В соответствии с частью 1 статьи 4 Конституции Российской Федерации суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (часть 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации экстремистская деятельность находится под запретом, а соблюдение этого запрета — под строгим контролем.
К экстремизму (экстремистской деятельности) в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в том числе относятся насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.
Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, могут выражаться в агитации незаконного отделения определенной территории государства, призывах к ее захвату со стороны другого государства
Под публичными понимаются такие призывы, которые обращены к широкому кругу лиц (к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение в сети Интернет, демонстрация видеозаписей, фильмов и т.п.).
Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 08.12.2020 № 420-ФЗ установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 20.3.2, за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Кроме того, за те же действия, совершённые с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), устанавливается повышенная административная ответственность.
Размер административного штрафа на граждан предусматривается от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, в случае если аналогичные действия совершены с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») размер административного штрафа на граждан составит от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правом возбуждать дела об указанных административных правонарушениях наделяются прокуроры, а их рассмотрение будет осуществляться судьями районных судов.
В тоже время, за совершение повторно аналогичного деяния, направленного на нарушение территориальной целостности Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность.
Согласно части 1 статьи 280.1. Уголовного кодекса Российской Федерации публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») влекут более строгое уголовное наказание в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (часть 2 статьи 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Разъяснение подготовлено прокуратурой Светлинского района
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Оренбургской области
Прокуратура Оренбургской области
Дата публикации:
22 сентября 2021, 16:47
Административная и уголовная ответственность за призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьи 4 Конституции Российской Федерации суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (часть 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации экстремистская деятельность находится под запретом, а соблюдение этого запрета — под строгим контролем.
К экстремизму (экстремистской деятельности) в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в том числе относятся насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.
Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, могут выражаться в агитации незаконного отделения определенной территории государства, призывах к ее захвату со стороны другого государства
Под публичными понимаются такие призывы, которые обращены к широкому кругу лиц (к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение в сети Интернет, демонстрация видеозаписей, фильмов и т.п.).
Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 08.12.2020 № 420-ФЗ установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 20.3.2, за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Кроме того, за те же действия, совершённые с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), устанавливается повышенная административная ответственность.
Размер административного штрафа на граждан предусматривается от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, в случае если аналогичные действия совершены с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») размер административного штрафа на граждан составит от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правом возбуждать дела об указанных административных правонарушениях наделяются прокуроры, а их рассмотрение будет осуществляться судьями районных судов.
В тоже время, за совершение повторно аналогичного деяния, направленного на нарушение территориальной целостности Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность.
Согласно части 1 статьи 280.1. Уголовного кодекса Российской Федерации публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») влекут более строгое уголовное наказание в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (часть 2 статьи 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Разъяснение подготовлено прокуратурой Светлинского района
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области
Статьей 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
С учетом складывающейся правоприменительной практики Пленум Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 № 11 (в ред. 28.10.2021 № 32) «О судебной практике по судебным делам о преступлениях экстремистской направленности» разъяснил ряд вопросов, возникающих при привлечении лиц к уголовной ответственности по указанной норме закона.
Ответственность по указанной статье наступает при условии, если публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершены лицом в течение одного года после привлечения его к административной ответственности за аналогичное деяние по ч.1 или 2 ст. 20.3.2 КоАП РФ. При этом, указанное преступление может быть совершено только с прямым умыслом и с намерением побудить других лиц к совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Размещение лицом в сети «Интернет» или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на страницах других пользователей материала (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом, может быть квалифицировано по статье 280.1 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело намерение побудить других лиц к совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
В указанном случае следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в том числе форму и содержание размещенной информации, ее контекст, наличие и содержание комментариев данного лица или иного выражения отношения к ней, факт личного создания либо заимствования лицом соответствующих аудио-, видеофайлов, текста или изображения, содержание всей страницы данного лица, сведения о деятельности такого лица до и после размещения информации, в частности, о совершении действий, направленных на увеличение количества просмотров и расширение пользовательской аудитории, данные о его личности (например, приверженность радикальной идеологии, участие в экстремистских объединениях, привлечение ранее лица к административной и (или) уголовной ответственности за правонарушения и преступления экстремистской направленности), объем подобной информации, частоту и продолжительность ее размещения, интенсивность обновлений и т.д.
Публичные призывы к вооруженному мятежу в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, нарушения территориальной целостности Российской Федерации, а равно к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти в нарушение Конституции Российской Федерации, к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, в том числе целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, квалифицируются по статье 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма).
Старший помощник Рыбинского городского прокурора М.С. Баранов
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Ярославской области
Прокуратура Ярославской области
Дата публикации:
17 марта 2022, 14:23
О привлечении к уголовной ответственности по ст.ст. 205.2 и 280.1 УК РФ
Статьей 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
С учетом складывающейся правоприменительной практики Пленум Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 № 11 (в ред. 28.10.2021 № 32) «О судебной практике по судебным делам о преступлениях экстремистской направленности» разъяснил ряд вопросов, возникающих при привлечении лиц к уголовной ответственности по указанной норме закона.
Ответственность по указанной статье наступает при условии, если публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершены лицом в течение одного года после привлечения его к административной ответственности за аналогичное деяние по ч.1 или 2 ст. 20.3.2 КоАП РФ. При этом, указанное преступление может быть совершено только с прямым умыслом и с намерением побудить других лиц к совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Размещение лицом в сети «Интернет» или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на страницах других пользователей материала (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом, может быть квалифицировано по статье 280.1 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело намерение побудить других лиц к совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
В указанном случае следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в том числе форму и содержание размещенной информации, ее контекст, наличие и содержание комментариев данного лица или иного выражения отношения к ней, факт личного создания либо заимствования лицом соответствующих аудио-, видеофайлов, текста или изображения, содержание всей страницы данного лица, сведения о деятельности такого лица до и после размещения информации, в частности, о совершении действий, направленных на увеличение количества просмотров и расширение пользовательской аудитории, данные о его личности (например, приверженность радикальной идеологии, участие в экстремистских объединениях, привлечение ранее лица к административной и (или) уголовной ответственности за правонарушения и преступления экстремистской направленности), объем подобной информации, частоту и продолжительность ее размещения, интенсивность обновлений и т.д.
Публичные призывы к вооруженному мятежу в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, нарушения территориальной целостности Российской Федерации, а равно к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти в нарушение Конституции Российской Федерации, к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, в том числе целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, квалифицируются по статье 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма).
Старший помощник Рыбинского городского прокурора М.С. Баранов
уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства
Федеральным законом от 14.07.2022 № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 280.4.
Указанной статьей установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 205.2, 280, 280.1, 280.3, 284.2 и 354 Уголовного кодекса Российской Федерации).
При этом под деятельностью, направленной против безопасности Российской Федерации, понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями:
— 189 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники),
— 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов),
— 209 Уголовного кодекса Российской Федерации (бандитизм),
— 210 Уголовного кодекса Российской Федерации (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)),
— 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов),
— 222.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств),
— 222.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему),
— 223 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное изготовление оружия),
— 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств),
— 226 Уголовного кодекса Российской Федерации (хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств),
— 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов),
— 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ),
— 274.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации),
— 275 Уголовного кодекса Российской Федерации (государственная измена),
— 275.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией),
— 276 Уголовного кодекса Российской Федерации (шпионаж),
— 281 Уголовного кодекса Российской Федерации (диверсия),
— 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (разглашение государственной тайны),
— 283.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну),
— 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности),
— 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение взятки),
— 291 Уголовного кодекса Российской Федерации (посредничество во взяточничестве),
— 322 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации),
— 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (организация незаконной миграции),
— 323 Уголовного кодекса Российской Федерации (противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации),
— 332 Уголовного кодекса Российской Федерации (неисполнение приказа),
— 338 Уголовного кодекса Российской Федерации (дезертирство),
— 355 Уголовного кодекса Российской Федерации (разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения),
— 356 Уголовного кодекса Российской Федерации (применение запрещенных средств и методов ведения войны),
— 357 Уголовного кодекса Российской Федерации (геноцид),
— 359 Уголовного кодекса Российской Федерации (наемничество).
Согласно части 1 статьи 380.4 Уголовного кодекса Российской Федерации публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 205.2, 280, 280.1, 280.3, 284.2 и 354 Уголовного кодекса Российской Федерации), наказываются одним из следующих видов наказаний:
— штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет,
— лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Частью 2 статьи 380.4 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору, или лицом с использованием своего служебного положения, или с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Они наказываются одним из следующих видов наказаний:
— штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет,
— лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или без такового.
Деяний, предусмотренных частями первой или второй статьи 280.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные организованной группой, будут квалифицироваться по части 3 статьи 280.4 Уголовного кодекса Российской Федерации и наказываться лишением свободы на срок от пяти до семи лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или без такового.
Конкретный вид наказания назначается судом с учетом обстоятельств преступления, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.
Статья 280.4 Уголовного кодекса Российской Федерации вступила в силу с 14.07.2022.
В первом чтении приняты поправки об усилении ответственности за нарушение территориальной целостности
Изменения предусматривают введение нового состава в УК РФ, а также административную преюдицию в отношении публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства
22 сентября 2020
Фотобанк Лори
Ранее эксперты «АГ» критически отнеслись к нововведениям. Один из них предположил, что административная преюдиция направлена на то, чтобы общество не смогло уследить за множеством мелких дел. Другой отмечал, что нарушителей территориальной целостности РФ и сейчас можно привлечь к уголовной ответственности, а введение новой статьи ничем не обусловлено.
Кроме того, Правительство РФ и Верховный Суд высказывались о необходимости дополнения законопроектов.
22 сентября депутаты в первом чтении приняли пакет поправок об уголовной ответственности за нарушение территориальной целостности РФ и о введении административной преюдиции для публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства (№ 989291-7; № 989303-7).
Чем обусловлены изменения
Читайте также
Специальная норма об ответственности за нарушение территориальной целостности появится в УК РФ
Одновременно с этим предлагается предусмотреть административную преюдицию в отношении публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства
16 июля 2020 Новости
Напомним, как ранее писала «АГ», поправки преследуют цель по реализации новой ч. 2.1 ст. 67 Конституции, согласно которой Россия обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Призывы к отчуждению части территории государства и действия, направленные на такое отчуждение, не допускаются.
Исключение составляют делимитация, демаркация и редемаркация границы с сопредельными государствами.
Первым законопроектом предлагается изменить диспозицию и санкцию ч. 1 ст. 280.1 УК, в которой установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. В случае принятия предложенных поправок уголовная ответственность по этой норме будет наступать, только если деяние совершено лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение последнего года. Вместе с тем повысится и размер штрафа, назначаемого по ч. 1 ст.
280.1 УК: со 100–300 тыс. руб. «вилка» увеличится до 200–400 тыс. руб.
Также предложено дополнить Кодекс новой ст. 280.2, согласно которой отчуждение части территории РФ или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы), направленные на нарушение территориальной целостности государства, при отсутствии признаков вооруженного мятежа и публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства, наказываются лишением свободы на срок от 6 до 10 лет. Дела по ст.
280.2 УК будут подсудны областным и равным им судам.
КоАП РФ предложено дополнить ст. 20.3.2. Частью 1 этой нормы за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрен штраф в размере 30–60 тыс. руб. для граждан, 60–100 тыс. руб. для должностных лиц и 200–300 тыс. руб. для организаций.
Если же такие действия совершены с использованием СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, суммы штрафа возрастают до 70–100 тыс. руб. для граждан, 100–200 тыс. руб. для должностных лиц и 300–500 тыс. руб. для организаций.
Предполагается, что новая статья КоАП будет применяться к лицам, не подвергнутым ранее административному наказанию за аналогичные действия. С учетом предложенной ими диспозиции ч. 1 ст. 280.1 УК речь идет о непривлечении к ответственности по ст.
20.3.2 КоАП в течение последнего года.
Ответственность за производство и распространение экстремистских материалов, злоупотребление свободой массовой информации, а также за распространение владельцем аудиовизуального сервиса отдельной запрещенной информации (ст. 20.29, ч. 6 ст. 13.15, ч. 1 ст.
13.37 КоАП) в случае принятия поправок будет наступать только в том случае, если деяние не подпадет под ст. 20.3.2 того же Кодекса. Предполагается, что дела об указанном административном правонарушении будет возбуждать прокурор, а принимать решение о привлечении к ответственности – районный суд.
Отзывы Правительства РФ и Верховного Суда
Правительство РФ в отзыве на поправки в Уголовный Кодекс высказалось за их принятие. Однако посчитало, что необходимо дополнительно обсудить диспозицию ст. 280.2 УК в части определения «иных действий», поскольку неопределенность этого признака может привести к широкому усмотрению при квалификации преступления и произвольному правоприменению.
Кроме того, по его мнению, для исключения коллизии следует дополнить перечень преступлений, при отсутствии признаков которых будет применяться ст. 280.2 УК, ст. 278 УК (насильственные захват или удержание власти).
Читайте также
Владимир Путин подписал Указ об официальном опубликовании Конституции РФ с внесенными изменениями
Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян
03 июля 2020 Новости
Правительство считает, что подсудность дел по ст. 280.2 УК должна определяться так же, как и подсудность дел о насильственных захвате или удержании власти и вооруженном мятеже. В соответствии с п. 3 ч. 6.1 ст.
31 УПК РФ дела по этим статьям подсудны 1-му Восточному, 2-му Западному, Центральному и Южному окружным военным судам, если соответствующие деяния сопряжены с осуществлением террористической деятельности.
Верховный Суд РФ с законодательной инициативой также согласился. По его мнению, диспозицию ст. 280.2 УК необходимо дополнить указанием на отсутствие признаков противоправного изменения государственной границы (ст.
323 УК).
В отзыве на законопроект о внесении изменений в КоАП российское правительство указало, что он не в полной мере учитывает ч. 2.1 ст. 67 Конституции, что может привести к «широкому усмотрению правоприменителя в части определения действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».
Эти замечания должны быть учтены в ходе подготовки законопроектов ко второму чтению, иные поправки к ним принимаются до 21 октября.
Эксперты «АГ» раскритиковали инициативу
Комментируя пакет поправок на стадии внесения в Думу, глава международной практики Международной правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев отметил, что ч. 2.1 ст. 67 Конституции разрешает отчуждать территорию России путем делимитации, демаркации и редемаркации государственной границы. «Было бы неплохо прямо указать, что призывы заключать подобные международные договоры соответствуют Конституции и закону», – заметил он.
Предложение об административной преюдиции, по словам эксперта, тоже понятно: «Опыт применения положений об экстремизме говорит, что производство по таким делам для полиции намного дешевле, чем по уголовным. Уголовные дела по ст. 280.1 были редкостью и после ряда совсем уж неадекватных обвинений, казалось, сошли на нет».
Дополнение КоАП повлечет за собой большое количество дел о соответствующих административных правонарушениях, убежден Кирилл Коротеев: «Но их массовость и сравнительная мягкость санкции означают, что разработчики пытаются воспроизвести ситуацию, когда общество – в отличие от специализированных НКО и юристов – просто не уследит за множеством мелких дел, как это сейчас происходит с делами об административном экстремизме, а значит, давление на власть будет ниже». Также, по его мнению, это значит, что аналогичная статья УК будет практически похоронена: «Новая редакция ст. 282 УК применяется в единичных делах за год, а было по 500–600 дел!
Так что смысл законопроекта отличается от текста: уголовное преследование за призывы к нарушению территориальной целостности властям организовать не удалось, они уже и не пытаются».
Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен в свою очередь позитивно оценил введение административной преюдиции в ч. 1 ст. 280.1 УК: «Фактически это смягчение нормы, защищающее от случайного совершения преступления по незнанию или в полемическом запале. К сожалению, изменения не затрагивают вторую часть этой же статьи, наказывающей за те же деяния – призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности, – но совершенные с использованием СМИ или интернета.
В условиях, когда интернет является основным средством любой публичной коммуникации, выделение его использования как квалифицирующего признака представляется излишним и даже несколько ретроградным».
Говоря о появлении ст. 280.2 УК, эксперт отмечал, что с юридико-технической точки зрения это механическое, дословное перенесение части текста Конституции в Уголовный кодекс. «Поскольку Конституция и УК – разные по законодательному уровню нормативные акты, то сформулированная для Конституции юридическая конструкция, механически перенесенная в текст Уголовного кодекса, смотрится в нем инородно и излишне общо», – считает Матвей Цзен.
Он также указывал, что невозможно понять, какие конкретно действия наказываются именно по новой статье и не охватываются при этом ст. 279, 280.1, 323 УК, возмутился адвокат. «Честно говоря, я так и не смог придумать хоть сколько-нибудь реалистичную ситуацию, которая бы подпадала под состав предлагаемой к введению статьи, но не охватывалась бы уже существующими статьями УК. На мой взгляд, для потенциальных нарушителей территориальной целостности РФ никакого “зазора” между статьями УК в настоящий момент нет, и введение новой статьи просто-напросто излишне», – считает эксперт.