УК РФ Статья 337. Самовольное оставление части или места службы
1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, —
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, —
наказываются лишением свободы на срок до двух лет.
2.1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 365-ФЗ)
3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, —
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
3.1. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, —
наказываются лишением свободы на срок до семи лет.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 365-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
5. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
(часть 5 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 365-ФЗ)
Примечания. 1. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу явились следствием стечения тяжелых обстоятельств.
2. Граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов несут уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, которая установлена для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
(примечания в ред. Федерального закона от 24.09.2022 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 337 УК РФ. Самовольное оставление части или места службы
1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, —
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, —
наказываются лишением свободы на срок до двух лет.
2.1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 365-ФЗ)
3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, —
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
3.1. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, —
наказываются лишением свободы на срок до семи лет.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 365-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
5. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
(часть 5 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 365-ФЗ)
Примечания. 1. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу явились следствием стечения тяжелых обстоятельств.
2. Граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов несут уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, которая установлена для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
(примечания в ред. Федерального закона от 24.09.2022 N 365-ФЗ)
Основные кодексы РФ → УК РФ → Статья 337 УК РФ. Самовольное оставление части или места службы
- Полезные ссылки.
- Статистика стоимости услуг адвокатов и юристов в РФ
- Наш канал в Telegram
- Проект
- О проекте
- Презентационный буклет Праворуба
- Статистика проекта
- Пользовательское соглашение
- Меморандум
- Наши партнеры
- Политика обработки персональных данных
- Развитие
- Размещение рекламы
- Наши ссылки и баннеры
- Благотворители
- Поддержать развитие проекта
- Помощь
- Категории пользователей
- Рейтинг и репутация
- Как работать на портале
- Тариф PRO
Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи обратной связи
Самовольное оставление воинской части: кто виноват?
В октябре 2022 г. военнослужащий И., проходивший службу по контракту в одной из войсковых частей, дислоцирующихся за пределами зоны проведения специальной военной операции, самовольно оставил место прохождения службы и уехал домой. Со слов И., он полагал, что имел право это сделать, поскольку срок контракта о прохождении военной службы, заключенный им с Министерством обороны РФ, истек, а положения п. 4 Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ № 647), которым предусмотрена «автоматическая пролонгация» таких контрактов до окончания периода частичной мобилизации, командованием войсковой части до него не доводились и не разъяснялись.
Уполномоченные должностные лица войсковой части, в которой служил И., приступили к разыскным мероприятиям лишь спустя полтора месяца с момента убытия военнослужащего. Молодого человека, который все это время находился дома и ни от кого не скрывался, вызвали в военную комендатуру гарнизона, куда он самостоятельно прибыл в назначенную дату. Там ему выдали предписание об убытии в другую войсковую часть, которое он исполнил и фактически продолжил нести военную службу.
В дальнейшем в отношении И. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 337 УК РФ, – самовольное оставление части продолжительностью свыше одного месяца. Военнослужащий, которому только на стадии предварительного следствия стало известно о содержании указанного пункта Указа № 647, вину в совершении инкриминируемого ему деяния признал в полном объеме. Этой позиции он придерживался и при рассмотрении уголовного дела гарнизонным военным судом. Несмотря на готовность подсудимого продолжить прохождение военной службы, в том числе в зоне СВО, полное признание вины, наличие государственной награды и иные смягчающие вину обстоятельства, суд признал И. виновным и назначил наказание в виде пяти лет лишения свободы.
Окружной военный суд оставил приговор без изменения.
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что условия, способствовавшие совершению преступления, на квалификацию содеянного и размер наказания не влияют, поскольку в период ожидания увольнения законных оснований для уклонения от исполнения обязанностей военной службы у И. – независимо от действий (бездействия) воинских должностных лиц – не имелось, а положения Указа № 647 опубликованы 21 сентября 2022 г. – то есть находились в свободном доступе и не требовали дополнительных разъяснений со стороны командования.
Не будем обсуждать убедительность аргументов осужденного о неосведомленности об Указе № 647 и его отдельных положениях: как известно, ignorantia juris non excusat. В данном случае примечательно другое – самовольное оставление части или места службы, совершенное без цели уклонения от прохождения военной службы, является криминальным, если военнослужащий без уважительных причин находился за пределами части (места службы) свыше двух суток. При этом квалификация действий лица по конкретной части ст. 337 УК и, как следствие, срок наказания за совершенное преступление напрямую зависят от продолжительности нахождения военнослужащего вне части (места службы).
Так, самовольное оставление части (места службы) продолжительностью от двух до 10 суток наказывается лишением свободы на срок до 5 лет (ч. 2.1 ст. 337 УК), пребывание военнослужащего за пределами части (места службы) продолжительностью от 10 суток до месяца наказывается лишением свободы на срок до 7 лет (ч.
3 ст. 337 УК). Если же военнослужащий находится за пределами части месяц, срок наказания составляет от 5 до 10 лет лишения свободы.
В описанном примере военнослужащий находился вне войсковой части полтора месяца – ровно столько, сколько уполномоченные должностные лица не принимали мер к установлению места его нахождения и возвращению в расположение части.
В связи с этим возникает резонный вопрос: подлежал бы И. привлечению к уголовной ответственности, если бы уполномоченные должностные лица своевременно (то есть в первые же сутки после вечерней поверки), обнаружив отсутствие военнослужащего в расположении части, незамедлительно связались с ним и потребовали прибыть в часть?
Учитывая, что, как было установлено судом, в указанный период И. находился по месту жительства, адрес которого известен командованию войсковой части, нигде не скрывался и самостоятельно явился в военную комендатуру гарнизона по первому требованию, полагаю, ответ на вопрос должен быть отрицательным. Перечисленные обстоятельства – в частности, поведение И. после оставления части и вызова в военную комендатуру гарнизона – дают все основания утверждать, что при своевременной реакции командования он прибыл бы в расположение подразделения не позднее двух суток с момента его оставления.
Разумеется, уголовный процесс, как и история, не знает сослагательного наклонения, а вина в самовольном оставлении части военнослужащим не может быть возложена на его командование. Вместе с тем в рассмотренных обстоятельствах бездействие должностных лиц войсковой части, в которой проходил военную службу И., явно способствовало совершению им преступления.
К такому же выводу пришел и гарнизонный военный суд, вынесший частное постановление в адрес командира войсковой части, в которой проходил военную службу осужденный, о том, что совершению преступления «в определенной мере способствовало ненадлежащее выполнение ответственными должностными лицами войсковой части своих служебных обязанностей по принятию установленных законом мер к лицам, в действиях которых усматриваются признаки преступления, а также по поддержанию в части высокой воинской дисциплины». Представляется, что в данном случае вынесение судом частного постановления не может являться достаточной процессуальной «реакцией» на бездействие должностных лиц, повлекшее совершение военнослужащим тяжкого преступления против военной службы.
144–145 УПК РФ и им должна быть дана правовая оценка с точки зрения наличия либо отсутствия признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК.
Полагаю, формирование правоприменительной практики, при которой справедливая и принципиальная юридическая оценка дается действиям не только военнослужащего, самовольного оставившего место службы, но и его командиров (начальников), повысит воинскую дисциплину и, как следствие, укрепит боеспособность Вооруженных Сил РФ.
Самовольное оставление части и дезертирство в период мобилизации и ведения боевых действий
Самовольное оставление части (СОЧ) или места службы, под которым также понимается неявка в срок без уважительных причин на службу, зависит от срока, в течении которого военнослужащий уклоняется от прохождения военной службы. Соответственно, различаются и наказания: чем продолжительнее срок отсутствия на службе, тем более строгое наказание предусмотрено ст. 337 УК РФ.
Под дезертирством (ст. 338 УК РФ) понимается самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях. То есть дезертирство не зависит от продолжительности уклонения от военной службы. Поэтому главное различие – в намерениях и целях уклонения от военной службы.
При СОЧ военнослужащий желает лишь временноуклонитьсяот военной службы (или, как обычно указывают в приговорах, «праздно провести время», и по истечении определенного срока возвратиться в часть, а при дезертирстве – вовсеуклониться, то есть более никогда на военную службу не возвращаться.
Как понять, что военнослужащий совершил дезертирство, то есть решил вовсе не возвращаться к месту службы?
Об умысле на дезертирство могут свидетельствовать приобретение или изготовление подложных документов, например, военного билета с отметками о прохождении службы, или документов об отсрочке. Особое внимание – на порядок взаимоотношений с государственными органами – достаточно скрыть факт прохождения военной службы, скажем, при задержании правоохранительным органом.
На практике, суды считают дезертирством такие, казалось бы, невинные факты, как
- устройство на работу, в том числе и неофициально;
- покупка недвижимости без регистрации по месту жительства;
- и даже заключение брака.
Ужесточение уголовной ответственности за самовольное оставление части и дезертирства в период мобилизации и военного времени.
Федеральным законом от 24.09.2022 N 365-ФЗ были приняты поправки в Уголовный кодекс РФ, которые значительно ужесточили наказание за СОЧ и дезертирство. Так, если ранее за самовольное оставление части продолжительностью свыше одного месяца предусматривалось наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, то эти же действия в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Такая же ситуация и с дезертирством: сроки лишения свободы увеличились с семи лет в мирное время, до пяти – пятнадцати в военное время
Новый взгляд на сроки самовольного оставления части.
Как мы уже выяснили, при СОЧ всё зависит от сроков. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, иногда пользовались тем, что СОЧ начинается только после 10 суток отсутствия в части, и «играли в десяточку»: 9 суток отсутствия, потом прибытие в часть, после чего снова 9 суток отсутствия.
Но такая ситуация продолжалась недолго: ещё в далёком 2008 году Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что если военнослужащий временно появляется в расположении части без намеренияприступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению, либо не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, течение срока самовольного отсутствия не прерывается.
Конечно, при умном и осторожном поведении можно и нужно учитывать эти разъяснения, и их можно даже законнопреодолевать. Но нас интересует другое: по сути, разъяснения Верховного суда РФ расширительно толкуют сроки уклонения от прохождения военной службы, делают их размытыми и неопределёнными.
Теперь от сроков самовольного оставления части может ничего не зависеть.
18 мая 2024 года Пленум Верховного суда РФ утвердил Постановление № 11
«О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы»,
в соответствии с которым разъяснил:
Если военнослужащий имел намерениесамовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных соответствующими частями ст. 337 УК РФ, но был задержан до истечения этих сроков,содеянное следует квалифицировать как покушениена соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла лица, уклонившегося от военной службы. При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеети может быть меньше установленной в соответствующих частях указанной статьи, например, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составлять менее двух суток.
Что это означает на практике?
Это означает то, что срокиуклонения от военной службы нивелированы, и теперь даже после очень кратковременного отсутствия на службе можно получить обвинение в более тяжком преступлении. Конечно, как это впоследствии будет трактоваться судами, покажет время. Но можно и пофантазировать.
Например: Военнослужащий отсутствует на службе 11 дней (до одного месяца), и его задерживают. Предусмотренное наказание – лишение свободы на срок до трёх лет, а в военное время – до пяти лет. НО в период СОЧ военнослужащий отправил своей подруге смс сообщение, что-то вроде: «…я щас дома, приходи если чё, я тута ещё пару месяцев зависать буду …».
По сути, обозначил своё намерение уклоняться от военной службы более, чем на месяц. Вот теперь уже его действия будут квалифицироваться как покушениена СОЧ свыше 1 месяца, где наказание до пяти лет лишения свободы, а в военное время – от пяти до десяти.
Одна отправленная смс-ка, и срок увеличивается почти вдвое(согласно ч.3 ст. 66 УК РФ не более 3/4). А может, я сильно сгущаю краски?
Судебная практика
В 2024 году по ст. 337 УК РФ и ст. 338 УК РФ в Ростовской области, в Ростовском-на-Дону гарнизонном военном суде и Новочеркасском гарнизонном военном суде находятся больше десятка дел, часть из них рассмотрена.
20 дней самоволки, ➡️2 года лишения свободы.
А вот Самарский гарнизонный военный суд только что, 19 мая 2024 года приговорил рядового по части 5 ст. 337 УК РФ к 6 годамреального лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, как и просило обвинение.
Сайт:
Военный адвокат