С 01.09.2024 ст. 4 дополняется ч. 4.1-4.3 (ФЗ от 24.07.2023 N 387-ФЗ).
Статья 5. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства
1. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Свидетельства об аккредитации специализированной организации, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2022, продлены на 12 месяцев (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, не проводится. Персонал специализированных организаций, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, подлежит подготовке и аттестации в порядке, установленном для сил обеспечения транспортной безопасности.
(в ред. Федеральных законов от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Оценка уязвимости судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. Результаты проведенной оценки уязвимости судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, утверждаются субъектами транспортной инфраструктуры.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, а также судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, а также судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Оценка уязвимости судна, в отношении которого применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, является оценкой охраны судна, осуществляющего международные рейсы, и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Оценка уязвимости морского терминала, акватории морского порта включает в себя оценку охраны соответствующего портового средства и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности оценки уязвимости акватории морского порта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
(часть 6 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.03.2024 ч. 7 ст. 5 утрачивает силу (ФЗ от 03.04.2023 N 107-ФЗ).
7. Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта проводится с учетом требований, установленных международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 7 введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.03.2024 в ч. 8 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 03.04.2023 N 107-ФЗ). См. будущую редакцию.
8. Порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также со сведениями, содержащимися в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», для получения аккредитации в качестве специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности в целях проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств юридическим лицом, находящимся под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее — группа лиц), установление такого контроля иностранного инвестора или группы лиц должно быть согласовано в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
(часть 9 введена Федеральным законом от 29.12.2022 N 577-ФЗ)
10. В части 9 настоящей статьи, частях 9 и 10 статьи 12.1 настоящего Федерального закона понятие «иностранный инвестор» используется в значении, определенном статьей 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», понятие «группа лиц» используется в значении, определенном статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Для определения факта нахождения юридического лица под контролем иностранного инвестора или группы лиц в случаях, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, частью 9 или 10 статьи 12.1 настоящего Федерального закона, применяются признаки, указанные в частях 1 и (или) 2 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
(часть 10 введена Федеральным законом от 29.12.2022 N 577-ФЗ)
Утилизация транспортного средства в 2024 году
Утилизация — это программа, согласно которой граждане РФ в 2024 году могут сдать автотранспортное средство старше определенного возраста, получить сертификат на получение скидки при приобретении нового автомобиля.
Если на старте участвовать в программе могли только владельцы отечественных автомобилей «Лада», то в 2024 году список моделей значительно расширился.
Условия участия в программе утилизации
Участником госпрограммы утилизации автомобилей в 2024 году смогут стать только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане лишены такой возможности.
Для того, чтобы получить сертификат, определяющий эквивалент скидки (сумма указывается в рублях) на приобретение нового автомобиля автовладельцам понадобится предъявить паспорт гражданина РФ, пакет документов на транспортное средство, подтверждающий право собственности. В отдельных случаях права автолюбителя может представлять доверенное лицо.
Необходимое и важное условие: полное соответствие транспортного средства техническим требованиям. Что это значит? У авто все основные агрегаты, обеспечивающие рабочее состояние: двигатель, КПП, аккумулятор, электрооборудование, приборная панель, кузов, колеса, сидения должны быть «родными», теми, что были установлены производителем.
Машина, в которой производилась замена двигателя, доставит проблемы при попытке утилизировать ТС в 2024 году. Владельцу понадобится как минимум привезти тот агрегат, который был установлен на момент постановки на учет в МРЭО. Системы, обеспечивающие работу, должны быть заполнены необходимыми жидкостями (моторное масло, антифриз, трансмиссионная жидкость и др.).
Временной показатель владения автотранспортным средством должен составлять не менее 9 месяцев по программе трейд-ин (последующей продажи ТС дилерской сетью), и 12 месяцев по программе утилизации.
Дилерские центры, которые занимаются вопросами утилизации автомобилей в 2024 году, имеют право дополнить список основных требований для участников программы.
С 2017 года в госпрограмму был добавлен принцип трейд-ин, согласно которому в 2024 году не новый автомобиль не списывается на слом, а сдается дилеру для перепродажи. Дилер берет на себя ответственность за капитальный ремонт машины и возможность ее эксплуатации в дальнейшем новым владельцем. ТС сопровождается всеми необходимыми документами.
Автомобиль, который автовладелец планирует утилизировать в 2024 году, должен находиться в единоличной собственности. Если ТС оформлено на несколько владельцев или находится в лизинге, участие в программе невозможно.
К сведению
Участниками государственной программы могут стать как физические и юридические лица, так и лизинговые компании.
Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин в 2024 году
Изменение размера скидок по утилизации и трейд-ин в рамках собственной политики — возможность, которой могут воспользоваться автопроизводители. Они имеют право самостоятельно определять размер скидки на приобретение новых автомобилей своей марки(согласно изменениям, внесенных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. N 400).
Скидки по программе утилизации и трейд-ин в 2024 году устанавливаются таким образом:
Категория транспортных средств | Скидка по программе утилизации, тыс. руб | Скидки по программе трейд-ин, тыс. руб |
---|---|---|
Легковые автомобили | 50 | 40 |
Внедорожники | 90 | 75 |
Грузовики и автобусы массой 2,5 — 3,1 т (в т.ч. полноприводные и шасси) | 120 | 100 |
Те же массой 3,1 — 4,1 т | 175 | 145 |
Те же массой 4,1 — 7,5 т | 200 | 165 |
Те же массой свыше 7,5 т | 350 | 300 |
Нормативная база
Приказ МВД России от 21.12.2019 N 950 регламентирует на административном уровне порядок постановки и снятия с регистрации автотранспортных средств.
Дополнительная информация
До того момента при снятии с учета в ГИБДД можно было просто указать причину — «утилизация», после внесения соответствующих поправок данную причину нужно сопроводить справкой пункта утилизации, удостоверяющей факт уничтожения автомобиля.
Форма свидетельства об утилизации, утверждена Приказом Минпромторга № 10 от 14 января 2010 года.
Алгоритм оказания услуг и определение льгот регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в который были внесены изменения и дополнения (Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации»). Изменения регламентируют и стоимость работ, размер утилизационного сбора, и поясняют кто может претендовать на бесплатную утилизацию автомобилей в 2024 году.
Согласно внесенным изменениям в ФЗ № 89 лицензированные центры не имеют права взимать плату за уничтожение автомобиля с владельцев, которые произвели оплату утилизационного сбора. В других случаях владелец оплачивает услуги компании из собственных средств. Следует заранее уточнять условия оплаты. Как показывает практика, стоимость металлолома полностью покрывает расходы на утилизацию.
Также внесены и следующие изменения: автотранспорт, паспорта на который выдавались до 2012 года, от утилизационного сбора освобождается.
Требования к автомобилю
В госпрограмме утилизации в 2024 году (как и в предыдущие годы проведения акции) могут принять участие владельцы практически всех автомобилей при условии соответствия установленным правилам. Требования к транспортному средству таковы:
- автотранспортные средства старше 10 лет не могут участвовать в программе трайд-ин;
- на скидку могут рассчитывать владельцы машин не ранее 1999 года выпуска;
- старым признается автомобиль, возраст которого не менее 6 лет;
- ТС должно быть оформлено на одного владельца, и время владения должно составлять не менее 6 месяцев для трейд-ин и 12 месяцев для утилизации;
- авто, приобретенные в кредит или лизинг при условии не выполненных перед банком кредитных обязательств, принять участие в программе утилизации не смогут;
- автомобиль должен соответствовать техническим характеристикам, т. е. все агрегаты должны соответствовать указанным в ПТС;
- ТС, поступающее в специализированный центр для сдачи в утиль, должно быть «на ходу»;
- автомобиль доставляется в дилерскую сеть или пункт приема металлолома с помощью эвакуатора, услуги которого оплачивает владелец. Причина: к моменту сдачи ТС снято с учета, и не имеет права участвовать в дорожном движении.
Еще одно важное условие: владелец должен иметь гражданство РФ.
Условия, цена утилизации автомобиля устанавливается самими дилерами. Из чего следует, что основные требования к транспортному средству могут быть дополнены.
В 2024 году в программе утилизации смогут участвовать транспортные средства 2012 года выхода с конвейера и ранее.
Если владелец не имеет возможности заниматься процедурой утилизации самостоятельно, то он может действовать через доверенное лицо. В этом случае понадобится составить генеральную доверенность на проведение действий, заверить ее у нотариуса.
Регулируются вопросы, касающиеся проекта утилизации, основными законодательными актами:
- ФЗ № 89 «ОБ отходах производства…» от 24.06 1998 г;
- Приказ Минпромторга РФ №8 от 14.01.2010 г.
Критерии отбора ТС для участия в государственной программе утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1194.
Требования к транспортным колесным средствам для их безопасной утилизации прописаны Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 00_/2011 и ФЗ №7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 51, п. 1).
Порядок проведения утилизации и требования к автомобилям, претендующим на участие в нем утверждены Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 14 января 2010 г. N 8 «Об утверждении Порядка проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию». Требования к ТС указаны в пункте 1.4.3. данного документа.
Где можно утилизировать автомобиль в 2024 году?
Утилизация старого автомобиля производится через специализированные центры, имеющие разрешение на данный вид деятельности. Обратиться в такой центр в своем регионе автовладелец может как самостоятельно, так и через дилера.
Дилер оказывает посреднические услуги автовладельцам на платной основе. Стоимость такой посреднической услуги составляет в среднем 10000 руб.
Если машина сдается по программе трайд-ин, то оценочную стоимость ТС устанавливает дилер.
С 2024 года предложено несколько региональных программ утилизации, в которых будет осуществляться индивидуальный подход в каждом конкретном случае.
Необходимые документы
Для участия в программе утилизации понадобится следующий пакет документов:
- паспорт гражданина РФ (для лизинговых компаний и юридических лиц — документы, подтверждающие вид деятельности) или доверенного лица с предъявлением нотариальной доверенности;
- документ, подтверждающий право собственности на ТС;
- копия паспорта транспортного средства (ПТС) с отметкой, позволяющей определить срок нахождения в собственности;
- документ о снятии с регистрации в МРЭО (это может быть ПТС с соответствующей отметкой; справка, выданная ГИБДД; карта учета (оригинал) с отметкой о снятии с средства с регистрации, заверенной подписью и печатью);
- оригинал акта или его нотариально заверенная копия сдачи ТС в утиль.
Пошаговая инструкция утилизации авто
Процедура участия автотранспортного средства в государственной программе утилизации автомобиля в 2024 году подразумевает следующие этапы:
- Владелец автомобиля должен определиться с выбором машины, которую он запланирует приобрести в будущем. Скидочный купон (сертификат) на снижение стоимости покупки по государственной программе можно получить только при покупке любой марки автомобиля, сборка которого осуществлялась на предприятиях отечественного автопрома. На продукцию иностранных концернов действие программы не распространяется.
- Снятие ТС с регистрации в МРЭО. В 2024 году процедура снятия доступна в режиме он-лайн на сайте Госуслуги.
- Подготовка пакета документов, договор с дилером и документы, подтверждающие снятие с учета в ГИБДД транспортного средства.
- Отправка ТС в утиль самостоятельно или в сопровождении представителя дилерской компании.
По окончании процедуры владелец получает сертификат (купон), свидетельствующий о праве получения скидки определенного размера при приобретении нового авто.
Размер скидки в 2024 году будет зависеть от технической оценки транспортного средства, места его производства, модели авто и других нюансов.
Справка об утилизации
Свидетельство (справка) об утилизации выдается автовладельцам специализированными центрами или пунктами приема металлолома.
В свидетельстве об утилизации транспортного средства указываются все данные о владельце ТС и о самом транспортном средстве. Собственнику машины понадобится указать подробные сведения: год выпуска, номер кузова, марка автомобиля, модель, регистрационные знаки, реквизиты ПТС.
В справке указываются подробные сведения о пункте утилизации, отметка о снятии с учета в ГИБДД.
Все разделы свидетельства должны быть заполнены без ошибок. Незаполненных полей быть не должно.
Форма справки об утилизации и требования к её заполнению, утверждены Приказом Минпромторга №10 от 14.01.2010.
Сроки проведения
По регламенту программа в 2024 году работает на протяжении всего календарного года. С учетом того, что выделенные денежные средства ограничены, владельцам автомобилей, желающих сдать ТС в утиль, стоит заранее зарегистрироваться в специализированном центре.
В каждом регионе существует очередь на проведение утилизации автомобилей. Принимая решение о покупке нового автомобиля в конце года некоторые автолюбители могут просто не успеть стать участником госпрограммы.
Список моделей авто с предоставляемыми скидками
В таблице ниже приведены максимальные размеры скидок по программам утилизации и трейд-ин для различных моделей автомобилей:
Проведение оценки уязвимости транспортного средства в 2024 году
Использование общественного транспорта – один из самых доступных способов путешествия. Даже владельцы личных машин порой предпочитают поездку на поезде или самолёте, если речь идёт о путешествиях на большие расстояния. Однако мало кто задумывается о безопасности таких средств перемещения и уж тем более не представляет, что может подвергнуться намеренной угрозе жизни.
Для предотвращения и предупреждения причинения вреда извне, выполняется регулярная оценка уязвимости автомобилей, зданий и сооружений, относящихся к транспортной инфраструктуре.
Общее понятие и сроки проведения
Оценка уязвимости транспортного средства – это мера, принятая правительством РФ для предотвращения возможного неблагоприятного воздействия со стороны, защиты людей и перевозимого груза, обеспечения общей безопасности. Актуальность таких мероприятий неустанно растёт, ведь один из факторов, угрожающих людям на дорогах – это террористические акты.
Законом определён перечень вероятных опасностей. Среди них:
- Взрыв.
- Захват.
- Размещение взрывчатки.
- Блокирование.
- Хищение.
Предметом враждебного вмешательства могут быть средства передвижения:
- автомобили, перевозящие грузы и пассажиров;
- самолёты;
- морские и речные суда;
- железнодорожный транспорт;
- поезда метро.
А также здания и сооружения:
- автовокзалы;
- аэропорты;
- порты;
- метро;
- тоннели;
- мосты.
Чтобы определить степень подверженности возможной угрозы и губительности последствий, перечисленные объекты делятся на категории и вносятся в специальный реестр. Именно категорированный транспорт должен пройти оценку уязвимости, без которой запрещено его использование.
Провести проверку уязвимости транспортного средства необходимо не позднее трёх месяцев после регистрации в реестре категорированных объектов.
Установленные законом правила и сроки, относятся как к автомобилям, так и к зданиям и сооружениям.
Нормативная база
Безопасность граждан – это важный вопрос, требующий серьёзного регулирования. Основные законодательные акты регулирующие оценку уязвимости транспортного средства:
- Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
- Приказ Минтранса РФ от 12 апреля 2010 г. N 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
- Приказ Минтранса России от 23.07.2014 №196 «Об установлении перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта».
- Приказ Минтранса РФ от 29 января 2010 г. N22 «О Порядке ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
- Приказ Федеральной службы по тарифам от 20 сентября 2011 г. N 578-а «Об установлении тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
- Приказ Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 5 марта 2010 г. N 52/112/134 «Об утверждении перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Кроме того, применяются другие распоряжения и правила, имеющие отношение к безопасности перевозки грузов и пассажиров.
Кто проводит оценку уязвимости?
Для проведения оценки уязвимости транспортного средства владельцам категорированных автомобилей необходимо обратиться в аккредитованные организации, специализирующиеся на обеспечении безопасности транспорта. Работа осуществляется на основе публичного договора.
Порядок проведения
Оценка уязвимости транспортного средства имеет несколько этапов:
- Объект включается в Реестр категорированных объектов, выдаётся уведомление.
- Заключается соглашение со специализированной организацией. Может занять до одного месяца, так как во многих случаях перевозчик должен провести процедуру торгов.
- Непосредственное проведение оценки аккредитованной компанией – до одного месяца.
- Направление результатов в компетентный орган и ожидание ответа – ещё один месяц.
Сам процесс оценки уязвимости транспортного средства содержит в себе:
- Анализ параметров объекта (технических, технологических, географических, геологических).
- Изучение мероприятий, проведённых для защиты от преступного посягательства.
- Рассмотрение вариантов осуществления потенциальной угрозы в отношении транспортного средства.
- Составление списка указаний, необходимых для обеспечения безопасности объекта.
Результатом станет описание выводов по каждому пункту.
Оценка уязвимости зданий и сооружений происходит по аналогичной схеме, кроме одного момента: этим занимаются исключительно специализированные учреждения, тогда как оценкой автомобилей могут также заниматься субъекты транспортной системы – собственники и ответственные пользователи.
Результаты
Полученный результат оценки уязвимости ТС оформляется в виде документа, к которому прилагаются наглядные схемы, и представляет собой описание вариантов нанесения ущерба вероятным злоумышленником, а также содержит список мероприятий по предотвращению возможного урона.
Он изготавливается в трёх вариантах (два в письменном виде, один электронный) и отправляется в компетентный орган, отвечающий за обеспечение безопасности в области транспортировки пассажиров и грузов, для рассмотрения и утверждения.
Сведения, содержащиеся в результате проведения оценки уязвимости автомобильных средств передвижения, относятся к закрытой информации и составляют государственную тайну.
Согласование оценки ТС
Компетентный орган, занимающийся согласованием оценки уязвимости грузопассажирского автотранспорта – это Федеральное дорожное агентство Росавтодор, относящееся к Министерству транспорта РФ. Именно туда направляется полученный результат проверки.
Приказом Минтранса РФ от 12 апреля 2010 г. N 87 назначен срок согласования, составляющий не более одного месяца. В реальности этот период может несколько растянуться, что обычно связано с большим объёмом работы и нехваткой сотрудников, а также с некачественными результатами оценки уязвимости ТС, проведённой недостаточно квалифицированными специалистами.
Положительное решение представляет собой заключение, подписанное руководителем и заверенное гербовой печатью. Один экземпляр передаётся специализированной организации, если согласованием занимается она, или владельцу транспортного средства.
Отказ направляется также компании, предоставившей в компетентный орган результат оценки, в письменном виде с объяснением причин.
Дополнительная оценка уязвимости
Повторный анализ уязвимых мест транспорта проводится в обязательном порядке в случаях, когда:
- В автомобиль были внесены технические или технологические изменения. Делается оценка той части, которая была преобразована.
- Была изменена категория. В том числе когда это вызвано модификацией транспорта.
- Произошли изменения требований безопасности.
- Появились новые способы причинения вреда.
При любом варианте на изготовление документации даётся не более трёх месяцев.
Стоимость
Единые расценки на услуги организаций, специализирующихся на проведении оценки уязвимости транспортных средств, гарантируются приказом Федеральной службы по тарифам от 20 сентября 2011 г. N 578-а и рассчитывается по методическим указаниям, утвержденным приказом ФСТ России от 4 октября 2010 г. N 477-а, поэтому цена везде примерно одинаковая.
Однако, для привлечения клиентов каждая компания предлагает свои системы скидок, поэтому при желании сэкономить, нужно только выбрать подходящий вариант.
Стоимость оценки уязвимости транспортного средства может зависеть:
- От степени возможной угрозы.
- От количества транспорта.
Помимо оценки уязвимости, специализированные компании обычно предлагают свои услуги по подготовке документов и согласованию их с контролирующим органом.
Штрафы
Отсутствие утверждённого заключения о прохождении оценки уязвимости автомобиля, расценивается как административное правонарушение, за которое назначается наказание по ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Отказ от выполнения требований по обеспечению безопасности транспортной среды, влечёт за собой взыскание в виде штрафа в размере:
- от 3 тыс. до 5 тыс. рублей – гражданам;
- от 20 тыс. до 30 тыс. рублей – должностным лицам;
- от 30 тыс. до 50 тыс. рублей – ИП;
- от 50 тыс. до 100 тыс. – юридическим лицам.
За повторное нарушение:
- от 5 тыс. до 10 тыс. рублей – гражданам;
- от 30 тыс. до 50 тыс. рублей – должностным лицам;
- от 50 тыс. до 70 тыс. рублей или приостановка работы до трёх месяцев – ИП;
- от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или приостановка работы до трёх месяцев – юридическим лицам.
Ещё более строгое наказание ждёт за умышленный отказ от проведения оценки.
- штраф от 20 тыс. до 30 тыс. рублей;
- штраф от 20 тыс. до 30 тыс. рублей и конфискация транспорта;
- административный арест до 10 дней.
- штраф от 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
- административный арест до 10 дней.
- штраф от 100 тыс. до 150 тыс. рублей;
- штраф от 100 тыс. до 150 тыс. рублей и конфискация транспорта;
- приостановление работы на период до трёх месяцев.
- штраф от 200 тыс. до 500 тыс. рублей;
- штраф от 200 тыс. до 500 тыс. рублей и конфискация транспорта;
- приостановление работы на период до трёх месяцев.
В каждом случае предприниматели, работающие не образуя юридического лица, отвечают как юридические лица.
Когда оценка уязвимости транспортного средства не нужна?
Приказ Минтранса России от 23.06.2014 №196 содержит перечень автомобильного транспорта, не подлежащего категорированию. К нему относятся:
- Легковые автомобили, перевозящие людей по заказу.
- Транспорт, используемый для оказания ритуальных услуг.
- Прицепы и полуприцепы для перевозки опасных грузов.
- Автобусы, безвозмездно перевозящие детей, к месту учёбы и домой.
Эти средства передвижения не должны проходить процедуру оценки уязвимости.
Нюансы
Как любой процесс, оценка уязвимости транспорта имеет свои нюансы:
- Если у имеющего утверждённое заключение автомобиля сменился владелец, проходить процедуру оценки уязвимости ТС заново не требуется, нужно только внести изменения в части, касающейся собственника проверяемого объекта.
- При проведении оценки транспортных средств, имеющих идентичные характеристики и принадлежащих предприятию, результат проверки одного можно распространить на все. Для этого нужно ходатайство собственника, а также согласование перечня проверяемого автотранспорта в Росавтодор до проведения оценки.
Главная особенность в том, что ответственность за исполнение мер, направленных на сохранение транспортной безопасности лежит на собственнике автомобиля.
Итак, оценка уязвимости средств передвижения – важное, сложное и серьёзное мероприятие. Любой владелец категорированного автомобиля обязан пройти эту процедуру, ведь альтернатива – невозможность работать и серьёзные административные последствия.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Что такое оценка уязвимости? | Проверка транспортных средств на вероятность осуществления внешней угрозы. |
К каким объектам применяется оценка? | Автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный транспорт, здания и сооружения автомобильной инфраструктуры (вокзалы, порты, мосты и так далее). |
Какие автомобили должны проходить процедуру? | Применяемые для перевозки пассажиров и грузов. |
Что такое категорирование? | Разделение объектов оценки по степени подверженности возможной угрозе. |
Срок проведения оценки уязвимости ТС? | Не более трёх месяцев после возникновения необходимости. |
Причины возникновения необходимости. | Регистрация в реестре категорированных объектов, внесение технических или технологических изменений, изменение присвоенной категории, возникновение нового вида угрозы. |
Чем отличаются правила оценки транспорта и объектов инфраструктуры? | Ничем, правила общие. |
Кто проводит оценку уязвимости? | Аккредитованные организации, специализирующиеся в транспортной безопасности. |
Сколько времени занимает оценка? | До одного месяца. |
Что входит в процедуру оценки? | Изучение характеристик объекта (технических, технологических, географических, геологических), мер, принятых для защиты от незаконного вмешательства, вариантов применения потенциальной угрозы в отношении транспортного средства. Составление рекомендаций для обеспечения безопасности объекта. |
Где согласовать полученный результат? | В контролирующем органе – Федеральном дорожном агентстве Росавтодор |
Сколько времени займёт согласование? | По закону не более одного месяца |
Где можно ознакомиться с результатами оценки уязвимости транспортного средства? | Нигде. Эта информация относится к государственной тайне. |
Сколько времени даётся на дополнительную оценку? | Три месяца. |
Что будет, если не делать оценку уязвимости ТС? | Серьёзная административная ответственность. Наказания в виде крупного штрафа, конфискации автомобиля, приостановлении деятельности, административного ареста. |
Кто отвечает за соблюдение требований транспортной безопасности? | Во всех случаях собственник автомобиля. |
Есть ли исключения? | Есть, перечень автомобильного транспорта, не подлежащего категорированию, установлен приказом Минтранса России от 23.06.2014 №196. |
Если у транспорта есть все документы, но сменился владелец, надо делать заново? | Нет, нужно только внести изменения в части, касающейся субъекта транспортной инфраструктуры. |
Если транспорт одинаковый, делать оценку каждой машины отдельно? | Нет. Достаточно провести проверку одного автомобиля, уведомив заранее контролирующий орган. |
Проведение оценки уязвимости транспортного средства в 2024 году 2024
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 июня 2024 года N 907
Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
2. Установить, что свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления, продолжают свое действие после дня вступления его в силу до окончания срока действия указанных свидетельств.
3. Установить, что для юридических лиц, претендующих на получение свидетельства об аккредитации (продление срока действия аккредитации) для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, представивших документы до дня вступления в силу настоящего постановления, получение указанного свидетельства осуществляется в порядке, действующем на дату их представления.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г., за исключением абзаца первого, подпунктов «ж» и «з» пункта 25 и абзаца пятого пункта 26 Правил, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 сентября 2024 г., и действует до 1 сентября 2029 г.
5. Установить, что до вступления в силу подпунктов «ж» и «з» пункта 25 Правил, утвержденных настоящим постановлением, реестровый номер об аккредитации присваивается в единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности в автоматическом режиме.
7. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 июня 2024 года N 907
Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее — аккредитация).
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, установленных Федеральным законом «О транспортной безопасности».
3. Аккредитация проводится федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности (далее — компетентный орган), с целью определения возможности юридического лица проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта (дорожного хозяйства) и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям (далее соответственно — оценка уязвимости, суда).
4. Сведения о юридических лицах, аккредитованных компетентными органами (далее — специализированная организация), включаются в реестр аккредитованных юридических лиц в качестве специализированных организаций, формирование и ведение которого осуществляются компетентным органом в порядке, предусмотренном разделом IV настоящих Правил (далее — реестр).
5. Подтверждением наличия у юридического лица аккредитации является запись в реестре.
6. Аккредитация предоставляется юридическому лицу сроком на 5 лет.
II. Процедура аккредитации
7. Аккредитация (продление аккредитации) осуществляется в следующем порядке:
а) юридическое лицо, претендующее на аккредитацию в качестве специализированной организации (далее — соискатель аккредитации), представляет в компетентный орган заявление по форме согласно приложению N 1 (далее — заявление), документы, указанные в пункте 1 приложения N 2, и сведения о персонале соискателя аккредитации (далее — документы и сведения в целях аккредитации);
б) специализированная организация для продления аккредитации представляет в компетентный орган заявление, документы, указанные в пункте 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, и сведения о персонале специализированной организации (далее — документы и сведения в целях продления аккредитации);
в) компетентный орган определяет возможность соискателя аккредитации (специализированной организации) проводить оценку уязвимости;
г) компетентный орган принимает решение в отношении соискателя аккредитации (специализированной организации) об аккредитации (продлении аккредитации) либо об отказе в аккредитации (продлении аккредитации).
Сведения о персонале соискателя аккредитации (специализированной организации), предусмотренные подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, должны содержать следующую информацию:
фамилия, имя, отчество (при наличии) работника соискателя аккредитации (специализированной организации);
серия и номер документа, удостоверяющего личность, работника соискателя аккредитации (специализированной организации);
страховой номер индивидуального лицевого счета работника соискателя аккредитации (специализированной организации);
число, месяц, год и место рождения работника соискателя аккредитации (специализированной организации);
адрес регистрации по месту пребывания либо по месту жительства (в случае переезда — соответствующие адреса и период проживания за последние 3 года) работника соискателя аккредитации (специализированной организации);
сведения о последнем месте работы за последние 3 года работника соискателя аккредитации (специализированной организации);
сведения о подготовке в области обеспечения транспортной безопасности работника соискателя аккредитации (специализированной организации), непосредственно осуществляющего проведение оценки уязвимости;
реквизиты свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности или регистрационный номер из реестра выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, соответствующей прошедшей подготовке в области обеспечения транспортной безопасности (в отношении работника соискателя аккредитации (специализированной организации), непосредственно осуществляющего оценку уязвимости).
8. Заявление, документы и сведения в целях аккредитации (документы и сведения в целях продления аккредитации) представляются соискателем аккредитации (специализированной организацией) в компетентный орган в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с использованием подсистемы единого личного кабинета (далее соответственно — единый портал, личный кабинет).
При направлении заявления, документов и сведений в целях аккредитации (документов и сведений в целях продления аккредитации) в электронной форме с использованием единого портала формирование заявления и сведений о персонале соискателя аккредитации (специализированной организации) осуществляется посредством заполнения электронной формы на едином портале.
Для получения возможности направления заявления, документов и сведений в целях аккредитации (документов и сведений в целях продления аккредитации) с использованием единого портала соискателю аккредитации (специализированной организации) необходимо завершить прохождение процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Заявление, документы и сведения в целях аккредитации (документы и сведения в целях продления аккредитации) подписываются на едином портале руководителем соискателя аккредитации (специализированной организации) или уполномоченным им лицом усиленной квалифицированной электронной подписью.
При отсутствии возможности направления соискателем аккредитации (специализированной организацией) заявления, документов и сведений в целях аккредитации (документов и сведений в целях продления аккредитации) в электронной форме допускается их направление на бумажном носителе. Заявление, документы и сведения в целях аккредитации (документы и сведения в целях продления аккредитации), представляемые на бумажном носителе, должны быть заверены подписью руководителя соискателя аккредитации (специализированной организации) либо уполномоченным им лицом и печатью соискателя аккредитации (специализированной организации) (при наличии). В случае их подписания уполномоченным лицом к представляемым документам прилагаются копии документов, подтверждающих его полномочия.
9. Для подтверждения возможности проводить оценку уязвимости соискатель аккредитации (специализированная организация) должен соответствовать следующим требованиям:
а) соискатель аккредитации (специализированная организация) является юридическим лицом, созданным и функционирующим в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) соискатель аккредитации (специализированная организация) имеет действующую лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (для организации, претендующей на проведение оценки уязвимости объектов, предусмотренных частью 5 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности»);
в) соискатель аккредитации (специализированная организация) имеет на праве собственности или на ином законном основании помещения для обработки информации о результатах проведенной оценки уязвимости, обеспечивающие ограниченный доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости;
г) технические средства, используемые для обработки информации о результатах проведенной оценки уязвимости, обеспечивают защиту информации от несанкционированного доступа к ним;
д) персонал, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости, подготовлен и аттестован в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О транспортной безопасности», а также соответствует требованиям пунктов 1-6 и 9 части 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности»;
е) соискатель аккредитации (специализированная организация) обеспечивает ограниченный доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также нормативных правовых актов, регулирующих обращение со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости;
ж) при нахождении соискателя аккредитации (специализированной организации) под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, установление такого контроля согласовано в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
10. Компетентный орган в целях определения соответствия соискателя аккредитации (специализированной организации) требованиям, предусмотренным пунктом 9 настоящих Правил, запрашивает посредством межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также посредством единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее — информационная система обеспечения транспортной безопасности):
а) в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации — сведения о трудовой деятельности работников соискателя аккредитации (специализированной организации);
б) в Федеральной налоговой службе — сведения о соискателе аккредитации (специализированной организации), в том числе об участниках (учредителях) соискателя аккредитации (специализированной организации), из единого государственного реестра юридических лиц и учредительные документы соискателя аккредитации (специализированной организации);
в) в Министерстве внутренних дел Российской Федерации:
сведения о наличии (отсутствии) у работников соискателя аккредитации (специализированной организации) неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления;
сведения о том, являются или не являются работники соискателя аккредитации (специализированной организации) подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
г) в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» — сведения об образовании и о квалификации работников соискателя аккредитации (специализированной организации);
д) в Федеральной службе по финансовому мониторингу — сведения о причастности (непричастности) к экстремистской деятельности или терроризму соискателя аккредитации (специализированной организации) и работников соискателя аккредитации (специализированной организации);
е) в информационной системе обеспечения транспортной безопасности — сведения об аттестации работников соискателя аккредитации (специализированной организации), непосредственно осуществляющих проведение оценки уязвимости;
ж) в Федеральной службе безопасности Российской Федерации — сведения о лицензии;
з) в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии — сведения из единого государственного реестра недвижимости;
и) в Федеральной антимонопольной службе:
сведения о наличии (отсутствии) признаков нахождения соискателя аккредитации (специализированной организации) под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор;
сведения о решениях Федеральной антимонопольной службы, оформленных на основании решений Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Соискатель аккредитации (специализированная организация) вправе представить в компетентный орган копии документов в отношении сведений, предусмотренных подпунктами «а»-«и» настоящего пункта, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти.
В случае отсутствия в единых системах межведомственного электронного взаимодействия сведений, предусмотренных подпунктами «а»-«и» настоящего пункта, компетентный орган направляет посредством информационной системы обеспечения транспортной безопасности в личный кабинет соискателя аккредитации (специализированной организации) запрос о представлении таких сведений. При подаче соискателем аккредитации заявления, документов и сведений в целях аккредитации (документов и сведений в целях продления аккредитации) на бумажном носителе компетентный орган запрашивает такие сведения у соискателя аккредитации (специализированной организации) путем направления запроса на указанный в заявлении адрес электронной почты.
11. Компетентный орган определяет возможность соискателя аккредитации (специализированной организации) проводить оценку уязвимости путем установления его соответствия требованиям, предусмотренным пунктом 9 настоящих Правил, на основании представленных заявления, документов и сведений в целях аккредитации (документов и сведений в целях продления аккредитации), а также на основании сведений, полученных по запросам в рамках межведомственного информационного взаимодействия и посредством информационной системы обеспечения транспортной безопасности в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
12. Основаниями для принятия решения об отказе в аккредитации соискателю аккредитации являются:
а) несоответствие требованиям, предусмотренным пунктом 9 настоящих Правил;
б) непредставление или представление в неполном объеме в компетентный орган заявления, документов и сведений в целях аккредитации;