Граждане, принятые на учет до 01.03.2005, снимаются с учета по основаниям пп. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ или утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на жилье по соцнайму (ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
ЖК РФ Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 56 ЖК РФ
1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 55-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 31.07.2020 N 287-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.
(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся
2,5 млн семей в России стоят в очереди на улучшение жилищных условий, ждать надо 20 лет. А чиновники хотят сократить расходы и выдумывают способы исключить людей из очереди. Как-то они исключили из состава семьи отца двоих детей, потому что он специально прописался в маленькой квартире для ухудшения жилищных условий. Зато в семью добавили брата жены.
А поскольку у него была своя жилплощадь, то если ее учесть, выходило, что все обеспечены квадратными метрами по норме. Верховный суд «креатива» не оценил.
Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.
В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.
Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий. Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи.
Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».
семья была в списках, а потом ее исключили
А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать. А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района.
Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.
Позиция трех судов
Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.
Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире.
Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи.
Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)
Родственник, но не член семьи
Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС.
Но Горины ложных данных не сообщали.
При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения. Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней.
Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства. Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру.
Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.
ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату). Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске. Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье.
Проблема в формальном подходе
Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Московская коллегия адвокатов «Арбат» Московская коллегия адвокатов «Арбат» Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи. В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся.
Александра Воскресенская из КА Юков и Партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры high market) 6 место По количеству юристов 9 место По выручке 21 место По выручке на юриста Профайл компании × приводит в пример другое дело. Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020).
По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи. Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области.
Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.
Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?
Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:
- площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
- жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;
- в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
- нет жилья.
Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:
- граждане России;
- проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
- не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
- признаны малоимущими (ст. 7 закона).
Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет.
Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.
* имена и фамилии изменены редакцией
За что могут вычеркнуть из списков очередников?
Раз в год во всех округах Москвы `чистят` списки очередников на бесплатное жилье. Жизнь ведь не стоит на месте: кто-то женился, кто-то родился, кто-то, увы, ушел в мир иной. А значит, изменился состав семьи.
И если семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий, как правило, меняются и эти самые условия. Так что периодически списки очередников нуждаются в пересмотре. Что и происходит в результате перерегистрации.
Это не просто рутинная работа — сверить списки, чтобы был полный ажур, как в бухгалтерии. Иной раз от этой `рутины` зависит семейное благополучие, решение квартирного вопроса. Какова процедура перерегистрации, с какой целью она проводится, за что могут вычеркнуть из списков очередников?
Об этом — в сегодняшнем выпуске `Справочного бюро`.
Подарок имеет значение
— Перерегистрация очередников по месту жительства проводится для того, чтобы проверить достоверность поданных очередниками документов, — объясняет начальник управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Юго-Восточном округе Валентина Рослякова. — Бывает, что при предоставлении документов для постановки на учет люди иногда `забывают` сообщить, что у них, кроме их маленькой квартирки, в которой они ютятся всей семьей, есть еще жилье в собственности. И такие проверки позволяют обнаружить вольный или невольный обман. Выясняется, к примеру, что бабушка (дедушка, тетя, дядя), живущая отдельно, оформила несовершеннолетнему внуку дарственную на свою квартиру. А значит, у семьи, претендующей на бесплатное жилье, в которой живет юный собственник, уже есть жилплощадь. Ведь подаренное любящей бабушкой идет в общий зачет, суммируется к уже имеющимся квадратным метрам.
И на каждого приходится теперь не по десять квадратных метров, даю! щих право на постановку в очередь, а гораздо больше.
Вас здесь не стояло!
Основаниями для снятия с учета могут быть:
1. Выбытие с занимаемой жилплощади. Например, в связи с изменением состава семьи. Кто-то удачно вышел замуж (женился) и переселился в квартиру мужа.
Кто-то вообще поменял место жительства, переехав в другой город. В результате жилищные условия оставшихся членов семьи на прежней площади улучшились и уложились в социальную норму. Их с учета снимают.
2. Сокрытие имеющейся в собственности недвижимости. В последние годы, с началом приватизации, это самая расхожая причина, которая обнаруживается при проверке. Пусть даже это всего одна комната или даже доля, несколько квадратных метров.
Неважно, каким образом эта `лишняя` жилплощадь досталась:
куплена ли на накопленные или взятые в кредит деньги;
оформлена ли по дарственной;
получена в наследство;
находится в ренте.
Хотели как хуже.
Надежд на получение квартиры от города могут лишиться также те москвичи, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия. Предположим, человек продал квартиру или комнату. Действует правило: если прошло пять лет с момента совершения сделки, то с учета не снимут.
Но если этот срок еще не истек, а квартира или комната ему уже не принадлежит, то его вправе исключить из очередников на новое жилье.
Закон есть закон
— По-человечески людей понять можно — все равно не в особняках живут, за годы стояния в очереди дети подросли, хочется их расселить, чтобы жили отдельно, — говорит Валентина Рослякова. — Завелись какие-то деньги, взяли кредит в банке, влезли в долги, купили немного жилплощади.
Но закон есть закон. Если все квадратные метры сложить, и получится на человека больше нормы предоставления, с очереди могут вообще снять, как обеспеченную семью, согласно ЖК РФ. Или, приплюсовав обнаруженную собственность к той, в которой живет семья очередника, предоставить недостающую до социальной нормы. Чтобы получилось по 18 квадратных метров на человека.
То есть, утаив немного, реально можно потерять гораздо больше.
Кроме того, все должно быть по справедливости, считает В. Рослякова. Предположим, у человека подошла очередь, он получил от государства квартиру, детям остается прежняя, да плюс еще та, что куплена за свои деньги. Это три квартиры получается!
А кто-то сорок лет живет в коммуналке и ждет-не дождется своей очереди.
Заначка — не задачка
Впрочем, государство не так-то просто обмануть. Не стоит надеяться на `авось не узнают` и еще квартирку дадут. Все равно, когда подойдет очередь на получение жилья, прежде чем вручить ключи от бесплатной квартиры, потенциального новосела проверят, нет ли у него в `заначке` другой жилплощади, принадлежащей ему на правах собственности. ________________________________________
НА ЗАМЕТКУ
Граждане очередники, настоящие и будущие! Помните, что ваши жилищные условия могут в любой момент проверить. Точнее — не забывайте об этом.
Ведь когда ставят на учет, предупреждают, что один раз в год проводится перерегистрация. В заявлении при постановке на учет оговариваются особые условия и обязательства, которые очередник обязуется выполнить, ставя под ними свою подпись. Это:
1. Согласие на проверку указанных в заявлении сведений и на запрос необходимых документов.
2. Обязательства в месячный срок в письменном виде информировать об этих изменениях жилищные органы по месту учета.
3. Предупреждение о том, что в случае выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении, он может быть снят с учета. Так что потом кивать на то, что `я не знал` не стоит. Лучше самим сообщать обо всех изменениях в семье (это обязанность стоящих в очереди на жилье), а не ждать, когда пришлют извещение о том, что в списках на получение жилья они больше не значатся.
Решение об этом принимает жилищная комиссия управы района. Выпускается распоряжение главы управы. О чем очередника уведомляют письменно.
Отметка в учетном деле
Перерегистрация проводится из года в год уже много лет. Еще недавно очередников приглашали явиться в жилищную группу своего района самолично и принести необходимые для проверки документы.
— Сейчас в этом нет необходимости, процедура облегчилась и процесс перерегистрации проходит намного быстрее, — говорит Валентина Рослякова. — Жилищная группа района делает запрос — посылает списки в ЕИРЦ в режиме `одного окна`, оттуда получает необходимую информацию на каждого очередника — финансово-лицевые счета, выписки из домовой книги. По данным паспортов и свидетельств о рождении стоящих на учете очередников направляется запрос в Москомрегистрацию. Цель — проверить, числится за ними недвижимость в собственности или нет.
Если нет — ну и, слава богу, ждите спокойно своей очереди, никто из нее вас не вычеркнет. О прохождении перерегистрации в `учетном деле` очередника появляется соответствующая отметка.
Шанс Иванова станет шансом Петрова
Только в Юго-Восточном округе в результате перерегистрации в среднем в год снимают с учета без предоставления жилплощади 100 — 150 семей. А всего по столице ` набегает` почти полторы тысячи таких семей. Значит, у полутора тысяч других появляется шанс быстрее въехать в новую квартиру.
Кто там на подходе?
Сейчас срок стояния в очереди за бесплатной квартирой составляет 20 лет. Городские власти поставили задачу сократить его на половину, то есть до 10 лет. Как это сделать, чтобы все было по закону?
Вот тут-то перерегистрация и поможет.
Обычно она касается, прежде всего, плановых очередников. То есть тех, чья очередь на получение квартиры от государства уже на подходе. К ним теперь добавятся очередники, поставленные на учет в 1988 — 1989 годах и в 1998 — 1999 годах, на которые пришлись `пики` увеличения очереди на жилье от города. (Это, напомним, объясняется тем, что тогда добавились новые категории нуждающихся в жилье — коренные москвичи, а также изменились нормы постановки на учет.).
Памятка для будущего очередника
По новому городскому закону `Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения` для того, чтобы поставили в очередь на жилье, необходимо:
быть официально признанным малоимущим;
иметь менее 10 кв. метров общей площади на человека;
проживать в Москве не менее 10 лет и последние пять лет сознательно не ухудшать жилищные условия.
`Старые` очередники, то есть те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года, до вступления в силу ЖК РФ, будут получать жилье по старым правилам. Так что, по словам заместителя руководителя жилищного департамента Николая Федосеева, никаких радикальных изменений в нашем жилищном законодательстве не произошло. Тотального пересмотра, чистки очереди не будет.
Беспокоиться следует только тем, кто утаил имеющееся в собственности жилье помимо занимаемого.
Подготовила Галина Писарчик при содействии начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы в Юго-Восточном округе Валентины Росляковой