Предпринимательство в области медицины без лицензии 2024

КоАП РФ Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14.1. КоАП РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 28.04.2023 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Рекомендация  Права аварийной газовой службы 2024

(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 178-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего и (или) четвертого этапов декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(п. 3 введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.03.2022 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(примечания введены Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ)

Организации, оказывающие услуги по дезинфекции, обяжут лицензировать свою деятельность

Продолжается обсуждение проекта поправок в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» — суть в том, что проводить дезинфекцию и бороться с мышами и насекомыми разрешат только лицензированным организациям. Чем продиктована необходимость такого решения? На этот вопрос «Российской газете» ответил президент Национальной организации дезинфекционистов, доктор медицинских наук Николай Шестопалов.

Почему предлагается усилить ответственность предприятий, занимающихся дезинфекционными обработками, обязав их получать соответствующую лицензию?

Николай Шестопалов: Прежде всего отмечу, что дезинфекция — это важнейшее звено неспецифической профилактики инфекционных заболеваний. Своевременная обработка помогает «разорвать» механизм передачи любой инфекции и снизить риски заражения человека.

За последние 20 лет число частных фирм, занимающихся дезинфекцией, выросло в три раза. При этом количество государственных организаций снизилось более чем на 40%. Это не самым лучшим образом сказалось на качестве дезинфекционных услуг, учитывая тот факт, что дезинфекционные мероприятия проводятся с использованием веществ высоких классов опасности. При непрофессиональном применении они могут нанести серьезный вред. Работа с такими препаратами требует не только специального оборудования, но и особых знаний и навыков.

Подтвердить уровень компетенций и технического обеспечения как раз можно при прохождении процедуры лицензирования.

Пандемия как-то повлияла на ситуацию в этом сегменте?

Николай Шестопалов: Ситуация стала еще сложнее. В 2020 году по сравнению с 2019-м отмечался взрывной — на 60% — рост рынка дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Резкое увеличение спроса привело к тому, что услуги по дезинфекции начали активно предлагать непрофильные организации.

На рынок хлынули компании, основной деятельностью которых являются клининговые услуги, торговля, ремонтные работы, строительство, перевозки. Многие организации вообще не имели необходимой материально-технической базы и подготовленных специалистов. Последствия такого «рыночного бума» мы будем наблюдать еще долго.

Из-за неправильного применения препаратов и отсутствия их ротации увеличилась устойчивость микроорганизмов ко всем группам антимикробных средств, включая дезинфектанты. Устойчивость к применяемым препаратам также возрастает у насекомых и среди животных-резервуаров инфекций. О наличии серьезных проблем свидетельствует и тот факт, что доля нарушений санитарного законодательства при проведении дезинфекции в медицинских организациях, по данным Роспотребнадзора, превысила 35%.

В этих условиях лицензирование дезинфекционной деятельности стало насущной необходимостью. Оно, безусловно, поможет снизить риски распространения инфекционных заболеваний и послужит делу обеспечения биологической безопасности населения.

Например, из-за неправильно организованной дератизационной обработки, в ходе которой должны уничтожаться грызуны, в нескольких районах Саратовской области в 2019 году была сорвана летняя оздоровительная кампания. В регионе тогда серьезно осложнилась обстановка по геморрагической лихорадке, основными переносчиками которой являются мыши. Экономический ущерб от случившегося оценивался в 300 млн рублей.

Схожие истории мы наблюдали в ХМАО, Воронежской области и еще ряде регионов.

Какие нарушения при использовании дезинфекционных средств вы наблюдали чаще всего?

Николай Шестопалов: Основная опасность бесконтрольного применения средств заключается, во-первых, в существенных рисках причинения вреда здоровью людей, а во-вторых, в усилении проблемы антибиотикорезистентности.

Если же говорить о конкретных нарушениях, очень часто помещения для приготовления и фасовки ядовитых препаратов не оборудованы должным образом, а у сотрудников даже нет необходимых средств индивидуальной защиты. Кроме того, обработки часто проводят без предварительного обследования объектов и последующего контроля результата. У предпринимателей часто просто нет разрешений на используемые препараты, нет специального транспорта, используется транспорт, который вообще не предназначен для этих целей.

Рекомендация  Права сотрудника гибдд 2024

И список нарушений можно продолжать.

При этом проверять учреждения дезинфекционного профиля в последние годы можно только при возникшей угрозе жизни и здоровью людей, а также по жалобам населения. Кстати, число жалоб за последние три года выросло почти в полтора раза.

Вы считаете, что лицензирование поможет разрешить все эти проблемы? Кому нужно будет ее получать?

Николай Шестопалов: Лицензирование позволит подтвердить наличие у соискателя знаний и квалификации, помещений, оборудования, средств и системы производственного контроля, необходимых для качественной и безопасной работы.

Сегодня мы говорим о том, что лицензия будет необходима только организациям, оказывающим услуги по проведению дезинфекции, включая и дезинсекцию, и дератизацию. Это не касается учреждений и организаций, где дезинфекция является элементом собственной производственной деятельности. Так, в их число не входят медицинские организации, которые проводят дезинфекцию в рамках медицинской деятельности.

Например, медучреждениям, которые занимаются дезинфекцией в процессе своей обычной деятельности, отдельная лицензия по дезинфектологии не нужна. Исчерпывающий перечень организаций, которым нужно получать лицензию, будет приведен в соответствующих подзаконных актах.

А может ли нововведение коснуться обычных граждан, личных подсобных хозяйств?

Николай Шестопалов: Приобретение средств для использования в быту не является услугой, поэтому под действие закона не подпадает по определению.

Что касается хозяйствующих субъектов, на сегодняшний день дезинфекционная деятельность регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами. Поэтому процедура лицензирования поможет предпринимателям свериться с уже существующими требованиями, полноценно их соблюдать. О росте регуляторной нагрузки здесь говорить не приходится.

Кстати, добросовестные компании и сегодня проходят процедуру добровольного подтверждения соответствия. Уверен, что принятие закона сыграет на руку добросовестным предпринимателям, которые уже следуют существующим нормам, и лишит необоснованных конкурентных преимуществ тех дельцов, которые не задумываются об ответственности перед гражданами.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области

Регулирование общественных отношений в области здравоохранения, в том числе, при оказании медицинской помощи и услуг в сфере фармацевтической деятельности, является важнейшим направлением политики любого государства.

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда государственные медицинские учреждения, осуществляющие медицинскую помощь по полису обязательного медицинского страхования, в силу большой загруженности не могут оказать каждому пациенту надлежащую медицинскую помощь, широко развивается сеть платных негосударственных медицинских учреждений. Кроме того, наблюдается рост обращений пациентов к представителям народной и нетрадиционной медицины, а также к частнопрактикующим фармацевтам.

Медицинская помощь и фармацевтическая деятельность должны быть качественными (квалифицированными), т.е. соответствовать стандартам, утвержденным уполномоченным органом и установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и технологии.

Лица, занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью без соответствующей профессиональной квалификации, нередко оказывают услуги, которые могут отрицательно повлиять на состояние здоровья граждан, обратившихся к ним с целью получения данного вида услуг.

В соответствии с действующим законодательством медицинская лицензия необходима любой организации данного профиля: больницам, клиникам, диагностическим лабораториям, санаторно-профилактическим учреждениям, центрам, кабинетам и т.д.

Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), могут повлечь уголовную ответственность.

Так, если действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью пациента (легкого, средней тяжести или тяжкого), то виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 235 УК РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 120 000 руб., ограничения свободы, принудительных работ или лишения свободы до 3 лет.

Рекомендация  Постановка на учет утилизированного автомобиля 2024

Однако если в результате указанных действий по неосторожности наступила смерть человека, деяние подлежит квалификации по ч. 2 ст. 235 УК РФ и предусматривает наказание в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет.

В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в ст. 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать как незаконное предпринимательство.

Разъяснение подготовлено уголовно-судебным управлением прокуратуры Оренбургской области

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Оренбургской области

Прокуратура Оренбургской области

Дата публикации:

19 ноября 2021, 10:28

Незаконная медицинская и фармацевтическая деятельность

Регулирование общественных отношений в области здравоохранения, в том числе, при оказании медицинской помощи и услуг в сфере фармацевтической деятельности, является важнейшим направлением политики любого государства.

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда государственные медицинские учреждения, осуществляющие медицинскую помощь по полису обязательного медицинского страхования, в силу большой загруженности не могут оказать каждому пациенту надлежащую медицинскую помощь, широко развивается сеть платных негосударственных медицинских учреждений. Кроме того, наблюдается рост обращений пациентов к представителям народной и нетрадиционной медицины, а также к частнопрактикующим фармацевтам.

Медицинская помощь и фармацевтическая деятельность должны быть качественными (квалифицированными), т.е. соответствовать стандартам, утвержденным уполномоченным органом и установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и технологии.

Лица, занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью без соответствующей профессиональной квалификации, нередко оказывают услуги, которые могут отрицательно повлиять на состояние здоровья граждан, обратившихся к ним с целью получения данного вида услуг.

В соответствии с действующим законодательством медицинская лицензия необходима любой организации данного профиля: больницам, клиникам, диагностическим лабораториям, санаторно-профилактическим учреждениям, центрам, кабинетам и т.д.

Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), могут повлечь уголовную ответственность.

Так, если действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью пациента (легкого, средней тяжести или тяжкого), то виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 235 УК РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 120 000 руб., ограничения свободы, принудительных работ или лишения свободы до 3 лет.

Однако если в результате указанных действий по неосторожности наступила смерть человека, деяние подлежит квалификации по ч. 2 ст. 235 УК РФ и предусматривает наказание в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет.

В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в ст. 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать как незаконное предпринимательство.

Разъяснение подготовлено уголовно-судебным управлением прокуратуры Оренбургской области