Правила проведения аукциона на право аренды земли и порядок заключения договора 2024

В случае предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в отношении такого участка заключается договор аренды, арендодателем по которому является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в лице уполномоченного исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления (далее — уполномоченный орган) (ст. 125 ГК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 39.1, ст.

39.2 ЗК РФ (здесь и далее по тесту нормы ЗК РФ приводятся в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее — Закон N 171-ФЗ), вступившего в силу с 01.03.2015).

Внимание

Напомним, что порядок заключения договоров, предусмотренный ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», не распространяется на договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

За исключением отдельных случаев, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (п.п. 1, 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

Аукцион на право заключения договора аренды проводится по инициативе уполномоченного органа или по заявлению заинтересованного гражданина либо юридического лица (заявителя) (п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ).

Если аукцион проводится по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления, он совершает действия, направленные на образование земельного участка, который будет предоставлен в аренду, и подготовку к проведению аукциона. Перечень таких действий определен п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ. Если аукцион проводится по инициативе заявителя, он самостоятельно совершает действия, связанные с образованием земельного участка, в частности, в необходимых случаях подготавливает схему расположения земельного участка, обращается в уполномоченный орган с заявлением о ее утверждении, обеспечивает выполнение кадастровых работ и государственный кадастровый учет нового земельного участка и т.д. (п. 4 ст.

39.11 ЗК РФ). После завершения формирования земельного участка, который будет предметом аукциона, заявитель обращается в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона. В заявлении в обязательном порядке указывается цель использования земельного участка. В течение двух месяцев со дня поступления заявления уполномоченный орган проверяет, имеются ли основания, по которым земельный участок не может быть предметом аукциона (перечень таких оснований определен п. 8 ст.

39.11 ЗК РФ), и принимает решение о проведении аукциона или, при наличии хотя бы одного из упомянутых оснований, решение об отказе в проведении аукциона (п.п. 6, 9 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ)*(1).

Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе (дату и время начала и окончания подачи заявок), порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона. Эти и иные определенные законом сведения указываются в извещении о проведении аукциона (п.п. 18, 21 ст.

39.11 ЗК РФ).

Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона размещается на официальном сайте www.torgi.gov.ru (п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ, п. 1 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909).

Кроме того, в случаях, когда аукцион проводится не в электронной форме (такие случаи определены п. 2 ст. 39.13 ЗК РФ), организатор аукциона в то же срок обеспечивает опубликование извещения о его проведении в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка (п. 20 ст. 39.11, п. 3 ст.

39.13 ЗК РФ).

Аукцион, как правило, является открытым по составу участников (п. 9 ст. 39.11 ЗК РФ), иначе говоря, в нем может принять участие любое физическое или юридическое лицо.

Закон предусматривает ряд исключений из этого правила. В аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства могут принять участие только юридические лица. Если аукцион проводится в связи с тем, что после опубликования уполномоченным органом извещения о предоставлении гражданину по его заявлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, другие граждане пожелали участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка, участниками аукциона могут быть только такие граждане. Если в аналогичной ситуации целью предоставления земельного участка является осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, участниками аукциона могут быть граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства (п.

10 ст. 39.11, п.п. 1, 7 ст.

39.18 ЗК РФ).

Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка (при условии, что результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона). Если начальная цена соответствует размеру ежегодной арендной платы за земельный участок, размер этой платы устанавливается на основании оценки ее рыночной стоимости согласно отчету оценщика. Однако, если предметом договора является участок, предоставляемый для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, начальной ценой предмета аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, как правило, является размер первого арендного платежа, определенный по результатам рыночной оценки на основании отчета оценщика (п.п.

14, 15 ст. 39.11 ЗК РФ, ст.ст. 3, 4, 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Ежегодный размер арендной платы или в соответствующем случае размер первого арендного платежа, который и будет являться ценой договора аренды земельного участка, определяется по результатам аукциона. Победителем аукциона признается его участник, предложивший наибольший размер ежегодной арендной платы или наибольший размер первого арендного платежа (п. 17 ст. 39.12 ЗК РФ).

В случаях, когда до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе была подана только одна заявка, соответствующая требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона, или только один заявитель был признан участником аукциона, или в аукционе принял участие только один участник, аукцион признается несостоявшимся, и договор аренды земельного участка заключается с таким заявителем (единственным участником) по начальной цене предмета аукциона (п.п. 13, 14, 19, 20 ст. 39.12 ЗК РФ).

Рекомендация  Приаэродромная территория пат согласование строительства 2024

Организатор аукциона составляет протокол о результатах аукциона, который размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания протокола. Уполномоченный орган направляет победителю аукциона или иному лицу, с которым в соответствующих случаях заключается договор аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона (п.п. 15, 16, 20 ст.

39.12 ЗК РФ).

Аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, как правило, должен проводиться в электронной форме. Исключение составляют случаи, когда участок предоставляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности либо предназначен для сельскохозяйственного производства (п.п. 1, 2 ст. 39.13 ЗК РФ). Однако положения ЗК РФ о проведении такого аукциона в электронной форме приобретают силу со дня вступления в силу федерального закона, который установит порядок проведения аукционов в электронной форме на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.

7 ст. 34 Закона N 171-ФЗ).

Изложенные выше правила предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются с 01.03.2015 (даты вступления в силу изменений в ЗК РФ, внесенных Законом N 171-ФЗ). Однако, если до 01.03.2015 орган государственной власти или орган местного самоуправления опубликовал в установленном порядке извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, такие участки должны предоставляться в аренду в соответствии с правилами ЗК РФ, которые действовали до этой даты (п. 2 ст.

34 Закона N 171-ФЗ).

Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен в аренду без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении (п. 1 ст. 34 Закона N 171-ФЗ).

*(1) Положения п.п. 3, 7 — 9 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, устанавливающие ряд обязанностей уполномоченного органа (в частности, по утверждению схемы расположения земельного участка (участков), обеспечению проведения государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок, получению технических условий, принятию решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на основании заявления заинтересованного лица) применяются с 01.06.2015 (п.

27 ст. 34 Закона N 171-ФЗ)

Правила проведения аукциона на право аренды земли и порядок заключения договора 2024

Ст. 39.13 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

ЗК РФ Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.13. ЗК РФ

1. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

(абзац введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 марта 2024 года. — Федеральный закон от 07.10.2022 N 385-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае проведения электронного аукциона опубликование извещения о проведении электронного аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка не требуется.

(в ред. Федеральных законов от 07.10.2022 N 385-ФЗ, от 13.06.2023 N 228-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Извещение о проведении электронного аукциона подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени организатора аукциона, и подлежит размещению организатором аукциона на официальном сайте. Данное извещение после размещения на официальном сайте в автоматическом режиме направляется с официального сайта на сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором проводится электронный аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо электронный аукцион на право заключения договора аренды такого участка (далее — электронная площадка).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

3.2. Наряду со сведениями, указанными в пункте 21 статьи 39.11 настоящего Кодекса, в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация о размере взимаемой с победителя электронного аукциона или иных лиц, с которыми в соответствии с пунктами 13, 14, 20 и 25 статьи 39.12 настоящего Кодекса заключается договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого участка, платы оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок взимать данную плату.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

Рекомендация  Оформление опекуном ежемесячного детского пособия 2024

3.3. В извещении о проведении электронного аукциона в качестве места подачи заявок и места проведения аукциона указывается адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой проводится электронный аукцион.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

4. Электронный аукцион проводится на электронной площадке ее оператором из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Допускается взимание оператором электронной площадки с победителя электронного аукциона или иных лиц, с которыми в соответствии с пунктами 13, 14, 20 и 25 статьи 39.12 настоящего Кодекса заключается договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого участка, платы за участие в электронном аукционе в порядке, размере и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

(п. 5 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

6. Заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 — 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 настоящего Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

(п. 6 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

7. Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе подписывается не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени организатора аукциона, и размещается на электронной площадке не позднее чем на следующий рабочий день после дня подписания протокола. Данный протокол после размещения на электронной площадке в автоматическом режиме направляется оператором электронной площадки для размещения на официальном сайте.

(п. 7 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

8. Заявителям, признанным участниками электронного аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет в электронной форме уведомления о принятых в отношении их решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 7 настоящей статьи.

(п. 8 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

9. Время ожидания предложения участника электронного аукциона о цене предмета аукциона составляет десять минут. При поступлении предложения участника электронного аукциона о повышении цены предмета аукциона время, оставшееся до истечения указанного срока, обновляется до десяти минут. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более высокой цене предмета аукциона не поступило, электронный аукцион завершается.

(п. 9 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

10. Протокол проведения электронного аукциона подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью оператором электронной площадки и размещается им на электронной площадке в течение одного часа после окончания электронного аукциона. В протоколе проведения электронного аукциона указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания электронного аукциона, начальная цена предмета аукциона в день проведения электронного аукциона, все максимальные предложения каждого участника о цене предмета аукциона. На основании данного протокола организатор электронного аукциона в день проведения электронного аукциона обеспечивает подготовку протокола о результатах электронного аукциона, подписание данного протокола усиленной квалифицированной электронной подписью лицом, уполномоченным действовать от имени организатора аукциона, и его размещение в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола на электронной площадке.

Протокол о результатах электронного аукциона после его размещения на электронной площадке в автоматическом режиме направляется оператором электронной площадки для размещения на официальном сайте.

(п. 10 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

11. По результатам проведения электронного аукциона не допускается заключение договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договора аренды такого участка ранее чем через десять дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся, либо протокола о результатах электронного аукциона на официальном сайте.

(п. 11 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

12. Уполномоченный орган обязан в течение пяти дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 11 настоящей статьи, направить победителю электронного аукциона или иным лицам, с которыми в соответствии с пунктами 13, 14, 20 и 25 статьи 39.12 настоящего Кодекса заключается договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого участка, подписанный проект договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо подписанный проект договора аренды такого участка.

(п. 12 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

13. По результатам проведения электронного аукциона договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого участка заключается в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью сторон такого договора.

(п. 13 введен Федеральным законом от 07.10.2022 N 385-ФЗ)

Приложение 1. Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества

Правила
проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества

С изменениями и дополнениями от:

20 октября 2011 г., 30 марта 2012 г., 24 декабря 2013 г., 3 мая 2017 г., 17 июня 2021 г.

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 марта 2024 г. N 147/23

Рекомендация  Статья 406 ГПК РФ. Процессуальные последствия рассмотрения дел иностранным судом 2024

О применении настоящих Правил см. разъяснения ФАС России от 1 ноября 2011 г., от 5 июня 2012 г.

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Приказом ФАС России от 20 октября 2011 г. N 732 в пункт 1 настоящего приложения внесены изменения

1. Настоящие правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее — Правила) в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Информация об изменениях:

Приказом ФАС России от 20 октября 2011 г. N 732 настоящее приложение дополнено пунктом 1.1

1.1. При проведении аукционов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (далее — Постановление N 333) пункт 3, подпункт 5 пункта 105, пункты 109, 110, 113, подпункты 3, 4 и 19 пункта 114, подпункт 2 пункта 121, подпункты 5 и 6 пункта 141 Правил не применяются.

2. Проводимые в соответствии с настоящими Правилами конкурсы являются открытыми по составу участников. Проводимые в соответствии с настоящими Правилами аукционы являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений.

3. Заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.

Информация об изменениях:

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2013 г. N 872/13 настоящее приложение дополнено пунктом 3.1

3.1. Заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Федеральный закон о теплоснабжении) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2013, N 19, ст. 2330), статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст.

7358; 2013, N 19, ст. 2330).

Информация об изменениях:

Приказом ФАС России от 20 октября 2011 г. N 732 в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения

4. Организатором конкурсов или аукционов являются:

— при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», — собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования (далее — собственник), или федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

— при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», — уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

— при проведении аукционов в соответствии с Постановлением N 333 — соответствующее федеральное государственное унитарное предприятие или иное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Организатор конкурса или аукциона вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее — специализированная организация) для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций. При этом создание комиссии по проведению конкурсов или аукционов, определение начальной (минимальной) цены договора, предмета и существенных условий договора, утверждение проекта договора, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий конкурсов или аукционов и их изменение, а также подписание договора осуществляются организатором конкурса или аукциона.

6. Специализированная организация осуществляет указанные в пункте 5 настоящих Правил функции от имени организатора конкурса или аукциона. При этом права и обязанности возникают у организатора конкурса или аукциона.

7. Специализированная организация не может быть участником конкурса или аукциона, при проведении которых эта организация осуществляет функции, указанные в пункте 5 настоящих Правил.

II. Комиссии по проведению конкурсов или аукционов