Более трех миллионов студентов во всем мире получают высшее образование по интернету. Тех, кто обращается на платформы онлайн-образования, чтобы повысить свою квалификацию или получить дополнительные знания, — сотни миллионов. В этом нет ничего удивительного: в Cети можно из любой точки мира совершенно бесплатно учиться в британском Гарварде, французской Сорбонне и российском МГУ.
И 41,6% таких учащихся — люди старше 30 лет.
Чтобы слушать лекции лучших профессоров в МГУ, сегодня совсем не обязательно сидеть в аудитории. / РИА Новости
Что касается России, назвать какие-то конкретные цифры в этой области сложно. Например, по данным статистического сборника ВШЭ «Образование в цифрах», в прошлом учебном году более половины (53,2%) всех студентов пользовались дистанционными образовательными технологиями. По словам директора по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлии Ремезовой, спрос на такие продукты растет. «В 2022 году количество онлайн-программ бакалавриата и магистратуры выросло до 16. На них поступило 958 студентов — это на 56% больше, чем в 2021 году. В этом году Вышка Онлайн откроет еще 6 новых программ высшего образования», — рассказала она.
Возможности учиться в Сети у русскоязычной аудитории просто колоссальные. Всем студентам известен портал «Открытое образование», созданный ведущими российскими университетами — МГУ им. М.В.
Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ, Университетом ИТМО. Среди более тысячи курсов лекций любой найдет для себя что-то интересное. Какие-то из них бесплатные, а за некоторые придется заплатить. Для тех, кто хочет зачесть пройденный онлайн-курс в своем вузе, предусмотрена возможность пройти тестирование по его итогам и получить сертификат.
К созданию онлайн-продуктов университеты подходят с учетом особенностей формата. Например, в НИУ ВШЭ нам рассказали, что «над продуктом работает большая команда продюсеров, операторов, дизайнеров, методистов и других специалистов, которые помогают авторам адаптировать контент под цифровые стандарты».
В Сети учатся не только студенты, но и опытные профессионалы. Только на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России зарегистрировано почти три миллиона пользователей. Врачи и средний медперсонал обязаны регулярно просматривать лекции по направлению своей специализации, проходить тестирования и набирать определенное количество баллов для подтверждения своей квалификации.
Есть и курсы для души. Например, на «Лекториуме» можно совершенно бесплатно освоить приготовление блюд традиционной русской кухни с преподавателями Санкт-Петербургского экономического университета или научиться выживать в экстремальных условиях на курсе Томского государственного университета. А на «Универсариуме» коллеги из информационного агентства МИА «Россия сегодня» знакомят слушателей с работой журналистов новостных, аналитических и мультимедийных редакций. И, конечно, на многих образовательных платформах можно найти курс о том, как создать свой курс. А для тех, кто вла деет иностранными языками, в Сети открываются безграничные возможности.
Только на платформе Coursera выложено более 4 тыс.курсов. А есть еще edX с подборкой бесплатных программ от ведущих вузов мира, Udemy, Skillshare и пр.
Итак, найти учебу по душе в наше время несложно, но пригодится ли это при трудоустройстве? Карьерный консультант Наталья Кретова уверена, что работодатели оценят соискателя, который демонстрирует тягу к новым знаниям. «Если говорить о курсах повышения квалификации, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, а также о языковых курсах, которые дают работнику новые инструменты для работы, повышают его профессиональный уровень, то, при прочих равных, предпочтение, скорее всего, будет отдано кандидату, который прошел дополнительное обучение. Да, у некоторых людей есть сомнения, как в отношении качества такого образования, так и насчет нужности таких курсов для самих соискателей.
Надо ли получить дополнительные навыки или закрепить имеющиеся — это кандидат решает сам. Но факт остается фактом: на рынке труда вызывают большую заинтересованность со стороны работодателей те специалисты, которые регулярно повышают свою квалификацию, в том числе и через онлайн-образование». По ее мнению, если кандидат решает это сделать, такие проекты, как «Открытое образование», могут быть хорошим выходом. «Это обучение можно проходить в ведущих вузах, вне зависимости от местонахождения студента. Каким способом — это другой разговор, главное — знания.
Не усвоить учебный материал можно и при очном обучении», — считает эксперт.
Что касается высшего образования, по словам Юлии Ремезовой, «более 80% выпускников онлайн-программ НИУ ВШЭ находят работу по специальности во время обучения в ведущих компаниях России и мира или получают повышение на текущем месте работы».
Мнение эксперта
Надежда Мазурова, доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
Надежда Владимировна, может ли интернет-образование заменить привычное академическое?
Надежда Мазурова:Я уверена, что нет. Вообще сравнивать их — то же самое, что сравнивать теплое и мягкое, потому что это абсолютно разные вещи. Классическое академическое очное образование позволяет получить хорошую базу, задавать вопросы преподавателю и сразу получать ответы, выстраивать межличностные контакты и образ себя в коллективе. Это необходимая основа, если человек действительно хочет получить высшее образование.
Интернет-обучение имеет свои плюсы, и я не согласна со многими коллегами-преподавателями, которые утверждают, что его получать нельзя, особенно по каким-то определенным направлениям. Я полагаю, что можно, что это чудесный способ получить знания точечно — в каком-то отдельном направлении. Например, вы можете купить курс по той дисциплине, знания о которой хотите углубить, получить дополнительную информацию, или неординарный взгляд на предмет.
Вы можете воспользоваться несколькими такими курсами, нанизывая их, как крону, на ствол уже имеющегося у вас дерева — очного академического образования.
Вы — не только академический преподаватель, но и автор нескольких интернет-курсов. Есть своя специфика у интернет-образования, с точки зрения педагога?
Надежда Мазурова:Во-первых, все мои курсы, даже если они идут в записи, предусматривают непосредственное общение со студентами. Определенное время выделено на то, чтобы мы встретились в эфире, и они могли задать мне вопросы, а я — ответить. Во-первых, чтобы у слушателей было ощущение реальности, присутствия преподавателя. А во-вторых, потому, что нельзя, чтобы у студентов оставались «подвешенные» вопросы.
Когда человек слушает только записанные лекции, он может что-то не понять. Очень важно, чтобы была обратная связь. И еще очень важно учитывать, кто твоя аудитория. Если это студенты, то им нужно давать какие-то базовые знания.
Если это работающие специалисты, то подход совсем другой: вы даете больше практической информации. И, наконец, записанный курс нужно стараться максимально оживить, задействовать эмоциональность человека: либо приводить конкретные примеры, либо демонстрировать записи того, о чем вы говорите, чтобы это было максимально похоже на жизнь, а не на картину на выставке. Потому что многие курсы, скажу, как потребитель, это просто наговоренный текст, и это неинтересно слушать, и в голове не остается ничего.
Кроме того, что мы — социальные существа, мы, вообще-то, с лимбической системой. И материал будет лучше усваиваться тогда, когда у слушателя есть эмоциональный отклик.
По прогнозам статистической службы Statista, в 2024 году выручка в индустрии онлайн-образования во всем мире составит 166,60 млрд долларов, и дальше эта цифра будет только расти. К 2027 году объем рынка достигнет 237,10 млрд. Что касается России, на нее в этом году придется 608, 5 млн долларов. Для сравнения: в Германии эта цифра, как ожидается, составит 877,10 млн, а в США — 74,8 млрд.
Речь идет о доходах от университетского онлайн-образования, интернет-платформ обучения и профессиональных сертификатов, за получение которых во многих вузах нужно заплатить, даже если сама учеба была бесплатной.
Чиновники принуждают родителей и учащихся к регистрации на платформе «Сферум»
В последние недели родители из разных регионов страны стали сообщать о принуждении к регистрации на цифровой платформе «Сферум» и в государственной информационной системе «Моя школа», которая должна стать базой для цифровой образовательной среды в стране. Администрации учебных заведений требуют от педагогов обеспечить 100-процентное присутствие учеников и их родителей в указанных системах. Тем временем московские учителя, которые стали первопроходцами в насаждении «цифры» в школах, в ноябре остались без надбавок за работу в электронной образовательной среде.
Электронная школа оставила учителей без надбавок
Москвичи не первый год жалуются на то, что учителя навязывают их детям цифровые домашние задания, которые часто не открываются на компьютере, а иногда и вовсе содержат ошибки. Активность педагогов в продвижении цифрового обучения объясняется в том числе доплатами, которые они получали за работу на определённых платформах.
Например, продвижение проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) ранее гарантировало учителям прибавку к зарплате в размере 10–15 тыс. рублей. Однако этой осенью что-то пошло не так. Большинство московских педагогов получили от системы отчёты о проделанной работе, из которых следовало, что никаких доплат за работу в МЭШ за прошлый месяц им не полагается.
– Для гарантированного получения 10 тысяч рублей за работу в МЭШ необходимо своевременно прописывать в электронном дневнике домашнее задание, а также заполнять календарно-тематический план, – объясняет «Октагону» учитель географии Екатерина Николаевна.
«Если хотя бы один раз пометки о наличии домашнего задания или его отсутствии не будет, критерии для получения надбавки автоматически считаются невыполненными».
Екатерина Николаевна
учитель географии
– Дополнительные выплаты к базовым можно получить за цифровые домашние задания, которые должны составлять не менее 20 процентов от общего объёма, разметку уроков планируемыми результатами и использование цифровых лабораторий, – говорит собеседница издания.
По словам педагога, в период, за который учителя должны были получить выплаты в ноябре, в работе МЭШ фиксировались постоянные сбои. В результате календарный план и домашние задания за некоторые дни из электронного журнала исчезли. Чиновники обещали не учитывать дни, когда наблюдались неполадки, но по факту надбавок лишились даже те педагоги, которые исправно выполняли в системе все требуемые задачи.
– По большому счёту московских учителей превратили в цифровых рабов. Ради надбавок вместо того, чтобы учить детей, они тратят огромное количество времени на МЭШ, которая по большей части приносит больше вреда, чем пользы, – считает учитель.
Москвичи жалуются на то, что учителя навязывают их детям дополнительные цифровые домашние задания. Фото: JULIEN WARNAND/EPA/TASS
– Очевидно, в этот раз чиновники решили сэкономить деньги, и теперь получается, что педагоги занимались всей этой ерундой вообще бесплатно. В некоторых образовательных комплексах надбавок за МЭШ лишились до 80–90 процентов педагогов. Многие уже говорят о том, что в дальнейшем будут использовать систему только для выставления оценок и добавления домашнего задания.
Правда, скорее всего, за отказ от полноценной работы в МЭШ учителя столкнутся с давлением со стороны администрации, – заключает Екатерина Николаевна.
Родители школьников отмечают, что электронная библиотека МЭШ представляет собой большую помойку и что за годы её существования качество контента так и не изменилось в лучшую сторону.
«Многие цифровые тесты работают некорректно, а иногда содержат грубые ошибки в заданиях. В большинстве случаев дети не открывают подобные задания, но учителям это и не нужно. Надбавки платят за публикацию цифровых домашних работ, а не за их успешное выполнение учащимися».
Татьяна Пескина
мама пятиклассника
– Календарно-тематический план учителя задают произвольно, он не соответствует реальной тематике уроков. То есть мы имеем ситуацию, когда чиновники в сфере образования вынуждают учителей тратить время не на реальный учебный процесс, а на имитацию цифрового обучения. Администрации школ также делают всё возможное, чтобы повесить на педагогов бесполезную работу даже в том случае, когда они готовы отказаться от надбавок, – говорит Татьяна Пескина.
Принудительная оцифровка
Между тем процесс внедрения цифровой образовательной среды идёт полным ходом и в других регионах России.
В апреле глава Минпросвещения Сергей Кравцовсообщил о том, что к 1 января 2024 года все российские школы будут подключены к федеральной государственной информационной системе «Моя школа». Система состоит из мессенджера «Сферум», социальных сетей, библиотеки и должна стать базой данных обо всех школьниках России, чтобы в будущем использоваться, в частности, для сбора цифрового портфолио.
С середины октября в школы разных регионов страны из местных управлений образования стали приходить разнорядки по обеспечению полного охвата учеников и родителей регистрацией в системе.
– Наш классный руководитель заявил детям, что регистрация в системе «Моя школа» и мессенджере «Сферум» обязательна для всех учащихся, – делится мама восьмиклассницы из Подмосковья. – На самом деле это не так, родители имеют право отказаться от создания аккаунта. «Сферум» не вызывает у взрослых никакого доверия. Он интегрирован в социальную сеть «ВКонтакте», где содержится много вредного для детей контента. Смущает и то, что создателем мессенджера является частная компания «Цифровое образование». Получается, что, регистрируясь в «Сферуме», ты автоматически принимаешь пользовательское соглашение с этой конторой и доверяешь им свои персональные данные и данные своего ребёнка. Глядя на школы Москвы, родители понимают, что электронная школа – это полная профанация нормального образования.
У нас в классе есть несколько детей из Москвы, родители которых переехали в область ещё в пандемию, чтобы ребёнок мог учиться по нормальной программе, и возвращаться в столичные школы сейчас они не хотят.
Для гарантированного получения надбавки за работу в МЭШ учителю необходимо вовремя прописывать в электронном дневнике домашнее задание и план. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
О принуждении к регистрации на платформе «Сферум» сообщают и родители из Нижегородской области и Краснодарского края.
– В нашей школе по чатам разослали распоряжение о регистрации от директора. Учителя утверждают, что в дальнейшем ребёнок должен быть зарегистрирован во ФГИС «Моя школа» и «Сферуме», в том числе для участия в олимпиадах, так как они будут проходить на этих платформах. Однако это явно будет происходить не в этом году, поэтому совершенно неясно, откуда такая спешка, – отмечает Наталья, мама школьника из Краснодара.
Как признаются московские учителя, в конце октября руководителям учебных заведений разослали приказ департамента образования о необходимости срочной регистрации педагогов на платформе «Сферум».
– Нам объяснили, что у школ заканчивается лицензия Microsoft Teams, а различные совещания и общешкольные родительские собрания мы проводим онлайн. В дальнейшем они будут проходить на российской платформе. После регистрации в «Сферуме» педагоги также должны привязать аккаунт к своей странице в МЭШ, – рассказала изданию учитель Анна Журавлёва.
Педагоги и эксперты в сфере образования обращают внимание на то, что в конце декабря должен завершиться эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, который проводится в 14 регионах России. По логике чиновники сначала должны были представить хоть какие-то результаты проекта и обосновать целесообразность его распространения на всю страну, однако этого не происходит.
– Новые ФГОС, которые стали действовать с 1 сентября, обязали школы применять цифровой контент в образовательном процессе, – говорит педагог Андрей Старостин. – Таким образом чиновники пытаются насаждать цифровизацию образования, использование соответствующего контента и программ вне зависимости от желания учителей и родителей. Конечно, частично этот процесс будет тормозиться отсутствием нормального оборудования и интернета в части региональных школ – из-за нехватки средств, например, заморожена программа по подключению школ к Wi-Fi. Однако отказываться от проекта тотальной цифровизации образования чиновники явно не планируют.
Между тем в департаменте образования и науки Москвы заверяют, что столичные учителя, которые соблюли два ключевых критерия (прикрепили информацию о домашнем задании или поставили отметку о том, что ничего не задано, и привязали тему планирования к каждому уроку), получили выплату в привычном размере – 10 тыс. рублей.
– Все дни с зафиксированными сбоями в работе МЭШ исключались из системы оценки, чтобы не повлиять на начисление выплаты. Другими словами, сказать, что учитель не выполнил критерии из-за сбоя в МЭШ, нельзя, – сообщили в департаменте.
Там добавили, что теперь у педагогов впервые появилась возможность получить дополнительную выплату в размере до 15 тыс. рублей за использование в работе инструментов, «которые обеспечивают индивидуальный подход, инновационную интерактивную работу, помогают вовлечь в качественный учебный процесс большее число ребят разных возрастов».
– Важно отметить, что о грядущих изменениях порядка начисления надбавки за МЭШ московских педагогов информировали заранее. С апреля 2022 года начались индивидуальные рассылки каждому педагогу, в которых было указано, выполняет он новые критерии или нет и какой будет его надбавка за МЭШ. Такие индивидуальные письма трижды уходили в адрес педагогов.
Летом 2022 года проводились тренинги и обучающие курсы для педагогов по новым критериям оплаты за МЭШ, – сказали в департаменте. Новый порядок начал действовать 16 сентября.
В ведомстве считают, что МЭШ помогает школьникам более качественно изучать учебные материалы. Цифровые задания пользуются спросом, говорят чиновники.
– Тезис о том, что учителей вынуждают тратить время на имитацию цифрового обучения и загружают бесполезной работой, также не соответствует действительности. Современные инструменты МЭШ значительно расширяют возможности для обучения каждого ребёнка и призваны помочь учителям. МЭШ значительно сократила непрофильную нагрузку и бумажную работу педагога, – заключили там.
Лихие курсовые
Коммерческие онлайн-программы пропустят через вузовский фильтр
В Госдуме предлагают обязать образовательные онлайн-платформы лицензировать курсы дополнительного профессионального образования (ДПО). По замыслу депутатов, Рособрнадзор и Росаккредитация будут привлекать для проверки содержания учебных программ отраслевые вузы. Высшие образовательные заведения зачастую сами предлагают программы ДПО, поэтому участники рынка сомневаются в их объективности и опасаются, что реализация идеи повлияет на стоимость и скорость запуска курсов.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Комитет Госдумы по информполитике, связи и IT разрабатывает нормативный механизм, который обяжет образовательные онлайн-платформы сертифицировать свои курсы, рассказал “Ъ” глава этого комитета Александр Хинштейн: «Речь идет о дополнительных проверках непосредственно онлайн-программ, которые преподаются в рамках дополнительного профессионального образования». Сегодня законодательство предполагает только лицензирование онлайн-площадок в региональном минобрнауки, дальше происходит согласование программ, но «анализ учебного содержания никто не проводит», утверждает господин Хинштейн.
Комитет предлагает через Рособрнадзор и Росаккредитацию привлекать отраслевые вузы проводить сертификацию программ ДПО.
«Сейчас в интернете существует большое количество онлайн-курсов, которые явно не соответствуют образовательным стандартам и вызывают большие сомнения в качестве»,— подчеркнул депутат. Он полагает, что дополнительный фильтр в виде отраслевых вузов позволит сделать онлайн-курсы качественными. Рособрнадзор не ответил “Ъ”.
Дополнительное профессиональное образование можно получить только на основе уже имеющегося высшего образования. Образовательная организация, разрабатывающая курс, обязательно должна быть сертифицирована.
Например, Skillfactory совместно с МФТИ запустили ДПО по обучению специалистов Data Science с выдачей диплома от двух организаций. К ДПО не относятся языковые курсы, кроме тех случаев, когда слушатель получает диплом о переподготовке на переводчика или удостоверение о повышении квалификации по этой специальности. В Skyeng подтверждают, что рынок ДПО в последнее время «наводнился большим количеством курсов, которые сложно назвать качественными».
С точки зрения наведения порядка такая мера будет полезной, полагает исполнительный директор компании Рустам Айнетдинов: «Однако в текущем виде инициатива увеличит стоимость ДПО, а не уберет с рынка низкокачественные продукты».
В случае принятия инициативы ДПО будет сложнее адаптироваться под актуальные запросы рынка, считает GR-директор образовательной платформы «Нетология» Валентина Куренкова.
В качестве примера она приводит курс по обучению инструментам работы с нейронными сетями: «Многие образовательные платформы уже имеют такие курсы и готовят необходимых для IT-компаний специалистов. Но в случае вступления предложенных изменений в силу быстро запускать программы не получится». В «Яндекс Практикуме», Skillfactory, Skillbox и GeekBrains отказались от комментариев.
Рост спроса на онлайн-курсы ДПО начал замедляться
Меры по лицензированию онлайн-курсов ДПО могут «сильно ударить по отрасли, которая все еще восстанавливается после 2022 года», считает собеседник “Ъ” в сегменте онлайн-образования: «Онлайн-платформы действительно выпускают много курсов — коллеги тестируют гипотезы, выводят на рынок частично готовые и тестовые продукты. Никакая бюрократическая структура такой темп выдержать не может». Следовательно, полагает источник “Ъ”, число новых курсов резко сократится.
Кроме того, многие университеты и техникумы сами предлагают программы ДПО, поэтому онлайн-платформы с ними конкурируют, отмечает основатель школы инженерных профессий Fine Start Александр Федоров: «С этой точки зрения инициатива не поможет развитию частных образовательных учреждений, ведь сложно рассчитывать на объективную оценку твоего продукта конкурентом».
Юлия Юрасова, Никита Королев
- Газета «Коммерсантъ» №102 от 09.06.2023, стр. 1
- Никита Королев подписаться отписаться
- Юлия Юрасова подписаться отписаться
- Рынок онлайн-образования подписаться отписаться