Все жильцы многоквартирных домов ежемесячно получают квитанции на оплату услуг ЖКХ, где указывается стоимость не только коммунальных услуг, но и отдельной строкой – плата за содержание жилого помещения.
Строка эта имеет огромное значение – в ней заложено огромное количество услуг и работ, которые обязана выполнять управляющая компания за ту самую ежемесячную плату, которую вносят жильцы.
Но нередко бывает так, что управляющая компания начинает добавлять в счета стоимость работ или услуг, которые носят, по ее мнению, дополнительный характер и должны оплачиваться отдельно, помимо общей платы за содержание. Так ли это на самом деле разъяснили эксперты 365NEWS? Когда дополнительная плата управляющей компании (УК) действительно правомерна, а когда – нет? По закону в структуру платы за содержание жилья входит оплата:
— услуг и работ по управлению домом (прежде всего – это расходы на выплату зарплаты сотрудникам УК),
— содержания и текущего ремонта общего имущества в доме,
— коммунальных ресурсов, которые необходимы для поддержания в надлежащем состоянии общего имущества в доме (прежние ОДН).
Как видно, содержание и текущий ремонт общего имущества мы оплачиваем ежемесячно по графе «содержание жилья».
Конкретный перечень услуг и работ, которые УК обязана выполнять за наши деньги, предусматривается в договоре на управление домом – он официально заключается между собственниками всех помещений в доме и УК.
Причем перечень этот не должен быть меньше, чем тот, который утвержден на правительственном уровне (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. №290). В числе обязательных для УК работ и услуг, предусмотренных перечнем, можно выделить:
1) Работы по содержанию несущих конструкций дома (фундамента, стен, лестниц, перекрытий, крыши и т.п.), в т.ч.:
— очистка крыши от снега, наледи, мусора,
— восстановление антикоррозийной защиты стальных конструкций кровли,
— устранение протечек в крыше,
— восстановление штукатурного слоя на лестничных проемах,
— установка и восстановление дверных пружин,
— ремонт дверных и оконных проемов (в отопительный период – незамедлительно),
2) Работы по обеспечению надлежащей работы инженерно-технических систем в доме, в т.ч.:
— устранение засоров в мусоропроводе,
— обеспечение необходимых параметров качества отопления и водоснабжения,
— ремонт и замена отопительного оборудования, смесителей и пр. конструкций, относящихся к общему имуществу дома,
— проведение пробного пуска тепла, удаление воздушных пробок из систем отопления,
— техническое обслуживание и ремонт систем энергопитания лифтов,
— ремонт системы вентиляции и дымоудаления в доме,
3) Работы и услуги по надлежащему содержанию общедомового имущества, в т.ч.
— уборка помещений общего пользования в доме (сухая и влажная),
— мытье окон, подоконников,
— уборка придомовой территории,
— вывоз мусора, содержание мест накопления мусора,
— устранение аварий в инженерных системах дома.
Дополнительные работы и услуги УК, который оплачиваются по графе «содержание жилья» могут быть предусмотрены в договоре с собственниками. Поэтому жильцы не обязаны еще раз оплачивать то, что уже ежемесячно оплачивается по договору с УК.
Другой вопрос – если возникает необходимость проведения работ, не предусмотренных договором (например, как это часто бывает ремонт какого-то объекта общего имущества).
Дополнительная плата взиматься может, но только при выполнении следующих условий:
— составлен акт обследования вышедшего из строя имущества с подтверждением необходимости его замены или ремонта,
— УК представила отчет о расходовании средств со счета на «текущий ремонт»,
— общее собрание собственников проголосовало за внесение дополнительной платы.
Только при соблюдении этой процедуры УК имеет право выставлять в счетах дополнительную плату за работы и услуги по содержанию жилья.
Знайте свои права и не переплачивайте!
Правомерно ли отнесение задолженности отдельных жильцов к общедомовым нуждам 2024
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА
1. Состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее — собственники помещений) — в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти — в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления — в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее — оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
(пп. «е(1)» введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
3. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
4. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)
(см. текст в предыдущей редакции)
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)
В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410; в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2017 N 1091)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)
8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
9. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Правомерно ли отнесение задолженности отдельных жильцов к общедомовым нуждам 2024
7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 сентября 2022 г. № 19345-ОГ/16 О невозможности перераспределения исполнителем коммунальных услуг возникшей у потребителей-должников задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг между жителями многоквартирного дома
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 сентября 2022 г. № 19345-ОГ/16 О невозможности перераспределения исполнителем коммунальных услуг возникшей у потребителей-должников задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг между жителями многоквартирного дома
26 сентября 2022
Вопрос: В сентябре 2022 года многие СМИ выпустили материалы о том, что с сентября 2022 года долги тех жильцов дома, которые не платят за коммунальные услуги, будут распределяться между остальными жильцами, или что с января 2024 года в случае неоплаты отдельными жильцами своих долгов по общедомовым нуждам эти долги перейдут на соседей и будут распределены между добросовестными плательщиками
Все эти новости ссылаются на Постановление Правительства РФ от 03.02.2022 N 92.
Прошу указать, какие именно пункты указанного Постановления Правительства РФ N 92 вводят принцип распределения долгов неплательщиков на их соседей по МКД?
Ответ: Отдел контроля за деятельностью органов государственного жилищного надзора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение от 16.09.2022 и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Действующее законодательство не предусматривает возможности перераспределения исполнителем коммунальных услуг возникшей у потребителей-должников задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг между жителями многоквартирного дома.
Согласно изменениям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Постановление N 92) при наличии в многоквартирном доме общедомового (коллективного) прибора учета коммунальных ресурсов расчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества с корректировкой с учетом показаний общедомового (коллективного) прибора учета.
В расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, включаемые в плату за содержание жилого помещения включены обоснованные расходы на снятие показаний приборов учета, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (за исключением случаев, когда соответствующие расходы в отношении коммунальных услуг несут ресурсоснабжающие организации по договорам, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, заключенным в соответствии с частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае же если многоквартирный дом оборудован автоматизированный информационно-измерительной системой учета коммунальных ресурсов и коммунальных услуг с технической возможностью одномоментного снятия показаний, то расчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется исходя из показаний такой системы учета и не ограничивается размером норматива потребления.
Дополнительно определен порядок определения величины перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды в многоквартирном доме, и среднемесячного объема таких ресурсов.
В целях формирования единообразного подхода и приведения в соответствие с действующим жилищным законодательством уточнены формулировки отдельных положений.
Принятие рассматриваемых изменений направлено на совершенствование порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные изменения не вступают в противоречие с актами высшей юридической силы и не могут рассматриваться как нарушающие права граждан в указанном аспекте.
Кроме того, с учетом предстоящего отопительного периода 2022 — 2024 гг., лицам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, рекомендуется заблаговременно организовать, оказать содействие в проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в целях обеспечения принятия на общем собрании собственников помещений в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации решений о порядке определения размера расходов граждан и организаций на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Начальник отдела контроля за деятельностью органов государственного жилищного надзора |
О.А. Новиков |
Обзор документа
Действующее законодательство не предусматривает возможности перераспределения исполнителем коммунальных услуг возникшей у потребителей-должников задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг между жителями многоквартирного дома.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: