1. Непосредственным объектом преступления является безопасность полетов военных летательных аппаратов, подготовка к полетам (аэродрома, экипажа, летательного аппарата, службы безопасности обеспечения полетов) и безопасное соблюдение иных правил эксплуатации летательных военных аппаратов.
Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, относится к преступлениям средней тяжести.
Предмет преступления — военные летательные аппараты, т.е. все находящиеся на вооружении армии и других войск самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты, которые сконструированы для полета в атмосфере и космосе под воздействием входящей в устройство силовой установки: это все типы пилотируемых и беспилотных средств (самолеты, вертолеты, дирижабли, космические корабли и т.п.), летательные аппараты, поддающиеся управлению во время полета.
3. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов. Нарушение правил — это совершение действия (бездействия), противоречащего правилам полета, подготовки к полету или иным правилам эксплуатации военных летательных аппаратов.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Нарушения правил полетов связаны с нарушениями пилотирования летательных аппаратов, а нарушения правил подготовки к полетам — с невыполнением или ошибками в выполнении правил подготовки и допуска к полету членов экипажа либо нарушением правил подготовки к вылету самой машины. Подготовка летательного аппарата к полету — совокупность мер, выполняемых техническим и летным составом экипажа и всеми службами аэропорта в целях обеспечения безаварийного полета летательного аппарата на весь период выполнения задания (полета).
К иным правилам эксплуатации относят заправку самолета топливом, обеспечение боеприпасами, средствами тушения пожара, укомплектование штатными принадлежностями и другие меры, совершение которых предписано соответствующими нормативными актами о подготовке летательного аппарата к полету.
В качестве нарушений указанных правил полета, подготовки к полету и иных правил эксплуатации могут быть допуск к полету в сложных метеорологических условиях неподготовленного экипажа, неверная информация о метеорологической обстановке в районе предстоящего полета, нарушение командиром корабля высоты полета (коридора), ошибка штурмана в определении места нахождения самолета, заправка летательного аппарата некачественным топливом и др.
Выполнение военнослужащими обязанностей по обеспечению полета, подготовки к полету или иных правил эксплуатации, обеспечивающих безопасность полета летательного аппарата, в большей части фиксируется в соответствующих документах и докладывается руководителю полета.
Последствия преступления — это смерть человека или иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия носят оценочный характер (например, гибель летательного аппарата, причинение крупного материального вреда наземным объектам и сооружениям, срыв выполнения боевого задания). При оценке тяжести последствий следует учитывать степень отрицательного влияния вреда на боеспособность и боеготовность части, продолжительность времени, требуемого на устранение последствий, а также затраты на восстановление боеспособности части или летательного аппарата.
Обязательным признаком преступления является причинная связь между допущенным нарушением правил полета или подготовки к нему или иных правил эксплуатации военного летательного аппарата и фактическим наступлением последствий, указанных в комментируемой статье УК.
Акт комиссии по расследованию авиационных происшествий и заключения о причинах происшествия не освобождает правоприменительные органы от установления наличия причинной связи между допущенным нарушением правил полета, подготовки к нему и иных правил эксплуатации летательного аппарата в порядке, установленном УПК. Заключение экспертов может полностью совпадать с выводами комиссии, не совпадать частично или полностью. В последнем случае суд обязан установить причины допущения ошибок комиссией по расследованию авиационного происшествия.
Преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий.
3. Субъект преступления — специальный: военнослужащий, осуществляющий полет, подготовку к полетам либо эксплуатацию летательных аппаратов.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
При легкомыслии военнослужащий предвидит возможность наступления последствий своих действий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на объективно не способные меры предотвратить наступление этих последствий. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним
Объект данного преступления — безопасность полетов военных летательных аппаратов. Предмет преступления — военные летательные аппараты (самолеты, вертолеты и др.), находящиеся на вооружении воинских формирований.
Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил полетов или подготовки к ним. Наличие рассматриваемого состава преступления закон связывает с наступлением общественно опасных последствий в виде смерти человека или иных тяжких последствий. К числу иных тяжких последствий может быть отнесено разрушение летательного аппарата, уничтожение или повреждение иной боевой техники, причинение вреда здоровью людей и т.д.
В конструкцию объективной стороны включена также причинная связь между деянием и последствиями. Состав преступления по конструкции материальный. Преступление будет оконченным только с момента наступления последствий.
Диспозиция рассматриваемой статьи носит бланкетный характер. При решении вопроса о наличии состава преступления необходимы обращение к соответствующим правилам и установление конкретной их позиции, которая была нарушена. Указанные правила содержатся в инструкциях и других нормативных актах Военно-воздушных сил РФ.
Нарушение правил полетов заключается в несоблюдении соответствующих предписаний во время полета, т.е. с момента запуска двигателя для взлета и до момента его остановки после посадки (отклонение от маршрута полета, ведение посторонних разговоров, несоблюдение дистанции и т.п.). Нарушение правил эксплуатации состоит в допуске к полету экипажа, не прошедшего медицинского контроля, плохом техническом обслуживании летательного аппарата, недозаправке топливом и т.п. Преступление может быть совершено и действием, и бездействием.
С субъективной стороны преступление может быть совершено только по неосторожности (легкомыслию или небрежности).
Субъект преступления специальный — военнослужащий, на которого возложены обязанности обеспечения полетов, подготовки к полету или руководство полетом.
103. Под военными летательными аппаратами в статье 351 УК РФ понимаются технические устройства, состоящие на вооружении (учете) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских (специальных) формирований и органов, предназначенные для полетов в атмосфере Земли или космическом пространстве. К ним относятся, в частности, все типы пилотируемых и беспилотных средств, поддающихся управлению во время полета, например самолеты, планеры, вертолеты, космические аппараты, ракеты, аэростаты, в том числе дирижабли и стратостаты.
Популярные законы
- Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 04.08.2023) «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О Следственном комитете Российской Федерации»
- Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»
- Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
- Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
- Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.08.2018) «О прокуратуре Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральный закон от 05.05.2014 N 91-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
- Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О наркотических средствах и психотропных веществах»
- Федеральный закон от 13.06.1996 N 64-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»
- Федеральный закон от 08.01.1997 N 2-ФЗ (ред. от 10.01.2002) «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
- Закон РФ от 09.10.1992 N 3618-1 (ред. от 13.06.1996) «О защите конституционных органов власти в Российской Федерации»
Статья 351 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Нарушение правил полетов или подготовки к ним
Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации
военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие
последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Комментарий к Ст. 351 Уголовного кодекса
1. Данный состав преступления является специальным по отношению к составам, предусмотренным ст. 263, 271 и 271.1 УК. Правила полетов, подготовки к ним, правила эксплуатации военных летательных аппаратов установлены ведомственными нормативными правовыми актами.
2. Объективная сторона состоит в нарушении правил: а) полетов, т.е. движения воздушного судна с начала взлета до окончания посадки; б) подготовки к ним, т.е. процесса приведения в готовность летного состава к выполнению полетных заданий; в) иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов.
3. Преступление окончено с момента причинения смерти человека либо наступления иных тяжких последствий (например, вреда здоровью человека, существенного материального ущерба, срыва боевого задания и т.д.).
Второй комментарий к Ст. 351 УК РФ
1. Под военными летательными аппаратами понимаются находящиеся на вооружении армии, флота и других воинских формирований самолеты, вертолеты, другие летательные средства.
2. Нарушение правил полетов может быть связано с ошибками в пилотировании, потерей ориентировки или путевого управления и т.д.
Нарушение правил подготовки к полету выражается в неправильной подготовке летательного аппарата к выполнению поставленных перед экипажем задач (например, ненадлежащее техническое обслуживание летательного аппарата и т.д.).
Нарушение правил эксплуатации включает, например, допуск к управлению лиц, не прошедших медицинского контроля или необходимой дополнительной подготовки, использование летательного аппарата не по назначению и др.
3. Субъект преступления — военнослужащий, на которого специально возложены обязанности по осуществлению полета, подготовке к полетам либо по эксплуатации летательного аппарата.
4. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.
Третий комментарий к статье 351 УК РФ
1. Предметом данного преступления являются находящиеся на вооружении летательные аппараты (самолеты, вертолеты и другая авиационная техника различного предназначения).
2. Нарушение правил полетов выражается в неправильных действиях по управлению летательным аппаратом во время полета (например, выход из установленного «коридора» полета, потеря ориентировки или путевого управления, неправильные действия при бомбометании, десантировании и т.д.).
3. Нарушение правил подготовки к полету может состоять в допуске к нему членов экипажа, находящихся в неработоспособном состоянии, выпуске машин с техническими неисправностями и т.д.
4. Уголовная ответственность за нарушение правил полетов или подготовки к ним возможна лишь при условии что в результате этого наступила смерть человека или иные тяжкие последствия.
5. К иным тяжким последствиям могут быть отнесены: авария, т.е. разрушение или повреждение летательного аппарата; причинение крупного материального ущерба другим объектам; причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей и т.п.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной.
7. Субъектом преступления могут быть военнослужащие, обеспечивающие как сам полет, так и подготовку к нему (командир корабля, пилот, бортовой инженер, штурман, руководитель полетов и др.).
Статья 351 УК РФ. Нарушение правил полетов или подготовки к ним
Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Комментарий к статье 351 УК РФ
1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере безопасного управления военной техникой, дополнительный — жизнь и здоровье человека;
2) объективная сторона: заключается в нарушении правил полетов или подготовки к ним. Обязательный элемент состава — последствия: смерть человека либо иные тяжкие последствия (например, существенный материальный ущерб). Нарушения могут заключаться в несоблюдении установленной высоты полета, нахождении в кабине летательного аппарата посторонних лиц, если это находится в причинной связи с тяжкими последствиями, заправке аппарата некачественным топливом с неизвестным источником происхождения, невыполнении всего комплекса требований по проверки технического состояния аппарата, управлении аппаратом в нетрезвом состоянии, при явном ухудшении здоровья и пр.;
3) субъект специальный: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе — во время прохождения ими военных сборов, осуществляющие пилотирование летательных аппаратов или подготовку их к полетам;
4) субъективная сторона: характеризуется неосторожной формой вины, как к совершаемым действиям, так и к последствиям.
2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2 — военная служба, военнослужащие, раздел 5 — поступление на военную службу по контракту, ст. 54 — военные сборы);
2) ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 2 — граждане, имеющие статус военнослужащего);
3) ФЗ «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 21 — задачи авиационных воинских частей);
4) ВК РФ (ст. 22 — государственная авиация);
5) постановление Правительства РФ от 27.03.98 N 360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах»;
6) акты Министерства обороны РФ:
— приказ от 27.04.2009 N 265 «Об утверждении Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полетов государственной авиации»;
— приказ от 16.02.2009 N 60 «Об утверждении Федеральных авиационных правил по унификации условий авиационной деятельности авиационного персонала государственной авиации»;
— приказ от 30.04.2007 N 150 «Об утверждении Федеральных авиационных правил по штурманской службе государственной авиации»;
— приказ от 24.09.2004 N 275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации»;
— приказ от 25.10.2001 N 431 «Об утверждении Федеральных авиационных правил по организации полигонной службы в государственной авиации».
3. Судебная практика. Приговором Архангельского гарнизонного военного суда от 22.06.2011 установлено, что проходящий военную службу по контракту гр.С., являясь руководителем полетов воздушных судов в ходе личной проверки летного поля аэродрома обнаружил, что последнее не в полной мере подготовлено к полетам. Несмотря на наличие недостатков в подготовке аэродрома к полетам, гр.С. принял аэродром от исполнявшего обязанности начальника аэродромной службы гр.В., как якобы находящийся в надлежащем состоянии. Позже при заходе на посадку истребитель под управлением гр.Е. выкатился на левую полосу, где столкнулся с вертикальным срезом плотного снега в месте сопряжения полосы с местами выкладки снега, и опрокинулся.
В результате аварии самолет был разрушен, вследствие чего государству был причинен крупный ущерб в размере 86696850 руб. Гражданин С. был признан виновным, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года условно.
________________
235 URL: http://rospravosudie.com/court-arxangelskij-garnizonnyj-voennyj-sud-arxangelskaya-oblast-s/act-106701846/
Консультации и комментарии юристов по ст 351 УК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 351 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.