Занимаюсь приватизацией квартиры в многоквартирном доме. Из правоустанавливающих документов есть только обменный ордер 1989 года. Договора социального найма нет. Дом не состоит на учете в реестре муниципального имущества. На него не оформлено право собственности.
Он числится на балансе ФГБУ. Проблема в том, что по ордеру предоставлена квартира общей площадью 24 кв. м. На сегодняшний день ее реальная площадь 33,3 кв. м. Для узаконения реконструкции необходимо согласие абсолютно всех собственников. Выполнить такое условие невозможно, так как приватизирована только часть квартир в доме, а значительная часть собственников отсутствует по причине фактического проживания в другом месте. Составить протокол общего собрания собственников с подписями жильцов не представляется возможным.
Что можно предпринять в данном случае? Можно ли доказать ошибку в метраже квартиры, допущенную в ордере?
Григорий Арутюнян
Консультаций: 640
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 18 этого закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
ФГБУ – Федеральное государственное бюджетное учреждение, которому на федеральном уровне (Российской Федерации) было передано имущество на праве оперативного управления (ведомственный фонд), в которое входил и ведомственный жилищный фонд, с вашим домом в том числе.
К сожалению, вы не указали наименование ФГБУ, а то можно было посмотреть специальный перечень федерального имущества по отраслям экономики и проверить, есть ли ваш дом в нем. Учитывая, что вы называете учреждение именно как «ФГБУ», то можно сделать вывод, что оно не приватизировано, не реорганизовано в акционерное или иные общества. Назовем его ФГБУ «Ромашка».
Вам сначала необходимо письменно обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Астрахань с просьбой сообщить:
1) существует ли ФГБУ «Ромашка»;
2) если существует, кому передан ведомственный жилищный фонд?
Также обратитесь в администрацию Астрахани с вопросом, передавался ли ведомственный жилищный фонд ФГБУ «Ромашка» в муниципальную собственность.
Ответы пригодятся в суде.
Что касается «согласия абсолютно всех собственников», то такое согласие необходимо только в случае распоряжения общим имуществом дома, а все, что в границах квартиры, никого не касается.
«Ошибка в метраже квартиры, допущенная в ордере» легко устраняется техническими паспортами БТИ и поэтажными планами за несколько лет (как доказательство, что перепланировки не было), а также квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг, в которых указана оплачиваемая площадь. Однако в суде возникнет вопрос: все эти годы вы оплачивали коммунальные услуги исходя из какого размера площади квартиры – 24 или 33,3 кв. м? И когда вы вспомнили об «ошибке» — только при приватизации?
Словом, вы вправе приватизировать вашу квартиру независимо от того, кому передан жилищный фонд, в судебном порядке.
Истцы – вы и все зарегистрированные члены семьи, ответчики — ФГБУ «Ромашка», Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Астрахань, третье лицо – администрация Астрахани как орган местного самоуправления.
Исковое требование: признать за мной***, право собственности в порядке приватизации (т.е. в порядке бесплатной передачи в собственность) на жилое помещение — квартиру № ***, находящееся по адресу: г. Астрахань, ул. ***, дом ***.
К иску приложите копии: ордера, выписки из домовой книги, финансового лицевого счета, поэтажного плана и экспликации, переписки с ФГБУ, с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Астрахань.
Госпошлина 300 руб., как за имущественный иск, не подлежащий оценке (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Вот к каким выводам пришел Верховный Суд РФ в своих обзорах судебной практики.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что, соответственно, нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005).
В другом обзоре Верховный Суд РФ указал следующее. Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Необходимо также учитывать, что в п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента РФ от 26.03.2003 № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Однако на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность.
На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2003 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.07.2003).
Разъяснения в отношении общежитий справедливы и в отношении ведомственного жилищного фонда.
Энциклопедия решений. Учет квартир в жилом доме (для бюджетной сферы)
I. Из содержания писем Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-01-04/202, от 11.06.2008 N 03-05-04-01/24 следует, что приватизацию отдельных квартир в жилом доме можно рассматривать как частичную реализацию (ликвидацию) основного средства (жилого дома).
Учитывая такую позицию специалистов уполномоченных органов, независимые эксперты, как правило, предлагают при приватизации квартир в жилом доме, учитываемом на балансе госучреждения, уменьшать балансовую стоимость такого объекта на стоимость приватизированных квартир.
В целях отражения операций по приватизации квартир их стоимость может быть определена расчетным путем на основании:
— балансовой и остаточной стоимости жилого дома;
— суммы амортизации, начисленной по жилому дому;
— площади помещений дома, принадлежащих всем собственникам;
— общей площади приватизированных квартир.
При этом порядок определения стоимости жилого дома после списания стоимости приватизированных квартир предлагается согласовать с органом, уполномоченным на ведение реестра государственного (муниципального) имущества.
II. Однако приведенная выше позиция далеко не бесспорна.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. К общему имуществу относятся, в частности, помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, обслуживающее более одного помещения в доме оборудование.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме:
— пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ);
— следует судьбе права собственности на указанное помещение (ч. 2 ст. 37 ЖК РФ). При этом собственник помещения в многоквартирном доме не вправе совершать любые действия, влекущие за собой передачу доли в праве общей собственности отдельно от права собственности на указанное помещение (п.
2 ч. 4 ст. 37 ЖК РФ).
Таким образом, если квартиры в многоквартирном жилом доме принадлежат двум и более собственникам, жилой дом в целях бухгалтерского (бюджетного) учета нельзя рассматривать в качестве отдельного самостоятельного объекта основных средств — речь может идти только об учете отдельных неприватизированных квартир (их совокупности), принадлежащих публично-правовому образованию, а также долей в праве общей собственности, которые относятся к данным квартирам (смотрите письма Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-01-04/202, от 21.01.2008 N 03-03-06/2/2, от 11.06.2008 N 03-05-04-01/24).
Обратите внимание: специалисты Минрегиона России также приходят к выводу: учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества и (или) бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным (смотрите письмо Минрегиона России 20.12.2006 N 14316-РМ/07).
Учитывая приведенные выше аргументы, отдельные специалисты предлагают при приватизации квартир в жилом доме, учитываемом на балансе учреждения, отражать в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке списание жилого здания с одновременной постановкой на учет отдельных неприватизированных квартир (с отражением их стоимости по кредиту счета учета доходов текущего финансового года).
В то же время, как показывает практика, такой порядок организации бухгалтерского (бюджетного) учета может вызвать определенные трудности на этапе представления (утверждения) бухгалтерской отчетности. При этом какие-либо официальные разъяснения Минфина России по рассматриваемой проблеме в настоящее время отсутствуют.
III. Возможен и «компромиссный» вариант учета: по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от реализации активов» может отражаться только остаточная стоимость приватизированных квартир. А оставшиеся суммы, относящиеся к неприватизированным квартирам и числящиеся на счетах 101 00 «Основные средства» и 104 00 «Амортизация», могут быть «распределены» по отдельным неприватизированным квартирам.
Таким образом, порядок организации бухгалтерского учета в данном случае желательно определить в учетной политике госучреждения (по возможности согласовав его с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, учредителем). Такой порядок должен быть увязан с порядком учета жилищного фонда, применяемым органом, уполномоченным на ведение реестра государственного (муниципального) имущества (после приватизации отдельных квартир в реестре с соответствующими корректировками может продолжать учитываться жилое здание или же к учету могут быть приняты отдельные неприватизированные квартиры).
Внимание
Специальный порядок организации бухгалтерского (бюджетного) учета неприватизированных квартир в жилых многоквартирных домах, ранее полностью принадлежавших публично-правовым образованиям, обусловлен исключительно особенностями действующего жилищного законодательства. А вот с точки зрения эксплуатации такие дома даже после приватизации отдельных квартир являются едиными и неделимыми объектами, которые могут учитываться эксплуатирующими организациями в забалансовом учете.
Может наступить момент, когда все квартиры в жилом доме, ранее полностью учитываемом на балансе госучреждения, будут приватизированы. В таких случаях отдельные должностные лица полагают возможным продолжать учитывать в балансовом учете стоимость общего имущества здания (технических этажей, чердаков, подвалов и т.д.), аргументируя свою позицию тем, что учреждение в той или иной мере продолжает участвовать в эксплуатации данного объекта.
Такой подход безусловно не правомерен — если все жилые помещения в многоквартирном доме принадлежат жильцам, оформившими право собственности в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», публично-правовое образование не обладает правом собственности на какую-либо часть общего имущества такого многоквартирного дома. Следовательно, общее имущество данного жилого здания не может числиться ни в составе имущества казны, ни в составе основных средств, закрепленных за каким-либо учреждением.
Правила передачи в частную собственность муниципальных квартир разъяснил Верховный суд
Очень важное разъяснение норм нашего законодательства сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, когда изучила материалы жилищного спора о приватизации квартиры. В нем гражданка больше десяти лет назад вернула городу свое приватизированное жилье. А спустя время решила воспользоваться бесплатной приватизацией еще раз при получении уже новой квартиры.
И хотя это решение суда касается одного конкретного спора, но в нем важно толкование норм и правил при приватизации жилья, которое наши граждане получают, переселяясь из аварийного в новые квартиры.
Верховный суд подчеркнул: приватизировать муниципальную квартиру можно только один раз. / designer491 / istock
Так что разъяснения Верховного суда РФ будут полезны очень многим , ведь число тех, кто стал или в ближайшее время станет новоселом, растет неуклонно. А началась наша история в Красноярском крае, в городе Ачинске, и о всех перипетиях этого гражданского процесса рассказал портал «Право.ru». После того, как один из домов признали аварийным, местная жительница передала приватизированную квартиру обратно в муниципальную собственность.
По договору социального найма она переселилась в другое жилье и захотела зарегистрировать на него права. В городской администрации ей отказали. Дама пошла в суд . И все местные судебные инстанции удовлетворили такой иск.
Но потом это дело дошло до Верховного суда. И высокая судебная инстанция рассказал, какие важные моменты упустили три судебные инстанции.
У граждан не возникает права на повторную приватизацию, даже если они вернули жилье городу
Больше двадцати лет назад — в 2001 году — городская администрация Ачинска передала местной жительнице квартиру в собственность. Через 13 лет многоквартирный дом, где она жила, признали аварийным и подлежащим сносу. Тогда наша героиня передала недвижимость обратно в муниципальную собственность, но оформила на нее договор социального найма.
В 2020 году городская администрация заключила с ней новый договор социального найма на другую, новую квартиру вместо аварийной. Тогда гражданка решила зарегистрировать права на это жилье и обратилась в муниципалитет. Но ей отказали, ведь по закону приватизировать жилье можно только один раз.
Об этом сказано в статье 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ». Гражданка с ответом чиновников не согласилась и подала в суд.
Слушал дело Ачинский городской суд Красноярского края. В иске было сказано, что гражданка просит суд, обязать местных чиновников разрешить ей приватизировать новую квартиру, которую занимает по договору социального найма. В суде истица рассказала, что в 2014 году передала в муниципальную собственность принадлежащую ей недвижимость, а другого жилья у нее нет.
Судья выслушала стороны, согласилась с доводами гражданки. В решении суда было сказано, что в законе нет запрета участвовать в приватизации больше одного раза. Тем более фактически гражданка не реализовала это право.
Ведь когда-то принадлежащую ей квартиру она передала в муниципальную собственность, а другое жилое помещение ей предоставили на условиях социального найма. Вот с такой формулировкой судья удовлетворила иск.
Представители городской администрации с таким решением не согласились и обжаловали его. Но выводы первой инстанции поддержали Красноярский краевой суд и Восьмой кассационный суд общей юрисдикции. Тогда юристы городской администрации обратились с жалобой на эти решения в Верховный суд.
Там материалы спора изучили и дали свои пояснения. Вот что разъяснил Верховный суд.
По Закону «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизировать квартиру можно только один раз. У граждан не возникает права на повторную приватизацию, даже если ранее принадлежащую им квартиру они передали обратно в муниципальную собственность. При этом Верховный суд РФ подчеркнул, что мотивы нашей героини в этом случае не имеют значения.
Главное, что гражданка уже воспользовалась своим правом на регистрацию прав на жилье, и муниципалитет не обязан заключать с ней новый договор о приватизации.
В итоге Верховный суд РФ отменил все решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Ачинский горсуд Красноярского края.
По мнению специалистов, которые специализируются на подобных спорах, это решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ не вызывает удивления, так как отражает складывающуюся по этому вопросу судебную практику. А именно — приватизировать муниципальную квартиру можно только один раз.
Приватизация квартиры в многоквартирном доме числящемся на балансе фгбу 2024
7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2015 году согласно распоряжению федерального агентства по управлению государственным имуществом жилой дом, учитываемый на балансе автономного учреждения, был разделен на самостоятельные объекты: жилые помещения (1 квартира площадью 33,3 кв. м, вторая квартира площадью 55,6 кв. м) — нежилые помещения общей площадью 10,9 кв. м (общее имущество многоквартирного дома). Квартира площадью 55,6 кв. м приватизирована, квартира площадью 33,3 кв. м осталась в оперативном управлении автономного учреждения. Дом был списан с баланса.
На баланс были приняты два инвентарных объекта — квартира площадью 33,3 кв. м и нежилые помещения общей площадью 10,9 кв. м, стоимость которых была определена пропорционально указанной площади в стоимости жилого дома. Комиссия учреждения полагает, что площади нежилого помещения нужно было отразить в составе жилой квартиры. Что было сделано неверно и как исправить ошибку в 2021 году?
В 2015 году согласно распоряжению федерального агентства по управлению государственным имуществом жилой дом, учитываемый на балансе автономного учреждения, был разделен на самостоятельные объекты: жилые помещения (1 квартира площадью 33,3 кв. м, вторая квартира площадью 55,6 кв. м) — нежилые помещения общей площадью 10,9 кв. м (общее имущество многоквартирного дома). Квартира площадью 55,6 кв. м приватизирована, квартира площадью 33,3 кв. м осталась в оперативном управлении автономного учреждения. Дом был списан с баланса. На баланс были приняты два инвентарных объекта — квартира площадью 33,3 кв. м и нежилые помещения общей площадью 10,9 кв. м, стоимость которых была определена пропорционально указанной площади в стоимости жилого дома.
Комиссия учреждения полагает, что площади нежилого помещения нужно было отразить в составе жилой квартиры. Что было сделано неверно и как исправить ошибку в 2021 году?
19 июля 2021
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нежилые помещения, относящиеся к общедомовому имуществу, не являются самостоятельными объектами недвижимости и самостоятельными объектами гражданских прав, в связи с чем основания для принятия их к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов у учреждения отсутствовали.
При принятии решения о разделении объекта недвижимости «здание» на объекты «жилые помещения» по факту регистрации права оперативного управления на указанные помещения в учете подлежали отражению операции по разукомплектации инвентарного объекта основных средств с одновременным признанием двух новых объектов — жилых помещений, не приводящая к изменению балансовой и остаточной стоимости учреждения.
Обоснование вывода:
Согласно п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. Доля в праве на общее имущество в доме производна от права собственности на отдельное помещение в доме; право общей долей собственности на общее имущество в здании возникает (переходит) одновременно с правом собственности на помещение в здании, а его государственная регистрация существует с момента государственной регистрации прав на жилое и нежилое помещение (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 64). Применительно к данной ситуации с учетом положений п. 1 ст. 42 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права общей долевой собственности на общее имущество носит технический характер.
Фактически она осуществляется одномоментно с государственной регистрацией возникновения, перехода права на жилое и нежилое помещение, принадлежащее собственнику в многоквартирном жилом доме (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.01.2019 N Ф01-6453/18 по делу N А43-10578/2018).
Вместе с тем наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию прав, не является единственным условием для принятия нежилых помещений к учету в качестве самостоятельных объектов основных средств. Так, в соответствии с положениями п. 45 Инструкции N 157н отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, могут быть приняты к учету в качестве самостоятельных объектов основных средств в том случае, если такие помещения являются самостоятельными объектами имущественных прав. По общему правилу нежилые помещения, относящиеся к общедомовому имуществу, не являясь самостоятельными объектами недвижимости, не являются самостоятельными объектами гражданских прав (смотрите, в частности, постановление Четырнадцатого ААС от 18.05.2021 N 14АП-2371/21 по делу N А05-12674/2014, постановление АС Московского округа от 06.02.2020 N Ф05-25250/19 по делу N А40-196564/2016).
Кроме того, при переходе права собственности на помещение к новому собственнику одновременно переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество здания независимо от того, имеется ли в договоре об отчуждении помещения указание на это (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 64).
Соответственно, основания для принятия к учету нежилых помещений, включенных в состав общедомового имущества многоквартирного дома, в качестве самостоятельных инвентарных объектов у учреждения, на наш взгляд, отсутствовали. При принятии решения о разделении объекта недвижимости «здание» на объекты «жилые помещения» по факту регистрации права оперативного управления на все жилые помещения в учете подлежали бы отражению операции по разукомплектации инвентарного объекта основных средств с одновременным признанием новых объектов, не приводящей к изменению балансовой и остаточной стоимости учреждения (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 20.07.2016 N 02-07-10/42570, п. 2.6 письма Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918, письмо Минфина России от 29.12.2017 N 02-07-10/88347). Таким образом, если оба жилых помещения закреплялись бы за учреждением, то балансовая стоимость здания и суммы начисленной амортизации подлежали бы распределению между двумя вновь принимаемыми к учету объектами недвижимости (жилыми помещениями).
В рассматриваемой ситуации право оперативного управления на подлежащую приватизации квартиру за учреждением не закреплялось, однако данное обстоятельство не препятствовало учреждению в применении аналогичного подхода к определению стоимости жилого помещения. Соответственно, балансовая стоимость и сумма амортизации по объекту «жилое помещение», право оперативного управления на который закреплено за учреждением, могли быть определены пропорционально площади такого жилого помещения в общей площади жилых помещений, то есть без учета площади нежилых помещений, включенных в состав общедомового имущества.
Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета автономного учреждения, отражается в соответствии с требованиями Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», Инструкции N 157н, Методическими рекомендациями по применению Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», доведенными письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480. При этом в связи с тем, что указанная ошибка относится к прошлым отчетным периодам, то исправление осуществляется с применением специально предназначенных для этого случая счетов. В том случае, если отражение в учете исправительных записей не повлечет за собой изменения валюты баланса, то в целях исправления ошибки прошлых лет может быть использован счет 30496 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году» (п.
281, 298 Инструкции N 157н). В противном случае при отражении операций по исправлению ошибки прошлых лет могут быть использованы счета 401 19 и 401 29.
Операции по исправлению ошибок прошлых лет в обороты текущего года не включаются (п. 1.7 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.07.2018 N 02-06-07/55005). При этом в результате отражения исправительных записей изменятся входящие остатки. При формировании отчетности за 2021 год соответствующие показатели найдут отражение в Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф.
0503773). Кроме того, Инструкцией N 33н предусмотрено отдельное отражение изменений входящих остатков в зависимости от основания исправления ошибок прошлых лет. Так, если ошибка обнаружена самим учреждением, показатель формируется в графе 6 Сведений (ф.
0503773) по коду 03 «Исправление ошибок прошлых лет».
В рассматриваемой ситуации в соответствии с положениями п. 12 Инструкции N 183н в учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет Х 101 11 310 Кредит Х 304 96 732 (Х 401 19 195) «Красное сторно»
Дебет Х 101 12 310 Кредит Х 304 96 732 (Х 401 19 195) «Красное сторно»
— отражено выбытие двух объектов недвижимости по стоимости, определенной при разделении здания;
2. Дебет Х 304 96 832 (Х 401 19 195) Кредит Х 104 11 411 «Красное сторно»
Дебет Х 304 96 832 (Х 401 19 195) Кредит Х 104 12 411 «Красное сторно»
— отражено списание амортизации по ошибочно принятым к учету двум объектам;
3. Дебет Х 101 11 310 Кредит Х 304 96 732 ( (Х 401 19 195)
— отражено принятие к учету жилого помещения по стоимости, определенной с учетом стоимости общедомового имущества;
4. Дебет Х 304 96 832 (Х 401 19 195) Кредит Х 104 11 411
— отражено начисление амортизации по объекту «жилое помещение».
Информация о площади нежилого помещения, отнесенного к общедомовому имуществу, подлежит отражению в инвентарной карточке учета нефинансовых активов, открытой на принятое к учету жилое помещение.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Железнева Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.