Права человека во время пандемии 2024

По мере роста осознания того, что эпидемия коронавируса может угрожать правам человека во всем мире, Организация Объединенных Наций призывает страны принять более согласованный, глобальный и ориентированный на права человека подход к этой пандемии, которую Генеральный секретарь Антониу Гутерриш назвал «общечеловеческим кризисом».

С самого начала вспышки коронавирусной инфекции COVID-19 официальные представители Организации по правам человека и назначенные ООН независимые эксперты подчеркивают важность защиты прав людей.

В ходе неофициального брифинга в Совете по правам человека 9 апреля Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет призвала к срочным и всесторонним действиям, чтобы коронавирусная инфекция COVID-19 не привела к «еще более масштабному неравенству» на фоне страданий большого числа людей.

Она добавила, что многие государства в каждом регионе — особенно в Европе — приняли беспрецедентные меры для защиты прав трудящихся и сведения к минимуму числа безработных. «Всем государствам, располагающим достаточными ресурсами, следует сделать то же самое», — сказала она.

Она отметила, что Африканский банк развития привлек крупнейшие в мире социальные облигации — в размере 3 миллиардов долларов — для оказания помощи африканским правительствам в увеличении доступности здравоохранения и других основных услуг и товаров. «Именно такое инновационное мышление нам и нужно», — подчеркнула она.

Она заявила, что ее Управление в настоящее время занимается разработкой эффективных экономических и социальных методов, принятых странами в каждом регионе — в том числе в большом количестве развивающихся стран — и доведет их до сведения членов Совета по правам человека. УВКПЧ также будет работать над интеграцией прав человека во всю работу экономических и социальных программ ООН.

Вот некоторые мнения экспертов ООН по правам человека об ответных мерах направленных на ликвидацию последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19:

«Каждый человек, без исключения, имеет право на получение жизненно необходимой медицинской помощи, и ответственность за предоставление этих услуг лежит на правительстве. Нехватка ресурсов или использование государственных или частных схем страхования никогда не должны служить оправданием для дискриминации в отношении определенных групп пациентов. Каждый человек имеет право на здоровье», — совместное заявление экспертов ООН по правам человека.

«Весьма вероятно, что уровень насилия в семье будет расти, как уже предполагалось в первоначальных данных, полученных от полиции и администраторов горячих линий. Для многих женщин и детей дом может быть местом страха и насилия. Эта ситуация значительно ухудшается в случаях изоляции, таких как карантин, введенный во время пандемии COVID-19.

Все государства должны приложить значительные усилия для устранения угрозы COVID-19, но они не должны забывать о женщинах и детях, ставших жертвами насилия в семье», — Дубравка Шимонович, специальный докладчик ООН по вопросу о насилии в отношении женщин.

«Сообщения о брошенных пожилых людях в домах престарелых или о телах, найденных в приютах, вызывают тревогу. Это неприемлемо. Мы все обязаны проявлять солидарность и защищать пожилых людей от такого отношения», — Роза Корнфельд-Штейн, независимый эксперт по вопросу об осуществлении пожилыми людьми всех прав человека.

«Внутренне перемещенные лица подвергаются повышенному риску заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 из-за ограниченного доступа к здравоохранению, воде, санитарным услугам, продовольствию и адекватному жилью. Они часто сталкиваются и с дискриминацией. Те, кто находится в лагерях или в местах массового скопления людей, часто оказываются живущими в перенаселенных пунктах, в приютах для чрезвычайных ситуаций, физически и структурно несоответствующими для предотвращения заражения коронавирусной инфекцией.

Правительства должны сделать все возможное, чтобы внутренне переселенные лица имели доступ к воде, санитарии, средствам личной гигиены, надлежащим жилищным условиям и продовольствию», — Сесилия Хименес-Дамари, специальный докладчик по вопросу о правах человека внутренне перемещенных лиц.

Девушка-инвалид ЮНИСЕФ/Абдулазиз Альдруби

«COVID-19 — это не только проблема сферы здравоохранения; это также и вирус, который усиливает ксенофобию, ненависть и отчуждение. Сведения о том, что китайцы и другие азиаты подвергаются физическим нападениям; о высказываниях на почве ненависти, обвиняющих меньшинства, включая цыган, латиноамериканцев и других лиц, в распространении вируса; и о политиках, призывающих к тому, чтобы мигрантам было отказано в доступе к медицинским услугам, — все это свидетельствует о том, что государствам необходимо срочно заострить внимание на том, что права людей, в частности наиболее уязвимых и маргинализированных, должны быть защищены», — Фернан де Варенн, специальный докладчик ООН по вопросам меньшинств.

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) предоставило рекомендации по принятию ответных мер в борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, ориентированные на права человека:

  • Политика в области здравоохранения должна учитывать не только медицинские аспекты пандемии, но и правозащитные и гендерные последствия мер, принимаемых в рамках ответных мер в области здравоохранения.
  • Чрезвычайные полномочия должны использоваться законно, в интересах общественного здравоохранения, а не в качестве основы для подавления инакомыслия или замалчивания деятельности правозащитников или журналистов.
  • Меры ограничения, такие как социальное дистанцирование и самоизоляция, должны учитывать потребности людей, которые полагаются на поддержку других людей в еде, одежде и купании. Многие люди, в том числе люди с инвалидностью, полагаются в этих аспектах на семью и социальные службы.
  • Крайне важно также, чтобы любое ужесточение пограничного контроля, ограничения на поездки или ограничения свободы передвижения не препятствовали людям, которые вынуждены бежать от войны или преследований.
  • Налоговые льготы и пакеты мер социальной защиты, направленные непосредственно на тех, кто в наименьшей степени способен справиться с кризисом, имеют важнейшее значение для смягчения разрушительных последствий пандемии. Немедленные меры экономической помощи, такие как гарантированный оплачиваемый отпуск по болезни, расширенные пособия по безработице, распределение продовольствия и всеобщий базовый заработок, могут помочь избежать острых последствий кризиса.
  • Представители ЛГБТИ-сообщества также сталкиваются с повышенными рисками во время этой пандемии. Конкретные мероприятия должны быть включены в планы реагирования для решения проблем в этом направлении.
  • Государствам следует принимать во внимание особые концепции здоровья коренных народов, включая их традиционную медицину, консультироваться и учитывать свободное предварительное и осознанное согласие коренных народов при разработке профилактических мер по коронавирусной инфекции COVID-19.
  • Люди, лишенные свободы, в том числе в тюрьмах, следственных изоляторах, иммиграционных центрах, учреждениях и других местах содержания под стражей, подвергаются повышенному риску заражения в случае вспышки заболевания. Их положение должно быть отдельно рассмотрено при планировании и реагировании на кризисные ситуации.
  • Медицинские работники и соответствующие эксперты, включая ученых, должны иметь возможность свободно говорить и обмениваться информацией друг с другом и общественностью.

Как в России поддерживают граждан в период COVID-19

Выплаты в расчете на месяц по больничным листам должны быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Новые правила оформления больничных

Появилась возможность оформить электронный больничный лист при удаленной консультации врача с применением телемедицины — на лечение направят, если врач диагностировал заболевание, представляющее опасность для окружающих. Кроме того, больничные смогут оформлять руководители, которые являются единственными учредителями, а также граждане, приговоренные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду. Гражданам, совмещающим два места работы, не нужно будет оформлять больничный два раза, работодателю будет достаточно отправить номер электронного больничного.

Рекомендация  Статья 63 ГПК РФ. Порядок выполнения судебного поручения 2024

Покупка лекарств через интернет

У граждан появляется возможность купить лекарства через интернет, заказав их доставку на дом. До этого выкупать необходимые медикаменты все равно приходилось в аптеке. Закон касается как нерецептурных препаратов, так и рецептурных, за исключением наркотических и психотропных, – продавать последние через интернет можно будет в условиях объявления эпидемий или ЧС.

Правительство РФ утвердило правила дистанционной продажи и доставки лекарств — онлайн можно будет приобрести безрецептурные препараты. Кабмин подписал соответствующее постановление 16 мая. Им утверждаются порядок выдачи разрешений на дистанционную торговлю медикаментами, требования к аптекам, порядок торговли, а также доставки лекарств.

Ответственность при обороте некачественных лекарств

Поправками в УК РФ за распространение некачественных или фальсифицированных лекарств через интернет устанавливается наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового либо лишения свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом в размере от 750 тыс. до 2,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

В соответствии с поправками в КоАП административный штраф за онлайн-торговлю фальсифицированными лекарствами и биодобавками составит от 75 до 200 тыс. рублей для граждан, от 150 до 600 тыс. рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 2 до 6 млн рублей — для юрлиц. Для организаций и ИП в качестве альтернативного наказания возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Подробнее

Какие выплаты положены врачам и социальным работникам

Как контролируют цены на лекарства

Упрощение регистрации новых лекарств

Какие выплаты положены семьям с детьми

Увеличивается размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет

Штрафы за завышение цен на лекарства

Вводится ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 тыс. до 500 тыс. рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период такой реализации, но не более одного года.

Борьба со спекуляциями лекарств

Правительство, в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Это позволит избежать ситуаций, когда, например, медицинские маски скупаются спекулянтами, и создать необходимый стратегический запас медикаментов.

Упрощение регистрации новых лекарств

Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика.

Также законом упрощается процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.

(Обновление 16.11.2020)

Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий для лечения коронавируса был продлен. Процедура позволяет получить все необходимые документы для применения лекарств или использования медицинских изделий в максимально короткие сроки. Такой порядок был введен из‑за коронавируса до 1 января 2021 года.

Теперь он продлевается еще на год.

(Обновление 11.01.2022)

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2021 года процедура ускоренной регистрации лекарственных препаратов для лечения больных новой коронавирусной инфекцией и получения разрешительных документов на их использование будет действовать до 1 января 2025 года.

Поддержка семей с детьми

  • Семьи с низкими доходами

Ежемесячные пособия на детей от трех до семи лет введены Указом Президента с 1 января 2020 года. Выплаты начались с 1 июня. Их получают семьи с низкими доходами. Размер пособия составляет 50% регионального прожиточного минимума на ребенка. Это примерно 5,5 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона.

Оформить выплату можно, подав электронное заявление на портале Госуслуг, при личном визите в МФЦ или органы соцзащиты.

  • Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до полутора лет

Смотрите также

Как государство узнает, кто остался без работы и нуждается в помощи

Где регионы возьмут средства для борьбы с COVID-19

Обновление (22.10.2021)

Законом предусматривается единый размер пособия по уходу на ребенком для неработающих граждан. Пособие будет выплачиваться на каждого ребенка, вне зависимости от очередности рождения. С тем, сколько составляет пособие в 2022 году, можно ознакомиться тут.

Особый порядок подачи работодателем сведений о работниках

Приняты поправки, которые могут обязать ПФР чаще запрашивать данные о занятости граждан в пандемию. Они позволят Правительству в период неблагоприятной ситуации, вызванной распространением коронавируса, установить для работодателей особый порядок предоставления в органы Пенсионного фонда сведений о работниках — приеме на работу, увольнении, переводе на другую работу. Это позволит осуществлять оперативный мониторинг и учет граждан, потерявших работу.

Штрафы за нарушение карантина

Дополнительно

Что грозит тем, кто умышленно нарушает правила безопасности в период распространения коронавируса

В статье 6.3 КоАП «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» устанавливается административная ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, действующих в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также в период карантина предусмотрены штрафы для граждан от 15 до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 150 тыс. рублей, для юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей. В качестве альтернативного наказания для организаций и ИП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В случае если указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан от 150 до 300 тыс. рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на ИП и юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Также вводится новая статья 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения», предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения (которые будут устанавливаться Правительством РФ) при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Рекомендация  Служба охраны труда в организации 2024

Если указанные действия (или бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В свою очередь, в соответствии с поправками в УК РФ, нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Возврат билетов на отмененные концерты

Пандемия коронавируса COVID-19: государство, граждане и меры ответственности

Кочергин, Д. А. Пандемия коронавируса COVID-19: государство, граждане и меры ответственности / Д. А. Кочергин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/15860/ (дата обращения: 07.09.2023).

Активное распространение по всему миру коронавируса внесла коррективы в жизнедеятельность всех стран. Экспансия инфекции повлияла на внутреннюю и внешнюю политику. Последствия пандемии новой болезни не ограничиваются негативными процессами в экономической и социальной сфере, но и приобрели вполне конкретные политические очертания. Прежде всего, усилилась ответственность государственных властей как гаранта стабильности функционирования системы, особенно во внутренне-политической сфере.

В данном случае речь идет о сбалансированной координации деятельности всех субъектов политической системы как единого механизма в экстраординарных условиях жизнедеятельности.

Ключевые слова:пандемия, коронавирус, экономика, кризис, направления политики, правопорядок, охрана, права, свободы.

The active spread of the coronovirus throughout the world has made adjustments to the vital functions of all countries. The expansion of infection has affected domestic and foreign policy. The consequences of the pandemic of the new disease are not limited to negative processes in the economic and social sphere, but also have acquired very specific political outlines.

First of all, the responsibility of state authorities as a guarantor of the stability of the functioning of the system, especially in the domestic political sphere, has increased. In this case, we are talking about the balanced coordination of the activities of all subjects of the political system as a single mechanism in extraordinary conditions of life.

Key words:pandemic, coronavirus, economy, crisis, policy directions, law and order, protection, rights, freedoms.

Пандемия коронавируса в 2020 году стала испытанием для многих стран и проверкой на прочность их политических систем. Борьба с новым вирусом показала все отрицательные и положительные стороны функционирования органов государственной власти зарубежных стран и России в частности. Стремительное распространение новой болезни повлекло за собой необходимость принятия скоротечных решений, показавших политическую грамотность руководства государств.

Перед политиками стояли такие задачи, как сохранение солидарных отношений в обществе, обеспечение сотрудничества его различных слоев, реализация на практике принципа социальной справедливости вне зависимости от выделяемых на это затрат. Именно коронавирус стал апробацией часто используемого термина в политике «социальное государство», как особого типа высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства.

Политические режимы и формы государственного управления всех стран мира подверглись испытанию в период новой пандемии. Первостепенной задачей всех стран стояла защита собственного населения. Единственным методом, который показал свою эффективность, оказался методом принуждения. Им воспользовалось руководство Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании, США и ряда других государств. При беспрецедентно быстром распространении коронавируса лидеры либеральных демократий, такие как Д. Трамп, А. Меркель, Б. Джонсон, Э. Макрон и пр., как олицетворение власти национального государства исполняют, по Т. Гоббсу, функцию Левиафана.

Именно они вынуждены были убеждать собственное население, невзирая на пол, возраст, сексуальную ориентацию отказаться на определенный период от части своих естественных прав (например, права на труд и на свободу передвижения во время карантина). По сути, на прочность проверяется фундаментальная легитимность избранных элит и принципиальное доверие к ним народа [3].

Одной из предпринятых мер стал режим самоизоляции. Закрытие торговых павильонов, приостановка работы предприятий и малого бизнеса, наложение обязанности на граждан находиться дома, все это привело к нарушению экономических процессов, и как результат нарушение правопорядка в некоторых странах. В связи с этим, во многих европейских странах встал вопрос его обеспечения, охраны прав и свобод человека и гражданина, в том числе в деле получения своевременной и качественной медицинской помощи.

Россия не стала исключением, экономические и другие процессы ординарной жизнедеятельности также были нарушены. В результате приостановления деятельности множества малых предприятий их владельцы понесли убытки, значительно пострадали сферы услуг, предприятия по обслуживанию населения общественным питанием. В связи с этим поддержка малого бизнеса в возникший трудный период было одной из поставленных задач перед государством. Для этого были разработаны направления по отсрочке по налогам и страховым взносам на 6 месяцев, кроме НДС; введения моратория на 6 месяцев на подачу заявлений о банкротстве для компаний из пострадавших от коронавируса отраслей; снижению страховых взносов с 30 % до 15 %. Безусловно, данные меры поспособствовали облегчению условий функционирования некоторым предприятиям, но их доля слишком мала, чтобы говорить об эффективности разработанного направления с настигнутым экономическим кризисом.

В связи с этим, стоит предполагать, что защита прав граждан, владеющих малыми предприятиями, как правило, их число составляют индивидуальные предприниматели, оказались не защищенными государством и привели к вынужденному закрытию, поскольку нарастающие долги по кредитам, вынужденная оплата аренды неиспользуемых помещений и другие обязательства только все больше угнетали материальное положение.

Осуществляя противодействие пандемии коронавируса государство было вынуждено частично ограничить граждан в их конституционных правах, что, безусловно, вызвало много отрицательной критики.

Предпринимаемые меры, связанные с борьбой настигнувшей мир пандемией, порождают спорные вопросы применения законодательства. Наиболее остро стоит вопрос в сфере трудовых правоотношений.

В связи с продолжающимся распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории России Правительство Российской Федерации приняло распоряжение от 16.03.2020 № 635-р, которое предусматривает введение указанных ниже ограничений [5].

Меры, принимаемые в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции, затронули работодателей, обеспечивающих безопасность условий труда в рамках, в частности, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ [3].

Конкретные меры по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции варьируются в разных субъектах Федерации. Каждый работодатель, действующий на территории субъекта:

− организует измерение температуры тела всех работников на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой;

− оказывает работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому;

− при поступлении запроса Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека незамедлительно предоставлять информацию обо всех контактах лица, заболевшего новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), в связи с выполнением им трудовых функций, обеспечивать проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший.

Кроме того, лица, посещавшие территории в связи с исполнением своих служебных обязанностей, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции обязаны:

− обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Россию из государств — членов Европейского союза, Сербии, Албании, Соединенного Королевства, Республики Северная Македония, Черногории, Андорры, Норвегии, Швейцарии, Исландии, Монако, Лихтенштейна, Молдовы, Беларуси, Украины, Боснии и Герцеговины, Ватикана, Сан-Марино, Хорватии, Соединенных Штатов, а также граждан, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции. Однако с учетом требования Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», начиная с 19 марта с. г. следует обеспечивать самоизоляцию при въезде в Россию из любой страны. Помимо этого следует сообщать о своем возвращении в Российскую Федерацию, месте, датах пребывания в других странах;

− при появлении первых респираторных симптомов незамедлительно обратиться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций;

− соблюдать постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому [5].

В случае нарушения российские граждане несут административную ответственность.

В связи с распространением коронавируса многие учреждения вводят дополнительные меры, направленные на охрану здоровья. Одной из самых распространенных мер, предпринимаемых в этой связи, стало измерение температуры работников. Вопрос о правомерности таких действий был прокомментирован в специальном разъяснении Роскомнадзора.

Роскомнадзор определил, что температура тела относится к специальной категории персональных данных как информация о состоянии здоровья. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [2] работодатель вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника без получения соответствующего разрешения в случае, когда такие данные необходимы для определения возможности выполнения работником трудовых функций (ст. 88). В случае если измерение температуры введено в организации, с которой лицо не связано трудовыми отношениями, считается, что посетители выражают свое согласие на сбор сведений о температуре тела (без идентификации) посредством конклюдентных действий, то есть непосредственно посещая организацию.

Собранные показатели рекомендуется уничтожать в течение суток после их получения.

Схожей позиции придерживается Европейский совет по защите данных (European Data Protection Board). По мнению Совета, работодатели и компетентные органы здравоохранения обладают всеми правовыми основаниями, позволяющими им обрабатывать персональные данные лиц без получения согласий субъектов персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима в связи с предотвращением угроз, связанных с распространением COVID-19, поскольку в данном случае речь идет о защите жизненно важных интересов. Напомним, что медицинские данные относятся к специальной категории персональных данных.

Отличительными признаками этой категории данных является особый перечень оснований для их обработки, а также усиленные требования по защите [3].

Другой важной проблемой, возникающей в связи с эпидемией, является необходимость организации удаленной работы для сотрудников организаций. Работодатели должны учитывать, что в этом случае для передачи конфиденциальной информации необходимо использовать специальные защищенные информационные системы, которые не позволят работникам незаконно скопировать файлы, а также минимизируют риск утечки конфиденциальной информации иным образом.

Карантинные ограничения могут стать дополнительным поводом для обращений россиян в Европейский суд по правам человека. В Совете Европы напомнили, что вынужденные отступления от стандартов в области прав человека должны оставаться соразмерными угрозе распространения вируса и быть ограничены во времени.

Как мы видим, политика нашего государства в борьбе с коронавирусной пандемией направлена, прежде всего, на охрану здоровья населения. Несмотря на масштабность распространения данного вируса, государство, при принятии ограничительных мер, все же старается свести к минимуму нарушение прав человека, тем самым доказывая их приоритет, предусмотренный Основным законом — Конституцией Российской Федерации [1].

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ] // Рос.газ. — 2009. — 21 янв.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации: [от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020)] // Соб. законодательства Рос. Федерации от 7 янв. 2002 г. № 1, ст. 3.
  3. Жильцов С. С. Коронавирус ударил по странам постсоветского пространства / С. С. Жильцов // Проблемы постсоветского пространства. — 2020. — Т. 7. № 1. — С. 8–17.
  4. Как разные страны борются с коронавирусом — URL: http:// naukatv.ru›Статьи›732 (дата обращения 03.05.2020)
  5. О глобализации, коронавирусе и пандемии // Надежность и безопасность энергетики. — 2020. — Т. 13. — № 1. — С. 69–80.
  6. Права человека во время распространения коронавируса — URL: http:// un.05.2020)
  7. Разъяснения о порядке реализации постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7- URL: http:// aviaru.net›pr/57314/ (дата обращения 07.05.2020).
  8. Секлецова Е. М. Влияние коронавируса на мировую экономику / Е. М. Секлецова // Вестник научных конференций. — 2020. — № 3–1 (55). — С. 97–101.
  9. Суховская О. А. Коронавирус 2019-ncov (краткое сообщение) / О. А. Суховская // Медицинский альянс. — 2019. — Т. 7. — № 4. — С. 106–108.
  10. Таранец В. А. Кризис Евросоюза на фоне пандемии коронавируса / В. А. Таранец // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 272–275.