Под административным надзором согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Обязанности, как полномочия органов внутренних дел (далее – ОВД) при осуществлении административного надзора представлены в виде осуществления предупредительной и разъяснительной работы, индивидуальной профилактической работы с поднадзорными лицами, учета поднадзорных лиц, наблюдения за ними, осуществления розыскных мероприятий и деятельности по осуществлению взаимодействия с судами по делам об административном надзоре.
Основная задача ОВД при осуществлении административного надзора — это профилактика правонарушений среди поднадзорных лиц, формирование у них законопослушного поведения, что достигается, прежде всего, профилактическими беседами с такими лицами, разъяснительной работой, наблюдением за их поведением.
ОВД при осуществлении административного надзора наделены следующими полномочиями:
1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;
2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;
3) проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
В соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона поднадзорное лицо имеет право:
1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;
2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;
3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.
Заявление об установлении административного надзора, его продлении, установлении дополнительных ограничений рассматриваются районным судом в порядке административного судопроизводства с участием прокурора.
Помощник прокурора края по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Ставропольского края
Прокуратура Ставропольского края
Дата публикации:
23 апреля 2021, 08:17
Полномочия сотрудников полиции при осуществлении административного надзора и права поднадзорных лиц
Под административным надзором согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Обязанности, как полномочия органов внутренних дел (далее – ОВД) при осуществлении административного надзора представлены в виде осуществления предупредительной и разъяснительной работы, индивидуальной профилактической работы с поднадзорными лицами, учета поднадзорных лиц, наблюдения за ними, осуществления розыскных мероприятий и деятельности по осуществлению взаимодействия с судами по делам об административном надзоре.
Основная задача ОВД при осуществлении административного надзора — это профилактика правонарушений среди поднадзорных лиц, формирование у них законопослушного поведения, что достигается, прежде всего, профилактическими беседами с такими лицами, разъяснительной работой, наблюдением за их поведением.
ОВД при осуществлении административного надзора наделены следующими полномочиями:
1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;
2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;
3) проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
В соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона поднадзорное лицо имеет право:
1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;
2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;
3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.
Заявление об установлении административного надзора, его продлении, установлении дополнительных ограничений рассматриваются районным судом в порядке административного судопроизводства с участием прокурора.
Помощник прокурора края по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Адрес: 355035, г.Ставрополь, пр.Октябрьской революции, 9/1
Телефон: +7 (8652) 26-14-00
Телефон: +7 (8652) 26-96-90
Телефон: +7 (8652) 26-52-55
Пленум ВС утвердил правила административного надзора
Когда осужденные выходят из колонии, за ними могут установить административный надзор. Если они нарушат ограничения и запреты, им грозит административная ответственность. Пленум ВС принял свои разъяснения по правилам применения соответствующей нормы КоАП, а также обновил правила установления административного надзора.
Постановление Пленума ВС «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» было принято больше пяти лет назад и с тех пор ни разу не обновлялось. Теперь в него внесли сразу сорок различных изменений и добавили несколько новых пунктов.
Без баров, но с обязательными походами в полицию
Так, Пленум предлагает сразу назначать надзор за злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. «Возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения», — подчеркивает ВС.
А если освобожденный из места лишения свободы экс-заключенный совершил больше двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность или на здоровье населения и общественную нравственность, такой надзор можно назначить и позднее. Обязательный административный надзор нужно устанавливать за рецидивистами и теми, кто был осужден за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Выбор вида административных ограничений не должен быть «произвольным», считает ВС, — он должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений. Нужно учитывать и возможность «индивидуального профилактического воздействия» на освобожденного. «Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинскую помощь», — закрепляет Пленум.
Суд должен в любом случае обязать освобожденного «отмечаться» в полиции от одного до четырех раз в месяц —
это ограничение не зависит от других и обязательно.
При выборе ограничений суд должен учитывать образ жизни человека и обстоятельства совершения им преступления. Например, тому, кто совершил преступление, будучи нетрезвым, можно запретить посещать бары и рестораны, в которых продают алкоголь. А при назначении запрета на посещение массовых мероприятий суд может предусмотреть конкретные исключения из этого запрета «с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности».
Нарушение правил надзора
В КоАП есть специальная ст. 19.24, которая предусматривает наказание за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре. Порядок ее применения Пленум разъяснил в отдельном постановлении.
Для квалификации административного правонарушения в качестве повторного не имеет юридического значения, нарушил ли бывший заключенный одно и то же административное ограничение или два разных. Также не имеет значения, одним или разными судебными решениями установлены административные ограничения. Важен лишь сам факт нарушения.
Каждый выявленный случай несоблюдения поднадзорным лицом установленного ему запрета покидать жилище нужно квалифицировать как самостоятельный состав правонарушения. Каждая неявка поднадзорного в полицию также считается самостоятельным нарушением, и по каждому такому случаю нужно выносить отдельное постановление.
А если одним своим действием человек нарушил сразу несколько запретов, например если ему было запрещено выходить из дома ночью и уезжать из региона, а он ночью поехал в соседнюю область, это считается одним нарушением.
Если человека уже наказали по ч. 1 или ч. 2 ст. 19.24 КоАП за нарушение правил административного надзора, повторное нарушение в течение года квалифицируется по ч. 3 ст. 19.24 КоАП независимо от того, была ли уголовная ответственность за нарушение правил надзора по ст.
314.1 УК в промежутке между административными правонарушениями.
Часть разъяснений Пленума касается правил территориальной подсудности дел по ст. 19.24. Пленум ВС установил, если человек не явился в органы внутренних дел для регистрации, то надо ориентироваться на место пребывания или жительства.
Если ему запретили приходить в определенные места, выезжать за пределы установленной территории и подобное, то подсудность надо определять по месту совершения противоправного действия.
При рассмотрении подобных дел судьи должны проверять решение суда по административному делу об установлении или продлении надзора: вступило ли в законную силу, не истек ли на тот момент срок административного надзора. В частности, материалы дела о наказании за повторное нарушение должны содержать доказательства вступления в законную силу первоначального постановления. Если таких сведений нет, то протокол и другие материалы дела могут быть возвращены лицу, которое его составило.
Организация проверки при административном надзоре
В отношении лица установлен надзор, но ограничений нет, явка один раз в месяц в ОВД. Сотрудники полиции приезжают два раза в месяц с проверкой, ходят по соседям и спрашивают, где находится данное лицо, как живет. Являются ли такие действия правомерными?
Григорий Арутюнян
Консультаций: 640
Поскольку автор вопроса не указал, в связи с чем установлен административный надзор (а он устанавливается как в отношении несовершеннолетнего, так и взрослого человека, как условно освобожденного, так и освобожденного от наказания и т.д.), расскажем об административном надзоре в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, предусмотренном Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее – УИК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст.
150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст. 205–205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277–279, 282–282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, либо двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст.
234.1 УК РФ, за исключением преступлений, указанных в ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Обе части ст. 173.1 УИК РФ ссылаются на федеральный закон, устанавливающий порядок реализации административного надзора, и таким законом является Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре).
Согласно ст. 1 Закона об административном надзоре для целей данного закона используются следующие основные понятия:
1) административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом об административном надзоре временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим законом;
2) административное ограничение – временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом об административном надзоре;
3) поднадзорное лицо – лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор;
4) место фактического нахождения – избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 173.1 УИК РФ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона об административном надзоре наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных данным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
Упоминаемый в законе «орган внутренних дел» – это районный отдел внутренних дел в лице участкового уполномоченного полиции, который участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) (п. 37.16 приказа МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об административном надзоре порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона об административном надзоре при осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:
1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;
2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных данным законом обязанностей;
3) проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, на который имеется ссылка в ч. 2 ст. 8 Закона об административном надзоре, утвержден приказом МВД России от 08.07.2011 № 818 (далее – Порядок).
Согласно п. 7.5 Порядка сотрудники подразделения по надзору или иные должностные лица при осуществлении административного надзора вызывают поднадзорное лицо в территориальный орган, получают от него объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения возложенных Законом об административном надзоре обязанностей.
Согласно п. 8.3 Порядка участковые уполномоченные полиции, участвуя в осуществлении административного надзора, проводят с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получают от них объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам нарушения ими установленных судом административных ограничений и невыполнения возложенных на них Законом об административном надзоре обязанностей.
Согласно п. 8.9 Порядка участковые уполномоченные полиции, участвуя в осуществлении административного надзора, посещают не реже одного раза в месяц поднадзорных лиц по месту жительства (пребывания) в определенное время суток, в течение которого этим лицам запрещено пребывание вне указанных помещений.
Таким образом, приведенные нормы не указывают конкретного времени посещения участковым поднадзорного лица в жилом помещении, за исключением п. 3 ч. 2 ст. 12 Закона об административном надзоре и п. 8.9 Порядка, когда судебным актом определено время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения. Например, если приговором суда установлена обязанность нахождения дома с 22:00 до 07:00, то участковый вправе «не реже одного раза в месяц» «проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица».
В остальное время поднадзорный вызывается к участковому. А вот в какое время он может быть вызван в полицию, ни законом, ни Порядком не определено, и такая неопределенность предоставляет простор для злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Если при обжаловании действий полиции суды придут к выводам об отсутствии в названных нормах конкретного времени, то это может служить основанием для проверки спорных положений Конституционным Судом РФ.
Во всяком случае, если поднадзорное лицо считает, что его права и свободы нарушены действиями должностного лица органа внутренних дел, оно может воспользоваться любым видом защиты, предусмотренным в ст. 10 Закона об административном надзоре, согласно которой поднадзорное лицо имеет право:
1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;
2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;
3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре;
4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.