Правомерность начисления налога 2024

Президент РФ подписал Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (далее – Закон № 263-ФЗ), которым предусматривается, что с 01.01.2023 уплачивать почти все налоги, сборы, страховые взносы все организации и физлица (в т. ч. ИП) должны будут единым налоговым платежом (ЕНП). Налоговая инспекция сама распределит поступившие средства в счет исполнения обязанности.

Уплачивать налог на профессиональный доход (НПД), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно будет как единым налоговым платежом, так и отдельно. Отдельно от ЕНП уплачиваются (пп. «а» п. 17 ст. 1 Закона № 263-ФЗ):

  • государственная пошлина, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ (государственная пошлина, в отношении которой суд выдал исполнительный документ, уплачивается в качестве ЕНП);
  • НДФЛ, уплачиваемый иностранным работником, осуществляющим трудовую деятельность по найму на основании патента (ст. 227.1 НК РФ).

Сейчас организации, предприниматели могут применять ЕНП добровольно.

Единый налоговый платеж и единый налоговый счет

ЕНП – это денежные средства, которые налогоплательщики, плательщики сбора, страховых взносов, налоговые агенты перечисляют в бюджет на единый налоговый счет для исполнения налоговой обязанности, а также (п. 2 ст. 1 Закона № 263-ФЗ):

  • денежные средства, взысканные налоговой инспекцией;
  • зачисленные в результате возмещения (предоставления вычета) суммы налога;
  • поступления от иного лица в связи с зачетом суммы денежных средств в соответствии со ст. 78 НК РФ;
  • денежные средства, зачисленные в результате отмены (полностью или частично) зачета денежных средств в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате налога (сбора, страхового взноса);
  • проценты, начисленные налоговой инспекцией, за излишне взысканные денежные средства;
  • излишне уплаченные налогоплательщиком суммы НДФЛ (фиксированный авансовый платеж иностранца), НПД и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и зачисленные на счет по заявлению об их возврате.

На едином налоговом счете, который с 01.01.2023 будет открыт для каждой организации и физлица, помимо ЕНП учитывается также совокупная обязанность: общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязана уплатить организация или физлицо и сумма налога, подлежащая возврату в бюджет. В совокупную налоговую обязанность не включаются (пп. «а» п. 1 ст. 1 Закона № 263-ФЗ):

  • НДФЛ, уплачиваемый иностранным работником, осуществляющим трудовую деятельность по найму на основании патента;
  • государственная пошлина, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.

В результате на едином налоговом счете формируется сальдо, которое может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности). При формировании положительного сальдо не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения обязанности по заявлению;
  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности);
  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

По запросу организации или физлица налоговая инспекция обязана предоставить справку (пп. «а» п. 7 ст. 1 Закона № 263-ФЗ):

  • о сальдо единого налогового счета на текущую дату (в течение 5 рабочих дней);
  • о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа (в течение 5 рабочих дней);
  • об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (в течение 10 рабочих дней).

Как считается совокупная обязанность?

Совокупная обязанность формируется на основании (пп. «а» п. 1 и п. 2 ст. 1 Закона № 263-ФЗ):

  • налоговых деклараций (в т.ч. уточненных);
  • уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей, страховых взносов, представленных в налоговый орган;
  • налоговых уведомлений;
  • сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов;
  • решений налоговой инспекции (в т. ч. о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов, о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, об отказе в привлечении к ответственности);
  • судебного акта или решения вышестоящего налогового органа, отменяющего (изменяющего) судебный акт или решение налогового органа, на основании которого на едином налоговом счете была сформирована обязанность;
  • исполнительных документов о взыскании государственной пошлины;
  • расчетов суммы налога (перерасчета ранее исчисленных сумм), которые произведены налоговой инспекцией для налогоплательщиков на АУСН или НПД;
  • сведений о выданных разрешениях на добычу объектов животного мира и (или) разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
  • решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;
  • уведомлений о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, информации о выявлении торгового объекта;
  • иных документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов.

При расчете совокупной обязанности не учитываются:

  • суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), в т.ч. уточненных, если со дня уплаты прошло более 3 лет (кроме случаев перерасчета налоговой инспекцией обязанности и восстановления судом трехлетнего срока, если пропуск был по уважительной причине);
  • налоги, государственная пошлина (в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ), иные сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты, по которым истек срок взыскания (до вступления в силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм);
  • суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, указанных в решении налоговой инспекции, если суд (или вышестоящий налоговый орган) приостановил действие (исполнение) решения;
  • уплаченные не в качестве ЕНП суммы НПД, сбора за пользование объектами животного мира и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В связи с введением единого налогового платежа с 2024 года изменятся сроки уплаты налогов, страховых взносов, а также сроки представления отчетности. Для удобства решено перенести сроки уплаты на единую дату – 28-e число, а отчетность на 25-e число (ст. 2 Закона № 263-ФЗ).

Подробнее о новых сроках уплаты налогов и представления отчетности см. здесь.

Как происходит уплата налогов?

Организации и физлица перечисляют денежные средства (ЕНП) на единый налоговый счет. В платежном поручении достаточно указать сумму и ИНН. Перечислить ЕНП можно как при наступлении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, так и заранее.

Заплатить может иное лицо, но оно не может требовать возврата уплаченных сумм (п. 9 ст. 1 Закона № 263-ФЗ). Налоговая инспекция самостоятельно зачтет единый налоговый платеж в следующем порядке:

  1. недоимка (начиная с наиболее ранней);
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы (с момента возникновения обязанности по их уплате);
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.

В случае если денежных средств ЕНП не достаточно для исполнения обязанности по платежам с совпадающими сроками уплаты, зачитывать будут пропорционально.

Обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной):

  • со дня перечисления денежных средств в качестве ЕНП или со дня признания денежных средств в качестве ЕНП;
  • со дня, на который приходится срок уплаты налога, зачтенного по заявлению в счет предстоящей обязанности по его уплате;
  • со дня учета на едином налоговом счете совокупной обязанности, если есть положительное сальдо;
  • со дня зачета сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета;
  • со дня перечисления денежных средств не в качестве ЕНП в счет исполнения обязанности по уплате НПД и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • со дня удержания налоговым агентом сумм налога.
Рекомендация  Является ли интернет ресурс доказательной базой в суде 2024

Уведомление об исчисленных налогах

В случае если налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы требуется уплачивать до представления декларации или расчета (либо представление декларации (расчета) не требуется), налогоплательщики, плательщики сборов, страховых взносов, налоговые агенты должны представить в налоговую инспекцию уведомление об исчисленных суммах. Физлиц, которые уплачивают налоги согласно полученным из налоговой инспекции уведомлениям, это не касается (пп. «и» п. 17 ст. 1 Закона № 263-ФЗ).

Уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов необходимо представить в налоговую инспекцию по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты. Уведомление можно подать в электронном виде по ТКС с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика.

Есть свои особенности для организаций и предпринимателей, которые являются налоговыми агентами по НДФЛ. В уведомлении они указывают суммы НДФЛ, исчисленные и удержанные за период с 23-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором подано уведомление, по 22-е число текущего месяца. В отношении сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных за период с 23 декабря по 31 декабря уведомление представляется не позднее последнего рабочего дня года.

Форму и форматы уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов должна утвердить ФНС России.

Обращаем ваше внимание, что в 2024 году уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей, страховых взносов можно представлять в налоговую инспекцию в виде распоряжений на перевод денежных средств в бюджет. Это возможно, если ранее указанные уведомления в налоговые органы не представлялись (ч. 12 и ч. 14 ст. 4 Закона № 263-ФЗ). Из распоряжения на перевод денежных средств должно быть ясно (ч.

16 ст. 4 Закона № 263-ФЗ):

  • в какой бюджет перечисляются денежные средства;
  • каковы срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности.

Что делать с переплатой?

Положительное сальдо единого налогового счета (переплата) можно зачесть (п. 36 ст. 1 Закона № 263-ФЗ):

  • в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  • в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса);
  • в счет исполнения решений налоговых органов (в т.ч. решения о привлечении к ответственности, решения вышестоящего налогового органа, отменяющего (изменяющего) решение налогового органа) либо погашения задолженности по налогам, сборам государственной пошлины (в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ), по которым истек срок взыскания до вступления в силу судебного акта.

Форму и формат заявления о распоряжении путем зачета должна утвердить ФНС России. Зачет переплаты налоговая инспекция проводит не позднее дня, следующего за днем поступления заявления.

После 01.01.2023 не будет рассматриваться заявление о зачете излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если оно подано до 31.12.2022 (включительно) и налоговая инспекция до 31.12.2022 (включительно) не приняла решение о зачете (п. 2 ч. 8 ст. 4 Закона № 263-ФЗ).

Также по заявлению налогоплательщика положительное сальдо единого налогового счета (переплату) можно вернуть. Поручение о возврате налоговая инспекция должна направить в Федеральное казначейство не позднее следующего дня после (п. 36 ст. 1 Закона № 263-ФЗ):

  • получения заявления (но не ранее принятия решений о возмещении суммы НДС, акцизов, решения о предоставлении имущественного, инвестиционного налогового вычета);
  • или признания единым налоговым платежом излишне уплаченных сумм НДФЛ (фиксированный авансовый платеж иностранца), НПД и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов после получения заявления о возврате;
  • или принятия налоговой инспекцией решения о возмещении суммы НДС или акциза в заявительном порядке.

Форму и формат заявления о распоряжении путем возврата должна утвердить ФНС России. Сейчас решение о зачете или о возврате излишне взысканного налога принимается в течение 10 рабочих дней (п. 4 и п.8 ст.

78 НК РФ).

Налоговая инспекция не будет рассматривать после 01.01.2023 заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если они поданы до 31.12.2022 (включительно) и налоговая инспекция до 31.12.2022 (включительно) не приняла решение о возврате денежных средств (п. 1 ч. 8 ст. 4 Закона № 263-ФЗ).

Переходные положения

  1. Начальное сальдо На 01.01.2023 для каждой организации и физлица налоговая инспекция сформирует начальное сальдо единого налогового счета. Будут учтены существующие на 31.12.2022 (ч. 1 ст. 4 Закона № 263-ФЗ):
    • суммы излишне перечисленных и не зачтенных денежных средств (излишне уплаченные, излишне взысканные налоговые платежи, ЕНП), кроме (ч. 3 ст. 4 Закона № 263-ФЗ):
      • НПД, государственной пошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей иностранца по НДФЛ;
      • налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (согласно НК РФ), если со дня их уплаты прошло более 3 лет;
    • суммы неисполненных обязанностей, кроме (ч. 2 ст. 4 Закона № 263-ФЗ):
      • недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам (согласно НК РФ), по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания;
      • недоимок по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам (согласно НК РФ), указанных в решении налоговой инспекции, исполнение которого приостановлено судом на 31.12.2022.

Излишне уплаченный в региональный бюджет налог на прибыль не будет учитываться при расчете начального сальдо. Эти суммы признаются зачтенными (без заявления налогоплательщика) в счет предстоящей уплаты налога на прибыль. Однако если без учета этих сумм сальдо единого налогового счета отрицательное, то излишне уплаченный (на 31.12.2022) в бюджет субъекта РФ налог на прибыль зачтут в счет погашения налоговой обязанности.

Остаток будет зачтен в счет предстоящей уплаты налога на прибыль в региональный бюджет (ч. 5 ст. 4 Закона № 263-ФЗ).

Кроме того, при расчете начального сальдо совокупная налоговая обязанность будет увеличена на сумму уплаченных (на 31.12.2022) налогов, авансовых платежей, страховых взносов, срок представления налоговых деклараций (расчетов) по которым (или срок направления налоговой инспекцией сообщений об исчисленных налогах) наступает после 01.01.2023. Совокупную налоговую обязанность уменьшат на ту же сумму (ч. 6 ст. 4 Закона № 263-ФЗ):

  • при представлении в 2024 году соответствующих налоговых деклараций (расчетов) или направлении налоговой инспекцией сообщения об исчисленной сумме налога;
  • либо по истечении 10 дней со дня истечения установленного срока представления таких налоговых деклараций (расчетов), если они не представлены в срок.
  • если подача деклараций (расчетов) привела к увеличению налоговой обязанности (со сроком уплаты до 31.12.2022) и на 01.01.2023 есть отрицательное сальдо единого налогового счета, то пени рассчитываются на неуплаченную на дату подачи деклараций (расчетов) сумму за период с установленного срока уплаты налога, сбора, страхового взноса до 01.01.2023;
  • если подача деклараций (расчетов) привела к увеличению налоговой обязанности (со сроком уплаты до 31.12.2022) и на 01.01.2023 есть положительное или нулевое сальдо единого налогового счета, пени рассчитываются на сумму к уплате (доплате) за минусом:
    • положительного сальдо (на дату представления деклараций, расчетов);
    • налога на прибыль, излишне уплаченного в региональный бюджет, зачтенного в счет будущих платежей.

    Пени рассчитываются за период с установленного срока уплаты налога, сбора, страхового взноса, обязанность по которым не исполнена полностью в срок, и до 01.01.2023. Вычитаемые суммы используются только один раз;

    • если в связи с подачей декларации (в т.ч. уточненной) по налогу на прибыль сумма налога, подлежащая уплате до 31.12.2022 в региональный бюджет, увеличилась, то пени с 01.01.2023 рассчитываются на сумму к уплате (доплате) за минусом излишне уплаченного в региональный бюджет налога на прибыль, который зачтен в счет будущих платежей. Такой порядок применяется, если на дату подачи декларации есть зачтенный налог на прибыль;
    • если представленные декларации (расчеты) привели к уменьшению налоговой обязанности, сумма пеней, подлежащая уменьшению, рассчитывается на сумму задолженности к уменьшению, начиная со срока уплаты налога, сбора, страхового взноса до 01.01.2023.

    Подпишитесь на новости

    Не пропускайте последние новости — подпишитесь
    на бесплатную рассылку сайта:

    • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
    • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
    • ваш e-mail не передается третьим лицам;

    С 2024 года единый налоговый платеж станет обязательным для всех — проект прошел Госдуму

    Во втором полугодии 2022 года организации и ИП вправе применять особый порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого платежа. Однако с 2024 года эти правила хотят сделать обязательными. Такой проект поправок к НК РФ приняли в третьем чтении.

    Ближайшее заседание Совета Федерации состоится 8 июля.

    Отметим основные моменты.

    Что такое «единый налоговый платеж» и «единый налоговый счет»

    Планируют ввести такой порядок: вместо разных платежек на отдельные налоги нужно будет перечислять общую сумму на единый налоговый счет в Казначействе. При этом по общему правилу потребуется указать только ИНН (п. 9 ст. 1 проекта).

    Счет будут вести по каждой организации и физлицу (п. 2 ст. 1 проекта).

    Затем сумму распределит инспекция. На счет будут попадать деньги, которые, в частности:

    • перечислили или взыскали в счет уплаты налога, взносов, сборов;
    • начислили как проценты на излишне взысканные налоговиками суммы;
    • должна возместить инспекция.

    Здесь важным станет понятие совокупной обязанности по уплате (пп. «а» п. 1 ст. 1 проекта). Речь идет о том, сколько нужно перечислить:

    • налогов и авансовых платежей по ним, кроме НДФЛ для отдельных иностранных работников;
    • сборов, кроме госпошлины, по которой не выдан исполнительный документ;
    • страховых взносов;
    • пеней, штрафов и процентов.

    Эту обязанность будут считать на основании (п. 2 ст. 1 проекта):

    • налоговой отчетности (в т.ч. уточненной), т.е. деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах;
    • налоговых уведомлений;
    • сообщений об исчисленных налоговиками суммах;
    • решений об отсрочке или рассрочке;
    • решений инспекций о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности;
    • судебных актов, решений вышестоящих органов и исполнительных документов;
    • иных документов.

    Отметим, что не станут учитывать, например:

    • платежи, со срока перечисления которых прошло более 3 лет;
    • суммы, которые указаны в решении налоговиков о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, если суд принял обеспечительные меры и приостановил действие этого решения;
    • НПД, а также сборы за пользование объектами животного мира или водных биологических ресурсов, которые перечислили не в составе единого налогового платежа.

    Когда обязанность уплатить налоги будет исполненной

    Обязанность по уплате налогов, сборов и взносов будут считать исполненной, в частности (п. 9 ст. 1 проекта):

    • с даты перечисления единого налогового платежа;
    • со дня, на который приходится срок уплаты налога (в случае зачета);
    • со дня учета на счете совокупной обязанности, если на нем есть достаточное положительное сальдо;
    • со дня удержания суммы налоговым агентом.

    Засчитывать будут в таком порядке:

    • недоимка начиная с наиболее раннего момента выявления;
    • налоги, авансовые платежи по ним, сборы, взносы с момента возникновения обязанности по уплате;
    • пени;
    • проценты;
    • штрафы.

    Как будут взыскивать задолженность

    По сути, задолженность — это отрицательное сальдо единого счета. Когда инспекция его обнаружит, выставит требование (п. 26 ст. 1 проекта).

    Если организация или ИП не исполнит требование добровольно, налоговики для взыскания долга должны будут разместить в специальном реестре решение (п. 11 ст. 1 проекта). Там же разместят и поручение на перечисление долга.

    Это будут считать направлением документа в банк.

    В реестре также станут размещать постановления о взыскании задолженности за счет имущества и информацию о блокировке счета (п. 12 и пп. «б» п. 33 ст. 1 проекта).

    Обращаем внимание: во время заморозки счета банки смогут открывать счета, однако все расходные операции по ним проводить будет нельзя (пп. «п» п. 33 ст. 1 проекта).

    Как можно будет зачесть или вернуть переплату

    Переплата — это положительное сальдо единого счета. Ее можно зачесть или вернуть (п. п. 36 и 37 ст. 1 проекта).

    Для обоих случаев потребуется заявление.

    При этом зачесть можно в счет:

    • уплаты конкретного налога, сбора или взноса;
    • уплаты налогов, взносов, сборов, пеней, штрафов и процентов другого лица;
    • исполнения отдельных решений налоговиков;
    • погашения задолженности, по которой истек срок взыскания и которую не учитывают в совокупной обязанности.

    Как будут считать пени

    Ставка пени будет разной для физлиц и организаций (п. 32 ст. 1 проекта). Для граждан, в т.ч.

    ИП, планируют установить 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. А вот у юрлиц может быть две ставки пеней: 1/300 и 1/150 — в зависимости от того, как долго сохраняется отрицательное сальдо или недоимка. Временные правила (ограничение ставки пеней для юрлиц) на период по 31 декабря 2024 года остаются.

    Когда нужно будет перечислить налоги и взносы, а также сдать отчетность

    Планируют изменить сроки уплаты налогов и взносов: по общему правилу это будет 28-е число соответствующего месяца. Для сдачи отчетности также хотят установить одинаковый срок — 25-е число. Изменения коснутся в том числе:

    • НДС (п. 1 ст. 2 проекта);
    • налога на прибыль (п. п. 23 и 24 ст. 2 проекта);
    • НДПИ (п. п. 36 и 37 ст. 2 проекта);
    • транспортного налога (п. 46 ст. 2 проекта);
    • налога на имущество организаций (п. п. 50 и 53 ст. 3 проекта);
    • УСН (п. п. 42 и 43 ст. 2 проекта);
    • страховых взносов (п. 56 ст. 2 проекта).

    Что касается НДФЛ, то его перечислять предлагают также не позднее 28-го числа. В этот срок нужно будет заплатить налог, который налоговые агенты исчислили и удержали за период с 23-го числа прошлого месяца по 22-е число текущего (п. 14 ст. 2 проекта).

    Под исключение попадают декабрь и январь: налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря, нужно перечислить не позднее последнего рабочего дня календарного года, а за период с 1 по 22 января — не позднее 28 января.

    Обращаем внимание, что особый порядок для зарплаты хотят отменить (п. 13 ст. 2 проекта).

    Изменяют и сроки подачи расчета 6-НДФЛ: за квартал, полугодие и 9 месяцев нужно отчитаться не позднее 25-го числа следующего месяца, а за год — не позднее 25 февраля (пп. «б» п. 18 ст. 2 проекта).

    Переходные положения

    Отдельно закрепляют правила, по которым каждому налогоплательщику сформируют сальдо единого налогового счета на 1 января 2024 года (ст. 4 проекта). Устанавливают и особенности взыскания недоимки и задолженности в период с 1 января 2024 года.

    Обращаем внимание, что после этой даты налоговики не будут рассматривать заявления о возврате переплаты, ее зачете и об отсрочке (рассрочке), если документы подали ранее, но инспекция до 31 декабря включительно не вынесла решение.

    Налог на внезапный успех 2024: кто, сколько и когда заплатит

    С начала нулевых в России всерьез обсуждают различные инициативы в части индивидуального подхода к налогообложению. В основном речь идет о том, чтобы сверх обеспеченные платили налоги по большим процентным ставкам, чем большинство россиян. Последняя инициатива носит название налог на внезапный успех и, по заявлениям инициаторов, платеж будет исключительно добровольным.

    Аналитики бухгалтерского консалтингового агентства «Простые решения», рассказали, кого внезапно может осчастливить ФНС и на какую сумму.

    Историческая справка

    Налог на непредвиденную прибыль, налог на удачу, он же windfall tax – это механизм пополнения госбюджета в экстренных случаях. Сложные экономические условия, в которых Россия находится уже несколько лет как (сначала из-за пандемии, теперь – из-за специальной военной операции), заставляют законотворцев искать дополнительные источники доходов.

    По задумке инициаторов налог на внезапный успех позволит получить добровольный взнос с крупного бизнеса, который, по итогам 2022 года показал прибыль «выше ожидаемой».

    Изобретение не ново. Этим рычагом несколько раз пользовались в XX веке США и Великобритания. Так, в Америке с 1917 по 1921 годы действовал так называемый военный налог для предприятий в том числе оборонной промышленности.

    В те годы он приносил штатам до 40% годового бюджета. Еще на протяжении 8 лет, в 1980, в тех же США действовал взнос на непредвиденную прибыль от продажи сырой нефти. В Великобритании этот метод власти использовали, когда предприятия сфер ЖКХ были массово приватизированы частным лицом. Новоявленный владелец целой отрасли тогда заплатил в казну около 8 миллиардов долларов (да, приватизация госпредприятий процветала не только на постсоветском пространстве).

    Уже в 20 годах текущего столетия в Британии взимали налог на сверхприбыль нефтяных предприятий на фоне роста цен на «черное золото».

    Чаще всего такой вид налога взимается с предприятий какого-то определенного сектора экономики, когда условия позволяют отраслям получать прибыль, значительно превышающую среднюю.

    Предпосылки к доходам выше ожидаемого

    По оценкам экспертов российская экономика стойко выдержала санкционные удары. Итог 2022 года – минус 2,5% от ВВП, хотя прогнозы были куда более пессимистичные, при этом в августе эксперты даже отмечали рост в пределах 1%.

    Прогнозы на 2024 также выглядят вполне оптимистично: и ЦБ и МВФ прогнозируют положительную динамику и даже рост в пределах от 0,4% до 1%.

    А в 2024 российская экономика вполне может показать положительную динамику по росту ВВП на 2,1%. В условиях крепко стоящей на ногах экономики развивается и сектор реальной экономики. Стабильное развитие дает рост бизнеса и сверхдоходы предпринимателям, которым инициаторы и предложили заплатить налог со сверх дохода.

    Кто, сколько и когда заплатит

    Ориентировочно ставка уплаты нового сбора составит 4-5% от дополнительной прибыли за 2021-2022 годы. При этом доходы 2020 года, как пандемийного, уточняют эксперты, вряд ли войдут в расчет.

    Пока речь идет о том, что взнос будет единоразовым, кроме того, планируется максимально учесть интересы бизнеса в вопросе: вводить ли дополнительный сбор.

    Конкретного перечня тех, кто платить будет или, напротив, не будет, пока нет. Обсуждается исключение компаний нефтегазовой сферы и сегмента малого предпринимательства из списка налогооблагаемых предприятий.

    Плюсы и минусы

    Главный бонус такого налога – быстрая прибыль для государства и возможность поддержать социально значимые сферы.

    Однако часто бывает так, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги» и, возможно, windfall tax – тот самый случай, когда учиться нужно на чужих ошибках.

    Например, в 80 власти США ожидали прирост дохода почти в 400 миллиардов долларов, однако реальные сборы за восемь лет пополнили гос. бюджет на 80 миллиардов.

    Минфин прогнозирует экономический эффект от введения налога на удачу в размере 300 миллиардов рублей.

    Расходы же страны в 2024 году, по оценкам Госдумы составят свыше 29 триллионов рублей (19,5% ВВП).

    • налоги и сборы
    • windfall tax
    • налог на внезапный успех
    • налог на сверхприбыль
    • единоразовый взнос