Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 регулирует применение контрольно-кассовой техники или ККТ. Эксперты рассказали, как реформа 54-ФЗ изменила торговлю в России, кто теперь обязан применять кассы, а кто освобожден.
В этой статье:
- В чем суть требований
- Как применять кассу
- Что, если нарушить закон
- Кто освобожден от онлайн-касс
- ИП на НПД (самозанятые)
- ИП на патенте (ПСН)
- Юрлица и ИП
- Как работать без кассы
В чем суть требований
В 2016 году ФНС внесла поправки в Закон № 54-ФЗ. Бизнесменов обязали использовать контрольно-кассовую технику с фискальным накопителем и передавать данные с кассы в налоговую онлайн. Именно поэтому ККТ еще называют онлайн-кассами.
Постепенно в магазинах, в общепите и в салонах услуг стали появляться новые кассы, например, модели, которые похожи на планшет с сенсорным экраном. Требования к кассам и ФН перечислены в статье 4 и 4.1 Закона № 54-ФЗ. А налоговая ведет реестры касс и «фискальников», которые соответствуют всем условиям.
Сами по себе кассы не умеют отправлять данные в налоговую, в этом им помогает посредник — оператор фискальных данных или ОФД. Это организация с разрешением от ФНС на обработку фискальных данных. Как это работает:
- Касса формирует чеки и другие документы, затем передает их ОФД через интернет.
- Оператор обрабатывает, сохраняет и отправляет полученные данные в налоговую.
- ОФД формирует подтверждение оператора для каждого документа и отправляет его обратно на кассу.
Если касса установлена в местности, отдаленной от сетей связи, или на территории засекреченных военных объектов, к ОФД можно не подключаться. Об этом сказано в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
Когда срок действия ФН истекает, владелец сам относит его в налоговую, чтобы передать инспекторам данные о расчетах.
Бизнес переходил на кассы поэтапно: с 2017 по 2021 годы. По завершению реформы правительство отметило, что изменения помогли сократить «серую» торговлю, увеличить прозрачность расчетов и автоматизировать продажи.
Теперь использовать онлайн-кассы обязаны все предприниматели и юрлица, кроме исключений, которые перечислены во второй статье Закона № 54-ФЗ. Подробнее об освобожденных расскажем позже.
Как применять кассу
Закон 54-ФЗ обязывает использовать кассу при таких расчетах:
- когда товар или услугу оплачивает физлицо, в том числе через интернет-магазин;
- когда расчет происходит между ИП и юрлицом, а платеж совершается наличными деньгами или с предъявлением банковской карты;
- когда принимаете аванс за товар или услугу, делаете зачет или возврат этого аванса;
- во время предоставления и погашения займов для оплаты товаров, работ или услуг;
- во время предоставления или получения иного встречного предоставления за товары, работы или услуги;
- при приеме ставок, интерактивных ставок и выплате выигрыша в азартных играх.
Необходимо сформировать чек и передать его покупателю. В Законе № 54-ФЗ описан порядок применения кассовой техники — статья 4.3 и требования к кассовому чеку — статья 4.7.
Что, если нарушить закон
Если продавец обязан применять кассу, но не делает этого, ФНС может выписать штраф:
- Для ИП: 25-50 % от суммы расчета, но не менее 10 000 рублей.
- Для юридических лиц: 75-100 % от суммы расчета, но не менее 30 000 рублей.
А за невыдачу кассовых чеков могут вынести предупреждение или назначить штраф:
- Для ИП 2 000 рублей.
- Для юридических лиц: 10 000 рублей.
Кто освобожден от онлайн-касс
Есть ряд исключений, которые зависят от системы налогообложения и видов деятельности. Смотрите, нужна ли онлайн-касса для вашего вида деятельности.
ИП на НПД (самозанятые)
Если предприниматель применяет налог на профессиональный доход (или зарегистрирован как самозанятый), то касса не нужна, от видов деятельности это не зависит.
Читайте об особенностях различных систем налогообложения.
ИП на патенте (ПСН)
Предприниматели на патентной системе налогообложения могут не применять кассу, но есть исключения.
Во-первых, на патенте торговля без кассы запрещена. Во-вторых, касса обязательна, если вид деятельности входит в один из перечисленных подпунктов п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ:
- 3 — косметические и парикмахерские услуги;
- 6 — починка и техобслуживание бытовой радиоаппаратуры, часов, бытовых машин и приборов, ремонт и производство металлических изделий;
- 9 — техобслуживание и починка оборудования, мото- и автотранспортных средств, машин, мойка и полировка авто;
- 10 — перевозка грузов в автомобильном транспорте;
- 11 — перевозка пассажиров в автомобильном транспорте;
- 18 — ветеринарные услуги;
- 28 — ведение занятий по физкультуре и спорту;
- 32 — перевозка пассажиров с помощью водного транспорта;
- 33 — перевозка грузов с помощью водного транспорта;
- 37 — охота и ведение охотхозяйства;
- 38 — медицинская и фармацевтическая практика по лицензии;
- 40 — прокатные услуги;
- 45 — розничные продажи в торговом зале не более 150 м² по каждому объекту организации;
- 46 — нестационарная розничная торговля и стационарная без торгового зала;
- 47 — услуги общепита с залом обслуживания гостей не более 150 м² по каждому объекту организации;
- 48 — услуги общепита, не имеющего зала обслуживания гостей;
- 53 — выработка молочной продукции;
- 56 — рыбная ловля (товарная и спортивная) и разведение рыбы;
- 63 — починка компьютеров и коммуникационного оборудования;
- 65 — работа стоянок для транспорта.
Юрлица и ИП
Освобождены от применения касс в следующих случаях.
1. Если совершают безналичные расчеты друг с другом, но освобождение не касается расчетов с предъявлением банковской карты (и наличных).
2. Если работают в труднодоступных или отдаленных местностях. Освобождение не относится к продаже подакцизных товаров, маркированной продукции и расчетов через торговые автоматы без помощи человека.
3. Если занимаются видами деятельности из пункта 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, перечисленными в таблице.
- механические автоматы с оплатой исключительно монетами
- ценные бумаги
- бумажные газеты и журналы
- рынки, ярмарки, выставки (кроме находящихся в них киосков, палаток, автомобильных лавок и других мест, которые обеспечивают показ и сохранность товара; еще исключение — товары из Распоряжения Правительства РФ № 698-Р от 14.04.2017)
- разносная торговля (кроме маркированных и технически сложных товаров, продуктов со строгими условиями хранения)
- неалкогольные напитки в розлив, молоко и питьевая вода
- киоски с мороженым
- продажа из автоцистерны молока, кваса, живой рыбы, растительного масла, керосина
- продажа бахчевых, фруктов, овощей и картофеля вразвал
- реализация производителем изделий и поделок народно-художественных промыслов
- бахилы
- предметы религиозного культа в религиозных организациях
- аптеки в фельдшерских пунктах сельской местности, где нет других аптек
- продажа с рук абонементов в муниципальные театры (только для ИП)
- питание учащихся и сотрудников образовательных организаций
- прием стеклянной посуды и утильсырья от населения, кроме металлолома, драгметаллов и драгоценных камней
- починка и окрашивание обуви
- производство и починка металлической галантереи и ключей
- присмотр и уход за инвалидами, больными, престарелыми и детьми
- вспашка огородов и распилка дров
- услуги носильщика вокзала или порта
- сдача ИП собственного жилья с машино-местами в многоквартирных домах
- проведение религиозных обрядов и ритуалов
- муниципальные парковки
- страховые агенты-физлица
- услуги библиотек, связанные с библиотечным делом
- сельские культучреждения с услугами из Распоряжения Правительства РФ № 2949-Р от 12.11.2020
- оплата на расчетный счет (не наличными и не банковской картой при ее предъявлении):
- ТСЖ, ЖСК, СНТ и иным кооперативам за коммунальные услуги и содержание жилья
- учебным и физкультурно-спортивным заведениям за образовательные услуги и услуги в сфере физкультуры и спорта
- культурно-досуговым учреждениям за услуги в области культуры
Как работать без кассы
Если ИП на патенте разрешена деятельность без кассы, то ИП обязан формировать документ, подтверждающий факт расчета. Требования к такому документу описаны в пункте 2.1 статьи 2 Закона 54-ФЗ.
Компании в труднодоступных или отдаленных местностях, которые могут работать без кассы. По требованию покупателя обязательно выдавать документ, который подтверждает факт расчета. Порядок выдачи такого документа утвержден Постановлением Правительства от 15.03.2017 № 296
В обоих случаях реквизиты документа одинаковые. Документ может быть рукописным, но в нем должны быть такие сведения:
- Наименование и порядковый номер документа;
- Дата, время и адрес осуществления расчета;
- Название организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
- Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- Применяемая при расчете система налогообложения;
- Признак расчета: приход, расход или возврат прихода;
- Наименование товара, работы или услуги;
- Сумма расчета;
- Форма расчета: наличные деньги или оплата по банковской карте;
- Должность и ФИО лица, осуществившего расчет;
- Подпись лица, выдавшего документ, подтверждающий факт расчета.
Как контролируют владельцев касс в 2024 году
До конца 2024 года в России действует мораторий на проверки применения касс. Но это лишь ограничивает контроль, а не отменяет его. Например, с 17 июля 2024 года начнут действовать новые индикаторы риска, по которым ФНС будет выявлять нарушителей.
В статье расскажем, как изменения повлияют на бизнес и в какой ситуации все-таки можно получить штраф.
В этой статье:
- Какие ограничения действуют
- Как налоговая выявляет нарушителей
- Какие мероприятия разрешены
- Сколько придется заплатить за нарушение 54-ФЗ
Какие ограничения действуют
В 2024 году у налоговой должен быть весомый повод, чтобы провести выездную проверку. Инспекторы могут организовать такой выезд, но с согласия прокуратуры и по поручению руководителя ФНС или его заместителя.
Это подтверждает Постановление Правительства от 29.12.2022 № 2516, которое внесло поправки в Постановление от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Кстати, такое же ограничение действовало и в 2022 году.
Как налоговая выявляет нарушителей
Несмотря на мораторий, налоговая продолжает следить за соблюдением 54-ФЗ. Один из инструментов — это индикаторы риска, по которым можно предположить, что владелец кассы нарушает требования закона. Таких индикаторов всего три:
- 60 дней касса не передает данные в ФНС. Этот индикатор действует еще с 2022 года.
- 30% и больше от всех кассовых документов, сформированных за 30 календарных дней, — это чеки коррекции.
- Доля чеков на «Возврат прихода» составляет 30% и больше от всех чеков на «Приход», сформированных в течение 30 календарных дней. При этом не учитываются кассы в ломбардах.
Раньше действовал только один индикатор — первый. А с 17 июля 2024 года к нему добавили два новых. Приказ Минфина от 06.06.2023 № 88н об утверждении перечня индикаторов риска.
Если налоговая видит, что индикатор сработал, она может провести контрольно-надзорное мероприятие. По согласованию с прокуратурой это может быть выездная проверка. Но если получить согласие невозможно, налоговая вправе организовать контрольное мероприятие без взаимодействия.
Подробнее об этом расскажем ниже.
Какие мероприятия разрешены
ФНС может проводить контрольные мероприятия без взаимодействия. К ним относятся наблюдение и выездное обследование. Если на выездном обследовании инспектор заметит нарушение, он может сразу же провести контрольную закупку.
Вот что об этом говорит начальник организационно-методологического отдела Управления оперативного контроля ФНС Алексей Батарин: «Если в ходе выездного обследования будет установлено нарушение кассовой дисциплины, компания получит предупреждение или штраф. А если нарушение не подтвердится, компании или ИП могут даже не узнать, что их проверяли».
То есть по результатам контрольной закупки ФНС имеет право возбудить дело об административном нарушении, несмотря на действие моратория. Дело в том, что привлечение к административной ответственности не допускается только при контрольных мероприятий без взаимодействия с продавцом, а контрольная закупка к ним не относится.
Усиление контроля подтверждает статистика. За 2022 год налоговая провела 868 контрольных закупок, а в первом квартале 2024 года уже 3000 закупок. Такие данные привели на вебинаре ФНС.
А еще в 2024 году налоговая может проводить профилактические мероприятия:
- консультации,
- обобщение правоприменительной практики,
- профилактические визиты,
- объявления предостережений.
Сколько придется заплатить за нарушение 54-ФЗ
За отсутствие или неприменение кассы полагается штраф:
- ИП заплатит от четверти до половины суммы расчета, который провели без кассы, но не менее 10 000 ₽.
- Организация — от ¾ до всей суммы расчета без кассы, но не менее 30 000 ₽.
А за повторное неприменение кассы организацию или ИП могут обязать приостановить торговлю на 90 суток. При условии, что сумма расчетов без кассы достигла 1 000 000 ₽.
За невыдачу чеков тоже можно получить предупреждение или штраф:
- Для ИП это 2000 ₽.
- Для организаций — 10 000 ₽.
Несмотря на мораторий, соблюдайте кассовую дисциплину и помните, что наличия кассы недостаточно. Важно применять ее при каждом расчете, формировать чеки и передавать их покупателям. В этом вам помогут наши статьи «Правила работы на кассе в магазине» и «Требования к кассовому чеку в 2024 году: обязательные реквизиты и оформление».
Применение кассовых аппаратов 2024
Статья 2. Особенности применения контрольно-кассовой техники
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 2
1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.
Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:
продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
продажа ценных бумаг;
абзац утратил силу с 1 июля 2019 года. — Федеральный закон от 03.07.2018 N 192-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;
осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
ремонт и окраска обуви;
изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
вспашка огородов и распиловка дров;
услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
(в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
розничная продажа бахил.
(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12 — 17, 19 — 27, 29 — 31, 34 — 36, 39, 41 — 44, 49 — 52, 54, 55, 57 — 62, 64, 66 — 80 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты в рамках указанных в настоящем пункте видов деятельности без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 373-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 425-ФЗ)
3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.
4. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выдачи и учета документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.
6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 192-ФЗ, от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.
8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил), пунктов 3 и 5 настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 192-ФЗ, от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Действие положений абзацев второго, шестого и седьмого пункта 2 настоящей статьи не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.
В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.
(п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.
(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
12. Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.
Перечень платных услуг, оказываемых указанными в настоящем пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством Российской Федерации.
(п. 12 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
13. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов:
товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.
Положения настоящего пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, если иное не предусмотрено пунктом 15 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 510-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 13 введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
14. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка.
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети «Интернет» и сетей связи.
(п. 14 введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
15. Муниципальные дома и дворцы культуры, муниципальные дома народного творчества, муниципальные клубы, муниципальные центры культурного развития, муниципальные этнокультурные центры, муниципальные центры культуры и досуга, муниципальные дома фольклора, муниципальные дома ремесел, муниципальные дома досуга, муниципальные культурно-досуговые и культурно-спортивные центры, муниципальные музеи (за исключением указанных муниципальных учреждений культуры, располагающихся в городах, районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселках городского типа) вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов за оказанные ими услуги населению в области культуры, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
(п. 15 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 510-ФЗ)