (в результате выборов или по назначению), к компетенции которых относятся вопросы военного характера.

Перечень таких высших государственных должностей определяется на основе Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , а также соответствующих указов Президента РФ (например, Указа Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» , Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» ) и других документах.

СЗ РФ. 2003. N 22.

Ст. 2063.

СЗ РФ. 2006. N 1. Ст.

118.

Так, в ст. 1 названного Закона государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— субъектов Российской Федерации;

— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

СЗ РФ. 2004. N 31. Ст.

3215.

По категориям они подразделяются на должности руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Перечисленные и иные положения российского законодательства имеют важное значение для определения субъекта преступления, поскольку, например, подготовка и развязывание агрессивной войны связаны с обладанием субъектом определенных полномочий для совершения указанных действий (проведение мобилизации, переориентирование промышленности, объявление войны и др.). То же самое следует сказать и о планировании войны. Конечно, составлять планы ведения войны может и обычный гражданин, не наделенный никакими властными полномочиями.

Но подобные действия объективно не могут причинить вред политическим отношениям между государствами. Субъект же рассматриваемого состава преступления должен обладать такими полномочиями, при наличии которых планирование агрессивной войны может приобрести практическое значение.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, необходим специальный субъект. Действия лиц, не являющихся такими субъектами, но оказывающих содействие в совершении рассматриваемого преступления, должны квалифицироваться со ссылкой на соответствующие части ст.

33 УК РФ в зависимости от характера совершенных действий.

Частью 2 ст. 353 УК РФ предусмотрена ответственность за ведение агрессивной войны. За совершение этого деяния установлена более строгая уголовная ответственность.

К ведению агрессивной войны следует отнести осуществление военных операций (при наличии рассмотренных выше условий) против другого государства, а также совершение некоторых иных действий. Ряд из них перечислен в ст. 3 приложения к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г.

Ведение агрессивной войны относится к числу длящихся преступлений, которое начинается с момента совершения преступных действий (вторжение на территорию другого государства, проведение войсковой операции и др.) и заканчивается с их прекращением в результате мер, принятых виновным, или наступления событий, делающих невозможным их продолжение (капитуляция, заключение мирного договора, уничтожение вооруженных сил и др.). Вместе с тем, поскольку состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных, он будет являться оконченным не с момента прекращения военных действий, а с момента совершения любого из действий, охватываемых понятием «ведение войны».

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Мотивы, как и в предыдущем случае, не играют роли для определения наличия состава преступления. Обязательным для наличия субъективной стороны является осознание виновным характера ведущейся войны.

Как и ранее, закон не содержит ограничительных признаков относительно субъекта ведения агрессивной войны. Поэтому следует признать, что субъектом рассматриваемого преступления могут быть как лица, в функции которых в соответствии с Конституцией РФ входит решение вопросов войны и мира, так и лица, непосредственно руководящие проведением военных операций.

Говоря об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Уставом международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.), подписанном СССР 8 августа 1945 г., Трибунал имел право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили преступления против мира, а именно: планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий, а также и за иные преступления, перечисленные в ст. 6 Устава.

В этом же нормативном акте отмечается, что руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана. При этом (ст. 7) должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания.

Тот факт, что виновный действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия.

Рекомендация  Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2024 году 2024

Такие же, как и вышеизложенные, положения закреплены и в Уставе международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токио, 19 января 1946 г.) и ряде других международных правовых актов, что еще раз подтверждает реализацию на международном уровне принципа личной индивидуальной ответственности.

Перечисленными положениями определяются направления решения вопросов о субъекте преступления, следуя которым субъектами ведения агрессивной войны необходимо признавать как лиц, обладающих соответствующими правами отдавать приказы на ведение агрессивной войны, так и лиц, подобные приказы выполняющих, в свою очередь обладающих распорядительными полномочиями по реализации действий, охватываемых понятием «ведение войны». В этой связи, думается, нельзя признать субъектами рассматриваемого состава преступления лиц, участвующих в военных операциях, но не обладающих какими-либо полномочиями по ведению войны.

Статья 353 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Ст. 353 Уголовного кодекса

1. Понятие агрессии (агрессивной войны) дается в определении агрессии, принятом 14 декабря 1974 г. Резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН. Статья 3 указанного определения содержит примерный, неисчерпывающий перечень деяний, квалифицируемых в качестве акта агрессии.

2. Объективная сторона состоит в совершении любого из альтернативно указанных в законе действий.

Планирование агрессивной войны представляет собой разработку планов начала и ведения войны (стратегия наступления, расположения войск, очередность захвата объектов и т.д.). Подготовка агрессивной войны — это совокупность действий, направленных на реализацию соответствующих планов, включая в том числе увеличение объемов производства военной техники, увеличение численного состава вооруженных сил, передислокацию войск и т.д. Развязывание агрессивной войны предполагает совершение конкретных действий по ее началу и осуществление первого акта агрессии.

При этом не имеет значения, была война объявлена или нет.

3. Субъектом преступления является должностное лицо, в компетенцию которого входит объявление войны и решение иных вопросов военного характера.

4. В ч. 2 установлена ответственность за ведение агрессивной войны, т.е. за непосредственное осуществление военных действий.

Ведение войны признается оконченным с момента совершения первого действия, квалифицируемого в качестве акта агрессии.

Второй комментарий к Ст. 353 УК РФ

1. Объект этого преступления — мир и мирное сосуществование государств.

2. Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК, образуют три разновидности общественно опасных действий:

1) планирование агрессивной войны;

2) ее подготовка;

3) ее развязывание.

Понятие агрессии (агрессивной войны) определяется в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в специальной резолюции от 14 декабря 1974 г. Подготовка агрессивной войны — это действия, направленные на обеспечение соответствующих планов. Развязывание агрессивной войны — это начало конкретных действий по ее ведению.

3. Субъектом этого преступления является лицо, занимающее высшую государственную должность РФ или субъекта РФ.

4. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Часть 2 ст. 353 УК предусматривает квалифицированный состав данного преступления, объективная сторона которого характеризуется ведением агрессивной войны, т.е., в отличие от развязывания последней, ее продолжения.

Третий комментарий к статье 353 УК РФ

1. Объектом данного преступления является мирное сосуществование между государствами как отношения между народами, связанные с недопустимостью планирования, подготовки и развязывания вооруженной агрессивной войны как средства решения возникающих конфликтов. Комментируемая норма состоит из двух самостоятельных составов преступления: 1) планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны и 2) ведение агрессивной войны. Лигой Наций в 1923 г. агрессивная война была объявлена международным преступлением.

Агрессия в международном уголовном праве определяется как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.

2. Война представляет собой организованную вооруженную борьбу между народами, социальными группами, в процессе которой стороны прибегают к крайним методам воздействия друг на друга, путем применения вооруженных сил, дополняя их введением экономических санкций, политических и идеологических средств борьбы.

3. Резолюция 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. рассматривает агрессию как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, несовместимое с Уставом ООН. Поэтому война с точки зрения международного права признается агрессивной, если она выразилась в применении в нарушение Устава ООН государством вооруженной силы первым против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа. Примером тому является агрессия Организации Североатлантического договора (НАТО) в отношении Союзной Республики Югославия, основанием начала которой явилось решение генерального секретаря НАТО Х. Солана, отдавшего приказ 24 марта 1999 г. о начале военных действий против Союзной Республики Югославия. Данная агрессия явилась геноцидом в отношении народов Балканского полуострова, который длился 70 дней, доказав тем самым факт совершения преступлений против мира и безопасности человечества (см.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 июня 1999 г. N 4137-II ГД // СЗ РФ. 1999.

N 27. Ст. 3277).

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК, выражена в совершении действий, направленных на планирование, подготовку и развязывание агрессивной войны. Состав формальный, и преступление считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий.

Согласно Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии» противоправными являются следующие виды преступных действий: а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; б) военная оккупация вне зависимости от продолжительности (временная, длительная), причиной которой является вооруженное вторжение; в) аннексия территории другого государства либо его части; г) бомбардировка, применение любого другого оружия против территории другого государства; д) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого; е) нападение вооруженными государствами на сухопутные, морские или воздушные силы или морской или воздушный флот другого государства; ж) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных соглашением; з) продолжение пребывания вооруженных сил на такой территории по прекращении действия соглашения; и) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; к) засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства.

5. Планирование агрессивной войны — это разработка планов военного и материально-технического характера, проведение отдельных вооруженных операций, составление мобилизационных планов, подготовка предложений о задачах вооруженным силам для нападения, ведение разведывательной деятельности, материально-техническое и иное ресурсное обеспечение, дислокация воинских формирований в регионе предполагаемых военных действий.
Под развязыванием войны понимается осуществление тех или иных акций дипломатического или военного характера, создающих повод и оправдание для начала военных действий агрессивного характера.

6. Развязывание агрессивной войны — это уже реальные действия, направленные на оправдание факта агрессии, которые непосредственно предшествуют полномасштабным военным действиям: вооруженные провокации, захват заложников и иные акты агрессивного поведения.

7. Субъективная сторона преступлений характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо осознает, что планирует, подготавливает либо развязывает агрессивную войну, и желает совершать указанные действия.

8. Субъект преступления — общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Как правило, в качестве субъекта данного преступления выступают представители государственной, политической, военной, военно-промышленной элиты, по указаниям и приказам которых развязывается агрессивная война.