1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;
Информация об изменениях:
Подпункт «б» изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ
б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;
в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
Информация об изменениях:
Подпункт «д» изменен с 2 июля 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ
д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями). Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
ж) утратил силу с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ
Информация об изменениях:
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
Информация об изменениях:
Подпункт «и» изменен с 12 апреля 2022 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2022 г. N 81-ФЗ
ГАРАНТ:
Федеральным законом от 25 мая 2020 г. N 161-ФЗ действие подпункта «и» пункта 1 статьи 14 было приостановлено до 30 сентября 2020 г. включительно в части отношений, возникших при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с 1 марта 2020 г.
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
Информация об изменениях:
Подпункт «к» изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ
к) владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;
Информация об изменениях:
Пункт 1 дополнен подпунктом «л» с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ
л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 1 марта 2021 г. — Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ)
2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, оформившему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.
3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.
4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Статья 14 дополнена пунктом 5 с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ
5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.
Информация об изменениях:
Статья 14 дополнена пунктом 6 с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ
6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.
Регресс при отсутствии техосмотра у легкового автомобиля с 1 марта 2021 года
В этой статье речь пойдет об изменении, которое будет внесено в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 1 марта 2021 года.
Суть его сводится к тому, что страховые компании получат дополнительный повод для предъявления регрессного требования к водители. Речь идет о ситуации, когда у водителя своевременно не пройден техосмотр. Рассмотрим данный вопрос подробнее.
Для начала хочу напомнить о том, что такое регрессное требование. Данный термин применяется в ситуации, когда водитель стал виновником дорожно-транспортного происшествия и должен возместить ущерб, причиненный другим участникам движения. По умолчанию такой ущерб возмещает страховая компания виновника.
Однако, если будет выяснено, что водитель допустил одно из серьезных нарушений, представленных в специальном списке, то страховая компания впоследствии потребует возместить ущерб от самого водителя. То есть страховка фактически не сработает.
Так вот, в этой статье рассматривается изменение закона «Об ОСАГО», которое вводит дополнительную ситуацию, когда страховая имеет право взыскать стоимость ремонта с самого водителя.
Регресс при отсутствии техосмотра у любого транспортного средства
Изменение внесено в часть 1 статьи 14 закона «Об обязательном страховании ТС»:
Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;
Внимание! С 12 апреля 2022 года подпункт «и» вновь вернулся к старой редакции. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.
Подпункт «и» рассказывает о регрессном требовании за отсутствие техосмотра. С 1 марта 2021 года оно будет возможно в двух случаях:
1. Для легкового такси, автобуса, грузовика для перевозки пассажиров, транспортного средства для перевозки опасных грузов отсутствие диагностической карты автоматически приводит к регрессу. Причем не имеет значения причина, по которой произошло ДТП. Это требования действует и в настоящее время.
2. Для всех остальных транспортных средств (в том числе личных легковых автомобилей, всех грузовиков и т.д.) действует другое правило. Регресс возможен лишь в том случае, если диагностическая карта отсутствует и причиной ДТП стала неисправность транспортного средства.
Например, Андрей стал виновником ДТП. Он ехал на личном легковом автомобиле и не уступил дорогу другому автомобилю при перестроении. Машина Андрея не прошла технический осмотр, то есть не имеет действующей диагностической карты.
В этом случае причиной ДТП стало нарушение требований ПДД, поэтому регрессное требование страховая предъявить Андрею не сможет.
Другой пример. Борис ехал на личном легковом автомобиле и у машины на ходу отвалилось левое переднее колесо. Колесо продолжило движение и совершило столкновение со встречным автомобилем.
У машины Бориса техосмотр не пройден.
В этом случае причиной ДТП стала техническая неисправность, то есть страховая сможет предъявить Борису регрессное требование. Соответственно, за ремонт чужого автомобиля Борис заплатит «из своего кармана».
На самом деле, основной причиной ДТП в России является именно нарушение требований правил дорожного движения. Аварии из-за технических неисправностей происходят не так уж часто. Да и техосмотр у большинства водителей пройден своевременно.
Поэтому рассматриваемое сегодня нововведение не приведет к колоссальному увеличению исков страховых компаний к водителям.
Обратите внимание, в новом подпункте и речь идет о любых технических неисправностях. В том числе и о тех, которые на техосмотре не проверяются.
Кроме того, хочу напомнить, что если техосмотр автомобиля пройден, а причиной ДТП стала техническая неисправность, которая могла быть выявлена на техосмотре, то в этом случае страховая компания может предъявить регрессное требование к оператору технического осмотра.
Таким образом, с 1 марта 2021 года страховые компании получат право взыскивать возмещение практически за все ДТП, причиной которых стали технические неисправности. Если техосмотр не пройден, то за ДТП заплатит владелец автомобиля. Если техосмотр пройден, то за ДТП заплатит пункт технического осмотра.
Единственное исключение составляет ситуация, когда техосмотр пройден, а причиной аварии послужила неисправность, которую на техосмотре не проверяют. В этом случае ущерб возместит сама страховая компания.
В заключение хочу отметить, что если Вы всегда вовремя проходите техосмотр, то беспокоиться Вам не о чем. Рассматриваемое нововведение абсолютно никак на Вас не повлияет.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 8 апреля 2022
Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.
Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Отмена регрессного требования по ОСАГО за неподачу извещения в страховую
В этой статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 1 мая 2019 года.
Сразу же хочу отметить, что в законе №88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечислено довольно много нововведений, затрагивающих закон «Об ОСАГО». Однако они вступают в силу в разное время. В этой статье речь пойдет исключительно об изменениях, вступивших в силу с момента опубликования закона, то есть с 1 мая 2019 года.
Отмена регрессного требования за неподачу документов
Для начала напомню, что такое регрессное требование. Если виновник ДТП имеет действующий полис ОСАГО, то его страховая компания должна в любом случае возместить причиненный ущерб, то есть отремонтировать поврежденный автомобиль пострадавшего. Однако в случае серьезных нарушений виновником ДТП (например, при управлении автомобилем в состоянии опьянения) страховая компания может потребовать, чтобы водитель возместил ей выплаченную сумму.
Это и есть регресс.
Если говорить коротко, то регрессное требование — это право страховой компании потребовать возмещения ущерба от водителя, виновного в ДТП.
До 1 мая 2019 года одно из условий, при котором страховая предъявляла регрессное требование, состояло в том, что виновник ДТП вовремя (в течение 5 дней) не подал документы о ДТП в свою страховую компанию. С 1 мая 2019 года это требование исключено из закона «Об ОСАГО»:
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
.
ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;
Напомню, что данное условие начало действовать с 1 сентября 2014 года. За прошедшие 4 года и 8 месяцев довольно много водителей поплатились за то, что вовремя не подали документы в страховую компанию.
В том числе несколько раз читатели ПДД Мастер обращались с вопросами о том, законно ли страховая требует от них компенсации. Однако требования были законными.
С 1 мая 2019 года закон «Об ОСАГО» изменился и теперь несвоевременная подача документов не будет причиной для того, чтобы взыскать деньги с водителя. Это должно защитить водителей, которые невнимательно относятся к срокам подачи документов.
Запрет на регрессное требование к пострадавшему пешеходу
Рассмотрим еще одно интересное нововведение, которое многие водители не могут понять правильно:
5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.
Для начала приведу неправильный вариант толкования, которые можно встретить в средствах массовой информации. Если пешеход пострадал в ДТП или погиб, то водитель не может взыскать с него деньги за ремонт автомобиля. Еще раз подчеркиваю, это неправильный вариант.
Правильный вариант заключается в следующем. Если пешеход получил вред жизни или здоровью в ДТП, то страховая компания не может предъявить ему регрессное требование по поводу ремонта автомобиля.
То есть, если после ДТП, в котором виноват пешеход, страховая выплатила водителю деньги на ремонт автомобиля, то она не может взыскать эти деньги с пешехода или его родственников.
Однако данный пункт не запрещает самому водителю, автомобиль которого поврежден, взыскать ущерб с виновника ДТП (с пешехода). Этот вопрос рассмотрен в статье про гражданско-правовую ответственность пешехода.
Еще раз вернемся к новому пункту 5 статьи 14. Давайте попробуем смоделировать ситуацию, к которой можно было бы отнести данный пункт:
Пусть произошло ДТП с участием пешехода и автомобиля. Пешеход получил травмы, а автомобиль — повреждения. При этом водитель, как и положено, застрахован по ОСАГО, а у пешехода никакой страховки нет.
В данном случае водитель не может обратиться в свою страховую компанию (прямое возмещение убытков), т.к. для этого не выполняются условия. Если в ДТП пострадали люди, то прямое возмещение невозможно.
Также водитель не может обратиться и в чужую страховую компанию, т.к. у пешехода нет страховки.
Теоретически водитель может отремонтировать автомобиль по КАСКО, однако в рамках данной статьи мы рассматриваем закон «Об ОСАГО». И КАСКО к этому закону не относится.
То есть получается, что при ДТП, в котором виноват пешеход, страховая ничего не возмещает водителю по ОСАГО. А если она ничего не возмещает, то и права регрессного требования к пешеходу у нее быть не может.
Возникает вопрос, для какой теоретической ситуации введен новый пункт 5 в статью 14? Если у Вас есть какие-то варианты, то обязательно напишите их в комментариях к данной статье (ниже).
Возмещение вреда жизни или здоровью несколькими страховыми
Рассмотрим еще одно нововведение, которое заслуживает внимания:
9 1 . В случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, страховщики солидарно осуществляют страховую выплату потерпевшему в части возмещения указанного вреда в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящей статьи. В этом случае общий размер страховой выплаты, осуществленной страховщиками, не может превышать размер страховой суммы, предусмотренной подпунктом «а» статьи 7 настоящего Федерального закона.
В данном случае речь идет о дорожно-транспортном происшествии, виновником которого являются несколько водителей и в котором пострадал человек.
Например, один из водителей нарушил правила перестроения, а второй — вез не пристегнутого пассажира. Причиной травм пассажира стали нарушения каждого из водителей.
В такой ситуации вред возмещают обе страховые компании. При этом суммарная выплата не может превышать 500 000 рублей. А доля, которую выплачивает каждая из страховых компаний, пропорциональна степени вины каждого из водителей, определенной судом.
Кроме рассмотренных выше нововведение в закон «Об ОСАГО» внесены еще несколько небольших дополнений, которые не оказывают серьезного влияния на жизнь водителей. При желании Вы можете ознакомиться с полным текстом документа самостоятельно:
Ну а в следующей статье рассмотрены изменения закона «Об ОСАГО», которые действуют с 1 июня 2019 года.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 11 мая 2019
Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.
Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Серия статей «Закон Об ОСАГО 2019» Отмена регрессного требования по ОСАГО за неподачу извещения в страховую Самостоятельное оформление ДТП по страховке зеленая карта с 1 июня 2019 года Заполнение извещения о ДТП в электронном виде с 1 сентября 2019 года Регрессное требование по ОСАГО при отказе от медосвидетельствования с 29 октября 2019 года Проверка страховки при пересечении границы РФ с 29 октября 2019 года
Рекомендуем также прочитать: Наезд на пешехода вне перехода Заявление в страховую по ОСАГО при наличии разногласий с 29 июля 2019 года Что такое регрессное требование по ОСАГО? Штраф для водителя, который не вписан в страховку ОСАГО ДТП без виновника Отмена наличных выплат по ОСАГО с 15 июля 2024 года
8 мая 2019 11:12
Я считаю, что если в ДТП виновен пешеход и к нему не предусмотрен регресс от страховой это вот такая ситуация: в ДТП участвовали 2 автомобиля и пешеход. Из за действий пешехода (например выбежал на проезжую часть в неположенном месте) произошло ДТП т.е., первый автомобиль при маневре (чтобы не задавить пешехода) въехал во второй автомобиль. ДПСы признают в данном ДТП виновным пешехода и наказывают его согласно КоАП РФ, а на водителя который въехал во второго выносят определение об отказе в возбуждении дела об АПН.
Поэтому второй водитель обращается в страховую и ему выплачивают страховое возмещение его автомобилю. И страховая после выплаты не может предъявлять пострадавшему пешеходу сумму в порядке регресса.
8 мая 2019 15:20
Сергей, спасибо! Действительно, такой вариант возможен.
11 мая 2019 21:55
Спасибо, подписан, читаю очень давно через rss — много полезного для себя выношу. Захотел поблагодарить за труды и дело, которое Вы делаете для всех нас! БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
11 мая 2019 22:04
gvrax, спасибо за Ваш отзыв! Буду рад видеть Вас вновь на страницах pddmaster.ru
Удачи на дорогах!
13 мая 2019 12:00
Алексей968
Максим,спасибо за статью и за оперативное размещение очень важной информации для водителей.
Вопрос,а изменения об отмене регресса за неисполнение обязанности 5 дневный срок направить извещение будут распространяться только на те события которые произошли после 1 мая 2019 или на события которые произошли и до 1 мая 2019?
25 мая 2019 17:52
С 1 мая 2019 года закон «Об ОСАГО» изменился и теперь НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ подача документов не будет причиной для того, чтобы взыскать деньги с водителя, а возможно ведь следующая ситуация — не подача документов вообще. В таком случае что говорит (подразумевает) нам Закон?
30 мая 2019 21:41
Алексей, в нормативных документах речь не идет о том, что новая норма распространяется на старые страховые случаи. То есть по старым случаям страховые могут предъявить регрессное требование за несвоевременную подачу документов.
Удачи на дорогах!
30 мая 2019 21:42
Petr, такая ситуация не должна быть основанием для регрессного требования к водителю.
Однако нужно помнить и еще об одной причине регрессного требования:
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;