Реорганизация системы третейских судов в российской федерации 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Министерства юстиции РФ от 1 ноября 2017 г. “Закончился переходный период реформы арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации”

Обзор документа

Информация Министерства юстиции РФ от 1 ноября 2017 г. “Закончился переходный период реформы арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации”

2 ноября 2017

1 ноября 2017 г. закончился переходный период реформы арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации. В связи с этим Министерство юстиции Российской Федерации разъясняет основные последствия окончания переходного периода для физических и юридических лиц.

С 1 ноября 2017 г. для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Двум арбитражным институтам данное право предоставлено федеральным законом, остальным учреждениям оно предоставляется актом Правительства Российской Федерации.

В настоящее время только четыре арбитражных учреждения имеют право администрировать арбитраж:

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации,

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации,

Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 798-р),

Арбитражный центр при некоммерческой автономной организации «Институт современного арбитража» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 799-р).

Постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, не получившие права администрировать арбитраж, не могут осуществлять эту деятельность. В отсутствие данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы.

Министерство юстиции Российской Федерации будет сообщать о новых арбитражных учреждениях, получивших право администрировать арбитраж, на своем официальном сайте.

Вынесенные после 1 ноября 2017 г. решения учреждений, не получивших права администрировать арбитраж, считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной законом. Согласно нормам процессуального законодательства Российской Федерации указанное может являться основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения.

Внесение изменений в юридически значимые реестры (например, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Единый государственный реестр юридических лиц, реестр акционеров общества) осуществляется на основании исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. В отсутствие исполнительного листа изменения в юридически значимые реестры вноситься не могут.

По спорам, которые были начаты в учреждении до 1 ноября 2017 г., все функции подлежат выполнению третейским судом (то есть непосредственно составом арбитров, а не учреждением), как при арбитраже, образованном для разрешения конкретного спора. Признанию и приведению в исполнение такое решение подлежит как решение, принятое арбитражем, образованным для разрешения конкретного спора. Арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, не вправе рассматривать корпоративные споры.

Обращаем внимание на то, что после 1 ноября 2017 г. часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право администрировать арбитраж, становится неисполнимой. Физические и юридические лица могут заключить новое арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного учреждения, получившего право администрировать арбитраж.

Рекомендация  Получение нового жилья по программе сноса пятиэтажек 2024

Обращаем внимание на то, что в связи с истечением переходного периода высока вероятность использования мошеннических схем, направленных на обход положений федерального закона. Призываем физические и юридические лица проявлять осмотрительность при обращении к лицам, указывающим на то, что они являются третейскими судьями. Рекомендуем проверять информацию о таких лицах на официальных сайтах арбитражных учреждений, получивших право администрировать арбитраж.

Кроме того, следует внимательно знакомиться с документами, которые предлагается подписать в процессе заключения арбитражного соглашения.

При обращении в какое-либо учреждение рекомендуем проверять, были ли правила этого учреждения депонированы в Министерстве юстиции Российской Федерации на официальном сайте Министерства.

Также отмечаем, что арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, на любом из этапов не может администрироваться организацией, не получившей соответствующего права.

Обзор документа

Сообщается о том, что 1 ноября 2017 г. в России закончился переходный период реформы арбитража (третейского разбирательства).

С этого времени только четыре арбитражных учреждения имеют право администрировать арбитраж. Так, Международному коммерческому арбитражному суду и Морской арбитражной комиссии (оба — при ТПП России) это право предоставлено законом.

Остальные учреждения действуют на основании акта Правительства РФ. Сегодня это Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей и Арбитражный центр при НАО «Институт современного арбитража». Информация о новых учреждениях будет появляться на сайте Минюста России.

Вынесенные после 1 ноября 2017 г. решения учреждений, не получивших права администрировать арбитраж, считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража. Это является основанием для отмены решения или отказа в выдаче исполнительного листа. Часть арбитражного соглашения о передаче спора в одно из таких учреждений, становится неисполнимой.

Споры, начатые в таких учреждениях до указанной даты, разрешают арбитры, а не учреждение, как при арбитраже, образованном для разрешения конкретного спора. Однако такой арбитраж не вправе рассматривать корпоративные споры.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Реорганизация системы третейских судов в российской федерации 2024

Минюст опубликовал законопроект, реформирующий третейские суды.

Министерство юстиции России опубликовало пакет законопроектов, предлагающих реформировать систему третейских судов. Закон пропишет для них процедуру разбирательства, гражданским арбитрам установят определенные требования, а создавать третейские суды разрешат только в форме некоммерческих организаций.

При этом разрешение на создание арбитражных учреждений (то есть тех самых третейских судов) будет выдавать межведомственный экспертный совет, который планируется создать при Минюсте. Как сообщается, в комиссию должны войти не только чиновники, но и представители гражданского общества.

Новый порядок позволит министерству юстиции России контролировать деятельность третейских судов как некоммерческих организаций. Если к частным судьям возникнут какие-то претензии, ведомство сможет потребовать ликвидации арбитражного учреждения через суд. Зато арбитражные суды получат налоговые льготы, так что работать будет интересно.

По словам экспертов, изменения нужны, чтобы навести порядок в этой сфере. С одной стороны деятельность третейских судов будет более четко регламентирована, с другой планируется создать стимулы для развития института третейского разбирательства. «Проект федерального закона направлен на создание современного и эффективного механизма правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации с учетом мировой практики в области регулирования деятельности третейских судов и текущего состояния данного института в Российской Федерации», говорится в пояснительной записке.

Рекомендация  Стандартные налоговые вычеты это что такое стандартные налоговые вычеты 2024

Арбитром не сможет быть лицо моложе двадцати пяти лет. Есть и другие требования: не иметь судимости, быть полностью дееспособным. Кроме того, «арбитром не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью».

Отдельный раздел проекта прописывает процедуру разбирательства в третейском суде. Важный момент: предусматривается, что решения третейских судов могут быть оспорены в обычных арбитражных судах.

Для формирования состава третейского суда и назначения арбитров по делу в каждом учреждении появится комитет по назначениям. Как сказано в пояснительной записке, он «призван максимально независимо и беспристрастно разрешать вопросы, связанные с формированием состава третейского суда (назначение арбитров (третейских судей), отводы арбитров (третейских судей) и т.д.)».

Сама деятельность арбитров не будет считаться предпринимательской. «В случае получения гонорара за арбитра (третейского судью) его работодателем проектом федерального закона предусматривается освобождение такого дохода работодателя от налога на прибыль. Кроме того, предполагается освобождение гонораров арбитров от обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», говорится в пояснительной записке. Также проектом предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость услуг арбитражных учреждений по администрированию третейского разбирательства.

Не допускается использование всех материалов, размещенных в разделе «Мониторинг СМИ» официального сайта Министерства юстиции Российской Федерации, без указания их правообладателя, указанного для каждой публикации

  • Вконтакте
  • Живой ЖурналFacebookTwitter
  • Одноклассники

Реорганизация системы третейских судов в российской федерации 2024

Сегодня предстоит ответить на вопрос о том, продолжать ли выстраивать судебную систему как огромную бюрократическую машину или пойти по пути создания современного правосудия, где государственный суд выступает лишь гарантом законности, а рутина и технические функции делегированы альтернативным институтам. Одним из альтернативных способов урегулирования споров являются третейские суды.

Идея о пересмотре правил работы третейских судов звучала в послании президента Федеральному собранию в декабре 2012 г. Теперь Министерство юстиции подготовило концепцию о комплексе мер по развитию третейского судопроизводства, где указало основные проблемы, которые предстоит решить.

В первую очередь это отсутствие четкого регулирования деятельности третейских судов и необходимость пресечения злоупотреблений, проблема так называемых карманных судов. Законопроект о третейских судах доступен для обсуждения на Едином портале законопроектов.

После решения о слиянии высших судов в 2013 г. тема третейских судов приобрела новые оттенки. Очевидно, что судебную систему ожидают трансформации, далеко выходящие за пределы банальной смены вывесок. Уже идет обсуждение возможности объединения или унификации процессуальных кодексов (Арбитражного и Гражданского). На очереди единообразие судебной практики, кадровые и сложные организационные вопросы. В условиях экономического спада не стоит рассчитывать на дальнейший экстенсивный рост судебной системы и возрастающее финансирование.

Необходимо искать альтернативные способы снятия нагрузки с судебной системы. Третейские суды наряду с нотариатом являются наиболее удобными решениями. Они могут взять на себя существенную часть нагрузки и, что немаловажно, ответственности.

Если о нотариате известно достаточно широко, то о деятельности третейских судов известно в России гораздо меньше.

Третейские суды (арбитраж) нацелены на урегулирование экономических споров и являются устоявшимся институтом развитых государств. Они рассматривают как споры внутри страны, так и споры, имеющие иностранную составляющую (международный арбитраж). В настоящий момент в России, как и в большинстве развитых стран, все больше стирается грань между внутренним и международным арбитражем.

Рекомендация  Право опекуна на налоговый вычет 2024

Особенность третейского разбирательства в том, что рассмотрение происходит по соглашению сторон, которое достигается в момент подписания договора. Соответственно, сферой компетенции третейских судов являются гражданские правоотношения, возникшие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.

Исключается рассмотрение третейскими судами публично-правовых споров, уголовных и административных дел, а также споров, которые затрагивают интересы третьих лиц. В России третейские суды могут взять на себя до трети всей нагрузки арбитражных (хозяйственных) судов и не менее 10% гражданских дел в общей юрисдикции.

Главное достоинство и привлекательность третейских судов это скорость разбирательства. По данным Агентства ипотечного жилищного кредитования, продолжительность разбирательства в государственном арбитражном суде с момента подачи иска до получения исполнительного листа составляет от 133 до 276 дней. В то время как разбирательство в третейском суде укладывается в 10 дней.

Если добровольного исполнения не произошло, то еще 30 дней понадобится для получения исполнительного листа.

Есть возможность принудительного исполнения решения третейского суда в других государствах. Конвенция ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» 1958 г. объединяет более 150 государств.

До последнего времени выбор делался в пользу бюрократического роста судебной системы. Традиционно ВАС очень ревностно относился к деятельности третейских судов и всячески ограничивал возможность расширения их компетенции. Издержками такого выбора был рост нагрузки и сведение роли судьи к выполнению работы чиновника.

Но сейчас есть возможность смены парадигмы. Государственный суд может уйти от роли клерка, который выполняет всю техническую работу, и превратится в модератора деятельности институтов гражданского общества.

Помимо ужесточения правил создания и регистрации третейских судов необходимо их преобразование в реально действующий институт гражданского общества. По данным председателя Союза третейских судов Алексея Кравцова, из 1500 зарегистрированных третейских судов более 90% не ведут активной деятельности, т. е. являются фиктивными.

Это означает, что сегодня в России нет достаточного количества действующих третейских судов. Поэтому одно лишь ужесточение правил не приведет к ощутимым результатам.

Проектом предусмотрено, что третейские суды могут действовать только в форме некоммерческих организаций. Тем самым исключается возможность использования инициативы частного предпринимательства с целью получения прибыли. Однако без коммерческой составляющей даже при самом тщательном контроле третейские суды останутся слабыми структурами, зависящими от учредителя и неспособными бороться за свою репутацию и независимость.

Не допускается использование всех материалов, размещенных в разделе «Мониторинг СМИ» официального сайта Министерства юстиции Российской Федерации, без указания их правообладателя, указанного для каждой публикации

  • Вконтакте
  • Живой ЖурналFacebookTwitter
  • Одноклассники