Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4344; 2016, № 26, ст. 3890; № 27, ст. 4248, 4294; 2017, № 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, № 1, ст.
90; № 10, ст. 1437; № 15, ст. 2031; № 32, ст. 5133, 5134, 5135; № 53, ст.
8404; 2019, № 31, ст. 4426; 2020, № 29, ст. 4512; № 50, ст.
8049; 2021, № 1, ст. 33; № 15, ст. 2446; № 18, ст. 3064; № 27, ст.
5054, 5103, 5127; № 50, ст. 8415; 2022, № 1, ст. 18, 45, 47; № 10, ст.
1396; № 12, ст. 1785; № 18, ст. 3010; № 29, ст.
5251, 5279; № 52, ст. 9376; 2024, № 1, ст. 63; № 12, ст.
1889; № 25, ст. 4437) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 15 дополнить пунктами 6 1 и 6 2 следующего содержания:
«6 1 ) федерального органа исполнительной власти, определенного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации права Российской Федерации на объект незавершенного строительства, включенный в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства;
6 2 ) уполномоченных органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации права субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объект незавершенного строительства, включенный в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства;»;
а) в части 1 слова «случая, предусмотренного частью 10» заменить словами «случаев, предусмотренных частями 10 и 22»;
б) дополнить частями 22 и 23 следующего содержания:
«22. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и который включен в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства или региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства, осуществляются без подготовки технического плана на основании предусмотренной частью И статьи 24 настоящего Федерального закона декларации об объекте недвижимости, составленной в форме электронного документа и заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица федерального органа исполнительной власти, определенного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в отношении объекта капитального строительства, включенного в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства), либо должностного лица уполномоченных органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (в отношении объекта капитального строительства, включенного в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства). При этом в декларации об объекте недвижимости указываются предусмотренные статьей 55 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и (или) принятыми в соответствии с ней нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации либо нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации основания включения данного объекта незавершенного строительства в соответствующий реестр.
На указанный в настоящей части объект незавершенного строительства осуществляется государственная регистрация права собственности Российской Федерации, если объект незавершенного строительства включен в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, если объект незавершенного строительства включен в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право на земельный участок, на котором расположен указанный в настоящей части объект незавершенного строительства, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права на такой земельный участок не требуются.
23. Государственная регистрация перехода права на объект незавершенного строительства, возникшего на основании сделок, ограничения права на объект незавершенного строительства или обременения объекта незавершенного строительства, а также сделок с объектом незавершенного строительства, указанным в части 22 настоящей статьи, допускается только после уточнения сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости по результатам выполнения кадастровых работ. Документами, содержащими описание такого объекта недвижимости, на основании которых сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане, являются проектная документация, разрешение на строительство и (или) исполнительная документация, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (при их наличии), либо декларация об объекте недвижимости (в случаях, предусмотренных частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона, а также в случае отсутствия или утраты проектной документации, разрешения на строительство, исполнительной документации в отношении такого объекта недвижимости). В случае, указанном в настоящей части, при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана положения части 9 1 статьи 24 настоящего Федерального закона не применяются, декларация об объекте недвижимости прилагается к техническому плану.»;
3) часть 3 статьи 66 изложить в следующей редакции:
«3. Орган регистрации прав не несет ответственность:
1) за убытки, причиненные в результате государственной регистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, нотариально удостоверенного факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2018 года № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки, либо на основании созданных и переданных в орган регистрации прав многофункциональным центром электронных образов документов в случае нарушения таким многофункциональным центром требований, установленных частями 13 и 15 статьи 18 настоящего Федерального закона;
2) за убытки, в том числе ущерб, причиненный жизни и здоровью граждан, которые возникли в связи с нарушениями требований законодательства о градостроительной деятельности, допущенными при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства (перепланировке помещений в них), их капитальном ремонте, государственный кадастровый учет которых и (или) государственная регистрация прав на которые были осуществлены на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или на основании уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома, либо акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме, либо документов, подготовленных в связи с капитальным ремонтом сооружения;
3) за убытки, причиненные в результате осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительства, сведения о котором включены в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства или региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства (в порядке, предусмотренном частью 22 статьи 40 настоящего Федерального закона), в связи с предоставлением указанными в пунктах 6 1 и 6 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления недостоверных сведений о таком объекте незавершенного строительства.»;
4) часть 5 статьи 70 дополнить предложением следующего содержания: «Для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, в том числе земельный участок, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права и прилагаемая к нему указанная в настоящей части декларация об объекте недвижимости в соответствии с частью 1 4 статьи 18 настоящего Федерального закона представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов.».
Росреестр начал замораживать сделки с недвижимостью из-за долгов
Сотрудники Росреестра стали проверять наличие исполнительных производств у продавцов недвижимости. Если они есть, переход прав по сделкам купли-продажи останавливается до решения вопроса с задолженностью
—>
Росреестр вплотную занялся заморозкой регистрации сделок при наличии у продавцов проблем со службой судебных приставов. Для решения вопроса отведено 90 дней. Срок достаточный, но это потерянное время, нервы и деньги.
Николай индивидуальный предприниматель, занимается строительством поселков и земельных участков в Московской области. О том, что на все его объекты недвижимости судебными приставами наложен арест, он узнал случайно. Из-за штрафа в 5000 рублей под запрет регистрации попали 140 объектов.
Причем после оплаты этого штрафа была разблокирована недвижимость в Тульской области, а в Москве до сих пор сделки заморожены. Рассказывает Николай:
— Был наложен арест судебными приставами за полученный когда-то штраф: свыше 5000 рублей. Узнали 30 марта. И в этот же день все погасили и получили на руки постановление, по сути, о снятии ареста. А дальше началась непонятная история. Приставы отправили запрос в Росреестр, каким-то своим чудесным электронным образом, который Росреестр не видел в течение 20 дней.
Потом, когда увидел, выяснилось, что постановление написано с ошибками, отправил его обратно. Судебные приставы не видят этого постановления и не могут ничего с ним сделать. Таким образом, все это время мы не можем заключить ни один договор, ничего не можем подать в Росреестр.
— Это у вас на какую сумму сделки заблокированы?
— По состоянию на сейчас — более 60 млн. Причем предпринимались попытки отнести эти постановления самостоятельно, зарегистрировать в Росреестре, отправить по «Почте России». Но воз и ныне там.
Можно общаться между ФССП и Росреестром исключительно по их внутренней электронной системе.
Количество арестов недвижимости из-за долгов увеличилось именно в этом году. Отслеживаются задолженности по кредитам, налогам, алиментам и штрафам — и Росреестр выдает уведомление о том, что сделка по регистрации перехода права собственности приостановлена. У сторон есть 90 дней, чтобы исправить свои ошибки и повторно подать документы в это ведомство. Комментирует риелтор «Антарес-Реал» Людмила Сотникова:
Людмила Сотникова риелтор «Антарес-Реал» «90 дней — вполне достаточно. Но помимо этого ведь приостановилась и сама по себе сделка. Это первое. А по времени — это от двух до трех месяцев, кто-то за месяц успевает. А второе: продавцы должны забрать деньги.
Как они будут их забирать? Они будут забирать их или из ячейки, или с аккредитива. То есть там, если приостановка пошла, нужно еще продлевать аренду ячейки или аренду аккредитива, чтобы деньги не ушли не пойми куда. А когда рынок «плавает», повышаются цены, идет ажиотаж, конечно, люди в панике. У них и документов нет, и денег.
И банки взялись за это дело очень серьезно. Особенно Сбербанк».
Если сделка заморожена, то после оплаты штрафа следует обратиться к тому приставу, который инициировал это производство. Он должен его снять в течение десяти рабочих дней и разместить соответствующее постановление в системе межведомственного электронного взаимодействия. Росреестру отводится на разблокировку три дня. Вот что говорит бывший сотрудник Росреестра Дмитрий:
«Если по каким-то непонятным причинам регистратору не нравится, как сформировано постановление либо еще что-то, он выносит отказ в снятии ограничения. И самое страшное в данной ситуации то, что человек (именно, гражданин) не видит этих отказов. Он о них не знает. Ему вроде пристав сказал, что «все подано, ждите, должны снять».
А в итоге человек идет и заказывает выписку в Росреестре или в МФЦ, платит за это госпошлину и получает по факту выписку с прежними арестами. То есть срываются сделки, люди теряют деньги. Сложно добиться правды, к сожалению.
Универсального рецепта нет».
Чтобы не попасть в такую ситуацию, совет один — перед сделкой промониторить все государственные приложения на предмет ареста недвижимости или наличия штрафов и долгов. Ведь никакой системы оповещения об этом, кроме письма по адресу регистрации гражданина, где он может не жить много лет, нет.
Приостановление регистрации права собственности в 2024 году: в каких случаях и что делать
Приостановление регистрации права собственности может произойти по различным причинам. Задача заявителя устранить эти причины в сроки и в порядке, указанных в соответствующем уведомление. В противном случае, может быть вынесен отказ в государственной услуге.
В этой статье изложена информация о том, в каких случаях Росреестр выносит приостановку регистрации и в каком порядке, что можно сделать для ее возобновления, а также как обжаловать решение уполномоченного органа.
Порядок приостановки по законодательству
Приостановление подразумевает под собой временное прекращение осуществления регистрации, в связи с выявленными противоречиями между представленными данными и информацией, хранящейся в ЕГРН, а также по иным причинам, в ходе которого выносится соответствующее уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрации права.
Основания приостановки
Приостановка регистрации Росреестра осуществляется, в соответствии со статьей 26? ФЗ-218. В данной статье указаны случаи, при которых она возможна. Например:
- лицо, которое указано в качестве собственника, согласно данным ЕГРН, не обладает правом собственности;
- представленная информация, не свидетельствуют о наличии права в силу закона;
- поданные документы подписаны неуполномоченным лицом;
- сделка признана судом недействительной;
- иные случаи.
Данные основания могут применяться при приостановлении государственной регистрации, как в отношении юридического, так и физического лица.
Вынесение решения
При наличии соответствующих оснований, обнаруженные в ходе проведения экспертизы представленных документов, регистратор приостанавливает оказание государственной услуги.
Уведомление о приостановке должно быть вынесено не позднее даты (ст. 16 ФЗ-218) окончания осуществления услуги.
Оно направляется заинтересованным лицам на электронную почту не позднее 1 дня, который следует за днем принятия результата рассмотрения. В бумажном виде получение возможно непосредственно в МФЦ, с момента его поступления.
Важно учесть, что в уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, обозначаются все причины, которые послужили основанием для его принятия (пункт 5, статья 29, ФЗ -218).
Сроки приостановки
Период временного прекращения госуслуги зависит от причин приостановки(пункты 2-8, статьи 26, ФЗ-218).
Например, если следствием послужило непредставление информации, запрошенной по межведомственным каналам, то срок не должен превышать 1 месяц. В иных случаях, период может быть не более 3-х месяцев.
Стоит отметить также, что период может быть продлен до 6 месяцев по заявлению заинтересованного лица.
Мнение эксперта. Учитывая положение законодательства, устанавливающее период временного прекращения услуги, процесс может затянуться на 6 и более месяцев.
В период нужно включить сроки рассмотрения пакета, время на устранения причин.
Соответственно, важно еще на стадии подготовки, обратиться к опытным специалистам, которые не только выполнят свою работу качественно и в срок, но и не оставят заявителя один на один при возникновении вопросов со стороны регистрирующего органа.
Специалисты архитектурного бюро “МБР” имеют большой опыт подготовки разрешительной документации любой сложности. Мы готовим документацию с гарантией и “под ключ”.
Стоимость услуг
Наименование
Цена
Возобновление оказания государственной услуги
После устранения оснований, которые послужили временному прекращению государственной услуги, приостановление прекращается.
Срок возобновления услуги — не позднее трех дней с даты предоставления в Росреестр документации, которая подтверждает устранение обозначенных оснований.
При возобновлении, Росреестр проанализирует вновь представленный пакет и по окончании рассмотрения, осуществит регистрационные действия.
Как устранить причины приостановления
Алгоритм выглядит следующим образом:
Пояснение
● подготовить новый технический план;
● предоставить подтверждения полномочий, соответствующих лиц;
● получить необходимое согласие на совершение сделки;
● о проведении регистрации права собственности;
Мнение эксперта. При устранении причин приостановки Росреестра, необходимо руководствоваться, в первую очередь, самим уведомлением, а также требованиями законодательства.
Важно учесть, что если причины не будут устранены, будет получен отказ.
В связи с этим, рекомендуем, при получении уведомления, обратиться к компетентным специалистам, которые помогут собрать необходимый пакет и доведут дело до нужного результата.
Специалисты компании АБ “МБР” осуществят качественную и полную услугу в короткие сроки. Мы умеем договариваться с регистрирующими органами.
Стоимость
Наименование | Цена |
Устранение оснований приостановления | от 15 000 руб. |
С иными ценами АБ “МБР” можно ознакомиться здесь. |
Обжалование решения
В случае, если заявитель не согласен с приостановлением, он вправе его обжаловать. Обжалование возможно:
- в вышестоящем органе (апелляционная комиссия Росреестра);
- в суде.
Подача жалобы в вышестоящий орган
В вышестоящем органе можно обжаловать в случае проведения государственного кадастрового учета или при одновременном государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Порядок такого обжалования предусмотрен статьей 26.1 ФЗ-221 “О кадастровой деятельности”, пунктом 9 статьи 26 ФЗ-218, Приказом Росреестра П/0377.
Вышестоящий орган, а именно апелляционная комиссия, создается при соответствующем региональном Росреестре. Например, таким органом в Московском регионе, является апелляционная комиссия Росреестра Московской области.
Заявление об обжаловании решения
Подается по установленной форме (Приложение № 1 Приказа П/0377) на бумажном носителе лично или по почте, либо в электронном виде через личный кабинет, размещенном на сайте Росреестра.
Предоставляется в течение 30 дней с даты принятия обжалуемого акта. В нем указываются:
- данные заинтересованного лица;
- информация о первоначальном пакете;
- обоснование в свободной форме о несоответствие обжалуемого акта нормам законодательства;
- при необходимости данные о представителе.
Жалоба регистрируется секретарем комиссии, после чего заявителю выдается расписка.
Мнение эксперта. При обжаловании в вышестоящем органе, важно подойти к подготовке пакета с должной внимательностью. Стоит взвесить все “за” и “против”, а также проанализировать имеющуюся разрешительную документацию.
Советуем обратиться к компании, которая имеет достаточный опыт в сопровождении такой процедуры в Росреестре. Учитывайте, что обжалование результата рассмотрения, возможно только 1 раз, повторная подача жалобы не допускается.
Компания АБ “МБР” предоставляет гарантированные услуги в сопровождении государственного учета и прав.
Стоимость
Наименование | Цена |
Обжалование приостановлений | от 15 000 руб. |
С иными ценами АБ “МБР” можно ознакомиться здесь. |
Порядок рассмотрения заявления
Комиссия (не менее, чем из 4-х человек) анализирует представленные сведения, в течение 30 дней с даты их получения. При рассмотрении запрашивается необходимая информация, оценивается обоснованность принятия обжалуемого акта.
В течение 5 рабочих дней со дня получения пакета, комиссия назначает дату заседания, о чем уведомляются заинтересованные лица (не позднее 3-х рабочих дней до дня заседания).
По итогу рассмотрения, выносится соответствующий акт, который направляется (в течение 1 рабочего дня со дня принятия) регистратору и заявителю.
Могут быть приняты одно из следующих решений:
- об отклонении жалобы;
- об ее удовлетворении.
Порядок подачи жалобы в суд
Если обращается физическое лицо, то она должно быть подготовлена и подана по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства.
При предоставлении заявления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подготавливается и подается, согласно главе 24 АПК.
Основные требования к подготовке:
Указываются следующие сведения:
● информация о сторонах;
● сведения о правах и интересах, которые нарушены;
К заявлению прилагаются:
● подтверждение отправки жалобы и документов сторонам по делу;
● подтверждение уплаты госпошлины;
Заявление может быть подано в течение 3-х месяцев с даты принятия обжалуемого акта.
Подсудность зависит от обстоятельств дела. Дело может рассматриваться районным и иным судом, в зависимости от соответствующей подсудности.
Срок рассмотрения — не более 3-х месяцев.
● наименование суда и сторон;
● права и интересы, которые нарушены;
К жалобе прилагаются:
● копии описи и квитанции, подтверждающие отправку жалобы сторонам по делу;
● подтверждение оплаты пошлины;
Жалоба подается в течение 3-х месяцев, когда стало известно о нарушении. По итогу рассмотрения выносится решение:
● об удовлетворении требований и признания принятого акта необоснованным, действия незаконными;
Полезные документы
№ | Наименование | Ссылка для скачивания |
1. | Форма заявления об обжаловании | Скачать |
2. | Образец заявления о приостановлении | Скачать |
3. | Выписка из ЕГРН | Скачать |
4. | Образец заявления о предоставлении дополнительных документов | Скачать |
Кейсы компании АБ «МБР»
Компания Архитектурное бюро “МБР” занимается проектированием, сопровождением перепланировок, внесением изменений в ЕГРН для любых типов зданий. Ниже можно ознакомиться с примерами работ.
Кейс 1. Подготовка технического плана для постановки на кадастровый учет
В компанию АБ «МБР» обратился заказчик, осуществляющий деятельность в сфере аренды недвижимости. Цель обращения — подготовить новый технический план взамен подготовленный другой компанией. По представленным ранее сведениям в Росреестр, была выдана приостановка.
Благодаря оперативным и слаженным действиям наших специалистов, удалось в поставленные регистратором сроки, подготовить необходимую документацию.
Итог — клиент успешно осуществил учет собственности на объект.
Кейс 2. Сопровождение собственника в суде по приостановке
Собственник обратился в компанию АБ «МБР» уже на стадии обжалования приостановления. Сотрудники проанализировали ранее представленные сведения, непосредственно уведомление о приостановке. При рассмотрении специалистами были выявлены несоответствия причин приостановки, нарушения требований законодательства.
Итог — клиент успешно прошел обжалование в апелляционной комиссии. Комиссия приняла решение об удовлетворении жалобы.