Подборка наиболее важных документов по запросу Уклонение от принудительного лечения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Медицинские услуги:
- 7 нозологий
- 86.90.19.190
- Абдоминальная хирургия
- Аборт
- Амбулаторное лечение
- Показать все
- Медицинские услуги:
- 7 нозологий
- 86.90.19.190
- Абдоминальная хирургия
- Аборт
- Амбулаторное лечение
- Показать все
- Наркотики:
- N-метилэфедрон
- Амфетамин
- Аналоги наркотических средств
- Гашиш
- Героин
- Показать все
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Система обеспечения охраны здоровья в местах лишения свободы: структура, динамика и перспективы
(Павленко А.А.)
(«Административное право и процесс», 2022, N 12) Особенности правового положения и облика осужденных (элементы блока пенитенциарного социума) также оказывают значительное влияние на процесс охраны здоровья в ИУ. К ним прежде всего относится специальный правовой статус пациентов, которым при исполнении лишения свободы гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ).
Это, в частности, проявляется в возможности применения по решению медицинской комиссии исправительного учреждения обязательного лечения к осужденным больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, а также ВИЧ-инфицированным осужденным (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). Уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии, является основанием признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст.
116 УИК РФ) и влечет целый ряд правоограничений.
Нормативные акты
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 14.04.2023) Статья 314. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера
«Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 29.12.2022) 1. Злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Статья 314.1 УК РФ (действующая редакция). Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений
1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —
наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —
наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Комментарий к Ст. 314.1 УК РФ
1. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.
Институт административного надзора как своеобразное правовое средство, обеспечивающее предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость, а также оказание на этих лиц индивидуального профилактического воздействия, был восстановлен в российской правовой системе Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» . По смыслу этого Закона цели административного надзора достигаются путем установления освобожденному из мест лишения свободы ряда административных ограничений: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение нахождения вне своего жилища по месту жительства или пребывания в определенное время; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 15. Ст.2037.
Виды административных ограничений устанавливаются по судебному решению, но их конкретизация может осуществляться органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного.
2. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, сформулирован как формальный, с учетом чего обязательными признаками объективной стороны этого преступления является только общественно опасное и противоправное деяние, а именно неприбытие без уважительных причин к избранному осужденным месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок либо самовольное оставление этим лицом места жительства или пребывания.
Нарушение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, возложенных на него в связи с этим ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, не является основанием для применения комментируемой статьи и, если в этих действиях не содержится состава иного преступления, влечет возложение на него административного взыскания, предусмотренного ст. 19.24 КоАП.
3. Наличие оконченного состава преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей, констатируется уже в момент истечения срока, в течение которого лицо, в отношении которого установлен административный надзор, должно было явиться, но не явилось к избранному им месту жительства или пребывания, или же в момент, когда поднадзорное лицо самовольно покинуло территорию населенного пункта его места жительства или пребывания.
Моментом окончания данного преступления, являющегося по своему характеру длящимся, признается обнаружение и (или) задержание поднадзорного лица или же его явка по месту жительства или пребывания.
4. Уважительными причинами, при наличии которых неприбытие освобожденного из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания, равно как и оставление им места жительства или пребывания, не образуют состава преступления, могут признаваться, в частности, тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь или смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения.
Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ.
5. Для субъективной стороны преступления характерно наличие прямого умысла и цели уклонения от административного надзора на какой-либо определенный период либо на все время применения этой меры или до погашения или снятия судимости.
Самовольное, без разрешения соответствующего органа внутренних дел, оставление места жительства или пребывания с целью навестить родственников, сдать вступительные экзамены в вуз и т.п. может влечь только административную, но не уголовную ответственность. В то же время оставление поднадзорным места своего жительства для совершения преступления в другом населенном пункте, хотя после этого он и возвращается к месту своего жительства, является основанием для наступления уголовной ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей.
6. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении которого при освобождении из мест лишения свободы или после освобождения установлен административный надзор.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор может быть установлен в отношении лица, которое: 1) освобождается или освобождено из мест лишения свободы; 2) имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступления, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 3) в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или после освобождения из мест лишения свободы совершило в течение года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения и общественную нравственность. При этом в отношении лиц, имеющих судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор может быть установлен независимо от наличия указанных в этом пункте обстоятельств, и, следовательно, они могут подлежать уголовной ответственности в соответствии с комментируемой статьей, даже если до этого не совершали никаких правонарушений.
Статья 314 УК РФ (действующая редакция). Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера
наказывается принудительными работами на срок до одного года либо лишением свободы на тот же срок.
2. Невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда либо неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки —
наказывается принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.
3. Уклонение лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера —
наказывается лишением свободы на срок до одного года.
Примечания. 1. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания.
2. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, наступает в случае, когда принудительные меры медицинского характера применяются к лицу после отбытия наказания.
Комментарий к Ст. 314 УК РФ
1. Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие обязательность судебного приговора и порядок исполнения наказаний в виде ограничения свободы или лишения свободы, а также ПММХ.
2. С объективной стороны злостное уклонение от исполнения ограничения свободы выражается как в действиях, направленных на нарушение установленных по приговору суда ограничений, предусмотренных ст. 53 УК (в частности, связанных с запретом уходить из дома, не посещать определенные места, не изменять место жительства), так и в бездействии, проявляющемся в невыполнении обязанности являться для регистрации в специализированный государственный орган. Уголовная ответственность за указанные деяния наступает лишь при условии злостного характера допущенных нарушений, при условии что осужденный предупреждался об их недопустимости.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы с точки зрения его объективной стороны представляет собой бездействие, выражающееся в невозвращении в определенный срок к месту лишения свободы лица, осужденного к лишению свободы, которому был разрешен выезд за пределы этого места или которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания.
Выезд из места лишения свободы регламентируется ст. 97 УИК, предусматривающей различные виды выездов в зависимости от оснований (краткосрочные — до семи суток, длительные — на время оплачиваемого отпуска, до 15 суток — для устройства детей у родственников или в детском доме) и порядок их предоставления.
Отсрочка исполнения приговора предусматривается ст. 398 УПК, а отсрочка отбывания наказания — ст. 82 УК.
3. Деяние, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, представляет собой длящееся преступление, которое начинается с момента неявки в установленный срок в соответствующие исправительное учреждение или орган уголовно-исполнительной системы, обеспечивающие приведение приговора в исполнение и отбывание наказания, либо в орган внутренних дел и заканчивается задержанием осужденного или его явкой с повинной. Если приговор в отношении осужденного, который уклонялся от отбывания лишения свободы, отменяется и уголовное дело в отношении его прекращается либо если приговор изменяется и наказание осужденному заменяется на не связанное с лишением свободы, он не может быть привлечен к уголовной ответственности по данной статье.
4. Отпадение фактических оснований для применения отсрочки исполнения приговора или невыполнение осужденным условий отсрочки (например, неприбытие после освобождения из исправительного учреждения к месту жительства и исполнения отсрочки, уклонение от лечения, уклонение от воспитания ребенка, не достигшего 14-летнего возраста, продолжение употребления наркотических средств) сами по себе не могут служить основанием для привлечения лица к уголовной ответственности по комментируемой статье, являясь лишь основанием для принятия судебного решения об отмене отсрочки исполнения приговора и направления осужденного в места лишения свободы. Это связано как с тем, что закон не во всех случаях предусматривает обязательное возвращение осужденного после окончания отсрочки исполнения приговора в места лишения свободы, допуская принятие судом решений об освобождении осужденного от отбывания наказания или о замене наказания более мягким, так и с тем, что установление факта нарушения осужденным условий отсрочки и наличия оснований для ее досрочной отмены возможно только по судебному решению, а также с тем, что ни УПК, ни УИК не регламентируют порядок самостоятельного возвращения осужденного к месту отбывания наказания после отсрочки исполнения приговора.
5. Субъектом преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор и которое не отбыло назначенное ему наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы. Причем лицо, которому назначено наказание в виде ограничения свободы, подлежит ответственности за уклонение от его отбывания лишь в том случае, если это наказание назначено в качестве дополнительного; уклонение от исполнения ограничения свободы в качестве основного наказания влечет в соответствии с ч. 5 ст. 53 УК его замену в неотбытой части принудительными работами или лишением свободы из расчета один день этого наказания за два дня ограничения свободы.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, является вменяемое физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, которое осуждено за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдает, по заключению судебно-психиатрической экспертизы, расстройством сексуального предпочтения (педофилией) и в отношении которого судом в соответствии с ч. 2.1 ст. 102 УК вынесено постановление о применении к нему в период условно-досрочного освобождения от наказания, или в период отбывания более мягкого вида наказания, или после отбытия наказания ПММХ в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и целью уклониться от отбывания наказания.
Недоказанность умысла осужденного уклониться от отбывания наказания в целом или в течение определенного срока исключает наступление ответственности по комментируемой статье.
Если осужденный к лишению свободы возвращается к месту отбывания наказания после выезда или отсрочки исполнения приговора с опозданием, это может свидетельствовать об отсутствии у него цели уклониться от отбывания наказания, и тогда он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, но не уголовной ответственности по комментируемой статье.
В случае неявки осужденного к месту отбывания наказания по независящим от него причинам (болезнь, отсутствие сообщения, стихийное бедствие) состав данного преступления в его действиях отсутствует.
Судебная практика по ст. 314 УК РФ: приговоры и разбор преступлений по составу
Деяние, инкриминируемое Мацуто на территории Республики Беларусь, по российскому уголовному законодательству также является уголовно наказуемым и соответствует ч. 1 ст. 314 УК РФ , санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года.
Ответственность за указанные действия предусмотрена также российским уголовным законодательством и соответствует ч. 2 ст. 314 УК РФ (уклонение от отбывания наказания), ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия, группой лиц по предварительному сговору), п. п. ‘д’, ‘з’ ч. 2 ст.
112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, из хулиганских побуждений, с применением предметов, используемых в качестве оружия), санкции которых предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
При таких данных, а также учитывая, что в силу ч. 1 ст. 314 УК РФ особый порядок принятия судебного решения может быть применен по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, не превышает 10 лет лишения свободы, ссылка в жалобе на лишение Токтомуратова Ж.А. права ходатайствовать о рассмотрении дела в особом порядке является беспредметной.
Фазлеев Марат Марселевич, ранее судимый: 1) 23 июня 2016 года по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы на 1 год, освобожден 21 апреля 2017 года по отбытии наказания, 2) 20 декабря 2017 года по ч. 1 ст. 314 УК РФ , на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем полного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части дополнительного наказания по приговору от 23 июня 2016 года в виде ограничения свободы сроком 4 месяца — к 2 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 4 месяца, освобожден .
У вас есть юридический вопрос?
Вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по следующим телефонам горячей линии ежедневно с 9:00 до 21:00.
Статья 314.1 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений
1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —
наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —
наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.
Комментарий к Ст. 314.1 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1, выражается в виде бездействия или действия по: а) неприбытию без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок (данное бездействие состоит в нарушении обязанности, установленной в п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»); б) самовольному оставлению указанным лицом места жительства или пребывания (данное действие состоит в нарушении обязанности, установленной в п. 5 ч. 1 ст. 11 указанного Закона). Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2, характеризуется действием и (или) бездействием по неоднократному несоблюдению указанным лицом административных ограничения или ограничений, установленных ему судом, в соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона, сопряженным с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (предусмотренного гл.
19 КоАП РФ, кроме правонарушения, закрепленного ст. 19.24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (предусмотренного гл. 20 КоАП РФ), либо правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (закрепленного в гл.
6 КоАП РФ). В соответствии с примечанием к статье признается неоднократным несоблюдение поднадзорным лицом указанных административных ограничения или ограничений, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние (по ст. 19.24 КоАП РФ) два раза в течение одного года.
2. Преступление признается оконченным с момента совершения указанного действия (бездействия).
3. Уважительными причинами неприбытия лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, в определенный срок к избранному им месту жительства или пребывания могут быть конкретные обстоятельства, которые препятствовали исполнению указанных в предписании обязанностей (например, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь этого лица) (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 мая 2016 г. N 21 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а по ч. 1 — специальной целью уклонения от административного надзора.
5. Субъект специальный: по ч. 1 — лицо, в отношении которого установлен административный надзор, по ч. 2 — лицо, в отношении которого установлен и осуществляется административный надзор, которое ранее привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 19.24 КоАП РФ, два раза в течение одного года.
Второй комментарий к Ст. 314.1 УК РФ
1. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в несоблюдении следующих требований административного надзора:
а) неприбытие без уважительных причин при освобождении лица из мест лишения свободы к избранному им месту жительства или пребывания в срок, определенный администрацией исправительного учреждения. Уважительные причины — понятие оценочное, они определяются исходя из конкретных обстоятельств нарушения указанных сроков;
б) самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания или фактического нахождения.
2. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а применительно к самовольному оставлению места жительства, пребывания или фактического нахождения специальной целью — уклонением от административного надзора.
3. Субъект преступления — специальный: лицо, в отношении которого установлен административный надзор.
4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в неоднократном несоблюдении административных ограничения или ограничений, сопряженном с совершением административного правонарушения, виды которого указаны в законе.
Третий комментарий к статье 314.1 УК РФ
1. С 1 июля 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Закон ввел жесткие ограничения в отношении некоторых категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие виды запретов: на пребывание в определенных местах, на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, на пребывание поднадзорного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, на выезд за установленные судом пределы территории. Также обязательна явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Осуществляется надзор органом внутренних дел по месту жительства поднадзорного и устанавливается на срок от одного года до трех лет. Надзор может быть прекращен досрочно.
Если поднадзорный твердо встал на путь исправления, а также в случаях погашения или снятия с поднадзорного судимости.
Таким образом, объектом посягательства являются общественные отношения, складывающиеся по поводу административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.2. Объективная сторона заключается в уклонении от выполнения запретов и правил, установленных в рамках административного надзора. Уклонение может быть совершено как путем действия (самовольное оставление места жительства или места пребывания), так и бездействия (неприбытие без уважительных причин к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок).
Состав преступления — формальный, оно считается оконченным при совершении указанных в законе запрещенных действий.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и дополняется таким обязательным признаком, как цель — уклонение от административного надзора.
Субъект преступления — специальный. К таковым относятся: лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (но только при наличии следующих условий: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных нарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность); лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (независимо от наличия каких-либо условий).