Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности применяемых в отношении должностного лица

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 283 настоящего Кодекса), —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 320 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность правоохранительных и контролирующих органов, а также на личность должностных лиц этих органов и их близких, на их имущественные интересы.

Предметом преступления являются сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо его близких. В ст. 5 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» приведен исчерпывающий перечень таких мер.

Сведения о них могут, например, содержаться в постановлении о принятом решении о применении мер безопасности, выписке из постановления с конкретными предписаниями и сроками их исполнения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

По содержанию разглашаемых сведений преступление отличается от ст. 137 УК, где предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную и семейную тайну.

Потерпевшими от преступления являются должностные лица правоохранительного или контролирующего органа (см. комментарий к ст. ст. 285 и 317, 318) и их близкие (см. ст. 137 Семейного кодекса РФ, п. п. 3 и 4 ст. 5 УПК и комментарий к ст.

317). Лица, подлежащие защите, перечислены в ст. 2 указанного Закона.

По кругу потерпевших данное преступление отличается от преступления, предусмотренного ст. 311 УК, где таковыми являются судья, присяжный заседатель, судебный пристав, судебный исполнитель, потерпевший, свидетель и иные лица, участвующие в отправлении правосудия, или участники уголовного процесса, а равно их близкие.

2. Объективную сторону преступления образует разглашение сведений о мерах безопасности. Это означает, что их содержание стало известно хотя бы одному лицу, которому сведения о мерах безопасности не были доверены по работе или службе. Способ разглашения уголовно-правового значения не имеет и может быть любым.

Оконченным преступление считается с момента, когда содержание сведений стало достоянием заинтересованного лица. Наступления каких бы то ни было последствий для ответственности по ч. 1 комментируемой статьи не требуется. Использование полученных сведений находится за пределами рассматриваемого состава преступления.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность разглашения сведений о мерах безопасности должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов или их близких, осознает, что разглашает сведения с целью воспрепятствования служебной деятельности указанных лиц, и желает это сделать. Цель воспрепятствования служебной деятельности должностного лица является обязательным признаком субъективной стороны.

Если разглашение произошло с косвенным умыслом или по неосторожности, содеянное при наличии всех необходимых признаков образует халатность (ст. 293 УК).

4. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо 16-летнего возраста, но чаще это должностные лица органов, обеспечивающих безопасность защищаемого (его близких): например, работники органов внутренних дел, органов контрразведки, таможенных органов, командование воинских частей. Субъектом преступления могут быть также должностные лица учреждений, организаций, в адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих безопасность, например работники паспортных служб, адресных столов, справочных служб телефонной связи.

Не является субъектом преступления лицо, которое получило такие сведения случайно, например похитив документы. При наличии необходимых признаков его можно привлечь к ответственности по ст. 325 УК РФ.

5. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, повлекшее тяжкие последствия. Они могут относиться к личности потерпевшего (смерть, тяжкий вред здоровью, изнасилование, захват заложников, имущественный ущерб), а равно к деятельности представляемого им правоохранительного или контролирующего органа. Их тяжесть оценивает суд.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным, когда тяжкие последствия фактически наступили. Отношение к последствиям характеризуется неосторожностью.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, может быть и сам защищаемый, если он разгласил сведения о его мерах безопасности и это привело к тяжким последствиям для других лиц.

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа 2024

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Рекомендация  Статья 275. Государственная измена 2024

УК РФ Глава 32. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ

  • Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
  • Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
  • Статья 319. Оскорбление представителя власти
  • Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа
  • Статья 321. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества
  • Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации
  • Статья 322.1. Организация незаконной миграции
  • Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации
  • Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации
  • Статья 323. Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации
  • Статья 324. Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград
  • Статья 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия
  • Статья 325.1. Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства
  • Статья 326. Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства
  • Статья 327. Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков
  • Статья 327.1. Изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование
  • Статья 327.2. Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий
  • Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
  • Статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации
  • Статья 330. Самоуправство
  • Статья 330.1. Уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации об иностранных агентах
  • Статья 330.2. Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве
  • Статья 330.3. Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций или которая не имеет зарегистрированного в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, структурного подразделения — отделения

Открыть полный текст документа

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ > Особенная часть > Раздел X > Глава 32 > Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 283 настоящего Кодекса), —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

  • Статья 319. Оскорбление представителя власти
  • Статья 321. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества

Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов управления. Дополнительный объект — безопасность должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких.

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате разглашения применяемые меры безопасности утрачивают эффективность, указанные выше субъекты становятся уязвимыми для любого негативного воздействия на них. Это может негативно отразиться на деятельности представителей власти, повлечь тяжкие последствия.

Государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» . Перечень лиц, подлежащих защите, приведен в ст. 2 названного Закона. К ним, в частности, относятся: лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих.

Рекомендация  Продление регистрации ребенку 2024

СЗ РФ. 1995. N 17.

Ст. 1455.

Понятие «близкие» было рассмотрено применительно к ст. 105 УК РФ.

Объективная сторона преступления характеризуется действием и состоит в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в диспозиции рассматриваемой нормы лиц. Разглашение представляет собой противоправное предание огласке сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа или их близких. Способ разглашения сведений не имеет значения для квалификации преступления.

Разглашение информации может быть совершено в форме действия: при беседе, передаче документов, демонстрации аудио- или видеозаписи, сообщении в средствах массовой информации, по телефону, электронной почте и т.п.

По конструкции объективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 320 УК РФ, является формальным. Разглашение сведений о мерах безопасности считается оконченным преступлением с момента, когда эти сведения стали известны хотя бы одному лицу, не допущенному к информации о соответствующих мерах безопасности. При этом необходимо, чтобы такое лицо понимало смысл полученной им информации. Если указанное лицо не понимает разглашаемую информацию, имеет место покушение на совершение преступления (ч.

3 ст. 30 и ст. 320 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Для наличия состава преступления обязательным признаком субъективной стороны является цель — воспрепятствовать служебной деятельности.

Мотивы разглашения могут быть различными: отомстить сотруднику правоохранительного органа, похвастаться своей осведомленностью, получить материальную выгоду и т.п.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого состава преступления (ч. 2 ст. 320 УК РФ) является совершение деяния, повлекшего тяжкие последствия (например, покушение на жизнь должностного лица контролирующего органа, причинение вреда здоровью, серьезного материального ущерба).

Понятие тяжкого последствия в законе не определено, оно является оценочным и подлежит установлению в каждом конкретном случае.

Наступившее тяжкое последствие должно находиться в причинной связи с разглашением виновным сведений о применяемых мерах безопасности в отношении того или иного защищаемого.

Квалифицированный состав преступления является материальным. Преступление будет окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона этого состава может характеризоваться виной в виде прямого или косвенного умысла, а также двумя формами вины.

Статья 320 УК РФ. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 283 настоящего Кодекса), —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 320 УК РФ

1. Основным объектом является совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия функционирования правоохранительных и контролирующих органов. Факультативным объектом могут быть интересы личности — должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также их близких.

2. Перечень лиц, на которых распространяется государственная защита, содержится в ст. 2 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». К ним относятся: лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по УД, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск МВД России, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, органов государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей (см.

Рекомендация  Подсчет педагогического стажа 2024

ЗоЗПП РФ с Комментариями), осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; близкие перечисленных лиц.

3. Объективная сторона составов преступления выражается как в действии, так и в бездействии — разглашении сведений о применяемых или уже принятых мерах безопасности. Подробнее см. коммент. к ст. 311.

4. Субъект преступного посягательства общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В отличие от ст. 311, где предусмотрены специальные признаки субъекта посягательства, в коммент. статье они отсутствуют.

Предполагается, что для разглашения необходимо обладание субъектом такой информацией.

5. Субъективная сторона основного состава преступления характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели — воспрепятствовать служебной деятельности потерпевшего. Виновное лицо осознает незаконность разглашения постороннему лицу в любой форме конфиденциальной информации о принимаемых мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, преследуя при этом цель воспрепятствовать его служебной деятельности, и желает так поступить. Мотив (месть, карьеризм и т.п.) на квалификацию не влияет.

В квалифицированном составе виновное лицо осознает, что разглашает конфиденциальную информацию о применяемых мерах безопасности в отношении указанных лиц, в целях воспрепятствовать их служебной деятельности и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает или безразлично относится к наступлению тяжких последствий (косвенный умысел).

6. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен квалифицирующий признак — наступление тяжких последствий. Этот признак носит оценочный характер и определяется, исходя из конкретных обстоятельств по делу. Подробнее см. коммент. к ст.

311.

7. Содеянное, предусмотренное ч. 1, относится к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 320 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления выступают сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц.

2. В качестве потерпевших выступают: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) их близкие. Если разглашаются сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи или участников уголовного процесса, ответственность наступает по ст. 311 УК РФ.

3. В отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов применяются меры безопасности, установленные Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

4. Объективная сторона характеризуется преданием огласке сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц.

5. Преступление окончено, когда сведения о мерах безопасности становятся достоянием хотя бы одного лица, не имеющего права на ознакомление с ними.

6. Обязательным субъективным признаком является цель воспрепятствования служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, т.е. стремление виновного прервать или прекратить такую деятельность.

7. Субъект преступления — специальный. Им может быть лицо, достигшее 16 лет, которому эти сведения были доверены либо стали известны в связи со служебной деятельностью. К лицам, которым сведения о применяемых мерах безопасности были доверены, относятся лица, которые непосредственно обеспечивают мероприятия по осуществлению безопасности потерпевших и являются работниками специальных подразделений, созданных в органах внутренних дел, органах Федеральной службы безопасности, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органах государственной охраны.

Лицами, которым эти сведения стали известны по службе, являются работники прокуратуры, органов внутренних дел, руководители и служащие паспортных служб и т.п., которым указанная информация стала доступна в силу занимаемого служебного положения или выполняемой работы.

8. Квалифицирующим признаком признается наступление тяжких последствий (например, смерть потерпевшего, вред его здоровью, уничтожение или повреждение имущества в крупном размере). По смыслу закона психическое отношение виновного к наступлению тяжких последствий характеризуется неосторожной формой вины.