Постановка на воинский учет 2024

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

2. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

3. Подготовка списков граждан для первоначальной постановки на воинский учет производится на основании сведений об указанных гражданах, содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также на основании запросов военных комиссариатов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Первоначальная постановка гражданина на воинский учет осуществляется путем включения военными комиссариатами соответствующих сведений в Реестр воинского учета.

Первоначальная постановка гражданина на воинский учет может осуществляться без его личной явки на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

При наличии у военных комиссариатов соответствующих оснований зачисление в запас граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, может осуществляться без личной явки на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, при необходимости могут направляться повестки, в том числе в электронной форме, для сверки сведений, полученных из Реестра воинского учета, информационных систем и информационных ресурсов, сведений, полученных на основании запросов, проведения мероприятий, предусмотренных статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона, а также для получения документов воинского учета. Указанные повестки считаются врученными в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Федерального закона.

4. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

5. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

Рекомендация  Страхование жизни при ипотеке обязательно ли страховать жизнь 2024

а) должностное лицо военного комиссариата — председатель комиссии;

б) представитель местной администрации;

в) специалист по профессиональному психологическому отбору;

г) секретарь комиссии;

7. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

8. Решение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, может быть обжаловано в порядке, установленном разделом V.1 настоящего Федерального закона.

9. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить и (или) направить гражданам в письменной или электронной форме решение комиссии, содержащее в том числе разъяснение их обязанностей по воинскому учету.

Воинский учет с 5 августа 2024 года: новые штрафы и новые обязанности для работодателей

Для работодателей изменили правила воинского учета военнообязанных работников, а также установили новые штрафы за их нарушения. Рассказываем, какие изменения ожидают работодателей и какие штрафы будут введены за несоблюдение правил воинского учета.

Новые правила вручения работникам повесток

С 5 августа 2024 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211, изменившее порядок ведения работодателями воинского учета военнообязанных сотрудников.

Одно из изменений касается правил вручения работникам повесток, поступивших из военных комиссариатов. При этом изменилась и форма вручаемых работникам повесток. Новая форма приведена в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Новые правила прямо устанавливают, что работодатели обязаны вручать работникам повестки лично не позднее, чем за 3 дня до назначенного срока явки в военный комиссариат, указанного в повестке.

Военкомат, направивший повестку работодателю, одновременно разместит ее и в специальном электронном реестре. Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, как ожидается, заработает не ранее начала осеннего призыва 2024 года.

Если работник откажется от получения повестки, повестка будет считаться врученной в день такого отказа. При этом работодатель обязан проинформировать военкомат об отказе. Для этого на повестке необходимо проставить отметку, содержащую дату отказа, должность, подпись и ФИО лица, вручавшего повестку, а также подписи и ФИО присутствовавших при этом свидетелей.

Далее повестку с отказом от ее получения необходимо направить в военкомат не позднее дня, назначенного для явки в военный комиссариат.

Если работодатель не вручит повестку работнику, его оштрафуют по ст. 21.2 КоАП РФ, а повестка будет считаться врученной работнику по истечении 7 дней с даты ее размещения в реестре повесток.

Новые отчеты для работодателей

Одновременно для работодателей обновили форму отчета о заключении с военнообязанным работником трудового договора и увольнении военнообязанного работника. Новая форма отчета приведена в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Ранее работодатели обязаны были направлять в военкомат сведения о трудоустройстве или увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету, в течение 2 недель с момента издания приказа о приеме на работу или увольнении работника. По новым правилам соответствующий отчет, начиная с 14 апреля 2024 года, необходимо направлять в военкомат в течение 5 дней со дня данных кадровых изменений. В новом отчете теперь не нужно указывать военно-учетную специальность принимаемого или увольняемого военнообязанного сотрудника.

Рекомендация  Отселение пенсионера из открытого военного городка 2024

Вместо указанных сведений в отчете нужно указывать серию и номер паспорта, СНИЛС, а также дату рождения военнообязанного работника.

Списки работников мужского пола

С 5 августа 2024 года для работодателей отменяется обязанность по представлению в военкоматы списков работников мужского пола.

Ранее работодатели обязаны были ежегодно в сентябре представлять в военкоматы списки работников мужского пола 15- и 16-летнего возраста. Кроме того, до 1 ноября работодатели должны были представлять списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году. Теперь составлять и направлять в военкоматы указанные списки работодателям больше не потребуется (п.

13 постановления Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211).

Одновременно работодателям установили сроки для предоставления в военкоматы сведений об обнаружении в документах воинского учета ошибок и неточностей. О данных ошибках, не оговоренных исправлениях, неточностях и подделках, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета работодатели теперь обязаны сообщать в военкомат в течение 5 рабочих дней со дня выявления таких фактов (п. 12 постановления Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211).

Новые штрафы для работодателей за нарушения в области воинского учета

С 1 октября 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2023 № 404-ФЗ, который значительно ужесточает административную ответственность работодателей за нарушения в сфере воинского учета, а также вводит для них новые составы административных правонарушений.

В частности, закон дополняет КоАП РФ новой статьей 19.38, которая устанавливает для работодателей штрафы за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации. Данное нарушение повлечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц организаций — в размере от 60 000 до 80 000 рублей,
  • на организации — в размере от 400 000 до 500 000 рублей.

Многократно увеличиваются для работодателей штрафы по ст. 21.2 КоАП РФ за неоповещение работников об их вызове по повестке военного комиссариата. Сейчас данное нарушение влечет наложение на организации штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей. С 1 октября 2024 года это нарушение будет грозить штрафом:

  • для должностных лиц организаций — в размере от 40 000 до 50 000 рублей,
  • для организаций — в размере от 350 000 до 400 000 рублей.

Штрафы для работодателей за непредставление в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, отменяются ввиду исключения соответствующей обязанности.

Также с 1 октября в новой редакции будет изложена статья 21.4 КоАП РФ, устанавливающая штрафы за непредставление в военкоматы сведений, необходимых для ведения воинского учета. По новым правилам это нарушение повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций — в размере от 40 000 до 50 000 рублей (сейчас максимальный штраф составляет 5 000 рублей).

Рекомендуем ознакомиться:

Электронные повестки: что нужно знать?

14 апреля официально опубликован и вступил в силу закон, которым внесены существенные изменения в законодательство о воинской обязанности и ряд иных законодательных актов в части, касающейся порядка воинского учета, направления повесток призывникам, а также связанных с этим прав и обязанностей граждан, организаций и государственных органов. Подробно об этом законе мы рассказывали на стадии его принятия, здесь же напомним о некоторых его важных положениях (Федеральный закон от 14 апреля 2024 г. № 127-ФЗ).

  • Постановка на воинский учет без личной явки гражданина

Поправки предусматривают возможность осуществления воинского учета (постановка на учет, снятие с учета, внесение изменений в учетные документы, зачисление в запас) без личной явки граждан в военкомат – на основании сведений, содержащихся в государственных информационных системах, а также данных, представленных по запросам военкоматов. О соответствующих учетных действиях граждан будут уведомлять через единый портал Госуслуг.

  • Порядок направления повесток
Рекомендация  Статья 289 ГПК РФ. Решение суда по заявлению об объявлении несовершеннолетнего полностью

Повестки гражданам, подлежащим призыву на военную службу, – в тех случаях, когда они не вручаются под роспись непосредственно работниками военкомата или по месту работы (учебы) призывника, – будут направляться по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по месту жительства (месту пребывания) и, кроме того, – дублироваться в электронной форме. Электронная повестка будет считаться врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на определенном Правительством РФ информационном ресурсе.

Вводится презумпция получения повестки — при ее направлении в установленном порядке она в любом случае будет считаться врученной по истечении семи дней с даты ее размещения в формируемом в соответствии с поправками общедоступном Реестре повесток.

  • Ограничения, связанные с направлением повестки

Со дня, когда повестка считается врученной, гражданину в качестве временной меры, направленной на обеспечение его явки в военкомат, запрещается выезд из страны.

Помимо этого, в случае неявки гражданина без уважительной причины в течение 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, к нему применяются следующие временные меры:

  1. запрет на регистрацию в качестве ИП;
  2. запрет на постановку на учет в качестве самозанятого;
  3. приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимость;
  4. ограничение права управления транспортными средствами;
  5. запрет на государственную регистрацию транспортных средств;
  6. отказ в заключении кредитного договора, договора займа.

Решение о применении указанных мер будет приниматься автоматически с направлением гражданину соответствующего уведомления через портал Госуслуг. Отмена этих мер осуществляется также в автоматическом режиме в течение суток с момента явки гражданина по повестке или подтверждения уважительных причин неявки. Перечень таких уважительных причин не претерпел изменений и включает, в частности, заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности, а также тяжелое состояние здоровья члена семьи.

Гражданин сможет также обжаловать решение о применении перечисленных мер в досудебном порядке или в суд.

Отметим, что государственные органы субъектов РФ наделены полномочием устанавливать дополнительные меры, направленные на обеспечение явки по повестке, в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций, установленных региональными НПА.

  • Обжалование решений, связанных с воинским учетом и призывом

Поправками уточнен порядок обжалования гражданами отдельных решений, принимаемых в соответствии с Законом о воинской обязанности. Речь идет в том числе о решениях призывной комиссии и, как было отмечено, – решениях об установлении обеспечительных мер.

Досудебную жалобу в призывную комиссию субъекта РФ можно будет направить в электронном виде с использованием портала Госуслуг или через МФЦ. В первом случае срок рассмотрения жалобы составляет пять календарных дней, во втором – семь календарных дней.

Порядок судебного оспаривания соответствующих решений определяется процессуальным законодательством.

Рассматриваемым законом исключено правило, согласно которому исполнение обжалуемого решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией субъекта РФ или вступления в законную силу решения суда. Однако при необходимости суд вправе приостановить его действие на основании общей нормы ст. 223 КАС РФ.

Ряд изменений касается исполнения работодателями своих обязанностей в области воинского учета. В частности, поправками сокращены сроки направления в военкоматы сведений о работниках.