Права и обязанности собственника дома в коттеджном поселке 2024

В России создадут механизм регулирования вопросов оплаты содержания общей собственности в коттеджных поселках и правила управления ею. Соответствующий проект федерального закона, разработанный Минстроем России, опубликован на государственном портале нормативных правовых актов. Документ был разработан по постановлению Конституционного суда (КС), который признал, что в действующем законодательстве не прописан правовой статус имущества в коттеджных поселках и правила пользования им.

Юристы разъяснили, зачем нужен закон и какие изменения ждут собственников домов в коттеджных поселках.

Зачем нужен закон

Активная малоэтажная застройка привела к появлению коттеджных поселков, которые обособлены от сел и деревень. Как правило, такие комплексы имеют огороженную и охраняемую территорию с обособленной инфраструктурой, включающей в себя контрольно-пропускные пункты, дороги, ливневую канализацию, сети инженерно-технического обеспечения и наружного освещения, трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, а также детские и спортивные площадки, оборудованные площадки для сбора мусора. Подобные жилищно-земельные комплексы не являются отдельными населенными пунктами, как правило, инфраструктура коттеджного поселка находится в частной собственности.

Ожидания жителей по размерам платежей за пользование инфраструктурой в таких поселках не всегда совпадают с тарифами, которые устанавливали собственники. «Для взыскания задолженности собственники мест общего пользования ограничивали возможность пользования инфраструктурой. Доходило до установки шлагбаумов и ограничения прохода и проезда для жителей, не вносящих плату. Собственники домов, в свою очередь, ссылаясь на закон о местном самоуправлении, требовали предоставлять услуги по тарифам, прокладке коммуникаций и дорог органами местного самоуправления за счет бюджета.

При возникновении споров о содержании имущества, обслуживающего более одного домовладения в коттеджном поселке, суды применяли в нормы Жилищного кодекса», — рассказал юрист Amulex.ru Андрей Еремин. Судебная практика шла по пути упрощенного взыскания платежей за содержание общего имущества с жителей поселка, ежемесячный платеж взыскивался в размере, установленном собственником объекта инфраструктуры, уточнил Еремин. По его словам, Конституционный Суд в своем постановлении указал, что этого недостаточно, и поручил определить правовой режим имущества, используемого для общих нужд в жилищно-земельных комплексах.

В результате Минстрой подготовил законопроект, регулирующий правила управления общим имуществом коттеджных поселков.

Фото: Evgeny Haritonov\shutterstock

  • КС решил, как управлять коттеджными поселками и какую брать плату
  • Минстрой разработал правила управления имуществом в коттеджном поселке
  • До ₽150 тысяч в месяц: сколько стоит содержание дома в коттеджном поселке

Какие изменения ждут собственников домов

Передача имущества в общедолевую собственность

Согласно документу, владельцы домов в коттеджных поселках смогут обратиться к собственникам имущества о передаче его в общедолевую собственность. Речь идет о поселках, сформированных ранее и поделенных на улицы, но не имеющих общедолевой собственности (с наличием вместо нее государственной, муниципальной или частной собственности), пояснил юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. Он отметил, что процедура передачи в таком случае предусмотрена, но не до конца раскрыта, поэтому, скорее всего, при обсуждении законопроекта будут внесены нововведения в этой части.

Что такое общее имущество в коттеджном поселке

Проектом закона также устанавливается перечень имущества общего пользования в малоэтажном жилом комплексе, к которому относятся объекты инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, предназначенные для обслуживания комплекса домов:

  • котельные, водонапорные башни, тепловые пункты;
  • проезды, велосипедные и пешеходные дорожки, переходы;
  • тротуары, элементы благоустройства;
  • детские и спортивные площадки, места отдыха;
  • парковочные площадки, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.

В документе уточняется, что указанное имущество находится в общей долевой собственности всех владельцев домов в границах жилого комплекса, при этом право собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на жилой дом и прав на земельный участок, на котором такой дом расположен. Закреплено право собственников жилых домов беспрепятственного прохода и проезда к своим земельным участкам, на которых такие дома расположены, свободно и без взимания платы.

Управление коттеджными поселками

Законопроектом также прописываются способы управления жилыми комплексами. Проект предлагает выбор формы управления общим имуществом малоэтажных жилых комплексов, чего ранее не предусматривалось. Можно только самим организовывать управление общим имуществом по аналогии с нормами об СНТ.

Теперь вопрос управления общим имуществом коттеджных поселков будет урегулирован, отметил юрист Андрей Лямзин.

Это может быть непосредственное управление собственниками при условии, что количество индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе составляет не более 30; управление товариществом собственников жилых домов или управление управляющей организацией, уточняется в законопроекте Минстроя. Документом также установлены правила проведения собраний собственников, на которых они смогут выбрать способ управления, определить размер и цели расходов на обустройство коттеджного поселка, с какими энергоснабжающими организациями заключать договоры или какие ограничения устанавливать, например — на въезд в поселки.

Во многих положениях законопроекта за пример приняты нормы об управлении общим имуществом многоквартирного дома, уточнил Лямзин. Он подчеркнул, что, так же как и в многоэтажке, согласно документу, собственник индивидуального жилого дома не вправе:

  • требовать выделения своей доли в праве общей собственности на общее имущество;
  • отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество и права аренды земельного участка, права на который входят в состав общего имущества, без одновременного отчуждения прав на индивидуальный жилой дом и земельный участок;
  • уменьшать размер общего имущества возможно только с согласия всех собственников индивидуальных жилых домов.

«После принятия законопроекта при покупке участка для возведения дома или с уже построенными домами в коттеджном поселке гражданам гарантируется право собственности на объекты общего пользования и право беспрепятственного проезда к участку. Для жителей коттеджных поселков предусматривается возможность самостоятельно определять размер расходов, необходимых для содержания общего имущества, и участвовать в управлении малоэтажными жилыми комплексами. Потенциальные покупатели заранее будут знать, сколько им придется заплатить за коммунальные услуги», — резюмировал Еремин.

Читайте также:

  • Загородный неликвид: какие дома будет сложнее всего продать в 2022 году
  • Названа самая популярная технология строительства деревянных домов
  • Рынок поставлен на паузу: что происходит с частными домами в Подмосковье

Управление общим имуществом коттеджных поселков предлагается урегулировать законодательно

Минстрой России представил на общественное обсуждение проект федерального закона о малоэтажных жилых комплексах и управлении общим имуществом малоэтажных жилых комплексов (далее – законопроект).

Ранее вопрос управления общим имуществом коттеджных поселков не был урегулирован законодательно – только сами собственники индивидуальных жилых домов могли организовывать управление общим имуществом по аналогии с нормами о садовых некоммерческих товариществах. Законопроектом предлагается выбор формы управления общим имуществом малоэтажных жилых комплексов – если закон будет принят, выбор формы станет обязательным. Фактически за основу взяты нормы об управлении общим имуществом многоквартирного дома (МКД).

Рекомендация  Статья 28. Невиновное причинение вреда 2024

Предложены формы управления общим имуществом, аналогичные имеющимся в МКД:

  • непосредственное управление;
  • управление через ТСН или коммерческую организацию.

Согласно законопроекту, содержащему 18 статей, сведения о малоэтажном жилом комплексе подлежат внесению в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства.

Рассмотрим, к примеру, норму о запрете распорядительных правомочий собственника. В соответствии со ст. 6 законопроекта собственник индивидуального жилого дома не вправе:

  • требовать выдела в натуре принадлежащей ему доли в праве общей собственности на общее имущество;
  • отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество и (или) права аренды земельного участка, права на который входят в состав общего имущества, без одновременного отчуждения прав на индивидуальный жилой дом и земельный участок.

Уменьшение размера общего имущества возможно только с согласия всех собственников индивидуальных жилых домов. Земельный участок (или право его аренды), входящий в состав общего имущества, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Обременение участка устанавливается соглашением между лицом, требующим обременения, и собственниками индивидуальных жилых домов.

Споры об установлении обременения участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.

Кроме того, в законопроекте предусмотрено, что собственники индивидуальных жилых домов несут бремя расходов на содержание общего имущества. Доля обязательных расходов собственника определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, если иное не установлено решением общего собрания, принятым всеми собственниками индивидуальных жилых домов.

Собственники индивидуальных жилых домов вправе использовать земельные участки, входящие в состав имущества общего пользования, для прохода и проезда к участкам, на которых такие дома расположены, свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ собственников индивидуальных жилых домов к таким земельным участкам.

Также вводится механизм управления общим имуществом общим собранием собственников коттеджных объектов.

К компетенции общего собрания относится принятие следующих решений:

  • о строительстве и (или) ремонте (капитальном ремонте) хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, входящих в состав общего имущества;
  • об определении существенных условий кредитного договора или договора займа; получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капремонта расходов на получение указанной гарантии (поручительства);
  • о пределах использования земельного участка, входящего в состав общего имущества или права аренды на который входят в состав общего имущества, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении такого участка;
  • о благоустройстве участка, входящего в состав общего имущества или права аренды на который входят в состав общего имущества, в том числе о размещении, обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на нем;
  • о пользовании общим имуществом лицами, не являющимися собственниками индивидуальных жилых домов, в том числе о заключении договоров об установке и эксплуатации рекламных конструкций, если для этого предполагается использовать общее имущество;
  • об определении лиц, уполномоченных от имени собственников индивидуальных жилых домов заключать договоры об использовании общего имущества (в том числе об установке и эксплуатации рекламных конструкций), на представление документов на согласование реконструкции, переустройства и (или) перепланировки хозяйственных построек и других зданий (строений, сооружений), входящих в состав общего имущества, а также на заключение соглашения об установлении сервитута или об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, входящего в состав общего имущества или права аренды на который входят в состав общего имущества, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями, на условиях, определенных решением общего собрания;
  • об использовании при проведении общего собрания в форме заочного голосования государственной информационной системы ЖКХ;
  • об определении лиц, которые от имени собственников индивидуальных жилых домов уполномочены на использование государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства или иных информационных систем при проведении общего собрания в форме заочного голосования;
  • о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний, решений собственников индивидуальных жилых домов по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы ЖКХ;
  • о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения общего собрания;
  • о заключении собственниками индивидуальных жилых домов, действующими от своего имени, договоров водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, а также с региональным оператором;
  • о передаче имущества, входящего в состав общего имущества, в муниципальную собственность.

Исходя из практики применения гражданского и жилищного законодательства, можно предположить, что впереди ожидается много споров в этой области, которые могут быть связаны с распоряжением общим имуществом, пользованием в нарушение интересов сособственников и т.п. Но теперь будущие споры могут быть урегулированы на основе норм федерального закона, а не по аналогии закона (права). Кроме того, неясно, что мешает кодифицировать нормы права о коттеджных объектах – например, в ГК РФ или ЖК РФ.

Коттеджные поселки: проблемы правового регулирования

Вопросы правового регулирования коттеджных поселков, касающиеся, в частности, организационно-правовой формы управления данными территориями, перечня имущества общего пользования, определения порядка пользования и размера ежемесячных платежей на содержание указанного имущества, долгое время не теряют актуальности.

Понятие «коттеджный поселок» отсутствует в законодательстве, однако определение «коттедж», его описательные и технические характеристики встречаются в некоторых нормативных документах 1 .

Отсутствие нормативной дефиниции признают и судебные инстанции, по-разному называя в своих актах указанные территории. В частности, Конституционный Суд РФ со ссылкой на существующий в российском законодательстве пробел в одном из своих постановлений для обозначения использовал термины «комплекс индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой», «жилищно-земельный комплекс» 2 .

Рекомендация  Статья 75 ГПК РФ. Осмотр и исследование вещественных доказательств подвергающихся быстрой порче 2024

Градостроительный кодекс РФ именует указанные объекты индивидуальными жилыми домами, домами блокированной застройки. При этом регулирование, предложенное градостроительным законодательством, не позволяет решить все возникающие на практике проблемы.

На наш взгляд, введение на законодательном уровне понятия «коттеджный поселок» назревшую проблему не решит. Вопрос стоит более остро, так как проблема носит комплексный характер. Отсутствие четкости в понятийном аппарате порождает неопределенность правового режима рассматриваемых объектов.

Представляется логичным распространить на указанные территории правовой режим многоквартирных жилых домов, применяя по аналогии закрепленные в Жилищном кодексе РФ правила регулирования в части имущества общего пользования, земельных участков, особенностей процедуры принятия собственниками решений, налогообложения и иных обязательных платежей и т.д.

Фактически собственники коттеджей в поселке аналогичным образом реализуют свое право на жилище, закрепленное Конституцией РФ, однако ни законодатель, ни судебная практика по общему правилу не идут по пути уравнивания правовых режимов указанных объектов.

Так, некоторые суды приходят к выводу, что отношения, складывающиеся между собственниками коттеджей по поводу содержания имущества общего пользования, подлежат регулированию Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ). Другие, напротив, полагают, что «разрешенное использование земельных участков свидетельствует о том, что стороны спора деятельность, связанную с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства, не осуществляли» 3 . В судебных актах также встречается аргументация, согласно которой суды лишь в части распространяют положения ЖК на отношения, складывающиеся на территориях коттеджных поселков, при этом разграничивая специфику имущества общего пользования собственников домовладений в коттеджных поселках с режимом общего имущества в многоквартирном доме 4 .

Читайте также
КС выявил пробел в регулировании отношений, связанных с функционированием коттеджных поселков

Суд указал, что имущество общего пользования в коттеджных поселках обладает – в сравнении с общим имуществом в МКД – принципиально иными характеристиками, важнейшей из которых является пространственная обособленность объектов общего пользования от жилых домов

30 декабря 2021 Новости

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 декабря 2021 г. № 55-П (далее – Постановление КС № 55-П), учитывая сложившуюся неопределенность, обязал законодателя определить правовой режим имущества общего пользования в коттеджных поселках, обеспечить справедливый баланс интересов, прав и обязанностей собственников имущества, входящего в эти комплексы, определить критерии определения, перечень и правовой режим имущества, используемого для общих нужд, а также установить нормы, призванные урегулировать отношения по управлению этим имуществом и его содержанию (в частности, порядок и условия установления и взимания платы за управление имуществом общего пользования и его содержание, критерии, на основе которых определяются ее состав и размер).

Во исполнение Постановления КС № 55-П в июле 2022 г. Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона «О жилых комплексах, об управлении имуществом общего пользования в жилых комплексах» (№ 155842-8; далее – законопроект; 19 октября принят в первом чтении).

Данным законопроектом предлагается закрепить определение жилого комплекса как совокупности индивидуальных жилых домов и (или) земельных участков и иных объектов, в том числе определенных как имущество общего пользования в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории либо отнесенных к имуществу общего пользования в порядке, установленном данным законопроектом. Также, согласно законопроекту, к жилым комплексам могут относиться малоэтажные жилые комплексы, возведенные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ст. 2).

Таким образом, законопроект, как и действующее законодательство, не содержит определения понятий «коттедж», «коттеджный поселок», «таунхаус», однако из его содержания можно заключить, что законодатель предусматривает регулирование именно для территорий, на которых размещены указанные объекты.

В то же время законопроект содержит определение имущества общего пользования (ст. 3), к которому должно относиться общее имущество собственников, принадлежащее им на праве общей долевой собственности, а также иное имущество, находящееся в частной собственности и расположенное в границах территории жилого комплекса, которое служит для удовлетворения потребностей всех жителей (в частности, объекты инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, элементы благоустройства, спортивные и детские площадки и т.д.); также предусмотрены основания возникновения у собственников коттеджей права общей долевой собственности на него. Представляется логичным определять размер доли собственника коттеджа в праве общей долевой собственности пропорционально площади принадлежащего последнему земельного участка, на котором располагается (потенциально будет расположен) индивидуальный жилой дом.

Площадь размера дома при определении доли в расчет не берется.

При этом в целях гарантии указанного права неотъемлемой частью договора купли-продажи земельного участка является соглашение о возникновении у покупателя доли в праве общей долевой собственности.

В законопроекте также указано, что использование земельных участков, права на которые входят в состав имущества, находящегося в долевой собственности, для прохода и проезда собственников к их участкам осуществляется свободно и без взимания платы (ч. 2 ст. 5). Указанная проблема актуальна, поскольку право собственности или аренды на дороги, проезды и иные места общего пользования, как правило, сохраняется у первоначального застройщика коттеджного поселка, который впоследствии порой начинает злоупотреблять правами, устанавливая повышенные платежи за пользование, ограничивать доступ третьих лиц и т.д 5 .

В то же время по аналогии с многоквартирными домами собственник индивидуального жилого дома не вправе требовать выдела его доли в праве общей долевой собственности и отчуждать свою долю без одновременного отчуждения прав на земельный участок и индивидуальный жилой дом.

Бесспорным представляется и положение законопроекта о несении собственниками бремени расходов на содержание имущества, находящегося в долевой собственности. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества должна соответствовать доле собственника в праве общей долевой собственности (ст. 6).

Не менее актуален вопрос об управлении имуществом, находящимся в долевой собственности. Законопроект предлагает собственникам выбрать один из способов: непосредственное управление собственниками недвижимости, управление товариществом собственников недвижимости; управление управляющей организацией на основании договора (ст. 7). Выбор в пользу одного из перечисленных способов должен быть сделан на общем собрании собственников. При этом требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами у управляющей организации, установленное п. 1 ст.

Рекомендация  Оформление пособия на ребенка 2024

162 ЖК, в законопроекте не предусмотрено, а иные требования к указанной организации не устанавливаются (например, обязательное членство в саморегулируемой организации и т.п.).

Примечательно, что при непосредственном управлении все собственники или их большинство выступают в качестве одной стороны договоров на оказание услуг по содержанию и ремонту такого имущества, а при заключении договоров на водо-, электроснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами каждый собственник выступает в качестве контрагента от своего имени. Подробно и последовательно изложены положения, касающиеся предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ст. 16 законопроекта).

Собственники большинством более чем 50% от общего числа голосов могут принять решение о создании товарищества собственников недвижимости, которому устанавливается обязанность по внесению взносов (членских, целевых). Членские взносы оплачиваются не чаще раза в месяц, тратятся на четко регламентированные ч. 5 ст. 13 законопроекта расходы. Целевые взносы также оплачиваются на строго предусмотренные цели (ч. 6 ст.

13 проекта).

Несомненно, важное положение содержится в ст. 14 законопроекта. Оно идентично положению ст. 5 Закона № 217-ФЗ относительно собственников, которые не являются членами товарищества, но вправе использовать имущество, находящееся в долевой собственности, на равных условиях и в объеме, установленных для членов товарищества.

Размер платы для лиц, не являющихся членами товарищества, равен суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов. Известны случаи, когда собственники, не являющиеся членами дачных объединений, не были согласны с требованием товариществ, взыскивающих неосновательное обогащение за пользование имуществом, находящимся в общем пользовании, и устанавливающих размер требований, равный взносам, которые оплачивают члены таких объединений.

Сложилась устоявшаяся судебная практика в пользу интересов товарищества: суды взыскивают денежные средства с собственников, не являющихся членами, но пользующихся объектами их инфраструктуры 6 . Выход из членства не может свидетельствовать об отсутствии правовой связи между собственником и использованием им имущества, находящегося в общем пользовании 7 .

Также представляет интерес предлагаемый в законопроекте порядок использования имущества, не находящегося в долевой собственности собственников недвижимости. Владение и пользование таким имуществом предлагается осуществлять на основании соглашения, заключаемого между собственником и иными жителями поселка. При недостижении консенсуса относительно размера платы за пользование данный вопрос разрешается в судебном порядке. На сегодняшний день в таких спорах суды требуют от жителей коттеджей представлять средние рыночные цены на услуги, на которые, по мнению жителей, тарифы слишком высоки.

Вместе с тем не представляется возможным избирательное оказание услуг в пределах общей инфраструктуры коттеджного поселка – в частности, оказание ряда услуг одним собственникам и неоказание их другим, необоснованно уклоняющимся от оплаты расходов 8 . В ст. 9 законопроекта предлагается устанавливать плату за пользование таким имуществом, а исчерпывающий перечень расходов, подлежащих возмещению собственниками в ходе использования имущества, не находящегося в долевой собственности, будет предусмотрен Правительством РФ.

Ключевым в данном вопросе является запрет изменения целевого назначения объектов, входящих в состав имущества, не находящегося в долевой собственности. Такие изменения на практике не допустят продажи и дальнейшей застройки аффилированными с застройщиками лицами земельных участков, на которых уже расположены детские и спортивные площадки, дороги и иные места общего пользования.

Важным представляется закрепление в законопроекте случаев, когда собственники недвижимости вправе инициировать процедуру проведения общего собрания собственников индивидуальных жилых домов и (или) земельных участков (ст. 17). Собрание может быть проведено при соблюдении следующих условий: если индивидуальные жилые дома расположены на смежных участках; в границах такой территории находится имущество, признаваемое имуществом общего пользования; собственниками индивидуальных жилых домов, расположенных на смежных участках, принято решение о признании правового режима жилого комплекса.

Одной из слабых сторон законопроекта является возможность его ретроспективного действия, а именно: будут ли предлагаемые правила регулирования распространяться на существующие коттеджные поселки? При этом законодатель не предусматривает механизма преобразования права публичной собственности на него в долевую собственность владельцев объектов недвижимости в жилом комплексе. Также неясным остается вопрос об определении границ территории будущего жилого комплекса при отсутствии документации по планировке территории.

Исходя из изложенного, сложно не согласиться со своевременностью и назревшей необходимостью законопроекта. Надеемся, его принятие позволит решить большое количество проблем в части взаимодействия между собственниками объектов недвижимости и управляющими компаниями, а также иными собственниками объектов, используемых для удовлетворения потребностей всех жителей коттеджного поселка, повысить комфорт и удобство проживания, а также сделать право на жилище, гарантированное Конституцией, более доступным и реализуемым.

1 См., в частности, Приложение № 2 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным Приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. № П/0336, Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений», утвержденные Приказом Росстата от 18 января 2022 г. № 19, и Приказ Госстроя РФ от 31 марта 1998 г. № 17-71 «Об утверждении состава экономических и технических показателей строящихся жилых домов, этапов контроля за ходом строительства и реквизитов, подлежащих включению в регистр жилых домов, строящихся на территориях субъектов Российской Федерации, и рекомендаций по его ведению».

2 Постановление КС РФ от 28 декабря 2021 г. № 55-П.

3 Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 октября 2020 г. № 5-КГ20-107-К2.

4 Постановление КС РФ от 10 ноября 2016 г. № 23-П.

5 Определение Второго КСОЮ от 28 октября 2021 г. по делу № 88-25460/2021.

6 Определение Первого КСОЮ от 23 сентября 2022 г. № 88-21222/2022, 2-15/2022.

7 Определение КС от 27 мая 2021 г. № 1010-О.

8 Определение Второго КСОЮ от 28 октября 2021 г. по делу № 88-25460/2021.