Статья 304. Провокация взятки коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров работ

Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, то есть попытка передачи должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, либо лицу, указанному в части первой статьи 200.5 настоящего Кодекса, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 304 УК РФ

1. Основным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В качестве дополнительного объекта могут выступать общественные отношения, связанные с обеспечением деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, коммерческих и иных негосударственных организаций, репутацией конкретных должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в негосударственных организациях.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Учитывая, что одной из целей совершения данного преступления выступает искусственное создание доказательств совершения преступления, комментируемую статью можно рассматривать в качестве специальной нормы по отношению к ст. 303 УК.

2. Для объективной стороны преступления характерны активные действия, выражающиеся в попытке передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг или иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера. При этом для признания наличия в действиях виновного состава преступления не имеет значения, осознавало ли лицо, которому передавались деньги или иное имущество, этот факт, или деньги были подброшены незаметно для него либо вручены обманным путем. Лицо же, принявшее вручаемые ему деньги или иное имущество, поддавшись на уговоры и не осознавая провокационного характера совершаемых в отношении его действий, может быть привлечено к ответственности за покушение на получение взятки или на коммерческий подкуп.

3. Оконченным данное преступление следует считать с момента, когда лицо, которому в провокационных целях передаются деньги, ценности или иное имущество, их принимает. Если же, к примеру, это лицо, не замечая положенных ему в конверт денег, выбрасывает конверт в мусоропровод, лицо, передавшее конверт, может нести ответственность только за покушение на преступление.

4. В качестве субъекта преступления могут выступать как должностные лица (прежде всего оперативные сотрудники правоохранительных органов), так и иные граждане, обладающие общими признаками субъекта преступления: вменяемостью и возрастом не менее 16 лет.

5. В качестве обязательного признака субъективной стороны преступления выступают цели искусственного создания доказательств или шантажа. С учетом этого о составе данного преступления можно говорить только при наличии в действиях виновного прямого умысла, т.е. он должен осознавать, что деньги и имущество передаются должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, передаются не с целью получения от него той или иной услуги, входящей в круг его служебных полномочий, а для представления его перед правоохранительными органами как взяткополучателя.

От провокации взятки следует отличать оперативный эксперимент — оперативно-розыскное мероприятие, проводимое в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.2012) и имеющее своей целью изобличение в совершении преступления лица, инициировавшего дачу взятки или коммерческий подкуп. В отличие от оперативного эксперимента, при провокации взятки инициатива в передаче денег или оказании имущественной услуги исходит от лица, передающего деньги или оказывающего услугу, которое при этом изначально стремится сформировать доказательство совершения должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, преступления.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 33.

Ст. 3349; 1997. N 29. Ст. 3502; 1998.

N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст.

233; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 8; 2001.

N 13. Ст. 1140; 2003. N 2. Ст.

167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004.

N 27. Ст. 2711; N 35. Ст.

3607; 2005. N 49. Ст. 5128; 2007. N 31.

Ст. 4008, 4011; 2008. N 18. Ст. 1941; N 52 (ч.

1). Ст. 6227, 6235, 6248; 2011. N 1. Ст.

16; N 48. Ст. 6730; N 50. Ст. 7366; 2012.

N 29. Ст. 3994; N 49. Ст.

6752.

Подталкивание сотрудниками правоохранительных органов или иными лицами должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, к получению материального вознаграждения или услуг материального характера при отсутствии данных о наличии у последнего стремления к получении указанной выгоды должно расцениваться как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность за получение взятки.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Ингушетия

Статья 304 УК РФ устанавливает ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Потерпевшим является должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Провокация взятки в уголовном законе определена как попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

Обозначенные действия должны носить реальный характер и фиксироваться на специализированную аппаратуру (аудио-, видеозапись и т.п.) или иметь свидетелей для достижения обозначенных целей. Попытка передачи указанных предметов может быть осуществлена прямо, путем обмана или незаметно для потерпевшего. Отсутствие согласия означает, что предварительное согласие потерпевшего на указанные действия не было получено.

Рекомендация  Составление договора субаренды земельного участка и порядок регистрации. Есть ли ограничения в 2024

Преступление признается оконченным с момента передачи имущества либо оказания услуг имущественного характера без ведома должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо вопреки их отказу принять незаконное вознаграждение.

Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Ответственность за совершение указанного преступления предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Республики Ингушетия

Прокуратура Республики Ингушетия

Дата публикации:

15 декабря 2021, 12:06

Прокуратура Назрановского района разъясняет о провокации взятки и коммерческом подкупе

Статья 304 УК РФ устанавливает ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Потерпевшим является должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Провокация взятки в уголовном законе определена как попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

Обозначенные действия должны носить реальный характер и фиксироваться на специализированную аппаратуру (аудио-, видеозапись и т.п.) или иметь свидетелей для достижения обозначенных целей. Попытка передачи указанных предметов может быть осуществлена прямо, путем обмана или незаметно для потерпевшего. Отсутствие согласия означает, что предварительное согласие потерпевшего на указанные действия не было получено.

Преступление признается оконченным с момента передачи имущества либо оказания услуг имущественного характера без ведома должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо вопреки их отказу принять незаконное вознаграждение.

Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Ответственность за совершение указанного преступления предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Адрес: Россия, Республика Ингушетия, 386001, г. Магас, ул. К. Кулиева, 1; электронный адрес: [email protected]
Телефон: 8 (873-4) 55-04-00
Телефон: 8 (873-4) 55-04-25
Телефон: 8(928)-092-28-94
Телефон: 8(964)-057-97-77

Статья 304 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, то есть попытка передачи должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, либо лицу, указанному в части первой статьи 200.5 настоящего Кодекса, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 304 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права. Об их понятии см. комментарии к ст. 204, 290 УК.

Потерпевшим является должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих или иных организациях. О понятии указанных лиц см. комментарии к ст. 201, 285 УК.

2. Объективная сторона выражается в виде действий: в попытке без согласия потерпевшего: а) передать ему деньги, ценные бумаги, иное имущество; б) оказать ему услуги имущественного характера; в) предоставить иные имущественные права. Обозначенные действия должны носить реальный характер и фиксироваться на специализированную аппаратуру (аудио-, видеозапись и т.п.) или иметь свидетелей для достижения обозначенных целей. Попытка передачи указанных предметов может быть осуществлена прямо, путем обмана или незаметно для потерпевшего.

Отсутствие согласия означает, что предварительное согласие потерпевшего на указанные действия не было получено.

3. Преступление признается оконченным с момента передачи имущества либо оказания услуг имущественного характера без ведома должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо вопреки их отказу принять незаконное вознаграждение.

4. Действия лица, не осознающего провокации, поддавшегося уговорам и принявшего указанные предметы, могут квалифицироваться как покушение на совершение преступлений, предусмотренных ст. 204 или 290 УК.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целями искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Данное преступление необходимо отграничивать от дачи взятки (ст. 291) и коммерческого подкупа (ч.

Рекомендация  Статья 31. Добровольный отказ от преступления 2024

1 — 4 ст. 204) по целям и направленности умысла.

Второй комментарий к Ст. 304 УК РФ

1. Понятия взятки и коммерческого подкупа закреплены соответственно в ст. 290 и 204 УК.

2. Сущность провокации раскрывается в самом законе и заключается в попытке передачи взятки (коммерческого подкупа) без согласия лица, которому она предназначена. Отсутствие согласия означает, что должностное лицо (российское, иностранное, публичной международной организации) или лицо, выполняющее управленческие функции, ни открыто, ни завуалированно не требовало передать взятку или осуществить коммерческий подкуп и не выражало готовности принять незаконное вознаграждение.

3. Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью — искусственным созданием доказательств совершения преступления или шантажа.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Третий комментарий к статье 304 УК РФ

1. Данная норма является специальной по отношению к фальсификации доказательств. Непосредственный объект преступления — установленный нормативными актами порядок получения органами прокуратуры, предварительного следствия и дознания доказательств по делу. Дополнительный непосредственный объект — свобода, честь и достоинство должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и некоммерческих организациях.
Предмет преступления — деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды (услуги) имущественного характера. Потерпевшим является должностное лицо и лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Понятия таких лиц раскрываются в примечаниях к ст. ст.

285 и 201 УК.

2. Объективная сторона состава преступления выражается в совершении действий в виде попытки передачи денег или иных материальных ценностей либо попытки оказания услуг имущественного характера должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, без их согласия (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // ВС РФ. 2000.

N 4. С. 8, 9).
Понятия взятки и коммерческого подкупа законодатель закрепил, соответственно, в ст. ст. 290 и 204 УК. Отсутствие согласия должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, означает, что эти лица ни в какой форме не заявили о готовности получить взятку или предмет коммерческого подкупа и не давали на это своего согласия.

Отсутствие такого согласия может проявляться прежде всего в том, что должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной (некоммерческой) организации, отказывается принять вознаграждение либо сообщает о попытке вознаграждения соответствующим службам и т.д.
При провокации взятки или коммерческого подкупа создается видимость принятия соответствующим лицом предмета взятки или коммерческого подкупа.

3. Состав преступления по конструкции объективной стороны — формальный. Преступление окончено с момента попытки передачи предмета взятки или коммерческого подкупа (вручение подарка, подкладывание денег в сумку и т.п.).

4. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Обязательным признаком является цель искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области

Законом предусмотрена уголовная ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которая закреплена в статье 304 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данная норма закона отнесена к категории преступлений против государственной власти и правосудия. Она признана защищать общественные отношения, обеспечивающие нормальные условия отправления правосудия.

Общественная опасность провокации взятки заключается в том, что эти действия подрывают авторитет государства в области правосудия, деловую репутацию потерпевших.

Провокацией взятки является попытка передачи должностному лицу, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, без его согласия, денег, ценных бумаг или иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера.

Ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа наступает лишь в случае, когда такая попытка передачи денег осуществлялась в целях искусственного формирования доказательств совершения преступления или шантажа и должностное лицо, либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, заведомо для виновного не совершало действия, свидетельствующие о его согласии принять взятку либо предмет коммерческого подкупа, или отказалось их принять. Таким образом, обязательными признаками преступления является цель в виде искусственного формирования доказательств совершения преступления или шантажа, а также отсутствие согласия должностного лица принять ценный дар.

Провокация взятки или коммерческого подкупа является оконченным преступлением с момента передачи имущества либо оказания услуг имущественного характера без ведома должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо вопреки их отказу принять незаконное вознаграждение.

Необходимо учитывать, что данное преступление совершается без ведома, либо заведомо вопреки желанию должностного лица, поэтому указанное должностное лицо не подлежит уголовной ответственности за получение взятки.

Предметом рассматриваемого преступления могут являться деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и другие). Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Субъектом преступления могут выступать как должностные лица, так и иные граждане, обладающие общими признаками субъекта преступления: вменяемостью и возрастом не менее 16 лет. Необходимо учитывать, что умысел виновного должен быть направлен на передачу предмета взятки. То есть «провокатор» должен осознавать, что должностное лицо не знает о намерении передать ему предмет взятки или подкупа, и не выразил своего желания получить его.

Но, несмотря на эти обстоятельства, оно желает передать данное вознаграждение.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъяснено, что следует отграничивать провокацию взятки от подстрекательских действий сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа. Объясняется это тем, что подобные действия совершаются в нарушение требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и состоят в передаче взятки с согласия или по предложению должностного лица. Когда такое предложение было получено в результате склонения данного лица к получению взятки при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на ее получение не возник.

Рекомендация  Реструктуризации долга по кредитному договору 2024

В данной ситуации запрещается признавать действия склоненного лица уголовно-наказуемым деянием.

Наказание за совершение провокации взятки предусмотрено в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

Дата публикации:

26 ноября 2018, 16:57

Уголовная ответственность за провокацию взятки

Разъясняет прокурор отдела государственных обвинителей Маринина Вероника Николаевна

Законом предусмотрена уголовная ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которая закреплена в статье 304 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данная норма закона отнесена к категории преступлений против государственной власти и правосудия. Она признана защищать общественные отношения, обеспечивающие нормальные условия отправления правосудия.

Общественная опасность провокации взятки заключается в том, что эти действия подрывают авторитет государства в области правосудия, деловую репутацию потерпевших.

Провокацией взятки является попытка передачи должностному лицу, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, без его согласия, денег, ценных бумаг или иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера.

Ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа наступает лишь в случае, когда такая попытка передачи денег осуществлялась в целях искусственного формирования доказательств совершения преступления или шантажа и должностное лицо, либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, заведомо для виновного не совершало действия, свидетельствующие о его согласии принять взятку либо предмет коммерческого подкупа, или отказалось их принять. Таким образом, обязательными признаками преступления является цель в виде искусственного формирования доказательств совершения преступления или шантажа, а также отсутствие согласия должностного лица принять ценный дар.

Провокация взятки или коммерческого подкупа является оконченным преступлением с момента передачи имущества либо оказания услуг имущественного характера без ведома должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо вопреки их отказу принять незаконное вознаграждение.

Необходимо учитывать, что данное преступление совершается без ведома, либо заведомо вопреки желанию должностного лица, поэтому указанное должностное лицо не подлежит уголовной ответственности за получение взятки.

Предметом рассматриваемого преступления могут являться деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и другие). Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Субъектом преступления могут выступать как должностные лица, так и иные граждане, обладающие общими признаками субъекта преступления: вменяемостью и возрастом не менее 16 лет. Необходимо учитывать, что умысел виновного должен быть направлен на передачу предмета взятки. То есть «провокатор» должен осознавать, что должностное лицо не знает о намерении передать ему предмет взятки или подкупа, и не выразил своего желания получить его.

Но, несмотря на эти обстоятельства, оно желает передать данное вознаграждение.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъяснено, что следует отграничивать провокацию взятки от подстрекательских действий сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа. Объясняется это тем, что подобные действия совершаются в нарушение требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и состоят в передаче взятки с согласия или по предложению должностного лица. Когда такое предложение было получено в результате склонения данного лица к получению взятки при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на ее получение не возник.

В данной ситуации запрещается признавать действия склоненного лица уголовно-наказуемым деянием.

Наказание за совершение провокации взятки предусмотрено в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.