Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем
Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.
Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан. Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства.
Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.
Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст. 40 Конституции РФ гласит: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.
Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.
Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение.
Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.
Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях
Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).
Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).
В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»).
Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»).
Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст.
11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации. Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.
Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г. № 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года»).
При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.
Основания предоставления жилья во внеочередном порядке
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания предоставления жилья во внеочередном порядке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Наем социальный:
- Договор найма специализированного жилого помещения для детей сирот
- Договор социального найма
- Жилье ветеранам
- Жилье сиротам
- Изменение договора социального найма
- Показать все
- Наем социальный:
- Договор найма специализированного жилого помещения для детей сирот
- Договор социального найма
- Жилье ветеранам
- Жилье сиротам
- Изменение договора социального найма
- Показать все
- Жилье:
- Акт приема передачи квартиры по договору дарения
- Акт приема передачи квартиры после ремонта
- Амортизация жилого фонда
- Амортизация квартир в бухгалтерском учете
- Апартаменты это
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 56 «Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ЖК РФ «При этом суд апелляционной инстанции правильно определил, что в целях разрешения спора имеет значение, имелось ли у ответчика Х.А. на момент предоставления ему спорной квартиры заболевание, входящее в соответствующий перечень, поскольку по смыслу взаимосвязанных положений пункта 2 ст. 56 и ст. 57 ЖК РФ основания для предоставления жилого помещения, в том числе во внеочередном порядке, подлежат оценке на момент принятия соответствующего решения.»
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 103 «Выселение граждан из специализированных жилых помещений» ЖК РФ «Вместе с тем, руководствуясь положениями Закона РФ «О вынужденных переселенцах», статьями 97, 102 и 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что соответствующего распоряжения администрацией Петрозаводского городского округа о вселении ответчиков в квартиру по адресу: не издавалось, на дату вселения в спорную квартиру в 1993 году Г.Л. и Г.Г. статуса вынужденных переселенцев не имели, получили его позднее, в 1998 году и срок такого их статуса истек в 2003 году, иные предусмотренные жилищным законодательством основания для обеспечения их органом местного самоуправления жилым помещением во внеочередном порядке или жилым помещением специализированного жилищного фонда как на дату вселения, так и в настоящее время отсутствуют, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности проживания ответчиков в спорной квартире, в связи с чем отменил решение суда в части отказа в удовлетворении встречного иска администрации Петрозаводского городского округа, приняв решение о выселении Г.Л. и Г.Г. из занимаемого жилого помещения.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О реализации права инвалидов на проживание в приспособленном жилье
(Бобров Е.А.)
(«Российская юстиция», 2019, N 8) В целях расширения возможности реализации права на предоставление приспособленного жилья инвалидами, нуждающимися в таковом, в качестве альтернативы существующему порядку внеочередного предоставления жилья по договору социального найма (на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) целесообразно дополнить Жилищный кодекс РФ новой ст. 109.2 «Предоставление жилых помещений, отвечающих условиям доступности для инвалидов».
Нормативные акты
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019) Б. относится к категории «ребенок-инвалид», страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, что является основанием для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022) Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления Б. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, указав в том числе на то, что необходимым условием реализации права Б. на обеспечение жилым помещением вне очереди является наступление обстоятельств, свидетельствующих о наличии жилого помещения из состава жилищного фонда субъекта Российской Федерации, которое может выступать в качестве предмета договора социального найма (например, введение жилых помещений в эксплуатацию, их приобретение или освобождение).
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Кто имеет право на внеочередное получение жилого помещения
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто имеет право на внеочередное получение жилого помещения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Наем социальный:
- Договор найма специализированного жилого помещения для детей сирот
- Договор социального найма
- Жилье ветеранам
- Жилье сиротам
- Изменение договора социального найма
- Показать все
- Наем социальный:
- Договор найма специализированного жилого помещения для детей сирот
- Договор социального найма
- Жилье ветеранам
- Жилье сиротам
- Изменение договора социального найма
- Показать все
- Жилье:
- Акт приема передачи квартиры по договору дарения
- Акт приема передачи квартиры после ремонта
- Амортизация жилого фонда
- Амортизация квартир в бухгалтерском учете
- Апартаменты это
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 17 «Обеспечение инвалидов жильем» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Е.М., судебные инстанции, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 14, 49, 51, 55, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении гражданского дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, обоснованно исходили из того, что Е.М. относится к категории лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь. При этом судебные инстанции указали, что действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.»
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 49 «Предоставление жилого помещения по договору социального найма» ЖК РФ «Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьями 14, 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что К., являющаяся нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, страдающая тяжелой формой хронического заболевания (F20), включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по г. Владикавказ, однако до настоящего момента жильем не обеспечена, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований К.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Жилье сиротам. Практика
(Шакирова Э.)
(«Жилищное право», 2024, N 1) Второй кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 26.07.2022 по делу N 88-15787/2022 указал на то, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Нормативные акты
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021) 12. Несовершеннолетним детям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, соответствующее жилье предоставляется с учетом необходимости проживания в нем по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним.«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) 3. При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
ГАРАНТ:
О перечне основных категорий лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 марта 2005 года, и имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, см. справку
ГАРАНТ:
Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2024 г. N 20-П пункт 1 признан не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой не обеспечивается системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания
О конституционно-правовом смысле положений пункта 1 части 2 статьи 57 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N 376-О-П
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) утратил силу с 1 января 2013 г.;
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Действие положений настоящего Кодекса в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 г., в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г.
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений пункта 3 части 2 статьи 57 настоящего Кодекса см. постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2021 г. N 3-П, постановление Конституционного Суда РФ от 22 января 2018 г. N 4-П
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Информация об изменениях:
Часть 5 изменена с 1 сентября 2024 г. — Федеральный закон от 24 июля 2024 г. N 365-ФЗ
5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При наличии согласия в письменной форме граждан по решению органа местного самоуправления муниципального образования по месту их жительства жилое помещение может быть предоставлено в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования.
6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.
7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.