Принудительное обучение на онлайн платформах 2024

Более трех миллионов студентов во всем мире получают высшее образование по интернету. Тех, кто обращается на платформы онлайн-образования, чтобы повысить свою квалификацию или получить дополнительные знания, — сотни миллионов. В этом нет ничего удивительного: в Cети можно из любой точки мира совершенно бесплатно учиться в британском Гарварде, французской Сорбонне и российском МГУ.

И 41,6% таких учащихся — люди старше 30 лет.

Чтобы слушать лекции лучших профессоров в МГУ, сегодня совсем не обязательно сидеть в аудитории. / РИА Новости

Что касается России, назвать какие-то конкретные цифры в этой области сложно. Например, по данным статистического сборника ВШЭ «Образование в цифрах», в прошлом учебном году более половины (53,2%) всех студентов пользовались дистанционными образовательными технологиями. По словам директора по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлии Ремезовой, спрос на такие продукты растет. «В 2022 году количество онлайн-программ бакалавриата и магистратуры выросло до 16. На них поступило 958 студентов — это на 56% больше, чем в 2021 году. В этом году Вышка Онлайн откроет еще 6 новых программ высшего образования», — рассказала она.

Возможности учиться в Сети у русскоязычной аудитории просто колоссальные. Всем студентам известен портал «Открытое образование», созданный ведущими российскими университетами — МГУ им. М.В.

Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ, Университетом ИТМО. Среди более тысячи курсов лекций любой найдет для себя что-то интересное. Какие-то из них бесплатные, а за некоторые придется заплатить. Для тех, кто хочет зачесть пройденный онлайн-курс в своем вузе, предусмотрена возможность пройти тестирование по его итогам и получить сертификат.

К созданию онлайн-продуктов университеты подходят с учетом особенностей формата. Например, в НИУ ВШЭ нам рассказали, что «над продуктом работает большая команда продюсеров, операторов, дизайнеров, методистов и других специалистов, которые помогают авторам адаптировать контент под цифровые стандарты».

В Сети учатся не только студенты, но и опытные профессионалы. Только на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России зарегистрировано почти три миллиона пользователей. Врачи и средний медперсонал обязаны регулярно просматривать лекции по направлению своей специализации, проходить тестирования и набирать определенное количество баллов для подтверждения своей квалификации.

Есть и курсы для души. Например, на «Лекториуме» можно совершенно бесплатно освоить приготовление блюд традиционной русской кухни с преподавателями Санкт-Петербургского экономического университета или научиться выживать в экстремальных условиях на курсе Томского государственного университета. А на «Универсариуме» коллеги из информационного агентства МИА «Россия сегодня» знакомят слушателей с работой журналистов новостных, аналитических и мультимедийных редакций. И, конечно, на многих образовательных платформах можно найти курс о том, как создать свой курс. А для тех, кто вла деет иностранными языками, в Сети открываются безграничные возможности.

Только на платформе Coursera выложено более 4 тыс.курсов. А есть еще edX с подборкой бесплатных программ от ведущих вузов мира, Udemy, Skillshare и пр.

Итак, найти учебу по душе в наше время несложно, но пригодится ли это при трудоустройстве? Карьерный консультант Наталья Кретова уверена, что работодатели оценят соискателя, который демонстрирует тягу к новым знаниям. «Если говорить о курсах повышения квалификации, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, а также о языковых курсах, которые дают работнику новые инструменты для работы, повышают его профессиональный уровень, то, при прочих равных, предпочтение, скорее всего, будет отдано кандидату, который прошел дополнительное обучение. Да, у некоторых людей есть сомнения, как в отношении качества такого образования, так и насчет нужности таких курсов для самих соискателей.

Надо ли получить дополнительные навыки или закрепить имеющиеся — это кандидат решает сам. Но факт остается фактом: на рынке труда вызывают большую заинтересованность со стороны работодателей те специалисты, которые регулярно повышают свою квалификацию, в том числе и через онлайн-образование». По ее мнению, если кандидат решает это сделать, такие проекты, как «Открытое образование», могут быть хорошим выходом. «Это обучение можно проходить в ведущих вузах, вне зависимости от местонахождения студента. Каким способом — это другой разговор, главное — знания.

Не усвоить учебный материал можно и при очном обучении», — считает эксперт.

Что касается высшего образования, по словам Юлии Ремезовой, «более 80% выпускников онлайн-программ НИУ ВШЭ находят работу по специальности во время обучения в ведущих компаниях России и мира или получают повышение на текущем месте работы».

Мнение эксперта

Надежда Мазурова, доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

Надежда Владимировна, может ли интернет-образование заменить привычное академическое?

Надежда Мазурова:Я уверена, что нет. Вообще сравнивать их — то же самое, что сравнивать теплое и мягкое, потому что это абсолютно разные вещи. Классическое академическое очное образование позволяет получить хорошую базу, задавать вопросы преподавателю и сразу получать ответы, выстраивать межличностные контакты и образ себя в коллективе. Это необходимая основа, если человек действительно хочет получить высшее образование.

Интернет-обучение имеет свои плюсы, и я не согласна со многими коллегами-преподавателями, которые утверждают, что его получать нельзя, особенно по каким-то определенным направлениям. Я полагаю, что можно, что это чудесный способ получить знания точечно — в каком-то отдельном направлении. Например, вы можете купить курс по той дисциплине, знания о которой хотите углубить, получить дополнительную информацию, или неординарный взгляд на предмет.

Рекомендация  Что такое договор цессии 2024

Вы можете воспользоваться несколькими такими курсами, нанизывая их, как крону, на ствол уже имеющегося у вас дерева — очного академического образования.

Вы — не только академический преподаватель, но и автор нескольких интернет-курсов. Есть своя специфика у интернет-образования, с точки зрения педагога?

Надежда Мазурова:Во-первых, все мои курсы, даже если они идут в записи, предусматривают непосредственное общение со студентами. Определенное время выделено на то, чтобы мы встретились в эфире, и они могли задать мне вопросы, а я — ответить. Во-первых, чтобы у слушателей было ощущение реальности, присутствия преподавателя. А во-вторых, потому, что нельзя, чтобы у студентов оставались «подвешенные» вопросы.

Когда человек слушает только записанные лекции, он может что-то не понять. Очень важно, чтобы была обратная связь. И еще очень важно учитывать, кто твоя аудитория. Если это студенты, то им нужно давать какие-то базовые знания.

Если это работающие специалисты, то подход совсем другой: вы даете больше практической информации. И, наконец, записанный курс нужно стараться максимально оживить, задействовать эмоциональность человека: либо приводить конкретные примеры, либо демонстрировать записи того, о чем вы говорите, чтобы это было максимально похоже на жизнь, а не на картину на выставке. Потому что многие курсы, скажу, как потребитель, это просто наговоренный текст, и это неинтересно слушать, и в голове не остается ничего.

Кроме того, что мы — социальные существа, мы, вообще-то, с лимбической системой. И материал будет лучше усваиваться тогда, когда у слушателя есть эмоциональный отклик.

По прогнозам статистической службы Statista, в 2024 году выручка в индустрии онлайн-образования во всем мире составит 166,60 млрд долларов, и дальше эта цифра будет только расти. К 2027 году объем рынка достигнет 237,10 млрд. Что касается России, на нее в этом году придется 608, 5 млн долларов. Для сравнения: в Германии эта цифра, как ожидается, составит 877,10 млн, а в США — 74,8 млрд.

Речь идет о доходах от университетского онлайн-образования, интернет-платформ обучения и профессиональных сертификатов, за получение которых во многих вузах нужно заплатить, даже если сама учеба была бесплатной.

Чиновники принуждают родителей и учащихся к регистрации на платформе «Сферум»

В последние недели родители из разных регионов страны стали сообщать о принуждении к регистрации на цифровой платформе «Сферум» и в государственной информационной системе «Моя школа», которая должна стать базой для цифровой образовательной среды в стране. Администрации учебных заведений требуют от педагогов обеспечить 100-процентное присутствие учеников и их родителей в указанных системах. Тем временем московские учителя, которые стали первопроходцами в насаждении «цифры» в школах, в ноябре остались без надбавок за работу в электронной образовательной среде.

Электронная школа оставила учителей без надбавок

Москвичи не первый год жалуются на то, что учителя навязывают их детям цифровые домашние задания, которые часто не открываются на компьютере, а иногда и вовсе содержат ошибки. Активность педагогов в продвижении цифрового обучения объясняется в том числе доплатами, которые они получали за работу на определённых платформах.

Например, продвижение проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) ранее гарантировало учителям прибавку к зарплате в размере 10–15 тыс. рублей. Однако этой осенью что-то пошло не так. Большинство московских педагогов получили от системы отчёты о проделанной работе, из которых следовало, что никаких доплат за работу в МЭШ за прошлый месяц им не полагается.

– Для гарантированного получения 10 тысяч рублей за работу в МЭШ необходимо своевременно прописывать в электронном дневнике домашнее задание, а также заполнять календарно-тематический план, – объясняет «Октагону» учитель географии Екатерина Николаевна.

«Если хотя бы один раз пометки о наличии домашнего задания или его отсутствии не будет, критерии для получения надбавки автоматически считаются невыполненными».

Екатерина Николаевна
учитель географии

– Дополнительные выплаты к базовым можно получить за цифровые домашние задания, которые должны составлять не менее 20 процентов от общего объёма, разметку уроков планируемыми результатами и использование цифровых лабораторий, – говорит собеседница издания.

По словам педагога, в период, за который учителя должны были получить выплаты в ноябре, в работе МЭШ фиксировались постоянные сбои. В результате календарный план и домашние задания за некоторые дни из электронного журнала исчезли. Чиновники обещали не учитывать дни, когда наблюдались неполадки, но по факту надбавок лишились даже те педагоги, которые исправно выполняли в системе все требуемые задачи.

– По большому счёту московских учителей превратили в цифровых рабов. Ради надбавок вместо того, чтобы учить детей, они тратят огромное количество времени на МЭШ, которая по большей части приносит больше вреда, чем пользы, – считает учитель.

Москвичи жалуются на то, что учителя навязывают их детям дополнительные цифровые домашние задания. Фото: JULIEN WARNAND/EPA/TASS

– Очевидно, в этот раз чиновники решили сэкономить деньги, и теперь получается, что педагоги занимались всей этой ерундой вообще бесплатно. В некоторых образовательных комплексах надбавок за МЭШ лишились до 80–90 процентов педагогов. Многие уже говорят о том, что в дальнейшем будут использовать систему только для выставления оценок и добавления домашнего задания.

Рекомендация  Способы защиты трудовых прав 2024

Правда, скорее всего, за отказ от полноценной работы в МЭШ учителя столкнутся с давлением со стороны администрации, – заключает Екатерина Николаевна.

Родители школьников отмечают, что электронная библиотека МЭШ представляет собой большую помойку и что за годы её существования качество контента так и не изменилось в лучшую сторону.

«Многие цифровые тесты работают некорректно, а иногда содержат грубые ошибки в заданиях. В большинстве случаев дети не открывают подобные задания, но учителям это и не нужно. Надбавки платят за публикацию цифровых домашних работ, а не за их успешное выполнение учащимися».

Татьяна Пескина
мама пятиклассника

– Календарно-тематический план учителя задают произвольно, он не соответствует реальной тематике уроков. То есть мы имеем ситуацию, когда чиновники в сфере образования вынуждают учителей тратить время не на реальный учебный процесс, а на имитацию цифрового обучения. Администрации школ также делают всё возможное, чтобы повесить на педагогов бесполезную работу даже в том случае, когда они готовы отказаться от надбавок, – говорит Татьяна Пескина.

Принудительная оцифровка

Между тем процесс внедрения цифровой образовательной среды идёт полным ходом и в других регионах России.

В апреле глава Минпросвещения Сергей Кравцовсообщил о том, что к 1 января 2024 года все российские школы будут подключены к федеральной государственной информационной системе «Моя школа». Система состоит из мессенджера «Сферум», социальных сетей, библиотеки и должна стать базой данных обо всех школьниках России, чтобы в будущем использоваться, в частности, для сбора цифрового портфолио.

С середины октября в школы разных регионов страны из местных управлений образования стали приходить разнорядки по обеспечению полного охвата учеников и родителей регистрацией в системе.

– Наш классный руководитель заявил детям, что регистрация в системе «Моя школа» и мессенджере «Сферум» обязательна для всех учащихся, – делится мама восьмиклассницы из Подмосковья. – На самом деле это не так, родители имеют право отказаться от создания аккаунта. «Сферум» не вызывает у взрослых никакого доверия. Он интегрирован в социальную сеть «ВКонтакте», где содержится много вредного для детей контента. Смущает и то, что создателем мессенджера является частная компания «Цифровое образование». Получается, что, регистрируясь в «Сферуме», ты автоматически принимаешь пользовательское соглашение с этой конторой и доверяешь им свои персональные данные и данные своего ребёнка. Глядя на школы Москвы, родители понимают, что электронная школа – это полная профанация нормального образования.

У нас в классе есть несколько детей из Москвы, родители которых переехали в область ещё в пандемию, чтобы ребёнок мог учиться по нормальной программе, и возвращаться в столичные школы сейчас они не хотят.

Для гарантированного получения надбавки за работу в МЭШ учителю необходимо вовремя прописывать в электронном дневнике домашнее задание и план. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

О принуждении к регистрации на платформе «Сферум» сообщают и родители из Нижегородской области и Краснодарского края.

– В нашей школе по чатам разослали распоряжение о регистрации от директора. Учителя утверждают, что в дальнейшем ребёнок должен быть зарегистрирован во ФГИС «Моя школа» и «Сферуме», в том числе для участия в олимпиадах, так как они будут проходить на этих платформах. Однако это явно будет происходить не в этом году, поэтому совершенно неясно, откуда такая спешка, – отмечает Наталья, мама школьника из Краснодара.

Как признаются московские учителя, в конце октября руководителям учебных заведений разослали приказ департамента образования о необходимости срочной регистрации педагогов на платформе «Сферум».

– Нам объяснили, что у школ заканчивается лицензия Microsoft Teams, а различные совещания и общешкольные родительские собрания мы проводим онлайн. В дальнейшем они будут проходить на российской платформе. После регистрации в «Сферуме» педагоги также должны привязать аккаунт к своей странице в МЭШ, – рассказала изданию учитель Анна Журавлёва.

Педагоги и эксперты в сфере образования обращают внимание на то, что в конце декабря должен завершиться эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, который проводится в 14 регионах России. По логике чиновники сначала должны были представить хоть какие-то результаты проекта и обосновать целесообразность его распространения на всю страну, однако этого не происходит.

– Новые ФГОС, которые стали действовать с 1 сентября, обязали школы применять цифровой контент в образовательном процессе, – говорит педагог Андрей Старостин. – Таким образом чиновники пытаются насаждать цифровизацию образования, использование соответствующего контента и программ вне зависимости от желания учителей и родителей. Конечно, частично этот процесс будет тормозиться отсутствием нормального оборудования и интернета в части региональных школ – из-за нехватки средств, например, заморожена программа по подключению школ к Wi-Fi. Однако отказываться от проекта тотальной цифровизации образования чиновники явно не планируют.

Между тем в департаменте образования и науки Москвы заверяют, что столичные учителя, которые соблюли два ключевых критерия (прикрепили информацию о домашнем задании или поставили отметку о том, что ничего не задано, и привязали тему планирования к каждому уроку), получили выплату в привычном размере – 10 тыс. рублей.

– Все дни с зафиксированными сбоями в работе МЭШ исключались из системы оценки, чтобы не повлиять на начисление выплаты. Другими словами, сказать, что учитель не выполнил критерии из-за сбоя в МЭШ, нельзя, – сообщили в департаменте.

Рекомендация  Основные понятия о праве и государственно правовых явлениях республики казахстан 2024

Там добавили, что теперь у педагогов впервые появилась возможность получить дополнительную выплату в размере до 15 тыс. рублей за использование в работе инструментов, «которые обеспечивают индивидуальный подход, инновационную интерактивную работу, помогают вовлечь в качественный учебный процесс большее число ребят разных возрастов».

– Важно отметить, что о грядущих изменениях порядка начисления надбавки за МЭШ московских педагогов информировали заранее. С апреля 2022 года начались индивидуальные рассылки каждому педагогу, в которых было указано, выполняет он новые критерии или нет и какой будет его надбавка за МЭШ. Такие индивидуальные письма трижды уходили в адрес педагогов.

Летом 2022 года проводились тренинги и обучающие курсы для педагогов по новым критериям оплаты за МЭШ, – сказали в департаменте. Новый порядок начал действовать 16 сентября.

В ведомстве считают, что МЭШ помогает школьникам более качественно изучать учебные материалы. Цифровые задания пользуются спросом, говорят чиновники.

– Тезис о том, что учителей вынуждают тратить время на имитацию цифрового обучения и загружают бесполезной работой, также не соответствует действительности. Современные инструменты МЭШ значительно расширяют возможности для обучения каждого ребёнка и призваны помочь учителям. МЭШ значительно сократила непрофильную нагрузку и бумажную работу педагога, – заключили там.

Лихие курсовые

Коммерческие онлайн-программы пропустят через вузовский фильтр

В Госдуме предлагают обязать образовательные онлайн-платформы лицензировать курсы дополнительного профессионального образования (ДПО). По замыслу депутатов, Рособрнадзор и Росаккредитация будут привлекать для проверки содержания учебных программ отраслевые вузы. Высшие образовательные заведения зачастую сами предлагают программы ДПО, поэтому участники рынка сомневаются в их объективности и опасаются, что реализация идеи повлияет на стоимость и скорость запуска курсов.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Комитет Госдумы по информполитике, связи и IT разрабатывает нормативный механизм, который обяжет образовательные онлайн-платформы сертифицировать свои курсы, рассказал “Ъ” глава этого комитета Александр Хинштейн: «Речь идет о дополнительных проверках непосредственно онлайн-программ, которые преподаются в рамках дополнительного профессионального образования». Сегодня законодательство предполагает только лицензирование онлайн-площадок в региональном минобрнауки, дальше происходит согласование программ, но «анализ учебного содержания никто не проводит», утверждает господин Хинштейн.

Комитет предлагает через Рособрнадзор и Росаккредитацию привлекать отраслевые вузы проводить сертификацию программ ДПО.

«Сейчас в интернете существует большое количество онлайн-курсов, которые явно не соответствуют образовательным стандартам и вызывают большие сомнения в качестве»,— подчеркнул депутат. Он полагает, что дополнительный фильтр в виде отраслевых вузов позволит сделать онлайн-курсы качественными. Рособрнадзор не ответил “Ъ”.

Дополнительное профессиональное образование можно получить только на основе уже имеющегося высшего образования. Образовательная организация, разрабатывающая курс, обязательно должна быть сертифицирована.

Например, Skillfactory совместно с МФТИ запустили ДПО по обучению специалистов Data Science с выдачей диплома от двух организаций. К ДПО не относятся языковые курсы, кроме тех случаев, когда слушатель получает диплом о переподготовке на переводчика или удостоверение о повышении квалификации по этой специальности. В Skyeng подтверждают, что рынок ДПО в последнее время «наводнился большим количеством курсов, которые сложно назвать качественными».

С точки зрения наведения порядка такая мера будет полезной, полагает исполнительный директор компании Рустам Айнетдинов: «Однако в текущем виде инициатива увеличит стоимость ДПО, а не уберет с рынка низкокачественные продукты».

В случае принятия инициативы ДПО будет сложнее адаптироваться под актуальные запросы рынка, считает GR-директор образовательной платформы «Нетология» Валентина Куренкова.

В качестве примера она приводит курс по обучению инструментам работы с нейронными сетями: «Многие образовательные платформы уже имеют такие курсы и готовят необходимых для IT-компаний специалистов. Но в случае вступления предложенных изменений в силу быстро запускать программы не получится». В «Яндекс Практикуме», Skillfactory, Skillbox и GeekBrains отказались от комментариев.

Рост спроса на онлайн-курсы ДПО начал замедляться

Меры по лицензированию онлайн-курсов ДПО могут «сильно ударить по отрасли, которая все еще восстанавливается после 2022 года», считает собеседник “Ъ” в сегменте онлайн-образования: «Онлайн-платформы действительно выпускают много курсов — коллеги тестируют гипотезы, выводят на рынок частично готовые и тестовые продукты. Никакая бюрократическая структура такой темп выдержать не может». Следовательно, полагает источник “Ъ”, число новых курсов резко сократится.

Кроме того, многие университеты и техникумы сами предлагают программы ДПО, поэтому онлайн-платформы с ними конкурируют, отмечает основатель школы инженерных профессий Fine Start Александр Федоров: «С этой точки зрения инициатива не поможет развитию частных образовательных учреждений, ведь сложно рассчитывать на объективную оценку твоего продукта конкурентом».

Юлия Юрасова, Никита Королев

  • Газета «Коммерсантъ» №102 от 09.06.2023, стр. 1
  • Никита Королев подписаться отписаться
  • Юлия Юрасова подписаться отписаться
  • Рынок онлайн-образования подписаться отписаться