ЗК РФ Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
1. В случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.
Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.
2. Указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы в письменной форме или в форме электронных документов в порядке, установленном для подачи заявлений о предоставлении земельных участков.
3. Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:
1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;
3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;
4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.
4. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:
1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;
2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;
3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
5. Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Государственный кадастровый учет указанной части земельного участка может осуществляться на основании заявления кадастрового инженера без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа в случае, если такие полномочия кадастрового инженера предусмотрены договором подряда на выполнение кадастровых работ в связи с образованием указанной части земельного участка.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.
Правила подготовки схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и ее назначение 2024
7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Доработанный текст проекта Приказа Министерства экономического развития РФ «Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего графическое описание местоположения границ публичного сервитута» (подготовлен Минэкономразвития России 26.09.2018)
Обзор документа
Доработанный текст проекта Приказа Министерства экономического развития РФ «Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего графическое описание местоположения границ публичного сервитута» (подготовлен Минэкономразвития России 26.09.2018)
15 октября 2018
Досье на проект
В соответствии с пунктом 7 статьи 3941 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32 (Часть II), ст. 5134) и пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; 2009, N 19, ст. 2344; 2010, N 9, ст.
960; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 41, ст. 5240; N 45, ст.
5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 12, ст. 1640; N 17, ст. 2411; N 36, ст.
5149; N 43, ст. 6079; 2012, N 13, ст. 1531; N 27, ст. 3766; N 52, ст. 7491; N 53, ст.
7943; 2013, N 5, ст. 391; N 14, ст. 1705; N 35, ст.
4514; 2014, N 21, ст. 2712; N 40, ст. 5426; N 44, ст.
6072; 2015, N 41, ст. 5671; N 46, ст. 6377, 6388; 2016, N 17, ст. 2410; N 31, ст.
5013; 2017, N 1, ст. 175; N 5, ст. 800; N 17, ст.
2569; N 33, ст. 5205; N 34, ст. 5276; N 42, ст.
6168; N 46, ст. 6790, N 33, ст. 5434), приказываю:
1. Утвердить требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичных сервитутов, формату электронного документа, содержащего графическое описание местоположения границ публичного сервитута.
2. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего приказа утвердить и разместить на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы, используемые для формирования графического описания местоположения границ публичного сервитута в формате XML.
Министр | М.С. Орешкин |
Приложение
к приказу Минэкономразвития России
от «__» ___________ 2018 г. N ___
ТРЕБОВАНИЯ
к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичных сервитутов, к формату электронного документа, содержащего сведения о графическом описании местоположения границ публичного сервитута
1. Графическое описание местоположения границ публичного сервитута составляется по результатам работ по определению местоположения границ публичного сервитута в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Графическое описание местоположения границ публичного сервитута составляется с использованием сведений кадастровых планов территорий, картографических и иных материалов (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), а также по данным измерений.
2. В графическом описании местоположения границ публичного сервитута должны быть указаны:
а) местоположение публичного сервитута (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт (при наличии));
б) система координат, в которой определены координаты характерных точек границ публичного сервитута (система координат, используемая для ведения Единого государственного реестра недвижимости);
в) метод определения координат;
г) список характерных точек границ публичного сервитута (обозначение характерных точек границ публичного сервитута; координаты характерных точек границы публичного сервитута в метрах с округлением до 0,01 метра; средняя квадратическая погрешность положения характерных точек (Mt) в метрах);
д) схема расположения границ публичного сервитута (далее — Схема).
3. В зависимости от примененных при выполнении работ методов определения координат характерных точек границ публичного сервитута в графическом описании местоположения границ публичного сервитута указываются:
метод спутниковых геодезических измерений (определений);
4. Для обозначения характерных точек границ публичного сервитута используются арабские цифры. Для всех характерных точек границ публичного сервитута применяется сквозная нумерация.
Список характерных точек границ публичного сервитута должен завершаться обозначением начальной точки.
5. Координаты характерных точек границы публичного сервитута определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости наиболее крупного масштаба, созданной на территорию кадастрового квартала, в котором расположен публичный сервитут.
6. Схема оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ публичного сервитута. Допускается показывать местоположение отдельных характерных точек границ (частей границ) в виде выносок или врезок, оформляемых на отдельных листах в составе Схемы.
Схема оформляется в виде, совмещенном с картографической основой.
На Схеме отображаются:
границы публичного сервитута (характерные точки и части границ);
установленные границы административно-территориальных образований;
границы кадастрового деления;
границы и кадастровые номера земельных участков;
используемые условные знаки и обозначения;
7. В случае уточнения местоположения границ публичного сервитута в связи с реконструкцией инженерного сооружения, влекущей изменение исключительно местоположения такого инженерного сооружения, в графическом описании местоположения границ публичного сервитута также указывается учетный номер публичного сервитута, присвоенный при внесении сведений о публичном сервитуте в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости. При этом в списке характерных точек границ публичного сервитута и на Схеме указываются как существующие, так и уточненные координаты характерных точек границ публичного сервитута.
8. Рекомендуемый образец графического описания местоположения границ публичного сервитута приведен в приложении к Требованиям к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута.
9. Электронный документ, содержащий сведения о графическом описании местоположения границ публичного сервитута, формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Схема формируется в виде файла в формате PDF в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, качество которого должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
10. Схемы, используемые для формирования файлов электронного документа, содержащего сведения о графическом описании местоположения границ публичного сервитута, в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
При изменении нормативных правовых актов, устанавливающих требования к подготовке графического описания местоположения границ публичного сервитута, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии изменяет XML-схему, обеспечивая при этом возможность публичного доступа к текущей актуальной версии и предыдущим (утратившим актуальность) версиям.
11. Электронный документ, содержащий сведения о графическом описании местоположения границ публичного сервитута, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью:
лица, уполномоченного в соответствии со статьей 3940 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32 (Часть II), ст. 5134) на обращение с ходатайством об установлении публичного сервитута, в случае, если электронный документ, содержащий сведения о графическом описании местоположения границ публичного сервитута, прикладывается к ходатайству об установлении публичного сервитута;
уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении публичного сервитута, в случае, если электронный документ, содержащий сведения о графическом описании местоположения границ публичного сервитута, направляется в орган регистрации прав с решением об установлении публичного сервитута;
лица, являющегося обладателем публичного сервитута (его представителя), в случае предоставления электронного документа, содержащего графическое описание местоположения границ публичного сервитута, с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений в части уточнения границ публичного сервитута.
Приложение
к Требованиям к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута,
точности определения координат характерных точек границ публичных сервитутов,
к формату электронного документа, содержащего сведения
о графическом описании местоположения границ публичного сервитута
Графическое описание
местоположения границ публичного сервитута
Местоположение публичного сервитута: _______________________________________ ____________________________________________________________________________ | |||
---|---|---|---|
Система координат | |||
Метод определения координат | |||
Обозначение характерных точек границ публичного сервитута | Координаты, м | ||
X | Y | Средняя квадратическая погрешность положения характерных точек (Mt), м | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Схема расположения границ публичного сервитута | |||
Масштаб 1: | |||
Используемые условные знаки и обозначения: |
Обзор документа
Планируется закрепить требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута. Для этого используются кадастровые планы территорий, картографические и иные материалы (кроме сведений, составляющих гостайну), а также данные измерений. В графическом описании указывается, в частности, метод определения координат.
Это может быть геодезический, фотограмметрический, картометрический или аналитический метод.
Предложен формат электронного документа с графическим описанием местоположения границ публичного сервитута.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Правила подготовки схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и ее назначение 2024
7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Нужно ли готовить межевой план для регистрации частного сервитута?
Нужно ли готовить межевой план для регистрации частного сервитута?
14 октября 2021
Положениями ст. 23, п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ установлено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 274 ГК собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Т.о., право ограниченного пользования чужим земельным участком подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре недвижимости (п. 3, 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с ч. 1 ст. 52, ч. 4 ст. 44, ч. 1, 2 ст.
22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
Государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, если сервитут устанавливается не на весь, а на часть земельного участка, то заявителем должен быть представлен межевой план, содержащий сведения об образуемой части земельного участка, подлежащей обременению.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план является результатом кадастровых работ кадастрового инженера (ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
В соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию сервитутов составляет (за исключением ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения):
— в интересах физических лиц — 1500 рублей;
— в интересах организаций — 6000 рублей.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
24 сентября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Правила подготовки схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и ее назначение
Проектная документация государственных обременений подготавливается на основании графического определения зоны действия для участка. При подготовке могут возникнуть вопросы по установлению пределов зон действия для ограничения права пользования землей.
На законодательном уровне определена процедура мероприятий по формированию пределов, постановке на учет земельных территорий. Основным этапом данных работ считается определение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.
Порядок установления зоны действия ограниченного права пользования чужой землей
В Земельном Кодексе РФ с последними изменениями Федерального закона № 136 в статье 39.26 расписан порядок установления сервитута, а также определение границ его действия.
Зона действия обременения определяются топографогеодезической работой. Расходы на них накладываются на заинтересованную сторону (муниципалитет, администрация, соседнего владельца). Результаты фиксируются в кадастровой документации.
Перед установлением сервитута проверяется наличие межевания земельного надела. Соглашение об установлении обременения сопровождается подготовкой проектной документации по межеванию участков одного из двух типов:
- Сформированный — состоящий на кадастровом учете.
- Находящийся в стадии формирования (например, участок, на котором планируется строительство капитального сооружения).
Для первого типа зоны действия сервитута в межевом плане осуществляется на основании нормативно-правовых актах (НПА) органов местного самоуправления. В проекте межевания зоны отображаются следующим образом:
- выезд геодезиста или инженера;
- проведение замером, установление маячков и их фиксирование в плане;
- перенос графического изображения в межевой план для обременения.
Таким образом, в проекте должна быть отображена зона действия уже оформленного обременения (больше информации о сервитуте и о нюансах его оформления найдете тут).
Для незарегистрированного участка установление пределов земельного участка будет осуществляться после полного его оформления:
- проводится первоначальное межевание;
- регистрация участка в ЕГРН;
- выделение зоны под обременение.
Границы должны устанавливаться в пользу собственника, чтобы не ущемлялись его права полноценно пользоваться землей и расположенными на ней объектами.
Когда требуется приложение схематичного изображения периметра участка?
Схема границ сервитута на кадастровом плане прикладывается согласно законодательным требованиям, указанным в статье 39.25 ЗК РФ:
- заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении обременения с приложением графического отображения пределов;
- в соответствии с соглашением.
По статье 39.26 ЗК для обременения по отношению ко всему земельному участку не требуется приложения графического отображения пределов на межевом плане.
Наши эксперты подготовили и другие статьи, посвященные различным видам сервитута. Ознакомившись с ними, вы сможете узнать, что такое публичный сервитут и как он устанавливается, что такое частный сервитут и в чем разница между ним и частным обременением, а также в чем заключаются особенности сервитута на проезд к участку.
Требования к подготовке и форма документа
Для схемы по нормативам требуется графическое описание, составляемое по результатам геодезических и топографических работ. Графическое описание составляется с использованием сведений:
- кадастровых планов;
- по данным измерений;
- картографических и иных материалов.
В описании местоположения обремененной территории должно быть указано:
- ее расположение в населенном пункте;
- ее расположение в системе координат;
- используемый метод координат;
- список точек обремененного участка;
- графическое отображение расположения обременения;
В зависимости от выполнения работ избирается метод определения координат точек участка:
- геодезический;
- метод спутниковых геодезических измерений (определений);
- фотограмметрический;
- картометрический;
- аналитический.
На схеме отображаются:
- пределы сервитута;
- установленные картографических точек административно-территориальных образований;
- пределы кадастрового деления;
- зона действия и межевые номера земельных участков;
- используемые условные знаки и обозначения;
- масштаб.
Ниже вы увидите образец схемы гарниц сервитута на кадастровом плане территории:
При подготовке к оформлению графического описания в масштабе допускается показывать местоположение отдельных частей участков в виде выносок или врезок, которые расписывают на отдельных листах в составе основного документа.
Рекомендуется использовать образец графического описания местоположения территории, который приводится в приложении к требованиям графического описания местоположения зоны действия ограничения прав пользования.
Схема предела сервитута на кадастровом плане территории отображается в соответствии с договором сторон. При оформлении обременения на весь участок пределы указывать нет необходимости. Подготовка проектной документации и участка сервитута делается согласно требованиям и нормам градостроительства и земельному законодательству.