Правомерность действий сотрудников авиакомпании 2024

Авиакомпании сообщили о проблемах с получением свидетельств пилотов и бортпроводников через «Госуслуги», что может привести к сокращению полетов. Власти предлагают отложить реформу с переходом на электронные свидетельства на год

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Российские пилоты, бортпроводники и специалисты по обслуживанию воздушных судов столкнулись с невозможностью получить в Росавиации новые квалификационные свидетельства через портал «Госуслуги». Об этом РБК рассказали источники в десятке крупнейших российских авиакомпаний.

До 1 марта Росавиация выдавала свидетельства авиационного персонала в бумажном виде через центральный аппарат или 15 своих межрегиональных территориальных управлений. В 2022 году ведомство выписало 16,2 тыс. таких документов, в том числе 7 тыс. — пилотам авиакомпаний, почти 3,5 тыс. — бортпроводникам, 3,7 тыс. — специалистам по техобслуживанию авиатехники. Всего, по данным ведомства, в России работают свыше 14,2 тыс. коммерческих пилотов, то есть процедура получения свидетельств могла затронуть каждого второго такого специалиста.

По Воздушному кодексу, работник без свидетельства не может быть допущен к выполнению функций членов экипажа и специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна. С 1 марта этого года, согласно постановлению правительства № 1581, Росавиация обязана выдавать свидетельства в форме электронного документа через «Госуслуги».

Но в назначенный срок схема выдачи необходимого документа не заработала, заявил РБК директор авиакомпании «Геликс» Вадим Балдин. С 1 марта в меню на «Госуслугах» появилась услуга выдачи свидетельства авиаспециалистами, и те начали подавать соответствующие заявления через портал. Росавиация должна оформлять и направлять документы заявителям в форме выписки из базы данных свидетельств авиаперсонала гражданской авиации в течение 4–15 дней. Но до сих пор не было выдано ни одного свидетельства в электронном виде — работники гражданской авиации на портале «Госуслуг» получают отказ в предоставлении этой услуги.

Росавиация оказалась технически не готова выдавать свидетельства в электронном виде. «Проблема есть, причем немаленькая: не можем получить свидетельства и внести квалификационные отметки в свидетельства, у кого они есть», — говорит глава Камчатского авиационного предприятия Алексей Храбров. «Получить свидетельства авиационного персонала сегодня попросту невозможно», — соглашается летный директор «ЮВТ Аэро» Олег Пупырев. С аналогичными проблемами также столкнулись в авиакомпаниях Smartavia и «ИрАэро», сообщили в их пресс-службах. О такой же ситуации РБК рассказали собеседники в авиакомпании из топ-5 и в перевозчике, эксплуатирующем дальнемагистральные самолеты.

В пресс-службах Минтранса и Росавиации признают наличие проблемы. «Вопрос находится на особом контроле Росавиации. В настоящее время Росавиацией совместно с Минтрансом проводятся мероприятия для оперативного решения сложившейся ситуации», — сообщил РБК представитель авиационного ведомства.

При этом в авиакомпаниях «Волга-Днепр», «КрасАвиа» и «ЧукотАвиа» утверждают, что с проблемами получения свидетельств пока не сталкивались. «В компании не такое большое количество летного состава. Проблемы ожидаем через два-три месяца при внесении изменений в свидетельства», — говорит директор «Ангары» Сергей Саламатов.

Представитель «Уральских авиалиний» отказался от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы других крупнейших российских перевозчиков — «Аэрофлота», S7 Airlines, «Победы», Utair и прочих.

Какие сложности возникают у авиакомпаний

В авиакомпании Smartavia получить свидетельства, в частности, не могут два пилота: оба успешно прошли программу подготовки на позицию командира воздушного судна, но без замены пилотского свидетельства не имеют права летать в новом качестве, а авиакомпания не может вернуть их на прежние должности вторых пилотов, говорит представитель перевозчика. «Замена свидетельства является также обязательной регулярной процедурой для каждого пилота при получении сертификата на знание английского языка», — замечает он. В «ЮВТ Аэро» троим пилотам необходимо внести отметку о владении английским языком (четвертый уровень по шкале Международной организации гражданской авиации, ICAO). Еще трое специалистов перевозчика готовятся стать командирами воздушного судна, поэтому им тоже требуется замена свидетельств. «В результате мы не имеем возможности планировать на выполнение международных рейсов пилотов с истекшим уровнем английского.

А пилоты, подготовленные к полетам в качестве командиров, не могут приступить к самостоятельным полетам», — сетует Олег Пупырев.

У «Геликса» порядка 10% сотрудников разных авиационных специальностей не могут приступить к исполнению своих должностных обязанностей. Это создало сложности с планированием экипажей на рейсы, привело к дополнительным расходам из-за перемещения отдельных пилотов для формирования полноценного экипажа, перечисляет Вадим Балдин. «Кроме того, [невозможность получить свидетельство] важный психологический фактор, влияющий на безопасность полета, — человек прошел подготовку, сдал зачеты, готов работать и зарабатывать деньги себе, своей семье, авиакомпании, в которой он трудится, а вынужден бить баклуши», — сказал топ-менеджер.

На Камчатском авиационном предприятии проблемы с получением свидетельств и внесением в них квалификационных отметок есть у примерно десяти пилотов, бортмехаников и бортпроводников. «Сейчас, пока еще не сезон, мы справляемся, но летом, если ситуация не изменится, будем вынуждены отменять рейсы из-за переработки экипажами рабочего времени», — говорит Алексей Храбров. В «ИрАэро» около десяти авиатехников (10% от их общего числа в компании) прошли первоначальную подготовку, но к обязанностям из-за отсутствия свидетельств не приступают. На работу перевозчика это пока «влияет несущественно», говорит пресс-секретарь компании Николай Бессонов.

Рекомендация  Особенности пожизненного права владения землей как наследовать и зачем 2024

Вопрос выдачи свидетельств не оказывает влияния на выполнение производственной программы и в авиакомпании «Россия». «В то же время мы проводим анализ влияния данного фактора на выполнение полетов в рамках летнего расписания», — замечает ее пресс-секретарь Сергей Стариков.

Как власти намерены решить проблему

Решение проблемы с выдачей свидетельств находится на федеральном уровне, утверждает Балдин. До отработки нового механизма оформления пилотских свидетельств надо оставить прежний порядок выдачи документов, то есть в бумажном виде, считает Пупырев.

По словам источника РБК в курирующих авиацию ведомствах, руководство Росавиации неоднократно в письменном виде и на совещании у замглавы Минтранса Игоря Чалика (курирует гражданскую авиацию) информировало об ошибочном подходе к вопросу порядка выдачи свидетельств авиаперсонала через «Госуслуги». В пресс-службе Минтранса это не комментируют.

По словам представителя Минтранса, ведомство «оперативно» подготовило проект изменений в постановление правительства, после того как Росавиация проработала с властями вопрос по переходу на электронные свидетельства, но на год позже, с 1 марта 2024 года. «После проведения Минюстом экспертизы проекта [изменений в постановление] он будет незамедлительно направлен на утверждение в правительство», — сообщили в пресс-службе Минтранса, не уточнив сроки.

РБК направил запрос в пресс-службу Минюста.

Постановление Правительства РФ от 28 мая 2022 г. N 978 «Об утверждении Правил действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, перечня специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, и Правил применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна»

Правила действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна;

перечень специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна;

Правила применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 мая 2022 г. N 978

Правила
действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна

1. Настоящие Правила устанавливают порядок действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.

2. При выявлении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, в том числе создают препятствия для исполнения членами экипажа воздушного судна своих должностных обязанностей (далее соответственно — противоправные действия, нарушитель порядка на борту воздушного судна), члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) незамедлительно принимают меры для пресечения противоправных действий и информируют командира воздушного судна о выявлении нарушителя порядка на борту воздушного судна, совершаемых противоправных действиях и результатах принятия мер по их пресечению.

3. Члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) во время пресечения противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна принимают меры по запрету доступа пассажиров в зону пассажирской кабины, расположенную непосредственно перед дверью кабины летного экипажа.

Членам летного экипажа воздушного судна запрещено покидать кабину летного экипажа для оказания помощи по пресечению противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна. В случае если член летного экипажа воздушного судна покинул кабину летного экипажа и находился в пассажирской кабине воздушного судна до совершения противоправных действий нарушителем порядка на борту воздушного судна, возвращение члена летного экипажа в кабину летного экипажа осуществляется только после пресечения противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна.

4. В случае если принимаемые членами экипажа воздушного судна и сотрудниками службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) меры не привели к пресечению противоправных действий, командир воздушного судна отдает распоряжение нарушителю порядка на борту воздушного судна о прекращении совершения им противоправных действий.

Рекомендация  Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 2024

5. В случае если нарушитель порядка на борту воздушного судна отказывается подчиняться распоряжению командира воздушного судна, командир воздушного судна отдает распоряжение членам экипажа воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) о пресечении ими противоправных действий указанного лица с использованием специальных средств сдерживания, указанных в перечне специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 978 «Об утверждении Правил действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, перечня специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, и Правил применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна» (далее — специальные средства сдерживания).

6. Члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) по распоряжению командира воздушного судна используют специальные средства сдерживания для пресечения противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна.

7. Члены экипажа воздушного судна и (или) сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) до завершения полета осуществляют наблюдение за нарушителем порядка на борту воздушного судна, в отношении которого применены специальные средства сдерживания.

8. Члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при использовании специальных средств сдерживания принимают меры, исключающие возможность свободного доступа к специальным средствам сдерживания посторонних лиц.

9. Члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) по согласованию с командиром воздушного судна объявляют пассажирам о прибытии в аэропорт назначения с указанием всем пассажирам оставаться на своих местах в целях обеспечения прохода медицинских работников (в случае наличия пострадавших от противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна) и (или) прохода сотрудников правоохранительных органов к нарушителю порядка на борту воздушного судна, в отношении которого применены специальные средства сдерживания, для его вывода из пассажирской кабины воздушного судна.

10. Члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) оказывают на борту воздушного судна содействие сотрудникам правоохранительных органов.

11. В случае наличия пострадавших от противоправных действий нарушителя порядка на борту воздушного судна командир воздушного судна по установленным каналам связи сообщает о необходимости оказания пострадавшим скорой медицинской помощи в аэропорту прибытия. Оказание скорой медицинской помощи пострадавшим осуществляется в приоритетном порядке по отношению к выводу сотрудниками правоохранительных органов нарушителя порядка на борту воздушного судна, в отношении которого применены специальные средства сдерживания, из пассажирской кабины воздушного судна.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 мая 2022 г. N 978

Перечень
специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна

1. Пластиковые наручники.

2. Нейлоновые ремни (средства связывания).

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 мая 2022 г. N 978

Правила
применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна

1. Настоящие Правила определяют порядок применения членами экипажа воздушного судна и сотрудниками службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) специальных средств сдерживания, указанных в перечне специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 978 «Об утверждении Правил действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, перечня специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, и Правил применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна» (далее — специальные средства сдерживания), в отношении лиц, которые создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, в том числе создают препятствия для исполнения членами экипажа воздушного судна своих должностных обязанностей, включая отказ соблюдать требования безопасности полета и авиационной безопасности (далее — нарушитель порядка на борту воздушного судна).

2. Ношение членами экипажа воздушного судна и сотрудниками службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) специальных средств сдерживания осуществляется в период исполнения ими служебных обязанностей, связанных с пресечением противоправных действий на борту воздушного судна.

3. По распоряжению командира воздушного судна члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) применяют специальные средства сдерживания в соответствии с эксплуатационной документацией специальных средств сдерживания.

Рекомендация  Продление социальной пенсии в условиях карантина 2024

4. Прекращение использования специальных средств сдерживания в отношении нарушителя порядка на борту воздушного судна осуществляется по распоряжению командира воздушного судна или при передаче нарушителя порядка на борту воздушного судна сотрудникам правоохранительных органов.

Определен порядок действий командира самолета, его экипажа и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта при пресечении противоправных действий на борту, а также перечень применяемых в таких случаях средств сдерживания и порядок их использования.

Так, при выявлении нарушителя члены экипажа и сотрудники службы безопасности принимают меры для пресечения его противоправных действий и информируют об этом командира самолета, который принимает решение и дает указание о применении средств сдерживания. При этом доступ посторонних лиц к этим средствам должен быть исключен.

Члены экипажа и (или) сотрудники службы безопасности должны до конца полета наблюдать за нарушителем, к которому применены спецсредства. При наличии пострадавших командир сообщает в аэропорт прибытия о необходимости оказания скорой медицинской помощи.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

Постановление Правительства РФ от 28 мая 2022 г. N 978 «Об утверждении Правил действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, перечня специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, и Правил применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна»

Вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 31 мая 2022 г. N 0001202205310050

Собрание законодательства Российской Федерации, 6 июня 2022 г. N 23 ст. 3806

Бастрыкин проверит действия сотрудника «Уральских авиалиний», не пускавшего пассажиров в самолёт

Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил провести проверку по действиям сотрудника авиакомпании «Уральские авиалинии», выгонявшего пассажиров с рейса. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.

Фото: СК РФ

Бастрыкин проверит действия сотрудника «Уральских авиалиний», не пускавшего пассажиров в самолёт

2024-08-31T17:39:00+0500
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87

— Председатель СКР Александр Бастрыкин поручил руководителю Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Павлу Выменцу провести процессуальную проверку по действиям сотрудника. Отмечалось, что без достаточных оснований он требовал заплатить денежные средства в случае неподтвержденных фактов превышения нормы размеров ручной клади, — отметили в СК РФ.

Источник: Uralweb.ru
Текст: Карпеев Василий
Принимаем новости круглосуточно по телефону +7 (912) 244-87-87
221 просмотр
Поделиться
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Главное сегодня

Екатеринбургские школьники вынуждены вернуться к бумажным дневникам

В многоэтажном доме Екатеринбурга произошёл взрыв

Когда в Екатеринбурге включат отопление?

Велосипедист, обвиняемый в убийстве 16-летней свердловчанки, частично признал вину

В Горном Щите погиб въехавший в забор водитель KIA Ceed

Погибший в результате ДТП на Фучика мотоциклист недавно вернулся с СВО (ФОТО)

Посмотреть на карте

Отправить в редакцию

Закрыть Отправить

Гид по Екатеринбургу

Чтение

Сетевое издание Uralweb.ru (18+), Учредитель: Акционерное общество «Цифровое Телевидение»

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82000 от 18.10.2021 г.,

Главный редактор: Новокшонова Марина Аркадьевна, тел. редакции (343) 214-87-87, Электронный адрес редакции: [email protected]

Все права защищены. Любое использование содержания сайта Uralweb.ru возможно только с предварительного письменного согласия АО «ЦТВ».

По вопросам размещения рекламы обращайтесь по тел. +7(343) 214-87-87, [email protected]

По вопросам размещения информации в разделе «Афиша» [email protected]

Мы используем cookie-файлы

АО «ЦТВ» использует cookie-файлы для улучшения работы и пользования сайта https://www.uralweb.ru/.
Более подробную информацию о Политике АО «ЦТВ» по работе с cookie-файлами можно найти здесь, о Политике АО «ЦТВ» в отношении обработки персональных данных можно узнать здесь.

Продолжая пользоваться сайтом https://www.uralweb.ru/, Вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании cookie-файлов сайтом https://www.uralweb.ru/ и согласны с Политикой АО «ЦТВ» по работе с cookie-файлами.

Вы можете отключить cookie-файлы в настройках Вашего браузера.